Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации

Обновлено: 18.09.2024

Аттестация, или проверка уровня профессиональных знаний и навыков, квалификации, может служить основанием для присвоения работнику новой квалификационной категории, повышения оплаты его труда. Многие знают о повышении квалификационных категорий работникам определенных профессий: педагогам, медикам, чиновникам госструктур. Руководители коммерческих фирм также имеют право провести аттестацию работников с присвоением по ее итогам более высокой квалификации.

Аттестация и квалификация

Периодическая аттестация, вне зависимости от профессии, от специфики деятельности организации, бывает двух видов:

  1. На соответствие занимаемой должности. Такая аттестация призвана подтвердить, что профессиональный уровень сотрудника соответствует выполняемой им работе. Это обязательная процедура.
  2. На присвоение квалификационной категории. Этот вид аттестации носит добровольный характер, проводится по его инициативе работника.

Как правило, квалификационная категория считается действующей в течение 5 лет, однако работник может пройти повторную аттестацию «на категорию» и раньше – через 2, 3 года после получения предыдущей категории.

Присвоенная квалификационная категория закрепляется за работником на весь период ее действия, даже если он будет работать в другом учреждении, организации, в другой местности.

Уровень квалификации работника обязательно должен отражаться в трудовом договоре (ТК РФ, ст. 57). При присвоении новой квалификационной категории эти сведения фиксируются в договоре допсоглашением.

Как ввести квалификационные категории в коммерческой фирме

ВАЖНО! Рекомендации по проведению аттестации работника на соответствие занимаемой должности от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Коммерческие фирмы не обязаны проводить аттестацию, но многие руководители инициируют принятие локальных актов, в соответствии с которыми можно аттестовать работников и присваивать им квалификационные категории.

Для каждой категории должны быть разработаны квалификационные требования. Они должны различаться уровнем образования и квалификации, учитывать опыт работы, стаж по профессии. При проведении этой работы целесообразно пользоваться справочной информацией. В квалификационном справочнике от 21/08/98 г. №37 подробно указаны квалификационные требования для значительного числа должностей.

Пример: в справочнике №37 для должности «инженер» предусмотрены четыре квалификационные позиции:

  1. Инженер как таковой может иметь любой стаж работы и высшее профобразование.
  2. Инженеру 3 категории достаточно окончить профильный ВУЗ и проработать инженером 3 года.
  3. Инженеру 2 категории нужно иметь высшее профобразование и стаж работы инженером 3 категории не меньше 3 лет.
  4. Инженеру 1 категории необходимы высшее образование по профессии и стаж работы в инженерной должности 2 категории – 3 года и более.

Предполагается, что слово «старший» в наименовании должности указывает на наличие подчиненных либо он один контролирует работу участка. При этом если для должности уже установлены квалификационные категории, слово «старший» не используется. Это понятие приравнивается к 1 категории.

Если специалист назван «ведущим», он контролирует работу подчиненных групп и осуществляет общее руководство определенным направлением работы фирмы. Ведущий специалист должен иметь стаж на 2-3 года выше, чем такой же специалист 1 категории (по тексту справочника №37, п. 7 «Общих положений»).

Коммерческая фирма вправе не опираться на положения квалификационных справочников при установлении квалификационных категорий. Их наименования отражаются в локальном нормативном акте (ТК РФ, ст. 8), например, «Положение об аттестации».

Все кадровые события, в том числе проведение самой аттестации и получение квалификационных категорий, оформляются приказом. По результатам аттестации вносятся изменения в штатное расписание и в кадровые документы каждого сотрудника.

Формально руководитель коммерческой фирмы не обязан проводить аттестацию, чтобы присвоить работнику квалификационную категорию, однако сделать это целесообразно с соблюдением всех законодательных норм. В ином случае «распределение» квалификационных категорий может стать причиной трудового спора, не исключая и обращение работников с иском в суд.

На заметку! Использование квалификационных справочников обязательно только для работников государственных и муниципальных учреждений, а также представителей профессий, предполагающих льготы, компенсации, ограничения (ТК РФ, ст. 57 ч. 2 «условия», абз. 3).

Квалификационные категории отдельных профессий

Для представителей определенных профессий получение квалификационной категории без проведения аттестации невозможно. Это госчиновники, педагоги, медики, работники прокуратуры и еще целый ряд других.

Добровольно-принудительная переподготовка. Есть ли смысл в повышении квалификации?

Для примера рассмотрим порядок проведения аттестации на получение квалификационной категории педагогических работников. Он регламентируется ФЗ №273 от 29/12/12 г. «Об образовании», ст. 49, и приказом Минобразования №276 от 07/04/14 г. Порядок следующий:

  1. Аттестация проводится по желанию работника, на основании его заявления.
  2. Присваивается первая или высшая категория.
  3. Заявление на получение 1 категории есть возможность подать вне зависимости от стажа работы в учреждении, на высшую – через 2 года работы.
  4. Заявление рассматривается не более месяца, назначаются сроки аттестации. В адрес гражданина направляется письменное уведомление о месте и времени процедуры.
  5. По результатам комиссией заочно принимается решение присвоить категорию либо отказать в присвоении.

Для аттестации на рассмотрение комиссии работником предоставляется пакет документов: заявление; копии документов об образовании, о присвоении категорий ранее, если процедура проводится повторно; документы на смену фамилии – при необходимости; характеристика с места работы, портфолио.

Порядок проведения квалификационных испытаний должен, по общему правилу, отражаться в ЛНА учреждения и учитывать его специфику.

На заметку! В законодательстве о присвоении квалификационных категорий работникам отдельных профессий происходят постоянные изменения. Так, в проекте нововведения для педработников, которые могут быть приняты в текущем году. Тренеры спортивных школ получили возможность аттестоваться на одну из квалификационных категорий (ФЗ №147 от 4/06/18 г.).

Запись в трудовую книжку и в личную карточку

ВАЖНО! Образец записи в трудовой книжке при повышении квалификации от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Кадровая служба обязана отражать присвоение квалификационных категорий во всех кадровых документах. Кроме штатного расписания и трудового договора, приказов по кадрам, обязательным является отражение сведений о квалификации в трудовой книжке работника.

В соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда от 10/10/03 г. №69, п. 3.1:

  • запись о присвоении нового разряда, класса, категории должна быть внесена в трудовую книжку;
  • основанием для внесения записи является приказ руководителя.

Записи должны быть внесены не позднее семидневного срока и соответствовать тексту приказа о присвоении квалификационной категории (Правила №225 от 16/04/03 г., о ведении трудовых книжек, р.2-10). Запись об аттестации с целью установления квалификационной категории вносится и в Личную карточку сотрудника, в р. 4 «Аттестация» (ф. Т-2).

Приложение
к Положению о деятельности предметных
комиссий государственной экзаменационной
комиссии Сахалинской области по проведению
государственной итоговой аттестации по
образовательным программам
основного общего образования

Порядок
присвоения статуса экспертам предметных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок регулирует процедуру и порядок присвоения статуса экспертам предметных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - ГИА-9).

1.2. Для присвоения экспертам предметных комиссий (далее - экспертам) того или иного статуса устанавливается соответствие его квалификации:

- требованиям к экспертам, определенным Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 года N 1394;

- требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА-9;

- требованиям к результатам квалификационных испытаний на присвоение соответствующего статуса экспертам (далее - квалификационные испытания);

- требованиям к результатам согласованности оценивания работ при проверке в предыдущий год и к показателям статистики удовлетворенных апелляций.

1.3. Статус "ведущий" эксперт присваивается лицам, претендующим на руководство Предметной комиссией и отвечающим квалификационным требованиям:

- наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего, среднего профессионального или высшего профессионального образования (не менее 3-х лет);

- наличие стажа работы в предметной комиссии не менее 3-х лет. Отсутствие опыта оценивания допускается только для вновь организуемых предметных комиссий по испанскому, французскому, немецкому языкам, которые ранее не создавались в Сахалинской области;

- имеющим документ, подтверждающий получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия в объеме не менее 18 часов по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определенными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор);

- успешно прошедшим квалификационные испытания.

Экспертам, не назначенным заместителем председателя или председателем Предметной комиссии и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу "ведущий" эксперт присваивается статус "старший" эксперт.

1.4. Статус "старший" эксперт присваивается лицам, отвечающим квалификационным требованиям:

наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего, среднего профессионального или высшего профессионального образования (не менее 3-х лет);

- наличие стажа работы в предметной комиссии не менее 2-х лет. Отсутствие опыта оценивания допускается только для вновь организуемых

предметных комиссий по испанскому, французскому, немецкому языкам, которые ранее не создавались в Сахалинской области;

- имеющим документ, подтверждающий получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия в объеме не менее 18 часов по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определенными Рособрнадзором;

- успешно прошедшим квалификационные испытания.

1.5. Статус "основной" эксперт присваивается лицам, отвечающим квалификационным требованиям:

наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего, среднего профессионального или высшего профессионального образования (не менее 3-х лет);

- имеющим документ, подтверждающий получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия в объеме не менее 18 часов по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определенными Рособрнадзором;

- успешно прошедшим квалификационные испытания.

1.6. Для присвоения статуса экспертам создается комиссия.

2. Порядок формирования и структура комиссии по присвоению статуса экспертам

Комиссия по присвоению статуса экспертам (далее - Комиссия) в своей деятельности руководствуется: нормативно-правовыми актами Минобрнауки России, Рособрнадзора, правовыми актами и инструктивно-методическими документами Министерства образования Сахалинской области (далее - Сахминобр) по вопросам организации и проведения ГИА-9, настоящим Порядком.

2.1. Общее руководство, координацию деятельности Комиссии, контроль за её работой осуществляет председатель.

2.2. Состав Комиссии формируется и утверждается распорядительным актом Сахминобра из числа представителей:

- организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - образовательные организации);

- научных, общественных организаций и иных организаций и объединений.

2.3. Комиссия формируется, исключая возможность возникновения конфликта интересов.

2.4. Делопроизводство Комиссии ведет ответственный секретарь.

2.5. Срок полномочий Комиссии - до 31 декабря текущего года.

3. Деятельность Комиссии

3.1. Информационное и организационно-технологическое обеспечение работы Комиссии осуществляет Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Сахалинской области" (далее - ГЪОУ ДПО ИРОСО) и Региональный центр обработки информации ГБОУ ДПО ИРОСО (далее - РЦОИ).

3.2. В целях выполнения своих функций Комиссия вправе:

- запрашивать и получать от предметной комиссии, заявителей, образовательных организаций, ГБОУ ДПО ИРОСО и РЦОИ необходимые документы и сведения об экспертах, в том числе об образовании, обучении по программам дополнительного профессионального образования, наличии опыта работы в образовательных организациях и в предметных комиссиях, результаты оценивания работ в предыдущем году, статистику удовлетворенных апелляций, результаты зачетов и квалификационных испытаний;

привлекать при рассмотрении документов председателей и заместителей председателей Предметных комиссий по соответствующему предмету (по мере необходимости).

3.3. Комиссия в рамках подготовки к проведению ГИА-9 в период формирования предметных комиссий:

принимает и рассматривает представленные по итогам обучения списки кандидатов на присвоение статуса эксперта;

принимает решение о присвоении статуса "ведущий" эксперт, "старший" эксперт, "основной" эксперт;

направляет в Сахминобр график работы Комиссии и информацию о принятых решениях.

3.4. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов от списочного состава Комиссии при наличии кворума (2/3 списочного состава).

В случае равенства голосов председатель Комиссии имеет право решающего голоса.

3.5. Решения Комиссии оформляются протоколами заседания Комиссии, заверяются подписью ответственного секретаря и утверждаются председателем.

4. Проведение квалификационных испытаний

4.1. Квалификационные испытания экспертов проводятся уполномоченной организацией ГБОУ ДПО ИРОСО с целью присвоения эксперту предметной комиссии определенного статуса для его последующего участия в оценивании экзаменационных работ участников ГИА-9.

4.2. Квалификационный статус присваивается эксперту на 1 год с последующим его подтверждением.

4.3. Квалификационные испытания после прохождения соответствующего обучения экспертами проводятся в два этапа в различных формах, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий:

4.3.2. Проверка практических навыков работы эксперта по оцениванию экзаменационных работ участников ГИА-9.

4.4. Результаты выполнения квалификационных испытаний вносятся в ведомость, которая передается в Комиссию.

Информационную безопасность при работе с экзаменационными материалами ограниченного доступа для проведения квалификационных испытаний экспертов, возврат использованных материалов в РЦОИ обеспечивает ГБОУ ДПО ИРОСО.

5. Присвоение статуса экспертам

Показатели согласованности оценивания для присвоения статуса экспертам

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен по расписанию:

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен по расписанию:

Этот документ в некоммерческой версии КонсультантПлюс доступен по расписанию:

Н.В. Богомолова

Работа экспертных организаций как почти единственного механизма, который стоит на пути у некачественных проектов, который отвечает за надежность и безопасность решений, принятых в проектной документации, всегда будет исключительно важна как для государства и граждан, так и для профессионального сообщества. В этих условиях особенное внимание должно уделяться правовому регулированию деятельности экспертных организаций: в первую очередь, статусу эксперта и определению подходов к формированию экспертного корпуса как базису, на котором возводится все здание института строительной экспертизы.

5 марта 2007 года Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации №145, был установлен порядок проведения государственной экспертизы по принципу «одного окна».

Тем же документом было введено понятие статуса государственного эксперта. Так, пунктом 47 Положения определено, что исключительным правом подготовки заключений государственной экспертизы обладают лица, аттестованные в качестве государственных экспертов в порядке, установленном Министерством регионального развития Российской Федерации. Согласно ранее действующей редакции пункта 47 Положения «при проведении государственной экспертизы государственный эксперт независим и обязан руководствоваться только требованиями законодательства Российской Федерации. Никто не вправе давать государственному эксперту обязательные для исполнения указания в части выводов относительно соответствия или несоответствия проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, соответствия или несоответствия инженерных изысканий требованиям технических регламентов». К сожалению, столь важный и принципиальный аспект статуса эксперта так и не нашел отражения в последующих нормативных правовых актах. Сегодня этот раздел Постановления правительства утратил силу, и вопросы, связанные с правовым статусом эксперта, определяются уже статьями 49 и 49.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Часть 4.6 статьи 49 устанавливает, что подготовку заключений государственной и негосударственной экспертизы вправе осуществлять физические лица, аттестованные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, то есть на данный момент - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Эта работа проводится в порядке, определенном Положением об аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года № 271 по направлениям деятельности, указанным в квалификационном аттестате. В настоящее время действует Минстроем России утвержден Перечень направлений деятельности экспертов.

Во время разработки этих документов профессиональным сообществом довольно долго обсуждался вопрос того, должен ли государственный эксперт быть штатным сотрудником организации по проведению государственной экспертизы. В 2007 и 2009 годах этот вопрос получал, в основном, положительный ответ. Однако сегодня, как то устанавливает часть 1 статьи 49.1 Градостроительного кодекса, а также пункт 8 Положения об аттестации, любое физическое лицо может быть аттестовано на право подготовки заключений экспертизы при условии его соответствия следующим требованиям:

1) наличие высшего профессионального образования по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности эксперта;
2) постоянное проживание в Российской Федерации;
3) наличие стажа работы в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по соответствующему направлению деятельности не менее пяти лет или стаж работы на соответствующих должностях в органах либо в организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, не менее трех лет;
4) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.
5) обладание необходимыми знаниями в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (включая требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов либо осуществления их проектирования, строительства и эксплуатации.

Отдельно необходимо отметить, что первое требование, а именно наличие высшего профессионального образования по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности эксперта, довольно нечеткое. Ведь в настоящее время в общепринятой системе российского высшего образования существует разделение выпускников вузов на бакалавров (4 года обучения в вузе), специалистов (5 лет обучения) и магистров (6 лет в вузе). Разумеется, уровень профессиональной подготовки у этих выпускников очень разный, хотя все они формально считаются получившими высшее образование.

Квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий действует на всей территории Российской Федерации. Срок действия аттестата – 5 лет. Физическое лицо вправе обратиться в Минстрой России с заявлением о продлении срока его действия путем переаттестации. Согласно части 7 статьи 49.1 Градостроительного кодекса квалификационный аттестат может быть аннулирован тем же органом, который его выдал, то есть, Минстроем России, до истечения срока его действия. Основанием для аннулирования аттестата являются:

1) установление факта участия эксперта в экспертизе при наличии личной заинтересованности в ее результатах, в том числе, если в подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий участвовали эксперт лично или его близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), супруг;
2) установление факта представления для прохождения аттестации документов, содержащих недостоверные сведения;
3) вступление в законную силу решения уполномоченных органов о привлечении лица, которому выдан квалификационный аттестат, к ответственности за правонарушения в сфере его профессиональной деятельности.

Аттестованные эксперты вносятся Минстроем России в соответствующий реестр в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 16 марта 2012 года № 102. Этот реестр открыт для всех заинтересованных лиц и ведется в электронном виде на официальном сайте Минстроя России. В реестре содержатся следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество физического лица, которому выдан квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
2) номер квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
3) дата выдачи и дата окончания срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
4) направления деятельности эксперта, по которым он может осуществлять подготовку заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
5) отметка об аннулировании, приостановлении, выдаче дубликата квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае принятия Министерством регионального развития Российской Федерации соответствующего решения).

Пункт 13 Положения об аттестации определяет, что при наличии действующего квалификационного аттестата эксперт может представить документы для прохождения аттестации на получение права подготовки заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по другому направлению деятельности. Данное правило касается лиц, работающих в организации по проведению государственной экспертизы и обладающих необходимым стажем.

В настоящее время в Правительстве Российской Федерации на рассмотрении находится законопроект о внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации. Эти изменения связаны с необходимостью повысить требования, предъявляемые к аттестации физических лиц на право подготовки заключения экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

Например, непростым было принятие решения о стаже работы, необходимом для такой аттестации. Сегодня в проектных организациях этот стаж составляет пять лет, однако вносились предложения продлить его до десяти и даже пятнадцати лет. В конечном итоге, в рассматриваемый проект вошел вариант, согласно которому длительность стажа эксперта должна составлять не менее семи лет.

Споры вызывает не только стаж, но и порядок проведения самой аттестации. В настоящее время она проводится в двух формах: устный экзамен и письменное тестирование, где при ответе на вопрос следует выбрать верный вариант из нескольких предложенных. Конечно, устный экзамен раскрывает возможности претендента значительно полнее и нагляднее, чем тестирование. Экзаменационная комиссия состоит из представителей Минстроя и специалистов Главгосэкспертизы России. Экзаменаторы могут лично познакомиться с кандидатом, задать дополнительные вопросы, послушать, как потенциальный эксперт обосновывает свою точку зрения и какие аргументы он подбирает. Но, как считает сообщество, и письменное тестирование имеет право на существование – как дополнительный экзамен. Во время такого тестирования кандидаты могли бы решать практические задачи, которые позволяли бы получить дополнительные данные об уровне их профессиональных знаний и навыков.
Кроме того, в законопроекте установлен перечень оснований для аннулирования квалификационного аттестата. Такими основаниями, например, могут стать:

- установление судом двух и более фактов совершения экспертом нарушений, влекущих за собой создание угрозы причинения вреда жизни, здоровью человека, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Речь идет о нарушениях, совершенных за последние пять лет профессиональной деятельности в качестве эксперта, либо о нарушениях, которые повлекли причинение указанного вреда вне зависимости от того, когда такие нарушения были совершены. В частности, нарушением является подготовка экспертом положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий, не соответствующих требованиям технических регламентов, или положительного заключения экспертизы проектной документации, не соответствующей требованиям технических регламентов и (или) результатам инженерных изысканий;

- установление судом двух и более фактов нарушений эксперта за последние пять лет его профессиональной деятельности. Речь идет о таких нарушениях, как подготовка экспертом отрицательного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий при соответствии их требованиям технических регламентов, или отрицательного заключения экспертизы проектной документации при ее соответствии требованиям технических регламентов и (или) результатам инженерных изысканий.
При этом, если причиной аннулирования квалификационного аттестата стали нарушения, которые повлекли за собой причинения вреда жизни, здоровью человека, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повторная аттестация эксперта не допускается.

Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются в зависимости от уровня квалификации эксперта.

Для присвоения экспертам того или иного статуса устанавливаются определенные квалификационные требования.

1. Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях устанавливаются пунктом 21 Порядка:

наличие высшего образования;

соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;

наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);

наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором.

2. Для присвоения статуса "ведущий эксперт" необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек. Статус "ведущий эксперт" может быть присвоен только председателю или заместителю председателя ПК. Экспертам, не назначенным заместителем председателя или председателем ПК и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу "ведущий эксперт", присваивается статус "старший эксперт".

4. Значения показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать значениям, определенным ОИВ для присвоения экспертам каждого из статусов. Рекомендуемые показатели согласованности и их значения по результатам квалификационных испытаний для присвоения каждого из статусов экспертам приведены в Приложении 1.

5. Методика анализа согласованности работы экспертов и анализа статистики удовлетворенных апелляций о несогласии с выставленным баллом разрабатывается ОИВ, перечень направлений для анализа работы ПК приведен в Приложении 3. Результаты анализа согласованности оценивания используются при подготовке экспертов.

1. По результатам прохождения квалификационных испытаний эксперту может быть присвоен один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.

Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе ПК.

2. Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:

требованиям к экспертам, определенным Порядком;

требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА;

требованиям к результатам квалификационного испытания;

требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.

Читайте также: