Восточный вокзал примет 48 поездов дальнего следования
Обновлено: 21.12.2024
Где это и почему "Восточный"? Новый вокзал находится на станции МЦК "Локомотив", у станции метро "Черкизовская". Нейминг стал первой явной проблемой новостройки - у транспортного узла теперь тройное название. Вместо того чтобы наоборот, унифицировать все три терминала под понятным названием "Черкизово" - РЖД совместно с московскими властями устроили форменный хаос. По одной из версий, название "Восточный" выбрали потому, что далее в столице запланировано появление "Южного" и иных периферийных вокзалов. Однако объяснять причины появления странного названия никто не стал.
В применении названий тоже наблюдается феерический разброд. Таблички на платформах содержат только слово "Восточный" - то есть пассажир, выглянув из окна поезда, вообще может не понять, что находится в Москве . Слово "Москва", правда, есть на обращенной к путям стене вокзала - но только в одном малозаметном месте, так что львиная доля пассажиров его не увидит. На сайте РЖД в системе бронирования билетов новостройка именуется то " Москва Вост", то "Мцк локомотив Москва вк восточный", то " Москва Вк Восточный (Тпу Черкизово)". При этом указать " Москва Восточный" или " Москва Вост" или " Москва Черкизово" или " Москва Локомотив" как место желаемого отправления или прибытия на сайте РЖД нельзя. Зато можно указать просто "Восточный" или "Черкизово". Довершает весь этот хаотический разнобой вывеска на фасаде вокзала: "Восточный, Терминал Черкизово".
Зачем он вообще нужен? На фоне того, что два старых московских вокзала (Рижский и Савеловский) лишились в последнее время дальних поездов, появление нового вокзала выглядит странно. Тем не менее как временное решение он действительно нужен - на период реконструкции Курского вокзала и ведущих к нему направлений для запуска новых маршрутов городских и пригородных поездов МЦД. Сейчас на Восточный перевели большую часть поездов с Курского (а некоторые составы южных курортных направлений послали на Киевский и Павелецкий вокзалы с резким увеличением времени в пути). По окончании реконструкции большинство поездов вполне можно было бы вернуть на наиболее удобный Курский, однако похоже, что в планы РЖД это не входит.
Какие поезда теперь на Восточном? Туда перевели большинство дневных экспрессов ("Ласточки" и "Стрижи") в Нижний Новгород и половину "Ласточек" в Иваново, а также ряд транзитных поездов из Санкт-Петербурга (в Адлер , Анапу , Новороссийск , Кисловодск , Ейск , Самару , Ижевск , Челябинск , Волгоград , Белгород , Владикавказ , Махачкалу , Сухуми ) и Мурманска (в Адлер , Новороссийск и Анапу ). Всего с вокзала совершается около трех десятков отправлений в день. Часть экспрессов в Нижний Новгород и Иваново остались на Курском вокзале, там же сохранились экспрессы в Белгород , Орел и Курск .
При этом в РЖД не смогли к запуску вокзала сделать прямой съезд с МЦК на ленинградское направление. В результате все поезда с Восточного в сторону Санкт-Петербурга или Мурманска (или обратно) теперь теряют почти целый лишний час на смене направления в районе станции Лихоборы - поскольку быстро менять направление движения в РЖД по-прежнему не умеют. Процесс, занимающий в других странах 5-15 минут, в России растягивают чуть ли не на час.
Остальные пассажиры Восточного также будут во временном проигрыше, поскольку вместо центра Москвы будут прибывать на ее окраину. Исключение составят те, кому нужно на северо-восток Москвы - при условии, что от вокзала туда есть удобный транспорт, а это далеко не всегда так.
Как устроен Восточный? Вокзал построен весьма минималистично - в нем нет ничего, кроме маленького зала ожидания, касс, камер хранения и одного кафе. Привычную для других крупных вокзалов концепцию мини-фудкортов на Восточном почему-то проигнорировали. Учитывая, что территория вокруг терминала также не отличается изобилием пунктов питания и интересного времяпрепровождения, ожидание на новом вокзале может быть сомнительным удовольствием.
Путей для дальних поездов всего три, с нумерацией от 3 до 5 (пути 1-2 относятся к МЦК). Причем только пути 3 и 4 имеют относительно нормальную высокую платформу, а вот ближайший к зданию вокзала путь 5 - сверхнизкую. Низкой она задумана для приема поездов Talgo ("Стриж"), однако в реальности получилась почти на уровне земли. В результате посадка и особенно высадка на нее из высокопольных "Ласточек" превращаются в опасную акробатику и чреваты травмами. Впрочем, так же выглядит этот процесс в "Ласточках" на множестве других российских вокзалов - просто Москва до сих пор была от этого избавлена. Между тем, вокзал вполне можно было оборудовать как минимум еще одной высокой платформой с двумя пассажирскими путями - места там достаточно.
Несмотря на новизну, вокзал далеко не полностью оборудован лифтами и эскалаторами, а те, что есть, установлены порой вне логики движения потоков пассажиров. В частности, из здания вокзала и с 5 пути отсутствует эскалатор в надземный переход к метро и МЦК. Лифт в переход есть, но только с платформ, а не из здания вокзала. В результате пассажирам приходится идти с багажом по лестницам.
Крупным проектировочным провалом стал сам переход к метро и МЦК. Во-первых, он крайне узок - всего несколько метров шириной. Это не было бы большой проблемой, если бы прямо в нем не устроили совершенно не нужный лишний контроль безопасности. В итоге после прибытия почти любого поезда в переходе образуется огромная очередь на этот контроль, в которой можно простоять, по отзывам в соцсетях, до 20-25 минут. Смысл в этом досмотре полностью отсутствует - все находящиеся в переходе либо приехали на дальних поездах (и соответственно с большой вероятностью прошли контроль перед посадкой в них), либо зашли в вокзал с улицы также через контроль.
Альтернативно попасть к метро, МЦК и некоторым местным автобусам можно через обход длиной почти 700 метров - выйдя из вокзала на улицу, перейдя пути по Щелковскому путепроводу и спустившись с него к нужной станции. Для пассажиров без тяжелого багажа это, очевидно, более быстрый путь, если они оказались в хвосте очереди на досмотр. Обратный проход от метро к вокзалу также включает досмотр (без очередей), от МЦК - не включает.
Городской транспорт. Помимо метро и МЦК, доступ к которым затруднен "театром безопасности", городской транспорт непосредственно у терминала представлен единственным автобусным маршрутом 171, причем только в одну сторону - к станции метро "Преображенская площадь" и району станции "Электрозаводская". Курсирует он лишь раз в полчаса. Кроме того, в 250 метрах есть остановка прочих маршрутов в западном направлении, в 450 метрах через подземный переход - в восточном.
Ночных маршрутов возле Восточного вокзала нет, и это крупная проблема для пассажиров десятка ночных транзитных и некоторых раннеутренних поездов. До Курского вокзала, откуда все эти поезда ходили ранее, доехать ночным транспортом можно было без проблем. Этот аспект при открытии нового вокзала также был проигнорирован.
Автомобильный заезд к вокзалу при движении из центра отсутствует - вернее, требует пятикилометровых петель и объездов. Оптимально при заказе такси из центра указывать пунктом назначения не Восточный вокзал, а станцию метро "Черкизовская" - это сэкономит массу времени и денег.
Выезд от вокзала на автомобиле возможен только через Щелковский путепровод в сторону центра - независимо от пункта назначения. Для некоторых поездок было бы логично заказывать такси к метро "Черкизовская" - однако путь туда через переход, как уже упоминалось, прегражден "театром безопасности" с длительными очередями.
29 мая первых пассажиров принял новый вокзальный комплекс Восточный (терминал Черкизово), расположенный на Московском центральном кольце. Новую пассажирскую инфраструктуру осмотрели генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров и мэр Москвы Сергей Собянин.
«Сегодня ночью сюда приехал первый поезд дальнего следования, и уже с этого вокзала отправилось несколько скоростных поездов в Иваново и Нижний Новгород», – сказал Олег Белозёров. Он отметил, что при создании вокзального комплекса закладывались новые подходы в обслуживании пассажиров.
«Это возможности для маломобильных граждан, возможность бесконтактного использования практически всех элементов. Специальные бактерицидные приспособления работают для того, чтобы обеззараживать эскалаторы. Применяется аромамаркетинг – мы хотели, чтобы вокзалы обладали приятным специфичным запахом, здесь все настроено именно для этого», – сказал Олег Белозёров.
«Сегодня большое событие – впервые за 100 лет открывается полноценный новый вокзал, который объединяет Курское направление железной дороги, станции метрополитена и МЦК, создавая крупный пересадочный узел, давая возможность тем пассажирам, которые прибывают в Москву, быстрее добираться до места назначения. Для москвичей это тоже важный транспортный узел, который дает дополнительные возможности и разгружается центр Москвы – одну из самых перегруженных горловин Каланчевско-Курского участка, который будет больше пропускать других поездов», – сказал Сергей Собянин.
Каждый день на вокзальный комплекс Восточный будут прибывать и отправляться 56 поездов дальнего следования, из них 20 – скоростных «Стрижей» и «Ласточек» в Нижний Новгород и Иваново, а остальные – транзитные поезда из южных и восточных регионов на Северо-Запад. Восточный стал третьим вокзалом Москвы по количеству поездов дальнего следования (после Казанского и Ленинградского), он рассчитан на ежесуточный пассажиропоток свыше 24 тыс. человек.
Особое внимание в проекте уделено созданию безбарьерной среды: 3 лифта и 4 эскалатора, пандусы и специальные заниженные кассы, индукционное оборудование для слабослышащих, тактильные указатели и мнемосхемы.
В ожидании поезда пассажиры могут провести время в бистро или в залах ожидания, здесь есть детская игровая комната и комната матери и ребенка. В залах и на платформах установлены вендинговые аппараты, пассажиры могут воспользоваться автоматическими камерами хранения, а в кассах применяется электронная очередь.
На вокзале расположен медицинский пункт, где, помимо оказания первичной медицинской помощи, круглосуточно будет проводиться вакцинация от Covid-19.
Строительство вокзального комплекса проведено в рекордные сроки – чуть больше года. Терминал интегрирован со станцией МЦК Локомотив теплым переходом с выходом к станции метро «Черкизовская» и к РЖД-Арене. Со стороны улицы Амурская благоустроена территория и организована остановка общественного городского транспорта.
Для запуска по третьему пути МЦК транзитных поездов, прибывающих в Москву с Горьковского, Курского и Ленинградского направлений, были реконструированы железнодорожные ветви Кусково – Лефортово, Люблино-Сортировочное – Угрешская, Ховрино – Лихоборы, соединяющие радиальные направления Центрального узла и МЦК. Теперь транзитные поезда курсируют в обход центрального участка между Курским вокзалом и станцией Каланчевская.
Для обеспечения оборота поездов на новый вокзал на станции Кусково построен специальный экипировочный парк. Здесь производится все необходимое для подготовки пассажирских составов в рейс: уборка вагонов, биотуалетов, заправка водой, смена постельного белья и т. д.
Об этом сообщил 19 января заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов в ходе пресс-конференции, посвященной переносу станции прибытия и отправления поездов дальнего следования с Курского вокзала на терминал Черкизово вокзального комплекса Восточный.
«ОАО «РЖД» внимательно отнеслось к тем предложениям, которые поступили от пассажиров и администраций Нижегородской и Ивановской областей. После обсуждений со всеми заинтересованными сторонами в интересах пассажиров и с учетом позиции губернаторов мы приняли решение отложить перевод части поездов с Курского вокзала на терминал Черкизово на конец мая», – сказал Дмитрий Пегов.
Ранее планировалось, что «Стрижи» и «Ласточки» Москва – Нижний Новгород и ряд других поездов будут прибывать на терминал Черкизово (МЦК Локомотив) уже с 15 марта. Реорганизация движения поездов в Центральном транспортном узле связана с масштабными работами по строительству дополнительных путей на участке Москва-Каланчевская – Москва-Курская для увеличения объемов движения электропоездов. Для организации строительства холдинг «РЖД» переносит ряд поездов на новый терминал Черкизово вокзального комплекса Восточный. Это новейший железнодорожный узел в Москве, который находится на завершающей стадии строительства.
«Терминал Черкизово, как часть вокзального комплекса Восточный, объединит потоки пассажиров поездов дальнего следования, следующих через Москву транзитом, пассажиров МЦК, метро и наземного городского транспорта. Он будет отвечать самым современным стандартам комфорта, надежности и безопасности», – подчеркнул Дмитрий Пегов.
Проектная площадь терминала составляет более 3 тыс. м². Зал ожидания рассчитан на одновременное пребывание 200 человек и готов обеспечить пиковый пассажиропоток в 2500 человек в час. Для удобства пассажиров терминал будет оснащен эскалаторами и лифтами, зоной для отдыха пассажиров и фудкортами, а также полностью адаптирован для маломобильных пассажиров.
В настоящее время завершается строительство двух пассажирских платформ для приема поездов дальнего следования, в том числе «Стрижей» и «Ласточек». Для их пропуска будет задействован третий главный путь МЦК.
Терминал Черкизово будет соединен со станцией МЦК Локомотив теплым переходом (конкорсом) с выходом к станции метро «Черкизовская» и к «РЖД Арене». Со стороны улицы Амурская запланировано благоустройство территории с парковкой для автомобилей и остановкой общественного городского транспорта.
Мэр столицы Сергей Собянин и генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров открыли новый вокзал Восточный, с которого будут отправляться поезда дальнего следования, сообщает портал столичного стройкомплекса
"Сегодня большое событие для города - впервые за сто лет мы открываем полноценный вокзал, который объединяет Курское направление железной дороги и станции метрополитена, и МЦК. Это большой транспортный хаб, который поможет гостям столицы быстрее попасть в места назначения", - сказал Сергей Собянин на церемонии открытия.
Глава города отметил, что вокзал будет иметь большое значение и для москвичей. "Он разгрузит центр города и одну из самых перегруженных горловин Каланчёвско-Курского участка, который больше будет пропускать других поездов», – сказал столичный градоначальник.
В настоящий момент правительство столицы совместно с ОАО "РЖД" работает над крупным проектом строительства новых и реконструкции действующих железнодорожных путей, а также возведения Московских центральных диаметров.
Новый вокзал Восточный входит в ТПУ «Черкизово», объединяющего станцию «Черкизовская» Сокольнической линии метро, станцию МЦК Локомотив и наземный городской транспорт.
Новый вокзал будет принимать 24 пары поездов дальнего следования с Курского вокзала. Транспортный узел поможет пассажирам экономить на поездках около 40 минут, в частности, благодаря пересадке на МЦК.
Вокзальный комплекс состоит из пассажирского терминала и двух новых пассажирских платформ с навесами на всю длину. Вестибюли вокзала выходят в сторону станции метро «Черкизовская» и стадиона « РЖД Арена» и в сторону Щёлковского шоссе.
Читайте также: