Назовите одного из основоположников эмпиризма которому принадлежит афоризм знание сила

Обновлено: 14.11.2024

Вот любили в СССР этот афоризм, "Знание - сила", аж журнал назвали так. Как только не переделывали эту фразу злобные школяры.

И трактовка у нее была такая замечательно-марксистская: мол, человеческий разум торжествует над косной природой. Наука есть всепобеждающая сила, которая рано или поздно всех нас осчастливит, а научный метод познания - единственно верный и только им и стоит пользоваться в жизни.

Короче, " учиться, учиться, и учиться! " (С) сами-знаете-кто

А между тем все совсем не так однозначно, с этим высказыванием.

Начнем с того, что латинское выражение

" ipsa scientia potestas est " (Meditationes Sacrae, Ф. Бэкон, 1597)

есть не более чем перевод на латынь другой фразы, которая встречается в одном из частных писем того самого Ф. Бэкона:

" Knowledge by iself is power "

И если с латинским выражением все более-менее ясно (и в целом соответствует советской трактовке), там по контексту можно только обсуждать, о божественном (вложенном Творцом при творении) знании говорит философ, либо о банальном приземленном научном (возникающем при постижении человеком мира), то вот с английским. " Всё сложно " (С) соцсети

Scientia - она достаточно однозначная, это научное знание, нечто о мире, что было познано человеком (и заложено, видимо, богом).

А вот knowledge - слово куда более многозначное. Это и научное знание, не без того; но это и банальная повседневная информация. О том, во сколько привозит молоко молочник или о том, во сколько отправляется пакетбот в Кале. Или о том, куда сегодня вечером собирается испанский посол, и о том, о чем он говорил вчера с неизвестной личностью в плаще и надвинутой на глаза шляпе. Запомним эту неоднозначность, и перейдем ко второму существительному.

Тут что potentia , что power - неоднозначные слова. Точное значение слова power - это " мощь ", но сама по себе " мощь " может быть разной. Это может быть мощь природная - землетрясения или ветра, надувающего паруса корабля; это может быть мощь производительная, складывающаяся из усилий множества работников, прорабов и инженеров (собственно, на эту сторону " мощи " обычно и обращают внимание истолкователи Бэкона), а может быть и политическая. Под " powers " в английском языке постоянно понимаются политические силы - государства, партии, крупные купеческие или дворянские союзы. Слово power в этом контексте частенько приобретает значение " власть " - " способность навязывать свою волю другим действующим лицам ".

Potentia , кстати говоря, демонстрирует все те же самые оттенки смысла, насколько мне известно.

Итак, что же мы получаем, если попытаемся перевести беспристрастно и максимально приземленно ?

Мы получим совершенно другой смысл:

" Информация сама по себе есть власть "

Чувствуете, насколько иной смысл? речь о том, что та самая информация о том, куда собирается сегодня вечером испанский посол, дает довольно значительную власть над теми людьми, к которым он собирается зайти. А если еще и знать, о чем он говорил с той загадочной личностью в плаще. То можно добиться довольно многого. И даже банальная информация о том, во сколько из Дувра отправится судно в Кале тоже может сыграть очень большую роль в завязавшейся интриге.

Утрируя, мы может проинтерпретировать эту фразу как

" Компромат дает возможность шантажа "

хотя это, конечно, уже перебор.

Почему эта трактовка афоризма Фрэнсиса Бэкона имеет право на существование?

Очень просто. Англия XVI века - это страна-основоположник современных спецслужб. Именно при Елизавете I и именно в Англии возникает прообраз всех современных разведок и контрразведок, со всем многообразием средств и методов. Если бы этого не произошло - возможно, мы не говорили бы о долгих годах правления королевы-девственницы.

Не избежал участия в шпионской и контрразведывательной деятельности и Фрэнсис Бэкон: ему приписывается разработка методов расшифровки перехваченной переписки, в том числе того самого испанского посла.

Опять же, сэр Фрэнсис Бэкон принимал активное участие в становлении масонства; по одной из популярных точек зрения, именно он и разработал уставы и программу масонских лож.

Так что можно с уверенностью утверждать, что " информация ", " знание ", " knowledge " для сэра Френсиса Бэкона было ни в коем случае не только " чисто научным " знанием. И уж воплощение знания в реальную власть для него было не отвлеченным понятием - как для нас с вами, дорогие интернет-зависимые - а вполне конкретной, повседневной , формой деятельности. В которой он достиг значительных успехов, в какой-то момент даже замещая короля во главе Английского королевства.

Философ? мыслитель? несомненно.

Однако, читая труды любого автора надо всегда иметь в виду контекст - кем он был в то время, когда писал свои сочинения, как складывалась его жизнь, что происходило вокруг него.

В российской литературе примером произведения, в котором контекст значит едва ли не больше, чем сам текст, является роман "Евгений Онегин". Он разобран по косточкам сто раз, советую как-нибудь полюбопытствовать. Чрезвычайно занимательно, особенно впечатляет, насколько больше в роман заложено смыслов, чем понимает обычный мимо проходящий читатель.

Разумеется, нам трудно судить об Англии на рубеже XVI-XVII веков. И все же, нельзя исключать, что первоначальный смысл фразы " Знание само по себе есть сила " - был несколько иным.

Или автор, когда писал эту фразу, намекал своему адресату на обстоятельства, известные ему, но неизвестные нам.

Знание есть сила, сила есть знание. Фрэнсис Бэкон.
Афоризм часто переводят и так, как написано у Вас.

***Фрэнсис Бэкон (22 января 1561 — 9 апреля 1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. В 1584 был избран в парламент. С 1617 лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей. В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе.
Бэкон начал свою профессиональную деятельность как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона.
Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез, т. е. - знание - это сила.

Родоначальником эмпиризма, всегда имевшего своих приверженцев в Великобритании, был английский философ Френсис Бэкон (1561-1626).

Ф. Бэкон был уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, как это было в Античности, и не в постижении Бога, согласно Средневековой традиции, а в принесении пользы и выгоды человечеству. Прямым виновником разрыва единства между теоретической и практической деятельностью, между философией и естествознанием Бэкон считал теологию. Разрыв науки истеологией - вот главная задача, решению которой Бэкон посвятил свою философскую деятельность. Он считал, что только решительное освобождение научного познания от оков теологии сможет вернуть наукам их действительную силу, вдохнуть в них жизнь, разжечь огонь творческого воодушевления. Наука - средство, а не цель сама по себе. Человек же - властелин природы, таков лейтмотив философии Бекона. “Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом”. Иными словами, чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание в реальной практике. Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм “ЗНАНИЕ - СИЛА!”. Призывая людей, вооружившись знаниями, подчинить себе природу Ф. Бэкон восставал против господствующей в то время схоластической учености и духа самоуничижения человека. В силу того, что основой книжной науки, как уже говорилось, была выхолощенная и абсолютизированная логика Аристотеля, то Бэкон отказывается и от авторитета Аристотеля. “Логика, - пишет он, которой теперь пользуются, скорее служит укреплению и сохранению ошибок, имеющих свое основание в общепринятых понятиях, чем отысканию истины. Поэтому она более вредна, чем полезна”. Он ориентирует науку на поиск истины не в книгах, а в поле, в мастерской, у кузнечных горнов, одним словом, в практике, в непосредственном наблюдении и изучении природы. Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью.

“Опыт” - главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. “Самое лучшее из всех доказательства есть опыт”, - пишет Бэкон. Он выделяет главные методы познания, “один воспаряет от ощущений и частностей к более общим аксиомам. Другой же - выводит аксиомы из ощущений “

Это не что иное, как индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному). Заслуга Бэкона в философском обосновании индукции. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция - это идеал познания, она означает, что собраны абсолютно все факты, относящиеся к области изучаемого явления. Нетрудно догадаться, что это задача сложная, если не сказать недостижимая, хотя Бэкон верил, что со временем наука решит эту задачу; поэтому в большинстве случаев люди пользуются неполной индукцией. Это означает, что обещающие выводы строятся на материале частичного или выборочного анализа эмпирического материала, но в таком знании всегда сохраняется характер гипотетичности. Бэкон выдвинул идею составления 3-х таблиц исследования: таблиц присутствия, отсутствия, и промежуточных ступеней. Если - возьмем любимый Бэконом пример - кто-то хочет найти формулу тепла, то он собирает в первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять все то, что с теплом не связано. Во второй таблице он собирает вместе случаи, которые подобны случаям в первой, но не обладают теплом. Например, в первую таблицу могут быть включены лучи солнца, которые создают тепло, во вторую лучи, исходящие от луны или звезд, которые не создают тепла. На этом основании можно выделить все те вещи, которые наличествуют, когда тепло присутствует, наконец, в третьей таблице собирают случаи, в которых тепло присутствует в различной степени. Используя эти три таблицы вместе мы можем, согласно Бэкону, выяснить причину, которая лежит в основе тепла, а именно - по мысли Бэкона - движение. В этом проявляется принцип исследования общих свойств явлений, их анализ.

В конце своей жизни Бэкон написал книгу об утопическом государстве "Новая Атлантида". В этом произведении он изобразил будущее государство, в котором все производительные силы общества преобразованы при помощи науки и техники. В нем Бэкон описывает различные удивительные научно-технические достижения, преображающие жизнь человека: здесь и комнаты чудесного исцеления болезней и поддержания здоровья, и лодки для плавания под водой, и различные зрительные приспособления, и передача звуков на расстояния, и способы улучшения породы животных, и многое. Некоторые из описываемых технических новшеств осуществились на практике, другие остались в области фантазии, но все они свидетельствуют о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума. На современном языке его можно было бы назвать технократом, т.к. он полагал, что все современные ему проблемы можно решить с помощью науки.

Несмотря на то, что он придавал большое значение науке и технике в жизни человека. Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь "вторичных причин", за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. При этом Бэкон все время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия, но укрепляют веру. Он утверждал, что "легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии". Исследуя вопрос о душе, он разделил её на две части: божественную и чувствующую. «Чувствующая душа» по его мнению, имеет материальное происхождение от вещественных элементов и родственна душе животных. Однако между душой животных и душой человека и душой животных существует качественное различие: материальная чувствующая душа человека - орган сознания, орган ощущения, мысли. Разум, воображение, память, желание, воля - способности чувствующей души. Главное ее местопребывание - голова и нервная система человека. Нервная система представляет проводные пути для деятельности чувствующей души.

Может помните советский/российский научно-популярный и научно-художественный журнал «Знание — сила»? Если нет, то 100% слышали фразу "знание — сила" в любом другом месте.

Может от знакомых, может в школе, может в университете, может в книге. Может в игре Dota 2? Там персонаж при выполнении действий имеет строку подписи « Знание — сила ». Угадаете какой девиз у Дома Baelish в Игре престолов? Будучи ещё простым химиком Уолтер Уайт из Breaking Bad говорит «Знание — сила» своим студентам.

Обложки журнала за 1926, 1940, 1959, 1961, 1962, 1964, 1965, 1967, 1970, 1976, 1978, 1981, 1987 и 1991 год Обложки журнала за 1926, 1940, 1959, 1961, 1962, 1964, 1965, 1967, 1970, 1976, 1978, 1981, 1987 и 1991 год

Так вот «знание — сила»: это латинский афоризм scientia potentia est и у него продолжительная история.

Обычно его связывают с Фрэнсисом Бэконом, но оно присутствует в произведении Meditationes Sacrae (1597) слегка в другом варианте: «знание само по себе сила».

Самое первое документированное использование фразы «Знание — сила» относится к VII веку: оно встречается в книге «Путь красноречия» (первоначально на арабском) Имама Али (599—661), первого имама шиитского ислама :

Знание есть сила, и оно может повелевать. Человек знания во время своей жизни может заставить людей подчиняться и следовать за ним, и восхваляется и почитается после его смерти. Помните, что знание - правитель, а богатство - его подчинённый.

В "Книге царей" (Шахнаме) персидского поэта Фирдоуси (940—1020):

Читайте также: