Векшин русский язык в афоризмах

Обновлено: 24.04.2024

Данное учебное пособие гарантирует существенное повышение грамотности учащихся в короткое время. Для этого использован принцип ассоциативного запоминания правил, исключений и примеров с помощью афоризмов – мудрых изречений древних и современников (писателей, философов, ученых, политиков, деятелей культуры). Пособие предназначено для старшеклассников, учителей, абитуриентов, преподавателей, студентов и может быть использовано в качестве вспомогательного материала к классическим учебникам русского языка.

Николай Векшин
Русский язык в афоризмах

© ООО "Фотон век", 2014

© Н.Л. Векшин, текст, 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()

Как стать грамотным (предисловие)

Грамматика повелевает даже царями (Мольер)

Почти каждый, кто хотел научиться писать грамотно, пытался для этого вызубрить правила. И каждый, не обладающий феноменальной механической памятью, убеждался в неэффективности такого метода. Причина здесь простая: в русском языке исключений не меньше, чем правил, а сами правила сложны и далеко не всегда подчиняются логике. Провести давно назревшую реформу языка – дело если и не безнадежное, то не скорое. Единственное, что сейчас можно, это попытаться помочь тем, кто страдает в такой ситуации, – школьникам, абитуриентам, студентам. Для этого и предназначено данное пособие.

Не секрет, что грамотно пишет не столько тот, кто помнит правила, а тот, кто читает много хороших книг и поэтому мгновенно вспоминает или домысливает нужное. В школе залогом успешного усвоения правил, исключений и примеров должна являться ассоциативная форма обучения. Для возникновения надежных ассоциаций необходимо использовать яркие краткие образы, имеющие жесткую внутреннюю логику. Этому критерию в полной мере удовлетворяют афоризмы (от греческого – "афоризмос" – краткое изречение), т. е. мудрые цитаты, выраженные в лаконичной и зачастую парадоксальной или забавной форме. Данное учебное пособие является попыткой обучения грамоте с помощью устойчивых ассоциаций, возникающих при чтении афоризмов. Пробный вариант пособия под названием "Русский язык в афоризмах" был издан автором в 2001 году (МГУ) и показал свою высокую эффективность. Это пособие было переиздано затем ЛОГОС-ВОС (2002), УРСС (2004), Фотон-век (2006) и под названием "Грамматика русского языка" – АСТ-пресс-школа (2003).

Мудрые изречения древних и современников – писателей, философов, ученых, политиков, деятелей культуры – представляют собой чрезвычайно богатый материал, концентрирующий основные особенности орфографии, пунктуации, лексики и стилистики русского языка. В качестве основы данного учебного пособия использованы материалы сайта и сборника "Антология афоризмов" – Н. Л. Векшин, 1999. Последовательность изложения, названия параграфов и ряд формулировок и примеров заимствованы мной из классического пособия для поступающих в ВУЗы: "Русский язык" – Д. Э. Розенталь, 1998. В моем пособии, сделанном максимально компактным, даны более простые и четкие формулировки правил, исключений и примеров, а упражнения составлены из афоризмов и пословиц. Материал в каждом параграфе структурирован в единообразном порядке: обычно сначала дается правило или справочная информация, затем – примеры, далее – исключения, а после этого – упражнения. Каждое упражнение опирается в основном на правила и исключения текущего параграфа.

Данное пособие выполняет не только учебные задачи, но несет также определенную смысловую и эмоциональную нагрузку; это позволяет сделать процесс обучения увлекательным и полезным во многих смыслах. Все замечания и уточнения будут приняты с благодарностью. Просьба направлять их по адресу: 142290, Московская область, г. Пущино, ИБК РАН, Векшину Н. Л.

§ 1. Проверяемые безударные гласные.

ПРАВИЛО-1. В неударяемом слоге корня пишется та же гласная, что и в ударяемом слоге однокоренного слова.

ПРИМЕРЫ: примерять (платье) – мерить; примирять (противников) – мир.

ИСКЛЮЧЕНИЕ. Гласные о – а в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на – ывать (-ивать) .

ПРИМЕР: опоздать – поздний, хотя опаздывать .

УПРАЖНЕНИЕ-1. Перепишите, сделав проверку выделенных слов и вставляя пропущенные буквы.

Есть книги, которые надо только отведать; есть такие, которые лучше всего проглотить; и лишь немногие стоит разжевать и перев…рить (Ф. Бэкон). Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и разв…вает наихудшие качества людей (Д. Сарнофф). Смерть каждого человека ум…ляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе (Джон Донн). Не следует об…жаться на людей, утаивших от нас правду: мы и сами постоянно утаиваем ее от себя (Ф. Ларошфуко). Природа может долгое время не давать о себе знать и вновь ожить при случае или соблазне, как это было с эзоповской девицей, превращенной из кошки в женщину; уж на что она чинно сидела за столом, пока не проб…жала мимо нее мышь (Ф. Бэкон). Люди ходят в церковь, умиляются словами высокого учения, восхищаются проповедью о нест…жании и идут домой, чтобы неотложно объесться, опиться и сквернословить (Н. К. Рерих). Подражание – неплохое учебное судно; однако никогда не разв…ваться над ним адмиральскому флагу (Шри Ауробиндо). Церковь основана на крови, кровью скр…плена и кровью расширилась (Эразм Роттердамский). Музыка во время обеда – это оскорбление и для повара, и для скр…пача (Честертон). Мужчина урывает первый поцелуй, ум…ляет о втором, требует третий, берет четвертый, соглашается на пятый и терпит все остальные (Генри Роуланд).

УПРАЖНЕНИЕ-2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушать ненависть и к тем, кто их препод…ет , и ко всему препод…ваемому (Ж.-Ж. Руссо). Ежели многие умеют писать, отчего же не пишут? Оттого, верно, что не знают, как распор…диться славой писателя (Ф. Е. Топорищев). Неспр…ведливо жалуются люди на опыт, в гневе обвиняя его в обманчивости. Оставьте его в покое и обратите свои жалобы на ваше невежество, которое заставляет вас сп…шить со своими тщетными и вздорными ожиданиями (Леонардо да Винчи). Я не становлюсь богаче, сколько бы ни приобретал земель, потому что с пом…щью пространства Вселенная охватывает и погл…щает меня, а вот с помощью мысли я охватываю Вселенную (Блез Паскаль). Правда выше солнца, выше неба, выше Бога, ибо если и Бог нач…нался бы не с правды – он не Бог, и небо – тр…сина , и солнце – медная посуда (В. В. Розанов). Кто ум…рает за важным делом, подобен раненому в жарком бою, поначалу едва ощущающему боль; поэтому, кто погл…щен благими помыслами, тот поистине избавлен от мук смерти (Ф. Бэкон). Тому, кто решил посв…тить себя науке, необходимо восп…тать в себе два качества: дерзость и скромность (В. М. Глушков). Лучше пот…рпеть неудачу в оригинальности, чем преуспеть в подр…жании (Герман Мелвилл). Творческое мышление – это особый тип мышления, который можно разв…вать , если он есть, и которому нельзя научить, если его нет (И. Шевелев). Первая проблема р…дителей – научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая – найти это приличное общество (Роберт Орбен). Ее улыбкой можно было бы осв…тить небольшой город (Неизв.).

§ 2. Непроверяемые безударные гласные.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Слова с непроверяемыми безударными гласными нужно постараться запомнить. Непроверяемыми часто бывают слова иностранногопроисхождения ( иноязычные слова).

ПРИМЕР: абажур.

УПРАЖНЕНИЕ-1. Напишите диктант и запомните выделенные слова.

Что сразу обращает внимание, так это отличная подборка цитат.
Жалко, я не специалист, чтобы оценить структуру и наполнение.

Приятно, что автор с почти родного сайта:)
Рад за вас:)

Подумал немножко, и тоже скопировал.
Все правила я давно забыл, которые и знал.
И вспоминать не собираюсь, и пишу интуитивно, абы как.
От такого количества мудрых мыслей и срыгнуть можно.
Титанический труд вы проделали.
Грамотность-то у народа "ан масс" падает, говорят.
Приходилось наблюдать людей, к пятидесяти годам просто разучившихся писать. За ненадобностью. И таких много.
На какого, однако, нильского крокодила я нарвался в вашем лице.

интуитивно - это самый грамотный путь :)
Привет от пущинского каркардила! :)

Ochen deshevo ocenili svoi trud. A v Estoniju nelzja vхslat nalozhennхm platezhjom? Ja kupila bх dlja sebja.
S uvbazhenijem.

Soobschite mne svoi pochtovii adres.

Глубок интересуюсь психологией и недавно наткнулась на слова З.Фрейда, что наше подсознание стремительно в быстром разрешении интеллектуальных и жизненных проблем, поэтому опираясь на интуицию, прессует молниеносно информацию в дерзкой нестандартной остроте афоризма, сгущает ее в агрессивности краткой фразы, что является свидетельством высочайшего творчества.Успехов Вам Спасибо, если русский будут изучать по вашему методу ассоциаций , то результат будет феноменальным: развитие интеллекта, мне так видится, будет скоростным. И еще развитие эмоционального интеллекта буде острым и содержательно наполненным.
Дай Вам Бог здоровья. Интересно, а интерес, по моему разумению,- витамин, катализатор продвижения вперед.

Спасибо, что оценили. А вот в прошедший "Год русского языка", объявленный правительством, никто оттуда даже рецкой не отреагировал:)

может правительство трезво оценило свои познания в русском.

Ух (междометие)! Вот куда буду заглядывать, если возникнут спорные вопросы по поводу нашего Великого и Могучего! Признаюсь, не прочла всё, а лишь "поперёк" ознакомилась с учебным пособием и поразилась его масштабности (в рамках научной статьи). А как Вы относитесь к книге нашего Пермского автора Татьяны Борисовны Трошевой "Русский язык в таблицах"? Знакома Вам? Считаю очень удачным пособием, в котором правила размещены в виде таблиц в легко запоминающейся и доступной форме.
P.S. Афоризмы уже начала набирать, всколыхнулось всё пережитое когда-то при чтении наших гениев и захлестнуло волной эмоций. Спасибо Вам, что послужили стимулом для этого.
С огромнейшим(. ) уважением, Наталья.

Ой! (прилагательное). Книгу Трошевой не видел; буду признателен за ссылку. Что касается волн эмоций, то обещаю и впредь:)

Ой разве прилагательное? Хотя, если размышлять по методу фонвизинского Недоросля, оно приложено к Вашему замечанию, следовательно, прилагательное. Буду заглядывать к Вам, Николай. Знаю, что не пожалею. Уверена.

А Трошева у меня в натуральном книжном варианте, со ссылкой, к сожалению, не помогу, не располагаю оной.

Николай, как филолог с ученой степенью говорю вам, что это замечательное пособие.
С уважением

Спасибо, коллега. Пособие было уже четырежды переиздано, причем, один раз - в профи-школьном издательстве "АСТ-пресс-школа". Но до сих пор не мне удается получить гриф Минобразования, т.е. пособие не имеет официального статуса.

Мне ОЧЕНЬ приятно, что есть такрй человек как Вы, болеющий за правильный русский язык. Нет возможности просмотреть Ваш учебник полностью и подробно, но беглый взгяд мне показал, что идея замечательная. Русскому языку МОЖНО И НУЖНО обучать ещё в младшей школе. Я бесконечно благодарее своей первой учительнице русского языка, которая к двенадцати годам научила меня (и тех, кто не бил балду на уроке) орфографически грамотно писать. Ваш учебник весьма кстати пришёлся бы многим авторам Прозы.Ру. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ошибки стреляют по глазам. Абсолютно правильно писать практически невозможно, но ведь большинство ошибок можно избежать, поучившись по Вашему учебнику. Я в школе учился (если правильно помню) по учебнику Бархударова и Крючкова. В старших классах русский практичеки не приподавали. Бало что-то чуток по синтаксису. Кажется, Розенталь. Учительница попалась слабенькая, занятий почти не было. Тогда предпочтение отдавали физике и математике. Писать элементарно правильно должен КАЖДЫЙ. Мне кажется, что в школе надо преподавать элементы изложения и стилистики. Чтобы дети умели ПИСЬМЕННО излагать свои мысли. А что говорят наши официальные лица! (депутатыт и т.д.) А что пишут! Дремучая безрамотность в самом необходимом - во владении родным языком. А всем пишущим желательно почитать труды Чуковского, Галь, Паустовского. Ан нет! Такой совет за обиду воспринимают.
Благодарю Вас за столь бережное отношение к русскому языку. Желаю удач!

Спасибо за одобрение учебника. Сейчас готовится его очередное переиздание. Ест надежда, что заумный учебник Розенталя удастся малость потеснить:)
Творческих удач!

С удовольствием почитала афоризмы и прошлась по некоторым правилам. Такой труд должен быть оценен, вот только сложно пробиться через коридоры министерств - можно сказать, что дело безнадежное.
А это прекрасное пособие для учителей русского языка! Когда-то в 50-е - 60-е годы были изданы пособия для учителей,и там диктанты также состояли преимущественно из цитат знаменитых писателей и поэтов. У меня старшая подруга учила старшеклассников,ия видела у нее пособие и восторгалась колоссальной работой автора учебника.
А тут Вы - живой классик! :)))
С пожеланием успехов и удачи!
Татьяна.

Да что ж это меня опять в классики хоронят!? Пожалейте! Я пока живой!:) А учебник осенью переиздам сам, без минестерских грифов обойдусь.
С пожеланием успехов во всех делах!

Продолжение списка рецензий на «Русский язык в афоризмах»: 12-3 2-1

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 277 258
  • КНИГИ 653 882
  • СЕРИИ 25 022
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 388

ЛитМир - Электронная Библиотека > Векшин Николай Л. > Русский язык в афоризмах

Русский язык в афоризмах

Добавить похожую книгу

Психиатрия для самоваров и чайников

Автор: Малявин Максим Иванович

Похожа

Непохожа

В России надо жить долго

Автор: Беличева-Семенцева Светлана

Похожа

Непохожа

Деревенский детектив. Рассказы, повесть

Оценка

9.08 (13)

Автор: Липатов Виль Владимирович

Похожа

Непохожа

Русский язык в афоризмах

Автор: Векшин Николай Л.

Количество страниц: 7

Доступен ознакомительный фрагмент

Язык книги: Русский

Издатель: Фотон век

Город печати: Пущино

Год печати: 2014

Выберите формат скачивания:

epub QR код Размер: 1,3 Мбайт Добавлено 13 марта 2020, 9:32
fb2 QR код Размер: 441,8 Кбайт Добавлено 13 марта 2020, 9:32
rtf QR код Размер: 484,1 Кбайт Добавлено 13 марта 2020, 9:32

Данное учебное пособие гарантирует существенное повышение грамотности учащихся в короткое время. Для этого использован принцип ассоциативного запоминания правил, исключений и примеров с помощью афоризмов – мудрых изречений древних и современников (писателей, философов, ученых, политиков, деятелей культуры). Пособие предназначено для старшеклассников, учителей, абитуриентов, преподавателей, студентов и может быть использовано в качестве вспомогательного материала к классическим учебникам русского языка.

Данное учебное пособие гарантирует существенное повышение грамотности учащихся в короткое время. Для этого использован принцип ассоциативного запоминания правил, исключений и примеров с помощью афоризмов – мудрых изречений древних и современников (писателей, философов, ученых, политиков, деятелей культуры). Пособие предназначено для старшеклассников, учителей, абитуриентов, преподавателей, студентов и может быть использовано в качестве вспомогательного материала к классическим учебникам русского языка.

Отрывок из произведения:

© ООО «Фотон век», 2014

© Н.Л. Векшин, текст, 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Русский язык в афоризмах скачать fb2, epub, pdf, txt бесплатно

Представленные ссылки на скачивание ведут на легальные копии книг, предоставленные партнером. Другие книги автора Николай Лазаревич Векшин Автор: Николай Лазаревич Векшин

Басни

Автор: Николай Лазаревич Векшин

В книге Николая Векшина представлены басни для взрослых на самые разные темы.

Небесная канцелярия

Автор: Николай Лазаревич Векшин

Книга состоит из научно-фантастической повести «Небесная канцелярия», научно-публицистического эссе «О пассионарной модели Л. Н. Гумилева», множества разнообразных миниатюр (фельетоны, афоризмы, анекдоты, байки и др.), стихотворений и пародий.

Миллениум-мифы

Автор: Николай Лазаревич Векшин

Книга состоит из научно-популярной мозаики ироничных разоблачений некоторых расхожих мифов и догм (научных, исторических, политических, философских, любовных и прочих), а также из фельетонов, миниатюр, афоризмов, басен, стихотворений и пародий.

Эликсир жизни

Автор: Николай Лазаревич Векшин

В этом афористичном романе из жизни научного сотрудника есть смешное и грустное, парадоксы и размышления, любовь и нелюбовь, мудрость и глупость, наблюдения и похождения, наука и лженаука. Главный герой Викентий Никишин поставил себе целью поиск эликсира жизни. А что из этого получилось – судить читателям.

Постсоветские афоризмы

Автор: Николай Лазаревич Векшин

Сборник изречений российских и русско-язычных авторов, выбранных из сборников, книг, журналов и СМИ за постсоветский период. Сборник составлен и отредактирован Николаем Векшиным.

Афоризмы и миниатюры

Автор: Николай Лазаревич Векшин

В книжке представлены афоризмы Николая Векшина на все случаи жизни, а также миниатюры, анекдоты, байки, и пародии.

Забавные рифмы

Автор: Николай Лазаревич Векшин

В книжке представлены новые (написанные Николаем Векшиным за прошедший год) рифмованные афоризмы, ироничные стихи, а также дружеские пародии.

Популярные книги в жанре Языкознание Автор: Александр Александрович Волков

Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического

объединения по классическому университетскому

образованию в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся по направлению

520300 и специальности 021700 — «Филология»

К 250-летию Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Издание осуществлено при финансовом участии филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

доктор филологических наук профессор М.Л. Ремнева,

доктор филологических наук профессор В.И. Аннушкин

Книга содержит систематическое изложение понятий и категорий общей риторики; она создана на основе курса лекций, который читается автором на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, и является руководством для студентов и аспирантов, изучающих риторику. Книга адресована также специалистам, интересующимся проблемами риторики, преподавателям риторики и всем, чья профессиональная или общественная деятельность связана с публичной аргументацией: юристам, политикам, журналистам, философам, педагогам.

Различия в степени вокализованности сонорных и их роль в противопоставлении центральных и периферийных говоров

Автор: Софья Владимировна Бромлей

В результате изучения лингвистического ландшафта русского языка, представшего на картах диалектологического атласа русского языка (ДАРЯ), было обнаружено новое важное противопоставление говоров — центральных и периферийных. Впервые эти термины появились в разделе «Диалектное членение русского языка» (авторы К. Ф. Захарова и В. Г. Орлова) в книге «Русская диалектология» (М., 1964 под ред. Р. И. Аванесова и В. Г. Орловой)[1]. С тех пор важность этого противопоставлений для исторической диалектологии русского языка вырисовывается все явственнее, перерастая в своем значении рамки одного русского языка.

Внутренний строй литературного произведения

Автор: Инна Львовна Альми

Издательство «Скифия» в серии «LitteraTerra» представляет сборник статей доктора филологических наук, профессора И. Л. Альми. Автор детально анализирует произведения русской классической литературы в свете понятия «внутренний строй художественного произведения», теоретически обоснованного в докторской диссертации и доступно изложенного во вступительной статье.

Деление на разделы соответствует жанрам произведений. Легкий стиль изложения и глубина проникновения в смысловую ткань произведений позволяют рекомендовать эту книгу широкому кругу читателей: от интересующихся историей русской культуры и литературы до специалистов в этих областях.

Все статьи в широкой печати публикуются впервые.

Эсперанто за 12 дней

Автор: Коллектив авторов -- Филология

Эсперанто за 12 дней

Скорейший курс, для изучения основ

Вы выучите 500 самых нужных слов

Surbaze de la Zagreba metodo

Алфавит Эсперанто содержит 28 букв: a, b, c, ĉ, d, e, f, g, ĝ, h, ĥ, i, j, ĵ, k, l, m, n, o, p, r, s, ŝ, t, u, ŭ, v, z.

a - как а в слове "буква"

c - как ц в слове "церковь"

ĉ - как ч в слове "чашка"

e - как э

Статус документа: Окончательная бумажка или отчужденное свидетельство?

Авторы: Ирина Михайловна Каспэ, Олег Владимирович Аронсон

Тема сборника лишь отчасти пересекается с традиционными объектами документоведения и архивоведения. Вводя неологизм «документность», по аналогии с термином Романа Якобсона «литературность», авторы — известные социологи, антропологи, историки, политологи, культурологи, философы, филологи — задаются вопросами о месте документа в современной культуре, о социальных конвенциях, стоящих за понятием «документ», и смыслах, вкладываемых в это понятие. Способы постановки подобных вопросов соединяют теоретическую рефлексию и анализ актуальных, в первую очередь российских, практик. В книге рассматриваются самые различные ситуации, в которых статус документа признается высоким или, напротив, подвергается сомнению, — речь идет о политической власти и бюрократических институтах, памяти о прошлом и исторической науке, визуальных медиа и литературных текстах.

К истории аканья в московском говоре

Автор: Елена Фёдоровна Васеко

Вопрос о типе безударного вокализма является одним из важнейших в характеристике живого языка Москвы средневекового периода. Со времени появления в московском говоре аканья становится возможным говорить применительно к данной территориальной разновидности языка о таком комплексе диалектных черт, который принято определять термином «средневеликорусский».

Однако, говоря об отражении аканья в московских памятниках, следует разграничивать два существенных момента. Необходимо отделять вопрос о появлении аканья как черты, характеризующей тип живого языка, имевшего широкое или даже преобладающее распространение в Москве, от вопроса об отдельных носителях акающего произношения среди москвичей. Население Москвы было неоднородным в этническом отношении, благодаря чему аканье могло проникнуть в отдельные московские памятники в то время, когда для Москвы в целом такое произношение еще не было свойственно.

Автор: Ольга Борисовна Мазурина

Настоящий англо-русский словарь содержит 1500 базовых терминов и понятий, собранных в пределах специальностей среднего профессионального образования в сфере обслуживания – «Туризм», «Гостиничный сервис» и «Организация обслуживания в общественном питании». Среди терминов, вошедших в данное издание, присутствуют: термины, необходимые специалисту, и термины, часто встречающиеся в книгах, журналах, газетах по специальностям сферы сервиса; термины-словосочетания, которые имеют значение как термин, только когда употребляются вместе; сокращения, связанные со сферой сервиса. Издание предназначено для студентов и преподавателей средних специальных учебных заведений.

Несколько замечаний по поводу ассибиляции согласных tʼ, dʼ в славянских языках

Автор: Адольфина Михайловна Кузнецова

Диахронической фонологии славянских языков известны примеры так называемого переходного смягчения согласных. Это, прежде всего, три славянские палатализации — 1‑я («шипящая»), 2‑я и 3‑я («свистящие»). Известны схемы этих «переходов», отражающие последовательные хронологические этапы фонетических изменений, приведших к качественно новому перераспределению фонологических единиц в системе[1].

Случаи переходного смягчения согласных зафиксированы и в процессе самостоятельного развития отдельных славянских языков. Примером может служить ассибиляция польских смычных ‹tʼ›, ‹dʼ› (XII—XIII вв.), в результате которой функцию коррелята по признаку твердости—мягкости по отношению к согласным ‹t›, ‹d› стали выполнять среднеязычные аффрикаты ć

Оставить отзыв Еще несколько интересных книг Автор: Николай Лазаревич Векшин

Книга представляет собой мозаику иронично-веселых и иронично-невеселых стихотворений Николая Векшина.

Полёт шмеля

Автор: Николай Лазаревич Векшин

Книга состоит из научно-приключенческой повести «Полёт шмеля», множества разнообразных миниатюр (афоризмы, анекдоты, байки, фельетоны и др.), стихотворений и дружеских пародий.

Автор: Николай Лазаревич Векшин

В книге Николая Векшина представлены новые рассказы, литературные эссе, миниатюры, афоризмы, басни, стихотворения и пародии.

2-е издание, исправленное и дополненное.

Три с половиной мушкетера

Автор: Николай Лазаревич Векшин

В книге Николая Векшина представлены новые рассказы, литературные эссе, миниатюры, афоризмы, басни, стихотворения и пародии.

Читайте также: