Преподаватель сказал что если я не перестану отвлекаться на уроке он примет меры
Обновлено: 27.11.2024
Нередко, посетив школьное собрание, родители слышат от педагогов, что их ребенок отвлекается на уроках. Казалось бы, невелика проблема! Но она может привести к таким нежелательным последствиям, как непонимание определенного предмета и к снижению успеваемости в целом. Что делать? Как оказать помощь ребенку в ситуации, когда возможности быть рядом и контролировать его поведение нет? Да и не пришло ли время учиться самостоятельно справляться с возникающими трудностями?!
Для начала нужно постараться понять причину невнимательности ребенка на уроках. Наиболее типичные из них:
2. Ребенок отвлекается из-за несоответствия требований, предъявляемых к нему в процессе обучения. Ему либо очень легко, а значит скучно и неинтересно, либо слишком сложно, и это в свою очередь приводит к снижению уровня концентрации внимания в условиях все нарастающей тревоги. В таком случае стоит начать с прояснения ситуации в разговоре с преподавателем.
3 . Ребенок отвлекается на уроках из-за того, что у него еще недостаточно сформированы навыки, отвечающие за успешное обучение в школе, одним из которых как раз и является внимание. Доктор психологических наук Р. М. Грановская в своей книге «Элементы практической психологии» пишет: «…Внимание самым тесным образом связано с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции» . А что на практике? Как научить ребенка удерживать свое внимание на выполнении задания?
Законы внимания:
1. Убрать лишние предметы с письменного стола.
2. Назвать объект изучения для удержания внимания на нем.
3. Диктовать вслух то, что нужно сделать.
4. Проговаривать слова задания про себя.
Проделайте с ребенком данный алгоритм на примере выполнения домашних заданий. Учитывайте то, что навык формируется постепенно и одной тренировки скорее всего будет недостаточно. Поощряйте старания ребенка.
Приложенные усилия будут вознаграждены, а комментарий учителя о том, что ребенок отвлекается на уроках, адресован точно не вам!
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
1. Откройте доступ ко всем видеоурокам комплекта.
2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.
3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками. Получить доступ
Конспект урока "Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными"
· Сегодня мы продолжим знакомство с многочленными предложениями.
· Поговорим о знаках препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.
· И составим схемы для запоминания.
Мы помним, что в сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных частей. Такие сложноподчиненные предложения называются многочленными.
Выделяются многочленные предложения, в которых придаточные связаны по типу соподчинения и последовательного соподчинения.
В рамках соподчинения выделяется два вида: однородное и неоднородное подчинение.
Каждое придаточное предложение в многочленном предложении выделяется запятыми.
На этих курсах он узнал, как развести костер, где легко найти воду. Это однородное подчинение. Мы выделяем запятыми обе придаточные части.
На этих курсах, которые устраивались ежегодно, он узнал, как развести костер. Мы ставим вопросы от разных слов в главном предложении, и вопросы – разные. Это неоднородное подчинение. Но мы все равно выделяем запятыми все придаточные.
На этих курсах он узнал, как развести костер, если поднимется сильный ветер. Это последовательное подчинение, поскольку одно придаточное зависит от другого. Мы вновь выделяем придаточные запятыми.
Итак, попытаемся создать инструкцию по расстановке знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными. Инструкция будет выглядеть просто:
Пункт первый: найти все придаточные части
Пункт второй: выделить их запятыми.
Но при выполнении этой простой инструкции нас подстерегают некоторые проблемы, о которых не стоит забывать.
Первая проблема – пунктуация при однородном подчинении.
Я увидел, что уже вечереет, что мне пора идти.
Это предложение с однородным подчинением, выделена каждая придаточная часть.
Придаточные при однородном подчинении ведут себя, как однородные члены предложения.
Я увидел небо, звезды.
Между придаточными в многочленном предложении стоит запятая, как между однородными членами.
Но если мы захотим подставить сочинительный союз и между нашими однородными дополнениями?
Я увидел небо и звезды.
Запятая исчезает. Ее место занимает союз.
Если мы решим поставить союз и между придаточными, произойдет то же самое. Я увидел, что уже вечереет и что мне пора идти.
Если при однородном подчинении между придаточными стоит союз и, запятая не требуется.
Мы вернемся, когда зацветут луга и когда весна вступит в свои права.
Не терпится узнать, где вы пропадали и как вам отдыхалось.
Он не поехал, потому что ему было лень, и как же он потом жалел! В этом предложении только одно придаточное. Первое и третье предложение связаны при помощи сочинительной связи. Однородного подчинения тут нет, так что придаточная часть выделяется запятыми с двух сторон.
При расстановке знаков препинания в многочленных предложениях нужно обращать внимание и на позицию придаточных предложений. Дело в том, что придаточное предложение может стоять не только в середине главного предложения, но и в середине другого придаточного!
С этим связана наша вторая проблема – пунктуация при последовательном подчинении.
Вам хорошо знакома фраза: «У вас есть пять минут, чтобы все повторить». Это сложноподчиненное предложение с придаточным цели.
А если учитель вдруг вспомнит, что забыла кое-что, и нужно добавить в предложение информацию? Можно подставить еще одно придаточное после первого:
У вас есть пять минут, чтобы все повторить, пока я не начала опрос. Добавилось придаточное времени, которое относится к первому придаточному. Значит, перед нами последовательное подчинение.
Но ведь мы можем подставить придаточное и в середину первого придаточного предложения.
У вас есть пять минут, чтобы, пока я не начала опрос, все повторить.
Придаточные те же. Вопрос тот же и ставится так же.
Но получается, что мы как бы раздвинули придаточное предложение, вставили в него еще одно придаточное предложение…
Но ведь каждое придаточное предложение нужно выделить. Даже если оно, как матрешка, находится в другом придаточном. Именно это мы и делаем: с двух сторон выделяем придаточное времени запятыми.
Обратите особенное внимание на стык двух союзов: чтобы и пока стоят рядом. Но между ними ставится запятая.
Итак, если при последовательном подчинении два союза оказываются рядом, между ними ставится запятая.
Мы услышали песню, которая, где бы ни раздавалась, оставалась в памяти.
Мы долго готовились к этому спектаклю, так что, хотя зрителей было немного, актеры играли отлично.
Учитель сказал, что если я не перестану отвлекаться на уроке, то он примет меры. Это последовательное подчинение, что и если стоят рядом… а запятой почему-то нет.
Внимание! Перед нами исключение. Дело в том, что у союза если имеется еще и вторая часть – то. А это все меняет.
И третьей проблемой, которой мы рассмотрим, станут придаточные с двойными союзами при последовательном подчинении.
Иногда союзы в придаточных могут иметь вторую часть: если – то, если – так, когда – то, так как – то и так далее.
Двойные союзы используются для более тесной связи частей предложения.
Отвлечемся на миг и подумаем, зачем нам вообще выделительные запятые в сложноподчиненном предложении?
Посмотрим на предложение.
Учитель сказал, что, если я не перестану отвлекаться на уроке, он примет меры.
Посмотрите, запятые как будто намечают линии надреза, то есть, обозначают отрезок, который мы можем удалить, вырезать из предложения без ущерба для него.
Мы действительное можем удалить придаточное условия.
Учитель сказал, что он примет меры.
То есть, часть, выделенную запятыми, обычно можно изъять из предложения.
А теперь подставим в предложение то.
Учитель сказал, что если я не перестану отвлекаться на уроке, то он примет меры.
Вторая часть союза мешает нам удалить придаточное. У нас получится: Учитель сказал, что то он примет меры. Бессмыслица.
Именно поэтому запятая не ставится. Подчеркивается, что при двойном союзе удалить часть из предложения невозможно.
Итак, инструкция по расстановке знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с последовательным подчинением будет звучать так.
1. Следует обратить внимание на позицию придаточных. И насторожиться, если одно стоит в середине другого.
2. Обращаем внимание на союзы, которые стоят рядом.
3. Нужно проверить, есть ли у одного из союзов вторая часть.
Если второй части нет, то мы поставим запятую.
А если союз двойной, то запятую не поставим.
4. И помните, что нельзя забывать о запятой, которая ставится после придаточной части.
Если в придаточном предложении встречается вторая часть союза, то запятая между средствами связи не ставится.
Нам напомнили, что, когда уходишь, нужно гасить за собой свет.
Нам напомнили, что когда уходишь, то нужно гасить за собой свет.
Все уверены, что если мы будем упорно тренироваться, то победим.
Что же нам требуется запомнить?
При однородном подчинении между частями ставится запятая, если только между частями не стоит союз и. Или союз и – или запятая.
При последовательном подчинении, когда одно придаточное оказывается внутри другого, запятая ставится между союзами. Или между союзом и союзным словом.
Но если союз двойной, то есть имеет вторую часть то, так, тем и т. д. – то запятая не ставится.
Способы поддержания дисциплины в классе от английской учительницы
(17 оценок)Нина Джексон педагог и международный консультант по образованию
СодержаниеОпытные учителя знают: каждый год с приближением весны болтовни на уроках становится больше и все труднее бывает держать дисциплину в классе. Какими мерами можно бороться с разговорами на уроках? Советы, которые дает коллегам «классный учитель» из Великобритании, довольно сильно отличаются от методов наведения порядка, принятых в отечественной школе. Или времена меняются, и в классах у наших детей тоже разрешают разговаривать «по делу»?
У меня в классе есть ученики, которые без конца болтают — все время разговаривают и ничему не учатся. К ним уже и остальные подключаются. Я беспокоюсь за качество своих уроков: они меня совершенно не слушают. Не посоветуете что-нибудь?
Спасибо, что задали такой честный и сложный вопрос, немногие учителя решились бы признаться в подобной проблеме. Для начала вернемся на шаг назад. Хочу спросить: в какие моменты они разговаривают? Когда вы объясняете — даете указания или задания? Или когда задание уже получено, и они приступают к самостоятельной работе? Между этими двумя ситуациями большая разница. Одно дело — пустая болтовня и совсем другое — творческие, созидательные разговоры во время выполнения задания — если это они.
Едва ли не худшая ошибка педагога — прервать учеников, когда они разговаривают на учебные темы: обсуждают, что нового узнали, какие им это навеяло мысли. Такие разговоры сильно отличаются от болтовни ни о чем.
Если ученики продолжают обсуждения по следам вашего задания или вопроса, и разговор получается плодотворный, дающий почву для размышлений, поступите как тренер — скажите: «Запомните, что вы хотели сказать, — я разрешу продолжить обсуждение после того, как мы узнаем, что думают ваши одноклассники».
Детские разговоры на учебные темы весьма полезны, по ним вы можете оценивать, как учащиеся усваивают материал. А вот от трепа толка нет, тут подойдет какое-нибудь предупреждающее словечко или выражение лица («особый взгляд» должен быть в арсенале каждого учителя!).
Некоторые учителя предпочитают, не глядя в сторону болтунов, выразительно постучать по столу — и провинившимся сразу все ясно. Такие неречевые сигналы подчас сильнее слов, они показывают, что вы держите ситуацию под контролем, при этом не приходится прерываться на середине слова и отвлекать весь класс от занятия.
Придумайте три неречевых сигнала, показывающих, что пора прекратить болтовню и нужно послушать вас или друг друга, и три речевых сигнала, показывающих, что настало время сосредоточиться на конкретном задании. Три — магическое число — почему-то мозг запоминает триады гораздо лучше, чем любые другие сочетания.
Не стоит забывать, что человек по определению существо общественное: как правило, мы лучше справляемся с работой, когда ее можно с кем-то обсудить. Поэтому, если вам достались болтливые детки, подберите методики преподавания и учебы, в которых много диалогов. И совсем другое дело, если они болтают, потому что их не заинтересовало задание или занятие, или не впечатлила тема урока.
В общем, будьте с собой честны. Достанет ли у вас уверенности и смелости спросить их, почему они так много разговаривают? Не факт, что вам понравится ответ, зато будет от чего отталкиваться при разработке новых увлекательных уроков. А ученикам придется по душе, что вас волнуют их мнения и пожелания, что тоже немало.
Вспомните, как вы учились в школе. Теперь подумайте: наверняка бывали случаи, когда вы предпочли бы посплетничать с подружкой или одноклассниками, а не слушать учителя. Спросите себя, почему так происходило, почему вы не хотели слушать или не слушали педагога. Это поможет вам более человечно подходить к планированию и проведению уроков.
Болтовня на уроках: 5 советов учителю
Чтобы уменьшить болтовню на уроках, попробуйте следующие приемы и придумайте свои.
- Техника «я говорю — вы говорите — мы говорим». В чем она заключается: есть время, когда вы говорите, а ученики слушают; есть время, когда они говорят друг с другом; и есть время, когда весь класс общается и выслушивает все мнения. Эта методика, помимо всего прочего, позволяет проверить знания учащихся.
Только не забывайте использовать одноименные речевые сигналы. Если будете постоянно повторять их на уроках, то вскоре достаточно будет сказать только «Я», «Вы» или «Мы». Я знаю очень многих педагогов, которые воспользовалось этой техникой, и знаю, сколько вопросов им удалось снять с ее помощью. Так что вперед!
- А вот еще идея: «время думать — время делиться» (или «время играть — время работать»). Время думать, если это делается по одному, происходит тихо и спокойно, но ведь можно думать и по-другому. Мысли можно конспектировать, зарисовывать, озвучивать, записывать на аудио/видео и даже складировать. Как и время делиться — его тоже можно обыграть по-разному. Скажем, найти место в классе, откуда ученик продемонстрирует то, что усвоил или придумал, записать его умозаключения в журнал познания или опубликовать их в персональном/классном блоге.
- Постоянно следите за разговорами учеников, и если беседа мешает учебе, перенаправляйте ее в другое русло. Все время ходите по классу и отслеживайте ситуацию: как только дети увидят, что вы приближаетесь, они тут же вернутся к работе. Вы должны быть для них вожатым и наставником, тренером и болельщиком, руководителем и контролером. Подойдя к парте, задайте наводящий вопрос: «Что вы тут обсуждали?». Тем самым вы покажете всему классу, что не раскусили болтунов, и они вам будут за это очень благодарны — еще один беспроигрышный прием.
- Выделите на стене пространство под «настенные разговоры», или «граффити наших разговоров»: сюда ученики могут записывать на всеобщее обозрение свои обсуждения учебных тем. Нередко это порождает дальнейшие дискуссии. Так дети получают пространство, где они могут высказаться по поводу урока, причем в любое время: в течение, до и после него. А для вас это очередная великолепная возможность проконтролировать их знания, которой я пользовалась постоянно, и сама после каждого урока записывала на стену, что вынесла из него полезного.
- В конце урока попробуйте методику «говорящая карточка»: раздайте детям листки бумаги, попросите записать на них соображения или вопросы, возникшие в ходе урока, и сложить листки в большую стеклянную банку. Некоторые учителя называют эту методику «пропуск на выход» или «карточка знаний». Когда банка наполнится, проверьте, что они усвоили и какие у них возникли вопросы к вам или классу.
Последнее предупреждение
И, наконец, не беспокойтесь, что вам достался болтливый класс. Мы все через это прошли. По мне, болтливый класс гораздо лучше молчаливого (вот это ужас-ужас!). Но если ученики болтают и нагло не обращают на вас внимания, стоит задуматься о дисциплинарных мерах.
Если их болтовня мешает одноклассникам и дурно сказывается на их же успеваемости, предупредите таких учащихся (сначала спокойно и наедине), что это неприемлемо и, если они продолжат мешать учебному процессу, вы будете вынуждены действовать согласно школьному дисциплинарному регламенту.
Как правило, спокойного, вежливого и внешне безобидного предупреждения хватает. А если нет, примите профессиональное решение, как поступить. Вы лучше знаете, какие в вашей школе дисциплинарные принципы, вот и воспользуйтесь ими разумно и последовательно. И вас за это будут уважать.
Проблема соблюдения дисциплины актуальна всегда – в компании, в вузе, в школе. Но если недисциплинированного работника можно уволить, а нерадивого студента отчислить, то с нарушителями школьной дисциплины учитель оказывается один на один. В статье рассказываем, какие методы воздействия могут помочь при работе с учеником начальной школы, нарушающего дисциплину.
Чего делать нельзя
Образование в России, в том числе и учебная дисциплина учеников, регламентируется законом № 273-ФЗ. В соответствии с ним педагог не может препятствовать ребенку в реализации его права на образование, то есть выгонять нарушителя дисциплины с урока или требовать его отчисления из школы, если ребенку еще нет 15 лет.
Кроме этого, запрещаются следующие меры воздействия:
- назначение нарушителя дежурным по классу;
- наказание физическим трудом: уборка территории, мытье полов;
- физическое или психологическое насилие: ребенка нельзя бить и оскорблять, заставлять стоять весь урок;
- задержка учащегося после уроков.
Даже злостного нарушителя дисциплины нельзя выгнать из школы, пока ему нет 15. Отчисление считается высшей мерой дисциплинарного воздействия и требует множества доказательств того, что ребенок умышленно совершает проступки и никакому влиянию не поддается.
Ученик нарушает дисциплину: причины
Очень часто главной причиной нарушения дисциплины является то, что ученик не в курсе, что точно от него требуется. Обязанности ученика описаны все в том же законе об образовании и школьном уставе. Однако не только учащиеся, но и их родители читают такие документы нечасто. Чтобы на уроке дети вели себя дисциплинированно, стоит сформулировать от 4 до 5 правил поведения, повесить их на видном месте и последовательно добиваться выполнения.
Примерный набор правил может выглядеть так:
- Слушайте учителя и выполняйте его указания.
- Прежде чем встать или заговорить, поднимите руку.
- Будьте вежливы с учителем и одноклассниками.
Система наказания за нарушение этих правил тоже должна быть простой, прозрачной и общей для всех – от отличника до злостного хулигана.
Причины систематического нарушения правил связаны с собственной мотивацией ученика. Они будут рассмотрены чуть ниже.
Ученик нарушает дисциплину: какие меры можно предпринять
Дети не механические игрушки, и дисциплину так или иначе нарушают все. Некоторые делают это регулярно и целенаправленно, но большинство «прокалывается» от усталости, повышенного уровня стресса или тревожности. В этих случаях обычно хватает мягких однократных мер воздействия.
- Установите зрительный контакт с нарушителем и убедитесь, что он зафиксировал ваш взгляд. Часто этого бывает достаточно, чтобы ребенок вернулся к уроку.
- Назовите имя нарушителя, включив его в контекст объяснения. Ребенок, поняв, что его поведение заметили, прекратит отвлекаться.
- Устройте нарушителю интеллектуальную паузу: посадите его за отдельный стол и дайте индивидуальное задание или короткую проверочную работу.
- Просто пересадите ребенка на заднюю парту. Лишившись зрителей, он может прекратить неправильное поведение.
- Попросите ребенка прекратить его действия, устно или запиской. Здесь важно использовать слово «пожалуйста» – оно подчеркивает, что пока есть только просьба, и оставляет возможность усилить нажим или перейти к наказанию.
Если нарушения дисциплины ученика в школе становятся частыми, стоит поговорить с ним наедине и постараться понять, что стало причиной изменения поведения. Единого образца беседы с учеником, нарушающим дисциплину, нет, так как мотивы, а значит, и стиль беседы всегда индивидуальны. Однако при систематическом нарушении дисциплины одной беседы недостаточно, в этом случае требуется другой подход.
Если ситуация повторяется
В случаях, когда ребенок систематически нарушает дисциплину на уроках, необходимо в первую очередь убедиться, что он делает это осознанно и намеренно. Если нарушения не являются намеренными, стоит поставить вопрос об обследовании учащегося, чтобы убедиться, что у него нет ментальных нарушений.
Если ученик нарушает правила намеренно, потребуется систематическая работа, которую лучше проводить по индивидуальному плану действий (ИПД). Он состоит из 4 этапов:
- Выяснение мотивов поведения ученика.
- Выбор возможных методов воздействия.
- Определение порядка действий как для каждого отдельного случая, так и для систематических.
- Привлечение к решению проблемы родителей и при необходимости психолога.
Выяснение мотивов
Чтобы понять, каковы причины систематического нарушения правил, необходимо для начала объективно эти нарушения описать. Описание должно охватывать как сами действия, так и обстоятельства, в которых они совершались. Очень важно исключить собственную оценку поведения и описывать его с максимальной объективностью. Например, «Иванов снова ничего не знает, надоело» – это неверное описание. Верное будет таким: «Иванов сегодня сдал вместо решенной контрольной пустой лист. Это 3-й случай за месяц, темы контрольных между собой не связаны».
Следующим шагом станет анализ описаний, а на его основе можно уже строить обоснованные предположения о мотивации нарушителя.
Читайте также: