Султан абдул хамид 2 боялся что японский император примет ислам

Обновлено: 12.05.2024


”За всем, что вредит этой нации, стоит приказ Запада.” Это слова Османского султана Абдулхамида II, прозвучавшие в одном из эпизодов исторического телесериала, который миллионы турок смотрят каждую пятницу, проводя параллели между историей и нынешней сложной ситуацией, в которой находится их страна.

В этом году его правительство провело ряд мероприятий в ознаменование 100-й годовщины смерти Абдулхамида. Президент выступил на одном из них, состоявшемся 10 февраля 2018 года в султанском дворце Йылдыз, расположенном на вершине холма в Стамбуле с шикарным видом на Босфор.


Его правление вызывает противоречивые мнения и в современной Турции. Основатели современной Турции отвергли его как диктатора, который управлял обширной шпионской сетью и подавлял своих критиков с помощью цензуры.


Продюсерами фильма являются соучредители Es Film, Юсуф Эсенкал и Сердар Оъретиджи, а главной звездой сериала является Бюлент Инал в роли Абдулхамида II. В сериале также представлено почти 50 актеров, играющих роли главных героев, а общий актерский состав включает более 400 актеров, задействованных в каждом эпизоде. Сериал обслуживает целая команда из 120 технических работников.

Продюсер Юсуф Эсенкал в свое время заявил корреспонденту агентства Anadolu (AA), что этот сериал должен стать лучшим сериалом, который когда-либо был сделан в Турции.


Султан Абдулхамид II приложил большие усилия, чтобы запретить французские театральные постановки, направленные против Пророка Мухаммада (с.а.в.) и ислама, через турецкие посольства в европейских странах, пишет сайт Daily Sabah.

В европейской литературе ислам к XVI веку под влиянием церкви стал играть роль пугала. В такой же роли выступали Османы и тюрки. Хотя османы, союзник Франции, предоставили этой стране много коммерческих концессий, церковные положения об Исламе действовали до тех пор, пока не прекратились османские завоевания.

Когда в XVII веке во всем мире улучшились торговые и дипломатические отношения, и Франция, и Европа постепенно преодолели свои предрассудки. Настолько, что под влиянием османских послов турецкая мода под названием Turquerie зародилась сначала во Франции, а затем и в других европейских странах, и страх сменился восхищением.

Однако традиционно фанатичная враждебность как среди народа, так и среди интеллигенции в отношении ислама в Европе существовала всегда. Одним из примеров этой враждебности были театральные постановки. В Османском архиве имеется много документов, свидетельствующих о том, что эти пьесы были сняты со сцены или вообще не ставились по просьбе османских послов.

Official portrait of Sultan Abdülhamid II at Balmoral Castle in Scotland in 1867.

Султан Абдулхамид II / Источник: Daily Sabah

Усилия султана Абдулхамида II

Османы стремились положить конец этому фанатизму, опасаясь, что он нанесет ущерб как этим фанатичным государствам, так и мусульманам. Для султана Абдулхамида II, придававшего большое значение поддержанию престижа исламского халифата, этот вопрос был особо чувствительным.

A sketch of Henri de Bornier.

Анри де Борнье / Источник: Daily Sabah

Из-за запрета во Франции Борнье договорился с Лицейским театром Лондона о постановке своей пьесы в Британии. В то время министром иностранных дел этой страны был Роберт Гаскойн-Сесил, он же лорд Солсбери, известный своими дружескими отношениями с Османской империей. Опять же, по просьбе султана, турецкие послы обратились к Солсбери и сумели запретить спектакль в Британии.

Пьеса Борнье была не единственной


Черная метка на имени Вольтера

Отодвинув просвещенческий гуманизм и терпимость на задний план, Вольтер поставил в этой пьесе на первый план фанатичную враждебность. Хотя впоследствии он изменил большинство своих представлений об Исламе, даже высоко ценил и восхвалял Пророка Мухаммада (с.а.в.), эта пьеса стала одним из важнейших факторов в установлении предвзятого отношения к исламу и Пророку в Европе.

Пьеса изображает брак Пророка с Зайнаб бинт Джахш в вульгарном стиле, который доходит до клеветы. В письме к королю Пруссии Фридриху, когда его пьеса была напечатана, Вольтер признал, что она не имеет ничего общего с историческими фактами. Он сказал, что его цель состоит в том, чтобы рассказать о зле фанатизма и что он верит, что установится религиозная терпимость.

Султан Абдулхамид II запретил публикацию сочинений Вольтера на османской земле.


Вольтер / Источник: Daily Sabah

Точно так же ведущие османские интеллектуалы считали позицию Вольтера оскорбительной. Например, османский писатель Намык Кемаль сказал, что он выставил себя дураком из-за своих очевидных ошибок в этом вопросе. Кроме того, турецкие позитивисты были потрясены тем, что такой провидец, как Вольтер, написал настолько плохую пьесу. Они указывали, что эта работа не имеет ничего общего с истиной и является черной меткой на имени Вольтера.

Wolfgang Amadeus Mozart (C) attended a performance of his own opera Die Entführung aus dem Serail in Berlin in 1789.


В самом центре Токио, в одном из тихих жилых кварталов, возвышается красивейший из Домов Аллаха – мечеть, напоминающая об османской архитектуре. Во многом её архитектурный облик перекликается с Голубой мечетью в Стамбуле, что не случайно, ведь над созданием второго этажа и культурного центра мечети трудилось около сотни мастеров из Турции.


Первые официальные контакты Японии с мусульманскими странами начались в 1868 году после того, как Япония открылась миру. Вместе с этими контактами произошло и знакомство японцев с новой для них религией – Исламом.

На тот период времени только два государства Азии продолжали сохранять независимость от Запада, хотя и подвергались колоссальному давлению с их стороны. На этом фоне оба государства решили установить между собой дружеские отношения и начали обмен визитами.

В 1890 году состоялся, пожалуй, самый важный из этих визитов. Султан Абдулхамид II (1876–1909 гг.) направил в Японию корабль «Эртугрул», на борту которого находилось более 600 офицеров и солдат во главе с адмиралом Османом Пашой.


Визит оказался успешным. Делегаты встретились с самим императором страны восходящего солнца Муцухито. Однако на обратном пути, находясь в японских территориальных водах, корабль попал в сильный шторм и затонул, в результате чего погибло более 550 членов экипажа.

Японцы очень чутко отреагировали на это трагическое происшествие. Для доставки немногих выживших на родину они выделили два своих корабля. А поблизости от места крушения был создан музей, где японцы и турки до сих пор каждые пять лет проводят совместные мероприятия в память о жертвах трагедии, произошедшей с «Эртугрулом».


Это же печальное событие стало и причиной обращения в Ислам первого японца. Это был молодой журналист Тораджиро Ямада, который решил собрать пожертвования для семей погибших.

В итоге при помощи печатных СМИ Японии была собрана значительная по тем временам сумма в 5000 йен (что эквивалентно 100 миллионам йен по текущему курсу). Собранные средства молодой японец решил передать османским властям. 4 апреля 1892 года Ямада прибыл в Стамбул и осуществил задуманное.

Спустя несколько дней Тораджиро Ямада имел честь встретиться с султаном Османской империи Абдулхамидом II, который попросил его остаться у них и преподавать японский язык офицерам османской армии.

В итоге Ямада остался в Стамбуле на двадцать два года, покинув его лишь в 1914 году, когда началась Первая мировая война. За это время он не только выучил турецкий язык, но и выбрал для себя мусульманское имя Абдулхалим, так как стал мусульманином.

Истинно мусульманская среда в Японии стала образовываться в годы Первой мировой войны. В те годы многие беженцы-мусульмане, спасаясь от большевистской тирании, были вынуждены переселиться в Страну восходящего солнца.

После увеличения числа мусульман в Японии там стали возводиться мечети. Так, в 1935 году была построена мечеть Кобе, а 1938 году – мечеть Токио.


Второй этап возрождения Ислама в Японии начался в 1973 году, когда в арабских странах были обнаружены большие запасы нефти. Тогда в японских СМИ стали издаваться объёмные статьи и очерки об Исламе и арабском мире. Благодаря этим изданиям японцы узнали о хадже в Мекку, услышали азан и увидели Коран, в результате чего тысячи японцев приняли Ислам и стали исповедовать новую религию.


P.S.

Конечно, мусульман в Японии по отношению к 126-миллионному населению страны (по состоянию на 1 марта 2015 года) очень мало, меньше 1%. Да и большинство тех, кто исповедует Ислам – это приезжие из мусульманских стран.

Но человек, однажды познакомившийся с Исламом и увидевший его красоту, вряд ли сможет оставаться равнодушным к нему. И хочется верить, что всё больше японцев будут интересоваться Исламом и становиться на путь Истины.

С нашей стороны, мы желаем им этого искренне и всем сердцем. Да наставит Аллах всех на путь истины и сделает рабами, угодными Ему. Амин!

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Махач Гитиновасов


Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.


В первой части мы отмечали достижения султана Абдулхамида в укреплении османского государства, сохранении его суверенитета от внешних и внутренних врагов, которые, подобно бешеным псам, были готовы разорвать халифат на мелкие кусочки.

Но при этом развал Османской империи был делом времени и исторически неизбежен. Слишком много сил было брошено на её разрушение. Европейские державы были недовольны самостоятельной политикой Абдулхамида, его несгибаемостью и верностью заданному политическому курсу.

Да и пребывание миллионов христиан под властью султана не могло пройти бесследно, конфессиональная принадлежность к христианскому миру давала о себе знать. Однако при всех сопутствующих факторах на первый план вышли два вопроса – будущее евреев и внутриполитическая активность оппозиционных сил.

Эти два, на первый взгляд, взаимоисключающих фактора отправили султана Абдулхамида в отставку, а Османское государство приблизили к краху.

Земля обетованная

Как известно, евреи ещё со времен пророка Мусы (мир ему) скитались по земле в поисках долгожданного приюта – земли обетованной. Но, так и не попав в вожделенную Палестину, осели в различных странах мира, в том числе в странах Европы и Северной Америки.

Еврейский вопрос достиг точки кипения при правлении Абдулхамида II, под контролем которого и находилась Палестина – мечта и смысл всей жизни еврейского народа.

Основатель Всемирной сионистской организации Теодор Герцль отдавал себе отчёт в том, что султан ни под каким предлогом не станет даже рассматривать возможность заселения евреев в Палестину. Поэтому он стал использовать всевозможные способы оказания давления на султана.

В изначально провальный переговорный процесс были вовлечены европейские монархи, ну и, как часто бывает в таких случаях, были предприняты попытки подкупить султана за солидную по тем временам сумму – 5 млн. лир. Абдулхамид понимал, что предложенные ему денежные средства есть не что иное, как взятка, и, несмотря на оказываемое со всех сторон давление, ответил решительным отказом.

Из данной цитаты не следует делать далеко идущие выводы и представлять султана Абдулхамида антисионистом, а то и антигуманистом. Султан, будучи мыслящим человеком, подходил к этому вопросу не как исламский фанатик, а рационально и взвешенно.

Он понимал, что миграция евреев в самое сердце Османской империи ничего хорошего не сулит, напротив, вызовет внутренний диссонанс, поднимет на поверхность многовековые мусульманско-иудейские противоречия.

Кроме того, «возвращение угнетённого народа на свою историческую Родину» только внешне выглядело красивой сказкой, а на деле в планы тех, кто стоял за этой подковёрной политической игрой, входил раскол Османского государства изнутри.

Но Абдулхамид остался верен своим словам – основание израильского государства на земле обетованной пришлось перенести на несколько десятков лет.

«Турецкая весна»

Попытки европейских держав расчленить османское государство могли быть сведены к нулю, если бы оно сохраняло политическую целостность и единство. Появление на политической авансцене партии «Единение и прогресс» (первой в истории Османской империи политической партии) превратило это спасительное единение в иллюзию. Представители партии позиционировали себя как оппозицию действующей власти и ставили задачу по свержению султана Абдулхамида. Долгое время им удавалось скрывать свою подрывную деятельность.

Но, со временем они стали изгоями в собственной стране и были вынуждены искать политическое убежище в Европе. Однако жизнь на чужбине не охладила их пыл.

Спустя некоторое время в пределах османского государства стали появляться законспирированные ячейки этой партии и расширять сферу своего влияния даже на офицерский корпус.

Для получения властных полномочий и политических мандатов представители оппозиционной партии не гнушались прибегать к террористическим актам – был организован ряд заказных убийств представителей власти Османской империи. На их совести также были волнения и эскалация сепаратистских настроений на Балканах.

Султан Абдулхамид был уже не в состоянии покончить с этой политической гидрой, и ему пришлось пойти на ряд уступок – восстановление конституции и парламента. Хлынув в большом количестве в парламент, партия «Единение и прогресс» могла гарантированно рассчитывать на свержение султана, но для этого было необходимо поднять революционную волну внутри страны, организовать уличные беспорядки, ввергнуть Османское государство в хаос.

Всё это не заставило себя долго ждать. В апреле 1909 года в ходе уличных столкновений между сторонниками и противниками султана Абдулхамида на улицах Стамбула погибли люди. Если бы не своевременная реакция султана, который запретил применять оружие против мятежников, Османскую империю могла захлестнуть кровопролитная гражданская война.

И как тут не вспомнить третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах), который поступил аналогичным образом – спас исламскую умму от братоубийственной войны, но при этом сам стал её жертвой.

В отличие от халифа Усмана султан Абдулхамид не был убит, но его жизнь превратилась в страдания: домашний арест, ограничение свободы и жёсткий контроль. Султан скончался 9 лет спустя, 10 февраля 1918 года, в возрасте 76 лет.

В похоронной процессии приняли участие большое количество мусульман, среди которых наверняка были и те, кто приложил руку к его свержению и фактическому развалу Османской империи. По крайней мере, один из ярых его противников с глубоким сожалением вспоминал произошедшее и написал строки отчаяния по ушедшей с султаном эпохе:

«О великий султан! Когда история упоминает ваше имя, то истина всегда на вашей стороне. Мы бесстыдно оклеветали величайшего политика своего времени. Мы заявляли, что султан диктатор, что он слабоумен. Мы говорили, что необходим госпереворот… И со всем, что мы говорили, соглашался шайтан».

Читайте также: