Справедливая россия девиз партии
Обновлено: 27.11.2024
Партия «Справедливая Россия» появилась на российском политическом небосклоне в 2006 году. Ей пророчили блестящее будущее – уже через год политическая сила сумела провести в Госдуму 38 своих депутатов. Планировалось, что СР вскоре станет еще одной опорой властной вертикали и частью возможной двухпартийной системы страны.
Но эти надежды не оправдались. Сегодня «эсеры» имеют в парламенте всего лишь 22 мандата, они не выставили ни одного серьезного кандидата на последних губернаторских выборах. Дальнейшая судьба политической силы находится под большим вопросом. Вероятно, что еще раз попасть в Государственную думу «Справедливой России» будет очень непросто.
Общая информация
В СМИ членов партии нередко называют «эсерами». Отношения к социалистам-революционерам Российской империи СР не имеет и о преемственности никогда не заявляла.
Бессменный лидер «Справедливой России» Сергей Миронов . Именно его обвиняют в кризисе, в котором сейчас оказалась партия.
Финансирование партии происходит за счет членских взносов, пожертвований меценатов и средств из государственного бюджета.
Политическая партия «Справедливая Россия» является членом Социнтерна с 2008 года. Эта организация объединяет левые партии разных стран мира. Среди иностранных союзников «эсеров» – немецкие социал-демократы и украинская партия «Батькивщина» Юлии Тимошенко . В России партнерами «эсеров» считаются «зеленые».
С 2007 года СР является парламентской партией, сегодня фракция «Справедливой России» в Госдуме состоит из 22 депутатов. В 2016 году в партии находилось более 170 тыс. членов. У «эсеров» имеется собственный флаг и логотип.
Одним из самых успешных проектов СР являются партийные центры защиты граждан. В них работают юристы, которые бесплатно консультируют граждан по широкому кругу вопросов. Подобные общественные приемные открыты в большинстве областных и краевых центров.
Идеология
«Справедливая Россия» позиционирует себя, как социал-демократическая партия. Главная цель, которую она ставит перед собой, – это построение в стране справедливого общества.
«Эсеры» уделяют много внимания вопросам социальной справедливости, повышению уровня жизни граждан, сокращению разрыва между богатыми и бедными слоями населения, борьбе с безработицей, работе с профсоюзами. В программу партии «Справедливая Россия» включены следующие пункты:
- Введение ренты на сырье, справедливое распределение денег от его продажи за рубеж.
- Увеличение заработной платы и пенсионного обеспечения за счет роста их части в ВВП.
- Внедрение прогрессивной шкалы налога на доходы. Освобождение от сборов доходов меньше 10 тыс. рублей и введение 30% ставки при доходе в – 3 млн.
- Налог на роскошь: на автомобили дороже 2 млн рублей и недвижимость более 20 млн рублей.
- Борьба с коррупцией.
- Поддержка отечественного производителя, создание в стране привлекательного инвестиционного климата.
- Искоренение ксенофобии и экстремизма.
После крымских событий в партийной программе появились пункты «патриотической» направленности. «Эсеры» предложили создать отдельную группировку войск в Крыму , бороться за повышения престижа военной службы, бросить все силы на восстановление статуса РФ , как великой державы, помочь несправедливо репрессированным народам Крыма .
Структура
Высшим управляющим органом партии является съезд. Он определяет цели и задачи политической силы, вносит изменения в программу, занимается стратегическими вопросами.
В период между съездами партией руководит Центральный совет, его исполнительным органом является президиум во главе с председателем.
Центры защиты прав граждан — один из самых успешных партийных проектов СР. Они есть практически во всех крупных городах России .
В региональных отделениях высшим руководящим органом считаются конференции, в период между ними – советы, с исполнительным органом в виде бюро.
В 2011 году в партии был короткий период двоевластия. В это время пост председателя политической силы занял Левичев, а для ее многолетний лидер Сергей Миронов получил пост главы депутатской палаты партии. Такая ситуация продлилась недолго: съезд поменял функционеров местами, а после реорганизации партийной структуры в ней установилось единоначалие.
Немного истории
Как создавалась партия
Официальная история политической силы началась в августе 2006 года. Об объединении договорились три политические силы: партия пенсионеров, «Родина» и партия жизни. Возглавил его Сергей Миронов , который занимал в то время пост главы верхней палаты парламента.
Говорят, что свою блестящую карьеру Миронов сделал благодаря знакомству с Владимиром Путиным .
Ранее с Мироновым встречался Владислав Сурков , который в то время занимал пост замглавы президентской администрации. Именно он высказал идею о необходимости создания еще одной партии власти, которая бы работала с «левым» и националистическим электоратом. Стенограмма этой встречи позже стала достоянием общественности.
Биография лидера «эсеров» примечательна. Он родился в Пушкино, что под Ленинградом . В 90-е годы Миронов занимался предпринимательской деятельностью, а затем стал городским депутатом.
Говорят, что свою стремительную политическую карьеру он сделал благодаря знакомству с Владимиром Путиным . Работая в законодательном собрании Санкт-Петербурга , Миронов сумел оказать несколько услуг Путину и его тогдашнему начальнику Анатолию Собчаку . Они не были забыты и практически сразу после переезда в Москву Миронов стал спикером верхней палаты Государственной думы .
Изначально СР позиционировала себя, как конкурент «Единой России» . На пресс-конференции, посвященной образованию политической силы, Миронов даже пригрозил «единороссам». Однако мало кто из экспертов верил в возможность серьезного противостояния между двумя «опорами режима».
На первом съезде, который состоялся в начале 2007 года, «эсеры» приняли политическую платформу. Второй съезд состоялся в сентябре того же года, на нем были утверждены кандидаты в депутаты Госдумы .
«Эсеры» в 2007-2010 годах
Довольно неожиданным и болезненным ударом для партии стало решение Путина возглавить на выборах 2007 года «единороссов». Несмотря на это, партия успешно преодолела необходимый барьер и попала в Госдуму V созыва.
На протяжении 2007 года в СР влилось несколько небольших политических сил, также к ней присоединился целый ряд известных представителей других партий. Среди них были Пономарев, Митрофанов, Мизулина, Ковалев. Несмотря на такое усиление, уже к 2010 году стало понятно, что по степени своей влиятельности она не может тягаться с главной партией власти.
Представители «Справедливой России» принимали активное участие в протестных событиях 2011 года.
В июле 2009 года состоялся IV съезд СР, на котором приняли новую партийную программу и изменили устав.
В 2010 году между «эсерами» и «единороссами» начался серьезный конфликт, быстро перетекший в медийную плоскость. Миронов даже заявил, что его партия не поддерживает Путина. Поначалу казалось, что скандал удалось довольно быстро замять – уже в феврале ЕР и СР подписали специальный меморандум.
В этом документе обе партии декларировали поддержку политики президента и премьер-министра, а «Единая Россия» соглашалась на сохранение должности председателя СФ Федерального собрания за Мироновым .
Однако уже через месяц Миронов обвинил «единороссов» в нарушении договоренностей. С этого момента конфликт между двумя главными российскими партиями перешел в острую фазу.
Последнее десятилетие
В апреле 2011 года, на очередном партийном съезде, Левичев опять был выбран председателем СР. А уже в мае заксобрание Петербурга отозвало Миронова с его должности. Такой подход вызвал волну негодования у значительной части партийного актива, политическая сила объявила об уходе в жесткую оппозицию к власти.
В августе 2011 года молодежное крыло «единороссов» совершило несколько провокаций против отделения СР в Воронеже . А уже в сентябре во время очередного съезда «эсеры» приняли новую программу, которая была направлена против исполнительной власти и «Единой России» . Кроме того, партия заявила об участии Миронова в выборах главы державы.
В декабре, на очередных выборах в ГД, «эсеры» добились наибольшего успеха – они получили более 13% голосов. Фракция партии в ГД значительно увеличилась. «Эсеров» активно поддержал городской средний класс, который был уверен, что СР попадет в парламент точно, и его голоса не пропадут.
«Эсеры» приняли самое активное участие в протестных событиях конца 2011 года. Даже после завершения избирательной кампании «эсеры» приходили на заседания Государственной думы с белыми ленточками на одежде. Олег Шеин , который баллотировался в мэры Астрахани , объявил голодовку в знак протеста. Правда, на выборах президента Миронов занял всего лишь пятое место, получив значительно меньше голосов, чем партия в целом.
Еще в 2011 году «эсеры» начали стремительно терять своих союзников. Первой ряды СР покинула «Родина» – Рогозин заявил о ее рейдерском захвате. Затем в «свободное плавание» ушли «пенсионеры» и зеленые. На протяжении нескольких лет ряды политической силы покинули политики наиболее активно участвовавшие в протестных событиях 2011 года: Пономарев, Гудковы, Дмитриева.
На очередном съезде в октябре 2013 года Миронов опять стал официальным лидером партии. После этого вопрос об оппозиционности политической силы был фактически снят с повестки. «Эсеры» оказали полную поддержку действиям власти в 2014 году.
В 2016 году съезд утвердил новую программу и переизбрал руководство. Изменениям подвергся принцип формирования избирательных списков. Партия пошла на укрупнение местных групп, чтобы гарантировать прохождение кандидатов.
В 2016 году Левичев, которые долгие годы считался вторым человеком в СР, перешел на работу в Центризбирком.
Олег Шеин — один из самых известных представителей «Справедливой России» .
На новых выборах в ГД список «эсеров» был разбит на 50 групп, в него также вошли представители ЕР и других партий. На некоторых участках «Единая Россия» отказалась от выдвижения своих кандидатов в пользу СР.
На выборах 2017 года случился громкий скандал с избранием Дениса Хмелевского , который на своем округе набрал почти в 10 раз больше голосов, чем партия. После этого он был исключен из рядов СР.
В 2017 году СР решила не выставлять кандидатуру Миронова на выборах главы державы, а поддержать Путина . Также был составлен Социальный манифест, который адресовался будущему руководителю державы. В документе были изложены пожелания «эсеров» к главе исполнительной власти. Большинство из них имели социальную направленность.
На губернаторских выборах 2019 года СР отказалась поддерживать популярного в Астрахани Олега Шеина , а Валерий Гартунг из челябинского отделения сам отказался от участия.
В марте 2020 года прошел первый съезд молодежной организации партии. На нем присутствовали члены политической силы в возрасте до 36 лет и представители беспартийной молодежи.
Критика партии
«Справедливая Россия» неоднократно выступала с предложением создать единый широкий фронт левых сил и предлагала коммунистам объединиться. Однако подобные идеи не вызывали особого восторга у КПРФ .
Коммунисты называют «Справедливую Россию» группой чиновников и политиканов, которые только притворяются «левыми». Они обвиняют «эсеров» в поддержке «антинародных» законопроектов: изменений в Жилищный кодекс, в отмене льгот для пенсионеров, распродаже государственных активов.
Также СР критикуют за сдачу своих региональных депутатов в угоду интересов власти. Так, например, в 2008 году на выборах в Тверской области партия сняла своего кандидата, у которого был конфликт с «Росатомом» .
Партию регулярно обвиняют в «антимусульманских» настроениях. Так, например, депутат Олег Нилов предложил запретить забой скота во время празднования Куйрам-байрама.
В 2011 году «эсеров» грозили исключить из Социнтерна за поддержку законопроектов, ограничивающих право женщин делать аборты.
Однако больше всего критики вызывает тесное сотрудничество «эсеров» с властью. Игры в оппозиционность давно закончились и сегодня ни у кого не вызывает сомнения в том, что «эсеры» являются лишь удобными «спарринг-партнерами» для «Единой России» .
Лидеры российских парламентских партий: Жириновский, Миронов и Зюганов.
Левые идеи чрезвычайно популярны в российском обществе, но, к сожалению, существующие партии этой направленности сильно скомпрометировали себя или попросту не могут повести за собой электорат.
Чтобы остаться в российской политике, «эсерам» необходимо кардинальное обновление, причем делать его нужно незамедлительно. Требуется и модернизация ее идеологии – «Справедливая Россия» должна превратиться в современную социал-демократическую партию европейского типа.
Такие преобразования невозможны без полной замены руководства, ведь именно оно завело партию в нынешний глубокий кризис. Сергей Миронов лично несет ответственность за стагнацию и уход из партии многих ярких и талантливых политиков.
Однако, скорее всего, ничего из вышесказанного сделано так и не будет. Инсайдерские источники заявляют, что руководство политической силы не собирается заниматься партийным строительством и что-то серьезно менять. Поэтому, вероятно, в ближайшие годы мы станем свидетелями стремительного заката этого когда-то популярного политического проекта.
"Справедливая Россия" провозгласила социальные лозунги
1K 2 мин. ."Справедливая Россия" помимо основного лозунга "За Россию без жуликов и воров!" будет использовать на выборах в основном не политические, а социальные лозунги. Налогам обещана "местная прописка", "медицине — доступность", а коррупцию партийцы объявят "государственной изменой". Эксперты считают "общеоппозиционные" лозунги не самыми удачными для "Справедливой России".
Справороссы готовятся использовать во время избирательной кампании лозунги на основе главных положений программы партии. Они дополнят основной слоган "За Россию без жуликов и воров!", который появился на предвыборном съезде партии. Как стало известно "Ъ", у "Справедливой России" пока всего несколько политических лозунгов. Так, требуя восстановить выборность губернаторов и ввести выборы участковых и судей, партия объявит, что "Назначенный губернатор служит начальству, избранный — народу!", а "Избранному судье больше веры!". Также партийцы хотят ужесточить наказание за коррупцию, в том числе ввести конфискацию имущества у коррупционеров, поэтому избирателям справороссы расскажут, что "коррупция — государственная измена" и "раковая опухоль России".
Радикальными будут лозунги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, где партия требует установить общественный контроль над тарифами и прописать, что расходы на ЖКХ должны быть не больше 10% совокупного дохода семьи. Справороссы объявят: "Жилищно-коммунальные грабители! Хватит доить народ!", "Защитим людей от произвола ЖКХ-чиновников".
Лидер партии "Справедливая Россия" Сергей Миронов
Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ
"Дешевый труд — нищая жизнь" — так партийцы будут объяснять положения программы в сфере труда. Пенсии, по мнению партийцев, должны быть не меньше 65% прежней зарплаты и индексироваться в том числе с учетом инфляции. Здесь слоганы сообщают, что "нищенская старость — преступление власти", и призывают "отменить особые пенсии чиновников". Кроме того, партийцы обещают "медицине — доступность", а "врачам — достойную зарплату". "Больные граждане — больная страна!" — говорит один из лозунгов, а "Нищий студент — нищая наука, нищая наука — страна без будущего!".
"Если лозунги с партийной символикой будут, они, может, и лучше пойдут, но на слух меня не зацепило",— заявил "Ъ" креативный директор консалтинговой фирмы PROtekt Виктор Адаменко. По его мнению, в них можно было бы добавить "больше души" и "личного обращения к избирателю".
"Моя дочка в таких случаях вспоминает про Капитана Очевидность",— заявил "Ъ" главный редактор "Политических технологий" Сергей Поляков. По его словам, можно выделить лозунг "против жуликов и воров", который дал "Справедливой России" отойти от образа "кремлевского проекта". "А все остальное — я не знаю, как с этими слоганами побеждать,— говорит политтехнолог.— Они общие — за все хорошее и против всего плохого, но не отражают изюминки партии". Сейчас "у нас все против коррупции, за высокую зарплату, за достойные зарплаты врачам и учителям". Как только справороссы "выходят на общеоппозиционную площадь, они становятся третьими в очереди", заявил господин Поляков.
Сиеста, призыв очнуться и благополучие каждого. Партии представили лозунги и слоганы для избирательной кампании по выборам в Госдуму VIII созыва. «ФедералПресс» вместе с экспертами проанализировал призывы, с которыми партии и кандидат выходят к народу, и выяснил, куда исчезает культура предвыборных лозунгов и что приходит ей на смену.
Заглушки вместо настоящих лозунгов
На грядущих выборах у партии единороссов будет 13 основных типов билбордов, где они разместят свои слоганы. Планируется, что всего их будет 3 тысячи по стране. Лозунг «За сильную страну и благополучие каждого» станет главным в агитационной кампании. Помимо него партия использует и такие слоганы:
Еще по теме
Как в свердловские магазины попадает агитация: договоры, давление и обещания
«Единая Россия» – это материнский капитал за первого ребенка 483 000 руб.»;
«Единая Россия» – это 16000 школьных автобусов до 2024 г.»;
«Единая Россия» – это 5000 машин скорой помощи на селе до 2023 г.»;
«Единая Россия» – это 450 000 руб. многодетным семьям на погашение ипотеки».
Примечательно, что в лозунгах появляются конкретные цифры, что, с одной стороны, говорит о вполне конкретных намерениях, а с другой – затрудняет зрительное восприятие таких билбордов.
Эксперт-лингвист Анатолий Баранов, наоборот, считает, что подобный формат слоганов будет хорошо смотреться на билбордах и привлечет избирателя.
«Кампания кажется наиболее убедительной, это будет выглядеть хорошо. С точки зрения продуманности – есть четкое указание на какие-то дела. Когда читаешь подобное, сразу понимаешь, о какой партии идет речь. Такие лозунги выглядят убедительно, помогают в этом еще и конкретные цифры», – отмечает Баранов.
Агитационная кампания правящей партии значительно меняется в течении десятилетия. Если в 2011 году единороссы обходились короткими фразами «Голосую за Россию. Голосую за себя», «Вместе мы сильнее», «Вместе победим», «Будущее за нами», то сегодня используют более объемные предложения, отказались от обобщений и призывов быть вместе. В новых лозунгах отсутствуют и глаголы движения, нет традиционного – сделаем, построим, откроем. Такое построение слогана может говорить о том, что ставка делается на стабильность, продолжение выбранной стратегии.
Политолог и социальный психолог Алексей Рощин такую смену формата лозунгов партии называет «наглой манерой ведения кампании».
«Суть их лозунгов – не надо говорить словами, надо говорить делами. Упор был на то, что все говорят, а мы делаем. Это был первый их подход, в соответствии со стратегией своего лидера. А второй подход – берутся достижения конкретной области в чем бы то ни было по всей России и приписываются себе. Например, построено столько-то больниц, столько-то мостов через Лену, и говорится, что это все сделали единороссы», – говорит Рощин.
Еще по теме
Свердловского «яблочника» сняли с выборов за сокрытие судимости
Эксперт считает, что общий принцип лозунговой политики «Единой России» – не использовать лозунги, а поставить заглушки.
«Заглушки – это нечто такое, что ставится на место того, где мог бы быть ваш лозунг. Лозунга нет, но чтобы не было пустоты, используется заглушка: мы не будем вам ничего говорить», – поясняет эксперт.
Все для всех
Эксперты сходятся во мнении, что сегодня как таковая культура лозунгов и слоганов на выборах отходит на второй план. Все реже в центральных регионах можно встретить билборд с запоминающейся цитатой, призывом, за которым хочется идти. Алексей Рощин связывает это со страхом партий кого-нибудь обидеть. Они стараются быть хорошими для всех.
«Один из признаков реального лозунга– это то, что ты не только указываешь, что ты сделаешь и ради кого (а у некоторых даже этого нет), но еще в нем должно быть указано, кого ты при этом обидишь. Сейчас же стараются сделать «все для всех». У нас люди боятся и прибегают к заглушкам», – говорит Рощин.
Примеру единороссов с построением лозунга последовала партия «Справедливая Россия – За правду».
Еще по теме
Клишас и глава ЦИК прокомментировали предложение перенести выборы
Они также отошли от идеи что-то сделать, как, например, пытались на думской кампании 2011 года («Отменить пенсии для чиновников», «Малый бизнес – под защиту справедливости»), и рассказывают о том, что такое сиеста и справедливый базовый доход:
«Южная сиеста – это большой полдень»;
«20% надбавка к зарплате за работу летом»;
«Справедливый базовый доход»;
«Вернуть пенсионный возраст – 55 лет женщинам, 65 лет мужчинам».
Лингвист Баранов отмечает, что данные слоганы могут оказаться просто непонятыми избирателем.
«Не очень понимаю логику этих слоганов и лозунгов. Для меня как для адресата это довольно неудачно. Слово сиеста незнакомо многим людям в нашей стране. Большая часть просто проигнорирует это. Цифры здесь также не помогают воспринимать информацию», – говорит Баранов.
Политолог Рощин уверен, что цифры в слоганах выглядят бессмысленно, они не отражают полной картины происходящего.
«Непонятно, от чего посчитаны эти проценты, много это или мало? На самом деле, здесь мы также видим заглушечные лозунги, слова, на месте которых должны были быть реальные лозунги СРЗП», – считает политолог.
Недалеко ушли и «Коммунисты России». Партия не стала заморачиваться над созданием собственных лозунгов и воспользовалась теми, которые работают десятилетиями. Например, «Пролетарии всех стран – соединяйтесь».
Еще по теме
Формируя смыслы: Путин на Южном Урале и аграрный лайфхак от Жириновского
Не стали делать упор на слоганы и лозунги и другие непарламентские партии.
Так, Партия роста использует классический призыв очнуться: «ОЧНИСЬ, ПОДУМАЙ И ВСТАВАЙ В НАШИ РЯДЫ, ИНАЧЕ ЭТО НАВСЕГДА»
Такой лозунг титовцев Рощин определяет как заглушку, несмотря на то, что внешне он выглядит вполне демократично.
«У Титова все по классике. У него была кампания «Титов скажет», но в итоге он так ничего нам и не сказал. Ну, допустим, то, о чем он говорит, кончится, но а что будет вместо этого? Этого нам никто не сообщает», – рассуждает эксперт.
Партия «Родина» придерживается лозунга «Родина – партия российских регионов». Но будет ли «Родина» пытаться превратить федеральную повестку в региональную, исходя из этой информации, неясно.
Еще по теме
Бизнесмена из «списка Титова» сняли с выборов в Думу по «горячему» округу
Экологическая партия «Зеленые» предлагает «Сделать Россию зеленой вместе». Кандидаты используют традиционный призыв сделать что-то вместе, но не объясняют, как именно.
«Зеленые» выезжают на актуальной тематике. Проблемы чистого воздуха всегда в тренде. В этом смысле «Зеленые» без указания по какому поводу они зеленые, все-таки используют повестку. Хотя, учитывая, сколько у нас реально проблем в экологии, можно было бы спокойно говорить прямо, но именно об этом они стараются и не говорить»,– замечает политолог.
Новички избирательной кампании «Новые люди» выбрали своим лозунгом– «Люди важнее». Опять же, напрашивается вопрос, важнее кого или чего?
«Это лозунг– это такой постмодернизм в политике. Я думаю, конечно это не зайдет людям. Это видно и по рейтингам партии, и это именно за счет полной невнятицы чего они хотят, и что нового предложат. С одной стороны им мешают из АП, с другой стороны, беда в том, что они хотят понравиться всем, и никого не обидеть. «Новые люди», они как и другие партии в поисках группы поддержки, а группа поддержки пока одна и сидит она в Администрации Президента»,– уверен Рощин.
«Они пилили, мы сажаем»
Но есть партии, кто все-таки сумел найти поддержку и среди обычных избирателей. Это старожилы Госдумы – КПРФ и ЛДПР. Коммунисты в своих лозунгах довольно традиционны, но электорат их узнает и поддерживает:
Еще по теме
Эксперты зафиксировали закономерное снижение партийных рейтингов
«Народу– собственность, России – суверенную экономику»
«Вся власть – народу»
«К СССР– Сильной, Справедливой, Социалистической Родине!»
«Они пилят– мы сажаем»
«Функция лозунга, как и слогана в том, чтобы адресат опознал субъект и это действительно выполнено у партии. Ничего продвигающего, конструктивного в лозунгах, не вижу. У них наиболее традиционная направленность и нового ничего нет. Функция поддержания своего электората в том состоянии, в котором он есть – выполнена», – анализирует лингвист Баранов.
Политолог Рощин отмечает, что коммунисты единственные, кто реально использует возможности лозунгов и слоганов. Партия говорит о живых, важных для избирателей вещах.
Коммунисты как и другие партии в лозунгах отошли от желания что-то менять и защищать, так, например, на кампании 2011 года, КПРФ активно использовала слова менять и Родина:
«Пора менять власть! Хватит терпеть! Действуй!»
«Время менять власть!»
«Вернём украденную Родину!»
Либерал-демократы же, отличающиеся своими острыми высказываниями, на этот раз, обошлись без громких лозунгов. Они делают ставку на свое политическое долголетие в Госдуме, что отражается и на слоганах:
«Время работает на ЛДПР»
Еще по теме
Ставки сделаны: кто вошел в итоговые списки партий на выборах в Госдуму от Северо-Запада
Ранее их выборные лозунги отличались неоднозначностью и яркой подачей, для сравнения, в 2011 году, партия использовала такие ходы:
«ЛДПР за бедных! ЛДПР за русских!»
«За Россию! За русских! За ЛДПР!»
«Вместе с русским народом!»
Сегодня же ЛДПР обходится кратким упоминанием своей партии.
«Единственное за счет чего ЛДПР всегда выезжала, это за счет эксплуатации национальной тематики. Это единственная партия, которой это позволяется, любую другую партию за это тут же снимут. Это не вполне заглушка, это не намек , походит на настоящие лозунги. Про русских– это живой лозунг, за счет него ЛДПР проскакивает третьи выборы подряд»,– убежден Рощин.
Что касается самостоятельных кандидатов в Госдуму, то они также используют лозунги и слоганы в своей избирательной кампании. Анатолий Вассерман призывает избирателей такими высказываниями:
«Всегда держать слово! Все делать с умом! Жить с добрым сердцем».
Алексей Рощин считает такой подход устаревшим, хотя отмечает, что у индивидуальных деятелей всегда возникают сложности с подачей избирателям.
«Сложно, потому, что все, что ты не скажешь, уже было. И про сердце, и про слово. Проблема большинства людей, которые куда-то баллотируются у нас, им либо не на что особо ссылаться, начнешь ссылаться, еще хуже сделаешь, или то, что отсылать не к чему. Почему у Вассермана доброе сердце, например? Что нам об этом говорит? Возможно, они идут противоходом, что он умный вы знаете, а что у него доброе сердце, нет. И его решили как-то реально очеловечить», – рассуждает эксперт.
Другой кандидат, который также использует самостоятельные лозунги – Анастасия Удальцова. В своей кампании она отходит от слоганов коммунистов и опирается на свои:
«Очистим Россию от олигархов, воров и единороссов»
«Иду на бой с «Единой Россией!»
Как говорит политолог Рощин, подобные лозунги противоречат российским законам, однако, с точки зрения функций лозунгов в избирательной кампании, все верно. Эксперт-лингвист Баранов считает, что Удальцова ничего нового не сказала.
«Никакой новизны и здесь нет, «партия жуликов и воров» звучала намного убедительнее, чем то, что они придумали. В целом, довольно скучно у всех, партии перестали придумывать новое и интересное», – говорит лингвист.
Рощин добавляет, что с вырождением института политтехнологии, происходит непонятица и сумятица в головах у самих кандидатов. Они не знают за кого они, каких идей придерживаются, и кто их электорат.
«Вскоре после того как был принят один единый день голосования, политтехнология умерла как профессия. Политтехнологи хотят придумывать и работать, но понимают, что если они напишут, как нужно, им просто не дадут участвовать в выборах. Все они могут создать хорошие лозунги, показать за кого и против кого идет партия. Но именно это у нас преследуется как экстремизм и всем очень боязно»,– заключает Рощин.
Политический лозунг ( слоган) во время предвыборной кампании является достаточно специфическим и обязательным жанром. Большинство граждан, в силу аполитичности, не читает программ партий, но видит на «наружке» их лозунг. Если слоган «цепляет» и соответствует эмоциональному настрою, то избиратель голосует правильно.
Политический лозунг — это некий принцип, выдвигаемый политической силой ( движением, партией, государством) как основа её деятельности в некий период времени. В политической риторике лозунг выполняет функции призыва, побуждения к определенным действиям, а также функции знамени, символа, вокруг которого консолидируются определенные силы.
В политической рекламе функция лозунга близка к слогану торговой рекламы, поэтому многие исследователи считают данные понятия синонимами. Как и в торговой рекламе, в нем преобладают имиджевые компоненты. Меньшую роль играет мотивирующий компонент.
Понятие « слоган» ( sluagh-ghairm) восходит к гальскому языку и означает « боевой клич». Это очень точно и весьма образно отражает сущность любой рекламы: пленить потребителя и уничтожить конкурентов.
Слоган занимает одно из центральных мест в структуре рекламного текста. Вместе с рекламируемым собственным ( политическим) именем он выражает основной смысл рекламной концепции. Например, в наружной рекламе весь текст обычно состоит из рекламируемого собственного имени и сопровождающего его слогана.
Характерной чертой слогана является постоянство выражаемой им рекламной идеи. С течением времени вербальное выражение может изменяться, а сама идея остается неизменной.
Алексей Богачев, доцент кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского государственного технологического университета, кандидат политических наук:
— Слоган играет важную роль в политической рекламе. Творчество в области сочинения лозунгов можно сравнить со стрельбой. Одни могут дать очередь — и промахнуться, другие — одним выстрелом поразить цель. Вот и хороший слоган сродни меткому выстрелу: краткий и точный. Слоган должен в сжатой форме выражать основную идею, которую партия хочет донести до избирателя на конкретных выборах.
Правда, к вышеизложенному хотелось бы сделать одну оговорку. Слоганы играют непреходящую роль тогда, когда речь идет о свободных демократических выборах. А если выборы представляют собой смесь из масштабного включения административного ресурса и фальсификации результатов и напоминают изнасилование воли народа в извращенной форме, то тут уж, извините. Хоть весь электорат обслогань — это делу не поможет!
Андрей Большаков, доцент кафедры политологии КГУ, кандидат социлогических наук:
— Удачно подобранный лозунг может быть центральным элементом всей избирательной кампании. Так, во время выборов в Госдуму России в 2003 году ЛДПР шло под слоганом « Мы за бедных, мы за русских!». Несмотря на содержащуюся в нем стилистическую ошибку, многим избиратели он пришелся по душе, что непременно отразилось на результатах голосования.
Что касается нынешней избирательной кампании в Госсовет Татарстана, то, на мой взгляд, ни одна из партий не придумала оригинального и душевного слогана.
TatCenter . ru задал представителям партий следующие вопросы:
- С какими лозунгом ( -ами) Ваша партия идет на выборы в Госсовет РТ в нынешнем году?
- Почему был сделан выбор именно в пользу этого лозунга ( -ов)?
Мы также попросили экспертов прокомментировать лозунги партий. При этом для чистоты эксперимента казанские политологи не были осведомлены о мотивации выбора партии в пользу того или иного лозунга.
Политический лозунг: «Без булдырабыз! — Мы можем!»
Обоснование выбора: «Всем известное высказывание Президента Татарстана, Сопредседателя Высшего совета партии „Единая Россия“ Минтимера Шаймиева вот уже на протяжении нескольких лет является своеобразным девизом регионального отделения партии. В условиях пришедшего к нам мирового финансового кризиса лозунг „Без булдырабыз!“ приобретает судьбоносное значение. Наша задача — не просто выжить и переждать, а выйти из кризиса сильными, уверенными, окрепшими, сохранить профессиональные кадры, оптимизировать производство, очиститься от непрофильного бизнеса. Мы уверены, так и будет — мы сможем!»
Алексей Богачев:
— Единороссовскому лозунгу с сексуальным оттенком « Мы можем!» не хватает понятности. Хотя, вероятно, я и ошибаюсь. В том, что новая КПСС может многое, никто и не сомневается.
Андрей Большаков:
— В ходе данной избирательной к ампании « Единая Россия» руководствовалась принципом: удачный лозунг послужит и сейчас. Мол, коней на переправе не меняют.
Политический лозунг: «Выход есть — КПРФ!»
Обоснование выбора: «Выбор сделан в пользу этого лозунга, исходя из той катастрофической ситуации, в которую загнали Россию нынешние управленцы страной. Только команда КПРФ ( как это было после дефолта 1998 года при правительстве Примакова — Маслюкова) способна отвести государство от пропасти, сменив экономический курс».
Алексей Богачев:
— Лозунг КПРФ я бы поставил на последнем место среди всех представленных вариантов. Правда если он будет идти, скажем, в конце ролика о негативе в нашей жизни, то он логичен. Но пока в кампании КПРФ я такой логики не замечал. Отсюда и вопросы — «А куда выход? В открытый космос?»
Андрей Большаков:
— Лозунг интересный. Ведь в последнее время за КПРФ голосуют не только коммунисты, но и протестный электорат. Эти люди могут уцепиться за данный слоган и проголосовать.
Политические лозунги: «Говорить правду!», «Не врать и не бояться!»
Обоснование выбора: «Нет ничего хуже жить надеждой. Надо работать, а не мечтать о коммунизме, демократии и свободе. Избавляться от грез надо. Тогда построим рыночное хозяйство. Нельзя расслабляться ни человеку, ни гражданину».
Алексей Богачев:
— На первое место в госсоветовской избирательной кампании я бы поставил слоган ЛДПР « Не врать и не бояться!» Он уже использовался в думской избирательной кампании. Как только его не переделывали оппоненты ЛДПР: «Врать и не бояться!», «Брать и не бояться!» Но, по крайней мере, раз обсуждали, значит, «зацепило», попало в точку. Второй слоган ЛДПР перепевает первый и банально звучит.
Андрей Большаков:
— Вся деятельность ЛДПР связана с активностью руководителя партии Владимира Жириновского. Эти слоганы в его духе. Мне представляется, что эти лозунги были спущены из Москвы, но вряд ли их энергетический заряд поможет отделению ЛДПР в Татарстане.
Политические лозунги: «Работающий человек не должен быть бедным!», «Мы за справедливость!»
Обоснование выбора: «Выбор слоганов обусловлен программой партии».
Алексей Богачев:
— Эти слоганы я бы поставил на второе место после ЛДПР. В отличии от «Единой России» здесь хоть понятно, о чем идет речь.
Андрей Большаков:
— Второй лозунг в силу специфики партии актуален. Так и должно быть. Что касается первого слогана, то я его впервые слышу. Лозунг интересен, но большинство людей его не знает. При грамотном педалировании он смог бы принести партии 1−2%.
Читайте также: