Считалка жили были три селедки

Обновлено: 14.11.2024

Войти

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

ВЫХОДИ, ТЕБЕ ВОДИТЬ!

(СЧИТАЛКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ)

Считалка - жанр устного народного творчества. Легко запоминающийся стишок с веселым контекстом. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то всё-таки надо было. Кого же назначить? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.

В давние времена считалка использовалась взрослыми с практической жизненной целью - помочь распределить работу. Позже считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям, распределять роли в игре так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок. И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие возникли недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.

Информация такого типа усваивается дошколятами очень хорошо. Плюс тренируются детская память и логическое мышление. Кроме того, считалки для детей отменно развивают речевой аппарат и дикцию, что необходимо человеку для самовыражения. Детям считалочка показывает эстетику звучания рифмованных строк и родной речи, что в дальнейшем вызывает интерес к литературе и русскому языку, которые изучаются в школе. У малышей появляется ощущение ритма, они создают собственные рифмованные строки.

Один ребенок выучил считалочку, рассказал ее в начале игры своим сверстникам, которые тут же ее запомнили. С памятью нужно работать с ранних лет и считалка в этом случае - хороший тренер. Педагоги – воспитатели, родители должны знать считалки для детей, которые помогут привлечь ребенка к игре, а ведь для малыша игрой можно назвать абсолютно любой процесс. Придуманных считалок много, самые интересные собраны мной, и я хочу поделиться этими забавными, короткими, весёлыми, очень нужными для детской жизни рифмованными произведениями с педагогами, родителями и детьми.

Многие из нас помнят из детства, как, стоя в кругу друзей, с важностью и трепетом пересчитывались, чтобы определить, кто водит. Этот замечательный жанр — считалки — жив и сегодня. Смешные считалки легко запоминаются и поднимают настроение участников игры.

Происхождение и функции шуточных считалок

Считалки — жанр фольклора, уходящий корнями в глубокую древность. Изначально с помощью считалок работники в поле распределяли, кому какую работу выполнять. Тогда считалочки были средством жеребьёвки. Но постепенно необходимость в таком средстве распределения труда отпала, а считалки перешли в область детского фольклора. Именно этому переходу обязаны своим появлением шуточные считалки. Порой такие ритмичные стихотворения создавались профессиональными писателями и поэтами, но чаще всего смешные считалки придумывали сами дети, наполняя древний жанр новой жизнью и смыслом.

Первые считалки помогали крестьянам распределять работу, а позднее стали элементом детских игр

Основная функция считалки — выбор одного человека для конкретной роли (кому водить, кому выбыть). Кроме этого, существует ряд не таких явных, но также значимых функций считалочек:

  • Развлекательная функция. Основная роль считалок-шуток — вызвать веселье, они всегда являются элементом игры.
  • Психологическая функция. Честный выбор развивает у ребёнка чувство справедливости и защищённости.
  • Развивающая функция. Запоминание считалок, соотнесённое со смехом и весельем, способствует более активному развитию памяти, а проговаривание вырабатывает чувство ритма.
  • Увлекающая функция. С помощью считалки взрослый легко может привлечь внимание ребёнка к какому-либо занятию, изначально не представлявшему для малыша интереса.

Использование считалок помогает заинтересовать ребёнка новым материалом

Считалки с необычным сюжетом дети запоминают легче и с удовольствием включают их в свои игры.

Подборка смешных считалок

Шуточные считалки бывают как простые, четырёхстрочные, так и более сложные, иногда с целым сюжетом:

  • Жили-были три селёдки:
    Куля, Муля и Балда.
    Куля, Муля спали вместе,
    А Балда спала одна.
  • Коко-Моко яйца слопал
    И спасибо не сказал,
    Сел на лошадь и удрал.
    Приезжает он с войны.
    — Мама где мои штаны?
    А штаны на улице
    Исклевали курицы.
    Курица пошла в аптеку
    И сказала: Ку-ка-ре-ку!
    Дайте мыло и духи,
    Чтоб не дрались пе-ту-хи.
  • На дороге, скрючив ноги,
    На гвоздях сидели йоги.
    Тридцать дней не есть, не пить,
    Всё равно тебе водить.
  • Кот Антипка жил у нас,
    Он вставал с лежанки в ЧАС.
    В ДВА на кухне крал сосиски,
    В ТРИ сметану ел из миски,
    Он в ЧЕТЫРЕ умывался,
    В ПЯТЬ по коврику катался,
    В ШЕСТЬ тащил сельдей из кадки,
    В СЕМЬ играл с мышами в прятки,
    В ВОСЕМЬ хитро щурил глазки,
    В ДЕВЯТЬ ел и слушал сказки,
    В ДЕСЯТЬ шёл к лежанке спать,
    Потому что в ЧАС вставать.

С сороконожкой в считалке гораздо легче усвоить скучные правила математики

Одними из самых полезных считалок являются математические: помимо развития памяти и ритма они активно помогают ребёнку усвоить «скучные» законы математики. Например:

  • У сороконожки заболели ножки:
    Десять ноют и гудят,
    Пять хромают и болят.
    Помоги сороконожке
    Посчитать больные ножки.
  • Жили-были у жилета
    Три петли и два манжета.
    Если вместе их считать,
    Три да два, конечно, пять!
    Только знаешь, в чём секрет?
    У жилета нет манжет!
  • По тропинке, по дорожке
    Шли четыре понарошки.
    А навстречу на горошке
    Проезжали три картошки.
    Если каждой понарошке
    Дать на завтрак по картошке,
    То одной из понарошек
    Что достанется? Горошек.

Кошка — частый персонаж считалок: она и с мышкой поиграет, и сметану украдёт, а порой сама берётся за готовку

Самые популярные герои считалок — животные. Шуточный эффект в данных произведениях достигается чаще всего благодаря «отправке» животных в человеческие ситуации и случившимся в итоге происшествиям:

  • Как-то летом по Онеге
    Сом поехал на телеге.
    Вместо лошади — карась,
    Он завёз телегу в грязь.
    Вязнет, помощи прося,
    И ругает карася!
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Вышел тигр погулять.
    Запереть его забыли,
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Он по улицам идёт,
    Ни к кому не пристаёт,
    Но от тигра почему-то
    Разбегается народ.
    Кто на дерево забрался,
    Кто укрылся за ларёк,
    Кто на крыше оказался,
    Кто забрался в водосток.
    А на ёлке, как игрушки,
    Разместились две старушки.
    Опустел весь город мигом —
    Ведь опасны шутки с тигром.
    Видит тигр — город пуст.
    «Дай-ка, — думает, — вернусь.
    В зоопарке веселей,
    Там всегда полно людей!»
  • Серый кот
    Блины пёк,
    Сковородник уронил,
    Чёрту ногу повредил.
  • Сидели два медведя
    На липовом суку,
    Один читал газету,
    Другой месил муку,
    Раз ку-ку, два ку-ку —
    Оба шлёпнулись в муку.
  • Свиньи в лодке танцевали,
    Все копыта поломали,
    Инчик, брынчик-пок,
    Вышел маленький дружок.

Животные в детских считалках часто попадают в смешные ситуации

Младшие школьники вполне способны самостоятельно сочинить небольшие весёлые считалки.

Встречаются в считалках сказочные сюжеты и персонажи:

  • Ехала карета
    По старому мосту.
    Мост развалился,
    Карета — ко дну.
    Не жалко мне кареты,
    Не жалко мне моста,
    А жалко мне принцессу
    И белого коня.
  • Щуку тощую с реки
    Притащили рыбаки.
    Щука хищная страшней,
    Чем страшилище Кащей.
    Мы ей дали овощей
    И погуще жирных щей.
    Щука шлёпнула хвостом,
    Словно щёлкнула хлыстом,
    И таким ударом крепким
    Расщепила стол на щепки.
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Шесть, семь, восемь, девять, десять.
    Царь велел меня повесить.
    А царица не дала
    И повесила царя.
    Царь висел-висел-висел,
    Ветер дунул, он слетел
    И в помойку улетел.
    А в помойке жил Борис —
    Председатель дохлых крыс,
    И жена его Лариса —
    Замечательная крыса.
  • Тили-тили-точки,
    Ехал чёрт на бочке.
    Ведьма на тележке
    Щёлкала орешки.
    Чёрт с бочки упал,
    Ведьме по уху попал.
    Ведьма ябеда была,
    Домового позвала.
    Домовой подал свисток,
    Выходи-ка ты, дружок!

Сказочные персонажи нередко выступают героями детских считалок

Нередки среди детских и подростковых юмористических считалочек бытовые (повседневные) — «на злобу дня»:

  • Один, два, три —
    Нос подотри.
  • Раз, два, три, четыре —
    Мы сидели на квартире,
    Чай пили, булки ели,
    Позабыли, с кем сидели.
  • Шёл с получки по толкучке
    Толстый дядя Робинзон,
    И с получки на толкучке
    Приобрёл себе он зонт.
    Зонт дешёвый, трёхрублевый,
    Но зато такой здоровый,
    Чтобы спрятаться под ним
    Можно было бы троим!

Бытовые ситуации — популярная тема для современных считалок

Популярными среди детских считалок являются рассказы в форме «верю — не верю»:

  • У Литейного моста
    Я поймал в Неве кита,
    Спрятал за окошко.
    Съела его кошка,
    Помогали два кота…
    Вот и нет теперь кита!
    Ты не веришь другу?
    Выходи из круга!
  • Плыл по морю чемодан,
    В чемодане был диван,
    На диване ехал слон.
    Кто не верит —
    Выйди вон!
  • Черепаха хвост поджала
    И за зайцем побежала,
    Оказалась впереди.
    Кто не верит — выходи.
  • Лапоть топал по морозу
    И взобрался на берёзу,
    А с берёзы на луну.
    Ну и ну!

Школа — одна из любимых тем для шуток, и считалки — не исключение

Для подростков же наиболее близкая и популярная тема — школа: про уроки, отметки и, конечно, учителей:

  • В нашем классе нет лентяев,
    Только Вася Николаев.
    Он приходит на урок,
    Засыпает, как сурок.
    Лодырь, лодырь, лежебока,
    Проворонил три урока,
    На четвёртый опоздал,
    Пятый где-то пропадал,
    На шестом мешал учиться,
    На седьмом ходил лечиться,
    На восьмом играл в футбол,
    На девятый не пришёл.
    На десятом корчил рожи,
    На четырнадцатом тоже,
    На двадцатом видел сон,
    На тридцатом выгнан вон. (С. Маршак).
  • Вот лентяйка Единица!
    Не хочу с такой водиться.
    Не люблю и цифру два,
    Цифру три терплю едва.
    Ай да умница четыре!
    Но не всех прекрасней в мире.
    Всех прекрасней цифра пять.
    Вот всегда бы пять опять!

Про пятёрку тоже есть картина – «Опять пятёрка», написал её Николай Заболоцкий

Весёлые считалки про школу помогают детям снизить напряжение и тревогу, связанные с учёбой.

Считалки могут быть посвящены и одному уроку в школе, например, обучению грамоте

Встречаются среди школьных считалок и «посвящения» одному предмету или даже историческому персонажу:

  • Раз, два, три, четыре —
    Меня грамоте учили:
    Не считать, не писать,
    Только по полю скакать.
    Я скакала, я скакала,
    Себе ноженьку сломала,
    Стала ноженька болеть,
    Стала маменька жалеть,
    Пожалела, поругала
    И за доктором послала.
    Доктор едет на быке
    С балалаечкой в руке.
  • Пётр Первый
    Пошёл погулять.
    Поймал перепёлку,
    Пошёл продавать.
    Просил полтинник,
    Получил подзатыльник,
    Попросил прощенья,
    Получил пачку печенья.

Образ Петра Первого давно и прочно вошёл в русский фольклор

Считалки могут быть посвящены праздникам, к примеру, одному из самых волшебных и любимых детьми — Новому Году, а также зимним забавам. Например:

    Раз, два, три, четыре —
    Бабу снежную лепили:
    Прикрепили нос-морковку,
    Глазки сделали ей ловко,
    В руки дали ей метлу —
    Разбегайтесь по двору!

Немало считалок посвящены Новому Году и весёлым зимним забавам

Подростки также используют смешные считалки, только уже на более «взрослые» темы:

  • Говорят, что А и Б
    Не сидели на трубе…
    (Мол, других хватало дел).
    А на ней — Газпром сидел.
  • Наш «Прогресс» упал некстати,
    Кислорода всем не хватит,
    Мяса тоже больше нет,
    Так что ты теперь — обед!
  • США, Канада, Гана,
    Израиль, Иран, Гвиана,
    Пакистан, Ирак, Китай —
    Куда хочешь уезжай!
    Но в стихах один изъян:
    Пуст пока что Ваш карман.
    Франция-Германия…
    Вот так графомания!

Спросите у ребят, как пустые карманы мешают уехать в путешествие и что такое графомания, почему это слово использовано в считалке

Большинство из нас помнит забавные короткие стишки, при помощи которых в детстве мы определяли ведущего для игры или того, кто сегодня пойдёт в магазин за хлебом. Считалка — жанр детского фольклора, популярный во все времена!

Описание считалок для детей 6–8 лет

Старшеподготовительная группа детского сада и первые классы школы — время интересных детских игр. Ребята самостоятельно выбирают игру, проговаривают правила, распределяются по командам и/или выбирают ведущего. Без считалок не обойтись.

Считалки сопровождают многие детские игры, например, салки

Воспитатели и учителя разучивают и используют с детьми считалки в различных режимных моментах.

  • На занятиях НОД (непосредственно образовательной деятельностью) в детском саду и уроках в школе:
    • ФЭМП (формирование элементарных математических представлений)/математика,
    • окружающий мир,
    • литературное чтение.

    Разучивать с детьми 6–8 лет считалки можно на уроках литературного чтения

    Таблица: примеры использования считалок в обучении детей 6, 7, 8 лет

    • Для ознакомления детей с особенностями устного народного творчества,
    • в изучении малых фольклорных форм (потешки, пестушки, прибаутки и другие),
    • в качестве материала для заданий по чтению («Объясни значение слов», «Какие слова рифмуются», «Вставь пропущенные слова»).
    • На занятиях по изучению окружающего мира,
    • для сюжетных игр (типа «Космическое путешествие»).
    • Привлечение интереса к новым играм,
    • Заучивание наизусть считалки весёлой, но длинной (развитие произвольной памяти).

    Разучивать считалки с детьми 6–8 лет и весело, и полезно

    Видео: считалки первоклассников

    Видеозапись является частью проекта по считалкам. Учащиеся первого класса знакомились с этим литературным жанром. Каждый ученик выбрал считалку по вкусу, заучил и проиллюстрировал её. Идею проекта можно рекомендовать для подготовительной группы детского сада. Совет: итог работы представьте во время фольклорного праздника или оформите выставку работ.

    Подборка считалок

    Использование в работе воспитателя и учителей считалок помогает всестороннему развитию детей 6–8 лет. Весёлые стишки служат совершенствованию артикуляции, развитию памяти, расширению кругозора.

    Народные считалки

    • Лиса по лесу ходила,
      Громким голосом вопила.
      Лиса лычки драла,
      Лиса лапотки плела —
      Мужу двое,
      Себе трое
      И детишкам
      По лаптишкам!

    Словосочетание «лычки драла» дети должны объяснить, это может быть домашним заданием

    Считалки о детях

    • Чаби-Чаляби!
      Чаляби-чаби-чаби!
      Мы набрали в рот воды
      И сказали всем: «Замри!»
      А кто первый отомрёт,
      Тот получит шишку в лоб!

    Дети всегда верили в чудеса и магию, объяснить некоторые слова в считалках невозможно — это отголоски древних заклинаний («чаби-чаляби», «эники-беники»)

    Для зимних игр во дворе — зимние считалочки

    Юмористические считалки

    • Раз, два, три, четыре,
      Пять, шесть, семь, восемь —
      Ходит бабка
      С длинным носом,
      А за нею дед.
      Сколько деду лет?
      Говори поскорей,
      Не задерживай людей!
    • Жили-были три селёдки:
      Куля, Муля и Балда.
      Куля, Муля спали вместе,
      А Балда спала одна.

    Смешные персонажи и имена (например, селёдка Балда) в считалках дарят хорошее настроение детям и вызывают желание заучить стишок

    Детям нравятся считалки, в текст которых легко подставить собственные имена

    Читайте также: