Считалка из фильма оно

Обновлено: 01.05.2024

В 1988 году советский кинематограф познакомил зрителей с неведомым ранее жанром. Экранизация популярного романа Агаты Кристи собрала на площадке ведущих актеров, поэтому сразу полюбилась зрителям, заслужив славу образцового психологического триллера и подтвердив репутацию Говорухина как мэтра детективного жанра. Работа над фильмом не была простой, но все усилия съемочной группы окупились сторицей.

Кадры из фильма. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс Кадры из фильма. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс

Станислав Говорухин никогда не был в восторге от творчества Агаты Кристи, однако, по собственному признанию, во время первого прочтения романа «Десять негритят» испытал волнительный трепет. Режиссер загорелся идеей экранизации еще в студенческие годы, однако пыл молодого постановщика охладили чиновники Госкино, решившие, что такой сюжет не заинтересует советского зрителя.

Получив зеленый свет, Говорухин решил экранизировать роман в его первой редакции, которая славилась мрачной атмосферой и пессимистичной концовкой. Впоследствии Агата Кристи неоднократно вносила изменения. В частности, адаптировав сюжет для театра, она сохранила жизнь Вере и Филиппу, влюбленным друг в друга, сделав их невиновными. В итоге парочка сама расправлялась с судьей, устроившим самосуд. Также претерпели изменения характеры и прошлое многих героев, однако больше всего досталось неполиткорректному названию. Из «Десяти негритят» пьеса превратилась в «И никого не стало», заимствовав название из детской считалочки про тех самых маленьких африканцев.

Саму считалочку придумала не Агата Кристи. Она появилась в Америке еще во второй половине XIX века. Правда, речь в ней шла о маленьких индейцах. Когда ее заимствовали английские писатели, они заменили индейцев на негритят, полагая, что иначе читателям будет непонятно, о ком идет речь. В таком виде считалочка вернулась в США и попала в популярные детские книжки, правда, с более оптимистичным финалом, в котором оставшийся в живых последний герой женился и жил долго и счастливо.

Говорухин долго сомневался, кому отдать главную женскую роль. Долгое время фаворитом была Вера Глаголева, так как у Татьяны Друбич не было профессионального актерского образования. В итоге режиссер все же предпочел Друбич, впоследствии считая, что Глаголева затаила на него обиду.

Татьяна Друбич. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс Татьяна Друбич. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс

А вот Александр Абдулов не скрывал свое разочарование классиком советского детектива. Он не раз упрекал мэтра, что тот приглашает его только на эпизодические роли. По иронии судьбы, персонаж Абдулова и в этом фильме первым выходил из игры, из-за чего актер до конца съемок не знал, кто же в итоге является убийцей, так как не читал сценарий дальше сцены гибели своего героя.

Не горел желанием работать с Говорухиным и Александр Кайдановский. Он не раз говорил в интервью, что согласился сниматься только из-за внушительного гонорара. Тем не менее, роль Филиппа стала одной из лучших в его карьере. Примечательно, что герой также любил повторять, что приехал на Негритянский остров исключительно ради денег.

Сам Говорухин прекрасно понимал, что имеет дело с самыми известными и востребованными советскими актерами, не раз повторяя впоследствии, что со столь звездным составом он больше никогда не работал ни до, ни после.

Готовясь к съемкам, Говорухин погрузился в чтение лучших, на его взгляд, детективов. В этот список попали «Ловушка для Золушки» Себастьяна Жапризо, «День шакала» Фредерика Форсайта и «В августе 44-го» Владимира Богомолова. Режиссер рассказывал, что учился у мастеров, как создать такой накал напряжения, чтобы зритель не смог отвлечься от экрана ни на минуту.

Татьяна Друбич и Александр Кайдановский. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс Татьяна Друбич и Александр Кайдановский. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс

Роль уединенного замка на скалистом берегу острова сыграло знаменитое «Ласточкино гнездо», расположенное на Южном берегу Крыма. Поскольку оно очень узнаваемо, киношники решили частично замаскировать его декорациями. Из-за этого постоянно сохранялась угроза травмирования кого-нибудь из съемочной группы, так как сильные порывы ветра с легкостью разрушали фанерные декорации.

Интерьерные съемки проходили в Воронцовском дворце, так как внутри «Ласточкино гнездо» не было столь просторным и вместительным. А для съемок общего плана был сооружен впечатляющий макет скалистого острова, который опустили в бассейн.

Картина начинается с эпизода, в котором рука в черной перчатке расставляет фарфоровые фигурки негритят на серебряном подносе. Не одно поколение зрителей вглядывалось в размытое изображение лица героя, справедливо полагая, что это и есть убийца. Однако в этой таинственной роли снялся сам режиссер.

Не обошлось во время съемок и без суеверий. Так, Анатолий Ромашин наотрез отказался сниматься в сцене гибели его героя. В итоге со скалы сбросили манекен, а в воде его роль исполнял каскадер. Опасения артиста оказались не напрасными: волна выбросила каскадера на скалы, о которые он поранил лицо.

Другой каскадер пострадал во время съемок сцены убийства героя Кайдановского. Заменяя артиста, он изображал падение героя от выстрела в грудь, однако упал не очень удачно, сильно ударившись.

По иронии судьбы, Владимир Зельдин, сыгравший роль судьи, действительно пережил большую часть мужского актерского состава картины. Более того, уже в XXI веке он долгое время оставался одним из самых возрастных действующих актеров, продолжая выходить на сцену, даже когда отметил столетний юбилей.

Владимир Зельдин и Людмила Максакова. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс Владимир Зельдин и Людмила Максакова. Источник фото для коллажа сервисы Яндекс

О том, что идут съемки мрачного триллера, напомнил киношникам и еще один случай на площадке. Во время подготовки к сцене гибели дворецкого загримированного актера Алексея Золотницкого попросили полежать под дождем для большей правдоподобности. В этот момент на площадку случайно забрели туристы и наткнулись на неподвижно лежащего актера. Когда же артист поднял голову и посмотрел на них, они бросились врассыпную.

В романе Кристи нет знаменитого романтического эпизода, когда в последнюю ночь в замке Вера, дрожа от страха, заходит в комнату к Филиппу. Говорухин добавил сцену в фильм, так как она прекрасно отражала психологическое состояние героев в этот момент.

Работая над картиной, Станислав Говорухин и Татьяна Друбич успели сняться у Сергея Соловьева в его культовой «Ассе». Благо съемки проходили совсем рядом – в Ялте. Из-за отсутствия постановщика один из эпизодов срежиссировала актриса Людмила Максакова, а Татьяна Друбич отсутствовала на съемках финального эпизода, где ее подменила гримерша. Собственно из-за этого и возник один из самых известных ляпов фильма: в предыдущей сцене на героине Друбич были черные чулки, а на ногах, которые видит в финале судья – чулки телесного цвета.

Фильм заслуженно стал одним из лидеров советского проката. В первый год его посмотрели 33 миллиона зрителей. Репутацией лучшей экранизации лучшего романа Агаты Кристи он пользуется до сих пор.

Правда, на родине награды обошли фильм стороной. В его копилке лишь одна – «За лучшее воплощение на советском экране темы страха и ужаса за рубежом».

Егор Русс

Переводы:
Раз, два, Фредди Крюгер идет,
Три, четыре, ножи достает,
Пять, шесть, в оба гляди,
Семь, восемь, с ним не шути,
Девять, десять, распятье возьми.

Раз, два, Фредди заберет тебя,
Три, четыре, запирайте дверь в квартире,
Пять шесть, Фредди хочет всех вас съесть,
Семь, восемь, кто-то к вам прийдёт без спросу,
Девять, десять, никогда не спите дети.

Раз, два, Фредди идет за тобой,
Три, четыре, запри-ка лучше дверь,
Пять, шесть, возьми распятие,
Семь, восемь, встанешь поздно,
Девять, десять, и больше не уснешь.

Раз, два, Фредди в гости жди,
Три, четыре, двери затвори,
Пять, шесть, крепче стисни крест,
Семь восемь, тебя не спать попросим,
Девять, десять, больше не надейся.

Раз, два, Фредди уже здесь,
Три, четыре, лучше запри покрепче дверь,
Пять, шесть, тебя ждет нечто ужасное,
Семь, восесь, и тебе никуда не деться,
Девять, десять, ты никогда не сможешь больше спать

Фильмы ужасов славятся не только культовыми персонажами, пугающим сюжетом и мрачным саундтреком, порой кинодеятели добавляют немного «поэзии» к своим детищам, в основном это пугающие короткие стишки, либо колыбельные, после которых, даже взрослому будет трудно уснуть, не говоря уже о детях.


Жуткий фильм, создателя знаменитых франшиз «Пила», «Астрал» и «Заклятие» Джемса Вана, с не менее жутким стишком.

Беги от двери ведьмы Мэри…
Детишек нет у этой Мэри…
Есть куклы — страшные, как звери…
не сказки это — в них поверь ты!
Запрись и потеряй ключи
А коль во сне увидишь Мэри-
Умри, но только не кричиии…


Стишок-считалочка, придуманная специально для киносериала «Кошмар на улице Вязов» автором сценария и режиссёром первой картины Уэсом Крейвеном. Чаще всего, эту считалочку произносят дети-призраки убитых Фредди Крюгером малышей с улицы Вязов, которых главные персонажи видят, когда засыпают. Это конечно классика жанра, культовый стишок культового фильма.

Раз, два - Фредди заберет тебя,
Три, четыре - запирайте дверь в квартире,
Пять, шесть - Фредди хочет вас всех съесть,
Семь, восемь - Фредди к вам придет без спросу,
Девять, десять - никогда не спите, дети!


Знаменитый писатель Стивен Кинг в основном известный своими романами и рассказами, но не многие знают, что король хоррора является автором и стихов. А этим детским стишком открывается роман Стивена Кинга «Томминокеры», который, как и многие его романы, был экранизирован.

Нынче ночью, верь не верь,
Томминокер, Томминокер,
Томминокер стукнуло дверь.
Я хотел бы выйти, но не смею,
Я боюсь его там,
За закрытой дверью.


«Бабадук» – это настоящий подарок ценителям качественного хоррора, действительно пугающее зрелище, а стишок из фильма к тому в подтверждение.

Если ты не глуп
И умеешь зорким быть,
То увидишь образ ты,
Который не забыть.
Если ты прочтёшь,
Или скажешь вслух,
За тобою явится
Мистер Бабадук.
Прочти о нём,
Услышь лишь звук
И не изчезнет Бабадук.
Не бойся, он забавный,
Услышишь скрежета звук,
А затем тройной стук,
БА-БА-БА
ДУК-ДУК-ДУК
В комнате с тобой
Твой старый друг - Бабадук.
Коль увидишь в ночи,
Больше глаз не сомкнёшь.
Скоро маску он снимет,
Приготовся узреть,
Ведь увидишь что под нею - пожелаешь умереть.
Попытаешься забыть,
Меня отрицаешь,
Сильней становлюсь.
Коль увидел меня,
Начнёшь ты меняться,
В тебе Бабадук начнёт просыпаться.
Скройся скорей
Под маской моей!


Тот случай, когда стишок, в данном случае колыбельная, страшнее самого фильма, а смысл песенки не совсем совпадает с её содержанием. За песенку 5 за фильм 2

Тили-тили-бом
Закрой глаза скорее,
Кто-то ходит за окном,
И стучится в двери.
Тили-тили-бом.
Кричит ночная птица.
Он уже пробрался в дом.
К тем, кому не спится.
Он идет.. . Он уже близко.. .
Тили-тили-бом.
Ты слышишь, кто-то рядом?
Притаился за углом,
И пронзает взглядом.
Тили-тили-бом.
Все скроет ночь немая.
За тобой крадется он,
И вот-вот поймает.
Он идет.. . Он уже близко.. .
Тили-тили-бом.
Ты слышишь, кто-то рядом?
Притаился за углом,
И пронзает взглядом


Сиквел одного из самых успешных британских хоррорв «Женщина в черном», отличился не только достойным продолжением, но и коротеньким, но весьма жутким, четверостишьем.

Есть дом среди болот, пустует годами,
Там живет тьма, что не снилась нам с вами,
Она не прощает, она не уснет,
От женщины в черном никто не уйдет


Еще одна коротенькая, но пробирающая зарисовочка, о дикой кошки спасающейся от природной стихии в доме.

Дом гвоздями заколочен
Кто идет по дому ночью
Тигр-тигр рыжая смерть.


Изночально название картине дали первые слова припева задорного старенького шлягера 30-х годов «Jeepers Creepers» Гарри Уоррена и Джонни Мерсера, рассказывающая о диком скакуне по кличке Джиперс Криперс. В одноимённом фильме Виктора Сальвы тоже есть песенка, но далеко не веселая.

Джиперс Криперс ты откуда выполз?
Джиперс Криперс ты откуда выполз?

Джиперс Криперс в подвале сидел,
Джиперс Криперс в старой церквушке,
Человеческие органы ел
Ночью на опушке!

Твой запах он услышит
Он тебя догонит, он чьими то легкими дышит,
Чье то сердце стучится нём
Он ездит на ржавой машине ночью и днем.
Чьи то глаза в его веках высматривают тебя,
А если услышишь песню его - не повторяй про себя!

Джиперс Криперс ты откуда выполз?
Джиперс Криперс ты откуда выполз?

Джиперс Криперс в подвале сидел,
Джиперс Криперс в старой церквушке,
Человеческие органы ел
Ночью на опушке!

Кто тебя пожирает?
Кто все получает,
Что хочет?
Не езди ночью по одиноким шоссе.

Джиперс Криперс, Джиперс Криперс, ты откуда выполз?

Целых 23 дня он будет есть.
В подвале много невест.
Не зашьешь себя, не зашьешь!
Напол все внутренности прольешь!
Оставляя немой вопрос - За что?
И не зная жрет тебя кто.

Джиперс Криперс ты откуда выполз?
Джиперс Криперс ты откуда выполз?

Джиперс Криперс в подвале сидел,
Джиперс Криперс в старой церквушке,
человеческие органы ел
ночью на опушке!

Кто тебя пожирает?
Кто все получает,
что хочет?
Не езди ночью по одиноким шоссе.


Четверостишье от самой знаменитой куклы убийцы Чаки.

Глазки закрывай, до семи считай
До семи считай,
А когда проснешься,
Вокруг увидишь рай!

10. Считалочка «Десять негритят»


Мощный пиар и известность с новой для себя стороны песня-считалочка про негритят получила после выхода одноименного детективного романа Агаты Кристи в 1939 году. Позже роман был несколько раз экранизирован. Саму книгу и её экранизации, конечно, трудно отнести к жанру ужасов, а вот песенкя-считалочка чистой воды хоррор.

Десять негритят отправились обедать,
Один поперхнулся, их осталось девять.

Девять негритят, поев, клевали носом,
Один не смог проснуться, их осталось восемь.

Восемь негритят в Девон ушли потом,
Один не возвратился, остались всемером.

Семь негритят дрова рубили вместе,
Зарубил один себя - и осталось шесть их.

Шесть негритят пошли на пасеку гулять,
Одного ужалил шмель, их осталось пять.

Пять негритят судейство учинили,
Засудили одного, осталось их четыре.

Четыре негритенка пошли купаться в море,
Один попался на приманку, их осталось трое.

Трое негритят в зверинце оказались,
Одного схватил медведь, и вдвоем остались.

Двое негритят легли на солнцепеке,
Один сгорел - и вот один, несчастный, одинокий.

Последний негритенок поглядел устало,
Он пошел повесился, и никого не стало.

Дорогие друзья, данный материал, был задуман после того, как мы познакомились с клипом «Считалочка» от удивительной исполнительницы Марины Демещенко (проект Polnalyubvi). В нём содержались невольные отсылки к одному из самых пугающих фильмов современности, ленте «Другие» (2001). Это заставило нас задуматься, почему же считалочки невольно провоцируют в кинематографе страх и приступы паники. Давайте вспомним некоторые из вполне привычных: «Ехала машина тёмным лесом», «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана» и т.д.

Графика Вальдемара Казака Графика Вальдемара Казака

Начнем с того, что детские считалки изначально были своего рода дидактическим произведением, те есть через легкое запоминание давали детям некоторые уроки, учили их принципам жизни. Поскольку подобный поход был очень важен в недружелюбном окружении, то есть в мире, где детей поджидают опасности, то и сами считалочки могли перечислять возможные угрозы. То есть уже были неким пугающим моментом

Кадр из фильма "Власть огня" (2002) Кадр из фильма "Власть огня" (2002)

Именно это мы можем видеть в фильме «Власть огня» (2002), где детей учат как себя вести при появлении дракона. И эти принципы подаются через ежедневное повторение речетатива, похожего на считалку. Впрочем, в «культуре ужаса» у считалочек были и иные функции

Кадр из сериала "Улицы Потрошителя" (2012) Кадр из сериала "Улицы Потрошителя" (2012)

Если посмотреть на структуру считалки, то это по сути своей вирши. Именно такие, какие в лондонские газеты в свое время направлял предполагаемый серийный убийца, более известный как «Джек-Потрошитель». Однако было бы правильнее выводить страшные считалочки из 1892 года, когда была арестована предположительно совершившая несколько преступлений Лиззи Борден. Суд её оправдал и именно тогда американские детишки (к великому неудовольствию их родителей) стали использовать считалку, где говорилось, кому и сколько ударов топоров нанесла Лиззи. Важным аспектом было то, что она «могла находиться где-то рядом»

Кадр из фильма "М- город ищет убийц" (1931) Кадр из фильма "М- город ищет убийц" (1931)

Фактически подобная сцена была повторена в гениальном фильме Фрица Ланга «М – город ищет убийцу» (1931). Одна из родительниц кричит своей дочке, даба та не использовала страшную считалку про убийцу детей, так как это может «накликать беду». Самым интересным в ленте является то, что поиском детоубийцы в итоге заняты «живущие по понятиям» берлинские бандиты.

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984) Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов" (1984)

Теперь вам может быть понятно, откуда взялась считалочка про Фредди Крюгера из первой части «Кошмара на улице Вязов» (1984). Она как бы подчеркивает, что зловещий персонаж никуда не исчез и может пребывать рядом. Только не в тени аллей, а в ваших снах. То есть за гранью привычной реальности.

Кадр из фильма "Прирожденные убийцы" (1994) Кадр из фильма "Прирожденные убийцы" (1994)

Некий фатализм (кому повезет, кому не повезет) несет в себе считалочка, которую произносила Мэлори в фильме «Прирожденные убийцы» (1994). Впрочем, в данном случае всё-таки кто-то должен выжить. В отличие от многочисленных экранизаций «Десяти негритят» Агаты Кристи, где считалка, висевшая на стене, явно давала понять, что в живых не останется никого («и никого не стало»).

Кадр из фильма "Джиперс Криперс 2" (2003) Кадр из фильма "Джиперс Криперс 2" (2003)

Сразу же обозначим, что считалки встречаются во многих хоррорах и триллерах «Путевой обходчик» (2007), «Бабадук» (2014), «Томминокеры» (1993) и т.п. В некоторых лентах они становятся своего рода заклинанием. Например, считалка воспринимается как отводящая беду в виде чудовищного существа в фильмах про «Джиперса Криперса». Опять же в триллере «Во власти тигра» (2010) считалка про рыжую кошку - это своего рода психологическая уловка, которая помогает преодолеть страх

Кадр из фильма "Семейка Адамс" (1991) Кадр из фильма "Семейка Адамс" (1991)

Завершая наш рассказ, отметим, что некоторые страшные считалки дают имена культовым персонажам. Например, дочке из «Семейки Адамс». Имя Вензди - это производное от слов: «Тот, кто среду был рожден, горя много испытает он». А мы вам предлагает посмотреть упоминавший выше клип «Считалочка», который мы привели ниже

Читайте также: