Считалка про падежи иван родил

Обновлено: 27.11.2024

По правилам русского языка, падежей всего шесть, а у каждого из них — свои вопросы. Соответственно, слова будут меняться в зависимости от них. Для улучшения восприятия и запоминания специалисты рекомендуют использовать несколько полезных методик, чтобы раз и навсегда «поместить» шесть слов в память.

Для начала можно попробовать просто их запомнить по установленному порядку:

  1. Именительный.
  2. Родительный.
  3. Дательный.
  4. Винительный.
  5. Творительный.
  6. Предложный.

В школе у большинства учеников возникают проблемы с запоминанием правил. Потому учителя рассказывают стихи, которые можно использовать. Они старые, но подходят для обучения и современных школьников.

В некоторых акростихах первые буквы слов совпадают с названиями падежей. Есть множество подобных считалок-поговорок для запоминания, а самым распространенным считается следующий: Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку.

Благодаря такому простому стишку можно помочь ребенку эффективно и быстро выучить порядок падежей и их названия. Необходимо только сразу указать, что каждое слово начинается с той буквой, с которой пишется падеж.

Также на просторах интернета можно найти другие стихи. Они менее известные, но несут такую же полезную функцию.

Игровой метод — запомнить падежи русского языка в стишках (как выбрать подходящий, должны решить сами родители или ребенок):

  1. Иван рубил дрова, Варвара топила печку.
  2. Иван дал Юлии тетрадь подержать.

Взрослому человек не составит труда запомнить такие простые стишки, но для ученика начальных классов это может показаться довольно сложной задачей. Поэтому необходимо более подробно разобрать рассматриваемый вопрос, чтобы объяснить ребенку все нюансы.

Имеющиеся вопросы

Для начала необходимо каждый падеж рассмотреть отдельно.

К конкретному падежу нужно задавать определенные вопросы:

  1. Именительный. Это один из самых простых падежей, который довольно легко запомнить. Слова в этом случае меняться не будут. Вопрос: Кто? Что? (Кто? — Слон. Что? — Яблоко).
  2. Родительный. Чтобы перевести слово в родительный падеж, необходимо задать вопрос: Нет чего? Нет кого? (Нет кого? — Собаки. Нет чего? — Ручки). Если всё равно возникли сложности с запоминанием, то есть другие вопросы, схожие с самим названием: Вы родители чего? Вы родители кого. (Вы родители кого? — Девочки. Вы родители чего? — Кустарника).
  3. Дательный. Дать чему? Дать кому? (Дать кому? — Кошке. Дать чему? — игрушкам).
  4. Винительный. Самым простой способ запомнить падеж — понять, что этот вопрос будет точно соответствовать его названию: Винить что? Винить кого? (Винить кого? — подростка. Винить что? — Арбуз).
  5. Творительный падеж тоже созвучен с названием: Сотворен чем? Сотворен кем? (Сотворен кем? — Человеком. Сотворен чем? — Деревом).
  6. Предложный. Необходимо использовать предлоги (на что указывает название). Вопрос: Говорить о чём? Говорить о ком? (Говорить о ком? — О дяде. Говорить о чём? — о брелоке).

Чтобы запомнить падежи с вопросами, необходимо немного попрактиковаться (множественный подход всегда помогает). Для этого нужно воспользоваться тренажером-шпаргалкой — взять абсолютно любое животное, которое первое придет на ум, и задать соответствующий вопрос, чтобы просклонять:

  1. Именительный. Кто? Лось.
  2. Родительный. Кого? Лося.
  3. Дательный. Дать кому? Лосю.
  4. Винительный. Винить кого? Лося.
  5. Творительный. Сотворен кем? Лосем.
  6. Предложный. Говорить о ком? О лосе.

Упражнения — довольно простой способ выучить падежи и вопросы к ним.

После нескольких практических занятий ребёнок сможет легко освоить эти правила. Но если еще возникают проблемы, можно воспользоваться другой методикой.

Вспомогательные методы запоминания

Каждый ребенок индивидуален и мыслит по-разному. Поэтому не все способы могут подойти для запоминания конкретным индивидом. По этой причине специалисты разработали несколько методик, с помощью которых можно обучить детей разного склада ума:

Все эти способы направлены на мнемонику. Это говорит о том, что необходимо подобрать для ребёнка правильно «ключ», который будет открывать затворки его памяти. Метод поможет быстро вспомнить установленный порядок падежей.

Также имеется ассоциативный способ запоминания, о котором следует знать, если другие не помогают.

Образы и ассоциации

Интересный способ, с помощью которого можно быстро выучить падежи — придумать образ по созвучию или основанный на личных ассоциациях ребёнка.

Главное, чтобы ассоциация была нетрудной.

Ребёнок должен легко представить ее.

Примеры:

  1. Именительный. Лучшая ассоциация — свое имя (или близкого человека). Нужно сказать ребёнку, что в первую очередь он должен подумать о своем имени, и он сразу вспомнит про именительный падеж.
  2. Родительный. Начинает на «род», то есть подходящая ассоциация — родственник (мама, папа, дедушка, бабушка). Этот образ легко может быть воспроизведен в голове ребёнка.
  3. Дательный. «Дат» — любая дата, которая важна для ребенка (день рождения запомнить проще всего).
  4. Винительный. Ребенку проще запомнить вкусное лакомство (виноград), которое начинается на «вин», чем ассоциации с виной.
  5. Творительный — это творец. Школьнику можно представить бога, то есть творца.
  6. Предложный — это предложения, которые ученик ежедневно записывает в школьной тетради.

Используя подобную методику запоминания, ребёнку не придется зубрить слова. Достаточно вспомнить ассоциации, которые подтолкнут к правильному ответу — имя, родственник, дата, виноград, творец и предложения.

Если создать качественные ассоциативные связи, то у школьника не возникнет проблем с воспроизведением падежей русского языка. В качестве ассоциаций можно использовать абсолютно любые цвета, звуки, яркие воспоминания или запахи. Главное, чтобы ребёнок визуализировал падежи и анализировал их.

Чтобы запоминание правил русского языка проходили легче, необходимо подходить к вопросу творчески. Только таким образом можно быстро научить ребёнка запоминать необходимую информацию. Монотонная зубрежка — скучное занятие для активного малыша. Игра — более эффективный помощник.

Таблицы и игры

Во все времена преподаватели в школах старались облегчить запоминание, применяя школьный фольклор. Для этого используются забавные фразы и стишки, которые соответствуют необходимой теме. Не стоит отстраниться от такого метода обучения, поскольку он довольно эффективен и представляется собой еще одну игровую форму усваивания информации. Также есть вариант визуализировать процесс через разноцветную таблицу. Выбор метода должен зависеть от конкретного типа памяти ученика.

Чтобы объяснить школьникам падежи и помочь запомнить их, необходимо использовать простую тетрадь или чистые листы, где можно рисовать, фломастеры, карандаши и «пальчиковый театр».

Инструкция:

  1. Для начала следует определиться, какой тип памяти у конкретного ребенка. Это поможет в будущем, когда придется запоминать другие объемные правила. Мнемонические приемы будут максимально эффективны, если учитывать индивидуальные особенности школьника.
  2. Если у малыша зрительная память сильнее, то необходимо нарисовать таблицу окончаний, как делают в различных словарях. В первом столбике указывают название падежей, а в остальных двух — окончания существительных, которые будут относиться к разным склонениям. Падежи желательно указывать прописью, а столбцы закрашивать яркими цветами. Эту таблицу можно использовать для обучения детей, у которых развит логический тип восприятия.
  3. Если школьнику легко дается запоминание движений в танцах или он любит заниматься ручным трудом, то необходимо задействовать руки. Для каждого из них будет выделен определенный палец. Можно создать небольшой пальчиковый театр. Вместо кукол используют бутылочные проки разных цветов. Один падеж обозначают определенным цветом и подписывают пробку. Далее родителям нужно создать небольшой спектакль. Взрослый читает текст, а ребёнок выполняет действия определенной куклы. Для процесса обучения подойдёт абсолютно любой отрывок из учебника, поскольку главная цель — не показ спектакля, а создание способа, который поможет научить ребёнка определять нужный падеж в зависимости от читаемого текста (смысловая нагрузка).
  4. Если у школьника хорошо развит слух или речевая память, то материал нужно просто прочитать несколько раз вслух. Для начала это должен сделать родитель, а после ребёнок это повторит. В таком случае нежелательно использовать различные схемы и таблицы. Лучший способ обучения такого малыша — использование связанного и гармоничного текста, который нужно заранее найти или составить самим.

Используя эти простые советы и применяя игровую форму обучения, можно быстро найти способ, который поможет ребенку выучить падежи. Нельзя забывать, что у каждого ребенка есть свои индивидуальные особенности памяти, которые следует учитывать. Если подобрать неверный способ запоминания, то добиться положительного результата будет трудно.

Изучать правила русского языка бывает сложно, а потому нельзя сильно давить на ребенка. Если возникают трудности, нужно давать подсказки и оставить памятку, куда в первое время можно подглядывать.

Когда нужно заучить навсегда стандартный порядок расположения каких-либо элементов, лучше всего помогают мнемонические фразы. Составляешь какое-нибудь предложение, первые буквы каждого слова в котром соответствуют первым буквам требуемых элементов, и - вуаля! - под рукой теперь все время есть ключ для восстановления правильного порядка.

Фраза при этом не должна быть абсолютно абсурдной, иначе просто не запомнится. Но и толика нелепости или юмора в ней совсем не помешает.

Впервые мы сталкиваемся с такой техникой в школе, а может быть даже и в дошкольном возрасте. Например, цвета радуги нам памятны, благодаря присказке: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" . Первое слово в ней начинается на К , значит первый цвет - красный . Второе слово на О , значит дальше идет оранжевый и так далее.

В англосаксонском мире для тех же целей используется следующая сентенция: Richard Of York Gave Battle In Vain (Ричард Йоркский напрасно сражался) - Red, Orange, Yellow, Green, Blue, Indigo, Violet . Они выделяют в радуге всего шесть цветов, поэтому и слов только шесть.

А какие еще есть полезные мнемонические фразы?

Иван родил девчонку, велел тащить пеленку

Вот так смешно и просто дети запоминают последовательность падежей в русском языке. И - именительный, Р - родительный, Д - дательный, В - винительный, Т - творительный, П - предложный.

Мы встретимся завтра, мой юный спутник, у новой планеты

Эта звучная и красивая фраза помогала советским школьникам запоминать порядок планет в Солнечной системе. М - Меркурий, В - Венера, З - Земля, М - Марс, Ю - Юпитер, С - Сатурн, У - Уран, Н - Нептун, П - Плутон . Теперь, правда, этим приемом уже не воспользуешься, поскольку в 2006 году Плутон "разжаловали" из планет.

Кстати, был и другой вариант: "Медвежонок ветчину закусил малиной, юркий суслик утащил ножик перочинный" . Но у него та же проблема.

Артисту Биму циркуль дашь, его фамилия - Жэ-Аш

Дети, ходящие в шахматный кружок, первым делом заучивают эту веселую фразу. В ней зашифрован порядок буквенных обозначений шахматных вертикалей: A, B, C, D, E, F, G, H .

Об орясину осел топорище точит, а факир, созвав гостей, выть акулой хочет

А это уже случай посерьезнее. Такая "шпаргалка" популярна у студентов медицинских вузов, поскольку помогает запомнить латинские названия черепных нервов: olfactorius, opticus, oculomotorius, trohlearis, trigeminus, abducens, facialis, stato-acusticus, glossopharingeus, vagus, accessorius, hypoglossus.

Это, конечно, далеко не все мнемонические фразы, которые встречаются нам в жизни. Если вы вспомните какие-то еще примеры, поделитесь с нами в комментариях!

Как запомнить падежи? Каждый советский учитель бодро произносил забавную считалку:" И ван Р одил Д евчонку, В елел Т ащить П еленку". Начальная буква совпадает с названием падежа.

А как же запомнить вопросы и предлоги? Поможет история "День малыша и мамы" . Родился, есть кто? Малыш! Убежал от мамы - нет кого? Малыша! Проголодался - надо дать еду кому? Малышу! Чтобы не было неприятностей, надо всегда видеть - кого? Малыша! Доволен кем? Малышом (иногда здесь подставляют слово "творить" - первая буква совпадает с названием падежа). Постоянно думать о ком? О малыше!

Второй вариант встретился в одной из "полезных книг" - "Приземление инопланетянина" . Прилетел кто? Инопланетянин. Нет кого? Друзей. Дать подарки кому? Друзьям. Видит кого? Друзей. Творит с кем? С друзьями. Думает о ком? О друзьях.

С предлогами к падежам стоит познакомиться без зубрежки, хотя иногда именно предлог помогает определить падеж. Эти подсказки я нашла на просторах Интернета. Например, для родительного падежа запоминаем редкую птицу "Судот из Бездля" (предлоги с, у, до, от, из, без, для), для винительного падежа инопланетянина с планеты "Взана" (в, за, на), для предложного - бабушка "Обвна" (об, в, на).

Как определить падеж? Если есть предлог, задаем вопрос, используя предлог. Например, "из дома - из (чего?) дома". Если есть главное слово и предлог, можно задать вопрос так: "вышел из дома" - "вышел из (чего?) из дома". Если нет предлога, вопрос только от главного слова "вижу дом - вижу (что?) дом".

На первое время у малыша всегда должна быть карманная распечатка с названиями падежей и вопросами. Можно положить ее в пенал. Старайтесь ежедневно предлагать ребенку для самостоятельной работы 1, 2 интересных слова для склонения (изменения по падежам), связанные с любимыми героями мультиков, книг, песен. Например:

Есть (кто?) - Золушка, (что?) кукла.
Нет (кого?) Золушки, (чего?) - куклы.
Дать (кому?) - Золушке, (чему?) - кукле.
Вижу (кого?) - Золушку, (что?) - куклу.
Доволен (кем?) - Золушкой, (чем?) - куклой.
Думать (о ком?) - Золушке, (о чем?) - о кукле.

Можно составлять свои предложения (с узнаваемыми и любимыми персонажами) с существительными в разных падежах и просить ребенка определить падеж. Через неделю распечатка будет не нужна!

Чтобы не путать именительный и винительный падеж у неодушевленных существительных (вопрос "что?"), напишите большими буквами на памятке с падежными вопросами: "Именительный падеж - главный герой (подлежащее) без предлогов! И не стоит забывать, что есть слова, которые не склоняются, например, "метро" .

Эти стихи и фразы помогут выучить падежи русского языка и правильно их умотреблять. Стихи можно использовать для тематического праздника о русском языке, предметной недели русского языка, стенгазеты, викторины.

Падежи

Именительный падеж
Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы КТО? и ЧТО?
Ни с кем не спутает никто.

Порядок падежей. На каждую начальную букву начинается свой падеж. И - именительный; ; Р - родительный;Д - дательный;В - винительный; Т - творительный; П - предложный.

  • Иван родил девчонку велел тащить пеленку.
  • Иван родил девчонку Верочку - толстенькую, пузатую.
  • И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого.
  • Иван Родионович, дайте вашу трубку покурить.
  • Иван рубил дрова, Василиса таскала поленья.
  • Иван рубил дрова, Варвара топила печку.
  • Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу.
  • Имя родители дали: Винни топтыжку прозвали.
  • Имя Родители Дали — Винительным Творцом Предложили.
  • Иван, Родной, Дай Водицы — Тетя Просит.
  • Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать.
  • Извините, Родители, Дайте Ванюше Таблеток Покушать.

Именительный

Поворот судьбы такой изумительный:
Изучаем мы падеж именительный.
На суку висит (что?) – ватрушка!
На заборе спит (кто?) – старушка!
С неба к нам летит (что?) – игрушка!
Соловьем свистит (кто?) – подружка!
На сосне сопит (кто?) – хрюшка!
Рассказала все (кто?) – врушка!
Сочинила мир такой изумительный!
Что ж, запомним мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!

Родительный падеж

Я из дома убежал,
Я до вечера гулял,
С дерева в сугроб нырял,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.
Но родительный падеж
Не забуду, хоть зарежь.

Дательный падеж

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!

А еще как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.

А еще КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!

К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь!


Винительный падеж

Я – Винительный падеж,
Обвиняю всюду всех.
Нету никаких надежд,
Что не допущу огрех.
Слово «вижу» подставляй
И меня определяй.

Винительный падеж

"Если хочешь много знать,
Поскорей учись читать!"
Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить,
Научилась я. летать!

Как взлечу под потолок
Да махну через порог,
Вылетаю за окошко,
Курс держу я на лужок.

Ненавижу обвинять,
Буду все перечислять.
ЧТО увижу и КОГО –
Назову до одного!

Вижу реку, вижу сад –
Называю все подряд!
Вижу вишню, вижу сливу.
До чего вокруг красиво!

Строят клуб невдалеке,
Красят лодку на песке.
Хватит, в школу возвращаюсь,
В класс влетаю налегке.

Творительный падеж

Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.

Что там долго говорить.
Вот решился я. творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.

Я – художник, я – творец!
Ух, какой я молодец!

Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржёт.

Я творю карандашом
На листе своем большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну.

Стоп! Подумай головой,
Для чего идти войной!
Лучше миром кончить дело!
Я альбом закрою свой.

Предложный падеж

На уроке я скучаю.
Что ж, я лучше помечтаю.
Очень я люблю мечтать!
Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о короне:
Буду в ней сидеть на троне.
Я мечтаю о слоне,
Чтоб кататься при луне.

Я мечтаю о сережках,
Я мечтаю о сапожках.
Вечерами в полумгле
Я мечтаю об орле:

Буду с ним летать на воле.
Буду я учиться в школе.
Ой, мечтаю я уже .
О ПРЕДЛОЖНОМ падеже!

Читайте также: