Считалка от 1до10 и обратно

Обновлено: 04.05.2024

дошкольники

В наше время считалка — это не просто короткое стихотворение, с помощью которого выбирают водящего или распределяют роли в игре. При умелом использовании взрослыми считалки становятся прекрасным средством развития связной речи и артикуляции малышей, побуждают к словотворчеству и фантазированию, расширяют детский кругозор.

Считалки для детей пятого года жизни

Чтобы применять считалки в работе с дошкольниками правильно, необходимо хорошо знать психофизиологические особенности и возможности каждой возрастной группы. Малышам пятого года жизни лучше давать короткие считалки из русского фольклора с простым сюжетом и чётким ритмом. Тогда дети смогут их запомнить и произносить самостоятельно («Аты-баты, шли солдаты», «Эники-беники», «На златом крыльце сидели»).

Считалки типа «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана» в этом возрасте нежелательны, поскольку не все четырёхлетки способны отличить правду от вымысла, отнестись к описываемым событиям с юмором.

Лучшими считалками для этого возраста будут:

  • Шёл баран по крутым горам,
    Вырвал травку, положил на лавку.
    Кто её возьмёт, тот вон пойдёт.
  • Скок-поскок, скок-поскок!
    Зайка прыгнул на пенёк.
    В барабан он громко бьёт,
    В чехарду играть зовёт.

Двое детей играют в чехарду

Если в считалке встречается незнакомое детям слово (например, «чехарда»), нужно объяснить его значение: что это старинная игра и как в неё играют

Рыжий кот сидит на подоконнике

Кошки — одни из самых популярных персонажей детских считалочек

Детский рисунок: две мышки пьют чай

Дети могут не только прочитать, но и проиллюстрировать считалку своими рисунками

Дети соприкасаются головами и показывают

Многие из нас помнят из детства, как, стоя в кругу друзей, с важностью и трепетом пересчитывались, чтобы определить, кто водит. Этот замечательный жанр — считалки — жив и сегодня. Смешные считалки легко запоминаются и поднимают настроение участников игры.

Происхождение и функции шуточных считалок

Считалки — жанр фольклора, уходящий корнями в глубокую древность. Изначально с помощью считалок работники в поле распределяли, кому какую работу выполнять. Тогда считалочки были средством жеребьёвки. Но постепенно необходимость в таком средстве распределения труда отпала, а считалки перешли в область детского фольклора. Именно этому переходу обязаны своим появлением шуточные считалки. Порой такие ритмичные стихотворения создавались профессиональными писателями и поэтами, но чаще всего смешные считалки придумывали сами дети, наполняя древний жанр новой жизнью и смыслом.

Деревенские жители стоят в кругу на поляне

Первые считалки помогали крестьянам распределять работу, а позднее стали элементом детских игр

Основная функция считалки — выбор одного человека для конкретной роли (кому водить, кому выбыть). Кроме этого, существует ряд не таких явных, но также значимых функций считалочек:

  • Развлекательная функция. Основная роль считалок-шуток — вызвать веселье, они всегда являются элементом игры.
  • Психологическая функция. Честный выбор развивает у ребёнка чувство справедливости и защищённости.
  • Развивающая функция. Запоминание считалок, соотнесённое со смехом и весельем, способствует более активному развитию памяти, а проговаривание вырабатывает чувство ритма.
  • Увлекающая функция. С помощью считалки взрослый легко может привлечь внимание ребёнка к какому-либо занятию, изначально не представлявшему для малыша интереса.

Дети сидят на полу и увлечённо слушают педагога

Использование считалок помогает заинтересовать ребёнка новым материалом

Считалки с необычным сюжетом дети запоминают легче и с удовольствием включают их в свои игры.

Подборка смешных считалок

Шуточные считалки бывают как простые, четырёхстрочные, так и более сложные, иногда с целым сюжетом:

  • Жили-были три селёдки:
    Куля, Муля и Балда.
    Куля, Муля спали вместе,
    А Балда спала одна.
  • Коко-Моко яйца слопал
    И спасибо не сказал,
    Сел на лошадь и удрал.
    Приезжает он с войны.
    — Мама где мои штаны?
    А штаны на улице
    Исклевали курицы.
    Курица пошла в аптеку
    И сказала: Ку-ка-ре-ку!
    Дайте мыло и духи,
    Чтоб не дрались пе-ту-хи.
  • На дороге, скрючив ноги,
    На гвоздях сидели йоги.
    Тридцать дней не есть, не пить,
    Всё равно тебе водить.
  • Кот Антипка жил у нас,
    Он вставал с лежанки в ЧАС.
    В ДВА на кухне крал сосиски,
    В ТРИ сметану ел из миски,
    Он в ЧЕТЫРЕ умывался,
    В ПЯТЬ по коврику катался,
    В ШЕСТЬ тащил сельдей из кадки,
    В СЕМЬ играл с мышами в прятки,
    В ВОСЕМЬ хитро щурил глазки,
    В ДЕВЯТЬ ел и слушал сказки,
    В ДЕСЯТЬ шёл к лежанке спать,
    Потому что в ЧАС вставать.

Нарисованная зелёная сороконожка

С сороконожкой в считалке гораздо легче усвоить скучные правила математики

Одними из самых полезных считалок являются математические: помимо развития памяти и ритма они активно помогают ребёнку усвоить «скучные» законы математики. Например:

  • У сороконожки заболели ножки:
    Десять ноют и гудят,
    Пять хромают и болят.
    Помоги сороконожке
    Посчитать больные ножки.
  • Жили-были у жилета
    Три петли и два манжета.
    Если вместе их считать,
    Три да два, конечно, пять!
    Только знаешь, в чём секрет?
    У жилета нет манжет!
  • По тропинке, по дорожке
    Шли четыре понарошки.
    А навстречу на горошке
    Проезжали три картошки.
    Если каждой понарошке
    Дать на завтрак по картошке,
    То одной из понарошек
    Что достанется? Горошек.

Изображение кошки, лежащей на книгах

Кошка — частый персонаж считалок: она и с мышкой поиграет, и сметану украдёт, а порой сама берётся за готовку

Самые популярные герои считалок — животные. Шуточный эффект в данных произведениях достигается чаще всего благодаря «отправке» животных в человеческие ситуации и случившимся в итоге происшествиям:

  • Как-то летом по Онеге
    Сом поехал на телеге.
    Вместо лошади — карась,
    Он завёз телегу в грязь.
    Вязнет, помощи прося,
    И ругает карася!
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Вышел тигр погулять.
    Запереть его забыли,
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Он по улицам идёт,
    Ни к кому не пристаёт,
    Но от тигра почему-то
    Разбегается народ.
    Кто на дерево забрался,
    Кто укрылся за ларёк,
    Кто на крыше оказался,
    Кто забрался в водосток.
    А на ёлке, как игрушки,
    Разместились две старушки.
    Опустел весь город мигом —
    Ведь опасны шутки с тигром.
    Видит тигр — город пуст.
    «Дай-ка, — думает, — вернусь.
    В зоопарке веселей,
    Там всегда полно людей!»
  • Серый кот
    Блины пёк,
    Сковородник уронил,
    Чёрту ногу повредил.
  • Сидели два медведя
    На липовом суку,
    Один читал газету,
    Другой месил муку,
    Раз ку-ку, два ку-ку —
    Оба шлёпнулись в муку.
  • Свиньи в лодке танцевали,
    Все копыта поломали,
    Инчик, брынчик-пок,
    Вышел маленький дружок.

Изображение двух падающих медведей

Животные в детских считалках часто попадают в смешные ситуации

Младшие школьники вполне способны самостоятельно сочинить небольшие весёлые считалки.

Встречаются в считалках сказочные сюжеты и персонажи:

  • Ехала карета
    По старому мосту.
    Мост развалился,
    Карета — ко дну.
    Не жалко мне кареты,
    Не жалко мне моста,
    А жалко мне принцессу
    И белого коня.
  • Щуку тощую с реки
    Притащили рыбаки.
    Щука хищная страшней,
    Чем страшилище Кащей.
    Мы ей дали овощей
    И погуще жирных щей.
    Щука шлёпнула хвостом,
    Словно щёлкнула хлыстом,
    И таким ударом крепким
    Расщепила стол на щепки.
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Шесть, семь, восемь, девять, десять.
    Царь велел меня повесить.
    А царица не дала
    И повесила царя.
    Царь висел-висел-висел,
    Ветер дунул, он слетел
    И в помойку улетел.
    А в помойке жил Борис —
    Председатель дохлых крыс,
    И жена его Лариса —
    Замечательная крыса.
  • Тили-тили-точки,
    Ехал чёрт на бочке.
    Ведьма на тележке
    Щёлкала орешки.
    Чёрт с бочки упал,
    Ведьме по уху попал.
    Ведьма ябеда была,
    Домового позвала.
    Домовой подал свисток,
    Выходи-ка ты, дружок!

Баба-Яга сидит за столом

Сказочные персонажи нередко выступают героями детских считалок

Нередки среди детских и подростковых юмористических считалочек бытовые (повседневные) — «на злобу дня»:

  • Один, два, три —
    Нос подотри.
  • Раз, два, три, четыре —
    Мы сидели на квартире,
    Чай пили, булки ели,
    Позабыли, с кем сидели.
  • Шёл с получки по толкучке
    Толстый дядя Робинзон,
    И с получки на толкучке
    Приобрёл себе он зонт.
    Зонт дешёвый, трёхрублевый,
    Но зато такой здоровый,
    Чтобы спрятаться под ним
    Можно было бы троим!

Малыш, Карлсон и Фрекен Бок сидят за столом с плюшками

Бытовые ситуации — популярная тема для современных считалок

Популярными среди детских считалок являются рассказы в форме «верю — не верю»:

  • У Литейного моста
    Я поймал в Неве кита,
    Спрятал за окошко.
    Съела его кошка,
    Помогали два кота…
    Вот и нет теперь кита!
    Ты не веришь другу?
    Выходи из круга!
  • Плыл по морю чемодан,
    В чемодане был диван,
    На диване ехал слон.
    Кто не верит —
    Выйди вон!
  • Черепаха хвост поджала
    И за зайцем побежала,
    Оказалась впереди.
    Кто не верит — выходи.
  • Лапоть топал по морозу
    И взобрался на берёзу,
    А с берёзы на луну.
    Ну и ну!

В школе дети скачут друг на друге около учительницы

Школа — одна из любимых тем для шуток, и считалки — не исключение

Для подростков же наиболее близкая и популярная тема — школа: про уроки, отметки и, конечно, учителей:

  • В нашем классе нет лентяев,
    Только Вася Николаев.
    Он приходит на урок,
    Засыпает, как сурок.
    Лодырь, лодырь, лежебока,
    Проворонил три урока,
    На четвёртый опоздал,
    Пятый где-то пропадал,
    На шестом мешал учиться,
    На седьмом ходил лечиться,
    На восьмом играл в футбол,
    На девятый не пришёл.
    На десятом корчил рожи,
    На четырнадцатом тоже,
    На двадцатом видел сон,
    На тридцатом выгнан вон. (С. Маршак).
  • Вот лентяйка Единица!
    Не хочу с такой водиться.
    Не люблю и цифру два,
    Цифру три терплю едва.
    Ай да умница четыре!
    Но не всех прекрасней в мире.
    Всех прекрасней цифра пять.
    Вот всегда бы пять опять!

картина Опять пятерка

Про пятёрку тоже есть картина – «Опять пятёрка», написал её Николай Заболоцкий

Весёлые считалки про школу помогают детям снизить напряжение и тревогу, связанные с учёбой.

Мальчик и девочка читают книгу

Считалки могут быть посвящены и одному уроку в школе, например, обучению грамоте

Встречаются среди школьных считалок и «посвящения» одному предмету или даже историческому персонажу:

  • Раз, два, три, четыре —
    Меня грамоте учили:
    Не считать, не писать,
    Только по полю скакать.
    Я скакала, я скакала,
    Себе ноженьку сломала,
    Стала ноженька болеть,
    Стала маменька жалеть,
    Пожалела, поругала
    И за доктором послала.
    Доктор едет на быке
    С балалаечкой в руке.
  • Пётр Первый
    Пошёл погулять.
    Поймал перепёлку,
    Пошёл продавать.
    Просил полтинник,
    Получил подзатыльник,
    Попросил прощенья,
    Получил пачку печенья.

петр первый лубок

Образ Петра Первого давно и прочно вошёл в русский фольклор

Считалки могут быть посвящены праздникам, к примеру, одному из самых волшебных и любимых детьми — Новому Году, а также зимним забавам. Например:

    Раз, два, три, четыре —
    Бабу снежную лепили:
    Прикрепили нос-морковку,
    Глазки сделали ей ловко,
    В руки дали ей метлу —
    Разбегайтесь по двору!

Изображение детей, играющих в зимние забавы

Немало считалок посвящены Новому Году и весёлым зимним забавам

Подростки также используют смешные считалки, только уже на более «взрослые» темы:

  • Говорят, что А и Б
    Не сидели на трубе…
    (Мол, других хватало дел).
    А на ней — Газпром сидел.
  • Наш «Прогресс» упал некстати,
    Кислорода всем не хватит,
    Мяса тоже больше нет,
    Так что ты теперь — обед!
  • США, Канада, Гана,
    Израиль, Иран, Гвиана,
    Пакистан, Ирак, Китай —
    Куда хочешь уезжай!
    Но в стихах один изъян:
    Пуст пока что Ваш карман.
    Франция-Германия…
    Вот так графомания!

карманы навыворот

Спросите у ребят, как пустые карманы мешают уехать в путешествие и что такое графомания, почему это слово использовано в считалке


Профессор

chertenok13
Профессор

На сайте с 18.02.08
В дневниках: 110
Откуда: Барнаул




Добавлено: Пн Ноя 26, 2012 12:10

Кирюхе тоже нравится эта считалка)))
мы по ней считать начинали учиться

Академик

Alouette
Академик

На сайте с 04.11.08
В дневниках: 1252
Откуда: Новосибирск. ДК Строитель



Добавлено: Пн Ноя 26, 2012 14:31

Академик

Стрела Удачи)
Академик

На сайте с 08.10.07
В дневниках: 12729
Откуда: МЖК Октябрьский р-н



Добавлено: Вт Ноя 27, 2012 13:51

chertenok13
о! Ира.
как давно я тебя не видела как у вас дела? переехали куда? или еще нет?

Профессор

chertenok13
Профессор

На сайте с 18.02.08
В дневниках: 110
Откуда: Барнаул




Добавлено: Чт Ноя 29, 2012 2:00 Скрытый текст: Показать

я мыслями там уже с сентября живу

Академик

Стрела Удачи)
Академик

На сайте с 08.10.07
В дневниках: 12729
Откуда: МЖК Октябрьский р-н



Добавлено: Чт Ноя 29, 2012 8:46

chertenok13
ооо. ура, рада за вас поздравляю, Ир

Профессор

chertenok13
Профессор

На сайте с 18.02.08
В дневниках: 110
Откуда: Барнаул




Добавлено: Чт Ноя 29, 2012 23:13

Стрела Удачи)
спасибочки.
по сравнению с нашей (а Даша её ещё приукрасила ) шикарная.
как обустроимся, приглашу на новоселье

Академик

Стрела Удачи)
Академик

На сайте с 08.10.07
В дневниках: 12729
Откуда: МЖК Октябрьский р-н

считалки для детей

Считалка — очень древний жанр фольклора. Когда-то считалки служили взрослым в ситуациях неочевидного выбора и помогали честно распределить обязанности. Со временем из орудия судьбы они превратились в элемент дворовой игры.

Рассказываем о видах и признаках считалок и приводим 40 хорошо знакомых примеров: от "Аты-баты, шли солдаты" до "Шла машина темным лесом" и объясняем, кто же такие "Эники-беники".

Особенности жанра считалки

Считалка всегда сопровождается пересчетом игроков, один из которых становится водящим. Жеребьевка — ее основная функция. Поэтому главные формальные признаки считалки — четкий ритм (при произнесении слога или слова можно показывать на следующего игрока); часто начинается со счета, иногда в искаженном виде (раз, два, три, четыре. ); почти всегда заканчивается указанием на игрока (выходи; тебе водить; выбирай; выйди вон и т.д.). По этим признакам считалку можно отличить от скороговорки, небылицы, загадки, пословицы, прибаутки и частушки, хотя часто считалки заимствуют фрагменты таких текстов.

Читайте также: