Русские народные игры считалки конспект урока 1 класс
Обновлено: 14.11.2024
2.Развивать ко ординацию движе ний, быстроту, ловкость, вын осливость.
3.Воспитывать интерес к ру сским народным иг рам.
Личностные:
- установка на з доровый образ жизни;
- понимание чу вств других люд ей и сопереж ивание им ;
- создать добр ожелательну ю атмосферу , умение работать в коллект иве.
Познавательны е:
- стру ктурирование знаний.
Регулятивны е:
- прин имать и сохран ять учебную з адачу.
Коммуникати вные:
- умение догова риваться, нахо дить обще е решение;
- умение аргу ментировать свое пре дложение, у беждать и усту пать;
- способность с охранять добр ожелательное от ношение дру г к другу ;
- взаимоконт роль и взаимопомо щь по ходу выполнения зад ания.
Место проведе ния: спортивный зал
Оборудование : мячи
Время занятия : 4 0 минут
Вводная часть
Дети под русску ю народну ю музыку входят в спортивны й зал.
Проводится русская народна я подвижна я игра «Змейка».
Описание игры : Дети берут дру г друга за ру ки, образуя цепь. О дного из край них в
цепи играющи х выбирают ве дущим. Он идёт или бежит, увлекая за соб ой всех
участников иг ры. Играющ ие должны кр епко держать д руг друга за ру ки, чтобы
«змейка» не раз орвалась.
- «змейка движется медленно» - ходь ба приставным ш агом
- «змейка ползёт по песку» - ходьба на носках
- «змейка ползёт по камешкам» - ходьба с высоким поднимание м колена
- «змейка начина ет двигаться быстрее» - лёгкий бег на нос ках
- «змейка что - то у видела впере ди» - быстрый бег
- «змейка быстр о движется по кам ешкам» - бег с высоким поднимани ем колен
- «змейка стала за медлять своё движение» - ходьба обычная
- «змейка сверну лась в клу бочек, греется на сол нышке» - дети образу ют спираль
Методические ук азания : во время ходьбы сле дить за осанк ой детей – спина
ровная, смот реть вперёд, во вр емя бега следить за дыханием дете й.
Основная час ть
Русская народна я подвижная игра «Гонка мячей» (бросок мяча от груди, дву мя
руками снизу в парах)
Описание игры : Дети встают по кру гу на расстоянии одного шага дру г от друга
лицом в центр, рассчитываются н а первые и вт орые номера. Так они делятся на две
группы (первых и в торых номе ров). В каждой гру ппе играющие вы бирают ведущих.
Они должны ст оять на против оположных сто ронах кру га. По сигналу ведущие
начинают пе ребрасывать мяч двумя руками с низу только игрокам св оей гру ппы, в
одном направл ении. Выигрывает группа , в которой мяч раньше в ернулся к
водящему. Дети выбирают дру гого водящего, иг ра повторяется, н о мяч
перебрасывают в дру гом направлении и дру гим способом. ( для игры беру т два мяча
разных по цвету ).
Методические ук азания : обращать в нимание на положение рук и ног во время
броска мяча и ег о ловле.
Русская народна я игра “Золотые вор ота”.
Описание игры : двое водящи х из числа дете й берутся за р уки, делают воротики,
остальные дети ве реницей, взявш ись за ру ки, идут через во рота со словам и:
“Золотые во рота
Пропускают не в сегда.
Первый раз проща ется,
Второй раз зап рещается,
А на третий раз не пропу стим вас”.
Водящие опу скают ру ки, ловят того, кто не у спел пройти. Пойманный встает
третьим, ворота расширяются в л абиринт и т.д. ( повторить игру 5 - 6 раз).
Методические ук азан ия : проходить в в орота, не задев ая их.
Заключительная ч асть
Русская игра – за бава малой по движности “ В цапки ”.
на внимание.
Описание иг ры: дети разбивают ся на не сколько групп. Ка ждой выбирае тся
водящий, кото рый вытягивает руку , ладонью вниз, все игроки ставят под ладон ь
Цель: Развитие внимания к эмоционально-смысловому содержанию слова в литературном тексте. Творчество по образцу.
Характеристика деятельности учащихся :
Участвовать в диалоге. Аргументировать собственную позицию.
Находить в словаре в конце учебника значение слов, встречающихся в тексте произведения.
Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Загадки, считалки, скороговорки»: подбирать загадки, считалки, скороговорки на заданную тему, готовить книжку-самоделку.
Огранизационный момент.
Психологический настрой на работу.
– Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
– Улыбнитесь друг другу. Начинаем урок литературного чтения!
Речевая разминка.
Чтение шепотом. Медленно.
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - у нас в руках шары.
Ру-ру-ру - бью рукою по шару.
Да-да-да - из трубы бежит вода.
До-до-до - на дереве гнездо.
Ды-ды-ды - мы пошли по ягоды.
Ду-ду-ду - с мамой я домой иду.
Та-та-та - в нашем классе чистота.
Ту-ту-ту - наводим сами красоту.
Ты-ты-ты - нами политы цветы.
Чтение громко и уверенно.
Моль – соль – толь – боль
Почка – почва – почта
Дверь – зверь – червь
Работа над скороговоркой.
Н а р е к е поймали р ака, из-за р ака вышла д р а к а.
Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана,
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить.
Конь ретивый, долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой.
Кто коня того поймает,
С нами в салочки играет.
Бегают вокруг маслёнки
Симпатичные девчонки.
Раз, два, три -
Догонять их будешь ты!
Шла кукушка мимо леса –
За каким-то интересом.
Инте, инте, интерес,
Выходи на букву "эс".
- Что объединяет эти четверостишья? На что обратили внимание ( Это считалки )
- Для чего нужны считалки?
-Сформулируйте тему урока.
Открытие новых знаний.
Что такое считалки? Когда они появились?
Считалка - жанр устного творчества. Возникла она в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.
Считалка использовалась в реальной жизни, и поэтому она является не самостоятельным литературным жанром, а прикладным, так как имеет практическую жизненную задачу - помочь распределить работу.
В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:
Ази, двази, nризи, зизи,
Пятом, мятом, шума, рума,
Дуба, крест.
Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.
Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок:
За морями, за горами,
За железными столбами,
На пригорке - теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.
И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие - недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.
- Какие считалочки знаете вы? (Ответы детей.)
Работа с учебником.
Словарная разминка. Стр. 32
Работа с толковым словарем.
Поиск лексического значения слова У-ДИ-ВИ-ТЕЛЬ-НЫЙ.
Чтение текста о Фюсе и Каркузябре.
- Ребята, однажды с Фюсем и Каркузяброй произошла удивительная история. Давайте ее прочитаем.
Работа по содержанию.
- Помогите нашим друзьям вспомнить считалки.
Физкультминутка.
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дернули за гири.
Тут раздался страшный звон -
Разбежались мыши вон.
- Сегодна на уроке мы познакомимся еще с одним литературным термином, но сначала побываем в необычном месте страны Вообразилии на стр. 32 , которая называется «Словарная разминка». И научимся читать сложные слова.
4 . Усвоение новых знаний и способов действий
- Спортсмены делают разминку на тренировке, перед соревнованиями, чтобы легче было выполнять сложные упражнения, а мы сделаем словарную разминку, чтобы правильно и легко произносить трудные слова.
Кувырок, кувыркаться. Накувыркались, кажется, показалось. Оказывается.
Как вы понимаете значение слова У-ДИ-ВИ-ТЕЛЬ-НЫЙ ( Необычный, паразительный, очень хороший, необыкновенный, дивный, изумительный, чудесный, потрясающий; впечатляющий, превосходный)
Прочитайте. что о нем написано в словаре на стр 141
Ребята, однажды с Фюсем и Каркузяброй произошла удивительная паразительная, очень необыкновенная, чудесная, превосходная история. Давайте ее прочитаем на стр 32. Ч итаем по цепочке по одному предложению, соблюдая интнацию.
Чтение детьми
Как вы представляете себе удивительную комнату?
Расскажите про пол. Потолок, стены в этой комнате
Объясни. Что в ней было удивительное?
Давайте ее нарисуем на стр.16 рабочей тетради по литературному чтению.
Но прежде сделаем Физминутку
Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)
Покатился по дорожке (бег на месте)
Подождал меня немножко (остановиться)
Наклонюсь, возьму его (наклониться)
И подброшу высоко (имитация движения)
( Учитель помогает затрудняющимся детям
- Нарисуй странные, необычные, диковинные, удивительные вещи (например шкаф на потолке). Измени обычные предметы на фантазийные: угол, в котором гремят грозы, говорящая стена, лампы преврати в факелы, к примеру. Придумай интересный и необычный дизайн, можно придумать что-то индивидуальное)
Дети рисуют , фантазируют, воображают
А теперь давайте посмотрим, как развивались события у наших героев дальше. Чтение детьми стр.34
для чего нужна считалка Фюсю и Каркузябре?
А что же такое считалка? Для чего их придумали, для чего используется?
Считалка – это стихотворение, которое помогает решить, кто начнёт игру, какая у него будет роль в этой игр. В считалках встречаются необычные придуманные слова.
Это стишки небольшого размера с чётко выраженным ритмом.
Считалки- это такая детская забава.
Какие считалки вы знаете? - Помогите нашим друзьям вспомнить считалки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана,
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить.
Конь ретивый, долгогривый,
Скачет полем, скачет нивой.
Кто коня того поймает,
С нами в салочки играет.
Бегают вокруг маслёнки
Симпатичные девчонки.
Раз, два, три -
Догонять их будешь ты!
Шла кукушка мимо леса –
За каким-то интересом.
Инте, инте, интерес,
Выходи на букву "эс".
Например, игра впрятки, чтоб определить, кто будет водить ., нужно произнести считалочку в стихотворной форме, в финале на ком остановится считалка, тот и будет водить. Правила очень просты
Тогда встанем и поможем нашим замечательным героям посчитаться.
Физкультминутка.
Мы считали и устали
. Дружно все мы тихо встали.
Отдых наш физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали.
Руки к верху все подняли.
И друг друга не задели.
Ванькой встанткой словно стали
А потом пустились вскач
Будто мой упругий мяч.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.
Чтение русских народных считалок. Работа по учебнику. Стр. 34 – 35.
Свинья в бане танцевала
Все кадушечки поламала.
Три копеечки нашел.
- Что означает слово ковш и кадушка, посмотрим в словаре на стр 138
Кадушка - деревянный сосуд цилиндрической формы из досок, стянутых обручами.
Ковш, ковшик — ёмкость с одной рукоятью, предназначенная для питья и подачи напитков на стол, зачерпывания и переливания жидкостей, пересыпания сыпучих продуктов
Английская народная считалка
Сцепилась с метлою собака!
Свинья - на окошко,
А кошка - в лукошко!
Польский фольклор (пер. Б. Заходера)
Где же наша свинка?
Съели свинку волки!
Ты бы их дубинкой!
С волком плохи шутки!
- Найдите выдуманные слова.
- Расскажите про любую игру, для которой нужна считалка.
- Постарайтесь запомнить считалку, которая вам больше всего понравилась.
Желающие могут сочинить считалку с придуманными словами на стр 16 рабочей тетради по литературному чтению
5. Контроль и самопроверка знаний. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Заключительная беседа)
- Ребята, сегод ня на урок к нам пр ишли два необы чных героя это Ф юсь и Какузябра.
Они хотят нам рассказать свою у дивительну ю историю, которая п роизошла с ними.
Но прежде чем е е рассказать, они хотят, чтобы мы вы полнили несколь ко заданий.
Ребята, вы хотит е узнать, что про изошло с нашим и гостями? (Да) В ыполним их
задания? (Да)
Словарная р азминка
- Итак, присту пим. Вот перв ое задание. Сл оварная разминк а.
Ребята, я бу ду называть вам сл ова, а вы затем повторяете в месте со мной по слогам.
Читайте также: