Пусть всевышний примет наши молитвы и дуа

Обновлено: 14.11.2024

Дуа – это просьба к Господу о заботе, помощи. Сущностью дуа является выражение своей нужды перед Всевышним, очищение себя от силы и мощи (то есть признание в том, что человек бессилен совершить что-либо благое или оставить что-либо дурное), это признак рабства и признание в своей слабости, а также хвала Всевышнему и понимание Его щедрости и изобильности.

Если верующий обратится к Всевышнему с мольбой, выполнив все условия для принятия дуа и устранив причины, препятствующие его принятию, он должен быть уверен в том, что Всевышний Аллах примет его мольбы. Аллах рано или поздно примет такое дуа. То есть Всевышний отвечает на эти мольбы верующего сейчас, в этом мире, или откладывает это дуа про запас в качестве его благодеяний, или же благодаря этому дуа отводит от него беды.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ فَلْيَسْتَجِيبُوا لِي وَلْيُؤْمِنُوا بِي

(смысл): «А когда спрашивают тебя (о Пророк) рабы Мои обо Мне, то пусть знают, что, поистине, Я близок, слышу их мольбы, вижу их покорность и знаю их положение. Я отвечаю на дуа обращающегося с мольбой, когда он обращается ко Мне искренне и с верой в сердце. Пусть же они отвечают Моему призыву, повинуясь Мне, и пусть уверуют в Меня». «Сафват ат-Тафасир», (Сура Аль-Бакара: 186)

Также Всевышний Аллах сказал:

وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ

(смысл): «И сказал ваш Господь, Всевышний Аллах: "Взывайте ко Мне (обращайтесь с мольбой ко Мне), и Я отвечу вам (дам то, что вы просите)"». «Сафват ат-Тафасир», (сура Гафир, 60)

От Абу Саида (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

مَا مِنْ مُسْلِمٍ يَدْعُو، لَيْسَ بِإِثْمٍ وَلَا بِقَطِيعَةِ رَحِمٍ، إِلَّا أَعْطَاهُ إِحْدَى ثَلَاثٍ إِمَّا أَنْ يُعَجِّلَ لَهُ دَعْوَتَهُ، وَإِمَّا أَنْ يَدَّخِرَهَا لَهُ فِي الْآخِرَةِ، وَإِمَّا أَنْ يَدْفَعَ عَنْهُ مِنَ السُّوءِ مِثْلَهَا

«Кто бы из мусульман ни обратился к Аллаху с мольбой о том, в чём нет ничего греховного и что не повлечёт за собой разрыв родственных связей, Аллах непременно дарует ему одно из трёх: либо на его мольбу сразу же будет дан ответ (уже в этой жизни), либо Аллах отложит её про запас для него на том Свете, либо Он отвратит от него зло, равное по величине тому, о чём он просит». (Имам Ахмад, 11133; Бухари, «Аль- Адаб аль-муфрад», 710; Байхаки, «Шуаб аль-иман, 1090)

Исходя из этого хадиса и других источников шариата, учёные-богословы установили некоторые условия для принятия дуа. Они говорят, что есть определённые адабы и условия, выполнение которых влечёт за собой принятие дуа.

Человек, чьё дуа полностью соответствует требуемым условиям, становится одним из тех, кому Всевышний отвечает на мольбы. А тот, кто нарушает эти условия и адабы, преступает установленные Аллахом границы в мольбе.

О таких людях Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

ادْعُوا رَبَّكُمْ تَضَرُّعًا وَخُفْيَةً ۚ إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ

(смысл): «Обращайтесь с мольбами к вашему Господу со смирением и скрытно. Поистине, Он (Аллах) не любит преступающих установленные Им границы во время дуа». «Сафват ат-Тафасир», (сура Аль-Аʻраф: 55)

Аллах принимает дуа и отвечает на мольбы того, кто повиновался Всевышнему, уверовав в Него и, соблюдая Его предписания и запреты, выполнил все условия принятия дуа и отдалился от всего, что препятствует его принятию.

Также человек, обращающийся к Всевышнему с мольбой, не должен проявлять поспешность, торопить события, говоря, что он сделал дуа, но Аллах ему не отвечает.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لا يَزالُ يُسْتَجَابُ لِلعَبْدِ مَا لَمْ يَدْعُ بإثْمٍ ، أَوْ قَطيعَةِ رحِمٍ ، مَا لَمْ يَسْتَعْجِلْ قيل : يَا رسولَ اللهِ مَا الاستعجال ؟ قَالَ: يقول : قَدْ دَعوْتُ وَقَدْ دَعَوْتُ ، فَلَمْ أرَ يسْتَجِبُ لي ، فَيَسْتحْسِرُ عِنْدَ ذَلِكَ وَيَدَعُ الدُّعَاءَ

«Мольбам раба Аллаха будут внимать до тех пор, пока он не станет обращаться к Аллаху с мольбами о греховном или о разрыве родственных связей, при условии, что он не проявит поспешности».

Люди спросили его: «О Посланник Аллаха, а в чём проявляется поспешность?» Пророк ﷺ сказал: «Это значит, что раб говорит: "Я обращался к Аллаху с мольбами, но не вижу, чтобы Он мне ответил", после чего обращения с мольбами становятся человеку в тягость, и он отказывается от дуа». (Бухари, 6340; Муслим, 2735)

Верующий должен повиноваться Всевышнему, полагаться на Него, верить в Его обещания, соблюдать условия, при которых принимается дуа, и не проявляет поспешность. Вот тогда его дуа будет принято. Помимо этого, желательно начинать дуа с восхваления Всевышнего Аллаха и салавата за Пророка ﷺ и завершить тем же.

Имам Аль-Куртуби сказал:

«Если кто-то скажет: “Человек часто делает дуа, но на его мольбы нет ответа. Почему это так?”, ему отвечают следующим образом: “Слова Всевышнего Аллаха в обоих аятах: "Я отвечу вам" и "Я отвечаю на дуа" не подразумевают гарантированного ответа абсолютно каждому обратившемуся и на каждую мольбу. Ведь Всевышний Аллах сказал: "Обращайтесь с мольбами к вашему Господу со смирением и скрытно. Поистине, Он (Аллах) не любит преступающих установленные Им границы, когда делают дуа". «Сафват ат-Тафасир», (сура Аль-Аʻраф: 55)”».

Каждый, кто совершает большие грехи, вне зависимости от того, осознанно он их совершает или по невежеству, преступает границы. Ведь Всевышний говорит, что Он не любит преступающих, как же он ответит на их мольбы?

Также принятию дуа препятствует запретная (харам) еда и тому подобное (одежда и т. д). От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:

ثُمَّ ذَكَرَ الرَّجُلَ يُطِيلُ السَّفَرَ أَشْعَثَ أَغْبَرَ، يَمُدُّ يَدَيْهِ إِلَى السَّمَاءِ، يَا رَبِّ، يَا رَبِّ، وَمَطْعَمُهُ حَرَامٌ، وَمَشْرَبُهُ حَرَامٌ، وَمَلْبَسُهُ حَرَامٌ، وَغُذِيَ بِالْحَرَامِ، فَأَنَّى يُسْتَجَابُ لِذَلِكَ

«Пророк ﷺ упомянул покрытого пылью человека с растрёпанными волосами, который долгое время находится в пути и просит, воздев руки к небу: "О Господь, о Господь!", но при этом употребляет в еду запретное, пьёт запретное, носит запретное и был вскормлен запретным. "Разве дождётся такой человек ответа на свои мольбы?!"». (Муслим, 1015)

Этот вопрос Пророка ﷺ подразумевает невозможность принятия дуа от такого человека. Ведь для принятия дуа необходимо выполнение определённых условий человеком, который обращается с мольбами, при совершении самого дуа, а также соответствие того, о чём он просит, определённым критериям.

Также одно из условий принятия дуа требует, чтобы обращающийся с мольбой знал, что никто, кроме Всевышнего Аллаха, не сможет исполнить его желание, и все средства достижения цели есть только у Него.

Также делающий дуа должен обращаться к Аллаху с искренним намерением и с присутствием сердца (хузуром), ведь Аллах не отвечает на дуа, которое исходит от беспечного и отвлечённого сердца. Также он должен стараться не употреблять в пищу запретное, и ему не должно надоесть частое совершение дуа.

По условию человек должен просить в своём дуа о том, что дозволено шариатом, как сказал Пророк: «…пока он не станет обращаться к Аллаху с мольбами о греховном или о разрыве родственных связей».

Сахль ибн Абдуллах Ат-Тустари сказал: «Условий принятия дуа семь: смирение, страх, надежда, настойчивость (усердие), покорность, распространение на всех, и употребление в еду дозволенного».

Также Ибн ‘Атаъ сказал: «У дуа имеются основы, крылья, причины и определённые периоды времени. Если мольба соответствует основам дуа, оно будет стоять, если будет соответствовать его крыльям, оно улетит в небеса, если будет сделано в моменты принятия дуа, оно будет принято, а если будет соответствовать причинам, то принесёт успех.

Основами дуа являются хузур сердца, сострадание, безропотность, смирение и покорность. Крыльями дуа является искренность, периодом его принятия – рассвет, а причиной – салават за Пророка Мухаммада ﷺ . (Аль-Куртуби, «Аль-Джами‘ ли-ахкам Аль-Куръан»)

Пусть Всевышний Аллах примет дуа каждого из нас, вознаградит нас за это и внушит нашим сердцам именно те слова, которые Он желает от нас услышать. Так давайте же возьмём дуа на вооружение и защитим нас и нашу религию от недругов Ислама и от их покровителя – иблиса.

Будем благодарны за репост!

Нурмухаммад Изудинов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Мы часто слышим слово «дуа» (мольба), особенно во время собраний мусульман, коллективных обрядов: пятничной молитвы, зикра, мавлида, на тазияте (при соболезновании), когда просят престарелого или благочестивого человека сделать дуа. Однако не каждый знает значение и суть дуа, когда его желательно делать. А также, как его следует делать, чтобы Всевышний внял ему и ответил на него. Дабы пролить свет на эту тему, мы и решили написать эту статью.

Однако должен отметить, что даже соблюдение всех нижеследующих рекомендаций не гарантирует стопроцентной гарантии того, что Всевышний ответит на нашу мольбу. Поскольку Он - Владыка всех и вся, а мы всего лишь Его рабы. Наше дело просить и молить Его, а будет ли ответ на нашу мольбу или нет, не знает никто, кроме Самого Аллаха. Порой бывает и так, что после неоднократной мольбы мы, не получив ответа, опускаем руки и теряем надежду. Мы ни в коем случае не должны забывать, что Всевышний - наш Создатель, что Ему известно всё, что было, есть и будет. Поэтому кто, Кроме Него, может знать, что лучше для нас? Никто! Поэтому если Всевышний не отвечает на нашу мольбу, это совсем не означает, что Он не слышит нас или гневается на нас. Возможно, что Всевышний не отвечает на нашу мольбу потому, что это может навредить нам, нашей мирской или загробной жизни. В любом случае наше дуа не проходит незамеченным, напрасно. Если мы так и не получим ответа на наше дуа, то Всевышний вознаградит нас за то, что мы просили в этом мире и не получили этого на Том свете, поскольку дуа тоже является ибадатом (поклонением Всевышнему).

Определение термина «дуа».

Давая определение термину «дуа», аль-Хаттаби сказал: «Значение слова «дуа» - это просьба у Господа заботы, помощи. Сущностью же дуа является выявление нужды ко Всевышнему, очищение себя от силы и мощи (то есть признание в том, что бессилен совершить что-либо благое или оставить что-либо дурное), это признак рабства и извещение о своей слабости, а также хвала Всевышнему и понимание Его щедрости и тороватости».

فقال الخطابي: "معنى الدعاء استدعاءُ العبدِ ربَّه عزَّ وجلَّ العنايةَ، واستمدادُه منه المعونةَ. وحقيقته: إظهار الافتقار إلى الله تعالى، والتبرُّؤ من الحول والقوّة، وهو سمةُ العبودية، واستشعارُ الذلَّة البشريَّة، وفيه معنى الثناء على الله عزَّ وجلَّ، وإضافة الجود والكرم إليه"

Всевышний говорит: «Так поминайте же Меня (совершая молитвы, делая дуа и т.д.) и Я буду помнить о вас (вознагражу вас)» (сура «Аль-Бакара», аят 152).

فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُوا لِي وَلَا تَكْفُرُونِ (سورة البقرة آية 152)

В другом аяте Всевышний говорит (смысл): «Воистину для мусульман и мусульманок, часто поминающих Аллаха, приготовил Аллах прощение и награду» (сура «Аль-Ахзаб», аят 35).

إِنَّ الْمُسْلِمِينَ وَالْمُسْلِمَاتِ . وَالذَّاكِرِينَ اللَّهَ كَثِيرًا وَالذَّاكِرَاتِ أَعَدَّ اللَّهُ لَهُمْ مَغْفِرَةً وَأَجْرًا عَظِيمًا (سورة الأحزاب آية 35)

Ещё в одном аяте Аллах говорит (смысл): «И поминай Господа своего про себя, смиренно и со страхом и негромко по утрам и вечерам и не забывай поминать Аллаха (сура «Аль-Араф», аят 205).

وَاذْكُرْ رَبَّكَ فِي نَفْسِكَ تَضَرُّعًا وَخِيفَةً وَدُونَ الْجَهْرِ مِنَ الْقَوْلِ بِالْغُدُوِّ وَالْآصَالِ وَلَا تَكُنْ مِنَ الْغَافِلِينَ (سورة الأعراف 205)

Что говорится о дуа в Коране и хадисах?

Всевышний в Коране говорит (смысл): «А если тебя (о Мухаммад) спросят Мои рабы обо Мне, то Я близок, отвечаю на мольбы просящего, когда тот просит Меня. Так пусть же они (Мои рабы) просят Меня и продолжают верить в Меня, и тогда они будут на истинном пути» (сура «Аль-Бакара», аят 186).

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ فَلْيَسْتَجِيبُوا لِي وَلْيُؤْمِنُوا بِي لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ (سورة البقرة آية 186)

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Так просите же Аллаха, чтобы Он даровал вам из Своей щедрости. Воистину Аллах ведает о всякой вещи (в том числе и о ваших просьбах)» (сура «Ан-Ниса, аят 32»).

وَاسْأَلُوا اللَّهَ مِنْ فَضْلِهِ إِنَّ اللَّهَ كَانَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمًا (سورة النساء آية 32)

Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Дуа - это оружие верующего, опора религии и свет небес и земли» («Джамиуль-ахадис», 12408).

الدعاء سلاح المؤمن وعماد الدين ونور السموات والأرض (جامع الأحاديث 12408)

Адабы (желательные действия) и причины, способствующие принятию дуа.

1) Проявление искренности по отношению к Аллаху;

2) Решительность в мольбе и твёрдая убеждённость в её принятии;

3) Настойчивость в мольбе и нежелательность торопить события;

4) Смиренность во время совершения дуа;

5) Мольба ко Всевышнему и в радости и в горе;

6) Произношение мольбы вслух, но не громко;

7) Отсутствие просьбы о вреде кому-нибудь или чему-нибудь;

8) Признание в своих грехах и просьба об их прощении;

9) Признание благ, которыми Аллах наделил нас и воздание за них Ему хвалы и благодарности;

10) Возвращение всех долгов и совершение за них покаяния;

11) Просить у Всевышнего по три раза;

13) Воздевание рук;

14) Начинать просить сначала для себя, и только потом за других;

15) Просить Всевышнего посредством Его прекраснейших имён, эпитетов либо посредством доброго дела;

16) Чтобы одежда, еда и питьё просящего были добыты дозволенным путём;

17) Не просить о греховном или о разрывании родственных уз;

18) Не переходить границы дозволенного в мольбе (например, не просить, чтобы Аллах сделал пророком);

19) Совершать благое и остерегать других от дурного и запретного;

20) Отстранение от всего запретного.

Времена, ситуации и места, в которых Всевышний принимает дуа.

1) Дуа, совершаемое в ночь «Ляйлят-уль-кадр» (ночь предопределения);

2) Последняя треть ночи;

3) Сразу же после совершения обязательных, повседневных пяти молитв;

4) Между азаном и икаматом;

5) Во время дождя;

6) Во время столкновения рядов в битве мусульман и немусульман;

7) Во время пития воды Зам-зам, при наличии искреннего и чистого намерения;

8) Во время совершения суджда (земного поклона);

9) Когда посреди ночи просыпаешься и делаешь дуа;

10) Когда ложишься ночью в омовении, а затем специально встаёшь и просишь Всевышнего;

11) Произносить во время дуа следующую молитву «Ля иляха илля анта субханака инни кунту мина-ззалимин» (Нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя, чист Ты от всего недостойного. Воистину я сам притесняю себя (совершая грехи));

12) Дуа людей после того, как умрет верующий;

13) Дуа после чтения салавата на Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) в последнем ташаххуде (ат-тахият);

14) Дуа одного мусульманина другому, в его отсутствие;

15) Дуа в день Арафа (10 день месяца Зуль-хиджджа) на горе Арафа;

16) Дуа в месяце Рамазан;

17) Во время собрания мусульман для коллективного поминания Всевышнего (зикр);

18) Чтение этой молитвы, когда настигает какое-нибудь несчастье: «Инна лилляхи ваинна иляйхи ар-раджиуна, аллахумма уъджурни фи мусибати вахлюф ли хайран минха» (Воистину мы все принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены. О Аллах, даруй мне воздаяние за горе, настигнувшее меня и замени мне мою утрату тем, что лучше неё);

19) Дуа притеснённого по отношению к притеснителю;

20) Дуа родителей своим детям, будь-то хорошее или плохое;

22) Дуа постящегося до тех пор пока он не разговеется;

23) Дуа постящегося во время разговения;

24) Дуа крайне нуждающегося, того, кто находится в очень трудной ситуации;

25) Дуа справедливого правителя;

26) Дуа хорошего ребёнка своим родителям;

27) Дуа после омовения;

28) Дуа после бросания камушек (во время совершения хаджа);

29) Дуа внутри Каабы;

30) Дуа на холме Сафа;

Пусть Всевышний примет дуа каждого из нас, вознаградит нас за это и вселит в сердце именно те слова, которые Он желает от нас услышать. Так давайте же возьмём дуа на вооружение и защитим нас и нашу религию от недругов Ислама и их покровителя - иблиса! Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Как известно, дуа – это оружие верующего, свет небес и земли. Правоверный мусульманин знает значение мольбы к Всевышнему Аллаху, которому подвластно всё, и понимает, какой силой обладает искреннее дуа – мольба.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ

(смысл): «А когда спрашивают тебя (о Пророк) рабы Мои обо Мне, то пусть знают, что, поистине, Я близок, слышу их мольбы, вижу их покорность и знаю их положение. Я отвечаю на дуа обращающегося с мольбой, когда он обращается с мольбой ко Мне искренне и с верой в сердце». (Сура Аль-Бакара: 186)

Поэтому пусть каждый, кто обратился к Всевышнему с мольбами, ждёт ответа на свои дуа. Ведь и это ожидание является одним из видов поклонения. Чем дольше и труднее для раба ожидание ответа от Аллаха, тем ближе он к Нему.

Кто-то может возразить, что принимаются не все дуа, ибо не каждому из нас удаётся выполнить все условия принятия дуа. Тем не менее, даже если взывающий к Аллаху не может избежать того, что препятствует ответу на его мольбы, он всё равно должен просить Аллаха с убеждённостью, что получит ответ. В таком случае он получит ответ на своё дуа в будущей жизни или спасётся от потерь, которые могли бы произойти в его жизни, но о которых он не узнает. Таким образом, когда мусульманин обращается к Всевышнему Аллаху, его дуа не пропадает.

Взывать к Всевышнему можно практически в любое время, однако есть периоды большей вероятности ответа на дуа, и верующему следует их придерживаться. Периодами, когда дуа принимаются вероятнее всего, являются:

1. последняя треть ночи;

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

يَنْزِلُ رَبُّنا كُلَّ لَيْلَةٍ إلى السَّماءِ الدُّنْيا حِينَ يَبْقَى ثُلُثُ اللَّيْل الآخِر فَيَقُولُ مَنْ يَدْعُونِي فأسْتَجِيبَ لَهُ؟ مَنْ يَسْألُني فأُعْطِيَهُ؟ مَنْ يَسْتَغْفِرُني فَأَغْفِر لَهُ؟

«С наступлением последней трети каждой ночи милость Всевышнего Аллаха, Его повеление и Его ангелы нисходят к нижнему небу, и Всевышний говорит: "Кто обратится ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто попросит Меня о чём-нибудь, чтобы Я даровал ему это? Кто будет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?"» (Бухари, 7494; Муслим, 758)

В той версии этого хадиса, которую приводит только Муслим, добавляется:

فَلا يَزَالُ كَذَلِكَ حتَّى يُضِيءَ الفَجْرُ

«… и это продолжается до тех пор, пока не займётся заря».

Это невероятно благословенное и особенное время, которое предоставляет верующему возможность обратиться к Всевышнему со своей мольбой. Поэтому не следует упускать такой шанс и встать хотя бы незадолго до утреннего азана, ибо это благословение длится до рассвета.

Ночное время подходит не только для дуа, но и для любых поклонений. Это время, когда верующему его поклонение приносит большую пользу, когда принимаются молитвы. За поклонение и молитвы, совершённые в это время, мы получаем больше вознаграждения, потому что в эти часы мы меньше всего отвлекаемся и в нашем деянии меньше всего фальши.

От ‘Амра ‘Абасы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Пророк ﷺ сказал:

أقْرَبُ ما يَكُونُ الرَّبُّ مِنَ العَبْدِ فِي جَوْفِ اللَّيْلِ الآخر، فإن اسْتَطَعْتَ أنْ تَكُونَ مِمَّنْ يَذْكُرُ اللَّهَ تَعالى فِي تِلْكَ السَّاعَةِ فَكُنْ

«Ближе всего к рабу милость, довольство и благодать Господа в середине последней части ночи, и если сможешь, будь одним из тех, кто поминает Аллаха Всевышнего в это время». (Тирмизи, 3579)

2. время поста;

Пост – это благословенное время. Мусульманин, соблюдающий пост, пребывает в особенном, благодатном состоянии. Во время поста верующий наиболее смирен и близок ко Всевышнему, и его поклонение (пост) далеко от фальши. Поэтому именно в это время он осознаёт свою подвластность Творцу.

А пост в месяц Рамадан только усиливает это благодатное состояние верующего. Рамадан – это благословенный месяц, в котором открываются небесные врата.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллах ﷺ сказал:

ثَلاَثَةٌ لاَ تُرَدُّ دَعْوَتُهُم: الصَّائِمُ حَتَّى يُفْطِرَ، وَالإِمامُ العادِلُ، وَدَعْوَةُ المَظْلُومِ

«Не отвергаются мольбы (дуа) троих: постящегося, пока он не разговеется, справедливого правителя и притесняемого человека». (Имам Ахмад, 2/304; Ибн Маджах, 1752; Тирмизи, 3598)

Поэтому каждый мусульманин просто обязан воспользоваться этой милостью, как можно больше и дольше обращаясь к Всевышнему Аллаху и прося у него о прощении грехов. И делать это следует смиренно и искренне.

3. момент ифтара;

Как было отмечено выше, во время поста человек бывает наиболее смирен, однако в момент до ифтара человек смирен больше всего. Человек, проведя целый день без еды и питья, осознаёт своё истинное положение перед Всевышним Аллахом.

От ‘Абдуллаха бин ‘Амра ибн Аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

سمعتُ رسول الله صلى الله عليه وسلم يقول: إنَّ للصَّائِمِ عِنْدَ فِطْرِهِ لَدَعْوَةً ما تُرَدُّ

«Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Поистине, есть такая мольба, которая не отвергается, если постящийся обращается с ней к Аллаху во время разговения"». (Ибн Маджа, Ибн ас-Сунни)

В этот момент человек голоден, испытывает жажду, слабость, поэтому он осознаёт, насколько он бессилен, и дуа, которое он совершает со смирением в сердце, имеет больше шансов быть принятым.

4. пятница;

Пятница – лучший день недели. В этот день награда за благодеяния в два раза больше, чем в обычные дни. Это особый день, предназначенный для поклонения, когда все мусульмане собираются в мечети на джума-намаз.

Достоверные хадисы свидетельствуют о том, что в пятницу есть особенный период, когда принимается дуа, и если обращение верующего к Всевышнему совпадёт с этим периодом, Аллах дарует ему всё, что он попросит.

فِي الْجُمُعَةِ سَاعَةٌ لَا يُوَافِقُهَا عَبْدٌ مُسْلِمٌ قَائِمٌ يُصَلِّي فَسَأَلَ اللَّهَ خَيْرًا إِلَّا أَعْطَاهُ

«Есть в пятницу определённый час, и если раб Аллаха, являющийся мусульманином и совершающий в это время молитву, попросит о чём-нибудь Всевышнего Аллаха, то Он обязательно дарует ему это». (Бухари, 5295; Муслим, 852)

Поэтому одним из главных дел в пятницу является дуа. Будет ещё лучше, если обращаться с мольбами к Всевышнему Аллаху в течение всего дня и всей ночи в надежде на то, что наше дуа попадёт в этот особенный отрезок времени, когда Всевышний дарует всё, о чём мы попросим.

5. промежуток между азаном и икаматом;

Желательно просить у Аллаха между азаном и икаматом о чём-то из мирских благ или о вознаграждении в Ахирате. В этот отрезок времени поднимаются завесы, которые могут преградить путь мольбам верующего, и Всевышним Аллах исполняет просьбы своих рабов.

От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لا يُرَدُّ الدُّعاءُ بَينَ الأذَانِ والإِقامَةِ

«Мольба, с которой обращаются к Всевышнему Аллаху между азаном и икаматом, не отвергается». (Ибн Ас-Сунни, Абу Дауд, Ан-Наса’и, Тирмизи)

В той версии этого хадиса, которую приводит Тирмизи, сообщается, что люди спросили:

قال فماذا نقول يا رسول الله ؟ قال سلوا الله العافية في الدنيا والآخرة قال أبو عيسى هذا حديث حسن

«О Посланник Аллаха ﷺ , что же нам говорить?» − и он ответил: «Просите Аллаха о благополучии в мире этом и в мире вечном».

6. время после чтения Корана;

После чтения Корана также желательно обращаться к Аллаху с мольбами. От Хумайда Аль-А‘раджа (да помилует его Аллах) передаётся: «Четыре тысячи ангелов скажут: "Амин", если человек, прочитавший Коран, обратится с мольбой к Аллаху». (Дарими, 2/470)

От имама Аль-Хакама бин ‘Утайба (да будет доволен им Аллах), являвшегося видным последователем (табиином), передаётся:

أرسل إليّ مجاهد وعَبْدَةُ بن أبي لُبابة فقالا: إنّا أرسلا إليك لأنّا أردنا أن نختم القرآن، والدعاء يُستجاب عند ختم القرآن

«Однажды) Муджахид и ‘Абда бин Абу Любаба (да будет доволен ими Аллах) прислали ко мне человека, чтобы передать следующее: “Мы послали за тобой потому, что хотим завершить чтение Корана, а мольбы, с которыми обращаются к Аллаху во время завершения чтения Корана, принимаются”». (Абу Давуд)

Также передаётся, что Катада (да будет доволен им Аллах) сказал:

كان أنسُ بن مالك رضي اللّه عنه إذا ختم القرآن جمع أهله ودعا

«Когда Анас (да будет доволен им Аллах) собирался завершить чтение Корана, он собирал членов своей семьи и обращался к Аллаху с мольбами». (Абу Давуд)

7. Ночь Предопределения;

В Ночь Предопределения Всевышний Аллах ниспосылает гораздо больше благ за поклонение, нежели в другие ночи. В эту ночь с милостью от Всевышнего на землю ниспосылается множество ангелов во главе с Джибрилем (мир ему).

Праведные предшественники старались делать в эту ночь самые благие дуа.

От Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что она сказала Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «О посланник Аллаха, если я застану Ночь Лайлатуль Кадр, что мне следует сказать?». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

قُولِي: اللْهُمَّ إِنَّكَ عَفُوٌّ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي

«Скажи: «Аллахумма Иннака ‘афуввун тухиббу ль-‘афва фа‘фу ‘анни» – «О Аллах! Поистине, ты – Прощающий, любишь прощать, так прости же меня»». (Тирмизи)

8. время после обязательных намазов;

Пятикратный обязательный намаз – это время, когда раб разговаривает со своим Господом, поэтому после завершения обязательных намазов желательно читать азкары и обращаться с мольбами к Всевышнему Аллаху, ибо дуа в это время принимается лучше всего.

От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передаётся:

قِيلَ يَا رَسُولَ اللهِ أَيُّ الدُّعَاءِ أَسْمَعُ؟ قَالَ: جَوْفَ اللَّيْلِ الآخِرِ، وَدُبُرَ الصَّلَوَاتِ الْمَكْتُوبَاتِ

«Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: "О Посланник Аллаха! Какое дуа самое слышимое (принимаемое)?" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: "Дуа посреди ночи, и дуа после каждого обязательного намаза"». (Тирмизи, 3499)

9. время дождя;

Дождь – это время, когда милость Аллаха ниспосылается на землю, поэтому у дуа в дождь больше шансов быть отвеченным.

Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

اطلبوا استجابة الدعاء عند التقاء الجيوش وإقامة الصلاة ونزول الغيث

«Стремитесь получить ответ на дуа (то есть обращайтесь к Аллаху с мольбами) при столкновении с врагом, совершении молитвы и во время дождя». (Имам Аш-Шафи’и в книге “Аль-Умм”, 1/223-224)

10. питьё воды Зам-Зам.

Вода Зам-Зам уникальна по свойствам и составу. Чаще всего её используют для питья, ибо её полезные свойства очевидны. Если выпить воду Зам-Зам, можно почувствовать, как она приятна на вкус. Она не портится, помимо жажды утоляет чувство голода и служит исцелением от болезней по воле Всевышнего Аллаха.

От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ماء زمزم لما شرب له

«Вода Зам-Зам (способствует) тому, ради чего её пьют». (Имам Ахмад, Ибн Маджа)

Обращаясь с мольбой к Аллаху, следует проявлять настойчивость, просить о важном и вкладывать в свои слова как можно больше смысла. Большая часть этих просьб или все они должны относиться к миру вечному и делам мусульман.

Также следует молить Аллаха о том, чтобы Он наделил благочестием правителя и всех, кто имеет над нами власть, помог мусульманам выполнять религиозные обязанности, уберёг их от разногласий, привёл к взаимопомощи в делах благочестия, помог всем им держаться истины и привёл к победе над врагами религии и ослушниками.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Мы часто слышим слово «дуа» (мольба), особенно во время собраний мусульман, коллективных обрядов: пятничной молитвы, зикра, мавлида, на тазияте (при соболезновании), когда просят престарелого или благочестивого человека сделать дуа.

Однако не каждый знает значение и суть дуа, когда его желательно делать. А также, как его следует делать, чтобы Всевышний внял ему и ответил на него. Дабы пролить свет на эту тему, мы и решили написать эту статью.

Здесь следует отметить, что даже соблюдение всех нижеследующих рекомендаций не гарантирует стопроцентной гарантии того, что Всевышний ответит на нашу мольбу. Поскольку Он - Владыка всех и вся, а мы всего лишь Его рабы. Наше дело просить и молить Его, а будет ли ответ на нашу мольбу или нет, не знает никто, кроме Самого Аллаха.

Порой бывает и так, что после неоднократной мольбы мы, не получив ответа, опускаем руки и теряем надежду. Мы ни в коем случае не должны забывать, что Всевышний - наш Создатель, что Ему известно всё, что было, есть и будет. Поэтому кто, Кроме Него, может знать, что лучше для нас? Никто! Поэтому если Всевышний не отвечает на нашу мольбу, это совсем не означает, что Он не слышит нас или гневается на нас.

Возможно, что Всевышний не отвечает на нашу мольбу потому, что это может навредить нам, нашей мирской или загробной жизни. В любом случае наше дуа не проходит незамеченным, напрасно. Если мы так и не получим ответа на наше дуа, то Всевышний вознаградит нас за то, что мы просили в этом мире и не получили этого на Том свете, поскольку дуа тоже является ибадатом (поклонением Всевышнему).

Определение термина «дуа»

Давая определение термину «дуа», аль-Хаттаби сказал: «Значение слова «дуа» - это просьба у Господа заботы, помощи. Сущностью же дуа является выявление нужды ко Всевышнему, очищение себя от силы и мощи (то есть признание в том, что бессилен совершить что-либо благое или оставить что-либо дурное), это признак рабства и извещение о своей слабости, а также хвала Всевышнему и понимание Его щедрости и тороватости».

فقال الخطابي: "معنى الدعاء استدعاءُ العبدِ ربَّه عزَّ وجلَّ العنايةَ، واستمدادُه منه المعونةَ. وحقيقته: إظهار الافتقار إلى الله تعالى، والتبرُّؤ من الحول والقوّة، وهو سمةُ العبودية، واستشعارُ الذلَّة البشريَّة، وفيه معنى الثناء على الله عزَّ وجلَّ، وإضافة الجود والكرم إليه "

Всевышний говорит: «Так поминайте же Меня (совершая молитвы, делая дуа и т.д.) и Я буду помнить о вас (вознагражу вас)» (сура «Аль-Бакара», аят 152).

فَاذْكُرُونِي أَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُوا لِي وَلَا تَكْفُرُونِ (سورة البقرة آية 152)

В другом аяте Всевышний говорит (смысл): «Воистину для мусульман и мусульманок, часто поминающих Аллаха, приготовил Аллах прощение и награду» (сура «Аль-Ахзаб», аят 35).

إِنَّ الْمُسْلِمِينَ وَالْمُسْلِمَاتِ . وَالذَّاكِرِينَ اللَّهَ كَثِيرًا وَالذَّاكِرَاتِ أَعَدَّ اللَّهُ لَهُمْ مَغْفِرَةً وَأَجْرًا عَظِيمًا (سورة الأحزاب آية 35)

Ещё в одном аяте Аллах говорит (смысл): «И поминай Господа своего про себя, смиренно и со страхом и негромко по утрам и вечерам и не забывай поминать Аллаха (сура «Аль-Араф», аят 205).

وَاذْكُرْ رَبَّكَ فِي نَفْسِكَ تَضَرُّعًا وَخِيفَةً وَدُونَ الْجَهْرِ مِنَ الْقَوْلِ بِالْغُدُوِّ وَالْآصَالِ وَلَا تَكُنْ مِنَ الْغَافِلِينَ (سورة الأعراف 205)

Что говорится о дуа в Коране и хадисах?

Всевышний в Коране говорит (смысл): «А если тебя (о Мухаммад) спросят Мои рабы обо Мне, то Я близок, отвечаю на мольбы просящего, когда тот просит Меня. Так пусть же они (Мои рабы) просят Меня и продолжают верить в Меня, и тогда они будут на истинном пути» (сура «Аль-Бакара», аят 186).

وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ فَلْيَسْتَجِيبُوا لِي وَلْيُؤْمِنُوا بِي لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ (سورة البقرة آية 186)

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Так просите же Аллаха, чтобы Он даровал вам из Своей щедрости. Воистину Аллах ведает о всякой вещи (в том числе и о ваших просьбах)» (сура «Ан-Ниса, аят 32»).

وَاسْأَلُوا اللَّهَ مِنْ فَضْلِهِ إِنَّ اللَّهَ كَانَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمًا (سورة النساء آية 32) )

Посланник Божий ﷺ изрёк: «Дуа - это оружие верующего, опора религии и свет небес и земли» («Джамиуль-ахадис», 12408).

الدعاء سلاح المؤمن وعماد الدين ونور السموات والأرض (جامع الأحاديث 12408) )

Адабы (желательные действия) и причины, способствующие принятию мольбы (дуа)

1) Проявление искренности по отношению к Аллаху;

2) Решительность в мольбе и твёрдая убеждённость в её принятии;

3) Настойчивость в мольбе и нежелательность торопить события;

4) Смиренность во время совершения дуа;

5) Мольба ко Всевышнему и в радости и в горе;

6) Произношение мольбы вслух, но не громко;

7) Отсутствие просьбы о вреде кому-нибудь или чему-нибудь;

8) Признание в своих грехах и просьба об их прощении;

9) Признание благ, которыми Аллах наделил нас и воздание за них Ему хвалы и благодарности;

10) Возвращение всех долгов и совершение за них покаяния;

11) Просить у Всевышнего по три раза;

13) Воздевание рук;

14) Начинать просить сначала для себя, и только потом за других;

15) Просить Всевышнего посредством Его прекраснейших имён, эпитетов либо посредством доброго дела;

16) Чтобы одежда, еда и питьё просящего были добыты дозволенным путём;

17) Не просить о греховном или о разрывании родственных уз;

18) Не переходить границы дозволенного в мольбе (например, не просить, чтобы Аллах сделал пророком);

19) Совершать благое и остерегать других от дурного и запретного;

20) Отстранение от всего запретного.

Времена, ситуации и места, в которых Бог принимает мольбу (дуа)

1) Дуа, совершаемое в ночь «Ляйлят-уль-кадр» (ночь предопределения);

2) Последняя треть ночи;

3) Сразу же после совершения обязательных, повседневных пяти молитв;

4) Между азаном и икаматом;

6) Во время столкновения рядов в битве мусульман и немусульман;

7) Во время пития воды Зам-зам, при наличии искреннего и чистого намерения;

8) Во время совершения суджда (земного поклона);

9) Когда посреди ночи просыпаешься и делаешь дуа;

10) Когда ложишься ночью в омовении, а затем специально встаёшь и просишь Всевышнего;

11) Произносить во время дуа следующую молитву «Ля иляха илля анта субханака инни кунту мина-ззалимин» (Нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя, чист Ты от всего недостойного. Воистину я сам притесняю себя (совершая грехи));

12) Дуа людей после того, как умрет верующий;

13) Дуа после чтения салавата на Пророка ﷺ в последнем ташаххуде (ат-тахият);

14) Дуа одного мусульманина другому, в его отсутствие;

15) Дуа в день Арафа (10 день месяца Зуль-хиджджа) на горе Арафа;

16) Дуа в месяце Рамадан;

17) Во время собрания мусульман для коллективного поминания Всевышнего (зикр);

18) Чтение этой молитвы, когда настигает какое-нибудь несчастье: «Инна лилляхи ваинна иляйхи ар-раджиуна, аллахумма уъджурни фи мусибати вахлюф ли хайран минха» (Воистину мы все принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены. О Аллах, даруй мне воздаяние за горе, настигнувшее меня и замени мне мою утрату тем, что лучше неё);

19) Дуа притеснённого по отношению к притеснителю;

20) Дуа родителей своим детям, будь-то хорошее или плохое;

22) Дуа постящегося до тех пор пока он не разговеется;

23) Дуа постящегося во время разговения;

24) Дуа крайне нуждающегося, того, кто находится в очень трудной ситуации;

25) Дуа справедливого правителя;

26) Дуа хорошего ребёнка своим родителям;

27) Дуа после омовения;

28) Дуа после бросания камушек (во время совершения хаджа);

30) Дуа на холме Сафа;

Пусть Всевышний примет дуа каждого из нас, вознаградит нас за это и вселит в сердце именно те слова, которые Он желает от нас услышать. Так давайте же возьмём дуа на вооружение и защитим нас и нашу религию от недругов Ислама и их покровителя - иблиса! Амин.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Материалы по теме:

Видео: Мечты сбудутся! Всевышний ответит на ваши мольбы

Читайте также: