Присказка в сказке мертвая царевна

Обновлено: 14.11.2024

Присказка – шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанные с их содержанием, иногда в виде прибаутки, поговорки.

Зачин – устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. Служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.

Концовка – устойчивая словесная формула, которой завершается повествование в народных сказках и былинах.

Перст – палец руки.

Кротость – смирение, покорность, незлобивость.

Чернавка – служанка в барском доме (обычно выполняющая чёрную, черновую работу).

Сорочин – сарацин, наездник на коне, чужестранец с Востока.

Спе́шить – сбить с коня, сделать пешим.

Горница – верхнее часть строения, жилое помещение в верхней части строения.

Изразец – плитка из обожжённой глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель.

Список литературы

Обязательная литература:

Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019 – 307 с

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 256

2. Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96

3. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

5. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80

6. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279

7. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80

8. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В 1831-1834 годах Александром Сергеевичем Пушкиным был создан цикл сказок, в которых представлено авторское понимание счастья, морали, любви, смысла жизни.

Перед нами «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», написанная Пушкиным осенью 1833 г., то есть знаменитой болдинской осенью. Поэт создавал её как под влиянием сюжета сказки «Белоснежка» из сборника братьев Гримм, так и услышанного от няни в Михайловском русской народной сказки «Волшебное зеркальце». Сходство пушкинской сказки с «Белоснежкой» есть, но читателем она воспринимается как оригинальный русский сюжет.

Начало сказки о царевне-сироте напоминает и сказку «Морозко», и немецкую сказку. Обратим внимание, как Пушкин расставляет акценты, как противопоставляет злую мачеху и кроткую царевну. Не отказывая царице в красоте, автор описывает дурной характер мачехи:

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Царевна же расцвела «тихомолком», она «кроткого нраву»: нет в её характере ни своенравия, ни гордости.

Но царевна молодая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Нраву кроткого такого…

Таким образом, с самого начала сказки автор противопоставляет не просто двух красавец, а два типа красоты.

Как и в сюжете о Белоснежке, мачеха старается извести прекрасную падчерицу и девушка оказывается в лесу одна-одинёшенька. И вот тут появляются герои истинно русской народной сказки – богатыри.

Замена гномов богатырями, появление дома-терема, описание богатырских забав и охоты – несомненная удача Пушкина, подчёркивающая оригинальность произведения.

Перед утренней зарёю

Братья дружною толпою

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить…

Важной является сцена сватовства богатырей к молодой царевне, где её ответ раскрывает нам нежную, кроткую, искреннюю суть героини.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Образ королевича Елисея – жениха царевны, отправившегося на поиски пропавшей невесты – ещё одно новаторство Пушкина в преображении сюжета. Не случайный спаситель пробудит царевну от злых чар, а жених, объехавший полсвета в поисках её, не побоявшийся обратиться к самому Солнцу. Благородство Елисея под стать душевной красоте его невесты.

Конечно, обращает на себя внимание и образ пса Соколки – верного друга царевны. Он, чувствуя зло, которое несет переодетая старушкой злая мачеха, пытается спасти свою хозяйку:

Пёс ей под ноги - и лает

И к старухе не пускает;

Соколка словно уговаривает царевну отказаться от яблока, подаренного старухой:

Пёс бежит и ей в лицо

Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце пёсье ноет,

Словно хочет ей сказать:

Отношение пса к двум героиням еще раз подчеркивает их несхожесть, полное противопоставление в сюжете.

Завершается это противопоставление в финальной сцене сказки.

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Тут её тоска взяла,

И царица умерла.

Лишь её похоронили,

Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обратим внимание, от чего умерла царица: «Тут ее тоска взяла…» Обратившись к словарю, узнаем, что тоска – тяжёлое гнетущее чувство, душевная тревога. То есть царица умерла от того зла, что было в ней самой, в ее злой душе. И как видим, её смерть никого не опечалила – «свадьбу тотчас учинили».

Таким образом, Пушкин завершает свою мысль об истинной и ложной красоте, где истинная красота заключается в душе человека, его отношении к миру, к людям, в доброте и кротости. Такая красота – оружие добра, она всегда побеждает злобу, зависть и себялюбие.

Теоретический материал для углубленного изучения

Сказка о мёртвой царевне, как и другие сказки А. С. Пушкина, не была написана специально для детей. За занимательным сюжетом и яркими героями – глубокая авторская мысль о противостоянии добра и зла, об истинной и ложной красоте, о внутренней красоте человека.

Образ заглавной героини сказки иллюстрирует пушкинское представление об идеальной русской женщине: доброй, кроткой и верной.

С. Я. Маршак в статье «О сказках Пушкина» писал: «Милые, любите Пушкина! В каком возрасте становятся понятны детям пушкинские стихи? Трудно определить с математической точностью границы читательских возрастов. Но пусть эти сказки будут в каждой нашей семье наготове, пусть ждут они того времени, когда ребёнок начнёт понимать их смысл или хотя бы любить их звучание. Ведь не только страницы книг, но и самые простые явления жизни дети начинают понимать не сразу и не целиком. Как известно, далеко не все современники поэта оценили его сказки по достоинству. Были люди, которые жалели, что Пушкин спускается с высот своих поэм в область простонародной сказки. А между тем в «Царе Салтане», в «Мёртвой царевне» и в «Золотом петушке» Пушкин – тот же, что и в поэмах. Каждая строчка сказок хранит частицу души поэта, как и его лирические стихи».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Задание: Богатыри положили царевну в гроб…

Задание опирается на сюжет изучаемой сказки Пушкина. Ознакомившись с предложенными вариантами ответа и вспомнив основные события сказки, приходим к выводу, что правильный ответ: хрустальный.

Подчеркивание элементов

Задание: Царица отравила царевну при помощи

Задание опирается на сюжет изучаемой сказки Пушкина. Ознакомившись с предложенными вариантами ответа и вспомнив основные события сказки, приходим к выводу, что правильный ответ: яблока. Выбор варианта осуществляется подчеркиванием правильного ответа.

Королевич Елисей трижды обращается к природным объектам, с просьбой о помощи: к солнцу, к месяцу и к ветру.

4. Борьба добра и зла

5. Положительные и отрицательные герои

5. Победа добра

В сказках традиционно побеждает добро. И это произведение не стало исключением: царевна ожила, а злая мачеха умерла от злости.

6. Концовка

В сказке о мёртвой царевне история заканчивается свадьбой и пиршеством:

7. Присказка

8. Нескрываемая вымышленность сюжета

Особенностью сказки является то, что ее сюжет является чистой выдумкой и далек от реальной истории. Можно сказать, что это относится к этому произведению.

9. Преодоление потери

Часто в начале сказок происходит какая-то потеря или разлука, которая преодолевается на протяжении всего повествования.

В нашем случае потерялась царевна, и ее искал королевич Елисей.

10. Два поколения

Определи зачин и концовку.
• И стали они жить−поживать и добра наживать.
• В некотором царстве, в некотором государстве.
• Жили−были старик со старухой
• Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
• Вот и сказке конец, а кто слушал − молодец.
В какой сказке есть троекратные повторы?

Решение

Зачин:
• В некотором царстве, в некотором государстве.
• Жили−были старик со старухой.
Концовка:
• И стали они жить−поживать и добра наживать.
• Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
• Вот и сказке конец, а кто слушал − молодец.
Троекратные повторы − это действие, некое событие, некие слова, которые повторяются три раза, или в которых речь идет о чем−то кратном трем.
В сказке Царевна−лягушка − жил−был царь и у него было три сына.
В сказке Конёк−Горбунёк − проглотил среди морей три десятка кораблей.

Присказкой называют небольшой отрывок к сказке, который не относится к её содержанию и стоит либо в начале сказки, либо в конце. В сказках Пушкина есть такие присказки.

1. В сказке о царе Салтане в конце. Я там был, мед, пиво пил и усы лишь обмочил.

2. В Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях такая же присказка в конце.

3. В сказке о золотом петушке в начале. Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. В конце: сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Читайте также: