Предприятие примет решение о своем закрытии если его убыток превышает

Обновлено: 04.05.2024

Ликвидация компании — весьма сложная как с юридической, так и с организационной точки зрения процедура, требующая немало времени и опыта. Законодательно она регулируется статьями 61–64 ГК РФ. В них изложено определение ликвидации, а также указаны обязанности лиц, принявших решение о ее проведении, порядок проведения и удовлетворения требований кредиторов ликвидируемой организации. В отдельных случаях ликвидация компании регулируется Законом «О несостоятельности (банкротстве)».

В зависимости от того, является ликвидация добровольной или принудительной, меняется перечень и последовательность действий, которые должны выполнить собственники. В статье речь пойдет как о добровольной ликвидации, так и о банкротстве компании.

Ликвидация со всеми вытекающими

Ликвидация организации — это прекращение ее существования путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) с погашением всех ее прав и обязанностей. В соответствии с этой процедурой бывшие руководители компании и ее собственники полностью освобождаются от любых претензий со стороны кредиторов и налоговых органов.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей (акционеров или дольщиков) компании. Это самый простой путь исключения компании из ЕГРЮЛ, освобождающий ответственных лиц, в частности главного бухгалтера и генерального директора, от неприятных последствий в виде субсидиарной ответственности. Худшее, что может произойти при таких обстоятельствах, — это возможные доначисления налоговых платежей, пеней и штрафов.

Собственник может принять решение о ликвидации компании по различным причинам. Согласно закону юридическое лицо ликвидируется в связи с истечением срока и/или с достижением цели, ради которой юрлицо создано. Это может произойти при реструктуризации бизнеса или из-за нерентабельности продолжения деятельности.

На заметку!
Согласно части 2 статьи 62 ГК РФ, оплата действий по ликвидации юридического лица осуществляется за счет его имущества. В том случае, когда имущества компании оказывается недостаточно для оплаты, учредители совершают указанные действия солидарно за свой счет.

Добровольная ликвидация предприятия включает в себя несколько этапов и, как показывает практика, занимает пять–шесть месяцев. Однако в некоторых случаях это может затянуться на срок до одного года.

Порядок добровольной ликвидации предприятия

  • полное наименование юридического лица;
  • ИНН;
  • дату и номер решения о ликвидации;
  • сведения о порядке и сроках направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из ЕГРЮЛ.

Этап 3. Уведомление работников организации, ее кредиторов и службы занятости о ликвидации . Работников компании и службу занятости уведомляют о сокращении штата не позднее чем за два месяца. Кредиторам также необходимо дополнительно сообщить о ликвидации не позднее чем за два месяца. Одной лишь публикации в СМИ недостаточно.

Важно!
Для того чтобы кредиторы имели возможность предъявить свои требования, они должны быть уведомлены о предстоящей ликвидации фирмы в письменной форме.

Этап 4. Прохождение налоговой проверки. Налоговый кодекс предусматривает выездную проверку компании, которая прекращает свою деятельность (пункт 11 части 1 статьи 89). Подобная налоговая проверка осуществляется независимо от того, когда и по каким причинам проводилась предыдущая. Проверяется правильность исчисления и своевременность выплаты налогов. При этом анализируются данные за период, который не превышает три календарных года, предшествующих году вынесения решения о ликвидации компании. Принятие решения о необходимости налоговой проверки закон возлагает на ИФНС, а именно на руководителя налогового органа либо его заместителя. По итогам могут быть начислены дополнительные налоговые платежи, пени и штрафы.

Этап 5. Инвентаризация и составление промежуточного ликвидационного баланса, уведомление регистрирующего органа о его составлении . По истечении срока, отведенного на заявление требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс (ПЛБ). Он имеет форму обычного бухгалтерского баланса и отражает сведения об имуществе организации, требования кредиторов и результаты их рассмотрения. Решение выносит ликвидатор, после чего уведомление об утверждении ПЛБ направляется в регистрирующие органы.

Важно!
Если ликвидационная комиссия устанавливает, что стоимости имущества компании недостаточно для удовлетворения всех требований кредиторов, ее ликвидация производится в порядке, установленном Законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Этап 6. Расчеты с кредиторами. На этом этапе ликвидируемая компания производит расчеты с кредиторами, успевшими предъявить свои требования в установленный законом срок. Если имеющихся у ликвидируемого юрлица денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает с торгов имущество, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания.

После погашения текущих расходов, необходимых для ликвидации, удовлетворяются требования кредиторов. К ним относится и выплата компенсаций, выходных пособий, платежей в бюджет.

Этап 7. Распределение оставшегося имущества компании и закрытие счета. Проводится после окончательных расчетов с кредиторами. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передается учредителям, имеющим на него права.

Этап 8. Формирование ликвидационного баланса. Государственная регистрация ликвидации. Ликвидационный баланс формируется после всех расчетов с кредиторами и проведения инвентаризации. На собрании учредителей принимается решение об утверждении ликвидационного баланса. После этого подготавливается заявление о регистрации факта ликвидации юрлица и оплачивается госпошлина. Также стоит учесть, что с 2019 года при подаче заявления о факте ликвидации через ЭЦП сбор за госпошлину отменен. Затем в регистрирующий орган передается пакет документов. Он включает в себя ликвидационный баланс, решение о его утверждении, квитанцию об оплате госпошлины (если подавали не через ЭЦП). По истечении пяти дней выдается лист записи о ликвидации. Процедура завершена.

Процесс добровольной ликвидации предприятия очень бюрократизирован. И потому высок риск доначисления налогов, штрафов или пеней.

Однако преимуществ у добровольной ликвидации гораздо больше:

  • Процедура не слишком продолжительна по сравнению с процедурой банкротства.
  • Все обязанности ликвидированной организации перед ИФНС и третьими лицами прекращаются.
  • Исключается возможность проведения последующих проверок.
  • После ликвидации кредиторы и уполномоченные органы не вправе настаивать на исполнении своих требований, если не успели заявить о них в процессе ликвидации в установленный законом срок.
  • Претензии потребителей на ликвидированное предприятие также не распространяются.

На что обратить внимание при добровольной ликвидации предприятия?

В первую очередь важно определиться, кого назначить на должность ликвидатора. Именно к этому лицу перейдет руководство предприятием в период ликвидации. Таким человеком может быть и прошлый руководитель компании, и любое третье лицо. Полномочия прежнего руководства прекращаются с момента принятия решения о его увольнении и назначении ликвидатора.

Важно!
Срок проверки ликвидируемого лица налоговым органом фактически остается на усмотрение руководства ИФНС. Хотя, как гласит закон, выездная налоговая проверка не должна продолжаться более двух месяцев. Однако указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в отдельных случаях — и до шести. Процедуру ликвидации невозможно закончить до момента завершения проверки и урегулирования предъявленных в ее ходе требований налоговых органов.

Важно строго соблюдать регламент процедуры ликвидации, поскольку регистрирующие и налоговые органы выдвигают жесткие условия для выполнения обязательных действий. При нарушении срока или порядка оформления документации в ликвидации компании может быть отказано. Чтобы благополучно завершить процедуру, необходимо тщательно подготовить документы и соблюсти все требования.

Как закрыть фирму с долгами: банкротство не приговор

К ликвидации компании путем банкротства обычно прибегают, когда юридическое лицо не в состоянии погасить свои долги. Основным документом, регламентирующим процедуру ликвидации по этой схеме, является Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Данный закон определяет понятие банкротства как полную невозможность совершения платежей должником по взятым на себя обязательствам перед персоналом и кредиторами в связи с нехваткой имущества. Заявление о признании юридического лица банкротом принимается арбитражным судом в следующих случаях:

  • компания не производит обязательные выплаты кредиторам по денежным обязательствам, по возмещению выходных пособий или оплате труда либо оказывается не в состоянии исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов, штрафов и иных) в течение трех месяцев;
  • долговые обязательства юридического лица в совокупности составляют не менее 300 000 рублей.
На заметку
При наличии предпосылок банкротства инициировать процедуру может не только кредитор, но и сам должник.

Признание юридического лица банкротом, так же как и добровольная ликвидация компании, производится в определенном порядке и может включать следующие процедуры:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Наблюдение

Процедура вводится по решению арбитражного суда и предназначена для выявления реальных финансовых возможностей компании, а также для анализа ее положения как состоятельного или несостоятельного участника хозяйственной деятельности. При помощи этой процедуры можно определить, позволяют ли материальные возможности должника осуществлять необходимые платежи в полном объеме. К тому же наблюдение помогает выяснить, достаточно ли принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве.

Процедура наблюдения не является основанием для отстранения руководителя и иных органов управления предприятия-должника. Они продолжают осуществлять свои полномочия, но с некоторыми ограничениями. На это время арбитражный суд назначает временного управляющего, который получает доступ ко всей информации компании, включая коммерческую тайну. Для совершения сделок в этот период необходимо согласие временного управляющего, выраженное в письменной форме.

Наблюдение имеет четкие временные ограничения: оно не может длиться более семи месяцев. После завершения процедуры временный управляющий представляет в арбитражный суд заключение о финансовом состоянии должника. Документ содержит подтверждение возможности или невозможности восстановления платежеспособности компании и обоснование целесообразности введения последующих процедур.

На этом этапе отменяются начисления штрафов, пеней, дивидендные выплаты, снимается арест с имущества, приостанавливается производство по исполнительным листам.

Финансовое оздоровление, или санация

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Процедура заключается в утверждении определенного плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности на основании решения собрания акционеров. Кроме того, арбитражный суд назначает административного управляющего.

Должник не вправе совершать крупные сделки и принимать решения о своей реорганизации без согласия собрания кредиторов.

При проведении процедуры санации должны быть соблюдены определенные условия:

  • ее продолжительность не может составлять более двух лет;
  • должен быть сформирован план оздоровления, содержащий график погашения задолженности с объяснением возможности удовлетворения требований кредиторов;
  • график погашения долгов обязательно утверждается арбитражным судом;
  • полное погашение всех требований кредиторов должно быть завершено не позднее чем за месяц до окончания санации.
Важно!
Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности обеспечивается залогом (ипотекой), независимой гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством либо другими способами.

Процедура финансового оздоровления может быть прекращена досрочно. Для этого необходимо ходатайство собрания кредиторов о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Во время процедуры оздоровления предприятия на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, которая устанавливается Центральным банком Российской Федерации на дату введения финансового оздоровления.

Внешнее управление

На этом этапе все функции руководства компанией берет на себя внешний управляющий. Отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов и вводится мораторий на удовлетворение данных требований. Исключение составляют требования о взыскании задолженности по заработной плате. Внешним управляющим разрабатывается план управления, который утверждается собранием кредиторов. Для восстановления платежеспособности могут быть предложены меры, включающие:

  • смену профиля деятельности;
  • закрытие нерентабельных направлений;
  • возврат дебиторской задолженности;
  • уступку права требования юридического лица;
  • дополнительный выпуск акций;
  • увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
  • продажу организации-неплательщика;
  • замещение активов должника;
  • продажу части имущества компании-должника.
Важно!
Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. Если с даты введения санации до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло больше 18 месяцев, арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.

После завершения этапа внешнего управления подготавливается отчет и принимается решение о начале выплат кредиторам. Если есть возможность полностью удовлетворить все требования, процедура банкротства прекращается. В противном случае приступают к следующему шагу.

Конкурсное производство

Этот этап является окончательным и переход к нему означает, что признание несостоятельности компании произошло на уровне арбитражного суда. В результате собственность компании подлежит продаже на торгах, чтобы удовлетворить требования кредиторов, выплатить судебные издержки и долги персоналу по заработной плате. Процедура конкурсного производства занимает шесть месяцев и может быть продлена еще на такой же срок.

Конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку собственности/активов компании, составляет отчет с полным отражением конкурсной массы (имущества должника) и отслеживает ход торгов. В обязанность конкурсного управляющего входит также поиск, выявление и возврат имущества должника, которое находится у третьих лиц.

Конкурсное производство — крайняя мера в процессе банкротства. По итогам торгов сумма средств может не соответствовать размеру долга компании Долговые обязательства в этом случае гасятся не полностью, что не согласовывается с интересами кредиторов. Возможны ситуации, когда полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий или же бездействия лица, контролирующего компанию-должника. И законом предусмотрено, что в таких случаях это лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

Важно!
Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано в срок до трех лет со дня завершения конкурсного производства. Это возможно, если человек, имеющий право на подачу такого заявления, узнал о наличии основания для привлечения к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства.

Конкурсное производство завершается прекращением деятельности компании и исключением ее из ЕГРЮЛ.

Мировое соглашение

На любой стадии процедуры банкротства между участниками может быть заключено мировое соглашение. Инициатором выступает любая из сторон, но возможно оно только при согласии всех участников процесса.

На заметку
Ликвидация предприятия-банкрота может проходить по упрощенной процедуре, минуя такие предварительные этапы, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление.

После заключения мирового соглашения процедура банкротства прекращается. Если одна из сторон не соблюдает условия мировой сделки, то процесс признания несостоятельности возобновляется.

Итак, руководители и собственники вправе сами выбирать, каким способом ликвидировать компанию. Однако эта процедура содержит немало подводных камней, о которых могут знать только профессионалы с большим опытом. Самостоятельно довести ликвидацию до благополучного завершения довольно сложно. Гораздо эффективнее поручить это специалистам, которые сделают все в соответствии с требованиями законодательства и в максимально короткие сроки.

Источники:


Пармон Анна Сергеевна Ответственный редактор

На рын­ке су­щест­ву­ет не­ма­ло пред­ло­же­ний по аль­тер­на­тив­но­му пре­кра­ще­нию хо­зяйст­вен­ной де­я­тель­нос­ти пред­при­я­тия. Низ­кая сто­и­мость услуг и за­яв­лен­ные сжа­тые сро­ки вы­пол­не­ния лик­ви­да­ции при­вле­ка­ют мно­гих. Но, как пра­ви­ло, та­кие «вы­год­ные пред­ло­же­ния» во­все не ис­клю­ча­ют вы­со­ких рис­ков для ди­рек­то­ров и собст­вен­ни­ков биз­не­са. Ква­ли­фи­ци­ро­ван­ное вме­ша­тельст­во экс­пер­тов с до­стой­ной ре­пу­та­ци­ей в пра­во­вой сфе­ре по­зво­лит из­бе­жать пре­тен­зий в бу­ду­щем. К то­му же собст­вен­ни­ки мо­гут не тра­тить вре­мя на дли­тель­ную про­це­ду­ру лик­ви­да­ции, а осво­бо­дить­ся для но­вых про­ек­тов, если пе­ре­да­дут за­да­чу в пол­ное ве­де­ние юри­ди­чес­ких кон­суль­тан­тов.

Сопровождение процедуры банкротства

Пятница, 31.07.2020

Сопровождение банкротства: стоимость услуги и порядок проведения процедуры

Банкротство ООО

Воскресенье, 05.04.2020

Процедура банкротства ООО: как проходит ликвидация путем банкротства и во сколько обойдутся услуги сопровождения

Оспаривание решения налогового органа

Среда, 12.02.2020

Оспаривание решения налоговой: порядок и особенности процедуры

Елена Тарасова

Один из способов уменьшить налог на прибыль — списать убытки прошлых лет. Всё было бы замечательно, но есть много подводных камней: списать можно не любой убыток, а сумма, которую можно учесть, ограничена. Разбираем все нюансы на конкретных примерах.

Как переносить убытки: базовые правила

Если компания по итогам прошлых периодов получила убыток, в будущем она может уменьшить на эти суммы налоговую базу отчетных периодов (ст. 283 НК РФ).

Суммы убытка в налоговом и бухгалтерском учете чаще всего не совпадают из-за того, что финансовый результат формируется по-разному. Есть ряд расходов, которые отражаются в бухгалтерском учете полностью, а в налоговом — в пределах лимитов. Например, при расчете налога на прибыль установлены ограничения для расходов на рекламу, компенсации сотрудникам за использование личного автотранспорта, представительских расходов, убытков от уступки права требования (п. 2 ст. 264 НК РФ, п. 4 ст. 264 НК РФ). А в бухгалтерском учете понесенные затраты отражаются полностью.

Чтобы покрыть потери, в бухучете используют резервные и добавочные фонды или нераспределенную прибыль прошлых лет. В налоговом учете убыток от деятельности переносят на будущее, уменьшая за счет него налогооблагаемую базу следующих периодов.

Списать убыток можно будет в налоговом (отчетном) периоде, когда компания получила прибыль.

Переносить убыток прошлых лет на будущие периоды — право, а не обязанность. Чтобы воспользоваться этим правом, нужно на общем собрании учредителей или акционеров решить, включаете ли вы ранее полученные убытки в расчет налога текущего года. Это решение учредителей будет основанием для проводок в бухгалтерском учете. Если учредитель один, он выносит решение единолично.

Но есть и еще ряд правил.

Какую сумму убытка можно списать

Если расходы компании превышают доходы, возникает убыток (п. 8 ст. 274 НК РФ). В периоде, когда компания получила прибыль, убыток можно вычесть из налогооблагаемой базы. Но есть несколько ограничений:

  1. Налоговую базу отчетного (налогового) периода можно уменьшить не более чем на 50 % (п. 2.1 ст. 283 НК РФ).
  2. Списать можно только те убытки, которые отражены в декларациях начиная с 2007 года.
  3. Ограничений по сроку переноса нет: можно переносить до тех пор, пока не произойдет полное списание суммы убытка.
  4. Если убытки были получены в нескольких налоговых периодах, переносить их нужно строго в календарной очередности.

Пример расчета суммы убытка, который можно списать

В отчетности по итогам 2012 года компания отразила убыток 78 000 рублей, по итогам 2014 года — 8 000 рублей. При расчете налога за 2012-2020 годы компания полученные убытки не учитывала. В 2021 году компания получила прибыль 165 000 рублей.

Рассчитаем максимальную сумму убытка, которую может списать организация по итогам 2021 года (с учетом ограничения 50 %).

165 000 × 50 % = 82 500 рублей.

Налоговая база по налогу на прибыль в 2021 году с учетом перенесенного убытка составит 82 500 рублей.

Таким образом, в 2021 году организация учла убытки прошлых периодов в следующем размере:

  • убыток 2012 года в полной сумме 78 000 рублей;
  • убыток 2014 года частично в сумме 4 500 рублей.

Остаток убытка за 2014 года в сумме 3 500 рублей (8 000 — 4 500 = 3 500 рублей) организация может перенести на 2022 год, если получит прибыль.

Когда убытки учесть нельзя

Нельзя учесть убытки, которые были получены при использовании других налоговых режимов. Уменьшить налогооблагаемую базу по прибыли могут только убытки, рассчитанные по правилам главы 25 НК РФ (п. 1 ст. 283 НК РФ).

Если компания на УСН в 2020 году получила убыток, а в 2021 году перешла на ОСНО и по итогам года зафиксирована прибыль, она не может списать убытки 2020 года (письмо Минфина РФ от 25.09.2009 № 03-03-06/1/617).

Нельзя учесть убытки от продажи акций, облигаций, инвестиционных паев или долей в уставном капитале компании (п. 1 ст. 283 НК РФ, письмо Минфина России от 24.11.2017 № 03-03-06/2/77738).

Нельзя учесть убыток от участия в инвестиционном товариществе, если он был получен в год присоединения налогоплательщика к другим участникам инвестиционного договора (п. 1 ст. 283 НК РФ).

Нельзя учесть убыток, если компания использует ставку налога на прибыль 0 % и при этом является медицинской или образовательной организацией, сельхозпроизводителем или рыболовецким хозяйством, региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами, занимается социальным обслуживанием граждан (письмо Минфина России от 26.06.2012 № 03-03-06/1/320).

Как подтвердить свое право на перенос убытков

Списать убытки прошлых лет за счет текущей прибыли можно только в том случае, если сохранились все первичные бухгалтерские документы, которые подтверждают факт и размер полученного убытка (п. 4 ст. 283 НК РФ, ст. 313 НК РФ, письмо Минфина РФ от 03.04.2007 № 03-03-06/1/206).

Пока убыток не перенесен полностью, необходимо хранить всю «первичку». Если нет первичных документов, учитывать расходы прошлых лет в налогооблагаемой базе нельзя, даже если они отражены в актах выездных налоговых проверок (п. 1 ст. 252 НК РФ, п. 49 ст. 270 НК РФ).

Период, в течение которого разрешено уменьшать налоговую базу на суммы ранее полученных убытков, значительно больше сроков хранения бухгалтерских документов. Зная это, инспекторы ФНС нередко запрашивают подтверждающие документы в рамках камеральных проверок деклараций на прибыль, где налоговая база уменьшена за счет убытков прошлых лет.

Как отразить убытки прошлых лет в декларации

Уменьшать налоговую базу по прибыли на ранее полученные убытки можно не только при расчете налога за год, но и при определении авансовых платежей.

Для этого в декларации предусмотрено приложение № 4 к листу 02. Его нужно заполнять только в декларациях за год и за I квартал. Далее убыток, который уменьшает прибыль текущего периода, переносят в строку 110 листа 02. Аналогично показывают прошлый убыток в декларациях за 6 и 9 месяцев.

Например, по итогам 2018 года получен убыток 700 000 рублей. В 2021 году зафиксирована прибыль 1 200 000 рублей. Убыток 2018 года превышает 50 % налогооблагаемой базы 2021 года. Поэтому списать можно только 600 000 рублей. Остаток убытка 100 000 рублей остается не учтенным.

В приложении № 4 к листу 02 декларации делаем следующие записи:

  • строка 010 приложения № 4 к листу 02 — 700 000 рублей;
  • строка 040 приложения № 4 к листу 02 — 700 000 рублей;
  • строка 140 приложения № 4 к листу 02 — 1 200 000 рублей;
  • строка 150 приложения № 4 к листу 02 — 600 000 рублей;
  • строка 160 приложения № 4 к листу 02 — 100 000 рублей.

Вот как это выглядит в самой декларации:


Отражаем убытки прошлых лет в декларации по налогу на прибыль

Как учесть убытки прошлых лет, которые выявлены в текущем периоде

Иногда убытки (расходы) прошлых лет выявляют в текущем периоде. Такое может случиться, если документы, которые подтверждают расходы, «дошли» до бухгалтерии уже после окончания налогового периода. Или другая распространенная ситуация: в прошлом году компания поставила покупателям некачественный товар, и деньги пришлось вернуть (письмо Минфина РФ от 25.07.2016 № 03-03-06/1/43372).

При расчете текущего налога на прибыль такие суммы можно включить в состав внереализационных расходов (пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ). Но сделать это можно только в течение трех лет. Минфин и ФНС считают, что учет таких расходов (убытков) тесно связан с положениями о возврате и зачете переплаты по налогам, а значит, не может превышать 3 года.

Например, в III квартале 2021 года компания перечислила покупателю 10 000 рублей за некачественные двери, поставленные во II квартале 2020 года. Если в 2021 году не было иных внереализационных расходов, а по итогам года получена прибыль, то в декларации по налогу на прибыль нужно будет записать:

  • строка 300 приложения № 2 к листу 02 — 10 000 рублей;
  • строка 301 приложения № 2 к листу 02 — 10 000 рублей;
  • строка 040 лист 02 — 10 000 рублей.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Елена Тарасова

Даже единственный участник общества и по-совместительству директор не может просто так распоряжаться прибылью компании. Есть три законных способа сделать прибыль компании собственностью её владельца. Их можно использовать как по отдельности, так и вместе. Главное — заранее просчитать экономический результат и заплатить налоги.

Способ 1. Распределить прибыль и выплатить дивиденды

Учредители получают из чистой прибыли дивиденды. Их размер пропорционален доле участия в уставном капитале (п. 1, п. 2 ст. 28 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Например, если чистая прибыль 1 млн рублей, а доля учредителя в компании 25 %, то он получит 250 000 рублей.

Дивиденды можно выплачивать ежеквартально, раз в полгода или раз в год. Периодичность фиксируется в уставе или корпоративном договоре. Но распределить можно только ту прибыль, которая фактически получена обществом. Выплачивая дивиденды ежеквартально, убедитесь, что по итогам года компания не получит убыток. В этом случае излишне выплаченные деньги будут переквалифицированы в безвозмездные выплаты, о чём нужно внести поправки в бухгалтерский учёт.

Чтобы переквалифицировать дивиденды в безвозмездную выплату, потребуется сделать проводки:

  • Дебет 91-2 Кредит 76 (73) – начислена безвозмездная выплата учредителю (на сумму разницы в части превышения излишне начисленных дивидендов).
  • Дебет 84 Кредит 75-2 (70) – сторнированы дивиденды участников, ошибочно начисленные в большем размере (на сумму разницы).

Если учредитель — нерезидент, дополнительно следует доначислить и удержать НДФЛ по повышенной ставке. Для нерезидентов НДФЛ по дивидендам 15 %, а по безвозмездным выплатам — 30 %.

Нельзя платить дивиденды за счёт доходов будущих периодов (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.01.2018 по делу № Ф10-5610/16). Чтобы избежать таких ситуаций, многие компании предпочитают выплачивать дивиденды один раз по итогам года.

Платить дивиденды запрещено, если:

  • уставный капитал оплачен не полностью;
  • у компании есть признаки банкротства;
  • размер чистых активов до или после выплаты станет ниже совокупного размера уставного капитала и резервного фонда.

Все проводки и перечисления бухгалтер делает только на основании решения общего собрания о выплате дивидендов. Если выплатить деньги без решения, то при конфликтных ситуациях, например при смене собственника или банкротстве компании, к бухгалтеру могут появиться вопросы по обоснованности начислений. Если учредитель не захочет вернуть излишне полученные средства добровольно, они могут быть взысканы с него только через суд (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.12.2018 по делу № Ф07-15763/18).

Дивиденды облагаются НДФЛ. Размер налога зависит от статуса учредителя:

  • у резидента РФ — 13 — 15 % (ставка 15 % применяется, если сумма дивидендов превысит 5 млн рублей с начала года);
  • у нерезидента РФ — 15 %.

Бухгалтер обязан удержать и перечислить в бюджет суммы налога, а остаток денег выплатить учредителю. Срок уплаты — не позднее дня, следующего за днём выплаты. Страховые взносы с дивидендов не начисляются.

Выплата дивидендов за счёт нераспределенной прибыли прошлых лет

Иногда на практике нужно распределить прибыль не текущего года, а прошлых лет. Это возможно, даже если по итогам последнего года получен убыток. Размер такой прибыли определяют по кредиту счёта 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)» на 31 декабря отчетного года (строка 1370 бухгалтерского баланса).

Право получить дивиденды имеют все учредители, у которых есть доля в капитале компании на дату принятия решения о распределении прибыли прошлых лет. Если в компании есть учредитель, который вошел в бизнес позже, он все равно получит часть в качестве дивидендов.

Выплата дивидендов за счёт имущества компании

По общим правилам дивиденды выплачивают деньгами. Тем не менее иногда это можно сделать имуществом. Для этого между обществом и учредителем заключают соглашение о выплате распределённой прибыли за счёт имущества компании: земельных участков, транспорта, продукции. Такое часто бывает, если у компании нет свободных денег, но есть непрофильные или ненужные активы.

Обязательные условия при выплате дивидендов имуществом:

  • в уставе компании должна быть прописана возможность выплаты дивидендов в неденежной форме;
  • если удержание НДФЛ с такой выплаты невозможно, компании следует подать заявление в ФНС о невозможности удержания НДФЛ, а учредителю — уплатить налог самостоятельно.

Иногда налоговые органы считают такую выплату реализацией и требуют начислить на сумму выплаченных имуществом дивидендов НДС, налоги на прибыль или УСН. Но суды в такой ситуации однозначно встают на сторону налогоплательщика и не признают выплаты реализацией. Чтобы урегулировать претензии ФНС, в возражениях аргументируйте свою позицию судебной практикой, например, определением Верховного суда РФ № 302-КГ15-6042 от 31.07.2015.

Способ 2. Выплатить прибыль через зарплату

Сейчас широко распространен вариант, когда единственный участник возглавляет свою компанию, регулярно ходит на работу и принимает активное участие в оперативной деятельности. В этом случае прибыль эффективнее выводить не через дивиденды, а через зарплату и премии учредителю как сотруднику компании.

При использовании этого способа не нужно отслеживать величину активов или полноту оплаты уставного капитала. На суммы уплаченных страховых взносов с зарплаты можно совершенно спокойно уменьшить налогооблагаемую базу налога на прибыль. Деньги на счёт поступают не раз в год, а ежемесячно.

Чтобы у налоговой инспекции не было вопросов к этому способу, выплату повышенных премий по трудовому договору руководителю нужно обосновать. Это должны быть конкретные достижения в работе, привлечение дополнительного финансирования, заключение выгодных контрактов и другие причины, указанные в приказе на премирование и подтвержденные документами.

Способ 3. Вывести деньги через управляющего ИП

Компания вправе заключить договор на управление с внешним управляющим (ст. 42 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Способ подходит исключительно для компаний на ОСНО. Компании на УСН не могут им воспользоваться, так как расходы на управление не включены перечень разрешенных расходов (ст. 346.16 НК РФ).

Такой инструмент налоговой оптимизации как вывод прибыли через ИП-управляющего совершенно законен, но при неправильном и бездумном применении вызывает вопросы налоговиков. Самые распространенные претензии:

  • Управляющий ИП ранее был директором и его зарплата была меньше.
  • Круг обязанностей управляющего практически не изменился по сравнению с обязанностями директора.
  • Нет экономического эффекта от смены директора на управляющего ИП.

Чтобы этого не произошло, следует закрепить в договоре управления принцип «Чем больше доход компании, тем больше доход управляющего». Необходимо ежемесячно составлять отчеты об управлении, в которых отражены экономические показатели компании. Это могут быть анализ полученной выручки и динамики объёмов продаж, модернизация производства, ввод в эксплуатацию нового оборудования и другие показатели.

Какой способ вывода прибыли выгоднее

Рассчитаем стоимость каждого из способов для компаний на ОСНО и УСН 15 %. Компания получила прибыль в размере 600 000 рублей. Директор — единственный учредитель. Он резидент РФ, уплачивает НДФЛ на дивиденды в размере 13 %.

Способ 1. Дивиденды

Компания на ОСНО Компания на УСН
Уплачен налог на прибыль 600 000 × 20 % = 120 000 600 000 × 15 % = 90 000
Размер дивидендов до удержания НДФЛ 600 000 — 120 000 = 480 000 600 000 — 90 000 = 510 000
Начислен НДФЛ с дивидендов 480 000 × 13 % = 62 400 510 000 × 13 % = 66 300
Дивиденды к выплате 480 000 — 62 400 = 417 600 510 000 — 66 300 = 443 700
Уплачены налоги 120 000 + 62 400 = 182 400 90 000 + 66 300 = 156 300
Стоимость вывода каждой 1000 рублей 182 400 / 417 600 × 1 000 = 440 рублей 156 300 / 443 700 × 1 000 = 352,27 рубля

Стоимость вывода каждой 1 000 рублей через дивиденды для компании на ОСНО составляет 440 рублей. Для компании на УСН 15 % — 352,27 рублей. Налоговая нагрузка для компании на ОСНО составит 30 %, на УСН — 26 %.

Способ 2. Через заработную плату

Условия для расчёта возьмем из предыдущего примера. Прибыль в размере 600 000 рублей выплачена в виде зарплаты директору.

Удержан НДФЛ из заработной платы

Стоимость вывода каждой 1 000 рублей через заработную плату для компании на ОСНО составляет 200 рублей. Для компании на УСН 15 % — 275 рублей. Налоговая нагрузка для компании на ОСН составит 17,4 %, на УСН — 24 %.

Способ 3. Через управляющего ИП

Расчет сделан из условия, что вместо директора управляющий-ИП с системой налогообложения «доходы» и ставкой налога 6 %. Для УСН расчёта нет, так как для этого спецрежима способ не подходит.

Компания на ОСНО
Уплачен налог УСН 6 % с дохода от управления 600 000 × 6 % = 36 000
Уменьшен налог на прибыль за счёт расходов на выплату управляющему 600 000 × 20 % = 120 000
Доход управляющего 600 000 — 36 000 = 564 000
Стоимость вывода каждой 1 000 рублей 564 000 / 600 000 × 1000 =94 рубля

Из расчёта видно, что для фирм на ОСНО это самый выгодный вариант, стоимость вывода каждой 1 000 рублей через управляющего ИП всего 94 рубля. Кроме того, компания экономит на налоге на прибыль. Но, как мы уже писали, используя этот способ, нужно быть очень внимательными к деталям и документообороту.

Елена Тарасова, юрист, налоговый консультант

Подготовила Елизавета Кобрина, редактор-эксперт

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: