Пионерская речевка под барабан

Обновлено: 14.11.2024

Жизнь пионерлагеря сопровождалась звуком горна весь день. Мы, конечно же, придумывали весёлые песенки, подпевая горну.

Утро начиналось побудкой:

-Вставай, вставай, дружок,

С кровати на горшок,

Ну-и все дружно бежали на зарядку и умываться.

Зарядка в пионерлагере, фото из свободного доступа Зарядка в пионерлагере, фото из свободного доступа

Дальше по распорядку-утренняя линейка, вот на неё не вспоминается никаких песенок.

А вот на завтрак, обед, полдник и ужин-самая любимая:

-Бери ложку, бери хлеб

И садимся за обед!

Горнист, фото из свободного доступа Горнист, фото из свободного доступа

Отбой-самое нелюбимое, всегда еще не наигрались, не нагулялись, а тут:

-Спать, спать по палатам,

Ну, и, конечно, наше язвительное продолжение:

-Пионеры спать не хочат(знаю, что правильно не хотят),

Над вожатыми хохочут!

Иногда горн звучал тревожно-общий сбор, что-то случилось и все сломя голову бежали на линейку и строились на отрядных местах. Что случалось? Например, ЧП вроде того, что кто-то сбежал домой. Но такое было на моей памяти лишь пару раз. А еще общий сбор звучал началом всеми любимой военной игры «Зарница»!

Я ещё застала живых горнистов, которые трубили нам эти сигналы. Позже звук горна выдавался по радиосети пионерлагеря. Хорошо это или плохо-даже не знаю, но по радио было слышно всем и на всей территории лагеря.

Методическое пособие предназначено для педагогов и учащихся, обучающихся барабанному бою.

ВложениеРазмер
sbornik_prosteyshie_barabannye_ritmy.docx 21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Мариинского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Дом детского творчества»

Методическая разработку на тему:

«Простейшие барабанные ритмы.

Сборник пионерских маршей.»

педагог дополнительного образования

т.о. «Юный гитарист»

Как отбивать барабанный ритм?

Научиться отбивать ритмы на барабанах очень несложно, это может сделать любой человек, даже если он до этого никогда не играл ни на каком музыкальном инструменте. Где это применительно? Под барабанные марши очень удобно отрабатывать строевую, плац концерты, сопровождаемые барабанными ритмами смотрятся эффектнее.

Итак, как обозначаются барабанные партии на бумаге? Чтобы записывать барабанные марши нотную грамоту не использует (хотя это бы существенно упростило дело), используют послоговое обозначение, т.е. пишут определенный текст, и каждый слог в этом тексте обозначает удар по барабану. Чтобы было понятно, рассмотрим первый марш:

Как это играть? На каждый слог приходится по одному удару, т.е. в первой строчке ударяем четыре раза по барабану. С какой частотой? А вот с такой (- молчим, х бьем): х - - х х – х –

Теперь, как это определить? Существует всего несколько слов, с помощью которых ритмы записываются (старый, барабан, барабанщик, бей и несколько других), частоту ударов в этих словах просто запоминают.

По барабану надо ударять попеременно по одному разу каждой рукой, марши заканчиваются той рукой, с которой начинали (обычно начинают с правой руки). Так вот существует исключение из правила поочередного удара – это фраза «бей барабанщик». Первый два слога ударяются правой рукой и лишь затем вступает левая. Чтобы стало окончательно понятно, вот тот же марш, только слоги, играемые правой рукой выделены ЗАГЛАВНЫМИ, а левой – маленькими буквами.

БЕЙ БАраБАНщик БЕЙ

БЕЙ БАраБАНщик СТАрый БАраБАНщик

БЕЙ БАраБАНщик БЕЙ

Кстати, первые три бей можно сыграть обоими руками одновременно.

Правила обращения с барабаном

  • Барабанщик носит барабан на специальном ремне, перекинутом через левое плечо. Барабан находится впереди барабанщика в наклоненном вправо положении, 45* ниже поясного ремня.
  • Место барабанщиков на линейке - перед строем.
  • Стоя на линейке, барабанщик держит сложенные валетом палочки на барабане. Ноги - на шине плеч. Другой вариант: обе палочки в правой руке, опущенной вниз и прижатой к ноге. Указательный палец вытянут вдоль палочек. Левая рука придерживает барабан около ремня.
  • Команды "Равняясь!", "Смирно" барабанщик выполняет так же, как и остальные пионеры отряда, только левая рука остается на барабане.
  • По команде "К игре готовсь!" барабанщик вскидывает обе руки над барабаном. Причем палочки берет в обе руки. И по команде "Начинай!" начинает играть.
  • После окончания игры барабанщик складывает палочки вместе перед собой таким образом, чтобы они были в вертикальном положении: локти приподняты. Затем резким движением пускает обе руки на барабан.
  • Во время торжественного прохождения барабанщик придерживает барабан возле ремня левой рукой, правая рука с палочками сгибается в локте перед грудью и одновременно пионер шагает левой ногой. Палочки являются как бы продолжением руки. На шаг правой ноги барабанщик правой рукой делает отмах назад до отказа.
  • Выполняя в движении команду "Смирно!", "Равнение направо", барабанщик прижимает правую руку с палочками к туловищу и поворачивает голову направо.
  • В походном положении барабан переводится на бок. Палочки вкладываются в специальные петли на ремне. Барабанщик правой рукой прижимает барабан к правому боку или кладет ее сверху на барабан. Левой рукой делает отмашку.
  • Ритуал выхода барабанщиков, обращения с барабаном иногда дополняется новыми, более красочными элементами, что зависит от традиций дружины, лагеря.

Барабанные марши

Бей, барабанщик, старый барабанщик,

Бей, барабанщик, бей.

Бей, барабанщик, 1,2,3.

Бей, барабанщик, бей, барабанщик,

Бей, барабанщик, 1,2,3.

Бей, барабанщик, бей, барабанщик,

Бей, барабанщик, старый барабан,

Бей, барабанщик, 1,2,3.

Бей барабан, бей барабан,

Громко, громко бей барабан,

Громко, громко бей.

Бей, барабанщик, раз, два, три,

Громко, громко бей, барабанщик,

Громко, громко бей барабан.

Громко, громко, старый барабанщик,

Громко, громко старый барабан.

Сбор барабанщик, сбор барабанщик,

Сбор барабанщик, 1,2,3.


Марш - На линейку становись!

На линейку становись, на линейку становись!

Бей барабанщик, старый барабанщик,

Бей барабан, барабан, 1,2,3.

Бей, барабанщик, бей - 2 р.

Бей, барабанщик, в старый барабан,

Бей барабанщик, бей.

Бей барабанщик - 2 р.


Старый пионерский марш

Старый барабанщик - 3 р.


Марш - Вероника (на линейку зовет)

Бей, барабанщик, старый барабанщик,

Веро ни-ка, вероника, бей, барабанщик в барабан.

Бей, барабанщик, сбор!

Бей, барабанщик, старый барабанщик,

Бей, барабанщик, сбор!

Старый барабанщик крепко спал.

Он проснулся, перевернулся

Три копейки потерял!


Марш «Выход на линейку»:
Громче, громче, бей барабанщик, громче, громче, бей, барабань (2 раза)
Громче бей (2 раза)
Бей барабань, барабанщик бей!

Марш «Звездный»:
1,2,3. Бей барабанщик, бей!
Бей, барабанщик, старый барабанщик
Бей, барабанщик, бей!

Марш походный:
1,2,3,4 Бей барабанщик, барабань (2 раза)
Бей барабанщик (2 раза)
Бей барабанщик, барабань
Бей, барабань, барабань, барабанщик
Бара, бара, бара, барабань!


Марш «Знаменный»:
Бей, Барабань (7 раз), барабанщик!
Бей, Барабань (7 раз), барабанщик!
Бей, барабанщик, Бей, барабанщик, Бей, барабанщик, барабань!
Бей, барабань, барабань, барабанщик!
Бара, бара, бара, барабань!


Марш «Ереванский»:
Бей, барабанщик, старый барабанщик (Жил в Ереване старый барабанщик)
Бей, барабань, барабанщик бей!
Бей, барабанщик, старый барабанщик (Жил в Ереване старый барабанщик)
Бей, барабань, барабанщик бей!
Бара, бара, бара, барабань 1,2,3 (2 раза)
Бей барабань (Вот он какой) (2 раза)
Бей, барабанщик, старый барабанщик (Наш барабанщик, старый барабанщик)
Бей, барабань, барабанщик, бей!

Общий сбор
Бей, барабанщик, общий сбор.
Бей, барабанщик, общий сбор.
Бей, барабанщик, старый барабанщик,
Бей, барабанщик, общий сбор.

Знаменный
Кем был, кем был
Старый барабанщик,
Чем был, чем был
Старый барабан.

Вечерний
Спите, спите, спите, ребята,
Спите, спите, спите, орлята.
Спи, барабанщик, старый барабанщик,
Спи, барабанщик, спи барабан.

Тревога
Скорей, скорей, бей, барабанщик.
Бей, раз-два, бей, барабанщик.
Бей, бей, скорей, скорей, скорей.

Заря
Старый барабанщик,
Старый барабанщик,
Старый барабанщик,
Крепко спал.
Старый барабанщик,
Старый барабанщик,
Старый барабанщик,
Бей, барабан.

На линейку
На линейку, на линейку, на линейку
Шагом марш.
На линейку, на линейку, на линейку
Шагом марш.

Походный
Бей, барабанщик, бей, барабанщик, бей, барабанщик,
Раз-два-три.

Чапаевский
Кем был, кем был старый барабанщик,
Чем был, чем был старый барабан.
Старый барабанщик, старый барабанщик,
Бей, старый барабанщик, в барабан.

Сигнал на подъем флага
Бей, барабан, барабанщик, барабань.
Бей, барабанщик, бей барабанщик.
Бей, барабанщик, бей, барабань.
Бей, барабанщик, бей, барабань.
Бей, барабанщик, бей, барабанщик,
Бей, барабанщик, бей, барабань.
Бей, барабанщик, бей, барабань.
Барабанщик, барабань.

Фанфарный
Бей, барабанщик, раз-два, раз-два.
Бей, барабанщик, раз-два-три.
Бей, барабанщик, раз-два, раз-два.
Бей, барабанщик, раз-два-три.
Бей, барабанщик,
Старый барабанщик,
Бей, барабанщик, бей, барабанщик,
Бей, барабанщик, раз-два-три.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трактовка простых форм и специфические особенности детской фортепианной музыки В.С. Ходоша на примере сборника «Пьесы и ансамбли для детей»

Методические рекомендации по исполнению пьес из сборника "Пьесы и ансамбли для детей".

Проект "История страны в пионерских песнях" создан творческой группой учителей и учащихся школы на базе школьного музея, реализован в 2010 году.

Сборник диктантов по теме «Простое осложнённое предложение» (по произведениям М.Ю.Лермонтова)

Сборник пригодится для работы на уроках русского языка в 8 классе по теме "Простое осложнённое предложение". Сборник содержит цитаты из произведений М.Ю.Лермонтова, иллюстрирюущие применение обращений.

Новый музыкальный ритм- марш

Научить учащихся распознавать, называть музыкальный ритм «марш».

Барабанные марши

Разновидности барабанных маршей.

Как играть простейшие ритмы на барабанах

Если вы только хотите научиться играть на барабанах, попробовать себя в роли барабанщика, то это методическая разработка для вас.

Методическая копилка, использование речевок для обучения игры на барабане.

ВложениеРазмер
rechevki.docx 13.44 КБ

Предварительный просмотр:

Речевки для начального обучения игры на барабане.

Наш музыкальный инструмент – барабан. Простейшие барабанные ритмы.

Научиться отбивать ритмы на барабанах несложно, это может сделать любой человек, даже если он до этого никогда не играл ни на каком музыкальном инструменте. Под барабанные марши очень удобно отрабатывать строевую подготовку, а также очень торжественно смотрится открытие различных мероприятий

Итак, как обозначаются барабанные партии на листочке? чтобы записывать барабанные марши нотную грамоту не используем (хотя это бы существенно упростило дело), используем послоговое обозначение. Т.е. пишем определенный текст, и каждый слог в этом тексте обозначает удар по барабану. Чтобы было понятно, разучим первый марш:

Как это играть? На каждый слог приходится по одному удару, т.е. в первой строчке ударяем четыре раза по барабану. С какой частотой? А вот с такой (- молчим, х бьем): х - - х х – х –

Теперь, как это определить? Существует всего несколько слов, с помощью которых ритмы записываются (старый, барабан, барабанщик, бей и несколько других), частоту ударов в этих словах просто запоминают. На самом деле все очень просто.

Разучиваем и двигаемся дальше:

БЕЙ БАРАБАНЩИК БЕЙ

БЕЙ БАРАБАНЩИК СТАРЫЙ БАРАБАНЩИК

БЕЙ БАРАБАНЩИК БЕЙ

Здесь уже немного посложнее. Вы уже, наверно, догадались, что по барабану надо ударять попеременно по одному разу каждой рукой. И вы уже заметили, что марши заканчиваются той рукой, с которой начинали (обычно начинают с правой руки). Так вот существует исключение из правила поочередного удара – это фраза «бей барабанщик». Первый два слога ударяются правой рукой и лишь затем вступает левая. Чтобы стало окончательно понятно, вот тот же марш, только слоги, играемые правой рукой выделены caps lock-ом, а левой – маленькими буквами.

БЕЙ БАраБАНщик БЕЙ

БЕЙ БАраБАНщик СТАрый БАраБАНщик

БЕЙ БАраБАНщик БЕЙ

Кстати, первые три бей можно сыграть обоими руками одновременно.

Ну, и два последних марша:

БЕЙ БАРАБАНЩИК СТАРЫЙ БАРАБАНЩИК

БЕЙ БАРАБАНЩИК БЕЙ

БЕЙ БАРАБАН, БЕЙ БАРАБАН,

БАРАБАНЩИК В БАРАБАН.

БЕЙ БАРАБАН, БЕЙ БАРАБАН,

БАРАБАНЩИК В БАРАБАН.

БЕЙ БАРАБАН, БЕЙ БАРАБАН,

БАРАБАНЩИК В БАРАБАН.

Ну а теперь попробуйте без миди.

ВЕ РОНИКА, ВЕ РОНИКА

БЕЙ БАРАБАНЩИК, СТАРЫЙ БАРАБАНЩИК

ВЕ РОНИКА, ВЕ РОНИКА

БЕЙ БАРАБАНЩИК В СТАРЫЙ БАРАБАН

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы освоения основных штрихов начального обучения игре на скрипке.

Методы освоения основных штрихов начального обучения игре на скрипке.

Начальное обучение игре в гандбол

1. Основы начального отбора1.1. Общие основы (начальная стадия обучения1.2. Основы техники1.3. Тактика игры2. Эффективность начального обучения технике гандбо.

Открытый урок на тему: "Основные этапы начального обучения игры на гитаре"

План урока: 1)Организационный момент 2)Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата. 3)Работа с музыкальным материалом (с использованием здоровьесбре.

Основные методические положения начального обучения игре на фортепиано

Основные методические положения начального обучения игре на фортепиано.

Методические рекомендации "Начальное обучение игре на фортепиано детей старшего возраста"

Данная работа посвящена проблеме обучения игре на фортепиано детей старшего возраста (13-17 лет).

Методическая работа "Начальное обучение игре на кларнете"

Методика обучения игре на каком-либо музыкальном инструменте является частью музыкальной педагогики. На основе анализа и обобщения опыта лучших отечественных и зарубежных педагогов - музыкантов .

КРУГ ПРОБЛЕМ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО Научно-методическая разработка

КРУГ ПРОБЛЕМНаучно-методическая разработкаЕсли перед педагогом стоит задача по развитию свойств и качеств как, например, интеллект, эмоциональная отзывчивость на музыку, слухо-двигательная координация.

Войти

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться Ангел мой пойдем сомной ты впереди я за тобой

Барабанщики и горнисты СССР. Пионерские сигналы горна и барабана

Оригинал взят у 3d_shka в Барабанщики и горнисты СССР. Пионерские сигналы горна и барабана Пионеры, пионерки — объявляю общий сбор! Берём картошку, хватаем хворост и идём палить костёр. Как стемнеет - у ручья, ждут вас верные друзья.

Барабан пионерский, предположительно 70-х годов. Выпускался в комплекте с ремнем и парой палочек. Диаметр корпуса: 302 мм. Высота: 85 мм. Масса: 1,6 кг. Корпус-резонатор полый, деревянный, облицованный красной бумагой. Мембрана и ремешок кожаные. Со временем палочки были утеряны, бумага на корпусе протерлась, однако мембраны, хоть и потемнели, остались целыми. Этот раритет долгие годы оставался неотъемлемым атрибутом пионерского отряда и предназначался для сопровождения строя во время походов, шествий и парадов.

Пионерский барабан — пожалуй, один из наиболее ярких представителей многочисленного семейства ударных музыкальных инструментов — имеет более чем 90-летнюю историю. По сути, он ровесник Всесоюзной пионерской организации, датой основания которой считается 19 мая 1922 года. Справедливости ради заметим, что почти такие же барабаны существовали несколько раньше, только были не красными, а зелеными или синими. Пионеры вообще очень многое позаимствовали: атрибутику, символику и структуру — у британских скаутов, песни — у немецких революционеров или дореволюционных юнкеров, и даже от самого слова «пионер» веет европейскими первопроходцами, отправившимися на Дикий Запад.

Появление самого первого в мире барабана (найден в Месопотамии) датируется историками 6-ым тысячелетием до нашей эры. С тех пор барабаны значительно эволюционировали, однако принцип их действия остался неизменным. Пионерский барабан — это в чистом виде мембранофон, поскольку элементом, издающим звук, здесь является натянутая мембрана. Есть мнение, что у настоящего пионерского барабана мембрана непременно должна была быть из свиной кожи. Однако эти ударные инструменты производились не только с кожаной, но и с пластиковой мембраной, натяжение которой — а следовательно, и высота звука — регулировалось ключом. И кожа, и пластик нередко лопались, рвались (происходило это чаще из-за баловства, а не в процессе выбивания дроби).

В нашем случае корпус-резонатор был сделан из дерева. Пионерские барабаны вообще не производили из металла, поскольку это бы существенно утяжелило конструкцию. А ведь ее приходилось носить на заплечном ремне совсем юным мальчишкам-барабанщикам
.

Стать таким барабанщиком или горнистом наверняка мечтал каждый советский школьник 9-14 лет. Должности эти были очень почетные и, как ни странно, выборные — избирались советом отряда, как правило, из числа высоких мальчишек. Под звуки барабанов совершались традиционные пионерские ритуалы: вынос знамени, торжественные линейки и т.д. На пионерском построении место барабанщика — на правом фланге дружины. Сам инструмент носили на ремне, перекинутом через левое плечо, а корпус располагали в наклонном (вправо на 45 градусов) положении. Во время торжественного прохождения отряда барабанщик шел за знаменосцем и ассистентами, левой рукой придерживал барабан, а правой держал палочки и делал отмашку — задавал темп марша. Пока обычные пионеры отдыхали на переменах и по звонку отправлялись домой, барабанщики проводили много часов в репетициях, чтобы не упасть в грязь лицом во время парада. Разумеется, они должны были «назубок» знать строевые приемы, уметь играть «марш» и «дробь». Основные сигналы пионерского барабана подразделялись на два вида: регламентирующие быт («Подъем», «Подъем флага», «На обед!”, «Отбой” и другие) и строевые («Слушайте все”, «Сбор вожатых”, «На линейку!”, «Торжественная встреча” и другие).

Пионерские марши записывались речевками — чтобы легче запоминались. Напомним одну из самых распространенный речевок «Старый пионерский марш»:

Старый барабанщик, старый барабанщик,
Старый барабанщик крепко спал.
Он проснулся, перевернулся,
Встал и снова заиграл.

Похожие марши играли в начале XX века и юные барабанщики-скауты. Это сейчас мы знаем, как появилась Всесоюзная пионерская организация, однако советские школьники были уверены, что светлая идея создания первой массовой детской организации пришла именно Ленину. Идеологи пионерии очень не любили вспоминать, что львиную долю символов и ритуалов «дети Ильича» позаимствовали у «прогнившего Запада».

История скаутского движения имеет глубокие исторически корни, в том числе и в России. Она начинается в 1907 году с публикации книги «Scouting for Boys» — своеобразного пособия для воспитателей мальчиков, которым 12-16 лет. Ее автор — британский шпион, участник Англо-бурской войны, основатель скаутинга Роберт Баден-Пауэлл. Во время войны он стал задумываться над тем, что воспитывать будущих воинов надо с детства. Баден-Пауэлл решил проверить свою теорию на практике: собрал группу из 22 мальчиков и провел с ними 10 дней в палаточном лагере на острове Браунси. Этот опыт всем понравился, и в начале 1908 года книга «Scouting for Boys» была издана шестью отдельными тетрадками, в формате бесед у костра старшего наставника с юными воспитанниками. Император Николай II, ознакомившись с книгой, распорядился, чтобы Генеральный штаб выпустил ее на русском языке. В России она появилась осенью 1909 года под названием «Юный разведчик» («скаут» в переводе с английского — «разведчик»).

В том же 1909 году под руководством штабс-капитан Первого лейб-гвардии Его Величества стрелкового батальона Олега Пантюхова сформировался первый российский скаутский отряд «Бобры». Их лозунг гласил: «Верность Богу, Царю, Отечеству». С ребятами тогда работали бывшие русские офицеры, а царский двор активно их поддерживал. Известно, что великий советский педагог Антон Семенович Макаренко был одним из первых, кто начал организовывать отряды российских скаутов.

К 1917 году в России уже существовала разветвленная сеть детских скаутских организаций, насчитывающая в своих рядах около 50 тысяч мальчишек и девчонок. Во время Гражданской войны скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды подростковой милиции, оказывали социальную помощь. Параллельно существовало и течение «юкизма» (ЮК-скауты, то есть «юные коммунисты — скауты»), пытавшееся объединить принципы скаутизма с коммунистической идеологией. Комсомол, однако, обвинял «юковцев» в том, что они не проводят реального коммунистического воспитания, и коммунистическая идея служит им формальным прикрытием для «буржуазного» скаутизма. Таким образом, едва возникнув, комсомол объявил войну скаутингу, видя в нем соперника. Уже на съезде РКСМ 1919 года было принято решение о роспуске скаутских отрядов.

Однако одной из задач в укреплении своей власти большевики считали именно вовлечение в свои ряды подрастающего поколения. Вникнув в идеи скаутов, они обнаружили, что в них есть много полезного. В ноябре 1921-го года Надежда Крупская выступила с докладом «О бойскаутизме», в котором посоветовала комсомольцам использовать методы скаутов и создать детскую организацию —»скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». В итоге у британского движения попросту «обрезали» все буржуазное (в первую очередь пресловутую верность царю и Богу) — и получилась советская пионерская организация. Всей ее атрибутикой занимался сторонник скаутизма Иннокентий Жуков, который предложил пионерам скаутскую структуру: отряды, звенья, патрули, девиз («Будь готов! Всегда готов!»), салют, горн, барабан, летние лагеря, костры и, наконец, форму и галстук (правда не зеленый, а красный). Тот же Жуков придумал название «пионеры», памятуя о том, что в США этот термин означает «первый на новых землях, первопроходец». Кстати, первый пионерский журнал, который издавался с 1923 года, назывался именно «Барабан», и только в 1926 году его переименовали в «Пионер». Примерно с этих же пор барабан непременно входил в материальную часть каждой советской школы.

Имя Ленина Всесоюзной пионерской организации присвоили только в 1924 году, в день смерти вождя пролетариата. До этого она носила имя Спартака. И в этом проявилось еще одно очевидное заимствование пионеров. Идея назвать организацию в честь римского гладиатора, подбившего рабов на восстание, к 1924 году уже не была оригинальной. Изначально этим легендарным образом вдохновились немецкие революционеры. Во время Первой мировой войны в Германии под руководством Карла Либкнехта и Розы Люксембург была организована революционная группа социал-демократов, получившая название «Союз Спартака» — как символ протеста против всякого рода эксплуатации и угнетения, как знамя борьбы за освобождение рабочего класса. Впрочем, не исключено, что выбор в пользу Спартака пал еще и потому, что Карл Маркс считал этого исторического персонажа своим героем. После столкновений с кайзеровской армией, подчинявшейся временному правительству Фридриха Эберта, «Союз Спартака» вместе с другими левыми революционными организациями образовал в канун нового 1919 года Коммунистическую партию Германии. После этого организация «Союз Спартака» прекратила самостоятельное существование.

Эти подробности проливают свет на истинный смысл слов известной пионерской песни «О юном барабанщике», автором слов которой был советский поэт Михаил Светлов (написавший знаменитую на весь мир «Гренаду»). Пионеры-барабанщики вообще частенько становились героями советских песен, стихов, картин, фильмов. Песня на стихи Светлова (того самого Михаила Светлова, в честь которого назван белоснежный лайнер в фильме «Бриллиантовая рука») была одной из главных в этом ряду — ее пели в самых первых пионерских лагерях, исполняли в пионерских радиопередачах, на детских концертах. Вспомним строки этой песенки, написанной, как считалось долгое время, в 1929 году:

Песня рождает немало вопросов к поэту Светлову: во-первых, кто такие «спартаковцы» и куда они продвигались, во-вторых, почему ребенок с барабаном оказался в авангарде большевистской атаки? Со спартаковцами мы, похоже, разобрались — это вовсе не болельщики спортивного футбольного клуба (который, к слову, появился только в 1935 году), а члены немецкого революционного «Союза Спартака». Тогда что они делают в большевистской России? Непонятным остается и то, как большевики-спартаковцы умудрились взять в свои ряды юного барабанщика, позволили ему идти в наступление на врага первым. Расставить все по своим местам удалось после того как стало известно, что Михаил Светлов вовсе не был автором слов «О юном барабанщике» — он лишь перевел и адаптировал к нашей действительности немецкую революционную песню «Der kleine Trompeter» (маленький трубач), музыку и стихи к которой в 1925 году написал немецкий композитор В.Валльрот. Мы имеем возможность ее послушать.

Нетрудно заметить, что мелодия песни практически не изменилась — советский композитор Александр Давиденко лишь слегка аранжировал ее. А вот над текстом Михаил Светлов потрудился изрядно, даже превратил немецкого горниста в советского барабанщика. Приведем дословный перевод песни «Der kleine Trompeter»:

«Среди всех наших товарищей не было никого любимее и лучше,
Чем маленький трубач, счастливый красногвардеец.
Мы сидели вместе, нам было весело в грозовую ночь.
Мы были счастливыми и распевали песни свободы.
Тут прилетела вражеская пуля во время веселой игры,
И с отважной улыбкой на лице упал маленький трубач.
Мы взяли кирки и лопаты и выкопали ему могилу,
После чего в молчании опустили его в нее.
Спи спокойно, маленький трубач, мы все так тебя уважали.
Спи спокойно, маленький трубач, счастливый красногвардеец.

Фриц Вайнек — тот самый «маленький трубач», ставший в СССР юным барабанщиком.

Несмотря на то, что особого героизма в смерти «Маленького трубача» не было, ее романтизировали, и в том же 1925 году в честь Вайнека была написана песня «Der kleine Trompeter». Она была очень популярна в ГДР, часто исполнялась «Свободной немецкой молодежью». После вынужденного переезда в СССР немецкого певца Эрнста Буша в 1936 году в нашей стране был всплеск ее популярности, не угасшей и в послевоенные годы. Известно, что эту песню очень любила супруга Эриха Хонеккера, руководившего ГДР с 1971 по 1989 годы. В честь Фрица Вайнека в городах Германской Демократической Республики были названы улицы, а на его родине, в Галле, даже установлен памятник.

Трудно сказать, сколько еще песен позаимствовали пионеры у своих предшественников — наверняка немало. Назовем еще лишь одну, которую от души пели первые пионерские отряды Красной Пресни в 20-х годах. Речь о знаменитой «Баклажечке», переделанной из дореволюционной песни юнкеров «Летние манёвры». Оригинал юнкерской песни в исполнении дуэта Андрея Ростоцкого и Андрея Мягкова звучит в фильме режиссера Владимира Басова «Дни Турбиных» (1976 год). И вот какие слова появились в ней после того, как она приглянулась пионерам:

Смотрит вожатый, смотрят пионеры —
Что за отряд показался вдали?
Лейся песнь моя — пионерская.
Буль-буль-буль, баклажечка походная моя!

Барабанщиков и горнистов продолжали воспевать все годы существования Всесоюзной пионерской организации. Приложили к этому руку и великие поэты.

Сегодняшние школьники едва ли хоть раз в жизни брали в руки кленовые палочки. Идеализм начала ХХ века, заставлявший детей того времени «задрав штаны, бежать за комсомолом», едва ли будет понятен нынешнему поколению. Пионерская символика превратилась в предмет низкопробных эстрадных шуток и гламурного кича. Возможно, поэтому и стоить пионерские барабаны стали как предмет «винтажного антуража», и сегодняшняя отечественная промышленность выпускает пионерские барабаны (правда, уже под названием «Бойскаут») за 3500 рублей. В СССР, для сравнения, барабан стоил 1,5 рубля. Впрочем, ничего удивительного тут нет — когда моральные ценности мельчают, артефакты растут в цене.

Читайте также: