От осинки не родятся апельсинки похожие афоризмы

Обновлено: 18.05.2024

Да, когда сходишь в лес за грибами или покуришь чего.

нет правила без исключения

Владислав Плотников

Встречала и не раз)))

Андрей Крупенин

полно. Это всего лишь штамп, коих тыщи! ))

Anton V. Merkulov

Да, встречала, в соседней квартире такая апельсинка живёт.

Sergey

И от осинки родятся апельсинки. Не всегда дети копируют своих родителей. Многие учатся на ошибках своих родителей. И примеров у меня достаточно.

Дмитрий Ионов

Встречала. У бывшего ученика мать алкоголичка. Отец отсидел за то, что убил ее. Сын достойный человек. Закончил вуз, работает. Семья у него хорошая. Бывает и наоборот. даже чаще наоборот

В рамках продолжающегося челленджа "Развеиваем мифы" , продолжаю развеивать популярные заблуждения в Психологии. В этот раз предлагаю обзор нескольких очень вредных, колких, но самое главное, частых мифов: о том, как наследственность, генетика, влияют на черты личности детей, их характер, дальнейшую судьбу . Чаще их слышим от людей взрослых, даже пожилых, хотя и молодых, разделяющих эти мнения, хватает.

Суть мифа

Итак, если очень коротко, то свести всё можно к такому высказыванию: "От осинки не родятся апельсинки. а от ели - яблоки" в разных формах и вариациях. Представим ситуацию, когда такое говорят. Допустим, взяла пара семейная ребёнка из детского дома. Ребёнок по мере своего развития что-нибудь вытворяет, некий проступок, а окружающие, кто в курсе истории, говорят, мол чего хотели - у ребёнка дурная наследственность, так как его биологические родители: "пьянь, рвань, бандиты, воры, убийцы" (нужно подчеркнуть). Бывает и другая крайность, но с родными детьми. Пример: мальчик живёт с матерью, без отца. Отец их бросил, а сам алкоголик. Наступает подростковый возраст, парень во все тяжкие вдаряется. Не обязательно даже с выпивкой. Вызывают мать в школу или еще куда, а она отвечает: " что вы от меня хотите? это сын алкоголика!"

Суть разбираемого мифа одной картинкой (С) А. Демидович. Специально для "Психологии человеческих различий" Суть разбираемого мифа одной картинкой (С) А. Демидович. Специально для "Психологии человеческих различий"

Коротко, мифы сводятся к следующим тезисам:

  • Личность полностью зависит от генетических факторов, наследственности
  • Сколько не воспитывай, не меняй человека, генетика своё возьмёт
  • Даже при хорошей наследственности на ребёнка может очень сильно влиять дурное окружение

Давайте рассмотрим каждый тезис. Как всегда, какая-то доля правды есть в высказываниях (иначе не было бы почвы для мифов), но заблуждения берутся обычно тогда, когда имеющиеся факты, правду, пытаются натянуть как несчастную сову на глобус

Личность полностью зависит от генетических факторов, наследственности

Личность и психика - очень сложные феномены. Это многофакторные явления, "задача" со стольким количеством переменных и неизвестных, что влияют, что не счесть! Так что полностью генетика на личность не влияет точно. Это правда, что определенная часть нашей личности завязана на генетику, генетические факторы. Что именно передаётся генами? Передаются скорость протекания реакций , особенности обмена веществ, структуры белков , генетические патологии . Это то, что на психику может влиять (не обязано, но может). Например, темперамент . Темперамент - это скорость психики, её подвижность. Темперамент не является характером, сразу говорю, так как многие путают понятия. Отчасти, темперамент наследуется . Также есть большая пятерка черт личностей , которые выделяются отдельными учёными, исследователями. Считается, что дружелюбие + экстраверсия (склонность к заведению отношений и преимущественная направленность внимания), нейротизм (склонности к невротическим реакциям, способность регуляции негативных эмоций - иными словами, эмоциональная составляющая личности и саморегуляция эмоций ), интеллект (тот базис, что даётся от рождения. Помним, что интеллект вполне хорошо себе развивается, если им заниматься), добросовестность (спорно, но отдельные учёные пишут про неё, считают, что она завязана на гены).

Эта Большая Пятерка передаётся по наследству, что правда, однако лишь частично. До 40%. Почему так? А вы спросите тех, кто вам будет говорить про осинки с апельсинками, много ли они знают о том, что такое мутация, кроссинговер, а также какие конкретные гены отвечают за описываемые черты? Гены, когда происходит скрещивание, обмениваются друг с другом разными своими частями, иногда мутируют - т.е. всегда есть фактор определённой случайности. Генетика вообще, несмотря на то, что это описание генов, несёт всегда элементы случайности на практике. Да, предсказуемая случайность чаще всего, если это кроссинговер, но случайность !

Есть ещё такое явление, как генетическая память . Некоторые аспекты этой жизни в результате колоссального накопленного опыта всей популяции, передаются потомству на уровне генов. Это не про конкретных родителей, а скорее, про весь народ, про ту территорию, на которой он преимущственно живёт. Чаще всего, формируется это в виде бессознательных реакций на отдельные явления (погода; тревога при виде отдельных рельефов и местности; многое такое, что возникло как сумма опыта всех предыдущих поколений). Например, ниже находится изображение, которое будет приятно любому, живущему в Восточной Европе (наши соседи даже на флаг нанесли эти цвета). Почему так? Потому что это значит, что погода будет хорошая, а значит и с урожаем всё хорошо. С другой стороны, опыты и исследования показывают, что передаются в основном лишь такие аспекты памятью. Какие-то привычки, что-то совсем архетипическое. Никак не влияет генетическая память на "дурную наследственость"

Пейзаж, приятный любому жителю Восточной Европы. Причина? Генетическая память и её феномены Фото из открытых источников (Викисклад) Пейзаж, приятный любому жителю Восточной Европы. Причина? Генетическая память и её феномены Фото из открытых источников (Викисклад)

Гены дают базис. То, что даётся человеку от природы. В основном это различные факторы здоровья , внутренних химических реакци й, от которых корреляция с психикой если идёт, то очень косвенная. На деле же, наибольшая часть драматургии развития ребёнка, а потом и взрослого человека, завязана на саму жизнь, окружение, влияние других людей. Каждый из нас проживает стадии: внутриутробное развитие (оно сказывается на характере, о чём я уже писал в статье про Гипертимиков ), рождение, несколько стадий раннего возраста, школьный возраст, подростковый кризис, взросление, становление, и т. д. На каждом из этапов можно как пережить обязательные фазы, формирующие человека, так и не пережить, либо пережить с травмами. Отсюда и разные черты личности. В конце концов, мы можем вспомнить огромное количество личных примеров, когда встречаем человека, выходца из семьи алкоголиков, в жизни не пьющего ни одной капли, талантливого, работящего. Встречаются и другие примеры: родители прекрасные, умные, образованные, строгие, не пьют ни капли, но сын или дочь пускаются во все тяжкие. Как же так? Это как раз и объясняется, что генетика на судьбу дальнейшую мало влияет. Да, у человека могут быть болезни, связанные с особенностями структуры его генов. Да, у человека может быть флегматичный темперамент, но он может стать прекрасным артистом, просто работая над собой целенаправлено. Как говорили великие, например, Стивен Кинг:

Талант сам по себе — дешевле поваренной соли. Преуспевшего человека от талантливого отличает только одно — уйма упорного труда

Есть ли научная база за всем этим, подтверждающая мои слова? Да, есть. Вспомним, у кого наиболее близкая генетическая структура? У однояйцевых близнецов. Существует научное издание, Science, в котором опубликовано исследование близнецов, их характера и личности, найдены корреляции и различия. Прочитать можно здесь

Если очень коротко, то выяснилось, что наследственность влияет на некоторые черты, больше всего на интеллект, но в целом, всё зависит от окружения, воспитания, развития, образования.

Сколько не воспитывай, не меняй человека, генетика своё возьмёт

Как раз, тоже нет. Это неверно. Воспитание, т. е. влияние взрослых на ребёнка (и речь не только о родителях, но и о всей семье, а также об образовательных учреждениях и т. д.) огромную роль играет на то, какой личностью станет человек в итоге. Не забываем, что многое в руках самой личности. Человек, при желании, может очень многое в себе поменять. Обычно, легко меняются и нарабатываются всевозможные навыки , установки , отношение к явлениям жизни . Хуже (но тоже можно) с управлением эмоциями и чувствами . Какие-то вещи, типа интеллекта , памяти , внимания , можно наработать. Тяжелее с темпераментом, какими-то базисными вещами . Многое не изменишь, но можно компенсироваться, учиться управлять. Скажем, человеку с очень подвижной психикой, быстрым мозгом, можно и нужно учиться тормозиться. Флегматик может научиться ускоряться. Ананкаст может научиться принимать решения, если надо, быстро. Демонстративный тип личности, если захочет, может регулироваться, заниматься интроспекциями. Рассеянный, например, шизоид , может взять себя в руки и работать со своим вниманием. Все эти люди останутся самими собой, но могут наработать у себя волшебные кнопки, которые в нужные моменты можно включить.

К слову об алкоголизме родителей. Люди спиваются по-разному. Чаще всего, девиантное (т. е. отклоняющееся, нарушающее нормы) поведение у гипертимиков . Они наиболее подвержены к алкоголизму, если не могут выполнить свою "видовую программу" (свобода, лидерство, продвижение себя и других, забота о всей "стае" ). Из-за быстрой психики (кстати, именно это - быстрая психика и мозг - передаются генами потомству) спиваются быстро. Такая уж у них "химия" , чаще всего. Также относительно легко могут бросить пить, если заставить. Другое дело ананкасты - выпивают для снятия напряжения. Так как они очень основательные, то спиваются долго (некоторые могут вообще не спиться), хотя и верно.

Так что если узнаём, что сирота от пьяниц, то это далеко не значит, что он таким и будет! Да, наверное будет подвижная психика, какие-то особенности реакций, но всё остальное - в руках и силах тех, кто воспитывает. К ним и все претензии, а никак не к генам.

Даже при хорошей наследственности на ребёнка может очень сильно влиять дурное окружени е

Если честно, то это уже не вполе миф. Скорее, разные варианты крайности . Кому вообще удобен миф о плохой наследственности? Тем, кто не хочет воспитывать, кто хочет руки умыть. Куда как просто взять и списать всё на плохих биологических родителей, сняв с себя любую ответственность!

С другой стороны, как мы выяснили, далеко не на всё влияет даже воспитание. Остаются генетические факторы и собственное желание человека развиваться, но развиваться вопреки полученным извне установкам. При хороших волевых качествах, при желании самого человека измениться каким-либо образом, ему удастся сделать это. Да, как я писал выше, не всё можно поменять, но многое в наших руках

Есть такие фразы, которые меня очень развлекают. Вот, например, знаменитое высказывание про осинки, от которых не родятся апельсинки.

У осин не уточняла, а вот по кошкам это точно не работает! Например, папин любимый и драгоценный «сыночек» кот Кузя, имел немыслимое количество детей. Не спешите меня грызть, это было давно, и тогда никто котов не кастрировал, а про то, что кошек можно стерилизовать, мы тогда и представить себе не могли. Благо котят у нас исправно разбирали друзья и знакомые, так что об их жизни я была в курсе. Какие только характеры не получались! Несколько Кузиных детей остались у нас. И внуков его я видела. Так вот со всей ответственностью заявляю, родиться может всё, что угодно! Я, разумеется, сейчас не про окрас, а про характер. Толстая и вальяжная Бася, шебутной Стёпочка, ласковый до одури Косодрюк, ничем друг на друга ни разу не походили. А ведь все родные!

Вива и Бертик Вива и Бертик

Когда у нас появились донской сфинкс, и мы сдуру послушали совет о том, чтобы её повязать, то в результате оказались владельцами шести сфинксов. Тогда я тоже получила возможность понаблюдать за осинками и всякими цитрусовыми плодами, исправно у нас появившимися. Эти шестеро как раз были стерилизованы и больше не плодились, потому как насмотрелась я на потенциальных хозяев, и рисковать детенышами не могла. Так вот все «потомки» были диаметрально противоположны друг другу! Невозможная свербигузка Алиска, которая радостно взбегала по стенке, сшибая оттуда всё, что в принципе уронить было нельзя, ибо оно привинчено. Степенный и рассудительный Бертик, обаятельная и кокетливая Вива, увалень и ласкушка Ватсон, мой любимый кот Пень (знаю, с именами у нас всегда сложно было))), который по уровню рассудительности и даже некой элегантности мышления, превосходил даже некоторых люде. Никто из них не походил друг на друга и на свою маму-бабушку Дарочку.

Третий этап наблюдений выпал нам после того, как к нам на дачу, вместе с соседкой, приглашенной у нас пожить по её семейным обстоятельствам, пришла и её кошка. Сейчас у нас дома живут её правнук и правнучка, так что тоже материала для наблюдений хватает. Никто в здравом уме не сможет сказать, что Лапоть и Норка мало того, что родные брат с сестрой, так ещё и однопомётники. Норка - говорливая, общительная, и очень оберегающая свою шкурку, а также тонкая звонкая и прозрачная. Хорошо, если пару килограмм весит. Лапоть. Ну, на фото видно, что такое Лапоть. Он умник, рассудительный, молчаливый, и обаятельный.

Так вот, даже в одном помете рождаются совершенно разные котята, настолько непохожие характеры ещё поискать надо!

Это если про котов. А если про людей и того интереснее. Регулярно сталкиваюсь с дамами (почему-то именно дамы чаще всего это любят обсуждать), которые громко и отчётливо вангуют про эти самые апельсины и осины. Особенно, когда это касается чужих детей и внуков.

-Ой, ну разве можно было замуж за такого выходить? Кто у него родители? От осинки.

-Да как можно на ней жениться, от осинки.

Чего-то я теперь понимаю, почему осины в лесах трепетливые такие. Их же вспоминают постоянно!

Самое забавное, что всё это преподносится в ключе "всё будет плохо и ещё хуже", а если их предсказания не оправдываются, то утверждается, что "ещё неизвестно, что дальше будет".

Причём все эти многомудрые дамы свято уверены, что в их-то собственных родах тишь, гладь, и красотища.

Был забавный случай с одной такой дамой, о которой мне приятельница рассказывала. Забодала она всех на работе этой фразой. А! Ещё яблочко и яблоньку поминала постоянно. Страсть у неё такая к деревья и плодам!

Она увлеклась составлением собственной родословной, будучи уверена, что у неё-то там одни графья да князья. Привлекла к такому важному делу свою родственницу, которая с ней работала, даже в архивы какие-то запросы писала. Выяснила, что один из прапрадедов сидел на каторге. Ну, ясное же дело, или за дуэль, или ещё что-то такое же!

Продолжила выяснять, а потом как-то вдруг притихла. Родственница её и выдала. Выяснилось, что у дамы в предках владелец трактира или ночлежки на Хитровке (Хитровский рынок в Москве). Он убил одну из тамошних дам ээээ. легкомысленного поведения, и невезучий такой, попал в облаву.

После этого, услыхав фразу про осины от которой не должны рождаться апельсины, она как-то сразу нервничала, глаз дергался, и вообще, явно чувствовала себя неуютно.

Хорошо, что мы не были знакомы лично, а то, пришлось бы мне крепко держать язык за зубами, чтобы у неё не спросить, почему она была так уверена в том, что ни один из её предков не участвовал, к примеру, в Пугачевском бунте, или в чем-то предосудительном, ни одна из её прапрабабушек не изменяла мужу, и все они были исключительно знатны и роскошны? Почему нельзя признать, что кем были наши предки, жившие триста-четыреста лет назад, мы и понятия не имеем, по крайней мере, подавляющее большинство из нас.

И все эти песни про то, что кто-то заведомо хуже тебя, потому что от осинки рождён, это не что иное, как самообман.

Да, можно что-то этакое говорить про гены, которые пальцем не задавишь, но почему тогда у одних и тех же родителей рождаются настолько разные дети? Я опять же не про внешность говорю. Да что там, близнецы могут быть абсолютно разными!

Не знаем мы, какая пра-пра-пра-прабабушка заставляет одну быть чистюлей, другую неряхой, почему паренёк, насмотревшийся на пьющего отца и в рот не берет спиртного, хоть ожидают этого от него окружающие «доброжелательницы», и какой там пра-пра-прадед просыпается вдруг в трусоватом мальчишке, который закрывает собой битого щенка, становясь на пути у гораздо более сильных ребят. И откуда у этих "сильных против слабого" такое стремление над кем-то издеваться?

Да, есть некие передающиеся по наследству вещи, похожесть, болезни, особенности. Но, опять же. чаще всего предугадать это очень сложно. Может "выстрелить" любая такая особенность из заложенных в нас предыдущими поколениями.

Гены, это такие кубики Бога. Они слишком сложны и многогранны, слишком много факторов и неизвестных, и не спрогнозировать нам их расклад, те здания, которые ими создаются. Можно только удивляться и растить апельсины на всевозможных неподходящих, на первый взгляд для этого деревьях, уж по крайней мере на рябинах-то точно!

Иногда задумываюсь, почему в одних семьях дети хорошие, воспитанные, вырастаю успешными, ну в общем всё у них хорошо! А у других? Эти другие и сами думают об этом, почему так получается. Наверное генетика виновата, вылитый дед или бабка!

А начинается все с того момента, когда ребёнок совсем маленький. Вот теперь уместна пословица "Дети - зеркало родителей!"

В детском саду, наблюдая за поведением детей, можно понять какая примерно семья у ребёнка.

Я имею в виду, какие взаимоотношения в семье. Как ведет себя мама по отношению к папе и наоборот, и вообще - какая модель поведения в целом действует в этой семье.

Но как же сделать выводы про эту самую "модель"?
Вот одна из реальных историй.

Марику скоро исполнится 7 лет. У Марика хорошая мама, приятная с виду женщина. Марика всегда приводит в детский сад сама. Мальчик опрятно одет, очень послушен при маме, да и развит не по годам. И всё бы ничего, но.
Когда прихожу к ребятишкам в группу, он сразу же подбегает и старается получить моё внимание, рассказывает, что происходит, во что играют дети. Конечно, с ним начинаешь разговаривать, он остаётся очень довольный, но если подходит кто-то ещё, то он грубо говорит:
-Я первый подошел!
Такое поведение наблюдают и другие "приходящие" взрослые.
Однажды пришлось основному воспитателю отлучится на три часа и меня попросили поработать на группе, которую посещал Марик.

Мы с ребятишками сдвинули столы и принялись рисовать коллективную работу на большом листе. Марик рисовал, разговаривал как все дети. Когда закончили, стали убирать краски. В баночке на столе стояла грязная вода. Марик взял и специально наклонил банку, но я успела приподнять лист с рисунком - сине-коричневая вода потекла по столу.

Дети стояли молча. Я сразу же сказала:
- Ничего страшного, так бывает! Марик, принеси пожалуйста тряпку мы сейчас вместе всё вытрем!
Марик удивился и сказал:
-Хорошо, а дома моя мама бы закричала и наказала меня ремнем. А вы сказали, что ничего страшного.

Марик принес тряпку и все тщательно вытер, помыл баночку, сполоснул тряпочку, повесил её.
Пришла воспитатель группы и я ушла, на душе остался осадок и, конечно, повод подумать. Получается, что ребёнку в семье не хватает внимания, доброты со стороны матери, присутствуют физические наказания за малейшие провинности. А он попытался проверить мою реакцию на его поступок и был удивлен, что можно поступить иначе, как мама.
Как вы думаете, какой мальчишка вырастит, если мать не поменяет свою модель поведения по отношению нему?

И как правило в асоциальных семьях модель семьи какая? Пьют, не работают, дети в таких семьях растут как трава. И редко какой ребёнок из этих семей ведет другой образ жизни, когда взрослеет!

Ну даже если семья не асоциальная: просто папа работает, всю неделю ему не до детей, а в выходные пьёт пиво или покрепче что-нибудь, гуляет с друзьями, так сказать, расслабляется. Сын видит этот стереотип. Какай вырастет сын? Думаю, что можно не отвечать, у него сложится эта "модель", глядя на своего отца, по-другому он не видел и не знает как себя ведут другие папы.

Может я не права, пишите в комментариях, но сужу по своим детям - сыновьям, которые уже взрослые и ведут себя также прекрасно и благородно, как их отец!

Читайте также: