Они не будут довольны вами до тех пор пока вы не примете их религию
Обновлено: 14.11.2024
Аллах повелел сражаться с неверными: ( حَتَّى لاَ تَكُونَ فِتْنَةٌ ) Пока не исчезнет искушение – т.е. Ширк (любая форма многобожия) . Так считал ибн Аббас, Абу аль-Алия, Муджахид, аль-Хасан, Катада, ар-Раби ибн Анас, Мукатиль ибн Хаййан, ас-Судди и Зайд ибн Аслам.
( وَيَكُونَ الدِّينُ للَّهِ ) и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху – т.е. пока религия Аллаха не станет доминирующей над остальными религиями. В хадисе, приведённом в двух Сахихах от Абу Мусы аль-Ашари говорится: « (Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то человек, который спросил его: “О посланник Аллаха, что такое сражение на пути Аллаха? Ведь некоторые из нас сражаются под воздействием гнева, а иные (под воздействием) ярости[[Т.е. яростно защищая своё племя, родственником или чего-либо, что ему дорого.]] ” Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « مَنْ قَاتَلَ لِتَكُونَ كَلِمَةُ اللهِ هِيَ الْعُلْيا فَهُوَ فِي سَبِيلِ الله » «На пути Аллаха ( Всемогущего и Великого находится) сражающийся ради того, чтобы превыше всего было Слово Аллаха [[Сахих аль-Бухари 123, Муслим 1904]] ”».
В двух Сахихах также приводится хадис, в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: « أُمِرْتُ أَنْ أُقَاتِلَ النَّاسَ حَتَّى يَقُولُوا لَا إِلهَ إلَّا اللهُ، فَإِذَا قَالُوهَا عَصَمُوا مِنِّي دِمَاءَهُم وَأَمْوَالَهُمْ إلَّا بِحَقِّهَا وَحِسَابُهُمْ عَلَى الله » «Мне было велено сражаться с людьми[[Имеются в виду идолопоклонники.]] до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет бога, кроме Аллаха. И если они будут делать это, то защитят от меня свою жизнь и своё имущество, (которые впредь смогут оказаться доступными для людей) не иначе как по праву ( ислама [[Эти слова означают, что жизнь и имущество человека, принявшего ислам, являются неприкосновенными, если только он не нарушит никаких установлений шариата и ]]) , и тогда отчёта с них (вправе будет требовать только) Аллах[[Сахих аль-Бухари 25, Муслим 21]] ».
Слово Аллаха: ( فَإِنِ انتَهَواْ فَلاَ عُدْوَانَ إِلاَّ عَلَى الظَّـالِمِينَ ) Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками. Всевышний Аллах говорит, что если они прекратят совершать деяния язычества и сражаться с верующими, то после этого с ними не следует враждовать. Тот же, кто станет продолжать сражаться с ними, является беззаконником, а враждовать следует лишь с беззаконниками. Это и есть смысл того, что подразумевал Муджахид когда сказал, что сражаться следует только с теми, кто сражается против вас.
( فَإِنِ انتَهَواْ ) Но если они прекратят – прекратят совершать несправедливость, т.е. ширк, то с ними не следует враждовать. Под враждебностью подразумевается преследование и сражение с ними, как об этом говорится в слове Аллаха: ( فَمَنِ اعْتَدَى عَلَيْكُمْ فَاعْتَدُواْ عَلَيْهِ بِمِثْلِ مَا اعْتَدَى عَلَيْكُمْ ) Если кто покусился на вас, то и вы покуситесь на него, подобно тому, как он покусился на вас. (2:194) Подобно тому Аллах сказал: ( وَجَزَآءُ سَيِّئَةٍ سَيِّئَةٌ مِّثْلُهَا ) Воздаянием за зло является равноценное зло. (42:40) а также: ( وَإِنْ عَاقَبْتُمْ فَعَاقِبُواْ بِمِثْلِ مَا عُوقِبْتُمْ بِهِ ) Если вы подвергните их наказанию, то наказывайте их так, как они наказывали вас. (16:126) Икрима и Катада сказали: «Беззаконник это тот, кто отказался засвидетельствовать,что нет божества кроме Аллаха».
( وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّى لاَ تَكُونَ فِتْنَةٌ ) Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение Аль-Бухари сообщает, что Нафи’ передал от ибн Умара, что к нему пришли два человека во времена смуты при ибн Зубайре, и сказали ему: «Люди впали в заблуждение, но ты ведь ибн Умар – сподвижник посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , что удерживает тебя от того, чтобы выйти на сражение?» Он ответил: «Меня удерживает то, что Аллах запретил проливать кровь моего брата (мусульманина) ». Они воскликнули: «Разве Аллах не сказал: ( وَقَـاتِلُوهُمْ حَتَّى لاَ تَكُونَ فِتْنَةٌ ) Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение?» Он ответил: «Мы сражались ради того, чтобы исчезло искушение, а религия всецело принадлежала Аллаху. Вы же хотите воевать, чтобы была смута, а религия принадлежала кому-то кроме Аллаха». В другом повествовании говорится, что к ибн Умару пришёл человек и сказал: «О, Абу Абдур-Рахман, что заствляет тебя совершать паломничество в один год и пропускать в другой, и пропускать джихад на пути Аллаха, ведь ты знаешь что обещал Аллах за него?» Он ответил: «О, мой племянник, Ислам построен на пяти столпах: Вера в Аллаха и Его посланника, пятикратная молитва, пост в Рамадан, выплата закята и паломничество к Дому». Человек сказал ему: «О, Абу Абдур-Рахман, разве ты не слышал, что Всевышний Аллах сказал в Коране: ( وَإِن طَآئِفَتَانِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ اقْتَتَلُواْ فَأَصْلِحُواْ بَيْنَهُمَا فَإِن بَغَتْ إِحْدَاهُمَا عَلَى الأُخْرَى فَقَـتِلُواْ الَّتِى تَبْغِى حَتَّى تَفِىءَ إِلَى أَمْرِ اللَّهِ ) Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Аллаха. (49:9) а также: ( وَقَـاتِلُوهُمْ حَتَّى لاَ تَكُونَ فِتْنَةٌ ) Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение? Ибн Умар ответил: «Мы делали так во время посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , когда Ислам ещё не был силён. Тогда искушением в религии было то, что человека или пытали или убивали. Сейчас Ислам распространился, и искушения больше не будет». Человек спросил: «Что же ты думаешь по поводу Усмана и Али?» Он ответил: «Усмана простил Аллах, но вы не желаете, чтобы Аллах ему простил. Али же был кузеном посланника Аллаха и его зятем» А затем он указал рукой: «Вы видите его дом».
﴾وَقَـاتِلُوهُمْ حَتَّى لاَ تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ كُلُّهُ لِلهِ﴿ И сражайтесь с ними, пока не будет искушения, и религия вся будет принадлежать Аллаху. Аль-Бухари передаёт от ибн Умара, что к нему пришёл человек и сказал: "О, Абу Абдур-Рахман, разве ты не слышал, что Всевышний Аллах сказал: ﴾وَإِن طَآئِفَتَانِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ اقْتَتَلُوا﴿ Если две группы верующих между собой. (49:9) . Так что тебе мешает сражаться так, как об этом говорит Аллах?" тот ответил: "Я предпочитаю не сражаться, чтобы мне предъявляли этот аят сражаются, чем сражаться, и чтобы потом мне предъявили аят: ﴾وَمَن يَقْتُلْ مُؤْمِناً مُّتَعَمِّداً﴿ Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно. (4:93 до конца аята) . Человек сказал: "Но Всевышний Аллах говорит: ﴾وَقَـاتِلُوهُمْ حَتَّى لاَ تَكُونَ فِتْنَةٌ﴿ И сражайтесь с ними, пока не будет искушения". Ибн Умар ответил: "Мы так и поступали во время пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , когда Ислам был слабым, а человек искушался в своей религии: его либо убивали, либо пленили, пока Ислам не стал сильным, и не стало искушения". Когда же человек понял, что тот не соглашается с его мнением, и сказал: "Что ты скажешь по поводу Али и Усмана?" ибн Умар сказал: "Что я скажу про Али и Усмана? Что касается Усмана, то Аллах простил ему, даже если вы не хотели, что бы Аллах простил ему. Что касается Али, то он кузен посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его зять, а это (он указал рукой) его дом, который вы видите". Ибн Аббас прокомментировал: ﴾وَقَـاتِلُوهُمْ حَتَّى لاَ تَكُونَ فِتْنَةٌ﴿ И сражайтесь с ними, пока не будет искушения – пока не останется ширка. Муджахид, аль-Хасан, Катада, ас-Судди считают так же. Урва ибн аз-Зубайр и другие наши учёные сказали: "Пока мусульманин будет искушаться в своей религии".
Слова Аллаха: ﴾وَيَكُونَ الدِّينُ كُلُّهُ لِلهِ﴿ И религия вся будет принадлежать Аллаху – пока не возобладает единобожие… по мнению ибн Аббаса. Аль-Хасан и Катада сказали: ﴾وَيَكُونَ الدِّينُ كُلُّهُ لِلهِ﴿ И религия вся будет принадлежать Аллаху – пока не станут говорить: "Нет божества кроме Аллаха". Ибн Исхак сказал: "Пока единобожие не станет единственным, и не останется ширка и кумиров". Абдур-Рахман ибн Зайд ибн Аслам сказал: ﴾وَيَكُونَ الدِّينُ كُلُّهُ لِلهِ﴿ "И религия вся будет принадлежать Аллаху – пока не останется неверия". В пользу этого комментария свидетельствует хадис, переданный в двух Сахихах о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: « أُمِرْتُ أَنْ أُقَاتِلَ النَّاسَ، حَتَّى يَقُولُوا : لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ، فَإِذَا قَالُوهَا عَصَمُوا مِنِّي دِمَاءَهُمْ وَأَمْوَالَهُمْ، إِلَّا بِحَقِّهَا، وَحِسَابُهُمْ عَلَى اللهِ عَزَّ وَجَل » "Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не скажут, что нет божества, кроме Аллаха. И если они скажут это, то обезопасят от меня свою кровь и имущество, кроме как по праву, а отчёт их пред Аллахом".
В двух Сахихах также сообщается от Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) , что у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о человеке, который сражается геройски, о человеке, который сражается фанатично и о человеке, сражающемся для показухи – который из них на пути Аллаха? Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил « مَنْ قَاتَلَ لِتَكُونَ كَلِمَةُ اللهِ هِيَ الْعُلْيَا فَهُوَ فِي سَبِيلِ اللهِ عَزَّ وَجَل » "Кто сражался для того, чтобы возвысить слово Аллаха, тот на пути Аллаха".
Слова Аллаха: ﴾فَإِنِ انْتَهَوْا﴿ А если они удержатся – от своего неверия по причине вашего сражения с ними, а также откажутся от агрессии против вас. Ведь даже если вы не знаете их тайн, то: ﴾فَإِنَّ اللَّهَ بِمَا يَعْمَلُونَ بَصِيرٌ﴿ Ведь Аллах видит то, что они делают. Подобно этому, Аллах сказал: ﴾فَإِن تَابُواْ وَأَقَامُواْ الصَّلَاةَ وَآتَوُاْ الزَّكَاةَ فَخَلُّواْ سَبِيلَهُمْ﴿ Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их. (9:5) а также в другом аяте: ﴾فَإِخوَانُكُمْ فِي الدِّينِ﴿ То они станут вашими братьями по вере. (9:11) . Аллах также сказал: ﴾وَقَـاتِلُوهُمْ حَتَّى لاَ تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ للَّهِ فَإِنِ انتَهَوا فَلاَ عُدْوَانَ إِلاَّ عَلَى الظَّـالِمِينَ﴿ Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками. (2:193)
В достоверном хадисе сообщается, что когда посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщили о том, что когда Усама занёс над человеком меч (в сражении) , тот сказал: "Нет божества кроме Аллаха", но Усама всё же ударил его мечом и убил, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Усаме: « أَقَتَلْتَهُ بَعْدَ مَا قَالَ لَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ؟ وَكَيْفَ تَصْنَعُ بِلَا إِلَهَ إِلَّا اللهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ؟ » "Ты убил его после того как он сказал: "Нет божества кроме Аллаха"? что ты будешь делать с (этим) "Нет божества кроме Аллаха" в Судный день?" Я сказал: "Он произнёс это лишь ради спасения". На что посланник Аллаха сказал: « هَلَّا شَقَقْتَ عَنْ قَلْبِهِ؟ »"Разве ты расколол его сердце?" Он (да благословит его Аллах и приветствует) повторял это ему и говорил: "Что ты будешь делать с (этим) "Нет божества кроме Аллаха" в Судный день?" до тех пор, пока я не пожалел, что принял Ислам раньше этого дня".
Шейх Ибн Усеймин вернуться к странице
Шейх Ибн Усеймин запись закреплена
ТАФСИР АЯТА "ИУДЕИ И ХРИСТИАНЕ НЕ БУДУТ ДОВОЛЬНЫ ТОБОЙ. "
Аллах Всевышний сказал:
«Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не станешь придерживаться их религии. Скажи: «Путь Аллаха – это прямой путь». Если же ты станешь потакать их желаниям после того, как к тебе явилось знание, то Аллах не будет тебе ни Покровителем, ни Помощником» (сура "Корова", 120)
Разъяснение Шейха Ибн ’Усеймина, да помилует его Аллах:
(120) Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не станешь придерживаться их религии. Скажи: «Путь Аллаха — это прямой путь». Если же ты станешь потакать их желаниям после того, как к тебе явилось знание, то Аллах не будет тебе ни Покровителем, ни Помощником.
Всевышний сообщил Своему посланнику о том, что иудеи и христиане не будут довольны им до тех пор, пока он не обратится в их религию. Они проповедуют религию, которую исповедуют сами, и считают, что следуют прямым путем. Именно поэтому Аллах велел Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, возвестить о том, что верным руководством является только руководство Аллаха, с которым он отправлен. Что же касается воззрений людей Писания, то они опираются лишь на свои низменные желания. И если бы Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, стал потакать их желаниям после того, как ему открылось настоящее знание, то у него не оказалось бы ни покровителей, ни помощников.
Это откровение строго запрещает потакать желаниям иудеев и христиан и уподобляться им в том, что является отличительной особенностью их вероисповеданий. И хотя Всевышний Аллах обратился к Пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, этот аят распространяется и на его последователей, поскольку принимать во внимание следует общий смысл откровения, а не конкретное лицо, к которому оно обращено. Согласно другому правилу, принимать во внимание следует общий смысл откровения, а не конкретную причину, по которой оно было ниспослано.
Читайте также: