Наш девиз казачья воля казакия наша цель

Обновлено: 16.05.2024

Цель: воспитывать любовь к Родине, гордость за ее героическое прошлое, развивать познавательный интерес к ее историческому наследию, творческие способности детей, связную и осознанную речь, закрепить знание о традициях и обычаях своей малой Родины Кубани.

Место проведения: казачье подворье на СДЮТЭ. Ведущие и участники в казачьих костюмах.

У плетня собрался народ. Казачки поют песню «Над Кубанью над рекой». На поляне играют дети.

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас! Мы – это воспитанники центра детского творчества г. Курганинска и педагоги.Мы рады приветствовать:

1. Курганинское казачье общество во главе с атаманом Коптевым Юрием Николаевичем, начальником штаба Слепко Валерием Александровичем.

2. Хор «Ветеранские напевы», с которым у нас давняя и крепкая дружба и сотрудничество.

3. Представителей Курганинского кадетского корпуса.

4. Представителей КСК «Кавказ».

В наши дни, когда возродилось казачество, возрождается и доброе имя тружеников и воинов, защитников Отечества. Сегодня мы хотим вспомнить о жизни, традициях наших предков – казаков. А именно, показать обрядовый праздник «Проводы казака в армию». Народные предания тех лет, притчи и стихи, посвящённые, уходящим на службу казакам вы услышите и увидите сегодня.

Скачут по Кубани

Вдоль родной реки

Со станичным атаманом

Наши казаки.

Кубанские казаки -

Ведущий: Как вы думаете, ребята, чем привлекательно казачество?

(Предполагаемые ответы детей: У казаков все Красиво: песни и танцы; одежда; походка, чуть касающаяся земли; конь и его убранство; горделивая посадка в седле и гордый орлиный взгляд).

Ведущий: Вспомните, чем занимались казаки? (Ответы детей).

Казаки не только охраняли границы Российского государства, но и участвовали в войнах, то есть защищали свою Родину.

Проводы казаков на военную службу сопровождались интересными обрядами. Вся станица собралась для напутствий воинам - родные и близкие, соседи. Умудрённые опытом старики давали наказы молодым. Звучали старинные песни, притчи. Матери благословляли сыновей на праведное дело- защиту Отчизны.

За некоторое время до ухода на службу, молодой казак освобождался от ежедневной работы по хозяйству. Он был занят подготовкой справы - коня и снаряжения. Отсутствие, негодность какого - либо элемента, при проверке новобранца станичным атаманом, за несколько дней до проводов, наказывалось словесным выговором казаку и его родителям (в первую очередь отцу, и все требования к снаряжению беспрекословно выполнялись в кратчайшие сроки.

(Давайте послушаем шуточную казачью песню о том, ка казак готовился к службе «Мыл казак в реке коня»).

Ведущие: Знаете, ребята, какие подарки дарили, когда в казачьей семье рождался сын? Ему на «зубок» все родные и знакомые приносили кто стрелу, кто саблю, кто патроны, а кто и ружье. А когда ему исполнялся год, отец сажал его на коня. Придерживая в седле, он обводил его 3 раза вокруг дома, читая молитву вслух, затем, возвращая матери,говорил: «Вот тебе казак!».

С 3-х летнего возраста казачонка уже приучали к верховой езде. Стрелять учили с 7 -ми лет, рубить шашкой с 10-ти. С 5-ти лет работали в поле, выполняя роль погонычей рабочего скота в поле. Мальчик старался во всем подражать главе семьи. Но и на игры тоже оставалось время, в ходе которых формировались необходимые будущему воину качества-ловкость, выносливость, реакция на противника. Участвовали подростки и в конноспортивных играх, показывая искусство джигитовки и владения шашкой. Образ казака всегда ассоциировался со всадником, что нашло отражение в многочисленных песнях, пословицах и поговорках, распространенных на Кубани.

Вопрос участникам: Какие вы знаете казачьи пословицы и поговорки об отношении казака и лошади?

1. Без коня казак кругом сирота

2. Казак с конем - и ночью и днем

3. Казак без коня, что солдат без ружья

4. Казаку конь себя дороже

5. Казак голодует, а конь сыт

6. Конь казаку неизменный друг

Ведущие: Провожая казака на службу, отец давал наказ не только честно служить, но и лошадь - верного друга жалеть и ухаживать за ним.

(Поется песня «Конь боевой с походным вьюком»).

Ведущие: Служба казаков не ограничивалась определенным количеством лет. Каждый казак служил до тех пор, пока из-за ран, увечья или по старости уже не мог владеть оружием. Только в 1818 году был определен срок - 25 лет! По истечении этого срока казаки увольнялись на внутреннюю службу по войску.

Поэтому и проводы в армию проводились с особой ответственностью и трепетом. Вся станица собиралась на молебен в церковь. На нем присутствовали атаман станицы и станичное правление, родители и родственники новобранцев, другие казаки. Помимо подготовки материальной, обязательным, для новобранца считался пост - подготовка духовная, которая и заканчивалась напутственным молебном.

Вечером - проводы, «гулянка», «празнык».

Казачок:По станице разговоры: скоро казакам на сборы!

Кто из молодых ребят едет в этот раз в отряд?

1Казачка: Да Громовых сын - Андрюшка!

2Казачка: Ой, пошли к нему подружка!

Едет в дальнюю станицу,

Надобно нам с ним проститься!

(Песня «Во Кубанской во станице ветер сповивает, а Сашечка казачок конника седлает…»)

Ведущий: Итак, мы приглашаем всех на казачье подворье, чтобы стать свидетелями традиционного казачьего обряда «Проводы казака в армию»

Мать:Проходите, гости дорогие!

Красному гостю - красное место!

Отец:Всем вам будет приятно

Побывать у казака – молодца

Отбывающего на службу.

Мать:У нас для каждого найдётся

И местечко и словечко.

Отец:Проходите, красны девицы,

Казачки - славные.

Мать:Проходите, добры молодцы,

Казаки удалые.

Отец:Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли хватило места?

Мать: Мы рады видеть вас у нас.

Ведущий: гости рассаживались за столом, и к новобранцу со словами напутствия обращались родные, соседи, станичники, старейшина казачьего круга, атаман.

Дед: (обращается к новобранцу) Дорогой внучек, уходя на строевую службу, послушай деда.

Помни, что, прежде всего, казаки всегда были воинами - защитниками, хранителями земли Русской, рыцарями православия. И высшими добродетелями были храбрость и целомудрие, то есть строгость в нравственном отношении. Нарушение целомудрия каралось смертью. Так вот, родной внучек,помни всегда: будь храбрым и целомудренным. Служи честно и добросовестно, не забывай, что за тобой стоит наше казачье общество. Слушай своих командиров, и строго выполняй их наказы.

Бабушка: Дорогой внучек, помни, что казачество не только лампасы и лихости. Не папаха, не нагайка с мудреною вязкой, что подчас под горячую руку по спине непокорной гуляет. Не седло с дорогою насечкой и не дедовская шашка калёная, не отцова щербатая пика и не дедов чекмень тёмно-синий….

Это всё - только внешнее, внучек, и не раз оно в жизни менялось, приходя и в веках исчезая… Не пойми меня накриво, голуба, - есть и в этом особая прелесть, и беречь это надо с любовью. Не забудь же, голуба, дорогой внучек,три слова вдали от родного дома: СВОБОДА,за что наши деды бились,СПРАВЕДЛИВОСТЬ, как решили судом народным, как по совести дело рядили. ВЕРНОСТЬ, что кровавою нитью пронизало историю нашу. Верность крепкая, верность до гроба.

Крестный: Дорогой ты, наш Андрюшка! Нам не стыдно отправлять тебя на строевую службу. Ты с детских лет через игры, рассказы, наши быт и обычаи обучился войсковому делу- обхождению с лошадью, владению оружием, ориентированию, умению заманить и перехитрить врага, выжить и приспособиться в любых климатических условиях.

Сегодня отправляя тебя на срочную службу, мы собрали всё,что тебе нужно: 2 черкески, 2 башлыка, шапку, шаровары, сапоги, 2 пары белья, кроме того, строевого коня, 2 перемётные сумы для белья и съестных припасов, торбу для овса, 2 уздечки, подковы с ухналями (гвоздями, седло, кинжал, шашку. Служи честно,не посрами нас: отца, мать, родственников, станичников.

Крестная: Голуба моя, родной ты наш!

Некоторые считают, что казака отличает от других папаха да портупея, но не атрибутика суть казачества, хотя отношение к форме всегда было культурным и благоговейным. Казаки при всей амуниции бывают лишь на строевой службе - на сборах, в особых житейских случаях. Мы не ездим на базар в боевой шинели. Землю пашем, мешки таскаем в холщовой рубахе да суконных штанах. Без погон. На любое дело тебя атаман пошлёт - самолично или его заместители, проведут элементарный строевой смотр. Упаси Бог тех казаков, кто “под шинелью” не опрятен. Наказание будет неминуемо и самое страшное - позорное отстранение неряхи от дела.

Учти это, в форме особо честь блюди. Если ты совершишь преступление в форме - кара в 3 раза жестче.

Желаю тебе скорее вернуться домой, к родным и близким, в родную станицу.

Ну, что, Андрей, пред уходом на строевую службу,хочу тебе напомнить:

Много веков бежит матушка – Кубань. Много веков играет труба, созывая казаков в поход. Так играла она и дедам и отцам твоим. И уходишь ты теперь, как и со всей Кубани, казаки, служить на далекие земли, охранять наши мирные станицы от басурман.

Помни присягу, помни данную тебе науку и ничего не бойся. Все в Божьей воле, а у хорошего казака и в его собственных руках!

Береги коня своего: он тебе друг и спаситель, никогда не подведет, не

А еще скажу я: тот пропал на войне, кто забоялся.Одно помни: увидел ты неприятеля - лети на него с шашкой или пикой, и должен он от виду твоего понять, что ты его срубишь или на пику подденешь или конем стопчешь. Такой в нем должен страх заняться! Тебе только этого и надо!

И еще скажу тебе, чтобы не было за тобой никаких замечаний! Станицу нашу, семью свою, в полку не срами, плохое это дело! Лучше перетерпи, недоешь, чем потом сам моргать будешь, когда девки с тебя смеяться будут.

Ну, впрочем, дай вам Бог победы и скорейшего возвращения в родные курени!А теперь послушай наказ:

Старик: Помни Андрей,

Кодекс казачьей чести:

1. Помни, по тебе судят о народе твоём.

2. Будь прост, но не подобострастен. Доброжелателен, но не льстив. Храни достоинство, но не гордись.

3. Помни, что каждое твоё слово – слово народа твоего.

4. Да не будет тебе, казаку, кумира ложного. Всем служи честно.

5. Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю!

6.Помни: ВОЛЯ - не своеволие,

ЛИХОСТЬ - не разбой

ДОБЛЕСТЬ - не жестокость!

7.Помни: храбрые - всегда добрые, потому как они сильны!

8. Не льсти! Прощай врагам своим, не трать души на ненависть и зависть.

9. Казаком надо родиться!

10. Казаком нужно стать!

11. Казаком нужно быть!

12. Тогда обретёшь Царствие Небесное и славу в потомках!

А теперь пускай тебя отец и мать благословят. Помни – материнская молитва со дна моря спасет! В час добрый!

Мать с иконой в руках благословляет сына.

- Благословляем тебя, дитя наше!

Молю Бога, чтобы ты воевал храбро, чтобы всегда стоял за веру Христову, царя и Отечество. Подойди,сын мой к матери: молитва материнская и на воде и на земле спасает. Пусть хранит Тебя Божья Матерь. Не забывай сын, мать и отца своих. Пошли хоть весточку о себе.

Ответное слово новобранца:

-Дорогие матушка, батька, станичники! Расстаюсь с вами надолго, но в сердце уношу ваши слова и любовь. Всегда перед глазами будет край родной. Крепко- накрепко запомню слова из казачьей присяги: «Перво - наперво защищать Родину от лютого врага, честь свою соблюдать, отца-мать слушать и почитать».

Ведущие: Казак выходит через ворота,затем в последовательности: родители, жена ведя коня, гости. Неженатому казаку коня могли выводить и невестка, сестра, младший брат, или мать.

На улице казак кланялся на четыре стороны. Жена, вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника. По старинному обычаю она передавала повод,приговаривая:

«На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой» .Казак садился на коня.

К площади, где собирались все казаки, неженатого новобранца девушки вели под руки. Женатый же сидел на коне, которого вела жена до места сбора.

На площади собирались новобранцы и провожающие. Отсюда, кто пешком, кто сидя на подводах или верхом на конях станичники направлялись к тому месту, которое исторически в станице было связано с проводами казаков на службу.

(Выход со двора)

1. Ведущий. Вот и окунулись мы с вами в «Преданья старины далекой». Перед вами предстали картины прошлого нашего казачества. Молодое поколение продолжает традиции своих предков. Снова казаки в строю на защите нашей Родины! В канун праздника Дня защитника Отечества поздравляем наших казаков и малых и больших, желаем им всего того, что сегодня вы услышали в наказах, и конечно крепкого богатырского здоровья! А сейчас, представим себя жителями станицы Курганной. Примерно в этом месте, вдоль реки Лаба расположились первые 70 семей, переселившиесяна Кубань. И вот эти жители пришли на народные гуляния, где будут игры казачьи, состязания, катание на лошадях!

Публикации по теме:

Сценарий детской игровой программы «Лето красное, звонче пой» Сценарий детской игровой программы «Лето красное, звонче пой»,2016 Ведущая: Привет, девчонки и мальчишки. Привет те, у кого веснушки и те,.

Сценарий игровой программы «Фруктландия»

Сценарий игровой программы «Фруктландия» Страна ФРУКТЛАНДИЯ. Ведущий : Добрый день ребята! Ну-ка, отгадайте мою сложную загадку! Никто ни у кого его не видит, А у каждого оно.

Сценарий игровой программы к Дню защиты детей Игровая программа на площадке детского сада к празднику «День защиты детей" Дети организованно выходят на площадку перед центральным входом.

Сценарий игровой программы «Поиск клада» Ведущий. Здравствуйте! Здравствуйте, мы рады видеть всех, Кто любит песни, игры, и звонкий детский смех! А еще загадки, тайну и сюрпризы.

Сценарий концертно-игровой программы с и мамами и детьми «Мамин день» Ход Звучит музыка, выходит ведущий Ведущий: Мама, мамочка… Это слово весело журчит, как весенний ручеёк, ласково греет, как тёплое солнышко,.

Сценарий конкурсно-игровой программы к Дню дошкольного работника «Осенний марафон» Сценарий конкурсно-игровой программы «Осенний марафон» Слайд 1. Звучат фанфары. Выходит ведущий программы. Вед. Добрый день! Мы рады.

Сценарий конкурсно-игровой программы, посвященной Дню матери «Дочки, сыночки, мамочки»

Сценарий конкурсно-игровой программы, посвященной Дню матери «Дочки, сыночки, мамочки» Цель. Познакомить с праздником – Днем матери; воспитывать уважение к маме; активизировать совместную деятельность детей, родителей и детского.

Сценарий nразвлекательно-игровой программы для школьников «Первоапрельский переполох» Сценарий развлекательно-игровой программы для школьников ГОЛ Краснофлотского района г. Хабаровска «Первоапрельский переполох» в рамках весенних.

Сценарий познавательно-игровой программы ко Дню города «В гостях у хозяина города — Белого медведя» СЦЕНАРИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ «В гостях у хозяина города-Белого медведя» Цели и задачи: - Расширять представление о Норильске,.

Сценарий развлекательно-игровой программы «Мы встречаем праздник Лета» СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ "Мы встречаем праздник ЛЕТА" Ведущий: Сегодня ваш праздник, ребята! Все дети огромной Земли Друг.

Войти

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться ПРИСУД КАЗАЧИЙ - земля назначенная Богом (присужденная) в вечное казачье владение

«Казакия — наша цель»

Казаки Присуда - не боятся публиковать материалы, точка зрения которых не совпадает с нашей. Размышлять, фильтровать, перерабатывать опыт предшественников, учиться на ошибках - вот , собственно одна из преследуемых нами целей. Уже тем мы должны быть благодарны Елене Борисенок, кандидату исторических наук, что тема Казакии и самостийников, были подняты в российской прессе. Показывая на примере журнала "Вольное казачество" историю зарождения темы казачей государственности, автор избегает резких оценок, стараясь ввести нас в круг споров о казачьей государственности того времени.


Эмигрантские cnoры о казачьей государственности

По мнению большинства исследователей, после Гражданской войны из России эмигрировало около 40 тысяч казаков, причем более половины из них эвакуировалось с врангелевскими войсками из Крыма в ноябре 1920 года. Другая часть казачества после поражения антибольшевистских сил уходила на восток (главным образом в Китай) через Казахстан, Среднюю Азию, Забайкалье и Приморье. В дальнейшем судьба забросила казаков-эмигрантов в Латинскую и Северную Америку, Австралию, Африку. Большая часть изгнанников попыталась найти убежище в европейских странах. К началу 1930-х годов во Франции проживало около 10 тысяч казаков, в Югославии — более 4 тысяч, в Болгарии — около 2 тысяч1. Около 2 тысяч казаков — по преимуществу донцов, кубанцев и терцев — приютила Чехословацкая республика, причем подавляющее большинство их трудились в качестве Сельскохозяйственных рабочих. Именно в Чехословакии оформилось своеобразное направление казачьей эмиграции, мечтавшее об отделении от остальной России и о независимой державе Казакии.

«Державники» и «самостийники»

Оказавшись в условиях относительнойстабильности, казаки-эмигранты активно

переосмысливали прошлое и пытались конструировать проекты постбольшевистского переустройства. При этом казачья политическая мысль, сразу же выделившаяся из пестрого эмиграционного потока, была весьма разноречивой. В изгнагии заявили о себе и монархисты, и кадеты, и эсеры, и меньшевики. С. Ауский условно выделил пять основных течений в среде казачьей эмиграции:

1) сторонники прежних имперских порядков, когда казаки считались привилегированным сословием;

2) последователи атама на Каледина», не стремившиеся к отделе¬нию от России и настаивавшие на полном самоуправлении казачьих войск, выборности атаманов и участии казаков в управлении страной;

3) оборники единого государства казаков и народов Северного Кавказа;

4) казаки украинского происхождения во главе с И. В. Полтавцом-Остраницей, предлагавшие присоединить Юг России к Великой Украине;

5) сторонники государственной независимости казачества.

Заметим, что третье и четвертое из указанных направлений были скорее экзотичными, а первое особым влиянием не пользовалось. По мере того как угасала надежда на возобновление вооруженной борьбы с большевиками, основным предметом дискуссий казаков-изгнанников становилось отношение к исторической и современной России.

Яростные политические споры были характерны и для общественных организации, внешне не имевших к политике никакого отношения, например для действовавшего в Чехословацкой республике Общеказачьего сельскохозяйственного союза и для его органа — журнала «Путь казачества». Именно внутри этого издания образовался кружок казаков-самостийщков. Его лидерами были выходцы с Дона — генералы И. Ф. Быкадоров и Т. М. Стариков, есаул М. Ф. Фролов, врач И. П. Вифлянцев, инженер И. И. Колесов, студент В. Г. Глазков, а также кубанцы И. А. Билый и С. А. Федоров. Рупором сепаратистских настроений стал журнал «Вольное казачество», первый номер которого увидел свет в Праге 10 декабря 1927 года. На его обложке значился красноречивый девиз «Казакия — наша цель».

«Блуд московской мысли»

Обосновывая право казаков на независимость, лидеры «самостийников» были не слишком оригинальны. Их «антиимперская» программа в основном совпадала со взглядами деятелей украинского и бело русского национального движения, перекликалась и с сибирским областничеством. Примечательно, что журнал «Вольное казачество» апеллировал к достижению независимости чешским народом, в способность которого освободиться от немецкого владычества еще в середине XIX века мало кто верил. Главная идея «вольных казаков» была предельно проста: «Казачество — особая форма социального и государственного бытия, которое мог осуществить только самостоятельный народ. Сущность этого бытия была резкой противоположностью московской (великорусской)». «Железные аргументы», как заведено у сепаратистов, черпались на ниве истории, трактуемой весьма своеобразно. Утверждалось, к примеру, что Казакией еще в конце 1-го тысячелетия н. э. якобы именовалась часть территории Северного Кавказа, заселенная впоследствии донскими казаками. Увлеченный историей генерал-майор Быкадоров полагал, что «юго-восточное казачество, казаки-христиане являются особым народом, исторически образовавшимся на востоке Европы из славянорусов и тюркских народов и на образование которого великорусы, сами находившиеся, как народ, в процессе своего образования, из смешения славян лесной полосы и финских племен, как раз никакого влияния не имели. Единство у казаков с великорусским народом лишь в языке, но и он материнским языком является только для части казачества, а для другой — украинский, калмыцкий, киргизский, черкесский, осетинский. ». Лидеры «Вольного казачества» полагали, что казачество должно стать четвертым равноправным восточнославянским народом вместе с великороссами, украинцами и белорусами.

Казаки и великороссы, по мнению «вольных казаков», «с самых отдаленных времен. жили в совершенно различных географических и политических условиях». На севере образовался тип покорных, терпеливых, легко мирящихся с самой суровой действительностью индивидов; на юге, наоборот, «выковались воинственные, активные, свободолюбивые, не переносящие никакого насилия над собою, никакого гнета, закаленные в опасностях, в бранной жизни люди». По Быкадорову, «казачество в своем государстве осуществляло народоправство, народ сам управлялся державной волей своей (через Войсковой и станичные круги, через выборных атаманов, Войскового, станичного и других), у казачества были осуществлены свобода, равенство, полная национальная и религиозная терпимость,

особые социальный уклад и быт и т. д. Сущностью Московского государства были: самодержавие царя и патриарха, самодержавие бояр (дворянства), сословная замкнутость, крепостничество, бесправие населения от произвола бояр, воевод и приказных людей, национальная спесь, религиозная нетерпимость, преследования, национальная московская косность»7.

Сепаратисты полагали, что самостоятельная казачья государственность сложилась в середине XVI века и просуществовала почти до конца XVII столетия. Но и после этого, замечал Быкадоров, сохранялись важнейшие предпосылки независимости: «Революция сверху, произведенная Петром I, определила эпоху нового порядка: насильственного превращения украинцев и казаков в великорусов, Украины и Казачьих земель в Великороссию. Но единого русского народа, русской нации, от этого не образовалось: нации путем насилия не образовываются. Бывшие казачьи государства, претерпев изменения, сохранились до революции (1917 года), как особые народные организмы, как особые территориальные единицы»8.

В своей политической программе «вольные казаки» в качестве главной цели видели освобождение Дона и Кубани из-под власти РСФСР и СССР и созыв на Кубани Кубанской Рады, на Дону — Донского Круга, как суверенных Учредительных собраний, «над волею которых нет никакой иной высшей воли», а в основу экономики казачьего государства «вместо всяких коммунизаций» должно быть положено «право частной собственности»10. «Иногородних» предлагалось «оказачить» — «дать все права гражданства наших республик, равно как и обязанности, всем тем, кто жил и родился в пределах наших областей до войны». В перспективе казачество должно было стать базой нового, более мощного государственно-политического организма. После того как будут положены «первые камни восстана¬вливаемой и созидаемой государственности на Дону, на Кубани, на Тереке, на Яи-ке и в Оренбурге, у калмыков и астраханцев, тогда наступит момент для создания общего: Союза Вольных Казачьих Земель-Республик — Казакии».

Своих целей «вольные казаки» предполагали достичь путем войны с «северным большевистским государством», причем квалифицировали ее как войну внешнюю, оборонительную. По их мнению, великороссы способны вынести любую тиранию, но, освободившись от нее, становятся сами тиранами, что ярко проявилось в событиях Гражданской войны: «Большевистскую власть без сопротивления, без какой-либо борьбы, добровольно принял единственный народ бывшей России — великорусский». Поэтому борьба казачества с большевиками якобы приобрела характер национальной войны с великорусами. Друзьями и союзниками казаков в будущей войне с Россией объявлялись «все народы бывшей Российской империи, стремящиеся к своему национальному освобождению, к осуществлению своего самостоятельного бытия». Освобождать же «свой родной край» сепаратисты готовы были при помощи влиятельных иностранных держав, полагая, что «чужая помощь дороже не обойдется, чем безраздельное владычество большевиков над имуществом, жизнью и душою собратьев». Грядущее представало «вольным казакам» в розовом свете. Генерал-лейтенант Стариков уверял, что «будущее казачье государство по своему географическому положению и по природным богатствам находится в исключительно благоприятных условиях. Не пройдет и десяти лет, как оно превратится в одно из самых цветущих новых государств в Европе».

Странное или чудовищное?

Неудивительно, что идеи «Вольного казачества» вызвали оживленную дискуссию. «Казачий союз» во Франции даже распространил специальную анкету для выявления мнения о «самостийности». Лидеры эмиграции решительно отмежевались от радикальных поборников независимости — среди них атаман П. Н. Краснов, бывшие председатели казачьих правительств Дона, Кубани и Терека Н. М. Мельников, С. М. Топорков и Е. А. Букановский, а также А. И. Деникин и П. Н. Милюков. Особенно резко высказался Деникин, по мнению которого «самостийники» были или «скорбноголовыми людьми», или «людьми с продажной совестью».

Однако у большинства изгнанников с Дона, Кубани и Терека идеи сепаратистов о «казачьей нации» и независимой Казакии вызвали однозначное и осознанное неприятие. Поэт Николай Туроверов восклицал: «Любовь к Родному краю, гордость Доном должны только увеличивать, а отнюдь не умалять безграничную любовь к России, непреклонную гордость Российским государством. Как и России давно пора забыть еще такую недавнюю, нарядную экзотику в своем взгляде на казачество, — казаки не только носят лампасы и с гиком скачут на врага, но и пашут землю и хотят учить своих детей. Без России и вне России у казачества не было, нет и не может быть дорог!» «В исторически обозримое время, — писал журнал «Путь казачества», — эта кровная и тесная связь казачества с русским народом представляется совершенно бесспорной, а казачьи области вкраплены в государственное тело России и много веков существуют как нераздельные части ее». Острой критике подверглась точка зрения «Вольного казачества» на отношения между советской властью и великороссами. Русский народ, утверждал «Путь казачества», так же ненавидит большевиков, как и казаки: «Вместе с русским народом строили Россию, считаем ее своим домом, вместе с русским народом будем бороться за освобождение нашей обще Родины от коммунистической власти будем свободными жить в свободно России». Генерал-майор И. Г. Акулинин, оренбургский казак по происхождению, подчеркивал: «Казаки, будучи стороной обороняющейся, никаких корыстных целей — ни классовых, ни самостийных — не преследовали и против русского народа не шли. Наоборот, они защищали его подлинные интересы и отстаивали свои права жить и веровать по заветам отцов, а не по указке красных комиссаров»15.

Возможная же помощь Европы вновь образованным казачьим государствам, считал «Путь казачества», будет оплачена слишком дорогой ценой, прежде всего за счет разграбления природных богатств казачьих земель. «Величайшая наивность думать, — отмечалось в журнале, — что после тех громадных потрясений в народнохозяйственной жизни, которые испытали все области России в период революции, гражданской войны и коммунистической политики советской власти, каждая отдельная народность или каждая казачья область могут самостоятельно существовать, хозяйственно развиваться и в полной мере удовлетворить свои национально-культурные запросы». Неизмеримо легче «изживать последствия общей беды общими же силами в единой Российской федерации. Только в единой, сильной, демократической и свободной России мы сможем чувствовать себя и сильными и свободными».

Разброд и шатания

Критикуя «вольных казаков», их противники задавались и практическим вопросом — откуда у «самостийников» появились деньги для издания, выходившего раз в две недели. Любопытная версия была высказана в другом казачьем журнале — «Казачьем сполохе», написавшем еще за полтора года до появления «Вольного казачества»: «. стало известно, что в «некотором царстве, в некотором государстве» могут найтись средства для ведения определенного рода работы на так называемых окраинах России». Этим источником и воспользовались казаки-самостийники: «средства издания «Пути казачества» приходили к концу и секретарь редакции этого журнала, М. Ф. Фролов, поехал в «соседнее государство» и оттуда, в придачу к средствам на издание журнала «Путь казачества», привез новые идеи: «Россия — первейший враг казачества», а естественный союзник — ге■еральный штаб «некоего государства», выделивший указанные средства. По приезде в Прагу, Фролов. подготовил к печати одновременно два журнала: один из последних номеров «Пути казачества»и первый номер «Вольного казачест ва». Когда же в «Вольном казачестве» завелась оппозиция, которая посчитала«сугубо вредным вмешательство неказачьих сил в казачьи дела. приехавший специальный чиновник из одного государства навел порядок в редакции».

Обвинение в сотрудничестве с иностранной разведкой было довольно серьезным. «Мы не намерены скрывать, достаем или не достаем средства на свою работу, но скажем это только освобожденному казачеству на своей земле. — писало «Вольное казачество». — Мы поступим так, как делали это все народы, боровшиеся за свое освобождение: сначала исполним свое дело освобождения, а потом дадим исчерпывающий ответ своему народу». Таким образом, «вольные казаки» не стали опровергать слухи об иностранных субсидиях, рассчитывая не то, что «победителей не судят».

Таинственного казачьего спонсора вычислить нетрудно, хотя и сепаратисты, и их противники избегали прямо называть его. Известно, что польские спецслужбы субсидировали эмигрантские издания, настаивавшие на признании казаков «самостоятельной нацией». II отделу польского Генштаба идеология «вольных казаков» казалась весьма перспективной. Казачьи земли с Польшей не граничили, и работу, направленную на распад СССР, здесь теоретически можно было вести эффективнее, чем на Украине и в Белоруссии, где большевики проводили «коренизацию», а политика польских властей энтузиазма не вызывала.

Связи «вольных казаков» с польской верхушкой были давними — Билый еще летом 1919 года встречался с Пилсудским как глава делегации Центральной Кубанской Рады. С конца 1920-х взгляды самостийников оказались востребованы в рамках политики так называемого прометеизма. Польские власти пытались объединить национальную эмиграцию из бывшей Российской империи, поднять антибольшевистские восстания, в результате которых Россию планировалось вернуть к границам XVI века, а новые независимые государства в перспективе должны были образовать федерацию во главе с Польшей. Однако в созданную в 1928 году в Париже организацию «Прометей» «вольных казаков» не приняли — эмигранты с Кавказа и сторонники Петлюры были решительно не согласны с границами будущей Казакии. Деньги на издание «Вольного казачества» выделялись вплоть до конца 1930-х годов: считается, что осенью 1939-го журнал был закрыт за откровенные симпатии к западным союзникам20, но тогда же прекратила свое существование и II Речь Посполитая.

Единство в рядах самих «вольных казаков» сохранялось недолго. Уже в конце 1928 года Колесов и Глазков основали в Праге собственный журнал-газету «Казачья земля», они же в 1930-е годы издавали журнал «Казакия». И хотя «Вольное казачество» и «Казакия» отражали фактически единые взгляды на будущее казачьих краев и издавались за счет польской разведки, ссоры враждующих группировок не утихали. В годы Второй мировой войны «вольные казаки» вновь раскололись — одни из них, в том числе Глазков, активно поддержали гитлеровцев и атамана Краснова, другие решительно отрицали фашизм. В начале 1950-х Глазков и Безуглов эмигрировали в США и продолжили свою деятельность в рамках Организации порабощенных народов.

Песня «Эх, казачата, ребята удалые!»

Род казачий очень гордый!

И не даром на Руси

Всем знакомы казаки!

Сейчас прозвучит песня «И дед казак! И отец казак!»

Песня «И дед казак! И отец казак!»

(Дети уходят переодеваться)

Ведущая:

Пока наши команды готовятся к соревнованиям,Межведилова Алина прочитает стихотворение «Мое родное Ставрополье».

Стихотворение «Мое родное Ставрополье»:

Мое родное Ставрополье –

Орлиный солнечный простор!

Люблю степей твоих раздолье,

Твои папахи снежных гор!

Люблю, продутые ветрами,

Твои курганы и поля,

Казачьи песни над дворами,

Где рукоплещут тополя.

Люблю орлов, парящих в сини,

Колосья нив и шум садов,

И зноем пахнущие дыни

На рынках шумных городов.

Мое родное Ставрополье,

Люблю тебя я с давних пор!

Во мне живут твои раздолья,

Твои папахи снежных гор!

Под звуки марша выходят команды казачат старшей и подготовительной группы, делают круг по залу и строятся друг напротив друга.

Ведущая:

В соревнованиях принимают участие 2 команды казачат: справа от меня команда казачат старшей группы! Слева команда казачат подготовительной группы!

Казачата вышли дружно,

Чтобы праздник свой начать.

А поэтому всем нужно

В нем участие принять.

Каждый должен свою силу,

Свою ловкость показать,

Быть здоровым и веселым

И конечно не скучать!

Команда казачат подготовительной группы:

Девиз наш: Дружба и успех!

Мы победим сегодня всех!

Приветствие соперников:

Мы веселая команда,

Не умеем мы скучать,

С нами ты посостязайся,

Ты рискуешь проиграть!

Команда казачат старшей группы:

Наш девиз: Все за одного, один за всех,

Тогда в команде будет успех!

Приветствие соперников:

Хоть соперник ты нас старше,

Но, попробуй, обойди!

Если только проиграем-

Лучше к нам не заходи!

Ведущая:

Нужен отдых казаку,

Чтобы книгу почитать.

Ну, а будущим казачатам

Игра-эстафета «Кубанка»

2 команды стоят лицом друг к другу. Участники по очереди передают шапку-кубанку, одевая ее на голову и делая шаг вперед со словом «Ух!» в конец шеренги. Получивший шапку последний игрок одевает ее на голову со слово «Ух!» и передает по шеренге назад капитану команды, который поднимает ее вверх над головой. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

Игра «Длинная лоза»

(Играют только мальчики)

Описание игры: мальчики строятся в две команды. Присаживаются на колени. По сигналу играющие наклоняются, голова внизу, руки на полу. Последний игрок по сигналу отталкивается двумя руками о спины игроков и, перепрыгивая через спины, движется вперед и становится первым и так каждый игрок. Побеждает команда, которая заканчивает первой со словом «Все!»

«Разбить кувшин»

Воздушный шар положить в чугунок и поставить посередине зала. Выходят по одному участнику от каждой команды, им завязывают платком глаза и дают в руки шашку. По сигналу участники стараются проколоть шар шашкой. Балл начисляется той команде, участник которой сумел первым проколоть шар. (Далее выходят еще по одному представителю от каждой команды и т. д.)

Ведущая:

Молодцы казачата! Здорово играете! Предлагаю Вам немного отдохнуть и перевести дух. А вы знаете пословицы казаков?

Команды по очереди произносят пословицы:

Конь подо мной – полк за мной.

Казак как родится, так на коня садится!

Казак без чести вообще не казак!

Честь и доброе имя казака дороже жизни!

Казак голодует, а конь сыт.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Конь казаку неизменный друг.

Учи белого лебедя плавать, казачьего сына - на коня садиться.

То и конь, что треноги рвёт.

Степного коня в стойле не удержишь.

Помилуй, Господи, коня и меня.

Казаку конь себя дороже.

Господь Бог надо мною, добрый конь подо мною.

Не конь везёт, а Бог несёт.

Сыпь коню овёс мешком, не пойдёшь пешком.

Без коня казак круглая сирота.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Ведущая:

А теперь продолжим наши соревнования! Предлагаю вам поиграть в игру «Перетяжки»!

«Перетяжки»

Капитан одной команды берется двумя руками за палку, а за ним вся команда держится за талию друг друга. С другой стороны палки таким же образом выстраивается команда соперников. По команде игроки стараются перетянуть команду соперников на свою сторону.

«Перекати тыкву»

Капитан каждой команды берет тыкву, прокатывает ее руками по полу до ориентира, докатывает до своей команды и передает впереди стоящему. Побеждает команда, которая быстрее выполнит задание.

«Достань папаху».

Двое ведущих держат в поднятых руках шашки (игрушечные сабли, на которых висят папахи). К ведущим подходят по одному представителю от команды. Под весёлую музыку игроки пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим ведущим и стараются снять с шашек папаху. Балл начисляется команде, участник которой первым снимет папаху и поднимет ее вверх со словом «Ура!» (Далее выходят еще по одному представителю от каждой команды и т. д.)

Ведущая:

Хорошо мы поиграли. А вот на полянке, как галчата, зашумели казачата, споря, кто из них самый быстрый, самый ловкий. Да зачем спорить? Мы это сейчас проверим в игре «Кто быстрее сядет на коня?»

«Кто быстрее сядет на коня?»

(Играют только мальчики)

Под музыку мальчики скачут на конях-стульях, когда музыка меняет свой темп, казачата встают со стульев и поскоками двигаются по залу. В это время убирается один стул.

Музыка заканчивается, всадники занимают свои места. Кому коня не хватило, выходит из игры. В конце игры остается один победитель.

Объявляются результаты соревнований.

ФОТООТЧЕТ:

Сценарий праздника «Забавы казачат»

Жюри (слева направо):

Глава г. Новоалександровска Картишко И. В.

Атаман нижне-кубанского районного казачьего общества Здвижков С. В.

Специалист по дошкольному образованию Перетятько С. Г.

Зам. главы администрации района Горовенко Л. Н.

Зам. главы г. Новоалександровска Мацко Л. Н.


Ведущая и двое казачат:



Песня «И дед казак! И отец казак!»:


Межведилова Алина читает стихотворение «Мое родное Ставрополье»:


Выход и построение команд:



Игра «Длинная лоза»:


Игра «Разбить кувшин»:



Игра-эстафета «Перекати тыкву»:


Игра «Достань папаху»:


Игра «Кто быстрее сядет на коня?»:


Жюри объявляет результаты:




Публикации по теме:

«Забавы казачат». Конспект спортивного развлечения, посвященного Дню защитника Отечества, для детей старшей группы Конспект спортивного развлечения «Забавы казачат» Посвященного Дню защитника Отечества для детей старшей группы МО г. Краснодар МБДОУ «Центр.

Сценарий праздника «Зимние забавы»

Сценарий праздника «Зимние забавы» Ведущий: Начинаем Зимний праздник! Будут игры, будет смех, И веселые забавы приготовлены для всех. Хороша красой своею наша Зимушка – Зима,.

Сценарий физкультурного праздника для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей «Весенние забавы» Цель: вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, прививать любовь к спорту и физкультуре Оборудование:.

Сценарий праздника для детей старшей группы «Осенние забавы» Сценарий праздника для детей старшей группы «Осенние забавы». Дети под музыку с листочками в руках вбегают в зал. Становятся у центральной.

Сценарий праздника «Купальские забавы» Сценарий праздника " Купальские забавы" Цель: - Развивать интерес детей к старинным русским обычаям. - Вызвать эмоциональный отклик детей.

Сценарий спортивного праздника для детей старшей и подготовительной групп «Богатырские забавы» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г. ШАРЫПОВО муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка».

Сценарий спортивного праздника «Зимние забавы» (для детей старшего дошкольного возраста) Сценарий спортивного праздника «Зимние забавы» (для детей старшего дошкольного возраста) Дети строятся на спортивной.

Сценарий праздника «Святочные забавы» Петрушка Все на Святки! Все на Святки! Приходите-ка, ребятки! И овсень, и коляда Будут вместе с нами, да? Это что такое святки? Вы не.

Сценарий зимнего спортивного праздника с детьми подготовительной группы «Зимние забавы с Югоркой»

Сценарий зимнего спортивного праздника с детьми подготовительной группы «Зимние забавы с Югоркой» Цель: Развитие интереса к участию в подвижных играх и эстафетах в зимнее время года. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей организовывать.

Сценарий зимнего спортивного праздника «Зимние забавы». «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» Действующие лица: Ведущая Снеговик Баба Яга 3 команды (команды по 6 человек : 3 дев. 3мал.) Ход мероприятия : Ведущая обращается.

Разработан Григорием Кузнецовым в 2010 году и утвержден казаками-националистами как официальный девиз Вольно-казачьего Движения (ВКД).

Читайте также: