Народная мудрость научный вывод афоризм виды знаний аксиома миф

Обновлено: 14.11.2024

Укажите, какие виды (формы) знаний о мире называет автор. Всего укажите четыре вида (формы). Назовите любой другой вид (форму) знаний о мире, известную вам из обществоведческого курса, и проиллюстрируйте его примером.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Сфера материального производства является важнейшей (первой) всеобщей сферой жизнедеятельности общества как системы. Но как воплощение чувственно-практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической деятельности (вторая всеобщая сфера), которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию. Это знание, разумеется, может приобретать самую разную форму — существовать в виде науки, магии, традиции, астрологии. В любом случае общество постоянно собирает информацию о внешней по отношению к нему среде, делая это профессией для определенного круга лиц — жрецов, деятелей церкви, ученых.

Третью всеобщую сферу жизни общества составляет деятельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимается, прежде всего, философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая деятельность может достичь положительного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность.

Помимо трех выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, которые соответствуют трем сферам освоения ими внешней действительности, необходимо указать на существование еще одной всеобщей сферы — управления общественными процессами, то есть управления обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом. (. ) И наконец, последняя всеобщая сфера жизнедеятельности людей — это собственно социальная сфера. Она в известной мере противостоит первым трем сферам и сфере управления обществом. В социальной сфере происходит потребление общественным человеком того, что создается в производственной сфере — в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социально¬го и духовного существа.

Если бы все люди занимали абсолютно одинаковое положение с точки зрения их доступа к общественному богатству, то воспроизводство человека представляло бы собой в значительной мере управленческую, технологическую, но не политическую проблему. В реальной же жизни положение людей в обществе по способам присвоения (или освоения) накопленных обществом богатств сильно разнится между собой. Существование богатых и бедных, стариков и детей, одаренных природой и обойденных ею делает картину социального положения людей и социальных отношений чрезвычайно запутанной. Но в правильном и своевременном решении социальных проблем — ключ к нормальному функционированию и развитию общества как системы.

. Понимание специфики всеобщих сфер, и тем более их количества, может быть различным. Но главное здесь в другом. Обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливо или не¬справедливо устроенного и понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей несправедливости,

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух характеризуют виды человеческих знаний. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) научные истины2) народная мудрость3) мифология
4) гипотеза5) заблуждение6) эксперимент

Эксперимент — один из эмпирических методов научного познания.

Гипотеза — теоретическая форма научного познания, представляющая собой научное предположение, сформулированное на основании рядя фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер, нуждается в доказательстве.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух характеризуют виды человеческих знаний.

1) научные истины2) народная мудрость3) мифология
4) гипотеза5) заблуждение6) эксперимент

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Эксперимент — один из эмпирических методов научного познания.

Гипотеза — теоретическая форма научного познания, представляющая собой научное предположение, сформулированное на основании рядя фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер, нуждается в доказательстве.

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание) .

1) агностицизм; 2) гностицизм; 3) истина; 4) гносеология; 5) скептицизм.

3. Ниже приведён перечень компонентов. Все они, за исключением двух , относятся к теории гносеологии.

1) истина; 2) условия достоверности результатов познания; 3) создание материальных ценностей; 4) ступени и формы процесса познания; 5) возможность познания; 6) законотворчество.

Найдите два компонента, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4. Установите соответствие между видами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

Б) описание внешнего образа предмета

В) формулирование понятия о предмете

Г) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств

Д) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся

5. Особым и наиболее древним видом познания является народная мудрость. Найдите в предложенном списке высказывания, в которых проявляется народная мудрость. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) «Цыплят по осени считают».

2) «При пересечении двух параллельных прямых секущей накрест лежащие углы равны».

3) «Чем выше температура, тем больше скорость движения молекул».

4) «Красный закат солнца - к сильному ветру».

5) «Птицы низко летают перед дождём».

6) «В скелете человека различают осевой скелет и добавочный скелет».

6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что *** (А) всегда даёт абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои *** (Б) на основе неоспоримых *** (В) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперёд, причём исключена возможность *** (Г) или *** (Д) назад. Однако состояние современной науки, также как и *** (Е) наук в прошлом, доказывает, что дело обстоит совершенно не так».

7. Запишите слово, пропущенное в таблице.

8. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание) .

1) формализация знания; 2) стремление к объективному отражению действительности; 3) научное познание; 4) систематизированное знание; 5) теоретический уровень.

9. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух , являются ступенями познания человеком мира.

1) ощущение; 2) восприятие; 3) гипотеза; 4) представление; 5) практика; 6) суждение; 7) понятие.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

10. Установите соответствие между формами познания и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) знание является побочным продуктом практической деятельности

Б) знание существует в форме художественных образов

В) знание раскрывается в процессе повествования

Г) знание является результатом целенаправленной деятельности

3) обыденное знание

11. Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы теоретического научного познания могут ими применяться?

1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости

2) сбор статистических данных путём анкетирования

3) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей

4) описание случаев социальной дифференциации населения

5) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов

6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости

12 . Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

« *** (А) объективна. Под *** (Б) понимают знание, продиктованное *** (В), существующим независимо от человека. Истина не существует без *** (Г) и человечества. Поэтому истина - есть человеческое знание, но не сама реальность. Истина никогда не даётся сразу и целиком. Существуют понятия абсолютной и относительной истины. *** (Д) - это знание, совпадающее с отображающим объектом. Достижение её - это идеал, а не реальный результат. *** (Е) - это знание, характеризующееся относительным соответствием своему объекту. Она представляет собой более или менее истинное знание, которое может уточняться и дополняться в процессе познания».

1) объективная истина

3) абсолютная истина

6) относительная истина

13. Запишите слово, пропущенное в схеме.

14. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание) .

1) индукция; 2) дедукция; 3) наблюдение; 4) анализ; 5) синтез; 6) метод; 7) эксперимент.

15. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух , относятся к обыденному знанию.

1) здравый смысл; 2) гипотеза; 3) логичность; 4) приметы; 5) традиции.

16. Установите соответствие между формами ненаучного познания и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФОРМЫ НЕНАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

1) строится на основе условно принимаемых правил и целей

2) выступает предпосылкой, прототипом научного знания

3) несовместимо с имеющимся научным знанием

4) сознательно эксплуатирует домыслы, предрассудки и суеверия

17. Члены «Клуба любителей археологии», посетив раскопки ряда древних городищ, выдвинули собственную версию их возникновения. Однако профессиональное сообщество археологов и историков признало данную версию ненаучной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать основой такой оценки учёных?

1) версия не была озвучена на научно-практической конференции

2) выводы членов клуба не имели логических обоснований

3) предположения любителей древностей не были опубликованы в научном журнале

4) версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств

5) участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба

6) разработчики версии признают вмешательство неземного разума

18. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен рад слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В истории общественной мысли можно выделить два противоположных представления об *** (А). Один взгляд сводится к тому, что она объективна, не зависит ни от каких частных мнений.

*** (Б) - это знание в полном объёме, содержание которого полностью соответствует *** (В) и не может быть изменено в ходе дальнейшего развития науки. Это означает, что эта истина нигде, никем и никогда не может быть опровергнута. Другая точка зрения на истину, исповедуемая *** (Г), гласит, что ничего абсолютного в наших знаниях нет: всё текуче, изменчиво. Под *** (Д) они понимают такое знание, которое при всём своём объективном содержании не обладает завершённостью и является неполным, рано или поздно подвергается уточнению. Каждая эпоха и каждый день несут свои новые взгляды, нередко прямо отметающие предыдущие».

5) абсолютная истина

8) относительная истина

19. Запишите слово, пропущенное в схеме.

20. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание) .

1) ощущение; 2) чувственное познание; 3) восприятие; 4) наблюдение.

21. Ниже приведён перечень элементов. Все они, за исключением двух , являются формами познания.

1) научное; 2) экспериментальное; 3) обыденное; 4) лженаучное; 5) народное; 6) религиозное.

Найдите два элемента, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

22. Установите соответствие между видами познания и полученными выводами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца:

А) часть болезней вызвана неправильным питанием

Б) всё живое имеет клеточное строение

В) некоторые черты внешнего облика человека передаются по наследству

Г) носитель наследственности - ген

23. Найдите в приведённом списке методы теоретического научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

24. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Вся современная наука базируется на сочетании эмпирического и *** (А) уровней познания и использует общие для них методы: *** (Б), синтез, индукцию, дедукцию, моделирование. Характерно также тесное взаимодействие *** (В) и естественных наук. Важнейшей особенностью научного знания является *** (Г) научных знаний. Каждое новое поколение людей не отбрасывает научные достижения прошлого, а воспринимает их и развивает в соответствии с новыми практическими *** (Д)»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

25. Запишите слово, пропущенное в схеме.

26. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание) .

1) понятие; 2) рациональное познание; 3) суждение; 4) умозаключение.

27. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух , относятся к методам эмпирического познания.

1) наблюдение; 2) эксперимент; 3) синтез; 4) описание фактов; ,5) гипотеза.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

28. Установите соответствие между формами познания и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) предсказание грозы по поведению животных

Б) гадание на костях

В) знание раскрывается в процессе повествования

Г) системное и формализованное знание

29. Найдите в приведённом ниже списке характеристики, относящиеся к познанию средствами искусства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) эмоциональная окрашенность

4) осуществляется при помощи образов

6) высокий уровень рационализации

30. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

« *** (А) - систематический, организованный, ориентированный на сущность вид познания, имеющий следующие особенности. Первой из них является то, что оно стремится выявить общее и *** (Б); наука – это *** (В) знаний. Научное познание отличается от *** (Г) тем, что стремится к максимальной *** (Д) в описании изучаемых предметов и явлений; владеет особым языком, используемым для их описания; владеет специфическими способами обоснования истинности полученных знаний».

2) обыденное познание

3) научное познание

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.

Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.

Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом.

Таким образом, познание - это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта.

Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом.

При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».

Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.

И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному.

(И.И. Калькой, Ю.А. Сандулов)

21. Какие два определения познания дают авторы?

22. Как авторы определяют субъект познания? Какие три субъекта познания они называют?

23. Какие два аспекта связи субъекта и знания выделяют авторы? Проиллюстрируйте примером каждый из них.

24. В тексте говорится о вопросах истины знания, ее критерия как проблемы в отношении между знанием и объектом. С опорой на знания курса, назовите любые известные вам три критерия истины.

Читайте также: