Мой девиз арт педагога

Обновлено: 14.05.2024

Современный учитель образовательной области «Искусство» в идеале мыслится как носитель педагогической и художественной культуры, знакомый с традициями и новыми тенденциями в этих сферах знания, способный концептуально обосновать свою деятельность. Именно поэтому я считаю, что, как учитель изобразительного искусства, я включена в решение одной из основных задач системы образования - подготовку нового поколения, способного жить в едином образовательном пространстве, где образование должно быть направлено на развитие творческой личности, на духовно-нравственное развитие человека, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Искусство – это мир чувственных образов, сознательно созданных человеком посредством формы и определенного материала; мир, призванный вносить в жизнь человека красоту, знания, наслаждение, творчество, игру воображения, духовность. Искусство гуманизирует человека, формирует полноценную, целостную личность. В этом и заключено главное значение, великая миссия искусства и как следствие - главная задача моего педагогического труда.

Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение.

У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного, услышанного и прочитанного. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. Но, порой, яркие образы тускнеют при их изображении, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается, поэтому юный художник испытывает неудовлетворенность. Как же помочь ребенку? Как научить его выполнять изобразительные, декоративные и дизайнерские работы? К решению этих вопросов я стремлюсь на протяжении всей своей педагогической деятельности, решение этих вопросов способствует пробуждению творческой мысли и включению в процесс поиска эффективных форм и методов обучения.

Мой педагогический опыт с самого начала определил мое понимание учительского труда. Есть педагоги-исследователи, есть педагоги-испытатели, практики, теоретики. Я – педагог - романтик: немножко поэт и писатель, путешественник и художник.

Мое кредо – научить детей мечтать . Так научить, чтобы эти мечты жили с ними до самой старости. Чтобы этот необыкновенный мир существовал наравне с реальностью и не разбивался об нее. Лишь благодаря чистым, прекрасным мыслям и желаниям можно испытать редкое чувство полета над всеми мирскими проблемами. Дети – они зерна. Думать о них нужно сейчас. А из муки пшеничное поле не вырастишь.

Моя задача – помочь ребенку открыть самого себя. Показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. Не стоит бояться на любом уроке, на перемене, в любой ситуации вкладывать в сердца детей искорки Божественной мудрости, знания Человеческих непрописных Истин и Законов. Веруя в эти законы, зная их, дети будут жить лучше и чище, чем мы. Взрослому принять их как Новое гораздо труднее – фундамент не ставят на крыше дома.

Дети – самое удивительное и интересное в жизни. И совсем не беда, что ростки того, что приходится вкладывать в ум и сердце каждого всходят не сразу и не все вместе. Эти ростки нужно вовремя увидеть, не пройти мимо, не сломать нечаянно и тогда испытаешь глубокое удовлетворение от своего труда. Для того, чтобы заглянуть в душу ребенка или быть им услышанным, получить обратную связь, необходимы один принцип и две вещи. Принцип прост как мир – ИСКРЕННОСТЬ. А две вещи – это СЛОВО и ОБРАЗ. Иногда я пользуюсь словом, чтобы от детей получить образ, а иногда – наоборот, показываю образ и получаю слово. Порою, оно, одно из десятка других слов, написанных учеником, заставляет щемить сердце.

За то немногое время, что отведено в гимназии изобрази тельному искусству, учащихся не научить, конечно, в должной мере грамоте композиции, рисунка, живописи и скульптуре. Развитие творческих способностей – это основная задача учителя изобразительного искусства. Это осуществляется почти на каждом обыкновенном школьном уроке. Одном из тех, которые каждый учитель готовит десятками и дает сотнями, изменяя, модифицируя, по - новому создавая урок в зависимости от уровня развития, настроения, интересов и возможностей классов. И самое удивительное, что почти на каждом уроке происходит чудо, в ребячьих руках оживают рисунки с помощью волшебных карандашей и красок. Постепенно из урока в урок у ребят пробуждается интерес к искусству, возникают условия для развития художественных способностей, о существовании которых у себя многие дети даже не подозревают. И пусть они не станут художниками, но искусство всегда будет для них источником радости. Освоение учащимися элементарной грамоты изобразительного искусства в средней школе – залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить не только глубину содержания художественных произведений, но и всю сложность их изобразительно-выразительных средств. Изобразительная грамота дается не всем и не сразу, поэтому учиться ей сложно, но только то, что знаешь и умеешь сама, можно и нужно передать детям.

Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности. Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Приходя на урок, мне всегда хочется сделать его незабываемым, эмоционально наполненным.

Велика и многообразна сфера влияния учителя на учеников, сложны его обязанности. Немалые трудности встают порой перед учителем. Но есть в профессии учителя то, ради чего избирают её люди, желающие вести своих учеников в мир неизвестного, раскрыть перед ними радости творческого труда. Хорошо известно, что только тот педагог, который сам обладает ярко выраженной потребностью в творчестве, умеет замечать в каждом человеке ростки таланта. Педагогическое творчество не есть свойство избранных. Овладевание мастерством – задача каждого педагога, и как показала практика моего педагогического труда, она вполне достижима. Педагогическая интуиция, опыт учителя, углублённый и усовершенствованный до высокого профессионального мастерства, позволяет мне создать свою индивидуальную систему. Главное для меня – вовлечь детей в ту деятельность, которая во мне самой пробуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность, всемерно способствовать повышению уровня заинтересованности в предмете, уровню мотивации на обучение. Именно к этому я и стремлюсь на каждом уроке, на каждом внеклассном занятии.

Обучение искусству я строю в рамках личностно-ориентированной модели, учитываю индивидуальные темпы усвоения учебного материала, уровень сложности, интересы. На моих уроках используются не только общепринятая наглядность – репродукции, схемы, муляжи, мой урок оснащен техническими средствами обучения, т.е. изучение любой темы в обязательном порядке сопровождается использованием теле – и видео - аппаратуры. Применяя новые информационные технологии, я ни в коем случае не отказываюсь от уже давно апробированных методов, форм и техник рисования. Уверена, что еще одним важным условием развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной, декоративной, дизай нерской деятельности художественных материалов и техники. Учащимся для вы полнения заданий предлагаю такие материалы: акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, уголь, фломастер, восковые мелки, шариковая ручка.

Своим опытом работы делюсь с коллегами на областных курсах повышения квалификации, выступаю на районных методических объединения, печатаюсь в журналах (Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006, 2007,2008,2009 учебные годы, журнал «Читаем, учимся, играем» - внеклассное мероприятие «Интеллектуальный ринг» для учащихся 6 классов по изобразительному искусству, журнал «Изобразительное искусство в школе» - «Метод проектов на уроках ИЗО и во внеклассной деятельности», №8, 2008 год).

Гимназия – самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их педагогами.

И для своих коллег предлагаю осознать заложенные в нас истины, которые помогут в дальнейшем познать себя, детей и других людей высказыванием Льва Николаевича Толстого:

"Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу, и к ученикам – он совершенный учитель».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение.

Категория: Всем учителям 28.03.2015 23:14


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наши истинные учителя - опыт и чувство.

Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние.

Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика.

Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу.

Учиться – одно, научить – другое.

Не давай сердцу стать своим учителем, будь его учителем сам…

Если педагог умеет понять ученика, проникнуться в его заветное стремление, он непременно подберет ключик к сердцу ученика.

«Стать первым учителем не по счету, а по уважению!»

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.

Дайте ребенку любознательность. Знания он возьмет сам.

Строгость учителя лучше ласки отца.

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.

hello_html_m72d35fb8.jpg

С целью возрождения духовных общечеловеческих ценностей особенно актуально появление арт-педагогики. Термин « Арт-педагогика» пока мало известен в педагогической среде, в то время как отдельные идеи этой развивающей области педагогического знания приобретают все большую популярность у учителей и учащихся.

Цель артпедагогики - художественное развитие детей, формирование основ художественной культуры, социальная адаптация средствами культуры. Важно выстроить обучение таким образом, чтобы задействовать фантазию и воображение ребят, гармонизовать их отношения с окружающим миром, сформировать думающего человека, готового к творческой деятельности. Применение в педагогической практике арт-технологий обусловлено рядом преимуществ:

ее можно применять для детей разного возраста;

от ребенка не требуется каких-либо специальных знаний и умений;

на занятии создается особая атмосфера доверия и понимания, способствующая творческому самовыражению.

Арт-педагогика - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогика, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.

Положительные результаты применения приёмов арт-педагогики:

• создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;

• обеспечивается эффективный эмоциональный отклик у детей с агрессивными проявлениями;

• оказывается влияние на сознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции», уверенности за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.

А каким же должен быть арт-педагог? Каким и качествами должен обладать? (ответы)

Арт-педагог – это педагог, работающий в технологии артпедагогики, должен обладать высоким интеллектом, развитыми мышлением и памятью, должен быть психологически готовым к импровизации, испытывать потребность в самореализации, знать основы педагогического творчества, владеть основами риторики, драматургии, уметь применять их на практике, формировать свой стиль деятельности, педагогический вкус, не бояться ломать привычные стереотипы. Деятельность артпедагога в том и заключается, чтобы

стимулируя, поощряя к творчеству, не давать конкретных решений, расширять пространство воображения ребенка, учить его прислушиваться и доверять собственным ощущениям. В дальнейшей жизни это поможет ему творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации, научит обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи.

Сейчас мы с вами выполним небольшое простое упражнение называется «Раскрась своё физическое состояние» . У каждого из вас на столе лежит контур человека, постарайтесь разным цветом изобразить физическое состояние каждой части вашего тела. Выбирайте цвета, которые Вам кажутся наиболее подходящими. Где Вам хочется сгустить краски? А где Вы чувствуете лёгкость? После окончания работы Вы получите свой релаксирующий автопортрет.

Что вы почувствовали, когда выполняя упражнение?

Практическая часть

А каким, по вашему мнению, должен быть учитель, классный руководитель с точки зрения арт-педагогики? Ответы…

Сейчас, я вам предлагаю ответить на этот вопрос, с помощью творческой работы. Попробуйте представить с каким цветком вы ассоциируете классного руководителя и изобразить, для этого Вам понадобится цветная бумага, клей, ножницы. Выберите подходящий цвет вашему цветку, не забывайте о том, что у каждого цвета есть своё значение и характеристика.

Так же с помощью цвета можно определить характер человека, олицетворите свой цветок, наделите его характером. Какой по характеру цвет, подходит вашему цветку.

Посмотрите, какие у всех вас получились красивые, яркие и разные цветы. Давайте соберём их в общий букет.

Красный – очень «сильный» по энергетике цвет. Он передает собой: силу, решительность, действие и смелость. Этот цвет в говорит о животворном потенциале, реализации желаемого

Розовый – цвет, который отображает человеческую доброту, он так же «дарит» ласку и чувство любви

Желтый – цвет, говорящий о радости и счастье. Он носит в себе «теплую» энергетику. Своей лучезарностью он исцеляет, вдохновляет и помогает получить желаемое

Зеленый – цвет естественности, чувственности, гармонии и внутреннего развития. Этот цвет окунает человека в медитацию и дарит спокойствие. Он способен дать ощущение уравновешенности организму

Синий (темный) – цвет спокойствия и цвет духовности. Это очень серьезный цвет, который дарит легкость душе и покой

Синий (светлый) – дарит спокойствие нервной системе человека, дружелюбность и понимание с окружающими

Фиолетовый – цвет, дарующий вдохновение и способный «очищать» энергетику человека от всего негативного. Этот цвет необходим для того, чтобы в случае необходимости «удалить» все возможные препятствия на пути к желаемому

Коричневый – цвет, который представляет собой землю. Земля – неотъемлемая часть человека, которая дает человеку урожай, носит человека и дает ему силы. Поэтому данный цвет передает собой смысл «практичности» и «защиту»

Оранжевый – позитивный цвет, который представляет собой жизнерадостность, жизненную силу и свободу

Белый – цвет чистоты и исцеления, этот цвет защищает своего обладателя от негатива и помогает мыслить, а также чувствовать

Красный - ц вет активных людей. Не просто активных, а ярких, отчаянных. Это ск орее всего, прирожденный лидер, способный увлечь своими идеями.

Желтый - к ак правило, любитель желтого – человек спокойный, взвешенный и оптимистичный , т ерпелив и наблюдател ен.

Зеленый - ц вет мира и надежды. Его выбирают люди, стремящиеся к гармонии, спокойствию и справедливости, не мыслящие себя без постоянного развития и движения вперед.

Синий - ч увствительны и эмоциональны. Нередко сами серьезно заняты творчеством. При этом часто бывают не слишком легки на подъем.

Фиолетовый - н е сторонники принятия быстрых решений. Им необходимо все как следует обмозговать, тщательно всё «переживать» .

Белый - принципиально честные люди. Скорее всего, для них соврать - это пойти против себя. С готовностью откликаются на просьбы о помощи и поддержке.

Коричневый - Принципиальные и серьезные личности, надежные товарищи. . Глядят на мир со строгостью и осознают его несовершенство.

Розовый - Впрочем, как правило, это впечатлительные особы. Нестандартные ситуации могут надолго выбить их из колеи. В большинстве случаев - добрые и отзывчивые люди.

Читайте также: