Миссия стратегическая цель девиз ргсу
Обновлено: 14.11.2024
Реформ высшей школы в современной России было уже немало. Нельзя сказать, что государство потратило на них много денег. Например, один из самых громких проектов – «5–100» (пять российских вузов должны были войти в топ-100 глобальных рейтингов) за восемь лет обошелся всего в 81 млрд руб. Правда, и заявленный результат достигнут не был.
Сейчас обсуждается очередная инициатива – программа стратегического академического лидерства (ПСАЛ), которая инициирована Минобрнауки и будет ориентирована на национальные цели развития. Но пока из проекта программы не ясно даже, какие вузы она затронет.
Похоже, у государства нет четкого понимания, какое именно высшее образование сегодня необходимо России. В основном дискуссия сводится к тому, что нам ближе – англосаксонская или немецкая система. Между тем в Великобритании и США уже давно не совсем англосаксонская модель, а в Германии не вполне немецкая. Получается, что мы пытаемся догнать мираж.
Сегодня, когда принципы построения высшего образования претерпевают тектонические изменения во всем мире, необходимо понять, какие вызовы стоят перед российским высшим образованием. Результаты очередного выпуска Московского международного рейтинга вузов «Три миссии университета», а также интервью более чем с двумя десятками ректоров ведущих вузов, проведенных агентством RAEX и журналом «Стимул» в рамках одноименного проекта Ассоциации составителей рейтингов (АСР), помогают раскрыть эти проблемы.
Миссия 1: Тектонические сдвиги образования
В современном мире университеты стремительно трансформируются. Ректоры ведущих российских вузов определили главные вызовы, стоящие перед отечественной высшей школой.
Рейтинг MosIUR
Независимый Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета» (MosIUR) публикуется с 2017 г. Рейтинг составляется по поручению президента РФ по инициативе и под наблюдением Российского союза ректоров АСР. При подготовке рейтинга используются объективные показатели, которые впервые характеризуют все три основные миссии университета – его роль не только в сфере образования и науки (как в других рейтингах), но и во взаимодействии с обществом. По словам Луиса Клаудио Косты, президента международной ассоциации IREG Observatory, сейчас почти все существующие рейтинги в той или иной мере опираются преимущественно на исследовательские и репутационные показатели. Московский рейтинг открывает новое, второе поколение академических рейтингов.
«В 2020 г. Россия по количеству участников рейтинга «Три миссии университета» – 101 вуз – вошла наряду с США и Китаем в тройку мировых лидеров. Ведущие отечественные вузы улучшили свои позиции, это свидетельствует, что российское образование высококонкурентоспособно на мировом уровне», – подчеркивает Виктор Садовничий, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров.
Образование становится индивидуальным. Нет двух одинаковых абитуриентов, соответственно, не может быть двух одинаковых выпускников. Это хорошо, поскольку невозможно точно спрогнозировать даже на 10 лет вперед, какие специалисты потребуются обществу. Нужно помочь студентам раскрыть свои индивидуальные способности. «Крайне важно выстроить образовательную систему, которая дает возможность выбора. Эта система должна быть противоположностью школьной, в которой существует обязательная для всех единая образовательная программа, – отмечает Владимир Васильев, ректор ИТМО. – Когда я учился, меня самого прогнали по такой «трубе» от входа до выхода, не интересуясь моим мнением: есть учебная программа, набор предметов, конкретные преподаватели, и я «иду по трубе». Это очень плохая система, она не оставляет студенту выбора и лишает его ответственности».
Многие учебные заведения уже движутся в сторону индивидуального подхода к образованию. «У нашего студента есть базовое ядро и возможность выбора уровня сложности, преподавателя, количества зачетных единиц. А дальше он может набирать различные модули, дополнительные компетенции в зависимости от того, на какого работодателя ориентируется и как представляет свою карьеру», – рассказал ректор УрФУ Виктор Кокшаров. Ректор РАНХиГС Владимир Мау добавляет: «Очень полезна модель Liberal Arts – человек может выбрать две, а то и три специализации. Благодаря этому он способен адаптироваться к текущим вызовам».
Liberal Arts Education – традиционная академическая программа западного высшего образования. Она охватывает естественные, социальные, гуманитарные науки и искусство. Центральными академическими дисциплинами являются физика, химия, биология, философия, логика, лингвистика, литература, история, политология, социология, психология и математика. Такой курс высшего образования контрастирует с обычными узконаправленными профессиональными курсами своей наполненностью.
Спрос на рынке труда кардинально меняется. Дело не только в том, что одни профессии замещают другие. Меняется сама суть профессиональной деятельности. Но это пока мало отражено в университетских программах. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов выделяет несколько трендов: «Первое, что мы наблюдаем, – рост усложнения технологий и увеличение скорости их изменения. Что это значит для рынка труда? Технологи уходят с предприятий в сервисные центры. Вместо ремонта технологическое оборудование замещается, порой даже избыточно по отношению к их базовому использованию. В силу сложности оборудования пользователям становится бессмысленно тратить время на ремонт [оборудования], и часто происходит его замещение оборудованием следующего поколения. В России треть высшего образования готовит технологов. Нужно больше дизайнеров, проектировщиков, но технологов столько не нужно, поскольку спрос со стороны предприятий на них стремительно сокращается.
Второй фактор – замещение человека в простых видах деятельности, в основном умственной. В сфере умственного труда идет быстрое вытеснение рутинных видов деятельности, что будет серьезно сказываться на наполнении профессий будущего. И на количестве работников. Например, юристов понадобится в 2–3 раза меньше, поскольку искусственный интеллект достаточно быстро заместит повторяющуюся часть работы – обращение к базам данных и поиск нужного пункта в законе и подзаконных актах. В то же время креативность и значимость профессии юриста резко возрастают. Речь идет именно о стратегическом поведении, о качественном сдвиге в профессии. Профессии врача и учителя станут ключевыми ступеньками к большой общественной карьере – из них будут выбирать президентов.
Еще одна новая тенденция – в отдельную отрасль экономики выделилась информационная, коммуникационная среда, которая формирует отдельный пласт экономических отношений и трудовых позиций в каждом бизнесе и даже в каждом проекте. Например, Data Science: люди, которые работают с данными, сейчас самые востребованные кадры в корпорациях США. Американцы прогнозируют дефицит этих профессий до 2030 г., и это дефицит на очень хорошем, насыщенном рынке труда США.
Не меньшее значение приобретают soft skills – продвижение себя в плотной информационной среде, презентационные навыки, умение работать с медиаинструментами, развитие эмпатии, необходимой, чтобы располагать к себе заказчиков. Этому у нас не учат, а такие навыки будут необходимы практически в любой профессии.
Философия будет переживать ренессанс как прикладная дисциплина. Я имею в виду несколько ее ключевых аспектов: мировоззренческая конструкция, прикладная этика с ее принципами добра, безусловного права жизни, терпимости, непричинения вреда и эстетика – что прекрасно, а что отвратительно, т. е. базовые обоснования человеческого выбора. Философия объясняет принципы нашего выбора, ставит грань между рациональным и иррациональным, свободой и принуждением или самоограничением. Сейчас мы в первую очередь приходим к этическим конструкциям как к судьям искусственного интеллекта».
С учетом высокой неопределенности спроса на рынке труда напрашивается крамольный вывод: быть может, Минобрнауки не стоит мучиться с определением контрольных цифр приема по специальностям, а просто выделять квоты высокорейтинговым университетам, с тем чтобы они сами формировали предложение? Ведь до сих пор спрос на их выпускников стабильно высок.
Новые технологии. Пандемия показала, что без онлайна обойтись невозможно, а дистанционное образование не может полностью заменить живое общение. Но это лишь верхний слой проблемы. «Новые технологии – путь создания эффективного образовательного межуниверситетского маркетплейса, который за счет конкуренции и соревновательности будет стимулировать преподавателей совершенствовать контент и свои курсы, – отмечает ректор Томского ГУ Эдуард Галажинский. – Мы дадим студентам возможность выбирать и будем рейтинговать преподавателей».
Изменится и роль преподавателя. «Вы проектируете свой курс, решаете, в каком объеме вам нужны лекции [например] нобелевского лауреата, какие задачи вы решаете. Эти лекции нужно сопровождать, разбирать. Нужно обсудить, проанализировать, развернуть дискуссию, показать применение знаний в практике», – продолжает Галажинский. При этом между лекторами, преподавателями резко обострится конкуренция – тем более по мере разрушения языковых барьеров, которое происходит в том числе благодаря стремительному совершенствованию технологий машинного перевода.
Непрерывное образование. Как отмечает Мау, «крупный ведущий вуз должен быть вузом непрерывного образования, в течение всей карьеры специалиста он может и должен зарабатывать на разных программах, которые, очевидно, [должны быть преимущественно] платные».
Конкуренция со стороны невузовских организаций. «Основные конкуренты – не другие университеты, а неуниверситетские структуры. В лучшем случае корпоративные университеты, но чаще корпорации, которые тоже приходят на рынок образовательных услуг», – продолжает Мау.
Массовость высшего образования. Процент получающих высшее образования упорно стремится к 100%. «Практически все стали получать диплом вуза, что, на мой взгляд, не очень хорошо, – говорит ректор Новосибирского ГУ Михаил Федорук. – Это привело к снижению ценности дипломов и профессионализма выпускников вузов. Чего греха таить, в России есть университеты, в которых достаточно посещать занятия, чтобы через пять лет получить диплом. Перспективы трудоустройства после образования, полученного таким образом, соответствующие».
Возможный выход предлагает ректор Воронежского ГУ Дмитрий Ендовицкий: «Наверное, следует предоставить возможность поступать в вуз всем, кто имеет соответствующие амбиции. При этом престижные учебные заведения поднимают планку ЕГЭ и создают дополнительные входные барьеры в виде собственных вступительных испытаний. Остальные могут поступать в вузы второй, третьей, четвертой лиги. Чем ниже лига, тем больше должно быть прикладных программ – прикладного бакалавриата, программ среднего профессионального образования, чтобы ребята обучались ремеслу, выходили из стен университета социализированными и подготовленными к работе по профессии, которая востребована в данном регионе или в данной отрасли».
Миссия 2: науке важно опереться на регионы
С научной миссией российские вузы справляются менее успешно, чем с образовательной. В топ-200 субрейтинга «Наука» вошло только три российских университета: МГУ им. М. В. Ломоносова, МФТИ и СПбГУ. Однако публикационная активность, на которую у нас принято ориентироваться, – лукавый показатель.
Публикации. Главным международным индикатором научных достижений того или иного вуза считается публикационная активность. Обычно учитываются количество работ, их цитируемость. Но большое количество публикаций далеко не всегда свидетельствует о развитии научной деятельности. Ректор МГИМО Анатолий Торкунов упоминает, например, доклад Академии наук, связанный с публикациями в Scopus и Web of Science – двух основных международных библиографических и реферативных базах данных, использующихся для отслеживания цитируемости статей, опубликованных в научных изданиях. В докладе упоминается несколько довольно известных вузов, которые активно набирали очки по Scopus. Выяснилось, что они размещали на возмездной основе публикации в «мусорных» журналах. «Мы, с одной стороны, упреждаем, а с другой – материально не мотивируем преподавателей делать такие публикации», – говорит Торкунов.
Российские власти давно требуют от университетов наращивания количества публикаций в престижных зарубежных изданиях и повышения цитируемости научных работ. Однако, по мнению ректоров, сравниться с американцами по публикациям в преимущественно американских же журналах вряд ли возможно. Наверное, пора создавать свои журналы с высоким импакт-фактором. А это невозможно без научных школ мирового уровня.
Научные школы. Григорий Заславский, ректор ГИТИСа, образно описывает их так: «Само понятие школы подразумевает сосуществование учителей и учеников, в этом сосуществовании заложен секрет развития школы – в постоянном общении, в разговорах, во влюбленности ученика в учителя, в отторжении учителя, в уходе от него. Так создаются условия для обмена энергиями между учеными разных поколений, которые работают вместе. Великих врачей-самоучек не существует, как и великих физиков-самоучек».
К признакам научной школы следует добавить такие: «должен быть лидер, который брал бы на себя ответственность» (Михаил Стриханов, МИФИ), «научную школу определяет решение задач мирового уровня» (Михаил Погосян, МАИ), «важно наличие молодежи, преемственность поколений» (Михаил Федорук, НГУ). Удобных для бюрократической системы критериев научных школ нет. Но без этих школ, к сожалению, все остальные околонаучные упражнения тщетны.
Интеллектуальный потенциал регионов. Специалисты сходятся во мнении, что система высшего образования России не может развиваться только в Москве, Томске, Санкт-Петербурге и еще 2–3 городах. «В каждом регионе должен быть опорный университет. Например, стоит поддержать вузы на Камчатке, иначе прекратится развитие этого региона», – уверен ректор Тихоокеанского ГУ Сергей Иванченко. Ректор Южного федерального университета Инна Шевченко добавляет: «Не следует забывать, что сегодня университеты являются крупнейшими работодателями и крупнейшими налогоплательщиками на территории своего позиционирования. Рассматривая характеристики региона, на территории которого располагается университет, мы должны учитывать, что экономическая специализация региона во многом зависит от реализации программы университета».
Российская сборная в общем зачете
В рейтинг «Три миссии университета» в 2020 г. вошло 1500 университетов из 97 стран. В том числе 101 вуз из России. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет и Московский физико-технический институт улучшили позиции в первой сотне рейтинга. На сегодняшний день «сборная» из топ-3 российских вузов – одна из самых сильных в мире «университетских троек». По среднему месту в рейтинге она расположилась почти вровень с тремя ведущими университетами Китая, уступая двум лидерам глобального зачета – США и Великобритании.
Ориентир, который был определен в обсуждаемом варианте ПСАЛ для российских вузов, – не менее 4000 студентов, не менее 5% доходов от НИОКР и бюджет не менее 1 млрд руб. Первому критерию не соответствует 24 университета из топ-500 рейтинга (в том числе три из топ-100), второму – 44 (четыре из топ-100). То есть семь университетов из первой сотни рейтинга имели бы большие проблемы с вхождением в российскую программу. Зато по третьему критерию Россия явно проигрывает конкуренцию в глобальном масштабе: у самого «бедного» университета из топ-500 бюджет по паритету покупательной способности почти втрое выше порога, установленного российской программой.
С ними согласен ректор Финансового университета Михаил Эскиндаров: «Профильные вузы должны быть привязаны к месту. То, что в Москве находятся институты нефти, сельского хозяйства, ветеринарии, не совсем правильно. Мы в свое время предлагали такую программу: студенты учатся в региональном университете три года, а четвертый год обучаются здесь и получают диплом Финансового университета».
Схожую модель описывает ректор МФТИ Николай Кудрявцев: «Выпускник не возвращается в регион, если понимает, что ему там нечем заняться. Нужно создавать условия – экспортировать наши компетенции в провинциальные университеты. В настоящее время Министерство науки и высшего образования правильно определило для нас KPI – количество магистрантов и аспирантов из регионов, которые приедут обучаться в Физтех и другие ведущие вузы. Всегда есть ребята, готовые вернуться в регионы при наличии там перспективной работы. Сейчас все просто. Сели в самолет – и вы в Москве, пообщались с коллегами и вернулись в родные места, где ваши корни, где вам комфортно. Информационные технологии сделали нас ближе друг к другу. С коллегой можно поговорить в Skype, в Zoom. Работая в провинции, вы не отстаете от развития науки, как это было раньше».
Развитие профессиональных и социальных компетенций человека в течение всей жизни, генерации компетенций, технологий, новых стандартов в социальной сфере, обязательном сотрудничестве профессионалов и профессиональных сообществ для преодоления мировых социальных вызовов и угроз развитию социальной среды и человека. Необходимым условием современного развития является социализация индивида, формирование его конкурентоспособных качеств и компетенций, что позволит ему быть мобильным на рынке, а РГСУ реализовывать модель «социального лифта» для каждого индивида. Современный университет призван обеспечивать универсальность компетенций межкультурной коммуникации и командной работы, формируемых у специалиста в процессе подготовки.
Развитие профессиональных и социальных компетенций человека в течение всей жизни.
Генерация компетенций, технологий, новых стандартов в социальной сфере, сотрудничества профессионалов и профессиональных сообществ для преодоления вызовов и угроз развитию социальной среды и человека.
Социализация индивида через реализацию актуальных конкурентоспособных образовательных программ для обеспечения социального лифта и мобильности.
Универсальность компетенций межкультурной коммуникации и командной работы, формируемых у специалиста в процессе подготовки.
Опираясь на научные исследования мирового уровня, мы готовим лучших высококвалифицированных, социально активных и социально ответственных специалистов, адаптированных к современным условиям рынка и способствуем их интеграции в глобальное сообщество профессионалов.
Стать высокотехнологичным университетом, включенным в мировую карту науки и образования, содействующим реализации целей устойчивого развития.
Профессионализм, ответственность, престиж.
Гимн РГСУ
Снова вижу знакомые лица
Своих давних и новых друзей.
Вместе с ними хочу научиться
Ничего не жалеть для людей.
И покуда у сердца есть силы,
Людям делать добро поспеши.
Я люблю тебя, слышишь, Россия?
Эта песня идет от души.
Ничего не жалей, ничего не жалей,
Ничего не жалей для людей.
Для друзей - огонька, сердце для старика,
Для России - и жизни своей, жизни своей.
Жизнь готовит тебе испытанья.
Если сердце твое горячо,
Берегите слова состраданья,
А в беде подставляйте плечо.
Только время все споры рассудит
О добре и о зле - что сильней.
Не убудет души, не убудет,
Не жалейте души для людей.
Ничего не жалей, ничего не жалей,
Ничего не жалей для людей.
Для друзей - огонька, сердце для старика,
Для России - и жизни своей, жизни своей.
Слова О. Лобазова
Гимн Российской Федерации
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Студенческий информационный центр | СтИЦ РГСУ
вернуться к странице
Студенческий информационный центр | СтИЦ РГСУ запись закреплена
Нравится Показать список оценивших
Сначала старые
Kristinka Shafaruk
Русский государственный социальный университет ( РГСУ ; русский: Российский государственный социальный университет, сокращенно РГСУ ) был первым государственным университетом в Российской Федерации студентам и аспирантам программы предлагают в области социальной работы. Он расположен в Москве, где расположены три его основных исторически важных кампуса. Российский государственный социальный университет признан полностью аккредитованным государственным традиционным учебным заведением. Нынешний ректор - Наталья Починок .
СОДЕРЖАНИЕ
История
РГСУ был основан в 1991 году с целью продолжения исследовательской и преподавательской деятельности бывшей Высшей школы Коммунистической партии. Первоначально исследования и преподавание были сосредоточены на социальных и политических науках. Постепенно деятельность университета расширилась до проектной работы по социальной политике для государственных учреждений, а также обучения и поддержки действующих администраторов. Он также стал ведущим учреждением по разработке и разработке социальных реформ. РГСУ стал первым вузом в Российской Федерации, запустившим образовательные программы в области социальной работы, социальной работы с молодежью, социального страхования, социальной геронтологии и социальной поддержки инвалидов. С момента запуска этих программ университет окончили более 400 000 социальных работников.
Исторические моменты
- 1991 : Постановлением Правительства Российской Федерации № 15 создан Российский государственный социальный институт.
- 1991 : В одном из самых живописных мест Москвы - национальном парке «Лосиный остров» открылся первый кампус Российского государственного социального института.
- 1994 : Российский государственный социальный институт переименован в Московский государственный социальный университет.
- 1998 : Московскому государственному социальному университету присвоен статус государственного традиционного университета.
- 1999 : Основан кампус «Стромынка».
- 2003 : Университет получил свой самый ценный и исторически уникальный кампус на улице Вильгельма Пика.
- В 2005 году Российский государственный социальный университет получил свое нынешнее название.
- 2005 : На территории кампуса Российского государственного социального университета на пожертвования студентов и преподавателей был основан православный храм имени Феодоровской иконы Божией Матери .
- 2006 : ППС Российского государственного социального университета награждены Правительством Российской Федерации в области образования.
Факультеты
Православный храм на территории кампуса Российского государственного социального университета в Москве
В РГСУ 16 факультетов, связанных с различными научными направлениями.
- Факультет социологии
- Факультет информационных технологий
- Факультет психологии
- Факультет искусства и культурной деятельности
- Факультет права
- Факультет лингвистики
- Факультет социальной работы
- Гуманитарный Факультет
- Факультет экономики
- Факультет довузовской подготовки
- Факультет менеджмента
- Факультет дополнительного образования
- Факультет коммуникационного менеджмента
- Факультет дистанционного образования
- Факультет последипломного образования
- Подготовительный факультет для иностранных студентов
Среди известных специальностей для программ бакалавриата, магистратуры и докторантуры можно найти: социология, социальная работа, менеджмент по работе с молодежью, психология, анализ и разрешение конфликтов, экономика, менеджмент, управление человеческими ресурсами, информационные системы для бизнеса, психология и педагогические исследования, специальное образование. , Лингвистика, международные отношения и др.
Кампусы
Главный корпус Российского государственного социального университета (кампус на улице Вильгельма Пика)
Кампусы РГСУ расположены в разных частях Москвы, и каждый из них имеет уникальную историю.
Кампус на улице Вильгельма Пика На улице Вильгельма Пика находится комплекс учебных и административных зданий, включающий библиотеку и спортивные сооружения (фитнес-центр, бассейн, беговую дорожку и т. Д.).
Нынешнее главное здание Российского государственного социального университета прошло долгую и интересную историю. Начиная с 20-х годов прошлого века здесь располагалась штаб-квартира Международной академии профсоюзного движения, куда собирались члены коммунистических партий из разных стран, где эта деятельность была запрещена. Коммунистический Интернационал (Коминтерн) поселился в том же здании с 1938 по 1943 г. За это время работали такие важные игроки Международного движения как Георгия Димитрова, Дмитрия Мануильского, Мориса Тореза, Долорес Ибаррури, Клемента Готвальда, Пальмиро Тольятти, Отто Куусинен , Вальтер Ульбрихт и другие. С 1943 года в соответствии с требованиями исторического периода в здании размещалось Советское информационное бюро, своего рода слияние КГБ, Министерства иностранных дел и Советской контрразведки. Было подготовлено множество признанных операций против нацистской разведки, обработки данных и т. Д. В 1956 году главное здание на улице Вильгельма Пика перешло к Высшей партийной школе, которую в 1959 году заменил Институт Маркса-Энгельса-Ленина, существовавший там. до 1991 года. В 2003 году вошел в состав кампуса Российского государственного социального университета.
Кампус на улице Стромынка
На территории студенческого городка на улице Стромынка находятся учебные корпуса, приемная для студентов, культурный центр и медицинский центр.
Кампус в национальном парке Лосиный остров
Кампус РГСУ на территории национального парка «Лосиный остров» расположен в одном из самых живописных и экологически чистых районов Москвы. Со всех сторон кампус окружен лесом. Учебные корпуса, социальный колледж и студенческие общежития являются частью территории кампуса.
Международные связи
Российский государственный социальный университет привлекает студентов со всего мира своими образовательными программами. Ежегодно он принимает более сотни студентов из Европы, Южной Америки, Азии и стран СНГ, участвующих в программах мобильности. Он имеет плодотворную историю международного сотрудничества, заключив более ста соглашений по всему миру. Среди университетов-партнеров можно найти следующие:
Читайте также: