Майлз девиз на чем играл

Обновлено: 14.11.2024

Композитора и трубача Майлза Дэвиса (Майлса Дейвиса) называли Принцем тьмы и Пикассо джаза. По оценке журнала «Роллинг стоунз», ни один другой джазовый музыкант не оказал такого влияния на рок-музыку, как он.

Детство и юность

Джазмен родился в городе Олтон штата Иллинойс 26 мая 1926 года в очень необычной семье негроидной расы. Отец работал врачом в собственном стоматологическом кабинете, а мать преподавала музыку, играла на скрипке, наряжалась в норковые шубы и бриллианты.

Музыканта, первого сына преуспевающего дантиста, назвали Майлзом Дьюи в честь отца, поэтому к имени трубача в молодости добавляли приставку «младший», что его очень раздражало. У джазмена были старшая сестра Дороти Мэй и младший брат Вернон Наполеон. После развода с матерью первенцев Майлз Дьюи-средний (деда музыканта по отцовской линии тоже звали так) женился вторично и в 1959 году обзавелся еще одним отпрыском Джозефом.

Вскоре после рождения наследника семейного имени Дэвисы переехали в Ист-Сент-Луис. Соседями темнокожей семьи были евреи, армяне, немцы и греки.

В детстве Майлз увлекался спортом — боксом, плаванием, бейсболом и американским футболом. За цвет кожи и миниатюрность ровесники дразнили мальчика Гречкой. Проказник часто получал затрещины от отца и матери, тогда как Вернон Наполеон, отличавшийся покладистостью, был всеобщим любимцем. Повзрослев, младший брат Майлза стал гомосексуалистом.

В 10 лет, несмотря на материальное благополучие семьи, будущий музыкант стал разносить газеты: мальчик хотел иметь карманные деньги и тратить их на конфеты и другие сладости. По радио Майлз слушал джазовые концерты и в 12 лет твердо решил стать трубачом.

Первую трубу мальчику подарил друг отца Джон Юбэнкс, уроки начинающему инструменталисту давал музыкант Элвуд Бюкенен, лечивший у папы Майлза зубы. Мать уговаривала Майлза переключиться на скрипку или фортепиано, но будущий основоположник кул-джаза был непреклонен. На 13-летие отец подарил юному трубачу более совершенный инструмент.

Личная жизнь

С первой возлюбленной Ирэн Рейминг (Коутон) Майлз познакомился в школе для темнокожих имени Авраама Линкольна. В 1944 году девушка родила начинающему музыканту дочь Шерил. В мае 1947-го джазмен сочинил произведение с таким названием. К этому времени у Майлза и Ирэн появился второй ребенок — сын Дэвис, а музыкант пристрастился к алкоголю и кокаину.

В мае 1949 года, во время поездки на Парижский международный джазовый фестиваль, Майлз закрутил роман с белокожей певицей и актрисой Жюльетт Греко, который продолжался несколько лет.

Embed from Getty Images Майлз Дэвис и Жюльетт Греко

Измена музыканта не помешала Ирэн в августе 1950-го осчастливить музыканта третьим ребенком. Хотя новорожденного назвали в честь отца Майлзом, джазмен бросил детей и их мать. В личной жизни трубача все большее место занимали проститутки и героин.

В 1954 году Майлз, на время поборов наркотическую зависимость, воссоединился с Греко, которая приехала в Нью-Йорк представлять фильм со своим участием. В 1955-м Дэвису удалили полипы из гортани. Музыкант нарушил запрет врачей на разговоры в течение первых недель после операции и получил пожизненную хрипоту.

В 1965 году Дэвис пережил 2 операции на тазобедренном суставе. Вначале музыканту имплантировали кость из голени, а затем пластиковый протез. В январе 1966-го Майлз провел 3 месяца в больнице из-за инфекции печени.

Поправившись, мужчина начал встречаться с актрисой Сисели Тайсон, которая помогла Дэвису сократить потребление алкоголя. Фото спасительницы Майлз разместил на обложке альбома Sorcerer («Чародей»), пополнившего его дискографию в 1967 году.

Embed from Getty Images Майлз Дэвис и Сисели Тайсон

Однако женился на Сисели музыкант только в 1981 году, пережив до этого краткосрочный брак с юной моделью и сочинительницей песен Бетти Мабри и роман с Маргарет Эскридж, родившей его четвертого ребенка — сына Эрина. В 1972 году Дэвис получил в автокатастрофе переломы обеих лодыжек и вновь подсел на кокаин и обезболивающие.

С 1975 по 1980 год трубач не выступал и жил в грязной каморке с тараканами. В 1979-м по заявлению Маргарет Майлза посадили в тюрьму за неуплату алиментов на сына. Из застенков музыкант выбрался, заплатив штраф $ 10 тыс.

Женитьба на Тайсон вытащила Дэвиса из пучины наркотического безумия и вернула джазмена в музыку. Однако в 1982 году, когда Сисели была на съемках в Африке, трубач сорвался, переборщил с алкоголем и заработал инсульт, временно парализовавший правую руку. Вернувшаяся жена выходила мужа и пристрастила к рисованию, которым Майлз занимался всю оставшуюся жизнь. В 1989 году брак Дэвиса и Тайсон завершился.

Музыка

«Я думаю о музыке, засыпая и просыпаясь; это единственная вещь, ради которой я живу», — писал трубач в автобиографии.

Хотя отдельные музыковеды полагают, что Дэвис уступал в таланте таким джазменам, как Луи Армстронг, Чарли Паркер и Джон Колтрейн (с двумя последними уроженец Олтона играл вместе), он достиг выдающихся результатов благодаря трудолюбию и лидерским качествам.

Сборник Дэвиса Kind of Blue, выпущенный в 1959 году, остается самым продаваемым джазовым альбомом всех времен. В 1987-м Майлз удостоился премии «Грэмми» как лучший джазовый солист, а через 3 года получил «Грэмми» за вклад в музыку, внесенный на протяжении всей жизни.

Embed from Getty Images Майлз Дэвис и Джон Колтрейн

Дэвис обладал даром улавливать дуновения музыкальной моды и использовать их в своем творчестве. Так, в конце 40-х годов XX века Майлз модифицировал бибоп, привнеся в музыку длинные ноты без вибрато и многозначительные паузы, а также создал первый ансамбль, играющий «прохладный джаз». В середине 60-х годов XX столетия мужчина записал альбомы, ставшие эталонами акустического джаза, а в конце десятилетия разбавил композиции роковыми рифами и начал задействовать в своих ансамблях электроинструменты.

Последний альбом Doo Bop Майлз записывал с юным диджеем и рэпером Изи Мо Би . Парень, сумевший завершить сборник после смерти джазмена, впоследствии прославился как единственный продюсер, работавший и с Тупаком Шакуром, и с его оппонентом Ноториусом Би Ай Джи (The Notorious B.I.G.)

Смерть

С февраля 1989 года поползли слухи, что джазмен болен СПИДом. В конце первого осеннего месяца 1991-го Майлз скончался в больнице Святого Иоанна в калифорнийской Санта-Монике. Причиной смерти стало сочетание инсульта, пневмонии и дыхательной недостаточности. После смерти отца Шерил по завещанию унаследовала 20 % его состояния, а Дэвис — 40 %. Младшим сыновьям Майлз не оставил ничего.

Дэвиса похоронили вместе с одной из его труб. Могила джазмена находится на кладбище «Вудлон» в нью-йоркском Бронксе.

В 2019 году о биографии музыканта американский режиссер Стэнли Нельсон снял фильм «Майлз Дэвис: рождение нового джаза», который в конце марта 2020-го показал российский Первый канал. Помимо архивных фотографий и записей концертов трубача, в картине приводятся рассуждения о джазмене его коллег Карлоса Сантаны и Херби Хэнкока.

26 мая 1926 года родился Майлс Девис — трубач, композитор, создатель нескольких джазовых стилей, взрастивший целую плеяду выдающихся джазменов. Он умер в сентябре 1991 года. Перед тем последнее десятилетие его жизни оказалось едва ли не более плодотворным и ярким, чем все предыдущие.

В жизни Майлса Дьюи Девиса (Miles Dewey Davis III), рожденного 26 мая 1926 года, было, как всем хорошо известно, всё: слава и деньги, наркотики и женщины, великие учителя и великие ученики. Майлс умер в 1991 году, он до последних дней оставался таким же, как в молодости: hip и cool, современным и модным. 80-е — пестрое десятилетие в творчестве трубача, который сам тогда одевался ярко до безвкусия. Насколько значительным для джаза оказалось тогдашнее творчество Девиса мы, похоже, начинаем осознавать только сегодня.

Яркие годы

Майлс Девис всегда держал нос по ветру: в конце 40-х он играл модный cool jazz (его большой дебют в звукозаписи так и называется, Birth of the Cool), позднее — модальный джаз, затем электрический джаз-рок, фьюжн, классику двадцатого века с оркестром (Sketches of Spain). Он все время как бы прислонялся к модным стилям — року, психоделическому року, популярной музыке и т.п. — но всегда в результате выдавал нечто особенное, уникальное. И это уникальное, несмотря на вызывающую «неформатность» и ненависть пуристов, очень быстро становилось новым каноном Настоящего Джаза.

С восьмидесятыми, конечно, немного посложнее. Во-первых, в 80-е в популярной музыке трудно выделить главный тренд. Там нет главенства биг-бендов, как в 20-е, рок-н-ролла как в 50-е, панка 70-х. Там есть мешанина всего. Новая волна (Depeche Mode и Duran Duran), ранний рэп и хип-хоп, smooth jazz (Девид Сенборн, Spyro Gyra), «взрослый» рок вроде Ричарда Маркса, коммерческий «металл» (Bon Jovi, Motley Crue, Scorpions) и многое другое. Да еще всякое-разное старое никуда не делось. 80-е — золотое время для шоу-бизнеса вообще и рекорд-бизнеса в частности. В этот цветущий период Майлс Девис не «прислоняется» к какому-то одному тренду. Его альбомы, хотя и несут отпечатки всего вышеописанного, все равно остаются совершенно никуда не вписываемыми. С 1981 по 1991 год музыкант записал девять альбомов, и почти все они отличаются друг от друга, как собаки разных пород. Академическая музыка и рэп, блюз-рок и уютные саундтреки — это все создал один человек в последнее десятилетие своей славной жизни. Но обо всем по порядку.

Живая классика

Три десятка лет, все свои лучшие годы, Майлс Девис выпускал пластинки на фирме Columbia. Весь его новаторский джаз-рок и фьюжн — в той, «коламбиевской» дискографии. Венчает же эту дискографию альбом под названием Aura — это opus magnum в стиле, которому трудно подобрать название. Грубо говоря, это современная европейская академическая музыка с вкраплениями блюза (!) и рэгги (!!), записанная в Европе же. Сочинил все это дело датский джазмен по имени Пале Миклбо — трубач-самоучка, дирижер, композитор. Ему на тот момент сорок с небольшим, в его резюме — работа с датскими оркестрами, известными европейскими и американскими джазменами, а также репутация прогрессивного музыканта и новатора. Он — большой поклонник Майлса Девиса вообще и его легендарных оркестровых альбомов с дирижером Гилом Эвансом в частности.

По прибытии в королевство Дания Майлс знакомится с Пале и приходит в полный восторг от предложения записать альбом с оригинальным материалом датского коллеги с большим оркестром. Девис, между прочим, уже два десятка лет, со времен сотрудничества с Гилом Эвансом, не записывает оркестровой музыки. Наброски сочинения ему нравятся. Что-то из этого опуса он и Миклбо играют на церемонии вручения Sonning Prize 14 декабря в копенгагенском Falkoner Centre, но до завершения проекта, а тем более выпуска альбома еще далеко. Майлс уезжает в Штаты, возвращается в Данию через месяц (то есть уже в следующем 1985 году).

Миклбо тем временем забронировал студию Easy Sound и собрал впечатляющий оркестр: музыканты биг-бэнда Датского Радио, плюс великий гитарист и старый коллега Девиса Джон Маклафлин, плюс известный во всем мире датский контрабасист-виртуоз Нильс Хеннинг Эрстед Педерсен, плюс племянник Майлса Винс Уилбурн. Вся эта компания блестяще играет очень сложный материал, откровенно «композиторский». Миклбо, когда сочинял его, пользовался додекафонной техникой (то есть там не мелодии, а «ряды» нот), и вдохновлялся творениями Чарлза Айвза и Оливье Мессиана. Каждый трек носит название основного цвета спектра, плюс индиго и некий «электрический красный» — такой Пале видел ауру Майлса Девиса.

В то же время отношения Девиса и Columbia разлаживаются. Почему — отдельная история, важно что Майлс уходит на Warner. Но «Ауру» он должен Columbia, которая, получив готовый материал… кладет его на полку. Альбом выходит только в 1989 году, в 1990 получает «Грэмми» в номинации «Лучшее исполнение инструментального джаза».

Почти все фигуранты этой истории получили что-то хорошее. Лейбл — «последний великий альбом» великого джазмена. Майлс — возможность поработать, наконец, снова с большим оркестром, по которому он скучал. Принимавшая участие в записи экстравагантная перкуссионистка Марилин Мазур была приглашена в концертный состав группы Майлса Девиса, а впоследствии много лет играла с норвежским саксофонистом Яном Гарбареком (с ним же приезжала в Москву, где, кстати, сорвала не меньше аплодисментов, чем ее шеф). Пале Миклбо вписал себя в историю. Сейчас он живет в сельской местности, не пьет, не курит, не ест мяса, занимается буддистскими практиками. Женат. В Дании обладает непререкаемым авторитетом. Хотя, по уверениям датских коллег, ему «не западло» время от времени поиграть на трубе в маленьком клубе.

Техника молодежи

Одно из главных свершений Майлса в 80-е — это Tutu, альбом, стилю которого тоже трудно подобрать название. Сейчас его называют просто джазом, раньше какое-то время пользовались термином «техно-джаз», даром что собственно техно, детройтская танцевальная музыка, еще только нарождалось.

Альбом Tutu скроил и сшил для Майлса выдающийся человек по имени Маркус Миллер, виртуозный бас-гитарист (помимо баса отменно владеющий еще полудюжиной инструментов, включая саксофон и бас-кларнет), композитор, продюсер. Основная «фишка» альбома состояла в неслыханном на тот момент смешении аналоговых синтезаторов, драм-машин, фирменной сиплой трубы Майлса и паре треков скрипки польского джазмена Михала Урбаняка. Маркус Миллер убежден, что делает то же самое, что и Гил Эванс — то есть дирижирует оркестром. Только в этом виртуальном оркестре звук медных духовых воспроизводятся модными аналоговыми синтезаторами.

Впервые за несколько десятилетий Майлс записывает материал, сочиняемый сторонними людьми, а не им самим и не членами коллектива. Одну вещь написал клавишник Джордж Дьюк. Второй продюсер, Томи Ли Пума, больше отвечавший за технический процесс записи, вспомнив, что пару лет назад Майлсу очень удалась кавер-версия хита Human Nature Майкла Джексона, нашел еще один актуальный поп-хит. Майлс обнаруживает несвойственное пожилым джазменам знакомство с текущей попсовой коньюнктурой, предлагая сыграть песню Perfect Way английской нью-вейв-группы Scritti Politti. Ли Пума не возражал. Более того, предложил так назвать весь альбом.

Майлс Дэвис на концерте Nice Jazz Festival '89

Любопытно, что тогда почти сложилось сотрудничество Девиса и ныне покойного Принца. Этот поп-фанк-певец к тому времени прославился так, что его даже сравнивали с Майклом Джексоном. Девис – один из кумиров Принса еще с детских лет; Девис о молодой звезде отзывался восторженно: «Это смесь молодого Джеймса Брауна, Джими Хендрикса и Чарли Чаплина». Принс написал пьесу Can I Play With U? и послал Девису запись с пометкой: «Сыграйте поверх моей музыки все, что считаете нужным». Песня понравилась. Миллер сочинил трек Full Nelson (Нельсон — настоящая фамилия Принса) для плавного перехода между Can I Play With U? и остальным материалом альбома.

Но, когда собрали альбом, оказалось, что сверхбодрое заводное творение Принса никак не вяжется с другими треками, более атмосферными. По другим сведениям, Принсу что-то не понравилось в конечном продукте и он сам чуть ли не настоял на том, чтобы исключить своё творение. В любом случае, песню положили на полку, как оказалось, навсегда: она потом всплывала только на бутлегах под названием Little Red Riding Hood. Майлс и Принс познакомились и играли вместе. Незадолго перед смертью Девис на концерте сыграл Penetration, написанную Принцем для него.

Альбом все-таки назвали Tutu — в честь южноафриканского священника Десмонда Туту, лауреата Нобелевской премии. Правда, говорят, что на языке йоруба «туту» означает что-то типа «человек, который ведет себя правильно, рационально, с достоинством». То есть cool практически! Альбом Tutu, вышедший в сентябре 1986 года, сразу принес Майлсу Девису новых поклонников — молодежь. Собственно, на неё джазмен и ориентировался, заявляя, что «те, кто ждут от меня cool или боп 50-х, пластинок не покупают». Реакция джазовой общественности на альбом была очень горячей: одни безоговорочно приняли его, сравнивая с Bitches Brew, другие услышали в этом только «музыку для кофеен». Тем не менее, очередную «Грэмми» музыкант получил в номинации «Лучшее инструментальное джазовое исполнение, солист».

Трагедия в стиле рэп

Карьера Майлса Девиса началась в конце сороковых не слишком впечатляющей игрой у Чарли Паркера, а закончилась в студии с юным рэпером, диджеем и вообще непонятно каким персонажем из мира, далекого от респектабельного джаза. Прозвище этого парня — Изи Мо Би (Easy Mo Bee). Считается, что как-то летом Майлс Девис сидел у открытого окна, в нью-йоркской квартире, и, слушая звуки улицы, захотел сделать «уличный» альбом. Его зазнакомили с Изи Мо Би, который на тот момент ничем особенным не выделялся, но зато имел большой опыт диджея, был своим среди известных рэперов и, что самое главное, вырос на джазе и соуле. А музыку Девиса обожал с детства. В январе 1991 года они начали работать, а 28 сентября того же года Майлс Девис неожиданно скончался.

Меломаны, джазмены и джазфены горевали. Изи Мо Би так вообще оказался в патовой ситуации. Альбом Doo-Bop, интересный проект с участием медийного персонажа и живого классика, превратился в боевое крещение, tour de force и так далее. Во-первых, более или менее готово было только шесть песен. Задел небольшой, набросков немного. Изи Мо Би решился досочинять, доигрывать и склеивать по кусочкам и крупинкам все, что есть. Сведущие люди тут же сказали, что это будет полная профанация. Все, собственно, и шло к подобному кислому результату.

Майлс Дэвис и Квинси Джонс, Live at Montreux, 1991 год

Две песни Изи Мо Би в прямом смысле сделал из воздуха: он нашел два соло Майлса, записанных во время работы трубача над Tutu, и соорудил из них треки Fantasy и High Speed Chase. Несколько треков он насытил сэмплами — фрагментами из песен других артистов (Джеймса Брауна, трубача Доналда Берда, группы Kool and the Gang). В общем, выкручивался, как мог. Альбом Doo-Bop вышел в июне 1992 года, реакция на него была смешанной. Тем не менее, в 1993 году диск получил премию «Грэмми» в номинации «Лучшее инструментальное исполнение в стиле R&B». Альбом не пропал. Многие считают его родоначальником модного в 90-х направления acid jazz, которое, в свою очередь, привело к тому, что молодая аудитория открыла для себя джаз вообще, не обязательно «кислотный». Альбом до сих пор пленяет своей элегической атмосферой. Первый трек Mystery — головокружительная легкая романтическая мелодия с тревожным вязким ритмом, а в прыгучей The Doo-Bop Song Мо Би, рэпер с идеальной артикуляцией, зачитывает всякие свои «фристайлы», изобилующие комплиментами в адрес покойного.

Вскоре Изи Мо Би сделал себе имя (кто бы сомневался — у Майлса Девиса было чутье на таланты) как рэп-продюсер. Он — едва ли не единственный продюсер, которому удалось поработать и с Ноториусом Би Ай Джи, и с Тупаком Шакуром (знающие историю кровавой вражды в сфере рэпа оценят этот момент). Он никогда не забывал Майлса. Кажется, что даже двадцать лет спустя ему не хватает великого наставника. Он все размышляет, как оно могло бы быть, если бы Майлс был жив. «Если бы Майлс был жив мы, уверен, и дальше работали бы вместе. Он имел определенные планы на меня — в частности, собирался взять меня в грядущее турне… Мы, конечно, не можем вернуть Майлса обратно, но если бы он был жив, я уверен, что он дальше бы занимался хип-хопом, а впоследствии наверняка заинтересовался бы джанглом и брейк-битом. Можно ли представить себе Майлса в студии с Трики или Chemial Brothers? Легко!»

Майлс Дэвис (Miles Davis) появился на свет 26 мая 1926 года в семье дантиста доктора Майлса Дэвиса-старшего и учительницы музыки Клеоты Дэвис. Как и про многих выдающихся джазменов, о Дэвисе можно сказать, что музыка увлекла его ещё в детстве. Музыкальная история будущего трубача началась в 1939 году, когда на свой тринадцатый день рождения он получил в подарок от отца первую трубу. Позже, будучи учеником старших классов, он уже выступал в местных барах и давал концерты в близлежащих городах.

Рождение легенды

Мать Дэвиса-младшего всегда поддерживала сына в его любви к музыке и хотела, чтобы сын, окончив школу, продолжил обучение в музыкальном колледже. Но судьба распорядилась иначе, когда в 1944 году бэнд Билли Экстайна приехал в Сент-Луис. На тот момент в составе оркестра выступали Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер . Второй из них стал кумиром для Майлса Дэвиса.

Тогда в моду входил бибоп, основоположниками которого являлись Гиллеспи и Паркер. Так как это направление набирало популярность, Майлс решил двигаться в ногу со временем. Он невероятно органично влился в новую для себя стихию, несмотря на темповую разницу своей игры и ритмов бибопа. К тому же трубач ансамбля Билли Экстайна, и Дэвису посчастливилось играть в бэнде две недели.

Майлс Дэвис и Чарли Паркер

Когда гастроли закончились и музыканты покидали город, Майлс Дэвис не выдержал и уехал вместе с ними, объяснив родителям, что едет поступать в Джульярд. На самом же деле академическая музыка вовсе не интересовала молодого трубача. Его целью была свободная импровизация и возможность выступать с Чарли Паркером.

Формирование собственного стиля игры

Продолжительное время занимая в бэндах второстепенные позиции, у трубача всё же сформировался индивидуальный стиль игры.

  • В 1949 году вместе с Гилом Эвансом он образовал нонет с нехарактерными для джаза того времени музыкальными инструментами. Майлс Дэвис занял роль лидера бэнда, давая концерты в Royal Roost в Нью-Йорке.
  • В 1957 году ансамбль записал альбом Birth of Cool , где были собраны композиции, отражающие основы зарождающегося стиля «кул».
  • 1951 год для Дэвиса был ознаменован подписанием четырёхлетнего контракта с компанией Prestige. Однако выступив на американском джазовом фестивале в Ньюпорте, ему был предложен второй контракт с Columbia. В это время трубач собирает собственный квинтет, куда вошли саксофонист Джон Колтрейн, пианист Ред Гарленд, басист Пол Чемберс и ударник Филли Джо Джонс.
  • В 1958 году Дэвиса занимают эксперименты с модальностью в джазе. Трансформируя джазовые элементы и выходя за рамки импровизации, он параллельно пробует играть модальный джаз (так впоследствии будет назван этот жанр) с бэндом.

Это становится отправной точкой в работе над альбомом Kind of Blue – альбомом колоссальной популярности, и на сегодняшний день ставшим бессмертным. Имея тягу к постоянному расширению музыкальных границ джаза, Дэвис продолжал изучать новые аспекты импровизации, в результате которых синтезировал джазовую музыку и испанские мотивы в альбоме Sketches of Spain.

В 1970 году выдающему трубачу удалось выполнить одну из задач, которую всегда ставят перед собой музыканты, а именно привлечь новую аудиторию к знакомству с новым стилем. Дэвис соединил элементы рока и джаза, сохранив при этом в основе импровизацию. Так родился альбом Bitches Brew, заслужив Грэмми за джазовое исполнение большим ансамблем.

Ключевой момент в карьере

Знаковым событием в биографии Майлса Дэвиса стало его выступление в 1991 году на всемирно известном фестивале в Монтрё. Выступая с оркестром Квинси Джонса, он обратился к своим давним музыкальным аранжировкам Гила Эванса, за исполнение которых также был удостоен премии Грэмми.

Майлс Дэвис на джазовом фестивале в Монтре, 1991 год

Человек, стоявший у истоков модального джаза, кул-джаза и стиля фьюжн, музыкант, внёсший значительный вклад в развитие музыкального искусства XX века, трубач, музыка которого определила звучание джаза для нескольких поколений слушателей – все эти заслуги характеризуют Майлса Дэвиса как целеустремлённого лидера, идущего вразрез со стереотипами, и деятеля, не равнодушного к судьбе музыки как своего времени, так и целой эпохи.

История хард-боп и стиля кул (так называемого «прохладного» джаза) неразрывно связана с именем великого темнокожего трубача Майлса Дэвиса. Каждый раз, когда музыкант брал в руки музыкальный инструмент, он превращал свои выступления в неповторимую гармонию звуков. Предпочитая играть в среднем регистре, Дэвис наполняет свою музыку как напевными мелодиями, так и ритмичными пассажами. Мастерски сыгранная музыкальная линия держит в напряжении до последней ноты и заставляет предугадывать звучание финальных аккордов.

Исполнительская манера игры Майлса Дэвиса практически не раскрывает его как личность в бытовом плане. Его лиричная, печальная, полная размышлений и порой даже отчаяния музыка – будто маска, которую он надевал, выходя на сцену. Возможно, таким образом Дэвис пытался укрыться от жизненных перипетий, коих в его судьбе было не мало.

Несмотря на то, что человеком он был скромным и застенчивым (по словам знавшего его в юности Диззи Гиллеспи), Майлс Дэвис легко мог ранить людей из своего окружения. Будучи трижды женатым, он избивал своих спутниц, употреблял наркотики и любил выпить. Он не признавал и своих детей, не оставив им ничего из своего заработанного денежного состояния.

Расизм и неприязнь к белым и отчасти мрачные произведения наделили Майлса прозвищем «Князь Тьмы»

Характер Майлса Дэвиса

Дэвис всегда придерживался собственных взглядов на импровизацию

Стиль Дэвиса сложно характеризовать с положительной точки зрения.Томные мелодии пропитаны грустью и сожалением. Майлс Дэвис не многим людям мог действительно открыться, чтобы быть понятым. Как следствие, в его музыке чувствуется глубина, невысказанная боль, которая причиняет ему дискомфорт и делает его мелодии меланхоличными.

В музыке Дэвиса отражены его внутренние переживания, хотя сам он редко с кем обсуждал свои переживания. Его спасением была, в которую он вкладывал всё, о чём не мог сказать вслух. Но всё утверждать наверняка, что именно укрывал под покровом своих импровизаций великий трубач, не приходится. Его музыка открывает каждому слушателю своего Майлса Дэвиса.

В 2016 году на экраны вышел биографический фильм о судьбе Майлса Дэвиса «В погоне за Майлсом» (Miles Ahead), в прокате более известный как «Убить трубача».

«Я по-настоящему верю в себя, в свою способность создавать новую музыку. Я никогда не думаю, что мне что-то не по силам. Я точно знал, что могу в любое время, когда захочу, снова поднести к губам свою трубу, потому что по большому счёту она – часть меня самого, как мои глаза и руки. »

Facebook Twitter Google+ WhatsApp Telegram

«Знаешь, самое сильное чувство, которое я испытал в жизни — одетым, конечно, — это когда, еще в 1944 году, я впервые услышал, как Диз и Птица играли вместе в Сент-Луисе, в штате Миссури. Мне было тогда восемнадцать, я только что кончил среднюю школу Линкольна. Она находилась на противоположном берегу Миссисипи — в Ист-Сент-Луисе, в штате Иллинойс.

Когда я услышал Диза и Птицу в оркестре Би, я сказал себе: «Как? Разве такое бывает?» Господи, они играли так классно, по мне даже дрожь прошла. Они — это Диззи Гиллеспи, Чарли «Птица» Паркер, Бадди Андерсон, Джин Аммоне, Лаки Томпсон и Арт Блейки — все вместе в одном оркестре, не говоря уж о Би, самом Билли Экстайне. Я был в нокдауне. Господи, у меня все внутри заныло. Их музыка переполнила меня до краев, разлилась по всему телу, я именно такое хотел услышать. Я хотел услышать именно такую музыку — как ее исполнял этот оркестр. Это было нечто. И я ведь поднялся на сцену и сыграл с ними.

Я был в нокдауне. Их музыка переполнила меня до краев, разлилась по всему телу, я именно такое хотел услышать

Оркестр Билли Экстайна приехал в Сент-Луис играть в клубе «Плантация», которым заправляли белые гангстеры. Сент-Луис в то время вообще был большим гангстерским городом. Когда эти бандюги велели Билли идти через заднюю дверь, как все черные, он пропустил их слова мимо ушей и провел оркестр через главный вход. Билли никому не позволял себя прогибать. Обкладывал трехэтажным и врезал за милую душу. Это уж точно. Хоть и выглядел как плейбой, малый он был жесткий. Как и Бенни Картер. Они сразу начинали бить морду любому, кто выказывал им хоть малейшее неуважение. Но как ни крут был Бенни, Би был покруче. Ну так вот, те гангстеры тут же на месте уволили Би и пригласили бэнд Джорджа Хадсона, где играл Кларк Терри. Тогда Би выступил со своим оркестром в клубе «Ривьера» Джордана Чамберса: это клуб
«только для черных» на улицах Делмар и Тейлор в негритянском квартале Сент-Луиса. Джордан Чамберс, в те времена влиятельный черный политик в Сент-Луисе, просто сказал Би, чтобы тот играл у него.

Билли никому не позволял себя прогибать. Обкладывал трехэтажным и врезал за милую душу. Хоть и выглядел как плейбой, малый он был жесткий

Как только прокатился слух, что они будут играть в «Ривьере», а не в «Плантации», я взял трубу и пошел посмотреть, может, удастся пристроиться к ним поиграть. И вот мы с моим другом Бобби Дэнзигом, тоже трубачом, пришли в «Ривьеру», надеясь попасть на репетицию. К тому времени у меня в Сент-Луисе уже была репутация неплохого трубача, и, узнав меня, охрана нас с Бобби пропустила. Не успел я войти, как ко мне подскочил какой-то человек и спросил, не играю ли я на трубе. Я сказал: «Играю». Потом он спросил, есть ли у меня профсоюзный билет. «Есть». Тогда этот человек говорит: «Пошли со мной. Будешь играть. Наш трубач заболел». Он провел меня на
сцену и поставил передо мной ноты. Я умел читать по нотам, но мне было трудно разбирать их, потому что я слушал оркестр.

Оказалось, что тот парень, что ко мне подбежал, был Диззи. Я его сначала не узнал. Но когда он начал играть, я понял, кто это. И как я уже сказал, я не только ноты не мог разбирать, я и играть не мог, так заслушался Птицу и Диза.

Но не я один, черт побери, ими заслушался — весь оркестр заходился в оргазме каждый раз, когда они вступали — особенно когда играл Птица. Я хочу сказать, что играл он бесподобно. Сара Воэн тоже была с ними, это первоклассная певица. Была и есть. Сара не уступала Птице и Дизу, а эти двое умели все! И голос Сары для них был как бы голос еще одного инструмента. Понимаешь, о чем я? Она пела «Ты моя первая любовь», а потом Птица солировал. Господи, если бы побольше народу могло услышать такой класс! В те времена Птица исполнял соло в восемь тактов. Но что он выделывал в этих восьми тактах, трудно вообразить. Он своей игрой всех в пыль превращал. Чего уж обо мне говорить, что я забыл про игру, помню, другие музыканты тоже, заслушавшись Птицу, иногда забывали вовремя вступать. Просто застывали на сцене, разинув рты, и все тут. Птица играл как дьявол».

Читайте также: