Лучше и дешевле если получится это девиз

Обновлено: 09.05.2024

1) Дорыночный этап. Фирма-эксплерент в своем развитии сначала создается или существует как компания-пионер, которая ничем, кроме одержимости идеей, не отличается от множества других мелких и средних фирм. Однако она ведет настойчивый поиск принципиально новых технических решений. Все средства, по большей части привлеченные, тратятся на НИОКР. На рынок первоначально ничего не поставляется. Заметим, что инновационный бизнес - это не занятие чистой наукой или изобретательством, хотя все это важно. Деятельность фирмы подчинена главной задаче - подготовке конкурентоспособного нового товара. И этот подготовительный дорыночный этап имеет скрытый характер.

2)На следующем этапе – этапе поиска нового товара, фирмы-пионеры, берущиеся за трудное и рискованное дело внедрения или коммерциализации открытия и изобретения, бедны и слабы, нуждаются в поддержке. В последние десятилетия, когда появились технологические центры и парки, венчурный капитал, ситуация изменилась к лучшему. Поддержка фирм-эксплерентов приняла организованный характер.

3)Для большинства эксплерентов поиск нового товара оканчивается неудачей. Те же, кто удачно воплотил идею, вступают в следующий этап развития - период бурного подъема.

С чем связан стремительный рост эксплерентов на этапе вывода нового товара на рынок? Все дело в потребительской ценности нового товара. Инновации позволяют решить старые, ранее казавшиеся неразрешимыми, проблемы потребителей или открывают перед ними новые возможности. При этом потребительская ценность нового товара оказывается очень велика, так как формируется путем сравнения с суммой затрат на старые товары, которые пришлось бы понести, чтобы достичь того же результата, какой обеспечивает новый товар. Это общее свойство так называемых прорывных инноваций. Поэтому относительно высокая цена нового товара обычно много ниже потребительской ценности. Новинка обретает очень высокую конкурентоспособность. У производителя появляется возможность быстро наращивать объемы продаж и получать высокую прибыль.

4) Этап массового производства. У компаний-первооткрывателей после очевидного рыночного успеха становится все больше последователей. Рынок нового товара растет. На новые возможности, наконец, обращают внимание ведущие корпорации. Естественно, фирму-первооткрывателя вытесняют с рынка закаленные в конкурентной борьбе «виоленты-слоны».

5) Этап вице-лидера. Прямую конкуренцию гигантов выдерживают лишь очень немногие эксплеренты. Истощение ресурсов еще долгое время сказывается на состоянии фирмы и делает его неустойчивым. Уступив же лидерство, эксплеренты превращаются во второстепенных производителей массовой продукции и занимают на рынке позицию вице-лидера, также опасную.

Фирма-эксплерент не относится к потере самостоятельности как к трагедии. Отцы-основатели фирмы при «дружественном» захвате обычно остаются руководителями подразделений, а за свои акции получают щедрую компенсацию. Главный же выигрыш состоит в появлении доступа к ресурсам крупной фирмы, без которых надежный успех часто невозможен.

В настоящее время, в отличие от того, что было сто лет назад, немногие компании-эксплеренты проходят все испытания конкурентной борьбы и становятся крупными специализированными фирмами, или новыми лидерами. При все более узком круге радикально обновляющихся отраслей шансов выжить у эксплерентов немного. Чтобы успешно действовать на рынке после того, как новый товар стал массовым, эксплерент должен переродиться, т.е. сменить стратегию. Он должен либо сформировать четкую специализацию (патиентная стратегия), либо осуществить масштабные инвестиции в производство, управление и сбытовую сеть (виолентная стратегия).

КОММУТАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В современном развитии экономики платежеспособный спрос далеко не автоматически рождает предложение. Производство избирательно, поскольку экономически оправдано при достаточном уровне рентабельности и соблюдении определенных условий. Многие потенциальные потребители остаются неудовлетворенными.

Средним и мелким бизнесом, ориентированным на удовлетворение местно-национальных потребностей, занимаются фирмы-коммутанты (соединители).

Средние и мелкие фирмы, удовлетворяя локальный и узкогрупповой или даже индивидуальный спрос, тем самым связывают экономику на всем пространстве. Они берутся за все, что не вызывает интереса у виолентов, патиентов и эксплерентов. Их роль объединительная, связывающая. Поэтому их назвали «коммутантами» или «серыми мышами».

Сила местного неспециализированного предприятия – в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко – и кратковременных) нужд конкретного клиента. Это путь повышения потребительной ценности не за счет сверхвысокого качества (как у патиента), а на основе индивидуализации услуги. Их девиз: «Вы доплачиваете за то, что мы решаем именно Ваши проблемы».

Роль «серых мышей» в инновационном процессе двояка: они содействуют, с одной стороны, диффузии нововведений, с другой - их рутинизации. Инновационный процесс, таким образом, расширяется и ускоряется.

Мелкие фирмы активно содействуют продвижению новых продуктов и технологий, в массовом порядке создавая на их основе новые услуги. Это ускоряет процесс диффузии нововведений.

Коммутанты также активно участвуют в процессе рутинизации нововведений за счет склонности к имитационной деятельности и за счет организации новых услуг на основе новых технологий.

Эволюционный путь развития включает в себя ряд этапов.

1) Становление. Создание мелкой фирмы не вызывает особых трудностей. В соответствии с интересами и возможностями основателей выбирается направление деятельности: сфера и вид обслуживания, предмет субпоставки, объект имитации. Появившись, коммутанты сразу же включаются в конкурентную борьбу.

2) Зрелость. Коммутанты традиционного типа, определившись в сфере обслуживания, используют свои конкурентные преимущества, находят свой стиль и ценностные ориентации, чтобы закрепиться на рынке. Обычно это исполнение индивидуальных заказов по приемлемым ценам, качественно и в срок. При этом коммутанты традиционного типа остаются в своих небольших размерах. Однако у некоторых фирм размеры постепенно увеличиваются, что ведет к потере их гибкости и устойчивости, росту издержек и потере управляемости. Это «мыши-переростки». Тут требуется смена стратегии, вероятнее всего, на патиентную.

Во всем мире подражание является одной из самых распространенных сфер деятельности легального мелкого бизнеса. Отсюда появление дженериков и клонов (копий программ). Клон-мейкеры - производители легальных копий продуктов известных фирм являются одним из распространенных типов действия фирм-коммутантов. Здесь несколько причин. В целом ряде отраслей промышленности (например, в мебельной и швейной) патентное право не в состоянии реально защитить дизайн от копирования. В других отраслях (например, в фармацевтике, электронике) срок патентной защиты существенно короче жизненного цикла товара. Это дает возможность вполне законно копировать лучшие разработки известных фирм, тем самым участвуя в процессе их распространения (диффузии).

Мелкий коммутант-подражатель получает значительные конкурентные преимущества по сравнению с фирмой, выведшей товар на рынок, поскольку имитировать дешевле, чем создавать новое самому. Издержки малы. Поэтому нет нужды в выпуске громадного числа стандартных товаров, чтобы распределить между ними расходы на НИОКР и т.п. (модернизация нашего вооружения, проданного Франции, Чехии, Украине). Мелкое подражательное производство оказывается эффективней крупного, обеспечивая качество, примерно совпадающее с качеством соответствующих оригинальных товаров известных фирм. Коммутанты устанавливают существенно более низкие цены (в западной практике - в 1,5-2 раза, в российских условиях - еще ниже).

3) Спад и ликвидация. Падение спроса на услуги и товары коммутантов автоматически ведет к их ликвидации, но не банкротству. Они довольно легко переносят эти трудности и возрождаются вновь на новом сегменте рынка.

Классификации Раменского и Фризевинкеля хорошо сочетаются между собой и их можно представить в виде таблицы (см. табл. 4.2)[2].

Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя.

Стратегия - это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей. Инновационная стратегия - одно из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.

Существует множество классификаций инновационных стратегий.

Наступательная - амбиция в данном случае заключается в том, чтобы быть первым на рынке. В болыиинстве случаев необходима ориентация на исследования в сочетании с применением новых технологий.

Оборонительная - направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР, предприятия проводят исследования и разработки без претензий на занятие ведущих позиций

Промежуточная - сводится к разумной конкуренции. Такую стратегию можно назвать пассивной, так как она означает смену товара, который не требует серьезных изменений в средствах и технологиях произв, не нуждается в значительных доп затратах.

Традиционная - направлена на удержание имеющихся позиций на рынке, предприятие стремится только к повышению качества существующих продуктов. Она концентрирует внимание предприятия на действия конкурентов и в меньшей· степени реагирует на потребности и поведение потребителей. Поэтому наверняка в долгосрочной перспективе оно будет отставать сначала в технико-технологическом, а затем и в экономическом отношении.

Типы инновац поведения фирмы и реализация ее инновац стратегии во многом зависит от ее орг формы и конкурентного поведения. Для анализа положения фирмы необходимо четко представлять насколько ее научно-производственные, технологические, кадровые и организационные ресурсы соответствуют рыночным потребностям и что надо предпринять. А.Ю. Юданов подразделяет компании на четыре типа; виоленты, коммутанты, патиенты, эксплеренты.

Экспчерентная (пионерская) стратегия фирма связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых сегментов рынка, это первопроходцы в поиске и реализации революционных решений. Сила обусловлена внедрением принципиальных нововведений, они извлекают выгоду из первоначального присутствия на рынке. Девиз: «Лучше и дешевле, если получится» Apple

Патиентная (нuшевая) стратегия типична для фирм, выбравших узкий сегмент и специализ для ограничен круга потребит. Они удовлет потребности, сформир под действием моды, рекламы и др средств. Их девиз: «Дорого, зато хорошо».

Вuолентная (силовая) стратегия характерна в сфере крупного стандартного производства и бизнеса. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии, занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей. Девиз фирм: «Дешево, но прилично» (но не «Дорого и плохо»). Тайота, Шевроле.

Коммутантная (соединяющая) стратегия преобладает при среднем и мелком бизнссе, в местных (локальных) масштабах, ориентирована на удовлет местно-национальных потребностей. «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы»

Степень реализации стратегии фирмы по достижению конкурен­тоспособности выпускаемой продукции во многом зависит от опти­мальности организационной формы продуцента. Если стра­тегия коммутантов ориентирована на местный рынок, то не стоит ей навязывать создание нового товара или освоение нового рынка за три­девять земель.

А. Ю. Юданов рассматривает 4 типа компаний (или типа стратегий) в зависимости от их целей: виоленты, коммутанты, патиенты, эксплеренты.


Рис.1. Сегменты рынка для различных форм продуцентов

А-А – стандартный бизнес; Б-Б – специализированный бизнес; 1 - сегмент виоленты; 2 – сегмент эксплеренты; 3 – сегмент коммутанты; 4 - сегмент патиенты.

Виолентная(силовая) стратегия характерна для фирм, действую­щих в сфере крупного, стандартного производства. Фундаментальный источник сил - массовое производство продукции хорошего (среднего) качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает боль­шой запас конкурентоспособности.

Девиз фирм: «Дешево, но прилично» (но не «Дорого и плохо»).

Примеры: автомобили «Тоёта», «Шевроле», холодильники «Си­менс», «Электролюкс», сигареты «Мальборо», «Кэмел» и др. К ним от­носится большинство российских крупных промышленных предпри­ятий.

Патиентная(нишевая) стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей. Свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция.

Их девиз: «Дорого, зато хорошо».

Они стремятся уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями. Эти фирмы называют «хитрыми лисами» экономики.

Для отечественных фирм эта стратегия может быть принята в каче­стве предпринимательской философии. Она призывает не бороться напрямую с ведущими корпорациями, а выискивать недоступные для них сферы деятельности. Такой подход серьезно повышает шансы сла­бого в соперничестве с сильными.

Вероятно, в дальнейшем в патиенты превратятся многие наши пе­редовые предприятия, в том числе бывшие оборонные.

Коммутантная(соединяющая) стратегия преобладает при обыч­ном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила местного неспе­циализированного предприятия в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковремен­ных) нужд конкретного клиента. Это путь повышения потребитель­ской ценности не за счет сверхвысокого качества (как у патиента), а за счет индивидуализации услуги. «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы», - лозунг коммутантов.

Виоленты и патиенты не всегда могут удовлетворить индивидуаль­ные потребности, тогда на сцену выступают коммутанты, готовые ис­пользовать любую возможность для бизнеса. Они получили название «серых мышей». Повышенная гибкость коммутантов позволит им удерживать свои позиции в конкурентной борьбе. Коммутантная стратегия характерна для многих частных россий­ских фирм.

Эксплерентная(пионерская) стратегия связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых сегментов рынка.

Среди подобных фирм первопроходцы в выпуске персональных компьютеров (ЭППЛ, «Зенит», «Осборн» и др.).

Сила эксплерентов обусловлена внедрением принципиальных ново­введений, они извлекают выгоду из первоначального присутствия на рынке. Они в 85 случаях из 100 терпят крах, но за счет 15 случаев полу­чают огромный технический, финансовый и моральный успех. Они яв­ляются двигателями научно-технического прогресса.

Девиз эксплерентов: «Лучше и дешевле, если получится».


Рис.2. Матрица «Издержки - потребительная ценность» для нахождения места для различных форм инноваторов (продуцентов)

Анализ рис.2 показывает, что труднее всего фирмам, придержи­вающимся стратегии эксплерента, так как им для выживания прихо­дится одновременно повышать качество товаров и снижать их себес­тоимость. Чтобы удержаться в данном сегменте рынка при отсутствии возможности совершенствования технологии или организации произ­водства, фирме часто приходится идти на снижение цены товара и уменьшение доли прибыли. Коммутанты и патиенты при сохранении на прежнем уровне издержек производства (при сохранении техноло­гии и организации производства) повышают качество выпускаемых товаров путем внедрения инноваций. Виоленты реализуют стратегию внедрения инноваций в совершенствование технологии, организации производства, труда и управления. Фирмы, не внедрившие своевре­менно инновации в продукт и процессы, оказались неудачниками, рынок в соответствии с объективным законом конкуренции их вытес­нил (или вытеснит).




Из рассмотренных стратегий наиболее рискованной является стра­тегия эксплерентов, так как им приходится решать двойную задачу. Однако на частичном улучшении трудно удержаться на рынке. Иссле­дования показывают, что главным фактором успеха новых товаров на рынках является повышение их качества. Напри­мер, в 1993 г. 58% прибыли американским компаниям дали новые товары.

В настоящее время крупные американские, японские, европейские компании с целью монополизации выпуска товаров по радикальным инновациям и снижения влияния венчурного бизнеса на конечные ре­зультаты идут по пути концентрации и диверсификации производства. Американские компании (корпорации) «Дженерал моторс», «Форд мотор», «Дженерал электрик», японские «Сони», «Тоёта», шведская «Электролюкс», германская «Сименс», южно-корейская «Самсунг» и многие другие организации свои стратегии формируют на основе сле­дующих принципов: а) диверсификация выпускаемых товаров; б) соче­тание в портфеле товаров, совершенствуемых в результате внедрения различных видов инноваций; в) повышение качества товаров и ресур­сосбережение за счет углубления НИОКР и активизации инновацион­ной деятельности; г) применение по различным товарам, в зависимо­сти от их конкурентоспособности, различных стратегий: виолентов, патиентов, коммутантов или эксплерентов; д) развитие международ­ной интеграции и кооперирования; е) повышение качества управлен­ческого решения и др.

Из сказанного можно сделать вывод: фирму можно назвать по типу стратегии только в том случае, когда она специализируется на одном виде выпускаемого товара или выполняемой услуги. Если фирма вы­пускает несколько видов товара, то по ним она часто применяет раз­ные стратегии. В этом случае нивелируется риск в целом по фирме.

В целом анализ стратегий функционирования крупных фирм пока­зывает, что с увеличением доли чистой конкуренции среди других структур рынка увеличивается доля эксплерентной стратегии. «Кто не рискует, тот не пьет шампанское».

Учебники

Главная страница

Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика

5.1. Базовые стратегии М. Портера и А.Ю. Юданова

Стратегия - это создание уникальной и выгодной позиции предусматривающей определенный выбор видов деятельности.
Майкл Портер различные варианты общих стратегий свел к трем основным типам стратегиям:
• стабильности,
• роста,
• сокращения.
Стратегия стабильности - сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и поддержка их. Обычно используется крупными фирмами.
Стратегия роста - увеличение организации, часто через проникновение и захват новых рынков. Разновидность стратегии роста: вертикальная интеграция; горизонтальная интеграция.
Стратегия сокращения применяется в тех случаях, когда выживание организации находится под угрозой. Ее разновидностями являются:
1. Стратегия разворота. Используется, если организация действует неэффективно, но еще не достигла своей критической точки. Означает отказ от производства нерентабельных продуктов, излишней рабочей силы, плохо работающих каналов распределения и дальнейший поиск эффективных путей механизма использования ресурсов.
2. Стратегия отделения. Если компания включает несколько видов бизнеса и при этом один из них работает плохо, то производится отказ от него: продажа этой деловой единицы или превращение ее в отдельно работающую фирму
3. Стратегия ликвидации. В случае достижения критической точки (банкротства) происходят уничтожение организации, распродажа ее активов.
Майкл Портер был не единственным, кто определил базовые стратегии конкуренции. Рассмотрим подход к определению базовых стратегий конкуренции, который выдвинул А.Ю. Юданов. Четыре базовых стратегии по А.Ю. Юданову - стратегии достижения конкурентоспособности
• виолентами,
• эксплерентами,
• коммутантами,
• патиентами.
Как констатирует А.Ю. Юданов, впервые в мире термины «ви- олент», «эксплерент», «коммутант», «патиент» ввел в 1935 г. Л.Г. Раменский при описании теории конкурентной стратегии в биологических системах. Согласно терминологии Юданова-Раменского, ценовое лидерство обозначено стратегией виолентов, дифференциация продукта - стратегией патиентов, создание инновационных продуктов («снятие сливок») - стратегией эксплерентов. Юданов добавил еще одну стратегию - стратегию коммутантов, которая определяется как приспособление к условиям спроса местного рынка, заполнение ниш, по тем или иным причинам не занятых «виолентами» и «патиентами», освоение новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитация новинок и продвижение их к самым широким слоям потребителей.
Виолентная (силовая) стратегия - стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на снижение издержек производства за счет эффекта масштаба. Фундаментальный источник сил - массовое производство продукции хорошего качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает запас конкурентоспособности. Девиз виолентов: «Дешево, но прилично» (но не «дорого и плохо»). К ним относится большинство компании с массовым производством, развитой инфраструктурой и значительной научно-исследовательской базой. В инновационной сфере виоленты могут выступать в роли новатора и инноватора (в зависимости от этапа развития).
Эксплерентная (пионерская) стратегия - стратегия конкурентной борьбы, ориентированная на радикальные инновации. Эксплеренты — компании, цель существования которых заключается в постоянном выпуске радикальных новшеств. Это малые инновационные фирмы. Сила эксплерентов обусловлена внедрением принципиальных новшеств, они извлекают выгоду из первоначального присутствия на рынке. В 85 случаях из 100 они терпят крах, но за счет 15 случаев получают огромный эффект и моральный успех. Девиз эксплерентов: «Лучше и дешевле, если получится».
Патиентная (нишевая) стратегия - стратегия конкурентной борьбы, заключающаяся в выпуске ограниченного количества узкоспециализированной продукции высокого качества. Патиент занимает узкую рыночную нишу и обслуживает нестандартных потребителей. Это крупные, малые или средние фирмы. Девиз патиентов: «Дорого, зато отлично». Они стремятся уклониться от прямой конкуренции с ведущими фирмами. Эта стратегия призывает не бороться напрямую с ведущими корпорациями, а выискивать недоступные для них сферы деятельности.Такой подход серьезно повышает шансы слабой фирмы в соперничестве с сильными компаниями.
Коммутантная (соединяющая) стратегия - стратегия конкурентной борьбы, предполагающая максимально гибкое удовлетворение небольших по объему (локальных) потребностей рынка. Коммутанты — фирмы, имитирующие новинки или предлагающие новые виды услуг на базе новой продукции. Стратегия подражательства характерна для многих мелких компаний. Сила фирмы-коммутант в ее лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему, а нередко и кратковременных нужд конкретного клиента. Это путь повышения ценности не за счет сверхвысокого качества (как у патиента), а за счет индивидуализации, эксклюзивности товара или услуги. Их деятельность в основном связана с производством легальных копий продуктов известных компаний, а также предоставлением услуг по послепродажному сервису инновационных продуктов. Девиз коммутантов: «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы». Повышенная гибкость коммутантов позволяет им удерживать свои позиции в конкурентной борьбе.

Читайте также: