Девиз че гевары на испанском

Обновлено: 27.11.2024

вообще их много. этих лозунгов.. .
Вот лишь некоторые из них:

"Creemos uno, dos, tres Vietnams!" - Создадим один, два, три Вьетнама!

"Patria o muerte: venceremos!" - Родина или смерть: мы победим! (Целиком лозунг звучит именно так)

"Hasta la victoria, siempre!" - Всегда до победы!

После провозглашения его в 1916 году французским генералом Робером Нивелем фраза появлялась также на пропагандистских плакатах после нескольких громких битв начала XX века.

На русский язык этот лозунг перевели с испанского. Долорес Ибаррури произносила его во время Гражданской войны, слова стали символом движения против фашистов. Оборона удавалась, и тогда появился новый, хоть и менее известный лозунг: «¡Pasaremos!» («Мы пройдём!»). Ещё одна фраза из этой серии «Hemos pasado» («Мы прошли») увидит мир позже, за несколько дней до окончания Великой Отечественной войны.

2. «Свобода, равенство, братство» (с французского «Liberté, égalité, fraternité») — лозунг французской революции 1789 года.

Началом революции стало взятие Бастилии 14 июля 1789 года (в 2016 году, всего несколько дней назад, национальный праздник Франции омрачил страшный теракт), а окончанием считается 9 ноября 1799 года. Начал использовать девиз «Свобода, Равенство, Братство» первым Максимилиан Робеспьер. Эти слова приписывают его речи, произнесённой в декабре 1790 в Национальной ассамблее. Робеспьер предлагал девиз «Свобода, Равенство, Братство» как надпись на трёхцветном знамени Национальной гвардии. Позже эти слова будут рассматривать и обсуждать в своих трудах Маркс, Энгельс и Ленин.

Тимпан церкви с надписью 1905 года, сделанной после издания закона 1905 г. об отделении церкви от государства. Фото: Википедия

3. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (с немецкого Proletarier aller Länder, vereinigt Euch!) — один из самых известных интернационалистических коммунистических лозунгов.

Эта фраза в советское время была знакома каждому школьнику. «Манифест коммунистической партии» проходили ученики старших классов по истории, а позже — студенты в любом вузе.

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» — это один из самых известных международных коммунистических лозунгов. Известна трактовка этого лозунга: рабочим нечего терять, кроме своих цепей, а обретут они, свергнув существующий строй, весь мир.

Лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» был нанесён на герб СССР и всех cоюзных республик. Его вывешивали во дворцах культуры, на заводах и фабриках. Известен ещё один вариант лозунга — «Пролетарии всех стран и угнетённые народы, соединяйтесь!», но он не особо использовался.

Герб СССР. Фото: Википедия

4. «За Веру, Царя и Отечество» («За Бога, Царя и Отечество») — лозунг, используемый во времена Российской империи.

Девиз обозначал заповеди, которые должен был знать русский офицер на войне: душу — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому. В среде казаков употреблялся немного другой вариант — «За веру и верность!». В наши дни лозунг используется у националистов и монархистов.

Кто первым произнёс эти ставшие крылатыми слова, история умалчивает. Принято считать, что появившаяся в войсках должность священника способствовала распространению слогана. Лозунг даже был отражён на принятом в 1882 году Большом Государственном гербе Российской империи.

Ополченский крест с девизом и монограммой на «Ополченском билете» времён Николая II. Фото: Википедия

5. «Один за всех, и все — за одного» — лозунг-пословица, бывший популярным в Советском Союзе.

Этот лозунг использовался руководителями предприятий или просто рабочих коллективов с целью призвать сотрудников помогать друг другу. В политических речах он символизировал единство советского народа, помощь всех и каждого друг другу.

Лозунг, вложенный Александром Дюма в уста мушкетёров, на самом деле появился за много времени до этого. «Один за всех, и все — за одного» — это суть труда работников артели. Эту фразу приписывают бурлакам, вместе тянувшим верёвку. Схожее выражение было опубликовано ещё в книге «Пословицы русского народа» Даля — «Стоять всем за одного, и одному за всех».

6. «Когда мы едины, мы непобедимы» (с испанского — «El pueblo unido jamás será vencido!») — лозунг левых сил в Чили.

Дословно — «Единый народ никогда не победить!» — это песня чилийского поэта и композитора Серхио Ортеги, прославившегося другой известной композицией — «Венсеремос». После эту песню переводили на многие языки мира, включая русский. Американский музыкант Фредерик Ржевски сочинил 36 вариаций для фортепиано на тему этой композиции!

Песня была гимном левой коалиции в Чили, широко исполнялась в период президентства Сальвадора Альенде. А после под её слова шли на борьбу за демократию сначала чилийцы, а затем и протестующие всего мира.

7. «Родина или смерть!» (с испанского — «Patria o muerte!») — лозунг кубинской революции 1959 года.

Иногда его также употребляют как: «Отечество или смерть». Этот лозунг — клич Кубинской революции, который был популярным в СССР в 1960-х годах. Он впервые появился в рядах республиканцев во время Гражданской войны в Испании, однако долгое время оставался неофициальным. В 2010 году лозунг стал официальным у армии Боливии. Фидель Кастро впервые произнёс его уже после победы революции, 7 марта 1960 года.

Эрнесто Гевара родился 14 июня 1928 года в аргентинском городе Росарио, в семье архитектора с ирландскими корнями Эрнесто Гевары Линча и Селии де ла Серна ла Льоса, имевшей испанские корни.

В современном мире есть мало фигур, способных соперничать с Эрнесто Че Геварой во всемирной популярности. Он превратился в символ Революции, символ борьбы против любой лжи и несправедливости. И вот парадокс — Че Гевара, являвший собой пример самоотверженности и бескорыстия, ныне приносит огромные доходы дельцам, зарабатывающим на его образе. Сувениры с портретами команданте, майки, бейсболки, сумки, рестораны, названные в его честь. Че — это модно и стильно, и даже деятели поп-музыки считают своим долгом обыграть его бунтарский образ.

Статья по теме

Железный характер

Настоящий, живой Эрнесто Че Гевара наверняка отнесся бы к этому с присущей ему иронией. Ему при жизни не было дела до чинов, регалий и популярности — главной своей задачей он считал помощь обездоленным и бесправным.

У маленького Тете было четверо братьев и сестер, и родители сделали все, чтобы вырастить их достойными людьми. Сам Эрнесто и все его братья и сестры получили высшее образование.

Отец будущего революционера симпатизировал левым силам, и много общался с жившими в Аргентине испанцами-республиканцами, покинувшими свою родину после поражения в гражданской войне с франкистами. Разговоры испанских эмигрантов с отцом слышал Эрнесто, и его будущие политические воззрения стали формироваться уже тогда.

Не все знают, но пламенный революционер Че Гевара всю жизнь страдал тяжелым хроническим недугом — бронхиальной астмой, из-за чего всегда вынужден был иметь при себе ингалятор.

Но сильным характером Эрнесто отличался с детства — несмотря на болезнь, он занимался футболом, регби, конным спортом и другими видами. А еще Че Гевара в юности обожал читать, благо, у родителей была обширная библиотека. Начинал Эрнесто с приключений, затем чтение становилось все серьезнее и серьезнее — классика мировой литературы, труды философов и политиков, в том числе Маркса, Энгельса, Ленина, Кропоткина, Бакунина.

Че Гевара очень любил шахматы, и именно благодаря им заинтересовался Кубой — когда Эрнесто было 11 лет, когда в Аргентину приезжал экс-чемпион мира кубинец Хосе Рауль Капабланка.

Студент - путешественник

В юности Эрнесто Гевара не помышлял о карьере революционера, хотя твердо знал, что хочет помогать людям. В 1946 году он поступил на медицинский факультет Национального университета в Буэнос-Айресе.

Эрнесто не только учился, но и путешествовал, стремясь узнать о мире больше. В 1950 году он в качестве матроса на нефтеналивном судне побывал на Тринидаде и в Британской Гвиане.

Большое влияние на взгляды Эрнесто Гевары оказали два путешествия по странам Латинской Америки, совершенные в 1952 и 1954 годах. Бедность и полное бесправие простого народа на фоне богатств элиты — вот что бросилось в глаза молодому врачу. Латинская Америка носила неофициальный титул «заднего двора США», где спецслужбы этой страны способствовали установлению военных диктатур, защищавших интересы крупных американских корпораций.

Во время второго путешествия молодой врач (получил диплом в 1953 году) Эрнесто Гевара в Гватемале примыкает к сторонникам президента Хакобо Арбенса, который проводил независимую от США политику, национлизировав земли американской аграрной компании United Fruit Company. Однако Арбенс был свергнут в результате переворота, организованного ЦРУ США.

Статья по теме

Тем не менее, деятельность Гевары в Гватемале оценили и друзья, и враги — он был внесен в список «опасных коммунистов Гватемалы, подлежащих ликвидации».

Революция зовет

Эрнесто Гевара уехал в Мексику, где два года проработал врачом в Институте кардиологии. В Мексике он и познакомился с Фиделем Кастро, готовившим революционное выступление на Кубе.

Позднее Фидель признавался, что аргентинец Гевара произвел на него сильное впечатление. Если сам Кастро к тому времени не занимал четкой политической позиции, то Гевара был убежденным марксистом, умевшим отстаивать свои взгляды в самой сложной дискуссии.

Эрнесто Гевара примкнул к группе Кастро, готовившейся к высадке на Кубе, окончательно определившись со своим будущим — спокойной карьере врача он предпочел опасности революционной борьбы.

Несмотря на подготовку, высадка революционеров на Кубе в декабре 1956 года вылилась в настоящий кошмар. Яхта «Гранма» на поверку оказалась утлым суденышком, но на что-то более серьезное у повстанцев просто не было денег. Вдобавок оказалось, что из 82 членов группы не подвержены морской болезни всего несколько человек. И, наконец, на месте высадки отряд ждала 35-тысячная группировка войск диктатора Кубы Батисты, располагавшая танками, кораблями береговой охраны и авиацией.

В итоге в первых боях погибла половина группы, а более двадцати человек оказались в плену. К горам Сьерра-Маэстры, ставшим укрытием для революционеров, прорвалась только небольшая группа, в которой оказался и Эрнесто Гевара.

Тем не менее, именно с этой группы и началась Кубинская революция, завершившаяся победой в январе 1959 года.

На Кубе. Фото: АиФ/ Павел Прокопов

С июня 1957 года Эрнесто Гевара стал командиром одного из соединений революционной армии, в которую вливалось все больше и больше кубинцев — четвертой колонны.

Бойцы отмечали, что командир Гевара всегда умел правильно воздействовать на солдат в трудные минуты, будучи порой жесток в словах, но никогда не унижал подчиненных.

Революционные солдаты поражались — страдая от приступов болезни, Че Гевара совершал марши наравне с остальными, как врач оказывал помощь раненым, и делился последней едой с голодными.

Прозвище «Че» Эрнесто Геваре дали на Кубе за привычку использовать данное слово в речи. По одной версии, «че» Гевара употреблял в разговоре как аналог русского «слышь». По другой, обращение «че» на аргентинском сленге означало «дружище» - именно так командир Гевара обращался к часовым во время обхода постов.

Статья по теме

Так или иначе, но Эрнесто Гевара вошел в историю как команданте Че Гевара.

Продолжение борьбы

После победы Кубинской революции Че Гевара стал президентом Национального банка Кубы, а затем министром промышленности Острова Свободы. Представление о том, что Че Гевара был безграмотен и выполнял роль «свадебного генерала» на этих должностях, глубоко ошибочно — умный и образованный Че показал себя как грамотный профессионал, досконально вникавший в тонкости порученного дела.

Проблема была скорее во внутренних ощущениях — если Кастро и его соратники, добившись победы на Кубе, видели задачу в государственном строительстве своей Родины, то аргентинец Че Гевара стремился продолжать революционную борьбу в других точках земного шара.

В апреле 1965 года Че Гевара, к тому времени известный и популярный во всем мире кубинский политик, покидает все свои посты, пишет прощальное письмо, и уезжает в Африку, где включается в революционную борьбу в Конго. Однако из-за разногласий с местными революционерами и неблагоприятной обстановки, он вскоре отправляется в Боливию, где в 1966 году во главе отряда начинает партизанскую борьбу против местного проамериканского режима.

Бесстрашный Че не учел двух вещей — в отличие от Кубы, местное население в Боливии в тот период времени не поддерживало революционеров. К тому же боливийские власти, напуганные появлением Че Гевары в своих краях, запросили помощи у США.

На Че началась настоящая охота. В Боливию были стянуты специальные отряды едва ли не всех тогдашних диктаторских режимов Латинской Америки. Спецагенты ЦРУ вели активный поиск места укрытия Армии национального освобождения Боливии (под таким названием действовал отряд Че Гевары).

Гибель команданте

В августе-сентябре 1967 года партизаны понесли серьезные потери. Че, однако, и в этих условиях оставался самим собой — несмотря на приступы астмы, он подбадривал своих товарищей и оказывал медицинскую помощь и им, и пленным солдатам боливийской армии, которых затем освобождал.

В начале октября информатор Сиро Бустоса выдал правительственным войскам место стоянки отряда Че Гевары. 8 октября 1967 года спецназ окружил и атаковал лагерь в районе ущелья Юро. В кровопролитном бою Че был ранен, винтовка его разбита пулей, но захватить его спецназовцам удалось только тогда, когда в пистолете кончились патроны.

Раненого Че Гевару доставили в здание деревенской школы в местечке Ла-Игера. Подходя к зданию, революционер обратил внимание на раненых солдат боливийской армии, и предложил им помочь как врач, но получил отказ.

В ночь с 8 на 9 октября Че Гевара содержался в здании школы, а власти лихорадочно решали, что делать с революционером. До сих пор неясно, откуда пришел приказ о расстреле — официально под ним стояла подпись главы военного правительства Рене Ортунью, однако сам он всю жизнь утверждал, что на самом деле не принимал такого решения. Власти Боливии вели переговоры со штаб-квартирой ЦРУ США в Лэнгли, и, возможно, команда на расстрел была дана высшим руководством Соединенных Штатов.

Непосредственного исполнителя солдаты выбирали между собой при помощи соломинки, которую вытянул сержант Марио Теран.

Статья по теме

Когда Теран вошел в комнату, где находился Че Гевара, тот уже знал о своей участи. Спокойно встав перед палачом, Че Гевара коротко бросил Терану, у которого, по рассказам очевидцев, дрожали руки:

- Стреляй, трус, ты убьешь мужчину!

Прогремел выстрел, оборвавший жизнь революционера.

Вечно живой

Кисти рук Че Гевары были ампутированы как вещественное доказательство его убийства. Тело же выставили на всеобщее обозрение жителей и прессы в селе Вальегранде.

И тут случилось то, чего явно не ожидали палачи. Боливийские крестьяне, до того настороженно относившиеся к Че, глядя на тело поверженного революционера, пожертвовавшего своей жизнью в борьбе за лучшую жизнь для них, увидели в нем сходство с распятым Христом.

Через небольшой промежуток времени погибший Че стал для местных жителей святым, к которому обращаются с молитвами, прося помощи. Левое движение в Боливии получило ощутимый толчок. Армия национального освобождения Боливии продолжила борьбу и после гибели Че вплоть до 1978 года, когда ее члены перешли к политической деятельности на легальном положении. Начатая Че борьба будет продолжаться, и в 2005 году на выборах в Боливии победит лидер партии «Движение к социализму» Эво Моралес.

Тело Че Гевары было тайно похоронено, и лишь в 1997 году участник казни революционера генерал Марио Варгас Салинас рассказал, что останки находятся под взлетно-посадочной полосой аэродрома в Вальегранде.

В октябре 1997 года останки Че и его товарищей были перевезены на Кубу и торжественно захоронены в мавзолее в городе Санта-Клара, где отряд Че одержал одну из крупнейших побед в годы Кубинской революции.

Поверженный в бою Че победил смерть, став вечным символом Революции. Сам команданте в самые трудные дни не сомневался в победе своего дела: ««Мое поражение не будет означать, что нельзя было победить. Многие потерпели поражение, стараясь достичь вершины Эвереста, и в конце концов Эверест был побежден».

Простой ответ, который напрашивается: потому что Че Гевара и в самом деле герой. В 1952 г. он вместе с другом объехал на мотоцикле половину Южной Америки, потом стал врачом-хирургом, в 1959 вместе с Фиделем Кастро совершил революцию на Кубе, в результате чего стал команданте и кубинским государственным деятелем. А затем занялся «революцией на экспорт» за пределами Острова свободы: вел партизанские войны в Африке и Латинской Америке. В 1962 году Че сыграл ключевую роль в привлечении на Кубу советских ядерных ракет, чем способствовал Карибскому кризису. Стал радикальным маоистом.

Погиб Че Гевара тоже как герой: был расстрелян в плену после попытки поднять марксистское восстание в Боливии. Говорят, своему палачу, у которого во время казни тряслись руки, Че Гевара сказал: «Стреляй, трус, ты убьешь всего лишь человека!» В том смысле, что революцию этим выстрелом не убить.

«Не было человека, которого ЦРУ боялось бы больше, чем Че Гевару», — признался однажды агент этой службы. Зато сам Че Гевара, похоже, не боялся никого.

История одной фотографии: самый известный портрет Че Гевары Подробнее

Икона бунтарского стиля

Однако Че Гевара не просто символ сопротивления и борьбы за права угнетенного народа. Он бессребренник, интеллектуал и поэт. Он солдат и полевой командир, который не увяз в политике и интригах, боролся за идею и в итоге пострадал за неё. Короче говоря, олицетворение «правильной» революции и икона для молодых бунтарей, которые хотят изменить мир. Этакий «Дон Кихот XX века».

Впрочем, есть и другая точка зрения. Для тех, кто его ненавидел, Че — фанатичный убийца, готовый без колебаний возложить на алтарь революции любое количество жизней. Недаром свои письма он нередко подписывал именем «Сталин II». Есть немало свидетельств того, что после победы повстанцев он казнил пленных солдат и всех, кто подозревался в поддержке режима Батисты, пытал пленников и лично руководил расстрелами. На счету расстрельных команд Че Гевары на Кубе, как говорят его хулители, не один десяток тысяч жертв. Агент ЦРУ, который пленил Че Гевару в Боливии и был свидетелем его расстрела, потом рассказывал, что перед смертью команданте признался ему в «паре тысяч» казней «империалистских шпионов и агентов», ничуть не сожалея об этом.

Последний день Че. Как погиб легендарный революционер Подробнее Тем не менее Че Гевару и сегодня причисляют к святым те боливийские крестьяне, на землях которых он когда-то стремился разжечь огонь революции. Они поминают его под именем «Сан Эрнесто», возносят бывшему аргентинцу молитвы и просят его о помощи. Че вполне официально считается местночтимым католическим святым, его портреты висят в латиноамериканских храмах. Крестьяне, которые видели убитого революционера сразу после смерти, говорили: «Ни один мертвый не был так похож на Христа, как Че».

Кроме того, облик Че — точнее, постер, сделанный со знаменитой фотографии кубинского фотографа Альберто Корды — превратился в бренд, который до сих пор успешно продаётся. Лицо пламенного революционера в берете со звездой команданте, которую Че Геваре вручил сам Кастро, стало наиболее тиражируемым и узнаваемым изображением в мире. Футболки и майки, купальники и бейсболки, значки и сумки, плакаты, сувениры с портретами, кафе и рестораны, названные в честь Че, — стабильно выгодный бизнес. Считается, что торговцы эффективно использовали протестные настроения прогрессивной молодежи и со временем «загламурили» образ романтического бунтаря. Тем самым Че Гевара по иронии судьбы внес огромный вклад в культуру общества потребления, которую презирал всю жизнь. Правда, сделал это не по своей воле.

Команданте Че. Как Эрнесто Гевара стал вечным символом революции Подробнее

«А кто сегодня герои? Микки Маус, что ли?»

На чем же все-таки держится феномен его популярности? Об этом АиФ. ru рассказала политолог, профессор политической психологии, зав. кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии МГУ Елена Шестопал.

— Потребность в герое существует в человеке изначально. Психологи установили, например, что у современных детей есть реальная проблема отсутствия героев. В советское время детские герои были, пусть подчас и спорные. Детей воспитывали на примерах Павлика Морозова, Павки Корчагина, Александра Матросова и т. д. А сегодня кто у них герои? Микки Маус, что ли? Примеров самоотверженности, служения своей стране стало очень мало. А если они и есть, то не заложены с детства, как раньше. Даже в новых сказках и детских книгах, которые пишутся сегодня, фигуры героев зачастую попросту отсутствуют.

Героизация человека типа Че Гевары на этом фоне удовлетворяет запрос, который проявляется у нас с детства и во взрослом возрасте, кстати, тоже никуда не девается. Только этим, по видимому, можно объяснить тот факт, что уже давно погибший революционер до сих пор изображается на майках и плакатах, символизируя образ бескорыстного человека, который служил не себе, не своему карману, а идее преобразования мира. Такие фигуры отсутствуют в современном буржуазном обществе и контрастом привлекают к себе людей, особенно — молодых. Сам этот факт заставляет задуматься: чего не хватает нынешним молодым людям, у которых, казалось бы, есть всевозможные потребительские радости?

Читайте также: