Кому из героев произведения а с грибоедова принадлежит афоризм
Обновлено: 21.12.2024
Крылатые выражения из «Горе от ума» демонстрируют те мысли, которые хотел донести до читателей А. С. Грибоедов. Все выражения представлены по действиям, в которых они были произнесены различными героями.
Действие первое
Одной из запоминающих фраз в комедии является выражение, произнесенное Софьей: «Счастливые часов не наблюдают». Известна также ее фраза «Шел в комнату, попал в другую».
Слова Фамусова «Подписано, так с плеч долой» говорят о его отношении к делу.
Афоризмом является фраза Лизы, рассуждающей о Скалозубе: «И золотой мешок, и метит в генералы». Это выражение показывает все стремления общества. На это же указывают слова Фамусова «Кто беден, тот тебе не пара».
Крылатые фразы из «Горе от ума» представлены не только монологическими высказываниями, но и диалогами. На вопрос Софьи «Где ж лучше?» Чацкий отвечает «Где нас нет». Знаменита также его фраза «И дым Отечества нам сладок и приятен!».
В первом действии главный герой рассуждает о Молчалине: «А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных».
Действие второе
Наиболее известны афоризмы Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Дома новы, но предрассудки стары». Самой знаменитой является фраза, с которой главный герой комедии начинает свой монолог: «А судьи кто?».
Во втором действии выделяется и высказывание Молчалина: «Ах! злые языки страшнее пистолета».
Действие третье
На тонкий внутренний мир Чацкого указывают его слова «Мне в петлю лезть, а ей смешно». С помощью фразы «Я странен, а не странен кто ж?» А. С. Грибоедов подчеркивает непохожесть Чацкого на других персонажей. Главному герою принадлежит и известная фраза «Чины людьми даются, А люди могут обмануться».
Жизненный принцип Молчалина выражен в следующих словах: «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь».
Мировоззрение Фамусова отображается в следующих выражениях: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина», «Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь».
Действие четвертое
Данное действие известно выражениями, показывающие финал конфликта поколений: «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов» (Фамусов), «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок. Карету мне, карету!» (Чацкий).
Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами:
1. «Свежо предание, а верится с трудом»
3. «Дома новы, но предрассудки стары»
4.Я вам советовать не смею»
6. «Я вас перепугал, простите, ради Бога» 6.Счастливые часов не наблюдают»
Викторина по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Зачем Лизе понадобилось переводить часы? (чтобы предупредить влюблённых боем часов)
Что винит Фамусов? Откуда моды к нам, и авторы, и музы? (Кузнецкий мост и вечные французы)
Закончите фразу: «У девушки сон утренний…» (так тонок)
«Минуй нас пуще всех печалей…» (и барский гнев, и барская любовь)
«Нельзя ли для прогулок…» (подальше выбрать закоулок?)
«Счастливые …» (часов не наблюдают)
Вот, например, полковник Скалозуб … (и золотой мешок, и метит в генералы)
Кто так чувствителен, и весел, и остёр, … (как Александр Андреич Чацкий)
Смешение каких языков господствует в московских салонах? (французского с нежегородским)
Откуда родом Молчалин? (из Твери )
Основные вопросы по 1 действию:
1. В чём комизм ситуации?
2. Какова его роль с точки зрения композиции?
3. Что мы узнаём о главных действующих лицах?
4. Какие крылатые выражения и характеристики действующих лиц выписали и запомнили?
Викторина по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
«Служить бы рад…» (прислуживаться тошно)
«Ах! Злые языки…» (страшнее пистолета)
«Свежо предание…» (а верится с трудом)
У кого должен был крестить Фамусов? (у вдовы, докторши)
Имя усопшего камергера с ключом (Кузьма Петрович)
Что, по мнению Чацкого, держит стыд в узде? (Смех. Да, нынче смех страшит…)
Какие обязанности при дворе были у Максима Петровича? (В чины выводит он и пенсии даёт)
Каких новых правил набрался брат Скалозуба? (чин следовал ему, он службу вдруг оставил. В деревне книги стал читать)
Основные вопросы по 2 действию:
. Анализ монологов Фамусова «Вкус, батюшка…» и Чацкого «А судьи кто?»
Молчалин и Лиза
Ответить на вопросы 3 действия:
Семья Тугоуховских. С какой точки зрения им интересен Чацкий ?
Дайте характеристику Загорецкому.
Старуха Хлёстова. Какие отличительные черты старухи?
Какова роль ГН и ГД?
Какова роль Хрюминых в распространении слухов о Чацком?
Какие советы «сумасшедшие», с точки зрения гостей, давал им Чацкий? (Д 3, явл. 19, стр. 89)
В чём причина безумия Чацкого, по мнению гостей? (Ученье – вот чума, учёность – вот причина)
Викторина по 3 действию
Какими своими двумя талантами гордится Молчалин? (умеренность и аккуратность)
Кто припас Хлёстовой арапку-девку? (Антон Антоныч Загорецкий )
Кем Софья приходится Хлёстовой? (племянница)
Имя, отчество матери Чацкого. (Анна Алексеевна )
О каком мужском костюме идёт речь: «хвост сзади, спереди какой-то чудный выем»? (о фраке)
Порода собаки Хлёстовой (шпиц)
«В мои лета не должно сметь…» (своё суждение иметь)
Как зовут племянника княгини? Чем он занимается? (Фёдор, он химик, он ботаник)
Продолжите фразу: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги…» (да и сжечь)
«Всё врут…» (календари)
А.С. Грибоедов «Горе от ума » Анализ четвёртого действия
1. Образ Репетилова. Кем является Репетилов в комедии? Отношение к нему др. действующих лиц.
2. Молчалин. Как он раскрывается в сцене с Софьей и Лизой?
3. Каким мы видим Чацкого в последнем монологе?
Викторина по 4 действию комедии
Продолжите фразу: «Мне завещал отец, во-первых, …» (угождать всем людям без изъятья…)
Все гонят, все клянут… (мучителей толпа)
Вон из Москвы! Сюда… (я больше не ездок)
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорблённому… (есть чувству уголок)
Ах! Боже мой! Что будет говорить… (княгиня Марья Алексевна)
Кого из гостей Фамусова зовут Анфиса Ниловна? (Хлёстову)
Последние слова Чацкого в комедии. (Карету мне! Карету!)
Кого Молчалин называет кралей? (Софью)
От кого Чацкий узнаёт имя автора сплетни? (От Фамусова )
Продолжите фразу: Ба! Знакомые… (всё лица!)
Online Test Pad
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, их форме, уровне сложности.
Обратите внимание Пройти тестДемонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать
представление о структуре будущих контрольных измерительных
материалов, количестве заданий, их форме и уровне сложности.
Итоговое тестирование за курс 8 класса по информатике, автор УМК Семакин И.Г. и другие. По учебнику 7 класса.
Тест на определение вашего коэффициента интеллекта. Пройди его и узнаешь какой у тебя IQ.
Тест предназначен для контроля базовых знаний по окружающему миру в форме ЕГЭ
Тест предназначен для диагностики уровня субъективного ощущения одиночества.
Этот тест дает возможность определить, созрели ли вы не только для вступления в брак, но и для полноценной семейной жизни.
Пройти тестАААА! Ты выходишь замуж. Калм даун, дарлинг, все в порядке) Заполняй наш коротенький тест, определяй, к какому типу невест ты относишься и слушай наши полезные советики :)Пройти тест
Задание 16 (кодирование чисел, системы счисления) содержит 16 вопросов ЕГЭ 2015 по информатике. Обязательные ответы на все вопросы.
Каждый новый тест содержит другие вопросы из банка вопросов.
Пройти тестЭтот тест окунёт вас в историю Древней Греции. Давайте проверим ваши знания за 5 классПройти тест
ТЕСТ. Литература. ЕГЭ. А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Вариант № 4
Версия для копирования удобна для использования материала на уроках.
Версия для копирования.
Часть 1
Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните
задания 1–9.
А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитей возили на поклон?
Тот Нестор * негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки.
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке.
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, —
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! —
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, —
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!
А.С. Грибоедов. «Горе т ума».
К кому роду литературы относится данное произведение А.С. Грибоедова?
Ответ: драма
Пояснение.
Драма как род литературы принадлежит одновременно двум искусствам: театру и литературе; драма предназначена для исполнения на сцене, состоит из диалогов и монологов действующих лиц.
Какие черты классицизма сохранились в комедии «Горе от ума»?
2)Чёткое деление героев на отрицательных и положительных.
3) Соблюдение принципа трех единств.
4)В центре сюжета- любовный треугольник.
5)Одна из главных задач автора- воздействие на чувства, эмоции читателей.
Назовите имя, отчество Чацкого.
Ответ: Александр Андреевич
Установите соответствие между персонажами и их высказываниями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПЕРСОНАЖИ | ФРАЗЫ |
А) Софья Б) Чацкий В) Молчалин | 1) «Чины людьми даются, А люди могут обмануться.»2 «Счастливые часов не наблюдают.» 3) «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь» 4) «Забрать все книги бы, да сжечь!» |
Ответ:123
Пояснение.
4) «Забрать все книги бы, да сжечь!»- это слова Фамусова.
Какое художественное средство использовал автором в данном фразе?
«Мундир! один мундир! он в прежнем их быту…»
Ответ: метонимия.
Пояснение.
Метонимия — это сравнение по внутреннему признаку; словосочетание, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается заменяемым словом.
Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении. Метонимия основана на замене слов «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель класса вместо всего класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот и т. п.) Смысл М.
состоит в том, что она выделяет в явлении свойство, которое по своему характеру может замещать остальные.
В данном примере под словом «мундир» имеется в виду положение чиновника на служебной лестнице.
СоветВ слова Чацкого А.С.Грибоедов вложил свои мысли, мнения по многим проблемам времени. Как называется такой персонаж?
Ответ: резонёр.
Пояснение.
Резонёр — в драматургии это персонаж пьесы, прямо выражающий идеи, морально этические взгляды автора.
Чацкий в данном эпизоде вспоминает ряд героев, которые не принимают участие в действии пьесы. Как называются такие персонажи?
Ответ: внесценические.
Пояснение.
Внесценические персонажи – это персонажи, не участвующие в действии, но необходимые для раскрытия проблемы произведения, характеристики героев; их образы создаются в монологах и диалогах действующих лиц.
Как в данном эпизоде комедии автор изобразил положение простого народа в России того времени?
Тема народа, его бесправного положения- одна из тем комедии А.С. Грибоедова. Автор сатирически изобразил крепостническую Россию, крепостников, безжалостно относящихся к своим крепостным, слугам, для них они всего лишь вещи, которые можно купить и продать.
В знаменитом монологе А. Чацкого «А судьи кто?» резко критически показаны нравы крепостников. «Нестор негодяев знатных» безжалостно меняет на три борзые собаки верных слуг; другой сгоняет отторженных от родителей детей для своего крепостного балета, а затем всех продаёт поодиночке. Ни жалости, ни сострадания нет у этих людей. Крепостные, их трагические судьбы всем безразличны.
Таким образом, А.С. Грибоедов с возмущением писал о порядках, царивших в крепостнической России, о жестком отношении к народу.
В каких произведениях русской классики показано положение народа, в чём эти произведения можно сопоставить с данным произведением А.С. Грибоедова?
В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» показано бесправное положение крепостных в имении Простаковой. Помещица груба с ними, жестока, позволяет себе их даже наказывать, бить.
Обратите вниманиеОни для неё такие же вещи, как и всё, что окружает её в доме. Вспомним сцены, когда она ругает за кафтан своего портного Тришку, как всячески обзывает няню Митрофана — Еремеевну.
Ничего, кроме грубости, не видели и не слышали её крепостные.
Бесправными показаны и крестьяне в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Автор подчёркивает, насколько талантлив, трудолюбив простой народ, и как ужасно его существование. Целая галерея народных типов проходит перед читателями: забитые плюшкинские Прошка и Мавра, Иван Колесо, Степан Пробка, Пётр Неумывай-Корыто и многие другие. Особенно беспросветная жизнь у крепостных в имении Плюшкина.
Все эти произведения сближает стремление их авторов реалистично изобразить положение народа в России, уродливые последствия крепостного права как на поведении помещиков, так и на жизни простого народа. Такая реалистичность необходима была им, чтобы поднять проблему положения народа, вызвать в читателях чувство негодования, стремление изменить жизнь к лучшему.
Вернутьсяк списку тестов по литературе ЕГЭ
в 1816-1818 гг.;
в 1820 г.;
в 1821-1822 гг.
в Москве;
в Петербурге;
в Тифлисе.
Однако и после этого Грибоедов работал над комедией, вносил в текст отдельные поправки, вплоть до отъезда в Персию:
в 1825 г.;
в 1827 г.;
в 1829 г.
Философская мысль комедии сконцентрирована в ее заглавии. Первоначально комедия называлась:
новой гуманистической философии;
просветительской философии;
философии мистицизма.
Действие комедии происходит:
в 1815 г.;
в 1822 г.;
в 1822-1824 гг.
монологом горничной Лизы;
диалогом Лизы и Софьи;
диалогом Лизы и Фамусова.
Уже первой своей репликой Фамусов четко определяет не только свое место в доме, но и роль в комедии. Эта реплика:
Я, Павел Афанасьевич Фамусов!
Барин, да.
Тот пристает, другой, всем дело до меня!
Объективно ли отражает состояние современной ему русской литературы реплика Фамусова:
И в чтенье прок-от не велик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится?
читая французский роман;
беседуя с Чацким;
беседуя и музицируя с Молчал иным.
Ранним утром Фамусов застает дочь со своим секретарем.
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!
говорит Фамусов Софье. Первой воспитательницей Софьи была:
мать;
мадам Розье;
мисс Жаксон.
Фамусов считает, что он для Софьи:
опекун;
образец;
пример родительской заботы.
Фамусов, говоря:
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
обращается к Софье;
рассуждает вслух;
выговаривает Софье и Молчалину.
о Молчалине;
о Чацком;
о Гориче.
Рассказывая отцу о своем сне, Софья стремится главным образом:
перевести разговор на другую тему;
представить Молчалина в выгодном свете, дать ему хорошую
объяснить свой разговор с Молчалиным наедине.
Что имеет в виду Фамусов?
Дела;
бумаги;
просителей.
Усердье к письменным делам!
Подписано, так с плеч долой.
Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.
о Чацком;
о Скалозубе;
о Фамусове.
Ну, разумеется, к тому б .
И деньги;
и с знатною родней;
известного.
о Чацком;
о Репетилове;
о Скалозубе.
Софья не видит в Чацком будущего мужа главным образом потому, что:
Совет Вопрос № 23скромность, готовность помогать другим;
желание заботиться об общественном благе;
образованность.
Чацкий появляется на сцене с репликой:
Чацкий вернулся в Москву:
из-за желания вновь увидеть Софью;
надеясь, что в обществе что-то изменилось;
из-за финансовых обстоятельств.
Разговор с Софьей Чацкий начинает:
с воспоминаний о детстве;
с насмешек над светским московским обществом;
с вопросов о ее семье и общих знакомых.
На вопрос Софьи о том, где лучше живется, Чацкий отвечает:
в Европе;
в Петербурге;
там, где нас нет.
удачную карьеру;
выгодную женитьбу;
успех в светском обществе.
о Москве;
о ее родственниках;
о Молчалине.
говорит Чацкий Софье. Его поведение и слова объясняются тем, что:
Обратите вниманиеФамусов не считает достойной партией для своей дочери ни нищего Молчалйна, ни Чацкого, потому что последний, по его мнению:
еще не расстался с мечтой объехать целый свет;
не имеет карьерных интересов;
не соответствует созданному обществом образу идеального мужа.
А. С. Пушкину;
В. Г. Белинскому;
И. А. Гончарову.
письмо А. С. Пушкина А. А. Бестужеву, написанное в 1825 г.;
статья В. Г. Белинского, написанная в 1840 г.;
Афоризмы из «Горе от ума» А. С. Грибоедова помогают раскрыть проблематику, отраженную в комедии. Все высказывания из текста художественного произведения можно разделить на группы по тому, кто произносит известную фразу.
Чацкий
Устам главного героя принадлежат высказывания на тему службы, чинов и положения в обществе. Чацкий уверен: «Чины людьми даются, а люди могут обмануться». Центральный персонаж не отрицает значение службы, однако не поддерживает принципы, по которым живет общество: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Наблюдая за поведением Молчалина, Чацкий рассуждает: «А впрочем, он дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных». Главный герой подметил сущность общества: «Молчалины блаженствуют на свете».
Наиболее яркая из всего произведения цитата принадлежит главному герою. Он начинает свой знаменитый монолог со слов «А судьи кто?».
Фамусов
Фамусов в комедии «Горе от ума» становится выразителем мировоззрения «века минувшего». Герой считает, что новое поколение должно ориентироваться на принципы старого поколения: «Не надобно иного образца, Когда в глазах пример отца». Рассуждая о браке своей дочери, герой убежден: «Кто беден, тот тебе не пара». Это демонстрирует то, что в обществе важны были богатства и положение в обществе.
Известны также и высказывания Фамусова относительно образования: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина», «Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь».
Молчалин
Цитаты «Горе от ума» помогают раскрыть основную сущность героев. Главный принцип Молчалина – «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь».
А. С. Грибоедов показывает, что герой боится общественного мнения: «Ах! злые языки страшнее пистолета».Софья
Фразы, посвященные теме любви, принадлежат речам Софьи, влюбленной в Молчалина. После ночи, проведенной вместе, героиня говорит следующее: «Счастливые часов не наблюдают». В произведении показано, что девушка не боится общественного мнения: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит».
Афористичной стала фраза служанки Лизы, которая рассуждала о положении низших слоев населения относительно высших кругов: «Минуй нас пуще всех печалей. И барский гнев, и барская любовь».
Читайте также: