Картинка для девиза олимпийских игр

Обновлено: 21.12.2024

Приближается новый олимпийский сезон - Летние Олимпийские игры, которые пройдут в столице Японии Токио в 2020 году.

Рекламодатели начинают прикидывать, как выгодно использовать этот факт в работе с умами потребителей. Верный ответ (с юридической точки зрения): прямой возможности использовать Олимпийские игры в своей рекламе нет. Если только компания не заключила спонсорский договор с МОК.

А теперь рассмотрим тему подробнее:

КАКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИМВОЛИКИ ЗАЩИЩАЮТСЯ?

Защищаются названия и символы

Олимпийской хартией, введенной в действие 07.07.2007, закрепляется право МОК на так называемую Олимпийскую собственность. Нормой пункта 2 Правила 7 Олимпийской хартии предусмотрено, в частности, что олимпийский символ, флаг, девиз, обозначения (включая слова "Олимпийские игры" и "игры Олимпиады"), знаки, эмблемы, огонь и факелы (включая их технические решения) являются "Олимпийской собственностью".

В предверии 2014 года особо были защищены слова: "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания. (ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. " от 01.12.2007 N 310-ФЗ)

Логично предположить, что некий подобный набор слов защищён в отношении предстоящей олимпиады (например, Tokio 2020).

Защищается представление о причастности к олимпийским играм

Согласно пункту 16.2 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части КОАП РФ» недобросовестной конкуренцией признаются продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская и (или) паралимпийская символика, а также введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским и (или) Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора. Данные положения применяются ФАС по аналогии и к другим известным спортивным играм (например, к Чемпионату мира по футболу).

КТО БУДЕТ ОТСЛЕЖИВАТЬ НАРУШЕНИЯ?

«Олимпийский комитет России в соответствии с Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета осуществляет меры по защите принадлежащих Международному олимпийскому комитету прав на использование олимпийских символа, девиза, флага и гимна, наименований "Олимпийские игры", "Игры олимпиады" на территории Российской Федерации». (ст. 6 ФЗ О физической культуре)

Таким образом, именно Олимпийский комитет России следит за использованием олимпийской атрибутики в коммерческих целях на территории РФ.

КАКОЙ ШТРАФ?

За использование олимпийской символики организация может быть привлечена к административной ответственности по статьям 14.33 «Незаконное использование чужого товарного знака» (штраф от 50 до 200 тысяч рублей) и 14.10 КоАП РФ «Недобросовестная конкуренция» (штраф от 100 до 500 тысяч рублей).

Пример из судебной практики:

А КАК НАСЧЁТ БИЛЕТОВ В КАЧЕСТВЕ ПРИЗА?

Что касается использования билетов как таковых на олимпийские спортивные мероприятия в качестве приза, здесь тоже могут быть сложности. Смотрите, какой запрет есть в законодательстве:

«Запрещено использование входных билетов на физкультурные мероприятия или спортивные мероприятия и иных документов, предоставляющих право посещения указанных мероприятий, . для проведения стимулирующих лотерей, конкурсов, игр и подобных мероприятий, рекламных акций, а также включение приобретения входных билетов на физкультурные мероприятия или спортивные мероприятия и иных документов, предоставляющих право посещения указанных мероприятий, в туристский продукт без официального разрешения в письменной форме организаторов физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий». (п. 7 ст. 20.1 ФЗ от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"

Как видите, входные билеты на спортивные мероприятия вообще разыгрывать запрещено. Конечно, многие не обращают внимание на этот запрет и всё равно разыгрывают такие билеты в своих рекламных акциях. Здесь как повезёт.

Вот дела по организаторам подобных акций, которым не повезло:

Если анализировать дела, то видно, что основное нарушение при использовании билетов в качестве призов в акции - это незаконное использование товарного знака (например, аббревиатуры «FIFA»). И действительно, как рассказать потребителям о выгодном призе, не упоминая организатора спортивного мероприятия? Просто «билеты на спортивный матч»? Звучит не очень привлекательно. Волей-неволей рекламодатель должен использовать слова типа «Чемпионат мира» или «Олимпиада». И здесь он попадает в ловушку незаконного использования чужого товарного знака.

Но не только это. Как видно из рассмотренных дел, ФАС считает сам факт присоединения акции к событиям мирового значения (без заключения спонсорского соглашения) незаконной конкуренцией.

ДРУГИЕ СПОСОБЫ

Итак, как мы поняли, напрямую использовать информацию об Олимпиаде в рекламной акции опасно. Тем не менее, маркетологи ищут и находят необычные способы «привязки» к такому яркому событию.

А вот случай из нашей практики. В рамках рекламной акции брендом был создан спортивный блог, посвящённый играм Континентальной хоккейной лиги, в котором провозились конкурсы среди подписчиков: прогнозы на победу той или иной команды, фотоконкурсы. В качестве призов были заявлены полночные сертификаты в интернет-магазин КХЛ.

Ну и в результате, Лигой в адрес нашей организации была предъявлена претензия за использование в Правилах рекламной акции названия «КХЛ» в части названия призов, а также на использование символики в интернет-блоге.

Континентальная хоккейная лига требовала изъять из правил упоминание о своих матчах.

ЧТО ЕЩЕ ЗАПРЕЩЕНО?

«В 2015 году в правилах МОК появились изменения, согласно которым журналисты не могут использовать контент Олимпиады для создания GIF-изображений и их дальнейшей публикации в социальных сетях. Кроме того, комитет запретил использовать любые сервисы прямой трансляции такие как Periscope во время соревнованиям. Нарушителей могут лишить аккредитации.

Олимпийский комитет США перед Олимпиадой напомнил компаниям об ограничениях на распространение контента Игр, который является интеллектуальной собственностью Олимпийского комитета. В послании сказано, что организации без статуса спонсора не могут делиться информацией о соревнованиях и даже поддерживать спортсменов в социальных сетях.

Издание Adweek опубликовало полный перечень ограничений, которые налагаются на компании США, которые финансово не поддерживают Олимпиаду.

- Нельзя использовать слова и фразы, которые являются торговыми марками Олимпиады. Среди них: «Олимпиада», «Паралимпиада», «олимпийский», «паралимпийский», «олимпиец», «будущий олимпиец», «вперёд к золоту».

- Запрещено делать отсылки к местам проведения Олимпийских игр и использовать фразы: «дорога к Рио», «дорога к Пхенчхану», «дорога в Токио», «Рио 2016», «Пхенчхан 2018», «Токио 2020».

- Нельзя использовать слова, в которых используется корень «олимп»: «акваолимпийский», «радиоолимпийский».

- Не допустимо использование хештегов, которые совпадают с торговыми знаками Олимпиады.

- Нельзя использовать официальные логотипы Игр.

- Запрещено публиковать фотографии, сделанные во время Олимпиады, в маркетинговых целях (в том числе на сайте с рекламой)

- Нельзя упоминать спортсменов, которые участвуют в соревнованиях.

- Нельзя поддерживать спортсменов и желать им удачи публично.

- Запрещено публиковать результаты соревнований.

- Нельзя делиться публикациями на официальных страницах Олимпиады в социальных сетях. В том числе в Twitter.

- Нельзя создавать собственные символы Олимпиады, в том числе из любых треугольников и шестиугольников, луковых колец, подставок под стаканы, крышек от газировки, автомобильных покрышек.

  • Не допускается использование работодателями олимпийской и паралимпийской тематики для проведения тимбилдинговых событий».

ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ

Рассмотренные случаи окончательно убедили нас, что прямое и грубое присоединение к чужим спортивным играм без заключения спонсорского соглашения незаконно.

И если есть желание эксплуатировать олимпийскую тему в рекламных акциях, нужно быть крайне осторожными и использовать какие-то завуалированные отсылки.

Более подробно, что можно и насколько это безопасно, обсудим на нашем вебинаре " Правомерность использования образов и смыслов ОЛИМПИАДЫ 2020 в рекламе ".

Он был придуман французским священником Анри Дидоном, предложен Пьером де Кубертеном при создании Международного олимпийского комитета в 1894 году.

Символика.

Символ Олимпийских Игр. Символ Олимпийских Игр.

Олимпийский флаг и кольца были разработаны Пьером де Кубертеном после Олимпиады 1912 в Стокгольме. Данную символику планировали представить на играх 1916 года, но они были отменены из-за Первой мировой войны. Поэтому, дебют колец состоялся на играх 1920 года в Антверпене (Бельгия).

Сплетенный из пяти колец знак, обозначающий пять частей света: *Австралия — зеленое кольцо

*Азиатский материк — желтое кольцо

*Африка — черное кольцо

*Америка — красное кольцо

*Евро­па — голубое кольцо

История Олимпийских игр.

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н. э. и проводились всего одним днем. Участниками были воины, которые соревновались только в беге на одну стадию, примерно 190 метров. В скоре в программу был включен бег на две стадии и бег на выдержку (на выносливость). На XVIII Олимпийских играх со­стоялись соревнования по пятиборью. Позднее в программу вошли кулачный бой, бег колесниц, бег в вооружении, панкратион и др. С XXXVII Олим­пийских игр начались выступления детей сначала в беге и борьбе, потом в пятиборье и в кулачном бою. В V в. до н.э. продолжительность Игр увеличилась до пяти дней. Олимпийские игры древности проводились в городе Олимпия, на берегу реки Алфей.

Достопримечательности Афин - стадион Панатинаикос. Достопримечательности Афин - стадион Панатинаикос.

Стадион вмещал 50 тысяч зрителей. Имелись специальные места для жилья и тренировок участников Игр. Участвовать в Играх могли только свободнорожденные греки. Женщин к сорев­нованиям не допускали.

Древнегреческие атлеты соревновались голыми. Женщинам запрещалось участвовать, и наблюдать за ходом Игр. Если на стадионе обнаруживали какую-нибудь женщину, ее по закону должны были бросить в пропасть. Лишь однажды это правило было нарушено - когда женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами. Наша героиня переоделась в мужскую одежду и стала рядом с тренерами, а они стояли отдельно он атлетов.И вот. ее сына объявляют чемпионом! Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе - женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она - дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило - теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.

По условиям участники Игр должны были, готовясь к ним, тренироваться 10 месяцев вне Олимпии, а затем 1—2 месяца в Олимпии под наблюдением жрецов храма Зевса Олимпийского, которому и посвящались Игры. На время проведения Игр в Греции объявлялся священный мир. Указом императора Феодосия I в 394 г. н. э. Олимпийские игры были запрещены. Ре­шение возродить Олимпийские игры и проводить их один раз в 4 года было принято на международном конгрессе в Париже 23 июня 1894 г., на котором присутствовали представители 34 стран. Инициато­ром возрождения Олимпийских игр выступил французский спортивный и общественный деятель Пьер де Кубертен. Конгресс создал Международный олимпийский комитет (МОК).

Первые Олимпийские игры нового времени состо­ялись в 1896 г. в Афинах, а с 1924 г. стали прово­диться и зимние Олимпийские игры. Продолжи­тельность летних Игр не может превышать 15 дней, а зимних — 10. Русские спортсмены в Играх старто­вали впервые в Лондоне 1908 г. В 1912 г. наши спортсмены приняли учас­тие в V Олимпийских играх, а затем наступил дли­тельный перерыв. Только в 1952 г. смогли старто­вать на XV Олимпийских играх (Хельсинки, Фин­ляндия) советские спортсмены. Наши олимпийцы завоевали тогда 71 медаль (22 золотые, 30 серебря­ных и 19 бронзовых).

Отличная подборка логотипов всех летних Олимпийских игр, начиная с 1896 года.

Олимпия греческий город богов и храмов, когда-то процветавший, был разрушен землетрясением, а остатки сожжены по приказу императора- христианина Феодосия в 394 г. Потом, наступило время темного Средневековья. И на несколько сотен лет, об играх забыли.

На волне общей "золотой лихорадки", в 1870г. немецкая археологическая комиссия обнаружила остатки древних спортивных сооружений и храмовых построек в западной части п-ова Пелопоннес. Надо отметить, что раскопки идут и в наши дни.

Сегодня это популярное место для туристов. Где можно посмотреть очищенный олимпийский стадион и остатки древней инфраструктуры, посетить музеи.

Стадион Олимпии и главные ворота Стадион Олимпии и главные ворота

Когда о раскопках стало известно, французскому общественному деятелю Пьеру де Кубертену пришла в голову мысль воссоздать древние игры, такой значимости и масштаба, чтобы не уступали древним.

С тех самых пор игры были возрождены. Пьерде Кубертен перенял характер древних игр настолько, насколько это было возможно. На первой Олимпиаде 1896 году в Афинах даже женщины не участвовали.

Понятно, что была скопирована не только сама идея, но и символика. Древние олимпийские символы имели каждый свое значение в культовом действии (игры были частью религиозного культа, посвященного верховному богу Зевсу).

Перенимая символы, мы перенимаем и их значение. На сколько хорошо, мы отдаем себе отчет в том, что мы делаем не зная сути!

Современные символы Олимпийских игр.

1. Эмблема — олимпийские кольца. Это 5 разноцветных колец (переняты с древних игр, однако им предали 5 разных цветов и расположили в виде буквы "W" - WORLD). Тогда-то и была выдвинута аналогия с 5-ю континентами.

2. Девиз — Citius, Altius, Fortius (быстрее, выше, сильнее).

3. Флаг — белое полотнище из шелка с олимпийскими кольцами по центру. Поднимается с 1920-х.гг.

4. Олимпийский огонь, зажигается от параболического зеркала на руинах языческого храма богини Геры в Олимпии.

5. Клятва . Клятву дают спортсмены в честном соревновании и судьи в честном и не предвзятом судействе.

6. Медали ( золотая, серебряная, бронзовая).

7. Лавровая ветвь, свёрнутую в виде венка.

8. Талисманы. Э то символ Олимпиады, который выбирает принимающая сторона.

А теперь вернемся почти на 2500 лет назад.

На западе греческого п-ова Пелопоннес, находился закрытый от людских глаз город богов Олимп, самым главным богом на Олимпе был Зевс. Это священная земля и ступать на нее простым смертным было запрещено.

Исключением была только одна неделя раз в 4 года, когда в летнее солнцестояние в самый длинный световой день проводились празднества посвященные Зевсу. Это были спортивные состязания, куда стекалась вся знать с греческой ойкумены.

Вообще греки, а потом и римляне любили всевозможные общественные мероприятия, что идеально отражало их демократический дух. Поэтому кроме Олимпийских игр, были еще 3 вида (наиболее значимых):

Пифийские (посвященные Аполлону в Дельфах), Истмийские на Коринфском перешейке (в честь Посейдона), Немейские игры (посвящались Зевсу, появились позже Олимпийских). Олимпийские были самыми важными среди всех.

Ни кто не смел покуситься на право обладать троном Зевса Ни кто не смел покуситься на право обладать троном Зевса

Зачем их проводили?

По приданию, Зевс убил своего отца Кроноса, чтобы освободить всех своих братьев и сестер из отцовского чрева. Который когда-то проглотил всех своих детей, чтобы они не смели претендовать на его трон.

Но жена Кроноса - Рея схитрила и одного малыша подкинула пастухам, чтобы он выжил. Это был Зевс.

Мальчик вырос, и пришел отомстить отцу. Зевсу удалось побороть Кроноса. Он выпустил всех богов на волю, которые остались жить на Олимпе. Каждому нашлось дело на Олимпе. Боги мирились, ругались, но ни кто не смел покуситься на право обладать троном Зевса.

В память о подвиге Зевса и спасении им других богов (без которых жизнь бы древнего грека ну никак не задалась), стали проводить состязания. Игры были символом справедливого возмездия и праведной мести.

Богу Зевсу начинают посвящать свои достижения в спорте самые сильные, быстрые, смелые граждане. Богу нужны такие воины как он сам. Состязания были частью "жертвы" богам. Так же проходили пиршества, жертвоприношение, ритуальные танцы, праздничные шествия.

Победителю устанавливали статую на Олимпе, как равный богам.

Со временем игры становятся все более популярны. Каждый уважающий себя молодой грек считал долгом принять участие в играх.

Это было дорогое удовольствие (долгие и изнуряющие тренировки, дорогостоящие наставники, дары Зевсу, содержание спортсмена в олимпийской деревне и тд.). Поэтому участники искали спонсоров и содержателей. В замен, участник (если он победит) принесет славу и деньги своему покровителю.

Постепенно игры приобрели чисто спортивный интерес и коммерческий характер, а позже и политический вес (на время игр, запрещалось ведения войны, что служило прекрасным предлогом для выгодных мирных договоров).

Быстро росло количество участников, увеличивался и бюджет. Начались взятки и коррупция. Однако символика игр не поменяла своей сути.

Так все и началось!

Спасибо, что дочитали до конца. Смотрите и читайте другие статьи о интересном и необычном в мире музеев и памятников культуры. Оставляйте комментарии и пишите свое мнение, это поможет каналу стать лучше.

Читайте также: