Как правильно написать слова соболезнования по смс мусульманам

Обновлено: 21.12.2024

Чем отличается смерть мусульманина и его похороны от других религий? К сожалению, этот вопрос остается туманным для многих муслимов. Цель этой статьи - внести некоторую ясность.

Смертный час - это то время, которое нельзя не отсрочить, не приблизить. Исключение - самоубийство. Но это отдельная тема, тема греха, за который нет прощения. Итак, есть изречение о том, что Малик уль Маут, мир ему, пришел в один из домов и забрал его обитателя. Домочадцы же лили слезы по нему. На что Ангел, мир ему, сказал: "Почему они плачут по покойному, они разве не знают, что я буду приходить в этот дом, пока не заберу их всех, до последнего?" Он выполняет приказ Господа нашего и не смеет его ослушаться.

Итак. Смерть мусульманина. Если мусульманин застает своего брата или сестру на смертном одре, то он должен напомнить им про Шахаду, свидетельство Единобожия. Если же он узнал о смерти уже состоявшейся, то должен сказать: " Инна - Лилляхи Ва - Инна - Иляйхи - Раджиун - все мы принадлежим Аллаху и к нему наше возвращение." А так же воздать Ему хвалу. Ведь смерть - это то, что предписано нам Всевышним, его приказ. И в момент смерти близких людей мы чувствуем печаль и утрату, которые заполняют наше сердце, и этим мы показываем свое смирение перед Всевышним, покорность его приказам. В эти скорбные моменты мы можем плакать, но запрещено рыдать и причитать над покойным, так как тем самым вредим себе и ему, и за это покойный будет наказан в своей могиле. А также сделать дуа за умершего. Одно из них:

Дословный перевод: О Аллах! Прости (имя покойного), возвысь его степень среди получивших правильное руководство, замени его для тех, кто останется после него, и прости нас и его, о Господин всех миров, сделай просторной его могилу и освети ее!

Обязательным является выразить соболезнование родственникам умершего, но только теми словами, которые не несут в себе греха. Лучшими будут слова, которые являются словами Корана или нашего любимого пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Но если вы не знаете их наизусть, то можно и своими словами. На тех похоронах, на которых присутствовал я, основными словами были слова о терпении в эти трудные минуты. О велении Всевышнего и подчинении Ему, а также о том, что сейчас является важным для покойного. Приведу слова соболезнования, которые говорил пророк, да благословит его Аллах и да приветствует:

А также является поощряемым сделать еду для родственников умершего, не для того, что бв помянуть, а просто для того, что бы их накормить, тем самым облегчить им их дела, ведь им сейчас трудно. Это является Сунной и проявлением великодушия и доброты.

И следует напомнить родственникам покойного о том, что и они, и их умерший, получат награду за их терпение и покорность Всевышнему.

Те же, кто участвовал в погребении, получат награду весом в один карат. И только Всевышний знает, каким весом будет этот карат, может быть с гору Ухуд.

Есть некоторые различия в похоронах шахидов и простых мусульман, в дуа, которые произносятся за погибших на поле боя, за детей, за роженицу.

Умма мусульман является свидетелем перед Всевышним за умершего, поэтому слова мусульман могут определить его положение после смерти. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, запретил ругать покойных, ибо книги их закрыты и они уже пришли к тому, что совершали прежде.

Когда умерли мои родители (да будет милостив к ним Всевышний Аллах), самой большой проблемой для меня оказались люди, которые не умеют как положено выражать соболезнование. В Исламе для всех ситуаций есть свои нормы и правила этикета, которые входят в служение Творцу, и нарушение которых карается.

Смерть – это обязанность для всех живых существ, и каждый человек пройдет через ее врата. В то же время смерть является испытанием и для живых людей, которые остались в печали от разлуки с родными. Силы верующим для того, чтобы достойно пройти это испытание, дает Всевышний Аллах. Но на соболезнования приходят те, кто предпочитают людские обычаи, нежели Слово Аллаха и усугубляют это испытание. Каким образом? В то время, когда вы поминаете Аллаха, чтобы укрепить терпение, делаете ду'а с просьбой о милости для вашего покойного родственника приходит сначала одна, потом другая, так называемые плакальщицы и начинают причитать: и что теперь делать, и как теперь быть, ой как все плохо, страшно, ой какое горе, как же теперь жить и т.д. Что же делать: прогнать людей, пришедших на соболезнование, или принимать их со всеми причудами, которые очень болезненны для тех, кто переживает горечь утраты? Искреннее сочувствие и соболезнование верующего можно заметить только в его глазах и его отношении к вам. Но выгонять не в силах, ибо это похой тон. Поэтому все терпят это насилие над психикой. Мне пришлось успокаивать пришедших и объяснять им, что нельзя так себя вести, иногда у меня не было сил делать это, разлука с родителями это очень тяжелое испытание, поэтому я просто удалялась в дальнюю комнату, чтобы переждать неестественные вопли. «Почему они приходят, чтобы так рыдать на чужих похоронах? Разве это может быть нормальным, разве они могут сильнее меня переживать разлуку с людьми, которые так дороги мне?» – все эти вопросы, которые задавала себе тогда, я решила поднять здесь, в этой книге. Нет, не может быть, чтобы посторонние люди могли так переживать, не контролировать свои эмоции, значит это лицемерие, которое считается в Исламе большим грехом, и за это их ждет наказание. С другой стороны, даже если эмоции и бурлят в человеке, мусульмане обязаны их сдерживать и проявлять свое горе только в скудных слезах и молитвах. Искреннее сочувствие и соболезнование верующего можно заметить только в его глазах и его отношении к вам. Тот, кто хочет вам добра, придет в тяжелую для вас минуту и напомнит об обязанностях мусульман, одной из которых является смерть, а не станет громко причитать и рвать на себе волосы. Битье по щекам, рыдания, плач-причитания – это остатки языческих обрядов, которые очень утомляют верующих и превращают такое соболезнование в пытку для них, а также причиняют дополнительную боль и обостряют чувство горя. Мусульмане приходят на соболезнование, чтобы вы почувствовали единение с ними, они утешат вас словами о вечной жизни и милости Аллаха, молятся за вас и покойного.
Ислам запрещает языческие пережитки, и если женщина-плакальщица умрет, не раскаявшись в своем грехе, то в судный день она воскреснет в одеянии из жидкой смолы. Тот дом, в котором причитает плакальщица, покидают ангелы милости. Радания над покойным указывают на неверие этих женщин. Особенно ненавистны те, которые рыдают для того, чтобы вызвать слезы других.
Важно помнить, что смерть может застать и нас в любой миг нашей жизни, и то, что случилось, является напоминанием об этом.
Здесь же надо сказать и о том, что некоторые женщины считают себя мусульманками, но ничего не соблюдают, зато хотят посещать могилы своих близких. В прозрачных одеждах, полуобнаженные они приходят на кладбище, сидят возле могил и плачут. В этом нет утешения ни для них, ни для их покойных родственников. Женщинам дозволено посещать кладбище с условием, что они будут одеты, как положено по шариату женщинам-мусульманкам, то есть покрытыми полностью одеждой, кроме лица и кистей рук. А также желательно, чтобы они находились в состоянии ритуального омовения и имели цель не рыдать над могилой, а просто посетить покойного, прочитать молитвы, сделать ду'а и увидеть места, в которых и мы окажемся в определенный для нас час.

Самое главное, чтобы женщины не смешивались на кладбище с мужчинами. Само кладбище должно находиться в окрестностях города, если же ваш родственник похоронен в другом городе, то надо ехать вместе с вашим махрамом или мужем.

Тем, кто направляется на кладбище, желательно читать Коран или хотя бы знать наизусть суры из Корана, например, аят «Аль-Курси», прочитав которую вы попросите Всевышнего передать вознаграждение покойным – то в их могилы войдет сорок сияний и могилы расширятся. Также, если прочитать три раза суру «Аль-Ихлас», независимо от того на кладбище вы или у себя дома, и сделать ду'а, то и покойный, и вы получите вознаграждение, равное вознаграждению за чтение целого Корана. Любому, кто в пятницу посетит могилу родителей и прочитает суру «Я-син», прощается столько грехов, сколько букв и слов в этой суре.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Соболезнования приносятся до захоронения и после него в течение трех дней со дня смерти[1]. Предпочтительно — сразу после захоронения, так как в этот момент близким покойного морально тяжелее всего[2]. Смысл соболезнования — успокоить и призвать к терпению. Можно сказать: «Пусть Аллах (Бог, Господь) воздаст тебе за терпение, внушит успокоение, утешение и пусть простит возможные прегрешения покойного». Специальные собрания для принятия соболезнований не устраиваются, так как они усугубляют горе и несчастье родных.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто выразит соболезнование тому, кого постигла беда [смерть близкого человека; поддержит его морально, успокоит, призовет к терпению и помолится за покойного], тому [засчитается пред Богом] такое же вознаграждение [то есть подобное тому, будто он сам прошел через это тяжелое испытание]»[3]. В другом хадисе Пророк говорит: «Если верующий выразит соболезнование брату своему [по вере, по крови или общечеловеческому родству][4], тогда Всевышний в Судный День оденет его в одеяния великодушия (благородства) [то есть это будет особо отмечено Творцом]»[5].

Обычно, выражая соболезнование по случаю смерти близкого человека, говорят: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» (Поистине, мы принадлежим Богу. И мы к Нему вернемся). Могут быть и другие слова соболезнования, учитывающие местную культуру, традицию, язык. В Священном Коране Господь миров говорит:

«Поистине, и нет сомнений в том, что Мы будем испытывать вас [будем проводить через непривычные и неприятные обстоятельства, выявляя уровень нравственности души и степень осознания вами действительности], (1) вселяя частички страха [когда в душе будет нарастать беспокойство о чем-либо], (2) заставляя вас переносить голод [духовный или физический]. Также подвергнем вас испытанию, (3) лишая богатства (имущества) (4) [здоровья или жизни] ваших близких и (5) плодов ваших [лишая вас результата той или иной работы, деятельности]. [Но!] Обрадуй [о Пророк] терпеливых [тех, кто тверд, непоколебим, стоек, постоянен в благом, обрадуй же их тем, что они находятся под крылом Божественной любви и опеки]. Они те, кто в случае несчастья (беды) скажет: «Иннаа лил-ляяхи ва иннаа иляйхи рааджи‘уун» — «Поистине, мы принадлежим Богу. И мы к Нему вернемся. [Потеря или затруднения не есть конец жизни, жизнь продолжается. Теряя одно, мы находим другое. Нужно достойно пройти кризисный этап и, не замедляя темпа, продолжать свой путь дальше]. Им [людям с таким отношением к потрясениям, не сбавляющим жизненного темпа] — благословения от их Господа и милость. Они — идущие по верному пути» (Св. Коран, 2:155–157).

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если кого-то постигла беда, то пусть скажет: «Мы принадлежим Аллаху (Богу, Господу) и, поистине, вернемся к Нему [все в этой жизни временно]. О Господи, прошу Тебя вознаградить меня [воздать Божьей милостью и щедростью в обоих мирах] за правильное отношение к беде (я доволен происходящим). Через нее дай мне нечто большее (нечто лучшее, прекрасное)»[6]. Важен изначально правильный настрой, отношение и терпеливое преодоление с ожиданием от Бога щедрых воздаяний в обоих мирах.

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 12. С. 288. Аргументом ученых по сроку в три дня является достоверный хадис: «Недопустимо (запрещено) для верующей женщины быть в трауре по покойному более трех дней, кроме мужа. Траур по нему — четыре месяца и десять дней». См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 382, хадисы № 1281 и 1282. По истечении трех дней соболезнование высказывать нежелательно (макрух), кроме как если человек вынужденно отсутствовал и не смог сделать этого ранее.

[2] Отмечу, что на этот счет нет однозначной рекомендации в Сунне.

[3] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 12. С. 287; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 333, хадис № 1074; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 190, хадис № 1073, «да‘иф»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 102, хадис № 1489 и пояснение к нему. Ученые относят хадис к словам самого Пророка, но степень достоверности данного хадиса низкая, хотя это не исключает принятие во внимание его смысла.

[4] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 12. С. 289.

[5] См.: Ибн Маджа М. Сунан. С. 175, хадис № 1601, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С . 494, хадис № 8092, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 102, хадис № 1488.

[6] Хадис от Умм Салямы; св. х. Абу Дауда и аль-Хакима, а также от Абу Салямы; св. х. ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 33, хадис № 450, «сахих».

Если какой-то человек попал в беду, у него умер родственник или приключилась какая-то другая беда, то желательно делать этому человеку таъзият. Это является Сунной нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Таъзият - это призыв к человеку у которого случилась беда пройти это испытание с терпением.

Если кто-то умер, то это сунна (делать таъзият) продолжаться в течении трех дней. Если человек приехал издалека, то эти три дня начинаются с того момента как он приехал в эту местность.

Материалы по теме:

В книгах мазхаба Имама аш-Шафии отмечается, что устраивать собрания, собираться чтобы люди приносили и принимали соболезнование является нежелательным.

Так же отмечается что во времена Пророка (мир ему и благословение), когда человек умирал, после его погребения люди расходились по своим делам. Кто присутствовал на похоронах или встречал родственников покойного, в течении трех дней приносили свои соболезнования, и не было чтобы где-то отдельно собирались.

Как происходит соболезнования в наше время

А что касается нашего времени, то у нас принято собираться в определенном месте чтобы приносит и принимать соболезнования. Это объясняется тем фактом что, к родственникам покойного приходят люди на соболезнования с разных сел и городов. И если родственники после погребения разойдутся, то тем кто приехал на соболезнования будет трудно их найти.

И в этом нет ничего запретного чтобы родственники и близкие собираться в определенном месте для соболезнования. Это делается в основном для удобства гостей.

Однако стоит учитывать и тот факт, что если в таких местах будут разговоры которые влечет за собой грех, такие как гъибат, бугьтан и так далее, то ничего хорошего от этого покойному не будет, наоборот он может стать соучастником греха. Поэтому обязательно учитывайте этот момент.

Как произносит соболезнования по Сунне

Относительно слов произносимых родственникам покойного нет никаких ограничений. Можно произносить любые слова которые призывают к терпению относительно потери близкого, что и является основой таъзията.

Читайте также: