Как понять афоризм савелия недотерпеть пропасть перетерпеть пропасть

Обновлено: 14.05.2024

Савелий — один из тех крестьян, которые «за вотчину стояли хорошо» . Это бунтарь, которого не сломили ни каторга, ни ссылка. Он «гнётся, да не ломится, не ломится, не валится» . Когда иссякает народное терпение, крестьяне, подобные Савелию, поднимаются на открытую борьбу с угнетателями. Так было и с Савелием, который «в землю немца Фогеля.. . живого закопал» . «Наши топоры лежали до поры! » — говорит он о себе. До конца своих дней Савелий сохранил твёрдость духа, мужество, сильную волю, ясный ум, нравственное достоинство, гордость и благородство. «Клеймёный, да не раб», — отвечает он домашним, которые «честят» его «клеймёным» , «каторжным» . Савелий — олицетворение лучших черт характера народа: трудолюбия, бодрости, неугасимого стремления к свободе и независимости. Его «слова любимые» : «Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть» ; «Наддай! Наддай! Наддай! » — ззучит призывом к борьбе за народное счастье.

Образ Савелия появляется в третьей части поэмы ("Крестьянка"), а точнее - в трех ее главах - третьей, четвертой и пятой.

3 глава "Крестьянки" - "Савелий, богатырь святорусский"

Кто же он, герой, который совершит ужасное преступление и проведет за него 40 лет в Сибири? Страшный, опасный убийца?

Нет, первое, что мы узнаем о Савелии - он человечный и добрый. Лишь он один жалеет бедную Матрену, которой жестоко помыкают в "семейке мужниной". Сам же терпит оскорбления от собственного сына - свекра Матрены.

Его «клейменым, каторжным»
Честил родной сынок.

Столетний согбенный старик, дед мужа Матрены, совсем иного нрава, чем остальные домашние.

Семейки недолюбливал.
В свой угол не пускал;
А та сердилась, лаялась.

У Савелия развита духовность, поэтому он не очерствел душой, не превратился в грубое животное, в отличие от других родственников мужа:

Читает святцы, крестится,
Да вдруг и скажет весело:
«Клейменый, да не раб!»…

Когда его обижают члены семьи, он в ответ лишь подшучивает да разыгрывает их. Часто он разговаривает сам с собой и говорит мудрые вещи:

«Недотерпеть — пропасть!
Перетерпеть — пропасть…»

Преступление и наказание Савелия

Один раз рассказал Савелий Матрене, как он попал на каторгу и стал "клейменым".

Его родная деревня Корега когда-то не платила оброка и не знала барщины, поскольку была недоступна для их помещика Шалашникова:

Кругом леса дремучие,
Кругом болота топкие,
Ни конному проехать к нам,
Ни пешему пройти!

Но по сильной засухе добрался до них помещик, оказавшийся зверского нрава.

Он решился выдрать мужиков до смерти, но добиться от них оброка. Засеченные до полусмерти, наконец они выдали ему полшапки золотых монет, и он наконец утих. Так помещик покорил Корегу. И это повторялось каждый год - местные мужики отдавали свой оброк лишь за сильную порку, и то оставляли себе деньги.

Прислали другого управляющего, более хитрого - немца. Тот дал приказ рубить лес и так незаметно вырубил себе удобную дорогу до Кореги.

И тут настала каторга
Корежскому крестьянину —
До нитки разорил!
А драл… как сам Шалашников!

Но в отличие от прежнего помещика, новый отбирал у крестьян все до последнего гроша.


У немца — хватка мертвая:
Пока не пустит по миру,
Не отойдя сосет!»
Слова Савелия. Часть "Крестьянка" Слова Савелия. Часть "Крестьянка"
«А немец как ни властвовал,
Да наши топоры
Лежали — до поры!

Рос народный гнев, и всякому терпению, видимо, приходит конец.

Осьмнадцать лет терпели мы.
Застроил немец фабрику,
Велел колодец рыть.

И в одно печальное утро, когда голодные крестьяне вырыли большую яму, немец не отпустил их на завтрак даже в полдень, а начал ругать и требовать большего. Произошел сдвиг в психике бедного, замученного Савелия, и он толкнул немца к яме, а за ним и его товарищи. Довольно быстро работники закопали управляющего живым.

Один литературный критик сокрушался о страшном злодействе Савелия: пусть немец был несправедлив, за что же его живьем в землю?

Но немец Фогель был не просто "несправедлив". Речь была не о том. Он был именно бесчеловечен. В нем не было ни капли души, сочувствия, совести. Поэтому он перешел ту самую крайнюю, тонкую грань, когда психика его жертвы, измученного человека, просто не выдержала.

Однажды терпение лопается, как бы безмерно оно ни было, и в эту роковую минуту любой человек, даже богатырь духа, способен на страшные поступки. Именно об этом - данный эпизод.

Слова Савелия. Часть "Крестьянка" Слова Савелия. Часть "Крестьянка"

Конечно, Некрасов не оправдывает Савелия. Не зря сам герой упоминает, что в момент совершения этого проступка никто из товарищей не смотрел друг другу в глаза. Это потому, что в тот момент они были не в себе, они были как замученные лютые звери, возненавидевшие своего мучителя.

А самого Фогеля, оказывается, звали Христьян Христианыч - намек на жертвенный конец, и в то же время ироничное обыгрывание его имени: уж очень он далек от Христа.

Двадцать лет каторги получил Савелий и двадцать - поселения. Но рассказ о каторге звучит легко в его устах, так что получается, на каторге было ему даже легче, чем дома. И драли там гораздо легче, и денег даже прикопил! В этом - горькая ирония повествования.

Реакция странников на рассказ о Савелии

Странники не осудили Савелия. Доказательство тому - они повторяют его словечко "Наддай", которым герой погубил немца:

Наддай!» — сказали странники
(Им слово полюбилося)
И выпили винца…

4 глава "Демушка"

Бледный как смерть признается Савелий, что по его вине погиб любимый сыночек Матрены. А когда бедная женщина проклинает его, то признается ей, что любил он Демушку не меньше ее.

И стал он добрым таким, как сейчас, далеко не сразу. Всю жизнь, все свои 100 лет был он жестким и суровым. Не зря и немца он погубил.

Сто лет зима бессменная
Стояла. Растопил ее
Твой Дема-богатырь!
Однажды я качал его,
Вдруг улыбнулся Демушка…
И я ему в ответ!
Со мною чудо сталося.

Он старается утешить Матрену, которая страдает, что тело ее ребенка было разрезано под видом следствия:

Здесь я перечислю, разумеется, не объективно самые лучшие цитаты, а те, что именно меня наполняют наиболее позитивными чувствами, либо кажутся наиболее яркими и выразительными.

Первая часть поэмы

  • 1. В третьей главе "Пьяная ночь" мы слышим отдельные реплики из народа. В том числе сатирический крестьянский комментарий о российских законах, которые делаются не в пользу мужиков:

«Добра ты, царска грамота,
Да не при нас ты писана…»

  • 2. В главе "Пьяная ночь" - чарующий и невероятно живой образ весенней ночи. Вообще замечательны пейзажи в этой поэме. Приведу не самый "лучший", а самый короткий, поскольку статья именно о лаконичных цитатах:

Ой! ночка, ночка пьяная!
Не светлая, а звездная,
Не жаркая, а с ласковым
Весенним ветерком!

  • 3. В главе "Помещик" Оболт-Оболдуев сокрушается об отмене крепостного права, о том, что неправильно понимал свое дворянское предназначение:

Коптил я небо божие,
Носил ливрею царскую,
Сорил казну народную
И думал век так жить…

Из третьей части - "Крестьянка"

  • 4. Мудрые слова Матрене Тимофеевне от ее любящей матушки, которая не хотела, чтобы дочь уезжала замуж далеко от них. Ведь на чужбине нет родных, которые могут защитить:

Чужая-то сторонушка
Не сахаром посыпана,
Не медом полита!

  • 5. Мудрость столетнего Савелия, деда супруга Матрены Тимофеевны. Слова его затрагивают проблему нашего человеческого терпения. Нужно оно? Но сколько? Как узнать меру? Где грань, которую нельзя переступать?

«Недотерпеть — пропасть! Перетерпеть — пропасть…»

Фраза эта подчеркивает и хрупкость крестьянского существования. Плохо ли ты терпишь барский гнет или, наоборот, слишком хорошо - в обоих случаях пропадешь.

Один из мужиков в поэме, который как раз дорого заплатил за чрезмерное терпение - это Трофим из главы "Счастливые" . Он согласился вынести на работе аж 14 пудов и с тех пор стал практически инвалидом.

А тот, кто "недотерпел" и от этого "пропал" - это Агап Петров из части "Последыш" .

  • 6. Озарение Матрены Тимофеевны в чистом поле. Ветер, вода, воздух и земля как одухотворенные персонажи - характерная черта русского народного сознания.

Спасибо ветру зимнему!
Он, как водой студеною,
Больную напоил:
Обвеял буйну голову,
Рассеял думы черные,
Рассудок воротил.

В свежем, морозном поле пришла к ней мысль помолиться, а также счастливая решимость, изменившая ее судьбу.

«Счастливец тоже был»… Такими ироническими словами вводится в поэму Некрасова образ деда Савелия. Он прожил долгую, непростую жизнь и теперь доживает свой век в семье Матрены Тимофеевны. Образ Савелия, богатыря святорусского в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова очень важен, потому что он воплощает в себе идею русского богатырства. Тема силы, выносливости и долготерпения народа в поэме от главы к главе нарастает (вспомним историю силача на ярмарке, служащую предпосылкой к истории Савелия) и в конце концов разрешается в образе богатыря Савелия.

Савелий – выходец из глухих лесных краев, куда даже «черт три года дорогу искал». Уже само название этого края дышит мощью: Корега, от «корежить», т.е. гнуть, ломать. Покорежить что-либо может медведь, да и сам Савелий «на медведя смахивал». Сравнивается он и с другими зверями, например, с сохатым, причем подчеркивается, что он куда опаснее хищника, когда ходит по лесу «с ножищем и рогатиной». Сила эта проистекает из глубокого знания своего края, полного единения с природой. Видна любовь Савелия к своей земле, его слова «Мой лес!» звучат куда более убедительно, чем такое же заявление из уст помещика Оболта-Оболдуева.

Но в любой, даже самый непроходимый край, дотянется барская рука. Вольная жизнь Савелия заканчивается с приездом в Корегу немца-управляющего. Поначалу тот казался безобидным и даже не требовал полагающейся дани, но поставил условие: отработать деньги рубкой леса. Простодушные мужики построили из лесу дорогу и тут-то поняли, как сильно их обманули: по этой дороге приехали в Корежину господа, немец привез жену с детьми, и начал вытягивать из деревни все соки.

«Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть». Так мыслит богатырь Савелий, и эта простая, но мудрая народная философия приводит-таки его к бунту. Под придуманное им словцо «Наддай!» ненавистного немца-управляющего закапывают в землю. И хотя за этот поступок Савелий попадает на каторгу, начало освобождению уже положено. Всю оставшуюся жизнь дед будет гордиться тем, что он, хоть «клейменый, да не раб!».

Но как же складывается его жизнь дальше? Больше двадцати лет провел он на каторге, еще двадцать отняли поселения. Но и там Савелий не сдавался, работал, смог собрать денег, и, вернувшись на родину, построил себе и своим домашним избу. И все же жизни его не дано завершиться спокойно: пока были у деда деньги, он пользовался любовью домашних, а когда они закончились – встретился с нелюбовью и насмешками. Единственной отрадой для него, как и для Матрены, становится Демушка. Он сидит на плече у старика «как яблочко в вершине старой яблони».

Но происходит страшное: по его, Савелия, вине внук и погибает. И именно это событие сломило прошедшего через плети и каторгу мужика. Остаток жизни дед проведет в монастыре и скитаниях, молясь об отпущение грехов. Именно поэтому Некрасов и называет его святорусским, показывая еще одну черту, присущую всему народу: глубокую, искреннюю религиозность. «Сто семь годов» жил дед Савелий, но долгожительство не принесло ему счастья, а сила, как он сам с горечью вспоминает, «по мелочи ушла».

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Савелий воплощает именно эту, глубоко сокрытую силу русского мужика и его огромный, хотя пока что не реализованный потенциал. Стоит разбудить народ, убедить его на время отказаться от смирения, и тогда он сам завоюет себе счастье, вот о чем говорит Некрасов с помощью образа богатыря Савелия.

Читайте также: