Имей мужество пользоваться собственным умом таков девиз

Обновлено: 14.11.2024

В современном мире очевидно, что конкуренция идей находится под серьезной угрозой, а с ней и крайне необходимые дискуссии о том, как подходить к тем или иным темам или как понимать мир, где мы живем. Особенно это беспокоит, если учесть, что примерно 200 лет назад западный мир прошел процесс Просвещения. Как говорил Иммануил Кант (Immanuel Kant):

«Просвещение – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Это несовершеннолетие по собственной вине, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere Aude! – Имей мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения».

Кант считал, что важнейшей для просвещения является способность свободно и честно высказываться. Когда люди начинают выражать свои мысли и мнения свободно и не боясь наказания, появляется критическое мышление и новые идеи, что очень важно для просвещения. И тем не менее сегодня мы вновь живем в период, когда, в частности, люди, заявляющие, что «защищают нас от нас же самих», считают, что ограничение свободы слова и обмена идеями служит высшему благу. Таким образом, нормой становится направляемое, контролируемое мышление и тщательно управляемый диалог, вместо того чтобы люди читали, думали, дискутировали и самостоятельно решали, чему верить.

В данном смысле настоящую статью не стоит рассматривать исключительно с религиозной точки зрения. Следует также сосредоточиться на идеях и уроках, предлагаемых одной из старейших книг и, возможно, фундаментом западной цивилизации. Я лично не религиозный человек, однако считаю эти базовые принципы, ценности и уроки неоспоримо конструктивными и актуальными в наше время, причем особенно важно понимание центральной идеи о том, что дух предшествует материи. Я родился и вырос в Швейцарии и всегда интересовался историей, и поэтому мне вспоминается отрывок из «Клятвы Рютли», фундаментальный для понимания швейцарцев:

«Лучше смерть, чем жизнь в рабстве.

Мы хотим уповать на единого высочайшего Бога

И не бояться власти людской».

Таким образом, я надеюсь, что даже истовый атеист прочитает эту статью с открытым умом и, возможно, увидит, что библейские взгляды на природу денег и связанные с этим ценности действительно очень интересны.

Золото и серебро в Библии

Есть большое количество исторических исследований и свидетельств, документирующих отношения человечества с золотом и серебром и их многотысячелетнее использование в качестве денег. В свидетельствах, датируемых еще четвертым тысячелетием до Рождества Христова, отчетливо задокументирована роль драгоценных металлов как средства обмена, поскольку египтяне, жители Междуречья и древние греки в значительной мере полагались на золото и серебро для упрощения экономической активности и торговли. Еще один важный источник, описывающий значение и базовые функции золота в ходе истории человеческой цивилизации, можно найти в Библии, поскольку в религиозных текстах и писаниях содержатся многочисленные упоминания и веские доказательства того видного положения, каким золото и серебро исторически пользовались, не только в экономическом и коммерческом, но также в духовном и символическом контексте.

Чтобы проанализировать и истолковать некоторые из этих отсылок и поместить их в надлежащий контекст, я воспользовался познаниями и озарениями Юстина Рошьоары (Iustin Rosioara), автора книги «Божьи деньги: подробный анализ библейских стихов с упоминанием золота и серебра» (God’s Money: An In-Depth Examination of the Bible Verses that Mention Gold and Silver).

Его компетентные данные, открытия и выводы предоставили не только ряд интересных примеров, но также более широкую концептуальную и историческую подоплеку и структуру, необходимую для содержательного анализа этой темы.

Анализ библейских оснований и истоков «твердых денег» отчетливо показывает, что золото сложно отделить от серебра. Исходя из библейских отсылок и актуального контекста, чаще всего эти два металла оказываются тесно переплетенными, а их символическое значение – взаимосвязанным и взаимодополняющим.

В Библии золото олицетворяет справедливость. Оно неуничтожимо, чисто и не вступает в химические соединения с другими элементами. В то же время серебро символизирует покаяние. Как многие помнят, оно использовалось для платы Иуде за предательство Иисуса. Но оно также обладает важными очищающими и антибактериальными свойствами. Таким образом, эти металлы обычно взаимосвязаны, так как то, что они символизируют – справедливость и покаяние – также неразделимо. Без Божьей справедливости покаяние невозможно, но справедливость не может быть достигнута без покаяния. Когда используется лишь какой-то один металл, из соответствующего контекста можно вывести его особое значение.

Бытие 2:11-12: «Золото хорошее»

«Имя одной [реки] Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее».

Как правило, когда какое-то понятие впервые упоминается в Библии, контекст этого упоминания определяет основное применение понятия. Таким образом, именно в таком ракурсе следует рассматривать утверждение, что «золото хорошее».

Слово, переведенное как «хорошее» («тов» на иврите), имеет много значений. Во-первых, в качестве прилагательного оно означает «хороший», «приятный», «превосходный в своем роде», «ценный», но в качестве существительного оно также означает «благополучие» и «процветание».

Важен также контекст первых двух глав Книги Бытия, потому что именно в этих главах человечество получает свою задачу: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». В данной миссии содержится явный экономический аспект, поскольку человечеству поручается управление земными ресурсами. И данный контекст применим к упоминанию золота.

Следовательно, в таком контексте требуется два базовых элемента: материальное вещество (материя) и работа (труд). Материальное вещество – это вклад Бога в этот процесс. Работа олицетворяет человеческий вклад в рост и развитие. Без человеческого труда ничего не растет; все либо пребывает в застое, либо растет хаотично. С помощью работы человек должен взращивать избирательно, возводить порядок над хаосом и распространять и умножать более желательные и приятные элементы жизни, защищая их от хищников и угроз.

В процессе развития, по мере постоянного применения труда к материи, неизбежно накопление благ и специализация труда, что ведет к избытку и, следовательно, к торговле. На данном этапе, если рассматривать в экономическом ракурсе, все ценное на земле, что предполагается использовать в качестве денег, должно содержать те же две составляющих – материальное вещество и труд.

В таком свете использование в торговле бумажных денег создает условия и возможности для нечестного обмена, поскольку одна сторона отдает реальные товары и услуги (содержащие материальное вещество и труд), но взамен получает нечто невещественное, обладающее лишь иллюзорной ценностью. Обмен справедлив, только если он основан на одинаковых предпосылках и обе стороны получают объекты одинаковой природы.

«Кесеф» = серебро и деньги

В оригинальном тексте на иврите деньги и серебро обозначаются одним и тем же словом: «кесеф». Ввиду особенностей библейского иврита, когда одно и то же слово используется в разных контекстах и имеет несколько значений, все эти значения тесно взаимосвязаны. Кроме того, многие слова строятся на основе «корневых слов». То есть, когда разные слова происходят от одного и того же корня, все эти слова и представляемые ими понятия также тесно взаимосвязаны.

Когда совершаются платежи по различным транзакциям, цена, за несколькими исключениями, выражается в «кесеф». Везде в Библии серебро играет видную роль как средство обмена, предусмотренное для использования торговцами.

Равнозначность серебра и денег несложно заметить, если прочитать главы об Иосифе – вероятно, первое историческое изображение экономического цикла: семь лет достатка, за которыми следует семь лет голода.

Четко понимая, чего стоит ждать, Иосиф предложил фараону простое и прямолинейное решение: придерживать пятую часть урожая в годы достатка, чтобы компенсировать потери в годы голода. Когда народ не был готов к кризису и не имел продовольствия, «Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов» (Бытие 47:14). В данном стихе слово, переведенное как «серебро», – «кесеф», переводимое также как «деньги».

В то же время мы также узнаем, что Иосиф приказал начальнику своего дома тайно положить его чашу в мешок его младшего брата Вениамина вместе с деньгами, отданными тем за хлеб: «А чашу мою, чашу серебряную, положи в отверстие мешка к младшему вместе с серебром за купленный им хлеб» (Бытие 44:2). В данном стихе в оригинале дважды используется слово «кесеф»: сначала при описании серебряной чаши и затем при упоминании серебра в смысле денег, заплаченных за хлеб.

Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

У деятелей Просвещения был девиз: «Имей мужество пользоваться своим собственным умом». Это — слова Иммануила Канта. Праматерь Ева, вопреки слову Творца, «дерзостно вкусила бессловесной снеди».

Последствия были катастрофичны и для нее, и для всех нас. Может быть, она просто попробовала воспользоваться собственным умом? С тех пор вопрос: как правильно поступить, «разрешить» ли себе тот или иной поступок или нет, мучает каждого человека практически ежедневно.

Первые люди дерзнули поступить вопреки предупреждению Бога. Да, идея вкусить запрещенного плода родилась не у Евы, и не у Адама. Не собственным умом они это совершили — это был совет лукавого, который подбивал их к греху. Но все же последнее слово оставалось за ними, и они жестоко ошиблись.

Человеку изначально дана способность пользоваться своим умом и вместе с этим дана ответственность за его использование. Попытка избавиться от собственного ума — это, прежде всего, попытка избавиться от ответственности. В легенде о Великом Инквизиторе из романа Достоевского «Братья Карамазовы» повествуется именно об этом. Инквизитор говорит Христу, что они освободили людей от свободы, тем самым освободив их от ответственности. Отныне людям прямо объявляется, что делать и что не делать. Но и ответственность за их действия лежит на Инквизиторе, а не на них самих. И люди довольны.

Христос же принес людям свободу, но со свободой сопряжена и ответственность. Надо в течение всей жизни учиться достигать главной цели жизни человека — Богообщения и правильно распоряжаться свободой.

«Бессловесная снедь», которую дерзостно вкусила Ева, это то, что положило начало магии. Господь сказал: чтобы достичь обожения, надо трудиться, возделывать рай, самого себя, совершенствовать свой дух. Ведь цель у Адама и Евы была: «стать как боги». Но достичь этой цели надо было путем достаточно сложным, путем труда над самим собой. А тут дьявол предлагает иной, более легкий путь: не надо никакого труда, достаточно съесть запрещенный плод, и цель достигнута.

На современном языке это звучит примерно так: «нажми на кнопку, получишь результат». Это то, чем мы болеем до сих пор: нам хочется быстрого результата. Часто люди приходят в храм и спрашивают: «что сделать, чтобы. » И далее может следовать все, что угодно: чтобы муж не пил, чтобы сын поступил в институт, дочь вышла замуж, чтобы в семье появились дети, чтобы исцелиться от тяжелой болезни. «И что сделать, чтобы это произошло?»

И люди ждут примерно такого ответа: прочти двадцать раз то и то, съешь просфорку оттуда-то, возьми землицы с той-то могилки, выпей водицы оттуда, запиши на сорок дней с припиской «страждущий» и все будет хорошо. И если батюшка раздает такие рецепты, он весьма популярен в народе. Особенно, если у одного-двух получится достичь своей цели. Но это именно путь змея, то, на чем дьявол поймал первых людей: «съешь плод, и станешь богом».

Святые отцы всегда выступали против такого метода. В Великом каноне преподобного Андрея Критского мы постоянно слышим призыв к действию: «Бодрствуй, душа моя; будь мужественна, как великий из патриархов, приобретая себе деяние с разумением, да будешь умом, видящим Бога».

И сегодня истинные пастыри не на могилку отправят за помощью, а к Богу призывают обратиться с покаянной молитвой. У святых отцов мы часто слышим: не доверяйте собственному мнению. К примеру, святитель Феофан Затворник пишет: «У всех отцов-руководителей встречается урок — не доверять своему уму… Если ты при каждом деле, не доверяя себе, ищешь вразумления от Подателя всякой премудрости, то право течешь. Поступая так, ты подражаешь пророку, который молился Богу: «Господи, по словеси Твоему вразуми мя»… — научи, как понять что-либо из встречающегося в жизни или в Писании, или как поступить в предлежащем случае».

«Не иметь своего мнения» — для современного человека это звучит как оскорбление. На самом деле человек разумный подойдет к решению любых вопросов очень осторожно: если он в чем-то не разбирается, он это поймет и постарается воспользоваться наработанным опытом других людей, которые до него уже изучили эту область досконально. Если человек хочет сделать ремонт в квартире, он не будет придумывать все с нуля, а посмотрит, как это делали другие люди, почитает соответствующие руководства. Дело же не в том, чтобы принципиально высказать свое мнение вопреки другим, а в том, чтобы это мнение было разумным.

И в духовной жизни, если человек хочет что-то предпринять, он постарается изучить опыт святых отцов, посоветоваться с опытным руководителем. И главное, если мы верим Богу, будет разумно всегда, перед любым делом, в том числе перед составлением собственного мнения, попросить Его о помощи и вразумлении, о содействии.

У Адама и Евы не было возможности прочесть творения святых отцов, но у них был Сам Бог, к Которому они могли обратиться и спросить: вот мол, змей предлагает то-то и то-то. Их ошибка заключалась в том, что они не стали этого делать, а поступили самонадеянно, положились на свой разум.

Но в то же время мы имеем примеры, что личную инициативу — дерзновение — Господь поощряет. Но здесь вопрос, в каком случае это происходит? Он говорит кровоточивой жене: дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя. Она, как и Ева, проявила свою инициативу, тоже сделала то, что ей нельзя было делать. В состоянии, в котором она пребывала, ей запрещено было прикасаться к людям. Но она дерзнула и коснулась Христа. И Господь ее ублажает.

Дело в том, что цели у Евы и у этой женщины были разные. Причем, у кровоточивой жены вряд ли была цель спастись, а просто — получить здоровье, была вера, что Христос может совершить исцеление. И это оказалось правильной целью. Получить исцеление, прикоснувшись к Богу, как источнику здоровья — это правильно. А сделать нечто вопреки слову Божию — неправильно. Господь сказал: действуй так и так, и не делай так, а человек посчитал себя умнее Бога и слова Божии оказались для него неважны. Итак, любое действие определяется целью — зачем человек это делает. Дерзновение к правильной цели поощряется, а к неправильной — осуждается.

Правильная цель — это все, что приближает нас к Богу. Наша задача — через любые свои поступки приближаться к этому единству, хранить и укреплять его. Все наши действия, которые помогают в этом — правильные. Те действия, которые нарушают наше единство с Богом, суть грех. Не надо думать, что речь идет о сверхъестественных поступках. Это могут быть самые обычные повседневные действия, ведь наше единство с Богом определяется через единство с ближним. «Не любящий брата своего, — вопрошает апостол Иоанн Богослов, — как может любить Бога?» (1 Ин. 4,20) По заповеди Христа мы с ближними должны поступать так, как хотим, чтобы с нами поступали люди (Мф. 7,12). Правильные отношения к ближним приближают нас к Богу.

К примеру, едет человек за рулем, впереди лужа, а на тротуаре стоят пешеходы. Он может пренебречь ими, чтобы не утруждать себя, и проехать по луже, обрызгав всех с ног до головы. Формально он как бы ничего не нарушил, не его же вина, что на дороге лужа. Но может поступить иначе: постараться объехать лужу, чтобы никого не обрызгать. Нет возможности объехать — можно снизить скорость. Может там стоит первоклассница с букетом цветов, идущая первый раз в школу? Какое будет для нее разочарование, когда увидит свой белый фартучек весь в грязных пятнах? Правильно будет, увидеть стоящих людей и проехать так, чтобы не навредить им.

Как же нам нарабатывать рассуждение, чтобы наши поступки приближали нас к Богу? Чтобы не кидало нас из огня да в полымя — в разные неприятные ситуации, когда задним числом кусаем локти. Надо непрестанно обращаться к Богу, не преставать просить у Него помощи. Учиться противоречить своей страсти там, где у человека есть хоть чуть-чуть власти прекословить ей. Особенно важно поднапрячься и уделить этому как можно больше сил и внимания в дни Великого поста. Пост быстро проходит, как и все время нашей жизни. Давайте попробуем успеть в оставшиеся дни до Пасхи хоть что-то изменить в своей жизни в сторону добра. Жить собственным разумом, значит измерять, приближают ли наши мысли, дела и поступки к Богу, или нет.

Откровенно говоря, волновался. Это был мой дебют на заседании расширенного Президиума Сибирского Отделения Российской Академии Наук. В зале были Великие Ученые. Их имена приводили меня в священный трепет лет тридцать назад, еще в годы моей аспирантской, бесшабашной юности. А может даже раньше неосознанно чувствовал эту неповторимую ауру человеческого интеллекта и просвещения.

Пока шел к трибуне, вспомнил картины из моего детства. Они промелькнули в моей памяти, как разорванная кинопленка.

Школьником, с пятого класса, три раза в неделю приезжал на тренировки по классической борьбе, тогда она так называлась, сегодня это греко-римская. Мы, питомцы Юрия Николаевича Михайлова, конечно, побаивались своего сурового наставника, но замшевые борцовки, которые купить было невозможно, стали предметом особой гордости.

Путь лежал мимо Вычислительного Центра, через бор корабельных сосен, к спортивному комплексу Университета. Для меня, паренька из пригородного Огурцова, поселка рабочих и браконьеров, сам с друзьями грешил этим пацанским самоловно-перетяжным промыслом, казалось, что каждый раз попадаю в чудесный Изумрудный город.

Потом с гормонами счастья, и не только от тренировки, но и от душа, которого и в помине не было в нашем родительском доме, очарованно всегда проходил мимо Торгового Центра к Верхней Зоне Академгородка.

Конечно, здесь жили небожители. Они иногда собирались в Доме Ученых, а я отчаянно мечтал попасть на концерты заезжих московских знаменитостей.

Году в 74-м попал на Таганку, ставили «Антимиры» Андрея Вознесенского. Спустя двадцать лет легендарный советский Робин Гуд Борис Хмельницкий, игравший в том спектакле, потом в Москве стал одним из моих самых близких друзей, но это будет уже другая история.

Впрочем, вернемся к Президиуму.

Президент СО РАН, академик Александр Леонидович Асеев объявил тему моего выступления и деликатно попросил не агитировать за себя, как кандидата в мэры Новосибирска.

Начать доклад мне помогли два обстоятельства. Профессор Александр Марчук сориентировал канву моего выступления, а встреча Президента Владимира Путина с министрами финансово-экономического блока, случившееся накануне, определила преамбулу моей речи:

«Надежды на девальвацию рубля, которая подстегнет экономический рост, беспочвенны, и вот почему.

Во-первых: получив некоторое увеличение доходов в бюджет, мы усилим сырьевую зависимость национальной экономики, от которой титанически пытаемся уйти.

Во-вторых: феномен восстановительного роста после кризиса 1998 года был обусловлен наличием свободных промышленных мощностей, которых сейчас просто нет. Да и девальвация рубля тогда была 4-х кратной. Вряд ли у нас сейчас есть такие возможности.

И, в-третьих: США обязательно начнут сворачивать программу количественного смягчения. Это усилит отток капитала с развивающихся рынков, а значит, снижение уровня прямых инвестиций продолжится. И тогда мертвая зыбь стагфляции, отсутствие экономического роста при высокой инфляции станет печальной реальностью 2014 года.

По сути, Глава государства сказал своим министрам: не надо иллюзий никакого экономического развития страны за счет углеводородов больше не будет. Предстоит искать другие источники. Здесь я вполне согласен с Президентом, и считаю, что они есть».

После этого вывел на экран свою презентацию «Создание системы инновационных закупок для государственных нужд Сибирского Федерального Округа.

Ее целевые показатели уже в 2014 году обязывают, чтобы 10% от общего объема государственных закупок должны составить инновации. А теперь давайте посмотрим, что это в деньгах.

Общий объем закупок, от канцелярских скрепок до подводных лодок — порядка 12 трлн. рублей. А это значит, что около 1 трлн., что эквивалентно 30 млрд. долларов — инновации. Это и есть тот самый государственный заказ для российской науки, который надо брать явочным порядком, опираясь на решение Правительства.

В нынешних условиях российской науке надеяться, что Правительство предложит проект подобно атомному или космическому, не приходится, но выход всегда есть.

Еще Иммануил Кант сформулировал основной девиз просвещения: «SAPERE AUDE» — имей мужество пользоваться собственным умом.

А вступивший в силу с 1 января 44 ФЗ «О контрактной системе» даст возможность использовать два его механизма: экономическая эффективность по жизненным циклам товаров, услуг, работ и прогнозирование госзакупок. Это позволит собирать инновационные технологические цепочки.

Да, такая некрупная авторитарная модернизация, но других ведь нет, значит, поддержим эту. А поскольку процедура всегда правит миром, то вариант отделения инноваций от неинноваций, и был показан в моих слайдах».

Sapere aude! — такую таинственную надпись на латинском можно увидеть на папках учеников Эдукариума.

Мы позаимствовали этот девиз у Иммануила Канта, великого философа и нашего земляка. Сегодня у Канта день рождения. Он родился 22 апреля 297 лет назад.

В своем трактате «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение?» Кант пишет:

Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Данное несовершеннолетие обусловлено собственной виной, если причина его кроется не в недостатке ума, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения.

«Имей мужество пользоваться собственным умом» — это хороший девиз для учебы и для жизни.

Sapere aude — это значит не зубрить, а понимать. Зубрежка вообще неэффективный метод обучения, бездумно заученные знания сложно донести даже до экзамена, тем более применять на практике.

Sapere aude — это значит не списывать. Полагаясь на шпаргалки и готовые ответы, мы добровольно отказываемся пользоваться собственным умом. Не пугайтесь трудностей, будьте самостоятельны. Только так можно чему-нибудь научиться.

Sapere aude — это значит не боятся совершать ошибки. Единственный способ их избежать — ничего не делать. Признавайте свои ошибки, исправляйте их и становитесь лучше.

Sapere aude — это значит самому принимать решения. Какие экзамены выбрать, на какую специальность и в какой вуз поступить — на эти вопросы вы должны ответить себе сами. Не перекладывайте ответственность за свой выбор на родителей, учителей, друзей, дедушек и бабушек. Будьте смелыми, ставьте перед собой цели и достигайте их.

Кант жил очень давно, но у него можно многому научиться, возьмите этот девиз себе на вооружение. Sapere aude!

Читайте также: