Игры речевки как средство речевого развития и поддержки физической активности

Обновлено: 04.05.2024

В жизни детей дошкольного возраста, игра является ведущей деятельностью.

Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.

Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.

ВложениеРазмер
konsultatsiya_igry-rechyovki.docx 21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11 «Голубой вагон» г. Сальска

Консультация для педагогов

«Игры - речёвки, как средство речевого развития и поддержки физической активности дошкольников».

Инструктор по физической культуре

высшей квалификационной категории

В жизни детей дошкольного возраста, игра является ведущей деятельностью.

Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.

Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.

Такого рода игры, требуют от ребенка умений воссоздать образ предмета в его пространственном выражении. Отсюда в процессе игры формируется и развивается ориентировка ребенка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения. Игра способствует накоплению практически действенной ориентировки в пространстве: четкая ориентировка в пространственных отношениях входит в содержание конструктивных умений, которые формируются в игре.

Детям нравятся игры , в которых они могут с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После экскурсии в лес, можно изображать лесных зверей, растительность (высокое дерево, широкий куст, маленький цветочек); если были на лугу, то передать полет бабочек, стрекоз, жучков и др.

Для детей эти игры интересны тем, что они имеют возможность упражняться в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. Имеется целый ряд сборников, из которых воспитатель может выбрать игры с природным содержанием, с нужной на данное время дидактической задачей.

Экологические игры, позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений, предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию. Использование в играх естественных природных объектов, их изображений создает положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей.

Соотнесение детьми своих действий в природном окружении с этическими эталонами, представленными в игровых заданиях, способствует нравственному воспитанию. Осознание себя как части природы, ценностное отношение к себе, равно как и к другим живым организмам, содействует физическому развитию.

Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира.

Данные игры могут проводиться как предварительно перед обобщающим занятием, так и в качестве самостоятельных тренингов.

Словесные игры для детей 4-5 лет .

Дети среднего дошкольного возраста более активны в стремлении познавать окружающий мир. Это возраст «почемучек», когда у малышей интенсивно развивается мышление и речь, увеличивается запас слов, речь становится более связной и последовательной.

Дети начинают выделять существенные признаки предметов, группировать предметы по материалу, качеству и назначению. Могут, например, объединить в одну группу различные овощи, цветы, деревья, одежду, посуду, игрушки и т.п. Они начинают понимать простейшие причинные связи, если встречаются с явлениями, знакомыми им из прошлого опыта, а в 4 года уже знают, что бывает, а чего не бывает, если рассказывать им о знакомых предметах и явлениях .

Воспитатель развивает любознательность детей, отвечая на их вопросы; побуждает к попытке самостоятельно находить ответ, наблюдая явления и производя действия с различными предметами. Он учит малышей сравнивать предметы по цвету, величине, форме, правильно называть их признаки; во всех видах игр поощряет активное речевое общение детей, расширяет их словарный запас, развивает связную речь .

Воспитатель проводит словесные игры, основываясь на накопленные у детей представления об окружающем. И с детьми 4-5 лет, он продолжает руководить игрой, или лично участвуя, или наблюдая за ней. Но роль ведущего в игре всё чаще поручается то одному, то другому ребёнку .

Вначале воспитатель может использовать словесные игры, уже знакомые детям по младшей группе, целью которых было развитие речевой, умственной и двигательной активности, а затем уже приступать к играм с более сложным заданием .

И сейчас я хочу привести примеры некоторых словесных игр, проводимых в средней группе .

« Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем ».

Цель игры: учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность .

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня мы поиграем. Тот из вас, кого вы выберем водящим, выйдет из комнаты. А мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернётся, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?». А мы ему в ответ: «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем!» Выбирают водящего, он выходит .

Воспитатель изображает, что будто бы пилит дрова. «Что я делаю?» - спрашивает он у детей. – «Дрова пилите». – «Давайте все будем пилить дрова ».

Приглашают водящего. «Где вы были? Что вы делали» - спрашивает он. Дети отвечают хором: «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем!» Дети и воспитатель изображают пилку дров, водящий отгадывает: «Вы пилите дрова». Для продолжения игры выбирают другого водящего .

Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать (умываться, танцевать, рисовать, играть на пианино …)

( Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов ).

Цель игры: развивать речевую и двигательную активность детей, вырабатывать реакцию на словесный сигнал .

Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (выбирают 3-4 детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой ».

Дети с воспитателем ходят по кругу и произносят такие слова :

Ах, как мыши надоели !

Всё погрызли, всё поели .

Всюду лезут – вот напасть !

Доберемся мы до вас .

Берегитесь вы, плутовки !

Как поставим мышеловки ,

Переловим всех сейчас !

Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их, пропуская мышек. Когда воспитатель произносит слово «хлоп», дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг .

« Так бывает или нет?»

Цель игры : развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чём-то рассказывать. В моём рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит , тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть .

Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках .

У Вити сегодня день рождения. Он принёс в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, солёные конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?

«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», - сказала Света. «А я люблю купаться в реке, - сказала Люда, - мы с мамой будем ездить на речку и загорать ».

Примечание. Вначале рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают, но их не должно быть больше трёх.

Влияние педагога на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Опытный педагог нередко сам встаёт на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные задачи.

Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

«Игры - речевки как средство речевого развития и поддержки физической активности

детей дошкольного возраста»

Инструктор по физ.культуре: Аверьянова Т. А.

Педагог-психолог: Мацулевич А. Э.

Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей дошкольного возраста в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. На занятиях физкультурой ставятся задачи не только развития физических качеств детей, но и развития крупной и мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, которые в дальнейшем способствуют развитию речи ребенка. Поэтому на занятиях по физической культуре целесообразно уделять внимание и такой важной образовательной области, как речевое развитие. С каждым годом число детей с нарушениями речи возрастает, у детей преобладает пассивный словарь, они не стремятся к речевому общению, часто заменяют речь мимикой и жестами.

Во время занятия педагог должен повышать эффективность образовательного процесса с включением подвижных игр со словами, которые способствуют развитию речи дошкольников, стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, учить действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир, активизировать память, развивать мышление и воображение, способствовать овладению детьми поэтической образной речью. Все это благоприятно сказывается на развитии речи детей, служит и профилактикой возможных отклонений в речевом развитии.

Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников на занятиях по физической культуре.

1. Речь инструктора.

Как известно дети младшего возраста стараются подражать поведению взрослых. Речь детей формируется под влиянием речи педагога. Поэтому, если родители или педагог четко, логично и правильно излагают свои мысли, ребенок будет неосознанно стремиться делать также.Особое внимание следует уделить правильности произношения слов:

Например: звонИт, но не звОнит.

2. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры- это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего школьного возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребенка.

3. Считалочки, зазывалки, речевки, девизы.

Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой, структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию четкой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.

Речевка- небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый группой детей. Благодаря играм речевкам на занятиях, дети становятся сплоченными, а обстановка радостнее. Игры речевки являются некими девизами для подбадривания детей, создания положительной обстановки, их объединения в команду и шуточной формы игры. Желательно подбирать текст без употребления сложных, непонятных слов. Предпочтительно, если игра речевка будет максимум на 4 строки, коротко, звонко и четко.

Девиз – короткая и емкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников. Командные девизы всегда уместны во время подвижных игр, совместных прогулок.

4. Объяснение правил игры.

У любой игры есть определенные правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю) предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, четкости речи, повышению самооценки.

5. Различные виды игр с речевым сопровождением.

Игры с мячом, скакалкой, подвижные коллективные игры, народные игры, игры с цветом, интерактивные игры.

6. Игры с мячом.

Логопеды в своей практике часто используют игры с мячом, так как мяч отвлекает ребенка от дефекта речи, расслабляет его и превращает полезное занятие в развлечение. Дети дошкольного возраста очень любят игры с мячом, но помимо просто игр с ним,целесообразно использовать следующие приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов.

Игры речевки отличаются от обычной словесной инструкции педагога тем, что они проходят в стихотворной, шуточной форме, под музыкальное сопровождение.

Таким образом, интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста не только позволяет сделать занятия физической культурой полезными и увлекательными, но и играет большую роль в речевом развитии детей, становлении их личности, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств.

Пальчиковые игры.

На паркете восемь мух

Польку танцевали, (дети сгибают руки в локтях и быстро шевелят пальчиками)

Увидала паука – в обморок упали! (роняют руки на колени ладошками вверх).

Тошки- тошки- тошки! (дети хлопают ладошками, то одна рука сверху, то другая)

Дрожжи, сахар, сол, яйцо (загибают пальцы одной руки)

И парное молоко,

Муку положили, тесто замесили («посыпают», мелко перебирают пальцами, сжимают и разжимают кулачки).

Тошки – тошки – тошки!

Напекли лепешки! («пекут» лепешки, протягивают руки вперед).

Шел утенок по дорожке,

Видит он лежат сапожки

Стал сапожки он носить, выходи тебе водить.

Таю, таю, налетаю

Вас в игру всех приглашаю!

А в какую не скажу!

Игры с мячом.

Цель: формирование умения ловить мяч и складывать слоги в слова.

Например: жа-ра; зи-ма; мо-ре;

Пояснение: первый слог называет инструктор и бросает мяч, ребенок складывает слово и возвращает его обратно.

Игра «Скачет мячик».

Цель: формирование умение отбивать мяч об пол с проговариванием ритмического рисунка.

Скачет мячик как живой,

Мячик, мячик, что с тобой?

Ничего он не сказал.

Лишь быстрее ускакал.

Игра «Играем в звуки» (подготовительная группа)

Цель: закрепление гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты, мышления.

Пояснение: при ловле мяча красного цвета ребенок называет гласный звук, синего согласный.

Скакалка тоже может послужить хорошим помощником в развитии речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая ритмический рисунок, ребенок так же будет совершенствовать свой речевой аппарат в игровой форме.

На скакалке я скакала

И ни капли не устала

Буду дальше я скакать!

Подвижная игра «Вышли зайцы погулять».

Цель: развивать двигательную, творческую и речевую активность детей.

Ход игры: выбирается водящий волк, остальные зайцы встают вокруг волка, проговаривают текст,сопровождая его движениями:

Вышли зайцы погулять, на полянке поскакать.

Вдруг за лесом на пригорке

Увидали зайцы волка

Волк проснулся, потянулся,на зайчаток облизнулся и сказал:

«Ну, я наспался,. а теперь я проголодался! (зайцы убегают от волка).

Подвижная игра «Кот и мыши»

К- Мыши-мыши, где гуляли?

М- Сыр в кладовке воровали.

К- Почему остались крошки?

М- Тебе оставили немножко.

К- За такие вот делишки,

Мы накажем вас воришки.

М- Если хочешь наказать

Так попробуй нас догнать.

«Жмурки-носильщики»

Цель: развитие сенсорики, развитие восприятия. На столе разложены предметы-игрушки по определённой теме. Детям завязывают глаза, ребёнок должен с закрытыми глазами на ощупь описать предмет и отгадать его.

«Угадай и догони»

Цель: развитие фонематического слуха.

Прикреплённые файлы:

igry-rechevki_ks5pg.pptx | 81,28 Кб
Публикации по теме:

Игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста Любой из нас пришёл на свет на этот Творить добро, надеяться, любить, Смеяться, плакать, но при всём при этом Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

Конструктивная деятельность как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста Детское конструирование. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь.

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Игры для 2-3 лет: • Нужно найти фигуры, которые соответствуют определенному признаку: - найди все фигуры красного (желтого, синего) цвета;.

Консультация для воспитателей «Игра как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Содержание педагогической работы основной образовательной программы дошкольного воспитания осуществляется в рамках 5 образовательных областей.

Консультация «Использование сюжетно-ролевой игры как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Игра - наиболее доступный ребёнку, интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Сюжетная игра -любимый.

Мини-музей как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Проблема познавательной активности — очень важная проблема педагогики. Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию.

Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей раннего возраста «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который признаны изменить» А. М. Горький Физическое здоровье детей является одной.

Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста «Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Прежде чем давать.

Театрализация как эффективное средство речевого развития детей дошкольного возраста Речь является одним из важных приобретений ребенка в детстве. В активизации речевой деятельности детей огромную роль играет театрализация.

Игры на развитие слухового внимания и памяти Игра «Посмотри внимательно и нарисуй, что запомнил». Цель: развитие у детей способности смотреть и запоминать увиденное, активизация внимания и зрительной памяти. Перед ребёнком кладётся карточка с изображением какой-то фигуры. Он внимательно смотрит на эту фигуру в течение 10.

Картотека игр по формированию культурно — гигиенических навыков у детей 2–3 лет Игра-занятие «Кукла Катя проснулась». Задачи: закрепить знания детей о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, колготки, туфли, ночная рубашка; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей. Игровые правила.

Детские игры - Педагогический проект «Развиваемся играя» для вторых младших групп

Публикация «Педагогический проект «Развиваемся играя» для вторых младших. » Предметное направление: физическая культура. Целевая аудитория: дети и родители вторых младших групп (3-4 года. Номинация: «Методические разработки педагогических работников» Пояснительная записка Проблема. Поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную.

Изобразительная деятельность детей с нарушением слуха, взаимосвязь с игрой Осуществляемые в ДОУ занятия изодеятельности содействуют эстетическому воспитанию подрастающего поколения, являются одним из средств всестороннего развития личности. Во время занятий изодеятельности в условиях ДОУ для глухих детей решаются те же задачи, что и в ДОУ общего типа.

Использование нестандартных пособий для развития мелкой моторики рук. Мягкие бигуди

Использование нестандартных пособий для развития мелкой моторики рук. Мягкие бигуди Тема: «Использование нестандартных пособий для развития мелкой моторики рук». Мягкие бигуди. Лариса Гацко. Блог. Развитие мелкой моторики рук должно стать одним из приоритетов работы с детьми. Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.

Детские игры - Консультация для родителей «Пальчиковые игры — помощники в развитии речи»

Мастер-класс по изготовлению математического пособия «Пенал»

Мастер-класс по изготовлению математического пособия «Пенал» 1. Для изготовления математического пособия "Пенал" нам потребуется 5 спичечных коробков, 2 полоски из картона (ширина полоски равняется длине спичечного коробка, 5 геометрических фигур, по размеру подходящие спичечному коробку (прямоугольник, квадрат, овал, круг, треугольник.

Нетрадиционные пособия для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Нетрадиционные пособия для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ "Черепашка" Задачи: 1. Формировать у детей представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник. 2. Учить различать и называть цвета:красный, жёлтый, синий, зелёный. 3. Развивать умение застёгивать и расстёгивать разные застёжки: пуговицы, кнопки, "липучки".

Консультация для родителей «Играем дома с детьми 3–4 лет» Чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным, нужно прислушаться к малышу, понять его возрастные особенности , оценить его собственные, индивидуальные возможности. Три года - это тот рубеж, на котором заканчивается раннее детство и начинается дошкольный возраст.

1 слайд. Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы удовлетворять естественную биологическую потребность детей дошкольного возраста в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. На занятиях физкультурой ставятся задачи не только развития физических качеств детей, но и развития крупной и мелкой моторики, внимания, памяти, мышления, которые в дальнейшем способствуют развитию речи ребенка. Поэтому на занятиях по физической культуре целесообразно уделять внимание и такой важной образовательной области, как речевое развитие. С каждым годом число детей с нарушениями речи возрастает, у детей преобладает пассивный словарь, они не стремятся к речевому общению, часто заменяют речь мимикой и жестами.

2 слайд. Во время занятия инструктор должен повышать эффективность образовательного процесса с включением подвижных игр со словами, которые способствуют развитию речи дошкольников, стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, учить действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир, активизировать память, развивать мышление и воображение, способствовать овладению детьми поэтической образной речью. Все это благоприятно сказывается на развитии речи детей, служит и профилактикой возможных отклонений в речевом развитии.

На своих занятиях по физической культуре использую формы и методы, способствующие развитию речевой активности детей.

1. Речь инструктора и объяснение правил игры.

Как известно дети стараются подражать поведению взрослых. Речь детей формируется под влиянием речи воспитателя. Поэтому, если родители или воспитатель четко, логично и правильно излагают свои мысли, ребенок будет неосознанно стремиться делать также. Особое внимание следует уделить правильности произношения слов :

Например : звонИт, но не звОнит.

Объяснение правил игры.

У любой игры есть определенные правила, которые водящий должен объяснить играющим. Сначала о правилах рассказываю я, затем предлогаю это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, четкости речи, повышению самооценки.

2. Пальчиковые игры.

Пальчиковые игры - это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего школьного возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребенка.

Пальчиковые игры, как короткие, так и длинные:

На паркете восемь мух

Польку танцевали, (дети сгибают руки в локтях и быстро шевелят пальчиками)

Увидали паука – в обморок упали! (роняют руки на колени ладошками вверх) .

Тошки- тошки- тошки! (дети хлопают ладошками, то одна рука сверху, то другая)

Дрожжи, сахар, сол, яйцо (загибают пальцы одной руки)

И парное молоко,

Муку положили, тесто замесили ( «посыпают» , мелко перебирают пальцами, сжимают и разжимают кулачки).

Тошки – тошки – тошки!

Напекли лепешки! ( «пекут» лепешки, протягивают руки вперед).

Шел утенок по дорожке,

Видит он лежат сапожки

Стал сапожки он носить, выходи тебе водить.

Таю, таю, налетаю

Вас в игру всех приглашаю!

А в какую не скажу!

3. При проведении соревнований использую приветствия, речевки, девизы (Например: команде напротив: Физкульт- ура!);

Речевка - небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый группой детей. Благодаря речевкам на занятиях, дети становятся сплоченными, а обстановка радостнее. Игры речевки являются некими девизами для подбадривания детей, создания положительной обстановки, их объединения в команду и шуточной формы игры. Желательно подбирать текст без употребления сложных, непонятных слов. Предпочтительно, если игра речевка будет максимум на 4 строки, коротко, звонко и четко.

Девиз – короткая и емкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников. Командные девизы всегда уместны во время подвижных игр, совместных прогулок.

Мы готовы, как всегда,

Победить вас без труда.

Мы как дольки апельсина.

Мы дружны и неделимы.

4. Считалочки, зазывалки.

Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой, структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию четкой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.

С помощью считалок выбираем водящего и играем в такие игры-зазывалки, как Гуси-гуси, га-га-га

Гуси- гуси («Га-га-га»),

Есть хотите («Да-да-да»),

Ну летите («Нам нельзя»),

«Серый волк под горой не пускает нас домой!»

Ну летите как хотите, только крылья берегите!

Игры с мячом, обручами, дугами и скакалкой: Дети очень любят игры с мячом скакалкой или обручами, но помимо просто игр с ним, я использую следующие приемы : отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов, например :

Игра с мячом «Брось-добавь!»

Цель : формирование умения ловить мяч и складывать слоги в слова.

Например : жа-ра, зи-ма, мо-ре, гру-ша и др.

Пояснение : первый слог называет инструктор и бросает мяч, ребёнок «складывает» слово Игра «Скачет мячик» .

Цель : формирование умение отбивать мяч об пол с проговариванием ритмического рисунка.

Скачет мячик как живой,

Мячик, мячик, что с тобой?

Ничего он не сказал.

Лишь быстрее ускакал.

и возвращает мяч обратно

Скакалка тоже может послужить хорошим помощником в развитии речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая ритмический рисунок, ребенок так же будет совершенствовать свой речевой аппарат в игровой форме.

На скакалке я скакала

И ни капли не устала

Буду дальше я скакать!

Много интересных игр со скакалкой такие как «Змейка», «Волны», «Рыбаки и рыбки» и много других

Периодически проводим игры с обручами и дугами «Ловкие прыгун», «Цветок», «Тоннель»

5. Различные виды игр с речевым сопровождением.

Дети очень любят играть в такие подвижные игры, как «Хромая лиса», народные игры такие как «Горелки с платочком», «У медведя во бору», «Мороз и волк», игры с цветом «Мороз Красный нос».

Игры речевки отличаются от обычной словесной инструкции педагога тем, что они проходят в стихотворной, шуточной форме или под музыкальное сопровождение.

Подвижная игра «Вышли зайцы погулять» .

Цель : развивать двигательную, творческую и речевую активность детей.

Ход игры: выбирается водящий волк, остальные зайцы встают вокруг волка, проговаривают текст, сопровождая его движениями :

Вышли зайцы погулять, на полянке поскакать.

Вдруг за лесом на пригорке

Увидали зайцы волка

Волк проснулся, потянулся, на зайчаток облизнулся и сказал :

«Ну, я наспался, а теперь я проголодался! (зайцы убегают от волка) .

Вывод .Таким образом, интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста не только позволяет сделать мои занятия физической культурой полезными и увлекательными, но и играет большую роль в речевом развитии детей, становлении их личности, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной и физической активности»

«Развитие познавательной и физическойактивности».


Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство .


Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити.


Описание образовательной практики «Интеграция познавательно – исследовательской и продуктивной видов деятельности, как эффективное средство для развития и поддержки детской игры»

На занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развиваются инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения з.


Консультация для педагогов «Игры - речёвки, как средство речевого развития и поддержки физической активности дошкольников».

В жизни детей дошкольного возраста, игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок .

Игры-речевки как средство речевого развития и поддержки физической активности


Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку.

Читайте также: