И примет и простит

Обновлено: 14.11.2024

Психологи постоянно твердят о том, что нужно "понять, принять, простить". Человек согласно кивает головой, потому что слова звучат красиво и правильно. И считается, что это хорошо - понять, принять, простить. Почему хорошо? "Чтобы быть хорошим", "Так нужно", "Так правильно". Но, во-первых, не совсем ясно, что значит - понять, принять и простить (или представление о том, что это такое - искажённое), а во-вторых, всё ещё непонятно - для чего это нужно?

Понять - означает осознать причинно-следственные связи, мотивы поступков другого человека и самого себя. Например, накричал на вас начальник на работе. Обидно!

А если попытаться понять, то можно представить, что у него ребёнок тяжело болен, жена собирается на развод подавать и фирма трещит по швам, заказы срываются в последний момент, дебиторы динамят с просрочкой. И уже становится не так обидно. Потому что пришло понимание, что начальник накричал не потому, что я дурак, а потому что он не справляется с копящимися у него эмоциями, переживаниями. Это как кастрюля с кипящей водой - с момента закипания брызги летят во все стороны.

Понять - значит отследить причину, с чего это началось? Откуда это пошло? Почему так? Помимо этого, важно отследить и свою реакцию - а почему мне обидно? Почему я реагирую именно так? Почему именно так я решил/а реагировать, а не иначе? А мне-то почему больно? Как я интерпретирую для себя эту ситуацию? И тогда я понимаю, что мне обидно, когда на меня кричит начальник, потому что я сразу неосознанно провожу линию с отцом, который меня ругал за тройки. И тогда мне казалось, что он ругается, потому что я такой глупый, а значит, плохой, а значит, меня нельзя любить. А если меня нельзя любить, то меня НЕТ!

Если взять глобально, людьми движут два основных состояния - это любовь и боль. И человек осознаёт себя через эти два состояния - любви или боли. Только так он понимает, что вообще существует, что он есть. Если не хватает любви, то он будет ощущать жизнь посредством боли, страданий, горя. И когда по отношению к вам ведут себя так, как вам не нравится - посмотрите, чем руководствуется человек в данный момент? Это любовь? Или это боль? И почему вы так реагируете? Чем в вас отзывается то или иное поведение - это любовь или боль? Боль - это не что-то ужасное, боль - это переходный этап в сторону любви. И прийти к любви можно как раз через признание боли, понимания её источника, принятие и прощение.

Принять - значит согласится с тем, что это имеет место быть. Так должно быть и это для чего-то нужно. Нужно, чтобы на меня накричал начальник, чтобы пришло осознание моей детской боли за принесённые тройки. Нужно и начальнику, чтобы он обратил внимание на свою боль и научился выгружать эмоции осознанно и экологично.

Принять себя - значит согласиться с тем, что мне не нужно меняться, чтобы перестать быть плохим или некрасивым. Потому что я не плохой и не некрасивый. Я - уникальная, неповторимая личность, другого такого человека больше нет на всей земле, на всём белом свете! И всё, что есть во мне - мне для чего-то нужно! Мне нужна лень, нужна забывчивость, нужна гневливость, нужна влюбчивость, нужна лёгкость и радостность. Мне нужно такое тело, которое у меня есть, потому что у нас не то тело, которое мы хотим, а то, которое нам нужно! И если я худею, то не для того, чтобы перестать быть толстым, а чтобы стать ещё красивее и стройнее. Я веду здоровый образ жизни не для того, чтобы перестать вести неправильный, не для того, чтобы не быть плохим, а чтобы быть ещё лучше.

Принять родителей - значит согласиться с тем, что именно такие родители вам нужны. Что именно благодаря таким родителям вы такие сильные, такие мудрые, у вас такой опыт, который поможет найти своё счастье. Именно благодаря тому, как относились к нам родители, мы теперь знаем, как жить нужно и/или как жить НЕ нужно. Есть два аспекта в родительстве. Первый - это статус родителя, который предполагает, что он дал жизнь своему ребёнку. Это заслуживает уважения по определению. За это уже нужно быть благодарным. Второй аспект - это элементы воспитания. И тут уже иные родители могут дать такой опыт, положить всю свою жизнь, чтобы сообщить своему ребёнку, как делать НЕ НАДО! Опираясь на этот опыт мы может выстраивать свою жизнь так, чтобы прийти к счастью.

И наконец, прощение. Часто под прощением предполагается отказ от компенсации за обиду, что ошибочно. Прощение - это отпущение вины, признание, что вины вообще не было! Потому что если меня кто-то обидел, то, во-первых, потому что я, так или иначе, это спровоцировал, а во-вторых, потому что обидчиком двигала боль. В состоянии любви мы притягиваем любовь и любовь отдаём, в состоянии боли мы притягиваем боль и боль же выплёскиваем в мир. То есть, когда я говорю, что я простил/а, я подразумеваю, что "обидчик" ни в чём не виноват, что так случилось, потому что мы оба были ведомы своей болью и мы встретились для того, чтобы показать друг другу свою боль.

И только когда прошло признание, принятие, прощение - возможно отпущение ситуации. Урок усвоен, опыт получен. Отпущение - это "Я понимаю, для чего ЭТО случилось в моей жизни, я это признаю и принимаю". И после этого приходит состояние покоя и лёгкости, а за ним - и счастья. Счастье отличается от умироворения и покоя. Умироворение и покой - это отсутствие тревог, отсутствие негатива, умиротворение на фоне боли - это смирение. Если же умиротворение на фоне состояния любви - то это приятие. А приятие всего - это и есть счастье.

Как-то один человек задал мне необычный вопрос: "А для чего вообще нужно счастье?" Так вот, счастье - это не совсем цель, для него нет конкретного предназначения, но каждый человек стремится осознать своё существование в этом мире, что он есть. Так же человек обладает необыкновенным сокровищем - правом выбора: КАК он хочет ощущать себя? Иногда, чтобы себя почувствовать, человек причиняет себе боль. А иногда выбирает другой путь. Счастье - это более благостное, сладкое, наполненное ощущение себя. Поэтому, если вам сейчас больно - вы просто не научились быть счастливыми. А путь к счастью и любви: признание, принятие, прощение и отпущение.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Обратите пристальное внимание на те евангельские свидетельства, где такой милосердный, вселюбящий и милосердный Христос вдруг чрезвычайно жестко, хлесткими, как бич эпитетами («гробы окрашенные» (Мф 23:27), «порождения ехиднины» (Мф.3.7-10) высекает лицемеров – книжников и фарисеев, т.е. лживых законоучителей, которые должны служить нравственным образом для народа. И предсказывает им страшный конец (Мф. 23:33), что они не избегут ада. Дело в том, что лицемерие антагонистчно искренности, а без искреннего покаяния никто не может примириться с Богом. Лицемер только делает вид, что он покаялся и изменился, но на самом деле он лжет, продолжаяжить в своих грехах. А лжецы, подделывающие убеждения, чувства, добродетели, не наследуют Царства Божия – поэтому апостол Павел и призывает к искренности: «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу». (Кол. 3:23-24)

Да, люди несовершенны, и их поведение в той или иной мере является наигранным актом. Как же снять с себя маску лицемерия и начать поступать во всём подобно Христу? Вспомните простые, но глубочайшего смысла слова Христа, обращенные к человеку, потерявшему себя, грешнику и заблудшему: «Встань и иди!» (Деян. 22, 10), и который потом встал, и пошел за Христом, и - стал святым Апостолом…
Этот важнейший принцип человеческого бытия означает, что падший снова и снова должен находить силы, чтобы подняться, и идти, творя новую жизнь, и именно на пути созидания происходит очищение от скверны. Уже сам факт восстания устраняет как половинчатое существование на коленях, так и полное возлежание в грязи. «Встань и иди!» — это механизм обретения совершенства, это технология успеха в любом деле, секрет победы над окружающим миром греха и самим собой. Человек сам встает и сам идет - Бог не ведет, не тащит его в рай, то есть не лишает свободы выбора и не навязывает ему Свою волю силой. И всякий грешник может возродиться, если захочет, только покаяние должно быть не формальное, а реальное - не на словах, а на деле. И не надо отчаиваться – о падениях и ошибках старец Паисий Святогорец говорил как о пользе для человека, которую надо уметь извлекать: «Часто даже переменчивые взлеты и падения в духовной борьбе помогают человеку в том, чтобы он плодотворно и уверенно совершал свой духовный путь к Богу. Внимательно следя за всем происходящим и используя всё во благо, мы приобретаем опыт, используя который получаем немалую помощь. Падения помогают познать самого себя. Всё выходит наружу, и потихоньку совершается полезная работа над собой».

Важно покаяние, приносящее плоды, а не его внешнее рассудочное обоснование. Верный признак, что мы Христовы – страдание сердца. Это как безошибочный тест химической реакции - грех, тяготящий совесть. Только тогда наше соприкосновение с грехом как бы само по себе вызовет боль сердца и слезы покаяния. Плач сердца так значителен в покаянии, потому, что он потрясает весь организм – именно так каялись святые. «Нечувствие есть смерть души», - говорил Симеон Новый Богослов. Исповедь вообще должна переживаться как катастрофа – равнодушному анализу не должно быть места ни в разуме, ни в сердце. «Даруй мя зрети моя прегрешения…» – вот естественный молитвенный вздох падшего человека, но для этого нельзя щадить себя, отвергнувшись от греховного своего естества. А уж тем более недопустимо в исповеди мазохистское самолюбование своим раскаянием – вот я, мол, какой образцовый кающийся. «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» (Лк.5,8) – евангельский пример начала покаяния, начала спасения.

Истинное покаяние — это значит искреннее, нелицемерное сокрушение о грехах, сопровождаемое муками совести. Кроме того от истинного покаяния обязательно должны происходить достойные плоды. Блаженный Феофилакт так писал о них:«Достойные плоды покаяния составляют не только удаление от зла, но и упражнение в добре; ибо совершение добра есть поистине плод и порождение покаяния». То есть плоды, достойные покаяния, — это христианские добродетели и добрые дела. В Евангелии много пишется о плодах покаяния. Вот, например, апостол и евангелист Лука призывает: "Сотворите же достойные плоды покаяния" (Лк. 3, 8), а потом поясняет: "У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же" (Лк. 3, 11). Приводятся и конкретные примеры истинного покаяния, приносящего достойные плоды. Например, мытарь Закхей, говоря по-современному - коррумпированный налоговый чиновник, раздал половину неправедно нажитого имения и с избытком вознаградил всех, у кого взял лишнее.(Лк.19:1-10). Или, например, "путана" древнего мира Мария Египетская, будучи в юности развращенной блудницей, сотворив плод покаяния, ушла в пустыню, где стала жить целомудренно. Подобно должны и мы поступать. Но только так, чтобы наша возместительная жертва совершалась не с оглядкой, не скрепя сердце, а с любовью, ибо апостол Павел предупреждает: "Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы". (1 Кор.12, 3-8). То есть главный плод покаяния — это любовь (Ин. 15, 2—16). Только через нее можно переделать нашу греховную природу. И если мы благодушно без тщеславия, без ропота, без принуждения и раздражения совершаем искупительные добрые дела, и с радостью благодарим Бога за эту возможность, молимся за обиженных нами и всячески проявляем к ним свое доброе расположение, то это значит, что мы приносим плоды истинного покаяния. И именно тогда мы, следуя евангельским заветам «облекаемся, как избранные Божий, в милосердие, долготерпение, благость, смиренномудрие, кротость и любовь» (Кол. 3, 12—14).

Покаяние будет искреннее, если кающийся, до рвоты объевшись своим гнусным прошлым, не возвращается вспять. Если человек хотя бы малой мыслию обернется назад — он уже не будет чистым, и в результате потеряет Божью помощь. От истинного покаяния обязательно приходит Божественное утешение. Полное и искреннее исповедание своего прегрешения должно приносить облегчение душе. А если этого не происходит, то скорее всего не уврачевана глубинная первопричина греха - "волос сбрит, а корень остался". Надо бдительно ловить себя на лжи, клеймя одетый в красивые слова эгоизм - будто бы, одухотворенно потея под епитрахилью священника, мы приносим самоотреченное покаяние, а по сути - совершаем тонкое мошенничество.
И еще очень важный момент - истинное покаяние не есть единичный акт, периодический эпизод на духовном пути, а постоянное дело жизни: «Если диавол не перестает бороться с нами, то и покаяние не должно быть никогда упраздняемо..» (прп. Марк Подвижник).

Читайте также: