Главный девиз эпохи возрождения

Обновлено: 02.05.2024

Ренессанс – период европейской истории между XIV и XVII в. Ему предшествовали Средние века, а на смену пришло Новое время. Ренессанс – не столько исторический период, сколько интеллектуальное и культурное движение. Это время, когда Европа достигла огромного развития в науке и искусстве, в противовес «темному» средневековью.

Из тьмы к свету: истоки Ренессанса

Название эпохи буквально означает «возрождение». Термин был введен французским историком Жюлем Мишле в XIX в.

Возрождение Европы рассматривают с двух сторон. С одной стороны, оно связано с «повторным открытием» классических текстов и знаний, их применением в искусстве и науке. С другой, оно относится к изменениям в европейском обществе, вызванным этими открытиями.

Впрочем, слово «ренессанс» встречается и раньше, например, в работах Джорджо Вазари. Он считается первым в Европе историком искусства. Вазари писал о развитии живописи, происходившем в Италии в его время.

Ренессанс Вазари разделил на три периода. Первый период – XIII-XIV вв. Он связан с именем Джотто, одного из первых итальянских художников, который перешел от стилизованных изображений людей, пейзажей и архитектуры к более натуралистичному. Второй период – XV в. Он включает таких художников, как Донателло, Брунеллески и Мазаччо. Третий период пришелся на время жизни самого Вазари и связан с именами таких гениев, как да Винчи, Рафаэль и Микеланджело.

Смерть перед вторым рождением

Средние века неспроста называют «темными». В Европе царил низкий уровень образованности, голод, войны и болезни. Однако, несмотря на этот мрачный образ, в Европе уже и тогда создавались потрясающие произведения искусства, развивалась научная мысль. Но в сравнении с Ренессансом эти достижения часто меркнут.

Сикстинская мадонна. Рафаэль Санти Сикстинская мадонна. Рафаэль Санти

Само восприятие мира различалось в эти две эпохи. В Средние века в Европе доминировало христианство. Искусство в этом свете было лишь способом возвеличить Бога, преобладала религиозная тематика. А Ренессанс, напротив, характеризовался гуманизмом, то есть интересом к человеку. В отличие от средневековых ученых и деятелей искусства, люди эпохи Ренессанса помещали человека и его природу в центр вселенной.

Гуманисты, конечно, не отрицали христианство. Они исповедовали синкретизм, предполагающий общность и сопоставимость идей разных философских школ и религиозных систем. Также они верили в возрождение человеческого духа и мудрости. С этим и связан интерес к классическому искусству Греции и Рима.

Как начался Ренессанс

Явление наблюдалось сразу в нескольких европейских странах, поэтому точно назвать место и время появления Ренессанса нельзя. Но итальянское Возрождение началось в городе Флоренция в XIV в.

Фрески виллы Боргезе Фрески виллы Боргезе

Одна из ключевых фигур того времени – Франческо Петрарка, родившийся в 1340-м в Тоскане. Он был поэтом, ученым и дипломатом. Также Петрарка интересовался классической философией и считал Римскую империю верхом достижений человека. Период, наступивший после ее падения, он характеризовал как время социального упадка в Европе. Историю он считал последовательностью не исторических эпох, а достижений человека.

Итальянские города-государства

В центральной и северной частях Италии начали формироваться города-государства, сыгравшие роль в становлении Ренессанса. Это были сильные и независимые центры, соперничавшие между собой: Флоренция, Сиена, Пиза, Анкона. Чаще управляли в этих городах могущественные и знатные семьи.

Одним из них было семейство Медичи , правившее Флоренцией в XV-XVIII вв. Когда-то Медичи были крестьянами из Тосканы, затем перебрались во Флоренцию, прельстившись возможностями торговли и наживания богатства.

Поцелуй Иуды, фрагмент. Джотто Поцелуй Иуды, фрагмент. Джотто

Медичи были не единственной семьей, которые решили попытать счастья во Флоренции. Однако многие другие семьи обанкротились. В то время в Европе царила экономическая депрессия. Ухудшила ситуацию эпидемия чумы в середине XIV в. Медичи сумели пережить эти бедствия и укрепить свое положение во Флоренции. Самые известные представители – Козимо, Лоренцо и Екатерина.

Медичи желали подчеркнуть свой статус и укрепить политическую мощь. Влияние гуманизма определило их политику. Медичи стали известными меценатами. Именно на их средства и был построен Ренессанс. В искусстве того периода заметен синтез христианства и языческих культур Греции и Рима. К примеру, Рафаэль писал фреску «Афинская школа», а Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы. И оба входят в число самых влиятельных художников Возрождения.

Покровительство Медичи способствовало появлению новых мастеров, которыми мы восхищаемся сегодня. В их числе был, помимо Рафаэля и Микеланджело, и Леонардо да Винчи. Что касается Рафаэля, то Медичи были изгнаны из Флоренции во времена его жизни. Однако он заручился в Риме поддержкой папы Льва X, который тоже принадлежал династии Медичи.

Потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело Потолок Сикстинской капеллы. Микеланджело

Из Флоренции Ренессанс распространился по всей Италии: в Венецию, Геную, Милан, Болонью и Рим, включая Ватикан.

Хотя моральный облик римских пап того период удручает, они активно вкладывали средства в искусство и архитектуру Рима, желая повысить престиж Вечного города. В частности, при папе Юлии IIначалась реконструкция собора Святого Петра. При других папах была расписана Сикстинская капелла.

Дальнейшее распространение

Из Италии Ренессанс просочился в другие европейские страны, получив название «Северное Возрождение». Во Франции этот период связывают с королем Франциском I. Он был большим поклонником Возрождения и приобретал из Италии шедевры, включая работы да Винчи. Расцвета французский Ренессанс достиг при королеве Екатерине, которая тоже происходила из семейства Медичи и переехала во Францию из Флоренции.

Тайная вечеря, фрагмент. Леонардо да Винчи Тайная вечеря, фрагмент. Леонардо да Винчи

Немецкий Ренессанс отличался от французского и итальянского. Он оказался тесно связан с Реформацией в начале XVI в. Тогда же в Германии произошло событие, невероятно повлиявшее на всю историю человечества, – изобретение Иоганном Гутенбергом печатного станка.

Возрождение в Англии совпало с периодом правления Елизаветы I. Оно больше связано с достижениями в литературе, а не живописи. В частности, именно тогда создавал свои произведения Уильям Шекспир.

Концом эпохи Ренессанса стал XVI в., хотя некоторые исследователи утверждают, что это произошло столетием позже. В Италии к его упадку привела экономическая разруха и политическая нестабильность. Однако нельзя заявлять, что Возрождение просто закончилось. Скорее, оно трансформировалось и продолжило существовать в иных проявлениях.

Спасибо за внимание! Можно не подписываться и не лайкать, но если сделаете это, автор поймет, что старается не зря :)

В науке все ещё ведутся споры о том, когда в истории человечества закончились средние века. Однако искусствоведы и культурологи считают, что завершение тысячелетнего периода европейского средневековья произошло на рубеже XIII–XIV веков в Италии, где в это время началась одна из интереснейших эпох в человеческой культуре получившая название Возрожде́ние или Ренесса́нс (от фр. renaissánce).

Впервые этот термин использовал итальянский художник, архитектор и писатель Джо́рджо Ваза́ри (1511–1574) в своей книге «Жизнеописание великих живописцев, ваятелей и зодчих» применительно к периоду итальянского искусства с 1250 по1550 годы.

Джоржо Вазари. Автопортрет Джоржо Вазари. Автопортрет

Почему же этот период назвали Ренессанс , и что способствовало его зарождению на итальянской земле? Дело в том, что Италия, в отличие от других западноевропейских стран имела более древнюю историю – она являлась центром некогда могущественного государства - Древний Рим.

Архитектурные и исторические памятники, сохранившиеся от эпохи расцвета Римской Империи, всё ещё стояли на этой земле, поражая воображение средневековых европейцев своими масштабами, величием, соразмерностью, красотой и гармонией пропорций. То тут, то там, периодически находились римские, а иногда и греческие статуи. А из соседних, граничащих с Италией, стран (сначала Византии, а затем Турецкой Империи) в Европу проникали научные и философские труды античных авторов (часто в виде переводов с арабского языка).

Благодаря этому, появлялся интерес к той далекой эпохе, называемую Античностью , и которая в течение средних веков была практически предана забвению. Мировоззрение человека, сформированное почти тысячелетним периодом средневековья, постепенно начало меняться. Причем, в основе этих изменений оказались представления об античной культуре, как идеальном «золотом веке» человечества, отринутом когда-то средневековьем.

Именно культура Древней Греции и Древнего Рима становится непререкаемым авторитетом и образцом для подражания в эпоху Ренессанса. Представители этого периода искренне считали, что возрождают Античность, и именно поэтому назвали своё время Возрождением (по-итальянски – «ринашиме́нто»).

Рафаэль. Афинская школа. Станцы Ватикана. Рафаэль. Афинская школа. Станцы Ватикана.

Основным отличием мировоззрения представителей новой эпохи от средних веков стало изменившееся представление о человеке и его месте в мире. Если в средневековье центром мироздания считался Бог ( теоцентри́зм ), то теперь, постепенно, главенствующее положение начинает занимать человек, который объявляется венцом творения и царём природы. Такое мировоззрение получило название гумани́зм (от лат. «человечный»).

Необходимо отметить, что, разумеется, религия сохраняла свои позиции, и гуманисты Ренессанса не отрицали идею существования и могущества Бога, но, вдохновляясь трудами античных философов, утверждали идею богоравенства человека , его особую роль в мироздании, обусловленную наличием разума и воли .

Так итальянский мыслитель эпохи Возрождения Пи́ка де́лла Мирандо́ла (1463–1494) в одном из своих трудов говорит от лица Господа о возможностях, полученных человеком свыше:

«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что в нём есть. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтёшь. Ты можешь переродиться в низшие неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные».
Микеланджело. Сотворение Адама. Фрагмент плафона Сикстинской капеллы. Микеланджело. Сотворение Адама. Фрагмент плафона Сикстинской капеллы.

Основные достижения эпохи Возрождения

Благодаря идеям гуманизма, человек начинает освобождаться от церковных запретов и догм, получает моральное право на сотворчество с Богом в преобразовании мира и самого себя. Вместе с тем, он ощущает возрастающую потребность в реализации новых возможностей, в первую очередь - в научном познании мира .

Теперь, когда церковь, относящаяся к интеллектуальному поиску настороженно и даже враждебно, не имеет прежнего авторитета, начинается невероятный всплеск научных открытий и технических изобретений. По словам Марсели́но Фичи́но, этот «новый» человек «измеряет землю и небо… Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким…» .

Перечислим лишь некоторые из значительных достижений науки и техники эпохи Ренессанса:

  • Переворот в представлении о космосе и вселенной совершили великие деятели эпохи: Никола́й Копе́рник(1473–1541) , обосновавший гелиоцентрическую систему мира (им было научно доказано вращение Земли и других небесных тел вокруг Солнца); Джорда́но Бру́но(1548 – 1600), заявивший о возможности существования бесконечного числа миров во Вселенной;
  • Ренессанс - время великих географический открытий: Христофо́р Колу́мб(1451–1506) в поисках морского пути в Индию достиг в 1492 году берегов нового, неизвестного тогда континента, который назовут Америкой в честь другого, не менее знаменитого, мореплавателя Аме́риго Веспу́ччи(1454–1512) ; первым же из европейцев, кто смог добраться до Индии по морю, был путешественник Ва́ско да Га́ма(1460–1524) ; новые контуры на географических картах появились и благодаря Ферна́ну Магелла́ну(1480–1521) командовавшему первой кругосветной экспедицией, в ходе которой был открыт пролив, соединяющий воды Атлантического и Тихого океанов, позже названный его именем.
  • Впервые со времен античности появляется возможность исследования человеческого тела и изучения механизма его деятельности, что стало основой современной научной медицины и анатомии. Это нашло отражение в трудах таких выдающихся ученых, как Миге́ль Серве́т(1509–1553) , открывшего малый круг кровообращения, Андре́аса Веза́лия(1514–1564) , оставившего многотомный труд по анатомии человека, Параце́льса(1493–1541) , знаменитого алхимика, врача, основателя европейской фармакологии, одним из первых начавшего применять в медицине химические средства.
  • Создаются философские труды, определяющие место человека в мире и обществе (среди их авторов выделим Нико́ло Макиаве́лли(1469–1527)) , а также разрабатываются теории «идеального» устройства человеческого общества, примерами которых являются «Уто́пия» То́маса Мо́ра(1474–1535) и «Город Солнца» Томма́зо Кампане́ллы(1533–1639) ;
  • Активно начинают использоваться компас и порох, изобретаются и находят широкое применение ткацкий станок и барометр. Следует отметить, как величайшее достижение человечества - создание в 1440 году Иога́нном Гуттенбе́ргом(1394 или 1399–1466 или 1468 ) печатного станка, изменившее технологию передачи информации и, тем самым, способствующее развитию мысли, науки и техники последующих эпох.

Такое количество открытий, заставляло человека думать, что ему подвластно всё, и что ещё чуть-чуть, и он с помощью собственного разума и воли откроет все тайны земли и неба.

Ян Матейко. "Коперник. Беседа с Богом" Ян Матейко. "Коперник. Беседа с Богом"

Это внушало мысль о собственной значимости и, буквально, переворачивало в сознании выработанные церковью представления о мире, вселенной и, собственно, человеческих возможностях. Именно поэтому культура и искусство Возрождения, при сохранении важнейших религиозных традиций, тем не менее, приобретают всё более све́тский характер .

Ощущение свободы от контроля церкви, над человеческой личностью и разумом, словно захлестнуло людей, жажда знаний стала характерной чертой эпохи. Выдающиеся умы Ренессанса, в попытках постичь тайны природы и её законов, буквально хотели объять необъятное.

Это породило такую характерную черту Возрождения, как массовое появление разносторонних, универсальных личностей – людей, весьма успешно занимавшихся деятельностью одновременно в нескольких научных и творческих отраслях. Типичным примером человека эпохи Возрождения является Леонардо да Винчи (1452–1519) , прославившийся не только как великий художник, но и как великий ученый-теоретик, и инженер-изобретатель.

Леонардо да Винчи. Чертежи Леонардо да Винчи. Чертежи

Расцвет изобразительных искусств

Эта же тяга к познанию окружающего мира и, собственно, человека, стала причиной того, что Ренессанс становится расцветом живописи , не занимавшей до этого времени сколько-нибудь заметного положения, в соцветии искусств Западной Европы.

Желание познать окружающий мир и отобразить его таким, каков он есть, с присущей ему материальностью и объёмом, привело к отказу от следования средневековым иконографическим канонам, выработанным ещё в Византии ( Византийская иконопись. Как начать её понимать ), и созданию принципиально иного художественного языка.

Главным же достижением новой живописи стало открытие линейной перспекти́вы (её ещё называют геометрической или правильной, в отличие от средневековой – обратной). Впервые её научное обоснование дали итальянские учёные-математики и архитекторы Фили́ппо Брунелле́ски (1377–1446) и Лео́н Батти́ста Альбе́рти (1404–1472) .

Суть этого новшества заключалась в следующем: при написании картины, художник мысленно определял некую точку, находящуюся на линии горизонта, к которой, затем сводились все линии, в очертаниях и контурах предметов. При использовании этого приёма художник изображал все объекты, как бы уменьшающимися в размерах, по мере их «удаления» от зрителя. Благодаря этому, создавалась иллюзия глубины пространства, его трёхмерности.

Неизвестный художник. Идеальный город. Пример использования линейной перспективы. Неизвестный художник. Идеальный город. Пример использования линейной перспективы. Невидимые линии перспективы Невидимые линии перспективы

Это же открытие, теперь, позволяло живописцам изображать объёмными и тела людей в любых, даже весьма сложных позах, разворотах и положениях, то есть писать в ра́курсе - с перспективными сокращениями частей тел .

Андреа Мантенья. Мёртвый Христос. Пример изображения тела в ракурсе Андреа Мантенья. Мёртвый Христос. Пример изображения тела в ракурсе

Именно попытка запечатлеть мир, где горделиво царствует человек, причём, запечатлеть его объективно и максимально точно, таким, как бы мы увидели его в зеркало, приводит к расцвету живописи и появлению великого множества одарённейших художников.

Исследователей культуры эпохи Возрождения поражает тот факт, что, пожалуй, ни одна художественная эпоха не давала миру, в столь короткий срок, такого количества гениев и талантов, причём, большая часть из которых жили и работали примерно в одно время и в одном месте!

Приведём слова искусствоведа Е. Яйленко:

«Никогда больше, ни до, ни после Возрождения, не случалось такого, чтобы на протяжении сравнительно короткого в масштабах всеобщей истории отрезка времени – около ста пятидесяти лет – жило и работало так много необычайно одарённых, гениальных людей. Если бы было возможно вывести точную математическую формулу, которая бы выразила соотношение между количеством гениев и всех остальных людей, живущих в один и тот же исторический период, для Италии эпохи Возрождения такой показатель оказался бы максимальным».

И неслучайно, практически все, кто пишет и говорит об этом историко-художественном периоде, приводят слова немецкого философа Ф. Энгельса, который абсолютно точно смог выразить то главное, чем так важна и неповторима была эта эпоха в истории человеческой культуры:

«Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности».
Леонардо да Винчи. Витрувианский человек Леонардо да Винчи. Витрувианский человек

Периодизация искусства и культуры Возрождения

Поскольку родиной Ренессанса, его колыбелью и творческой лабораторией была Италия, то в истории искусства получили распространение итальянские названия, обозначающие столетия:

  • Проторенесса́нс, или предвозрождение – конец XIII–XIV века – трече́нто (трехсотые годы);
  • Раннее Возрождение – XV век – кватроче́нто (четырёхсотые годы);
  • Высокое Возрождение – последнее десятилетие XV век – первая треть XVI вева – чинквиче́нто (пятисотые годы);
  • Позднее Возрождение – вторая половина XVI века.

Со временем, идеи гуманизма из Италии проникли и в соседние с ней европейские страны – Германию, Нидерланды, Францию, Англию, что повлияло на развитие их искусства и культуры. Время культурного и творческого подъема, лежащих к северу от Италии государств (конец XV–XVI вв.), принято называть Северным Возрождением.

О том, как началось Возрождение в искусстве Италии, его первых представителях читайте в следующей статье. А сейчас предлагаю посмотреть видео на моем youtube-канале :

Если понравилась статья, то не забудьте поставить ей лайк, и подпишитесь на канал. Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Ответы на Rise of Kingdoms Лицей Знаний

Rise of Kingdoms — Игра стратегия в которой вам предстоит выбрать одну из одиннадцати цивилизаций, и начать сражаться на большой карте, с другими игроками. Ваша задача построить цивилизацию так, чтобы она могла развиваться, собрать военные войска, чтобы они могли выдерживать атаки или нападения, и формировать союзы с другими игроками. Строительство города происходит в режиме реального времени, а это означает, что как только игрок что-то построит, появится таймер обратного отсчета, показывающий, когда строительство будет завершено. Чем выше уровень возводимого здания, тем дольше требуется время ожидания. То же самое и с обучением новых войск, улучшением и так далее.

Лицей Знаний Rise of Kingdoms
Лицей Знаний — Это убежище с самыми передовыми знаниями своего времени. Путешественники со всей страны собираются здесь, чтобы обменяться секретной информацией и получить ответы. Самые престижные и влиятельные личности часто приходят поделиться своей мудростью в надежде на развитие цивилизации и продвижения человечества. На нашем сайте вы можете посмотреть ответы на Лицей Знаний в игре Rise of Kingdoms, с удобным поиском вопросов.

Ответы на все Вопросы
Ниже вы можете найти ответы на Лицей Знаний, а именно на все вопросы.

Читайте также: