Гайда лагздынь утренняя кричалка

Обновлено: 14.11.2024

— Куда-куда! Куда! Куда! — закричала кудахточка. С ветки соскочила, лапками дерн разгребает, червяков добывает, жуков склевывает, семена лесные отыскивает, Филимона угощает:

— Слетай с ветки, Филенька! Съешь жучка, миленький! А хочешь, вот, семечко!

— Я мышами сыт! — отвечает филин. — Солнце в темя печет. Глаза мои открыты, а в них — темнота. Я лучше в дупло залезу, посижу там до ноченьки, пока прозреют мои оченьки. А тропинка твоя вон там! — махнул крылом Филимон в сторону дуба.

— А как же наша дружба? — спрашивает курочка.

— А я тебе разве не друг? — отвечает Филимон.

— Друг-то друг, только мне надо домой идти. Не могу я в лесу жить. Я ведь птица домашняя.

— Ух-хо-хо! — вздыхает филин. — Ты и впрямь несушка-нескладушка. Домой да домой. А здесь чем не дом?

— Не будем ссориться, — молвила курочка-кудахточка.

И пошла искать из леса дорогу. Искала недолго. Дорожка под самым носом бежала.

Идет курочка, на цветочки-василечки поглядывает, букашек на ромашках считает да склевывает. А сама, хоть и куриная голова, думает: «Филин Филимон в лесу живет, с ночью дружит, мышей в темноте ловит. Я, курочка-кудахточка, Кривая лапочка, в курятнике живу, яички несу, лапками от себя гребу, солнышко встречаю, день провожаю. Со светом дневным дружу. Но Филимона разочек навещу, может, чем и помогу. Друзья же?»

А Филимон в дупле сидит, нахохлился, глазищами ворочает, думу-думушку думает: «Скоро и ночка. Я филин Филимон — одиночка. В лесу родился. Видно, кто где родился, там и пригодился. Вот так».

ВОЛШЕБНЫЕ ТРОПИНКИ

Жила маленькая девочка. Девочку звали Аней. Встала Аня как-то утром и отправилась бродить по деревне. Обошла бабушкин дом, свернула за огород и оказалась возле большого сарая. В сарае полным-полно душистого сена. Пошла девочка дальше. Уж и деревни не видно. Аня маленькая, а кругом высокие лохматые кусты.

Смотрит Аня: между кустами тропинка зеленая узенькая вьется. Тропинка как тропинка, только в одном месте шелковым розовым бантом перевязана. Бант красивый, нарядный.

Захотелось Ане до него дотронуться. Коснулась всего одним пальчиком, бант и развязался. Развязался бант, вместо одной — две тропинки получилось, только разного цвета. Одна красно-желтая, будто румяным песком присыпана. Другая тропинка сине-голубая, инеем искрится, хрустальными капельками переливается.

— Пойду-ка я по сине-голубой, — решила Аня. — Как хорошо, как прохладно, — радуется девочка, — кругом кусты, трава.

Прозрачные дождинки от легкого ветра дрожат на синих лепестках колокольчиков, переливаются всеми цветами радуги. А лен в поле голубыми крошечными цветочками кивает. Синие васильки пушистыми шапочками помахивают, приветствуют Аню. Огромные глазастые ромашки белым облачком мимо проплывают. На длинных ромашковых ресницах дрожат капельки утренней росы. Тоненькие струйки дождя с другой стороны тропинки шлепают по прозрачным лужам. Тихо звенят ручьи, убегая в речку-журчинку.

— Где я? — удивилась Аня. — Не то по небу иду? Не то по речке плыву? Не упасть бы! Не утонуть бы! Что бабушка скажет папе и маме?

И вернулась Аня назад к тому месту, где лежал розовый шелковый бант, пошагала по румяной тропинке. А тропа горячая-прегорячая. Вдоль нее красные маки растут, гвоздики алеют, раскаленными глазками подмигивают. Огромные подсолнухи желто-оранжевыми шляпами кивают, здороваются, тоже доброго утра Ане желают.

И чем дальше она идет, тем горячее делается дорожка. И вдруг на краю тропы, на пригорке, увидела огромный румяный колобок. По щекам колобка пирожки скачут, булочки пышные прыгают.

— Да это же солнце! Здравствуй, солнышко! — закричала Аня.

— Здравствуй! — улыбается в ответ солнце.

От солнечной улыбки такой жар во все стороны пошел, что нет сил на тропинке стоять.

— В гости пришла? — еще шире заулыбалось солнышко. — Сейчас блинчиков сотворю. Пирожки нынче не удались, чуть подгорели.

— Блинчики я люблю. Мне моя бабушка часто на масле жарит. Только возле тебя, солнышко, очень жарко. Не обижайся, я назад пойду.

— А чего обижаться? — продолжало улыбаться солнце. — День только начинается, гостей еще много будет.

И побежала Аня назад. Вот и ленточка шелковая розовая поперек двух тропинок лежит. Взяла Аня ленточку и перевязала красно-желтую тропинку с сине-голубой, расправила бант. И удивилась. Получилась снова одна дорожка, к тому же зеленая-презеленая. По ней и отправилась Аня домой.

Шагает Аня, тропа солнышком прогрета, утренними росами промыта, ветерком горячим высушена. Вокруг березки ласковую утреннюю песенку зелеными листочками напевают, перешептываются осины, хвоинки на соснах да елях душистой смолой одаривают. Птицы между собой пересвистываются, переговариваются.

— То-то хорошо! — смеется Аня, бодро шагая в деревню.

Солнце, поднявшись над лохматыми кустами, неторопливо плывет по удивительно большому голубому небу, мимо белых ватных облаков, румяное, горячее, улыбчивое.

«Какое замечательное утро началось! — думает Аня, усаживаясь на крыльце бабушкиного дома. — Завтра непременно еще раньше встану, посмотрю, как солнышко просыпается».

В ЦАРСТВЕ ЗЛОЙ МУРЕНЫ

(СКАЗОЧНАЯ ПОВЕСТЬ)

Огромным осьминожьим королевством правил Осман Великий Второй Он был велик не только потому, что был вторым после умершего от несчастного случая батюшки, но и потому, что среди всех важных осьминогов он был самым большим. Если верить королевским весам, голова и все остальное тело Османа Великого весили более трех тонн. А щупальца были такими длинными, толстыми и сильными, что не сыщешь во всем королевстве ни у какого другого осьминога — так считали приближенные короля.

Много времени Осман Великий проводил в большом зале, сидя на троне, поджав под себя все свои восемь рук-ног. На голове Османа Великого, как и положено, была золотая корона, украшенная прекрасными морскими раковинами и жемчужинами. Только форма короны была необычной. Она походила на высокую шляпу без полей и сидела на голове Османа, глубоко надвинутая на лоб. Огромные выразительные глаза, величиной чуть ли не с детское велосипедное колесо, внимательно, не мигая следили за придворными, суетившимися вокруг. Они чистили, скребли стены и пол тронного зала. Осман Великий не выносил ни малейшей соринки около себя, тем более створок от раковин моллюсков, которых поедал в огромном количестве.

Королева, жена Османа Великого, Османия Осьминоговна была очень легкомысленной. В отличие от короля она носилась по дворцу, беззаботно распустив в зелено-голубой морской воде свои изящные длинные щупальца. Придворные дамы расстилали перед ней разноцветные ковры и покрывала. На фоне ковра из водорослей и черных мшанок с серыми пятнами Османия делалась черной-пречерной, с разбросанными по телу серыми яблоками. А на фоне серых, с зеленоватым отливом губок Османия мгновенно перекрашивалась в приятный серый цвет с медным отливом. Это ей очень нравилось, но, увы! Не будешь же все время сидеть на ковре! Османия бросала свое занятие и отправлялась к вершинам королевского дворца. По отвесной стене королева Османия забиралась к самым верхним башенкам или, подползая к узорчатым щелям и бойницам, подолгу смотрела печальными глазами на глубины простиравшегося моря. Османия с удовольствием просидела бы там весь день, но у нее были всякие королевские дела, к тому же боялась и гнева короля. Поэтому возвращалась во дворец.

Осман Великий предупреждал, просил королеву, чтобы она не покидала стен королевского дворца, так как за пределами королевства можно было встретиться со злой Муреной.

— От такой встречи хорошего не жди! — твердил Осман Великий, покачиваясь на троне, отчего все его тело, желеобразный мешок, словно куча вязкого студня, переливалось и играло разными красками.

Цель урока: Учить определять… жанр устного народного творчества.

Гайда Лагздынь российская детская поэтесса и прозаик. Член Союза писателей СССР (1980). Член Союза писателей России. Произведения публиковались в журналах «Весёлые картинки», «Костёр», «Мурзилка». Автор более 125 поэтических и прозаических книг, изданных общим тиражом более 11 млн. экземпляров. Произведения переведены на азербайджанский, белорусский, венгерский, удмуртский, узбекский, украинский языки. Живёт и работает в Твери, руководит детским театром, более 30 лет преподавала биологию и химию в школе.

. Как вы понимаете название этого произведения? Какой жанр напоминает? Что такое закличка? Кто герой? К кому он обращается? Как нужно читать такую закличку?

Полосатые мурлышки
Водят носиком по книжке:
— Почему не пахнут мышки,
Нарисованные в книжке?

В трамвае

— Сесть хочу я у окошка! —
Заявил в дверях Алёшка. —
У окна сидеть хочу!
Не дадите? Закричу!

Это кто?

— Это кто рычит? Медведь? —
Спрашивает Маша.
— Это я учусь реветь, —
Отвечает Саша.

Шутка-Переплетушка

Петушок — на заборе.
Сапожок — в коридоре.
Кошка — на крылечке.
Таракан — на печке.

Светлячки

Сидят на пеньке светлячки,
Надев голубые очки.
Хотел я поймать светлячка,
Нашёл на пеньке червячка.
— Так вот ты какой, светлячок?!
— Такой вот! — сказал червячок.

Не поняли друг друга(шутилка)

— Кап-кап-кап? — спросила тучка.
В конуру залезла Жучка.
— Тяв-тяв-тяв, — сказала Жучка, —
Ну и плакса эта тучка!

Кричалка

Дождик!
Дождик!
Длинноножка!
Погуляй
Со мной
Немножко!

Перемахнул,
Передохнул.
Перебежал,
Перележал.
Никто его не обижал,
А почему-то он дрожал?

Воронья кричалка

Прилетели в лес вороны,
Закричали по-вороньи:
— Каррр-каррр-карррр-карррр!
Прикатили солнца шарррр!

Грохотало

Это что за Грохотало
В чёрном небе хохотало?
Отдохнуло и опять
Стало страшно грохотать?

Словно капельки живые,
Пляшут капли дождевые,
Пляшут, хороводятся:
Капля с каплей водятся.
Ну а коли водятся,
В одной луже сходятся.

Без мамы

В сенокос

По колено, по колено
Запушило ноги сено!
Сено в поле ворошили,
Ворошили и сушили,
Ворошили и сгребали,
Дружно маме помогали.

Я — прохожий

Я надел пальто в прихожей.
Раз, два, три, и я — прохожий!
Я по улице иду
У прохожих на виду,
Не толкаюсь,
Не кричу,
Быть я вежливым хочу!

Солнышко

Самокат

Самокат,
Самокат!
До чего
Подарку
Рад!
Сам качу,
Сам качу
Самокат
Куда хочу!

Кричалка

Дождик, дождик!
Лейся пуще!
Пусть растёт
Пшеница гуще!
Лейся, лейся,
Как река!
Будет белая мука!

Ты чего скрипишь, берёза?

Утренняя кричалка

Зорька в небе разгорайся!
Алой краской наливайся!
Солнце жаркое взойди!
Луч горячий упади!
Нарумянь нам землянику,
И малину, и бруснику!
Клюкву! Ягоду морошку!
Вспыхни солнышком, лукошко!

Где же Сеня?

Вышли утром на зарядку:
— Раз, два, три, четыре, пять!
Рассчитались по порядку:
— Раз, два, три, четыре, пять!

Жарко

Встало солнышко пораньше,
Искупалося в реке
И уселось на лужайке —
На зелёном бугорке.
Тёмно-алые гвоздики
Накалились докрасна!

Загорела на припёке
Одноногая сосна.
Зарумянилась малина,
Раскраснелся в поле мак.
В камышах кричат лягушки:
— Жарко как! Жарко как!

Странный загар

Как у нашего Андрюши
Почернели страшно уши.

— Только уши? Только уши
Почернели у Андрюши?
От чего же почернели?

— Только уши?
Только уши
Загорели у Андрюши?

Я скачу

Мчится конь удалой,
Мчится вихрем, стрелой.
На коне я верхом.
Я кричу на весь дом.
Я кричу! Я скачу!
Быстрой птицей лечу!

Не ругайте меня,
Не снимайте с коня.
Я ещё поскачу!
Я ещё покричу!

Ночной ветерок

Видел я, как ветерок
К нам летел на огонёк!
Скрипнул он оконной рамой,
Тихо форточку толкнул,
Поиграл моей панамой,
Повозился и уснул.
Спал он тихо,
Спал спокойно,
Не вертелся, не мешал,
Сел потом на подоконник,
Чуть бумагой пошуршал,
Покрутил в углу вертушкой
И улёгся за подушкой.

Всё я видел. Только ветер
Меня, верно, не заметил.

Почему один Егорка?

Во дворе кричит Егорка:
— Моя книжка! Моя горка!
Мячик мой! Лопатка, лейка!
Не пущу! Моя скамейка!
Ничего не надо брать!
Я хочу один играть!

Во дворе грустит скамейка,
Рядом мяч, лопатка, лейка.
Во дворе скучает горка
И стоит один Егорка.

Не знакома

Красавка

Для коровушки Красавки
Принесли мы мягкой травки,
Гладим рожки и бока.
— Дай, Красавка, молока!
Молоком наполним кринки
Для Алёши, для Иринки.
Белым, белым, как снежок,
Будет вкусный творожок.
Ешь, пожалуйста, Красавка,
Для тебя в корзине травка!

Грядка

Не ленись, моя лопатка,
Будет вскопанная грядка.
Грядку граблями пригладим,
Все комочки разобьём,
А потом цветы посадим,
А потом водой польём.

Лейка, лейка!
Лей, лей!
Грядка, грядка!
Пей, пей!

У речки тихони

Медвеженок

Целый день у нас работа

Целый день у нас работа.
Ищем мы кота Федота.
Не пришёл к обеду кот.
Где ты прячешься, Федот?

Передвинули скамейки,
Забежали в огород,
Заглянули в вёдра, в лейки —
Уж не там ли кот Федот?

А нашли на чердаке,
На широком сундуке.
Лапы в тесте,
Хвост в муке,
Морда — в кислом молоке.

— Где обедал ты, Федот?
— Мяу-мур! — ответил кот.

Строим дом

Вот кирпич! Вот доска!
Черепицы два куска!
Взяли белые мелки,
Побелили потолки.

В доме — окна! В доме — двери!
В доме — гладкие панели.

Бурундук

Прикатил бурундучок
На тележке сундучок.
— Бурундук! Бурундук!
Чем набит твой сундук?

— Там игрушки
Для Ванюшки,
Там рубашки
Для Аркашки,
Там простынки
Для Иринки,
Распашонки
Для Алёнки,
А ещё лежат пинетки
Для Алёшки и для Светки!

Бармалей

— Кто взлохмачен и взъерошен?
У порога на пол брошен?
Может, это — Бармалей
Сел в прихожей у дверей?

— Да, немножечко взъерошен!
Только на пол он не брошен!
И совсем не Бармалей
Сел в прихожей у дверей!
Это — Саша! Просто Саша!
А у Саши был хоккей.

На морозе

На морозе все седые,
Даже тёти молодые!
А носы-то! А носы!
Удивительной красы:
Синие, лиловые,
Красные, бордовые!
У девчонки Машки
Воротник в стекляшках,
Щёки — ярче кумача!
И сосулька до плеча!
Я от смеха занемог.
Я от смеха в санки лёг.
Рассердилcя тут мороз:
Пощипал меня всерьёз!

Мороз

Солнце лишь коснулось крыши —
Дед Мороз из дома вышел,
Заспешил Мороз к реке
С белым облаком в руке.
На дорожки, на тропинки,
Там, где были лужицы,
Дед Мороз кидает льдинки
И на льдинках кружится,
По реке скользит, морозит,
В ивы дышит сединой,
Снег кидает под полозья
Рукавицей ледяной,
А потом, схватив охапкой,
Насыпает на крыльцо,
Бьёт по стёклам мёрзлой шапкой,
Озорно пылит в лицо.
А догнать? Поди! Попробуй!
Заведёт Мороз в сугробы,
А в сугробах — терема.
Там живёт сама зима.

Стихи обостряют, утончают чувства у ребенка, формируют духовную суть человека. Заучивание стихотворений — полезно. Оно развивает речь, оттачивает дикцию, способствует усилению памяти. Но нельзя заставлять ребенка бездумно заучивать то, что ему непонятно. Новые слова необходимо ребенку растолковывать, разъяснять то, что хотел сказать своим стихотворением автор, раскрыть перед ребенком поэтический образ, будить образное мышление. От конкретики — к образному мышлению.

В стихах для малышей должно быть больше слов с гласными буквами и открытыми слогами. Не кричит же младенец согласными? А все: у-a, у-a. Потому что растут и развиваются легкие. И дети поэтому много и подолгу «орут», уже будучи школьниками, хотя лучше бы пели. Петь очень полезно для легких не только растущему организму, но и пенсионеру.

С взрослением у ребят появляется тяга к сочинительству. Это уже не простой набор рифмованной ритмики, а смысловой подход в традиции последних двух столетий. Пожалуй, я не ошибусь, если скажу, что почти каждый человек прошел эту ступенечку. Чаще преобладают альбомные стихи. Нужна огромная работа учителей-словесников, чтобы привить литературный вкус, приобщить молодого человека к высоким поэтическим строкам.

Надо научить подростка любить поэзию, изучать творчество поэтов прошлого и нового времени. Но для этого нужна основа: надо подготовить детей к восприятию поэзии. Иногда задают вопрос: «Кому в наш проблематичный век нужны стихи?» Встречный вопрос: «А почему каждое новое поколение продолжает писать стихи?» Значит, стихи нужны людям для того, чтобы оставаться людьми, а не машинами-автоматами, чтобы жизнь прочитывать не в переводе, а в подлиннике.

Все здоровые дети рождаются творчески одаренными, но, к сожалению, как пишут, не все взрослые талантливы: с возрастом происходит утечка одаренности. Дети и духовно, и эмоционально богаче взрослых — в этом смысле человеческая личность достигает пика очень рано.

Растет человек, формируются, гармонично развиваются его чувства. Кому не хочется иметь ласковых, внимательных, нравственно чистых, умных, активных, понимающих других? Чтобы наши дети становились такими, надо думать об этом, пока ребенок поперек лавки лежит.

Глава 7. ПОЭЗИЯ И ПРОЗА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Поэзия и проза для детей составляют значительную, если не сказать, основную долю в моем творчестве. Поэтому при создании второй части книги «Две жизни в одной» я не могла не включить детские стихи, тем более что многие произведения не вошли в ранее опубликованный трехтомник «Моя книга», так как были написаны позднее, а некоторые — совсем недавно.

Я всегда удивлялась тому, что много пишу о солнце. Позднее, когда нас, согласно публикациям, стали по годам рождения распределять по знакам зодиака, я обнаружила полное соответствие своего характера, своего поведения и своих поступков с тем, что я — Лев, рожденный в год Лошади, а моим покровителем является огненно-пылающее светило — Солнце. С него я и начинаю раздел «Поэзия для детей».

Читайте также: