Сострадание и милосердие к каждому ее девиз

Обновлено: 14.11.2024

Цель: сформировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, воспитывать в учениках чувства милосердия и сострадания.

ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике;

усвоение понятий: долг, ответственность, милосердие, сострадание.

осознает значимость заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.

личностные : нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные : целеполагание, контроль, оценка ;

познавательные : общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);

коммуникативные : управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Основные понятия : ближний, милосердие, сострадание, ответственность.

Используемые технологии обучения: технология проблемного диалога , технология развития критического мышления, обучение в сотрудничестве (групповая работа) .

Формы организации познавательной деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, обучение в сотрудничестве (работа в группах), работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.

Методы обучения: с ловесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

диск по курсу ОРКСЭ (православный модуль) - “Проверь себя”;

презентация « О людях, посвятивших себя служению другим людям» ;

видеоклип Юлия Славянская «Пробудись, душа!»

песня-притча “Автомобиль” С.Копыловой;

раздаточный материал: карточки для работы в парах;

раздаточный материал: дифференцированные задания для работы в группах

Список используемых источников:

Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, 4 – 5 классы. – М.: «Просвещение», 2013.

Диск «Методическое обеспечение уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов».

Юлия Славянская - Пробудись, душа!.avi

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе «Милосердие и сострадание»

Организационное начало урока. Самоопределение к учебной деятельности. Эмоциональный настрой. Актуализация знаний по теме урока.

Демонстрация видеоклипа Ю.Славянской «Пробудись, душа».

- Вспомните название курса? Название модуля? (ОРКСЭ, «Основы православной культуры»)

- Что такое православие? Православная культура? Назовите ключевые слова модуля «Основы православной культуры»? (Православие, православные, христиане, храм, молитва и т.д.)

Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для окружающих.

Пел слепой заученное с детства,

Руку на котомку положив.

И невольно западала в сердце

То ли песня, то ли боль души.

Облаками покрывая небо,

Ветер над деревьями кружил.

Пел слепой, прося немного хлеба,

Хлеб иной прохожим предложив …

-Какие чувства вы испытываете, когда бываете в роли прохожего?

-А что чувствует слепой, когда люди равнодушно проходят мимо?

-Что такое духовный хлеб?

-Сегодня я хочу предложить вам духовный хлеб: поработать над понятиями «милосердие» и «сострадание».

Коллективная работа над понятиями темы: милосердие, сострадание.

– Что такое милосердие? Произнесите слово, вслушайтесь. Из каких двух слов образовано слово «милосердие»?

-А кому в жизни мы чаще всего говорим слово «милая»? (цель - показать детям, что чувствует человек, к которому проявляется милосердие)

-Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте себя на рядом со своей мамой, и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете? (Дети отвечают, выходят к доске, записывают под словом милосердие свои слова).

Всё это правильно. Но есть ещё слова, которые обязательно мы должны назвать, Посмотрите видеоклип, подумайте, милосердный поступок совершил его герой? Какими словами, описывающими его действия можно добавить кластер «милосердие»?

2. Работа над смыслом слова «сострадание».

Самостоятельная работа детей в парах.

-На уроке чтения мы знакомились со словами «современник», «собеседник». Проанализируйте смысл этих слов. Что означает приставка со-? Попробуйте сами дать определение слова «сострадание».

III . Самостоятельная работа с учебником. Первичное закрепление.

-Давайте прочитаем текст учебника и проверим наши догадки.

-Что такое милосердие и сострадание в христианстве?

-Можно ли научиться милосердию?

-А надо ли учиться милосердию? Зачем?

– К кому мы проявляем милосердие?

– Кому нужна наша забота?

- Где можно научиться милосердию? Кто помогает вам?

– Как вы понимаете взаимопомощь? Страдание? Сострадание?

IV . Сейчас я хочу рассказать вам о людях, посвятивших себя служению другим людям чья жизнь проходила под девизом «милосердие» и «сострадание».

Слайд 3. Императрица Александра Фёдоровна. Именно она стояла у истоков возникновения движения сестёр милосердия. На свои деньги она строит госпиталь для раненых солдат, сама ухаживает за ранеными. Вслед за нею работать в госпитале стали её сёстры, дочери, жёны многих влиятельных людей России.

Слайд 4. Сестры милосердия принимали участие во всех войнах второй половины XIX столетия. Они самоотверженно трудились в госпиталях, на перевязочных пунктах, на передовой.

Слайд 5. Сестрички Великой Отечественной войны.

Слайд 6. Однажды врач и священник обсуждали, как они могут помочь заключенным. Священник сказал, что в тюрьме должно быть тяжело, чтобы преступники помнили о тяжести своей вины. А врач напомнил, что в тюрьме сидят и невинные. Священник не согласился: их вина доказана судом. Врач возразил: а как же невинно осужденный Иисус? О нем Вы забыли. Священник замолчал. А потом со вздохом сказал: «Доктор, Вы неправы. Когда я сказал эту глупость, это не я забыл о Христе. В ту минуту Христос забыл обо мне».

Священником был святой Филарет Московский (святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский) . Когда он сказал немилосердные слова – он ощутил, что благодать покинула его душу. И потому остановился, покаялся и согласился с доктором… А кандалы с узников с той поры сняли.

Доктором, возразившем святителю Филарету, был Федор Петрович Гааз, которого все за его милосердие называли «святой доктор». (щелчок) На памятнике доктора Гааза высечены слова его девиза: «Спешите делать добро!».

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения добрейшей женщины мира — Матери

Терезы. Она известна также как мать Тереза Калькутская, хотя настоящее имя женщины,

мало кому известно Агнес Гонджа Бояджиу. Мать Терезу стали считать святой еще при

жизни. Ей выпала нелегкая и радостная доля нести людям - в который раз! - благую весть,

что Бог есть любовь и что смысл жизни каждого смертного лишь в том, чтобы любить и

В ХХ веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими послушницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. Ею восхищались, перед ней преклонялись, ее боготворили.

Слайд 8. Леонид Рошаль – это доктор, который появляется в самую сложную минуту. Война, теракт, завал – это те ситуации, в которых приходится работать, и где ему нет равных. Спасти попавших под действие стихий или людей - задача, над которой приходится Леониду Рошалю работать ежедневно. Детский хирург, автор научных работ, обладатель многих титулов и орденов спас жизни не одному человеку.

В начале девяностых во время очередного заседания научного центра, Леонид Рошаль вместо выступления задал вопрос о том, кто с ним немедленно поедет спасать пострадавших от землетрясения в Армении. В ответ был шквал рук. Выбрав тех специалистов, которые будут наиболее востребованы в чрезвычайной ситуации, Леонид Рошаль выбыл на место катастрофы. С тех пор состав бригады практически не менялся. Террористического взрыв в Каспийске мог бы унести жизни более чем двадцати семи детей, если бы не Леонид Рошаль и его коллеги. «Норд-Ост» научил Леонида Рошаля быть невидимкой для боевиков, чтобы передавать медикаменты и выводить раненых и детей. Леонид Рошаль не стал ограничиваться только обязанностями врача: он призывал боевиков прекратить теракт. Он не мог иначе – людей с обеих сторон нужно было спасать и лечить. Без Леонида Рошаля сложно и в «мирной» медицине: сотни детей были спасены благодаря его совету или непосредственному участию в операциях, проводимых при институте РАМН.

Леонид Рошаль не ограничивает свою деятельность спасением людей. Он активно выступает в СМИ с двумя целями: обратить внимание правительства на существующие проблемы в системе здравоохранения и обучить людей оказывать первую медицинскую помощь. В интервью врач призывает людей к миру, выбору в сторону добра и справедливости. Леонид Рошаль всегда работает бесплатно.

V . Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа в группах.

-Как Вам удобнее будет работать: самостоятельно или в группах? Работа учащихся в группах.

VI . Итог урока. Обобщающий этап. Подведение итогов. Рефлексия.

- Хотите ли вы продолжить разговор о доброте на следующих уроках?

- Что вас поразило на сегодняшнем уроке?

- Над чем заставил задуматься этот урок?

- Что стало самым важным на уроке?

-Сегодня я узнал…

-Сегодня я понял…

Самым важным сегодня мне…

- По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.

- Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.

Добро и зло творить
Во власти всех людей,
Но зло творится без труда…
Добро творить трудней.

Проект жизнь вернуться к странице

Проект жизнь запись закреплена

Вот уже на этом этапе причина и следствие работают против вас. Именно здесь вы неосознанно безответственны и не понимаете, почему в жизни все "не так".

Когда всегда все справедливо. Когда вы сами создаете свою жизнь, даже если фантазируете, что это не так, и все вокруг влияет и мешает.

Мне многое пришлось пройти, чтобы усвоить этот урок и начать осознанно создавать свою жизнь вне иллюзий и безответственности, вне жертв и спасательства, без страхов, страданий, боли и насилия.
Я заплатила сполна за свое невежество, чтобы наконец-то видеть ясно.

Подумайте, что вы действительно любите, что дает вам ощущение расширения, что дает эту радость и ощущение распирающего изобилия внутри, когда вы проявляетесь, и не только вам, но и миру рядом с вами тепло и хорошо?

Сосредоточьтесь на этом. Побудьте в эксперименте.

К аждый из нас обладает рядом качеств, которые характеризуют нас, как человека. Кто-то более добрый, искренний, справедливый. Кто-то напротив, полон желчи, злобы и гнева. Но все мы люди. Правда, есть два понимания слова человек. Можно понимать слово «человек», как биологический вид, представитель отряда млекопитающих. Но так рассуждают учёные, которые видят род людской, как вид. На самом же деле, человек, если смотреть с позиции менее рациональной, и более чувственной, это существо, обладающее волей, разумом и высшими чувствами. Именно наши чувства делают нас людьми, создают наш моральный облик, характеризует нас как личность. И что бы соответствовать высокому званию «ЧЕЛОВЕК», нам надо иметь в себе такие качества, как милосердие и сострадание.

Именно милосердие и сострадание к другому существу делает нас человечнее, в понимании морали. В этом уверены все учёные, писатели, поэты, духовенство и общественность. Но что такое милосердие, и как проявлять сострадание, об этом мало сказано. Давайте постараемся вместе разобраться, что же на самом деле делает нас человечнее и какова роль в этом милосердия и сострадания. Милосердие напрямую связанно с понятием сострадание.

Милосердие – это готовность человека оказать помощь кому-либо из сострадания, проявлять доброту, заботу, высшие эмоции (даже любовь) к какому-либо существу, не обязательно даже человеческому и при этом, не просить ничего взамен. Сострадание же, в свою очередь, это сочувствие чужому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого существа. Сострадание сродни гуманности, жалости. Согласитесь, действительно хорошие качества личности, которые должны быть у представителей человечества.

Быть человечнее, значит быть милосердным, проявлять сострадание, видеть боль другого существа, и помочь ему, а не стоять на месте. Быть человечнее, значит быть неравнодушным, иметь душу и сердце. Быть человечнее, значит оказывать помощь нуждающимся, и при этом не просить ничего взамен. Вот что значит быть человечнее.

Согласитесь, в современном мире, эти качества, были бы весьма нужны, ведь в мире очень много нуждающихся, и каждый из нас, если бы хоть немного помог другому человеку, или даже маленькому котёнку, который и в дождь, и в снег, ищет себе пропитание, мир был бы намного человечнее, добрее, лучше. Но в наши дни, всё меньше и меньше людей проявляют милосердие и сострадание – оно почти исчезло.

В современном мире, всё больше и больше людей, живут по принципам эгоистического существования, делают те вещи, которые им выгодно, которые только им пойдут на пользу, про других, окружающих их существ (не говорю уже про людей, а про маленьких, беззащитных и немощных животных), человек не думает, не заботиться. Происходит это по той причине, что каждый из таких людей знает, что за них никто же не позаботиться. Вот они сами о себе и заботятся, ведь никто другой это не сделает. И так думает почти каждый, но правильно ли это?

Конечно, весь мир нам не изменить, и всё так же будет существовать эгоизм, самолюбие и бесчеловечие. Но мы можем изменить себя, под силу это сделать каждому. Станьте более милосердным, проявляйте сострадание, и не просите ничего взамен, будьте людьми, не только с биологической точки зрения, но и с моральной, и Вы увидите, как мир измениться. Сначала, конечно, Вам покажется, что Ваши усилия зря, и за Ваше милосердие, Вы получаете лишь «ножи в спину». Но, поверьте, такова участь всех людей. Милосердие и сострадание, просто делает Вас лучше, человечнее. А это, на самом деле, дорогого стоит.

В наше время очень ценны такие качества, как милосердие и доброта. Очень важно оставаться человеком с добрым сердцем и душой, чтобы наш мир становился добрее и светлее в окружении разврата материальных ценностей и неосознанности. Очень важно помогать слабым и беспомощным, и это добро обязательно вернется. Цитаты про милосердие и доброту представлены в этом разделе нашего сайта.

Добрые — не могут созидать: они всегда начало конца.

Природа вложила в человека потребность заботиться обо всех людях.

Кто хочет приносить пользу, тот и с буквально связанными руками может делать бездну добра.

Если не слышишь чужие стоны, не помогут ни посты, ни поклоны..

Добро не лежит на дороге, его случайно не подбе¬решь. Добру человек у человека учится.

Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

Без пользы жить – безвременная смерть.

Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты.

Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла.

Безнравственность сердца свидетельствует также об ограниченности ума.

Большое сердце, как океан, никогда не замерзает.

Вещественное милосердие только тогда добро, когда оно жертва. Только тогда получающий вещественный дар получает и духовный дар.

Благодеяние меряется не величиной, а доброй волей, которой порождено.

Как солнце — красота и украшение неба, так ве-личие души — блеск и светоч всякой добродетели.

Мы добродушны, как сами же говорим про себя. Но когда присмотришься к русскому добродушию, видишь его очень похожим на азиатское безразличие.

Благодеяние состоит не в том, что дается, а в душе дающего.

Доброта — язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать.

Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.

Благотворительность — стерилизованное молоко человеческой доброты.

Трудное быстро забывается, помнится доброе.

Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге.

Большое сердце, как океан, никогда не замерзает.

Величайшее удовольствие, какое только может чув¬ствовать честный человек, это — доставлять удовольствие своим друзьям.

Добро по указу — не добро.

Будьте добры к недобрым людям – они нуждаются в этом больше всего.

Чтобы любить добро, нужно всем сердцем нена¬видеть зло.

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.

Будьте милосердны к несчастным, будьте снисходительны к счастливым.

Делать добро легче, чем быть добрым.

Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность.

Будьте щедры на добрые слова, особенно по отношению к тем, кто этого не делает.

Подлинное сострадание есть сопереживание нрав¬ственной оправданности страдающего.

Доброта в женщине, а не соблазнительные взоры завоюют мою любовь.

В добро верят лишь те немногие, кто его творит.

Доброта лучше красоты.

Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.

В зле страшна секретность. В добре страшно стремление быть на виду.

Добрый находит на земле рай для себя, злой уже здесь предвкушает свой ад.

Только добро, творимое человеком, остается, и благодаря ему жизнь чего-нибудь стоит.

В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных.

Многих приходится уважать не за то, что они творят добро, а за то, что не приносят зла.

Добру доступно все и все с руки, Добру ничто не чуждо и не странно, Окрестности добра столь велики, Что зло в них проживает невозбранно.

Везде где есть человек, есть возможность для добра.

Пригоршня добрых дел стоит больше бочки знания.

Чтобы любить добро, нужно всем сердцем ненавидеть зло.

Великие люди способны на великую доброту.

Все добрые люди невзыскательны.

Мы добры к другим, чтобы больше нравиться себе.

Величайшее удовольствие, какое только может чув¬ствовать честный человек, это — доставлять удовольствие своим друзьям.

Несмотря на все их недостатки, люди больше всего достойны любви.

Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе — не в том смысле, что ему будет за это награда, а тем, что сознание сделанного добра дает уже большую радость.

Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.

Доброта — качество, излишек которого не вредит.

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта.

Всем, сколько можешь, помогай.

Любовь к людям — это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего.

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру.

Всякое доброе дело несет награду в себе самом.

Похвалить человека очень полезно, это поднимает его уважение к себе, это способствует развитию в нем доверия к своим творческим силам.

Доброта не противоположна твердости, даже суровости, когда ее требует жизнь. Сама любовь иногда обязывает быть твердым и жестким, не бояться страдания, которое несет с собой борьба за то, что любишь.

Вы можете верить или не верить в религию, вы можете верить или не верить в возрождение, но нет тех, кто не ценит доброту и сострадание.

По-моему, человек живет, пока любит, а если он людей не любит, так зачем он нужен!

Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.

Выведи, мой друг, меня сперва из затруднения, а нравоучение ты и потом прочтешь.

Читайте также: