Фридрих цандер просыпался с девизом
Обновлено: 14.11.2024
23 августа исполняется 130 лет со дня рождения Фридриха Цандера. Больших торжеств не будет - Фридрих Артурович умер в 1933 году, он успел принять участие только в самом начале советской ракетно-космической отрасли. Увы, не все пионеры и энтузиасты смогли увидеть реализацию своих мечтаний. Но помнить их труд полезно и правильно.
Дом, где провел детство Цандер, фото Smig/Wikipedia
Фридрих Артурович Цандер родился 23 (11 по старому стилю) августа 1887 года в Риге в семье интеллигенции. Отец был выходцем из купеческой семьи и работал врачом, мать происходила из семьи музыканта. Фридрих был четвертым ребенком. Когда ему было два года, мать умерла при родах. Отец женился во второй раз, но активно участвовал в воспитании детей. Цандер писал в автобиографии:
Уже с детства я любил стоять у окна и смотреть на звезды в темные зимние вечера. Мой отец был большим любителем естествознания, ряд лет активно работал в музее, в котором он нам показывал чучела птиц и зверей всевозможных пород, а также остовы и части ископаемых допотопных животных и метеорные камни, упавшие с неба.
В 1894 году, когда мне было семь лет, он ездил в Баку и Закаспийскую область и привез оттуда всевозможных крабов, ящериц, варанов, черепах, змей и т. п. Мы, дети, конечно, сильно восприняли все это. Одновременно нам рассказывали о том, что представляют собой звезды, Луна и планеты, и прибавляли при этом, что там можно найти новых животных, более причудливой формы. Дети слышат лишь половину сказанного, так и я, помню, сильно огорчился и даже заплакал, когда мне сказали, что туда еще нельзя полететь.
Товарищи отца были моряками, Фридрих бывал в мореходном училище, познакомился там с навигационными приборами и заинтересовался астрономией. У отца была большая библиотека, в которой Цандер больше всего любил Жюля Верна - "С Земли на Луну" и "Вокруг Луны". Вообще стоит отметить, что Жюль Верн отметился в биографиях многих пионеров ракетной техники, его книги, пусть и спустя тридцать лет, наконец дождались поколения, которое начало воплощать мечты о космических путешествиях.
В 1896 году Фридриха определили в частное приготовительное училище. Личные способности и помощь отца позволили изучить трехлетнюю программу за два года. В 1898 году Цандер зачислен в первый класс Рижского городского реального училища (самая близкая современная аналогия - колледж технических наук).
Рассказы про полеты Г. Лилиенталя в Германии и пущенные отцом высоко воздушные змеи возбудили во мне рано вопрос: нельзя ли будет мне самому добиваться перелета на другие планеты?
В последнем классе училища перед зимними каникулами наш преподаватель прочел нам часть статьи, написанной К.Э. Циолковским в 1903 году, под названием "Исследование мировых пространств реактивными приборами"
В 1905 году Цандер закончил училище лучшим выпускником и, по предоставленной первому выпускнику привилегии, был зачислен на механическое отделение Рижского политехнического института. Увы, испугавшись революции 1905 года, администрация временно закрывает институт, и Цандер уезжает в Данциг (сейчас Гданьск, Польша), где состоит слушателем в Высшем техническом училище на машиностроительном отделении. В 1907 году институт снова открывают, и Цандер возвращается в "альма матер", где учится до 1914 года.
Параллельно с учебой в 1908 году он участвует в деятельности Первого Рижского студенческого общества воздухоплавания и техники полета, где строит планеры и пропагандирует идею полетов на аппаратах тяжелее воздуха.
1908 год, построенный обществом планер, Цандер слева
В 1909 году Цандера осеняет идея использования отработанных ступеней ракеты в качестве топлива. Крылатые аппараты и идея сжигания в ракетном двигателе металла будут заметны во всей его последующей работе. До сих пор человечество не достигло такого уровня, чтобы в полете разобрать предыдущую ступень и сжечь ее в двигателе последующей ступени, но идея безотходного космического полета в принципе верная.
В том же году было противостояние Марса. На волне интереса публики общество воздухоплавания активно и успешно занимается популяризацией астрономии. В 1910 году очень к месту появляется комета Галлея, а в 1912 году происходит солнечное затмение. Эти события также используются для популяризации.
В 1910 Цандер придумывает варианты космического лифта - станция, висящая в точке равного притяжения Земли и Луны, или даже соединение Земли и Луны тросом. Но расчеты неумолимы - лучшая сталь того времени не выдержит таких нагрузок. Сейчас, кстати, появились материалы, с которыми можно построить лунный космический лифт, и это не металлы, а кевлар/дайнема/арамид, из которых делают стропы.
В июне того же года Цандер предлагает использовать для движения космических аппаратов магнитное поле Земли. Эта идея сейчас успешно реализована - магнитное поле используют для ориентации спутников, и проводятся эксперименты с ускорением/торможением с опорой на него.
В 1912 году Цандер самостоятельно придумывает идею отбрасывания отработанных ступеней ракеты. Напоминаю, у Циолковского предлагался перелив топлива между отдельными кораблями. Только у Годдарда эта идея зафиксирована ранее (в 1909 году).
В 1914 году Фридрих с отличием заканчивает институт и устраивается на завод "Проводник". Диплом с отличием давал широкую свободу выбора специальности, и Цандер захотел работать с резиной, потому что она должна будет играть большую роль "при изготовлении воздухонепроницаемых одежд и т. п. необходимых для межпланетных путешествий предметов". В 1915 году из-за Первой Мировой войны завод эвакуируют в Москву, затем, после революции, ликвидируют, но Цандер не возвращается в Ригу, "оттого, что Москва с Ходынским полем — центр авиации". Отклоняясь чуть в сторону, Ходынское поле стало важной вехой в жизни не одного пионера советского ракетостроения, с ним также был связан Б.Е. Черток.
В 1915-1917 годах Цандер проводит эксперименты с оранжереями "авиационной легкости", изучая вопросы жизнеобеспечения космических аппаратов, выращивает овощи в древесном угле. В архивах хранится рукопись на 163 листа с результатами работ, но, увы, снова в стенографической записи. В 1917 году проводит опыты с расплавленным металлом, изучая возможность использования его в ракетном двигателе.
В 1919 году устраивается на завод "Мотор". Многие бумаги по первым советским авиационным двигателям хранят его расчеты. Участвует в разработке двигателей М-11, М-15, М-26 и других. В этом же году придумывает и отправляет в Главное управление авиационных заводов и Управление ВВС проект инжекторного авиационного двигателя, работающего на жидком кислороде и нефти. Инжектор придумали до него, но перспективность этого вида впрыска топлива в цилиндр на тот момент не была очевидной. Неоднократно выступает с докладами по двигателю, а опыт работы с жидким кислородом очень пригодится ему впоследствии.
Результатом работы, ведущейся примерно с 1920 года, становится проект крылатого космоплана. В плотных слоях атмосферы он должен был использовать высокоэффективный поршневой двигатель, поднявшись в разреженные слои - переключиться на ракетный. На участке разгона основные крылья должны были втягиваться в корпус, разбираться и использоваться как топливо. У космоплана должны были остаться небольшие крылья для посадки обратно на Землю. В космосе предлагалось использовать солнечный парус. На каждом этапе полета работал бы наиболее эффективный двигатель, также максимально использовалось бы аэродинамическое качество аппарата.
Внешний вид космоплана Цандера
К 1924 году проект был закончен, Цандер стал выступать с докладами, подал авторскую заявку на изобретение, а также опубликовал статью в журнале "Техника и жизнь". Он участвует в трехдневном диспуте о полетах на другие миры.
Афиша диспута
В 1927 году в Москве открылась первая Мировая выставка межпланетных аппаратов и механизмов. Выставка была небольшой и бюджетной, но это с лихвой компенсировалось эпичностью (тут подробнее с фото). Неподготовленному человеку казалось, что Вселенная уже в кармане. Увы, на выставке были представлены макеты проектов, которые в подавляющем большинстве еще не полетели, а до первого спутника оставалось целых тридцать лет. В углу комнаты был стенд Цандера.
К 1928 году относится проект составной ракеты со множеством боковых блоков с двигателями и емкостями с топливом.
В реальности он не воплотился, но подобные схемы часто создают в Kerbal Space Program, потому что они действительно эффективны. Когда в следующий раз будете играть в KSP, вспомните Цандера.
1930 год стал очень важным для инженера, ученого и конструктора. Фридрих Артурович начал работу над первым советским ракетным двигателем ОР-1. Из-за бюджетных ограничений он был создан на основе паяльной лампы, но обладал всеми признаками настоящего ракетного двигателя и развивал тягу до 5 кг.
Схема и внешний вид двигателя ОР-1
Двигатель работал на бензине и газообразном воздухе. Сопло специально не имело расширяющейся части для изучения процессов горения. Кроме бензина Цандер впоследствии экспериментировал со сжиганием металлов в этом двигателе. Также в дневниках есть информация об использовании разных экспериментальных сопел. Из-за того, что двигатель использовал газообразный воздух, иногда ошибочно предполагалось, что это был не жидкостной ракетный двигатель, а воздушно реактивный, но конструкция и методика испытаний однозначно говорят, что это был именно ЖРД.
Первые огневые испытания двигателя ОР-1 прошли 18 сентября 1930 года и стали большим событием для пионеров и энтузиастов советской космонавтики.
В начале 1931 года Цандер организует секцию реактивных двигателей при Бюро воздушной техники Центрального Совета Осоавиахима, которая затем превращается в ГИРД - Группу Изучения Реактивного Движения. Цандер возглавляет первую бригаду (двигатели). Четвертую бригаду (конструкции летательных аппаратов) возглавил С.П. Королев.
В 1931-32 годах Цандер, Королев и Борис Черановский работали над ракетопланом. Бесхвостые планеры Черановского, казалось, идеально подходили для установки ракетного двигателя.
Борис Черановский и Сергей Королев у планера БиЧ-8
Для аппарата готовился уже настоящий двигатель ОР-2 с проектной тягой 50 килограммов, охлаждением сопла водой, а камеры сгорания - газообразным кислородом.
Также Цандер работал над ракетой ГИРД-Х ("ГИРД-десять").
Слева - ГИРД-09, первая ракета на гибридном топливе (желеобразный раствор канифоли с бензином), справа - ГИРД-Х, первая ракета с ЖРД, фото George Shuklin/Wikipedia
Большинство сотрудников ГИРД, в том числе и сам Королев, работали в подвале сперва на общественных началах по вечерам. Те, кто работал в вечернюю смену, приходили утром. Вот так однажды пришел утром в подвал конструктор Виктор Алексеевич Андреев и увидел сидящего над бумагами Цандера. Заметив Андреева, Фридрих Артурович спросил рассеянно:
- Что? Рабочий день уже кончился?
После этого Королев обнародовал устный приказ, согласно которому последний уходящий из руководителей бригад имел право уйти только вместе с Цандером.
Иногда Цандер вовсе забывал о семье, о доме. Тогда его насильно одевали в кожаное пальто с меховым воротником и отправляли домой. Но даже когда провожали до трамвайной остановки, он каким-то образом через полчаса опять прокрадывался в подвал. Л. К. Корнеев писал в своих воспоминаниях:
«Видя, что Фридрих Артурович очень устал и спал что называется, на ходу, ему был поставлен «ультиматум»: если он сейчас же не уйдет домой, все прекратят работать, а если уйдет и выспится, то все будет подготовлено к утру, и с его приходом начнутся испытания. Сколько ни спорил, ни возражал Цандер против своего ухода, бригада была неумолима. Вскоре, незаметно для всех, Цандер исчез, а бригада еще интенсивнее начала работать. Прошло пять-шесть часов, и один из механиков не без торжественности громко воскликнул: «Все готово, поднимай давление, даешь Марс!»
И вдруг все обомлели. Стоявший в глубине подвала топчан с грохотом опрокинулся, и оттуда выскочил Ф. А. Цандер. Он кинулся всех обнимать, а затем, смеясь, сказал, что он примостился за топчаном и оттуда следил за работами, а так как ему скучно было сидеть, то он успел закончить ряд расчетов и прекрасно отдохнул».
Но, конечно, такая напряженная работа не могла не сказаться на состоянии здоровья Цандера. В санатории, куда его направили в марте 1933 года, в первые дни успели записать: "Доктор обнаружил у изобретателя боли в области сердца при волнении и нервных напряжениях, общую слабость (иногда засыпал прямо за рабочим столом), временами головные боли в лобной и затылочной части. Выяснилось, что Ф.Цандер страдал частыми ангинами." По другим источникам
Цандер выглядел очень усталым, похудел, осунулся. В столовой, где они питались, гирдовцы вскоре заметили, что Цандер берет самую дешевую еду. Королев предложил собрать деньги и тайно от Цандера уплатить за него вперед. Фридрих Артурович по-прежнему платил свои 7 копеек, но блюда получал за 35 копеек. И все не мог нарадоваться: «Насколько лучше стали кормить в нашей столовой!» Е. К. Мошкин был вегетарианцем, отдавал ему мясо. Цандер брал с благодарностью. Из столовой в железной баночке с проволочной ручкой носил в подвал кашу — на вечер. В одном из ящиков стола хранились у него какие-то корочки, сухарики. Иногда он выдвигал ящик, заглядывал туда и говорил с улыбкой:
- Мышка была.
А иногда с удивлением:
- Ой! Откуда же у меня здесь котлета?
Королев распорядился, чтобы вечером Фридриху Артуровичу приносили чай и бутерброды.
Королев был на двадцать лет моложе Цандера, а в жизни выглядело наоборот — он словно опекал его. Он и путевку выхлопотал ему в Кисловодск, в санаторий.
В первые дни пребывания в санатории Цандер почувствовал себя плохо, сначала заподозрили простуду, но конструктору становится хуже, на теле появляется сыпь, и с диагнозом "сыпной тиф" Цандера госпитализируют в инфекционную больницу. Фридрих Артурович Цандер скончался в 6 утра 28 марта 1933 года. Похоронили его в Кисловодске.
Уже после смерти Цандера начались испытания двигателя ОР-2, а осенью 1933 года полетела ракета ГИРД-Х. В память о нем назван кратер на обратной стороне Луны, улицы в нескольких городах бывшего СССР.
Фридрих Артурович Цандер (нем. Friedrich Zander; 11 (23) августа 1887, Рига, Лифляндская губерния, Российская империя — 28 марта 1933, Кисловодск, Северо-Кавказский край, РСФСР, СССР) — советский учёный и изобретатель, один из пионеров ракетной техники. Цандер был одним из создателей первой советской ракеты на жидком топливе «ГИРД-X».
Фридрих Цандер родился в Риге в семье балтийских немцев Георга Артура (Артура Константиновича) Цандера и его жены Матильды Хелены Готтшальк[2]. Семья жила в Риге по адресу ул. Бартауская (ныне Фридриха Цандера), дом 1[3].
Его отец по профессии был врачом, доктором медицины, однако увлекался не только медициной, но и другими естественными науками. Свой интерес к науке и технике он передал и сыну.
В 1898 году мальчик был зачислен в первый класс Рижского городского реального училища, которое он закончил через 7 лет, став одним из лучших учеников. В последнем классе ему довелось ознакомиться с работой выдающегося русского учёного-самоучки Константина Эдуардовича Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», после чего юношу уже не оставляла мечта о покорении космоса. Во время обучения на инженера в Рижском политехническом институте молодой инженер даже выполнил расчёт траектории полёта межпланетной ракеты, которая могла бы достичь поверхности Марса. Тема полёта к красной планете волновала Цандера всю жизнь. Лозунг «Вперёд, на Марс!» даже стал его личным девизом.
В 1908 году Цандер опубликовал свою первую работу, посвящённую межпланетным путешествиям, рассмотрев в ней вопросы жизнеобеспечения человека в космическом полёте. Цандером впервые была предложена идея космических оранжерей, то есть выращивания съедобных растений непосредственно на борту космического корабля.
В 1911 году им была предложена идея использования части конструкции корабля как дополнительного запаса высокоэффективного топлива. По мысли Цандера, космический корабль мог взлетать как обыкновенный аэроплан, а при достижении границ земной атмосферы использовать ненужные элементы конструкции, такие как крылья, пропеллеры и двигатель, в качестве горючего. В 1921 году доклад об этом проекте был представлен Цандером на конференции изобретателей, а в 1924 году — переработан и опубликован в 13-м номере журнала «Техника и жизнь» под названием «Перелёты на другие планеты». В той же статье Цандер высказал идеи о выгоде применения прямоточных реактивных двигателей, о возможности использования и конструкции солнечного паруса и передаче энергии к движущейся ракете.[4]
В 1931 году познакомился с Сергеем Королёвым, 24-лётним конструктором планера, на котором Василий Степанчёнок совершил трёхкратную мёртвую петлю.
1914 — Цандер закончил Рижский политехнический институт.
1929—1932 — построил и испытал реактивный двигатель на сжатом воздухе с бензином (ОР-1).
1930—1931 — преподавал в Московском авиационном институте.
1931—1932 — председатель Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая создала и запустила 1933 году первую советскую ракету конструкции М. К. Тихонравова, а затем вторую — по его проекту. В составе рабочей группы занимался разработкой космопланов, идеи которых воплотились в жизнь лишь в 1988 году (Шаттл, США, затем Буран, СССР).
1933 — построил и испытал реактивный двигатель на жидком кислороде с бензином (ОР-2).
Ф. А. Цандер не увидел старта своей ракеты: он заболел и умер от тифа в Кисловодске за несколько месяцев до этого события. Похоронен в Кисловодске на Старом Военном кладбище.
Премия имени Ф. А. Цандера РАН
С 1992 г. Президиумом РАН присуждается Премия имени Ф. А. Цандера РАН - высшая научная награда РАН «за выдающиеся теоретические работы в области ракетно-космической науки».
Задача данной статьи - выяснить, как заложен уход из жизни от тифа советского учёного и изобретателя ФРИДРИХА АРТУРОВИЧА ЦАНДЕРА в его код ПОЛНОГО ИМЕНИ.
Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.
23 24 38 43 49 66 87 104 114 119 136 146 168 169 186 205 225 242 257 260 270 294
Ц А Н Д Е Р Ф Р И Д Р И Х А Р Т У Р О В И Ч
294 271 270 256 251 245 228 207 190 180 175 158 148 126 125 108 89 69 52 37 34 24
21 38 48 53 70 80 102 103 120 139 159 176 191 194 204 228 251 252 266 271 277 294
Ф Р И Д Р И Х А Р Т У Р О В И Ч Ц А Н Д Е Р
294 273 256 246 241 224 214 192 191 174 155 135 118 103 100 90 66 43 42 28 23 17
ЦАНДЕР ФРИДРИХ АРТУРОВИЧ = 294 = 120-УМИРАЕТ ОТ. + 174-БРЮШНОГО ТИФА.
294 = 90-ОСТРОЕ + 204-ИНФЕКЦИОННОЕ ЗАБОЛЕ\ вание \.
294 = 87-БОЛЕЗНЬ + 207-ЗАРАЖЕНИЕ БАЦИЛЛАМИ ТИФА.
294 = 207-ТРУДНОИЗЛЕЧИМАЯ + 87-БОЛЕЗНЬ.
207 - 87 = 120 = КОНЕЦ ЖИЗНИ.
294 = 159-\ 87-БОЛЕЗНЬ + 72-ЗАРАЖЕНИЕ \ + 135-БАЦИЛЛАМИ ТИФА.
294 = 215-ТИФОЗНАЯ ЛИХОРАДКА + 79-ЗАБОЛЕВАНИЕ.
294 = 204-СМЕРТЬ ОТ БОЛЕЗНИ + 90-ТРУДНО\ излечимая болезнь \.
294 = 89-КОНЧИНА + 205-КОНЕЦ ЖИЗНИ ОТ ТИФА.
294 = 119-ЛИШЁН ЖИЗНИ + 175-БОЛЬНОЙ ТИФОМ.
175 - 119 = 56 = УМЕР.
294 = 139-БАЦИЛЛЫ ТИФА + 155-ЗАРАЖЕНИЕ ОРГАНИЗМ\ а \.
Проведём дешифровку отдельных столбцов:
102 = СМЕРТЬ
________________________________
214 = ТИФОЗНАЯ ЛИХОРАДК\ а \
204 = СМЕРТЬ ОТ БОЛЕЗНИ
__________________________________
100 = ТРУДНОИ\ злечимая болезнь \
Код ДАТЫ СМЕРТИ: 28.03.1933. Это = 28 + 03 + 19 + 33 = 83 = БОЛЕВШИЙ, ОРГАНИЗМ.
294 = 83-БОЛЕВШИЙ, ОРГАНИЗМ + 211-\ 139-БАЦИЛЛЫ ТИФА + 72-ЗАРАЖЕНИЕ. \.
Код ДНЯ СМЕРТИ = 86-ДВАДЦАТЬ + 99-ВОСЬМОЕ + 51-МАРТА = 236.
236 = КОНЕЦ ЖИЗНИ ОТ ЛИХОРАД\ ки \.
Код полной ДАТЫ СМЕРТИ = 236-ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЕ МАРТА + 52-\ 19 + 32 \-( код ГОДА СМЕРТИ ) = 288.
288 = ОСТРОЕ ИНФЕКЦИОННОЕ ЗАБОЛ\ евание \.
Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 76-СОРОК + 96-ПЯТЬ = 172.
172 = СМЕРТЬ ОРГАНИЗ\ ма \.
294 = 172-СОРОК ПЯТЬ + 122-УХОД ИЗ ЖИЗН\ и \.
172-СОРОК ПЯТЬ - 122-УХОД ИЗ ЖИЗН\ и \ = 50 = ТИФ.
Так как нигде в таблицах мы не встречаем никаких цифр, показывающих именно 172 = СОРОК ПЯТЬ, кроме цифры 139 = . РОК ПЯТЬ, проведём ещё одно арифметическое действие:
Фридрих Цандер как второе доказательство существования космонавтики. Заметка о книге Ярослава Голованова «Марсианин».
Встретив книгу Ярослава Голованова «Марсианин» (1985), я решил прочитать ее из любопытства – для сопоставления с книгой Д.Я. Зильмановича «Пионер советского ракетостроения Ф.А.Цандер» (1966).
Да, книга Ярослава Голованова «Марсианин» - книга хорошая, интересная, информационно насыщенная. Её намного интереснее читать. С литературной точки зрения она написана очень хорошо, может быть, даже превосходно. В этой книге мы можем найти сравнительно много сведений о личной жизни Фридриха Цандера. (Я не читал фантастические, вымышленные письма, якобы написанные на Марсе в 2032-2033 годах - за исключением нескольких строк - , помещенные в начале каждой главы).
В то же время, обращает на себя вопрос о «точке сборки» биографии Фридриха Цандера в книге «Марсианин».
Цандер при жизни публиковался крайне мало. В его рукописном наследии обнаруживаются работы, посвященные не только космическим полетам, но и самым разным темам. Его практическое техническое достижение – создание первой в СССР модели жидкостного реактивного двигателя из паяльной лампы.
Откуда известно о гениальности Цандера? – Из отзывов его современников. Из отзывов Циолковского.
В первую очередь, из отзывов Сергея Королёва.
Самое важное в биографии Цандера – это то, то он передал Королёву некое эксклюзивное знание.
Если перед Ярославом Головановым встал этот вопрос, то, возможно, ему не так легко было дать конкретный ответ на него.
А ведь именно ответ на этот вопрос является «точкой сборки» биографии Цандера.
Если ответ на этот вопрос не формулируется ясно и конкретно, то в таком случае биограф вынужден описывать (по возможности комплексно) итоги творческой работы Цандера и воспроизводить утверждения о гениальности Цандера (в этом вопросе мы можем смело доверять современникам Цандера, в том числе, Сергею Королёву).
В мнении о Цандере мы зависим от оценок современников Цандера, главным образом, от оценок Сергея Королёва.
Более того, если бы Сергей Королев не был человеком всемирного и безусловного успеха, то как бы воспринимались в таком случае его в высшей степени положительные отзывы о Цандере?
Итак, перед читающей публикой в книге Ярослава Голованова предстает гениальный человек Фридрих Артурович Цандер, который при жизни почти не публиковался, который писал на совершенно разные темы. Рукописное наследие которого с огромным трудом поддается расшифровке.
Что же при таком положении дел в итоге получается?
Нам представляется, что получается не восхищение Цандером, а сожаление по поводу судьбы Цандера.
Благополучный молодой человек из хорошей семьи родился в культурном европейском городе – и почти всю свою взрослую жизнь провел почти в нищете, постоянно призывал лететь на Марс, застрял в своих попытках сделать двигатель, работающий на металлическом топливе.
«Точкой сборки» в книге «Марсианин» оказался, как нам кажется, контраст между благополучной юностью и весьма проблематичной, трудной взрослой жизнью Фридриха Цандера.
А предполагаемая передача Цандером Королёву некого эксклюзивного знания балансируется авторским упоминанием, что совместная работа Сергея Королёва и Фридриха Цандера по длительности не превышала и одного года.
«Словно воронка огромного смерча, все быстрее и быстрее закручивается вокруг Цандера вихрь событий, засасывая его в самую сердцевину этого вихря. В апреле 1932 года стремнина эта втягивает наконец его в подвал на Садово-Спасской улице.
Начинается последний, самый короткий, очень радостный, предельно напряженный период жизни Фридриха Цандера, Всего несколько месяцев подарила ему судьба, чтобы целиком, без оглядки, отдаться делу, к которому он стремился всю свою жизнь. (…) Цандер проработал в подвале ГИРД всего десять месяцев.»
«В своей ракете с жидким кислородом в качестве окислителя Цандер именно металл считал основным горючим, а бензин вспомогательным. Наверное, это было его главной ошибкой, которая крайне тормозила всю работу. Дни и ночи работала Первая бригада, постоянно наталкиваясь на непреодолимые технические препятствия и эксплуатационные тупики. Мягчайший человек, Цандер проявил здесь неожиданное упорство, настаивая на новых и новых опытах.»
«Лишь отказ от металлического топлива вообще, превращение ракеты Цандера в чисто жидкостную ракету позволили ей взлететь на подмосковном полигоне в Нахабине, увы, через восемь месяцев после смерти Фридриха Артуровича.
Так что же получается: ГИРД для Цандера — сплошная полоса неудач и разочарований? Нет. Десять месяцев ГИРД — это десять месяцев непрерывного движения к совершенству.»
Итак, мы верим, что Цандер – гениальный человек, мы принимаем к сведению, что (1) он почти не имел публикаций, (2) а из практических разработок у него был реактивный двигатель, сделанный из паяльной лампы, мы видим, что (3) Цандер настойчиво продвигал тупиковую (в то время) идею о металлическом топливе и настаивал на правильности своей тупиковой идеи.
Остается сочувствовать гениальному Цандеру…
Такая (на наш взгляд) «точка сборки» биографии Цандера выглядит немного грустно.
Если мы ставим такую «точку сборки» под сомнение, то тогда приходится вернуться к вопросу: какое эксклюзивное знание Цандер передал Королёву?
Подробный и детальный ответ на этот вопрос, возможно, требует написания новой биографии Фридриха Цандера.
Попробуем ответить на него в предельно общей форме.
Как историческая фигура мировой космонавтики Цандер описывается, в частности, через следующий набор характеристик:
1.Отличное, самое современное, техническое образование,
2. Хорошее знание математики и умение применять ее для решения практических задач,
3. Внутренняя склонность к расчетам. (Из биографии, написанной Ярославом Головановым, следует, что для Цандера было совершенно естественно посвящать свое время расчетам),
4. Опыт работы инженером. Значительный опыт практической, достаточно успешной, инженерной работы на крупных современных предприятиях.
5. Огромная увлеченность тематикой космических полётов, переписка с Константином Циолковским.
Люди, далекие от темы ракетостроения, часто относились к Цандеру с негативным оттенком.
Для специалистов, близко знавших Цандера, было очевидно, что квалифицированный инженер с современным образованием и опытом практической инженерной работы на крупных предприятиях, увлеченный темой космических полетов, посвящающий этой теме значительное время и выполняющий по этой теме большой объем расчетов, является – независимо от его внешней успешности – экспертом самого высокого уровня в вопросах практической космонавтики.
Главный вопрос, который встал перед специалистом в области строительства планеров и самолетов Королёвым: возможен ли космический полёт при современном Королёву уровне развития науки и техники?
Ответ на этот вопрос невозможно было дать в виде системы логических доводов или представить в виде математических расчетов.
Ответ мог быть дан лишь в виде интуитивной экспертной оценки.
Маловероятно, что Сергей Королёв пригласил Фридриха Цандера к себе в кабинет (в доме на углу Орликова переулка и Садово-Спасской улицы) и задал ему вопрос: «Фридрих Артурович, возможен ли полёт в космос при современном уровне развития науки и техники?», после чего выслушал ответ Цандера: «Да, безусловно! Я в этом уверен!»
«Благодарю, Фридрих Артурович! Очень Вам признателен!»
Королёв составляет определенное мнение и делает запись на отдельном листке бумаги.
Скорее всего, такого диалога в реальности не было.
В действительности Королев, человек с отличной интуицией, слышал восклицания Цандера: «На Марс! На Марс!».
«Иногда, совсем выбившись из сил, он клал голову на стол, подложив под лоб руки, и замирал на некоторое время. Потом вдруг вскакивал и громко говорил, ни к кому конкретно не обращаясь: «На Марс! На Марс!»».
«Цандер с загоревшимися глазами, от души и в каком-то экстазе воскликнул: «На Марс! Только на Марс!» По щекам инженера текли слезы — слезы радости.»
Для обладавшего хорошей интуицией Сергея Королёва восклицаний талантливого, высококвалифицированного, опытного Цандера «На Марс! На Марс!» было достаточно, чтобы внутренне убедиться в реальности космических полётов в 20-м веке, посвятить этой теме свою жизнь и принять решение стать главным конструктором баллистических ракет. Цандер – как таковой, сам по себе – был доказательством реальности космических полётов в 20-м веке. Важно было своевременно предъявить это доказательство Сергею Королёву (что и было сделано).
Десяти месяцев для Цандера было вполне достаточно, чтобы в подвале ГИРД произнести несколько раз в присутствии Королёва: «На Марс! На Марс!»
И самое современное техническое образование, и хорошее знание математики, и склонность к выполнению расчетов, и положительный опыт практической работы инженером на крупных предприятиях, и десять месяцев в подвале ГИРДа – все это было дорогой Фридриха Цандера к успеху, путем в будущее, уверенными шагами в историю космических полётов.
[2285. Фридрих Цандер: между Циолковским и Королёвым (1904-1933). Историко-биографическая заметка. - 7 июля 2021 г.].
Читайте также: