Девиз сарматов ничего нового

Обновлено: 14.11.2024

Аммиан Марцеллин, живший в IV веке, писал о сарматах: «У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении». Кем же были эти неутомимые всадники?

Великая Степь — родина и кормилица сарматов

Этно-культурная общность сарматов находится в тени своих более знаменитых «коллег» — скифов, готов и гуннов, хотя их история и деяния были не менее, а подчас и более значимы. Потомками сарматов считали поляков и русских, а современники писали, что «им доставляет удовольствие опасность и войны». Так как же пришельцы с приуральских степей сумели не только потеснить соседей, но и вызывали ужас даже у самих римлян?

Территории сарматских племён в период расцвета их могущества раскинулись от Средней Азии до Балкан, а некоторые из них и вовсе оказались в Галлии, Испании и даже Британии — территориях бесконечно далёких от их прародины. При этом стоит сказать, что сами сармато-аланы не были единым народом, а составляли несколько этносов, объединённых особенностями языка, духовной и материальной культурой и типом хозяйствования. Большинство сарматов были кочевниками-скотоводами: «Они вечно живут лагерем, перевозя имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги» — писал один римский географ I века. Важную роль в жизни сарматов, как и многих других кочевых народов, играла лошадь, что предопределило доминирующее положение кавалерии в военной организации степняков, отличавшуюся, однако, важными особенностями.

Ранние сарматы или савроматы как общность сформировались ещё в VII веке до н. э., однако период возрастания их могущества относится к эпохе Александра Великого — конец IV — начало III века до н. э. и связан с одной стороны с очередным витком Великого Переселения народов, а с другой — с периодом упадка Великой Скифии. Изменение внешнеполитического ландшафта и экономические потрясения, столь пагубно отразившиеся на судьбе скифов, открыли сарматам путь на запад, позволив занять обширные пространства от Дуная до Урала. Скифы оказались заперты в Крыму, а сарматы стали хозяевами Великой Степи. Появление новых племён в Причерноморье тут же почувствовали на себе не только скифы, но и балканские племена и эллинистические владыки. Степняки совершали регулярные рейды за Дунай и на Кавказ, тревожа границы не только Фракии и Боспора, но даже самого Понтийского царства. Так Митридат VI Евпатор был вынужден уделять особое внимание «сарматскому вопросу» одновременно отражая набеги кочевников и нанося превентивные удары и вербуя их на свою сторону. Именно в качестве наёмников и союзников понтийского владыки сарматы впервые встретились с грозными римскими легионами.

Переселение народов: с Урала на Балканы

При всём этом воспринимать сарматов как некий политический монолит было бы совершенно неверно. Аланы, роксоланы, аорсы, уруги, языги и другие племена вели между собой постоянную борьбу за лучшие пастбища и кочевья, за контроль над торговыми и водными путями, за власть и доминирование в сарматском мире. Неудивительно, что в такой атмосфере постоянной военной опасности и боеготовности кочевникам удалось выработать и довести до совершенства нюансы стратегии и военного искусства степных народов и стать настоящей бедой для римлян на Дунае. «Нет никого хуже и слабее их в пешем бою, но вряд ли существует войско, способное устоять перед натиском их конных орд» — справедливо, пусть и несколько высокомерно писал Тацит. И если в I веке н. э. главными врагами Рима на Балканах были даки, то в следующем столетии их место занимают сарматы, особенно языги и аланы.

Любопытно, что первоначально римские власти воспринимали сарматов как своего рода противовес или буфер против даков, позволив языгам и роксоланам поселиться на Среднем и Нижнем Дунае. Но уже в конце I века н. э. сарматы совершили целую череду вторжений на территорию Мёзии и Паннонии, часто выступая союзниками и помощниками даков. В 89 году им удалось разгромить целый легион, так что императору Домициану пришлось даже заключить мир с даками и собравшись с силами атаковать распоясавшихся сарматов. В правление Траяна римляне достигли, пожалуй, вершины своего могущества на Дунае, так что многие сарматские племена, принимавшие участие в набегах и рейдах в Паннонию и Мёзию были вынуждены отказаться от грабежей, под страхом смерти признать покровительство императора и даже поставлять в его армию свои контингенты.

Битва при Адрианополе: решение «сарматского вопроса»

Кризис III века привёл к тому, что Дунайский лимес фактически перестал существовать, а языги, роксоланы и аланы вторгались в паннонские и дакийские земли с завидной регулярностью. Только Диоклетиану, Галерию и их преемнику Константину Великому удалось ненадолго утихомирить разбушевавшихся варваров, впрочем, ненадолго. Интересно, что именно в этот период привычные племенные имена и названия исчезают из римских источников, уступая место аркарагантам-господам и лимигантам-рабам. Это, по мнению некоторых специалистов, было лишь отражением процесса покорения роксоланами своих соседей языгов, однако ни те, ни другие не смогли сдержать наплыва готских орд и были вынуждены сделать выбор в пользу нового покровителя. В 334 году 300 000 сарматов были приняты императором Константином под свою опеку в качестве федератов и расселены по всему Дунайскому лимесу и даже в Италии. Такое решение явно обозначило упадок военных сил римлян и сыграло с ними в будущем злую шутку. В 374 году сарматы сумели разгромить два римских легиона (вопрос об относительности понятия легион в этот период лучше оставить в стороне) и только личное вмешательство будущего императора Феодосия позволило остановить грабительские набеги.

Но звёздный час сарматской конницы пробил четыре года спустя. Тогда, в кампанию 378 года, пришедшие с востока в авангарде гуннских полчищ аланы прорвались за Дунай, где присоединились к войскам остготов и участвовали в сражении при Адрианополе. Именно внезапный удар сомкнутых порядков алано-готской кавалерии решил исход сражения и судьбу всей ойкумены. А сарматские племена бросились расселяться по Империи то в качестве захватчиков, то в качестве союзников-федератов. Так что же делало сарматов столь успешными в боях с самой развитой военной машиной того времени? Продолжение следует.

ответ: 1) В пословице "Люби себя, чихай на всех, в жизни ждет тебя успех" говорит о эгоистичности. По сути в ней говорится о том что каждый сам за себя, если каждый сам за себя то в будущем будет успех в жизни. Но это не всегда так, ведь что бы был успех нам приходится столкнуться со многими людьми, некоторые могут стать для нас друзьями.

2) Люди пришли к одной и той же мысли в разных местах, потому что человеческая природа одинакова везде. Везде люди сталкиваются с одними и теми же ситуациями.

бабушке перейти через дорогу, донести тяжёлые сумке учители помыть доску товарищу понять домашние задания, предлагать свою родным, участвовать в суботниках и т. д.

4) Школа Оволона, Гарри Потер, Хроники хищных городов.

5) по моему мнению что добро может быть с кулаками. Иногда бывают такие ситуации в которых без драк не обойтись.

6) напоминать о которую тебе окозали вчера или когда-то ещё не стоит, это не красиво. Иногда обычного " " хватает за великие дела.

7) у каждого есть свой страх, люди к страху относятся по разному. Кто-то просто кричит, кто-то убегает. В пословиц ах говорится о том что лучше заглянуть страху в глаза и забыть. Также говорится о том что есть такие люди которые запушивуют других, и иногда стоит показать себя страшным, но не всегда это делать.

8) можно, ведь в таких обществах есть любовь и ласка. Всё совершают ошибки, за это нельзя убивать. Но таковы были законы

Сарматы – согласно греческим и римским писателям, самый воинственный народ Востока. Проживавшие на территории современных России, Украины и Казахстана кочевники держали в страхе все народы от Китайской до Римской империи.

Именно сарматские женщины, по мнению историков, стали основой легенд об амазонках. Сарматские наемники, переброшенные Римом в Британию, стали источником кельтских мифов о легендарном короле Артуре и его рыцарях.

Кем же были эти загадочные воины и, почему многочисленный народ исчез со страниц истории?

Кто такие?

Под сарматами (в некоторых источниках савроматами) принято подразумевать конгломерат ираноязычных кочевых племен, проживавших на довольно обширной территории от Дуная до Аральского моря.

Западные сарматы запомнились в лице мощного племенного союза языгов и роксоланов, терроризировавших Рим в I-II веках н.э. Восточные сарматы – сираки, саки, аорсы и аланы стали настоящим бичом для народов Кавказа, скифов и Боспорского царства. Они же организовывали грабительские рейды на Ближний Восток.

С антропологической точки зрения, кочевники относились к европеоидной расе. Однако, как это происходило и с другими народами Великой Степи, миграция принесла племенам некоторые монголоидные черты и элементы азиатской культуры.

Стоит заметить, что присутствие сарматов для России и Украины не осталось бесследным. От них сохранились названия рек (Днестр, Дон, Ашкадар и т.д.), многочисленные погребальные курганы, золотые клады. Существует предположение, что западные сарматы являются основными предками восточных и южных славян.

Куда исчезли?

Сарматы и скифы были родственными народами и говорили на одном языке. В период нашествия персидского царя Дария I в Скифию, оба кочевых государства сражались в союзе друг с другом.

Однако, к концу III века до н.э. союз распался и вплоть до IV века н.э. сарматы стали доминировать в регионе.

Предполагается, что тяжелая конница, с закованными в броню наездниками и лошадьми (катафрактарии), впервые появилась именно у сарматов. Военная демократия в обществе, активное привлечение к войне женщин и религия, подразумевавшая обязательное убийство человека для инициации, делали сарматские племена поистине опасными врагами.

Конец сарматскому владычеству принесли гунны, еще один кочевой народ, бежавший от границ Китая на Запад. В IV веке н.э. гунны сокрушили алан, уничтожили занявших Крым остготов, поработили даков, западных сарматов, а потом, наконец, вторглись в пределы Рима.

Одни кочевые племена признавали власть гуннов и ассимилировались с победителями, другие отступали в Европу. В историографии период получил название Великое переселение народов.

Сарматские племена были уничтожены, а народ растворился в потоке беженцев. От некогда непобедимой нации осталась лишь строчка в истории.

Сармати́зм (польск. Sarmatyzm) — шляхетская идеология, доминировавшая в Речи Посполитой в XVI-XIX веках. Сарматизм возводил польскую шляхту к древним сарматам, которые по воззрениям того времени считались кочевым германским народом; тем самым шляхтичи отделяли себя от массы простолюдинов (славян и литовцев). Он предопределил многие особенности культуры знати Речи Посполитой и её отличие от западноевропейской аристократии: условно «восточный» стиль парадной одежды (жупан, контуш, слуцкий пояс, сабля), чуб, особые манеры и так далее. Более поздним проявлением сарматизма в одежде стала рогатывка, котрые уланы заимствовали у поляков.

Впервые отождествлять славян с сарматами начал хронист каролингского времени Флодоард (X в.). Зачатки сарматизма можно увидеть в произведениях историка Кадлубека (XII-XIII вв.) . В дальнейшем о сарматизме писал польский историк Ян Длугош (1415—1480). В эпоху Возрождения вместе с интересом к античности распространилось самоотождествление формирующихся наций с древними народами, упоминаемыми в трудах античных классиков. Согласно Географии Птолемея Восточная Европа к востоку от Германии (между Вислой и Волгой) называлась Сарматией (польск. Sarmacja). Сарматским морем называлось Балтийское море, а Сарматскими горами — Карпаты. Если обитавшие там ранее скифы славились своей дикостью и пьянством, то сарматы считались прародителями европейского рыцарства. Шляхтичи считали своими предками сарматов — народ кочевой и вольнолюбивый.

« Древними же писателями и историками [эта страна] называется Европейской Сарматией, и как русские, так и поляки именуются сараматами (Длугош Ян)

В то же время М. В. Ломоносов в своей «Древней Российской истории» недвусмысленно выражает солидарность с сарматской теорией:

« Итак, народ славенопольский по справедливости называет себя сарматским; и я с Кромером согласно заключить не обинуюсь, что славяне и венды вообще суть древние сарматы. Плиний о сарматах гинекократуменах, то есть женами обладаемых, упоминает, супружество с амазонами имеющих; также и о сарматских амазонах. Посему они были славенского племени. Имена аорси и роксане или россане у Страбона точное единство россов и аланов утверждают, к чему достоверность умножается, что они обои славенского поколения были, затем что сарматам единоплеменными от древних писателей засвидетельствованы и потому с варягами-россами одного корене.

Первые представления скифо-сарматской теории можно наблюдать в XIII веке в Баварской хронике.( Фрагменты «Баварская хроника Иимператоров и пап» — На сайте «Восточная Литература» )Особое внимание автора к истории и языку славян дает основание к предположению о его славянском происхождении, или о том, что он, будучи немцем, жил в местах нынешней Силезии и владел одним из славянских языков. Эти положения получили развитие в европейской исторической науке (в частности, в трудах польских историков Я. Длугоша и М. Стрыйковского; позднее эти мотивы нашли отражение в польском сарматизме). Уже в XVIII веке гипотезу происхождения славян от «савроматов», как он именует сарматов, разделял автор объёмного исследования, посвящённого европейской истории, англичанин Э. Гиббон.

Самоназвания таких славянских народов как сербы и лужичане могут указывать на происхождение их от сарматского племени serboi, обитание которого в районе Кавказа и Причерноморья впервые указанно Тацитом и Плинием.

Сам термин сарматизм используется ретроспективно, шляхта для своего образа жизни, культуры не имела собственного названия. Термин сарматизм (во форме bałwany sarmatyzmu) впервые был использован только в 1765 году, в варшавской газете «Монитор»[4]. В эпохе просвещения понятие сарматизм приобрело негативный смысл: сторонники реформ Польши, сторонники четырёхлетнего сейма своих оппонентов, которые придерживались старого порядка в Речи Посполитой, называли сарматами.

Так же интересен, как доказательство традиций, отряд, а вернее часть польской армии, ГУСАРЫ. Гусары, так же имелись у сербов и у венгров. Сам вид польских гасар поражает своеобразием, и их оружие более всего.. Гусария была создана на рубеже XV—XVI веков[5] и представляла собой отряды тяжёлой кавалерии со специфической тактикой, вооружением, комплектованием и имела легко узнаваемые отличительные атрибуты — крылья (крепились различными способами за спиной всадника), очень длинные пики с прапорцами и звериные шкуры. Гусария многие десятилетия была основной ударной силой войск Речи Посполитой, в отличие от обычных гусар, которые были лёгкой кавалерией и вспомогательными подразделениями. Оружием гуасра была пика и кончар. Конча́р (тат. Kandzar, польск. Koncerz) — тип восточного и древнерусского колющего холодного оружия.

Великая Степь, польский гонор, кельтские легенды, римские знамёна и китайские драконы. Что общего? Конечно же, сарматы и связанные с ними мифы и легенды.

Племена сарматов — предки славян или первые паны?

История языгов, аланов, аорсов и других сарматских племён не слишком-то занимает умы современных обывателей. Среди россыпи этносов, воевавших с римлянами и разрушивших Римскую империю, можно найти и куда более знаменитые и известные: для этого достаточно упомянуть гуннов или вандалов. В прошлом же рассказы о сарматах и Древней Сарматии привлекали куда больше внимания. Сарматы считались предками славян, рыцарства и даже… самого короля Артура. Попытаемся разобраться в сарматском наследии и отделить правду от вымысла.

Говоря о генезисе славян, мало кто из специалистов всерьёз рассматривает версию о их сарматских корнях, а вот влияние могучей сарматской культурной традиции отрицать сложно, даже самым заядлым скептикам. Сарматское влияние прослеживается в языке, именах собственных, заимствованными от сарматов, искусстве и религиозных обрядах. И это неудивительно. Всё-таки сарматы господствовали на территории Великой степи почти тысячу лет, причём заключительные столетия этого господства не так уж далеко отстоят от времени прихода славян в Восточную Европу. Повлияв на всю европейскую традицию, о чём ещё будет упомянуто ниже, особенно глубокий след сарматы оставили именно в прошлом славян, так как многие племена и роды сарматов попросту растворились, были ассимилированы славянами.

Впрочем то, что кажется столь ясным сегодня, было далеко не очевидно для учёных далёкого прошлого, что подчас приводило к любопытным казусам. Так в Речи Посполитой в XVII-XVIII веках под влиянием идей Великой Сарматии развилось целое культурно-художественное направление — «сарматизм» или «сарматство». Причины возникновения этой идеологии лежали скорее в сословно-иерархической плоскости, но вот формы, в которые она была облечена заслуживают более пристального внимания. Дело в том, что в ту пору среди польских и отчасти литовских интеллектуалов и аристократов стала очень популярна идея о сосуществовании на территории Речи Посполитой двух народов: славянского и сарматского. Сторонники этой теории утверждали, что польско-литовская шляхта это не просто аристократия или военная знать — это совсем другой народ. Народ сарматов-победителей, отважных героев и панов, завоевавших себе титулы деяниями на полях сражений и многочисленными подвигами.

Всё это очень хорошо ложилось на идеи независимости шляхты от королевской власти, права каждого магната на вето в сейме, рокош (бунт) в своём повете и частной армии в своём замке. Постулирование же рыцарских идеалов, следование заветам героических предков и знакомство с античной литературной традицией породило в Польше один из самых интересных феноменов военного дела Нового Времени. Знаменитые крылатые гу сары считали себя не только военной элитой польско-литовского государства, но и наследниками той давней сарматской рыцарской традиции. Территориальные претензии Речи Посполитой на Причерноморье и Дикое Поле поддерживались многими интеллектуалами, как возвращение законных земель когда-то принадлежавших сарматам. Ну, а наиболее ярким выражением сарматизма, конечно же, стал неповторимый стиль в военной и гражданской моде того времени, не имеющий ничего общего с одеждой исторических сарматов.

Тяжёлая конница: катафракты — те же рыцари?

С падением могущества Польши сарматские корни шляхты куда-то затерялись, сегодня же мы с большой долей вероятности можем назвать только один народ-потомок сарматской культурной общности — осетин-алан. Предки современных обитателей Кавказа когда-то откололись от остальных сарматов и обосновались в предгорьях, постепенно перейдя на оседлый образ жизни и заимствовав привычки и обычаи горцев. Несмотря на совершенно иной уклад жизни, не похожий на историю других степных народов, осевших в том или ином регионе, пожалуй, только осетины могут называть себя потомками сарматов с полным на то правом. Но если с сарматизмом всё оказалось не так просто, то, быть может, сарматы действительно были первыми рыцарями, тем сообществом, где родилось рыцарство как сословие?

Желание представить аланов и языгов как этаких рыцарей степе й не лишено логики: в позднесарматской истории действительно происходит развитие отдельных военных институтов, позволяющих нам судить о том, что тактически и даже организационно сарматы очень напоминают западноевропейское рыцарство Раннего Средневековья. Длинное копьё-контос, удар которого был сокрушительным даже для самого защищённого неприятеля, тяжёлая броня, высокое седло с лукой, культ меча и прославление воинских добродетелей — всё это напоминает описание франкского рыцаря эпохи Каролингов и первых Капетингов. А если к этой картине добавить рассказы о сарматских вождях и знатных воинах, которые формировали собственные дружины и всюду выступали с ними в походы, причём иногда по указанию старших или более сильных вождей, то может показаться, что перед нами прямо-таки классическая модель средневековых отношений. Подобные выводы искушали многих учёных и публицистов описывать сарматские общества как раннефеодальные или даже средневековые, не учитывая ни специфику кочевых культур, ни ираноязычные корни сарматов, ни их уникальные особенности.

Тактически, как ударная кавалерия ближнего боя, сарматские воины-катафракты, составлявшие меньшую, лучшую часть войска кочевников, действительно походят на рыцарей, однако в остальных аспектах сравнение будет большой натяжкой, хотя бы потому, что сами катафракты были лишь частью военной машины сарматов, но никак не её краеугольным камнем, уж не говоря о том, что никаких вассально-ленных отношений среди сарматов не было, так как они были степняками, а не земледельцами. В этом смысле конница персидского шахиншаха Хосрова II имеет куда больше прав называться рыцарями, чем отряды сарматской панцирной кавалерии. Так неужели никакой связи между рыцарями и сарматами нет и общие черты между ними — лишь совпадение или закономерность развития конницы? Не совсем так.

Переселение народов: от Танаиса до Честера

Сарматы повлияли на историю развития европейской конницы не благодаря созданию некоего сословия воинов-всадников — этим в степи было никого не удивить. Прежде всего, сарматская культура стала теми дрожжами, благодаря которым в недрах германских племён начала формироваться новая всадническая знать. Наиболее характерным примером здесь являются, конечно же, готы, превратившиеся за несколько веков из обитателей Ютландии в знаменитых всадников Причерноморья. Именно в союзе с сарматами готам удалось одержать верх над римлянами при Адрианополе, а спустя столетие сарматы в числе прочих народов, хлынувших на земли Империи, оказались в Западной Европе. Здесь они какое-то время продолжали сохранять свою воинскую конную традицию, пока не были ассимилированы на землях франков, вестготов, лангобардов и прочих новых хозяев континента.

Отдельная «заслуга» сарматов состояла в их постоянных войнах с римлянами, отчего легатам и императорам приходилось заимствовать особенности военного дела варваров, нанимая их на службу и создавая подразделения со схожими тактическими задачами. Самая, пожалуй, интересная история случилась в 175 году н. э., когда император Марк Аврелий заключил с языгами мир, по условиям которого сарматы были отброшены от берегов Дуная, а в качестве проявления покорности выставили на имперскую службу 8 000 всадников. Понимая, что чем дальше от родных степей окажутся новоявленные солдаты, тем лояльнее римской власти они будут, Марк Аврелий разделил корпус на две части и отправил 2 500 конников в Сирию, где как раз бушевал очередной мятеж. Оставшиеся 5 500 сарматов были передислоцированы… в Британию, положение в которой внушало большие опасения. Так началась история сарматов на Островах, которую современные исследователи прослеживают аж до V века.

Для нас эта история интересна тем, что она послужила одним из главных источников вдохновения при составлении, пожалуй, самой известной средневековой легенды — легенды о короле Артуре. Разумеется, сама легенда отражает, прежде всего, историю и традицию британских кельтов, их борьбу за выживание, однако покопавшись в артуровском предании можно найти немало сарматского. Так Меч в камне — едва ли не главный символ всего цикла — является, по мнению некоторых исследователей, реминисценцией на сарматский обряд поклонения мечу. По свидетельству Аммиана Марцеллина, относящемуся к IV веку: «нет у них [аланов] ни храмов, ни святилищ… они втыкают в землю по варварскому обычаю обнажённый меч и благоговейно поклоняются ему, как Марсу». Ну, а артуровская легенда лишь несколько переиначила эту традицию, сначала заключив меч под наковальней, а после — в камне. Рассказ об удивительных полководческих дарованиях и воинской доблести Артура может быть следствием того, какое впечатление закалённые сарматские всадники произвели на кельтов, которые не были привычны к виду конницы. Кстати, знамёна в виде драконов, использовавшиеся сарматами, могли сыграть свою роль в появлении драконов в сказаниях о короле Артуре. Более того, один из командиров сарматов в Британии — Луций Арторий Каст, считается возможным прототипом Артура, хотя большинство специалистов всё же сходится на его кельтских или германских корнях. Так или иначе, реальное наследие сарматов значительно богаче и интереснее чем мифы и легенды, сложенные вокруг них, а история аланов и языгов — один из самых любопытных периодов жизни Великой степи и всей Европы.

Читайте также: