Девиз медичи время возвращается

Обновлено: 18.05.2024

Знаменитая династия Медичи чаще всего ассоциируется с итальянской эпохой Возрождения. Выходцы из этой богатой семьи долгое время правили Флоренцией и сделали из нее культурный и научный центр Европы. Именно этой династии и посвящён сериал "Медичи - повелители Флоренции".

Семья Медичи Семья Медичи

По одной из легенд основателем рода Медичи явился Аверардо Медичи, ставший в 1314 г. гонфалоньером этого города. Само понятие «гонфалоньер» означало в старину «руководитель военных отрядов». Позднее это звание давалось также главе правительства. Вероятно, им и был Аверардо, принадлежавший к числу самых богатых городских купцов. Второй Медичи, упоминающийся в хрониках, Сальвестро, тоже стал гонфалоньером, но уже в 1378 г. Известно, что он поддержал восстание «чомпи» — мелких ремесленников и рабочих, которые выступили против диктатуры старших цехов. Что, в дальнейшем, сослужил немалую службу роду Медичи в их восхождении наверх.

Лоренцо Великолепный и его придворные в обличье трёх волхвов. Фреска Беноццо Гоццоли в Палаццо Медичи-Риккарди (1459-1461) Лоренцо Великолепный и его придворные в обличье трёх волхвов. Фреска Беноццо Гоццоли в Палаццо Медичи-Риккарди (1459-1461)

Наследник Сальвестро - Джованни занялся учреждением банков и, умирая, оставил своим сыновьям гигантское состояние, с которым те смело занялись захватом политической власти. Основу сказочного богатства Медичи составили сокровища знаменитого папы римского Иоанна XXIII, известного в миру как пират Бальтазар Косса. Он оставил Джованни всё нажитое грабежами, ростовщичеством и продажей индульгенций перед тем, как Констанский собор сместил его и посадил в тюрьму. Много лет спустя, выкупив себя из тюрьмы, он потребовал у Джованни свои сокровища назад, он получил ответ, достойный рода Медичи: «Я получил все это на хранение от папы Иоанна XXIII и отдам всё папе Иоанну XXIII, когда он вернется…»

папа Иоанна XXIII (пират Бальтазар Косса) папа Иоанна XXIII (пират Бальтазар Косса)

Наследник Джованни, Козимо Старший, воспользовавшись своими деньгами, стал первым главой Флорентийской республики и получает от флорентийцев титул "Отец отечества". Он занимал эту должность с 1434 по 1464 год. Именно Козимо стал основоположником традиции покровительствовать искусству и другим направлениям Возрождения. В XV веке в Италию бежало множество греков, которые остались без родины после захвата Константинополя турками в 1453 году. Многие из них привезли в Италию (в том числе и Флоренцию) уникальные книги и устраивали лекции, неведомые европейцам. Это подхлестнуло интерес к истории античности. Все эти явления финансировала и стимулировала династия Медичи. озимо Старший

Пиратское прошлое сказалось не только в богатстве этого рода. Вся его дальнейшая история изобилует заговорами, убийствами и зверствами.

Ещё до Козимо I делами рода заправлял Алессандро Медичи. В 1437 г. он был убит своим родственником и приятелем по разгулу Лоренцино Медичи, а последнего с помощью наемного убийцы убрал уже Козимо. Он же в припадке бешенства заколол своего сына Гарциа. Другой сын Козимо - Пьетро - заколол жену Элеонору, а дочь Пьетро Изабелла была задушена мужем Паоло Орсини. Сын Козимо, Франческо I, велел убить мужа своей любовницы Бьянки Капелло. Другой сын Козимо - Лоренцо, прозванный Великолепным, с именем которого связан расцвет флорентийской культуры XV в., собиравший в своем саду знаменитую Платоновскую академию, давшую миру великие имена поэтов, художников, мыслителей; - так вот этот Лоренцо вешал, убивал, жестоко разграбил город Вольтерру и был известен не только как поэт, но и как искусный интриган, умело пользовавшийся ядом и кинжалом. Лоренцо Медичи можно считать самым блистательным из всех Медичи.

портрет Лоренцо ди Пьеро де Медичи кисти Рафаэля портрет Лоренцо ди Пьеро де Медичи кисти Рафаэля

Преемником Лоренцо стал его старший сын Пьеро, однако своей надменностью он оттолкнул от себя большую часть флорентийского патрициата. Когда Италии грозило французское вторжение, Пьеро встал на сторону врагов Франции, и поэтому после того, как в 1494 французские войска действительно вошли в Италию, всему семейству Медичи пришлось бежать из Флоренции.

Однако правдоподобнее то, что Алессандро, которому кардинал Джулио отдавал предпочтение, был его незаконным сыном. Став папой Климентом VII, он сделал Ипполита кардиналом против его воли, тем самым лишив надежд на приход к власти. Климент VII посадил Алессандро во Флоренции как наследственного герцога и упразднил прежнюю конституцию. Это сделалось возможным в результате союза папы с императором Карлом V; их союз скрепила женитьба Алессандро на Маргарите, незаконнорожденной дочери Карла V, скрепила их союз. Поддержанный силами империи, Алессандро делал ставку на грубую силу; жестокий и порочный, он вызывал всеобщую ненависть.

Алессандро Медичи Алессандро Медичи

После смерти Алессандро герцогом Флоренции стал потомок Лоренцо, под именем Козимо I. При нём была построена знаменитая галерея Уффици. В 1574 преемником Козимо I стал его старший сын Франческо I. Интерес нового великого герцога к химии привел к основанию предприятия по производству фарфора. Сын Фердинандо Козимо II прославился больше всего тем, что по его приглашению Галилей обосновался во Флоренции, где смог заниматься наукой. Прочие Медичи, правившие в Тоскане, – Фердинандо II, Козимо III и Джан Гастоне, – ничем себя не проявили.

Наиболее сильной личностью в последнем поколении Медичи оказалась Анна Мария Лудовика, сестра Джан Гастоне. Она вышла замуж за курфюрста Пфальцского, но в 1716, после смерти мужа, вернулась во Флоренцию. Она посвятила себя делу завершения колоссального мавзолея великих герцогов Медичи. По наследству к ней перешли все художественные коллекции, собранные Медичи в течение трех столетий, и она оставила их в полном объеме Тоскане – на том условии, что никакая их часть не может быть вывезена из Флоренции.

Анна Мария Лудовика Медичи Анна Мария Лудовика Медичи

Влиятельные правители Флоренции уделяли внимание династическим бракам. Так, две женщины из этого рода становились супругами французских королей. Это была жена Генриха II Екатерина (1547-1559) и жена Генриха IV Мария (1600-1610). Первая из них была даже регентом и вообще имела большое политическое влияние.

Екатерина известна миллионам поклонникам таланта Александра Дюмы, в чьих романах она была главной героиней. Она также вошла в историю после кровавой Варфоломеевской ночи и расправы над множеством гугенотов.

Герб Дома Медичи в исполнении Гуго Штрёля. - Описание: В золотом поле шесть шаров (1, 2, 2, 1), верхний лазуревый шар обременён тремя золотыми лилиями, остальные шары червлёны. Герб Дома Медичи в исполнении Гуго Штрёля. - Описание: В золотом поле шесть шаров (1, 2, 2, 1), верхний лазуревый шар обременён тремя золотыми лилиями, остальные шары червлёны.

Упадок Тосканского герцогства начался при Козимо II. Он тратил много денег на войны и конфликты с соседями. При его сыне Фердинанде II произошла общеевропейская Тридцатилетняя война между католиками и протестантами. В это время продолжался упадок Флоренции, который уже не зависел от Медичи. Открытие Америки и других перспективных рынков сделало Италию провинциальной страной, а не экономическим центром Европы. Финансовые потоки шли на рынки Испании, Англии и других колониальных держав.

Фамильное древо Медичи Фамильное древо Медичи

В то же время пресеклась и сама династия Медичи. Ее последний представитель Джованни-Гасто (правил в 1723-1737 гг.) был болезненным и бездетным. После его смерти герцогство Тосканское перешло к императору Священной Римской Империи Францу I Стефану, который во Флоренции стал титуловаться Франческо II. Так город Медичи на долгое время перешел к Габсбургам.

Если вам понравилась статья и вы хотите больше узнать о мире итальянского киномира, поддержите нас, поставьте лайк и вступайте в нашу группу ИТАЛЬЯНСКИЕ ФИЛЬМЫ И СЕРИАЛЫ .

Одна из самых известных и влиятельных семей Италии— семья Медичи. Многие о ней слышали, но мало кто знает о взлетах и падениях этого клана. Давайте же же разберемся с этой историей поподробнее.

Досконально неизвестно откуда пошла фамилия Медичи, однако существует несколько версий: от медика(medico), который служил у Карла Великого, до аптекарского бизнеса с которого семья начинала свой путь так сказать "из грязи в князи". По семейному же преданию происхождение рода Медичи возводится к рыцарю все того же Карла Великого, по имени Аверадо. Как бы то ни было изначальное место "обитания" у семьи было в долине Муджелло, что находилось недалеко от Флоренции. В XII веке семья переехала в район Флоренции Сан-Лоренцо и начала заниматься банковским бизнесом, хотя пока что это можно было назвать ростовщичеством по большей части, но Медичи быстро разбогатели и набрали приличный капитал.

Герб семьи Медичи Герб семьи Медичи

Первый кто упоминается во Флорентийских архивах был Кьяриссимо Медичи(датируемо 1201 годом). Именно он начал вести семью к величию и процветанию, но о нем самом сохранилось мало информации. Его потомок Ардинго де Медичи в 1296 году был избран на высший пост Флоренции— гонфалоньер справедливости. Если по-современному, то у него была сосредоточена исполнительная власть города. Было право созыва совета, продвижения законов, но на эту должность избирались на короткий срок. На один или два месяца в зависимости от эпохи(в 1502 году должность стала пожизненной, но уже в 1527 вернула коротко срочный характер).

Джованни ди Биччи Медичи- первый крупный банкир семейства Медичи. Повторюсь, до него семейное дело имело скорее ростовщический характер. Что привело его к такому успеху? Все банальное просто. Как сейчас модно говорить, он нашел свою нишу. После эпидемии черной смерти рынок шерсти в Европе пустовал и Джованни, заметив это, вложил большие деньги в это дело, что принесло ему хороший доход. Так же квасцы красители (они еще сыграют свою роль в будущем) приносили хороший доход в то время, на чем снова сыграл наш герой. Такие вложения позволили немного обезопасить свое положение в те времена так, как финансовый рынок был весьма шатким и одними кредитами и вкладами сыт не будешь. Однако и это не все шаги к возвышению клана Медичи во Флоренции. Умелый психолог Джованни сыграл на обычных жителях своими речами. Он говорил и был рядом с простым народом. Это сыграло ему на руку. Каждый видел в нем такого же человека, как и он сам, что помогло нарастить огромную популярность в свое время.

Джованни Медичи был гениальным стратегом своего времени. И одна из самых успешных инвестиций-это инвестиция в Бальтозара Коссу—авантюриста, в прошлом пирата, а в будущем антипапа Римский(раньше избиралось целых 3 папы, но это тема для отдельной статьи). Казалось бы Бальтазар обычный человек—закончил юридический, участвовал в войне Неаполя с Францией, но если покопаться подробнее, то на поверхности и другие факты. Двух братьев Коссу повесили за пиратство, сам он был недалек от этого промысла, но остепенившись ушел в образование, а позже и вовсе принял духовный сан, пытаясь уйти в "большую политику" Ватикана. Итак, возвращаясь к нашему герою Джованни, давайте подумаем. Какой был толк инвестировать в афериста с большими целями пробиться в Ватикан? В первого взгляда это глупость не стоящая и сотни флоринов золотом, однако Джованни дал Бальтазару аж 12000 флоринов, что по тем временам было огромным состоянием. На эти деньги Косу дошел от доктора юридических наук до папы римского(католическая церковь относит его к антипапам см.Великий западный раскол). Таким образом Джованни получил лучшего клиента семьи Медичи— папскую курию. Однако, не долго музыка играла. Уже через 14 лет начались проблемы. Так как папы было трое(почему опять же читайте о Великом западном расколе) император Римский пошел на хитрый ход. Он собрал большой собор на котором обвинил Бальтазара Косса(ИоаннаXXIII на тот момент) во всех смертных грехах, низложили и арестовали. Медичи и здесь нашли свою выгоду и получили ее благодаря трате баснословных денег. 35000 флоринов ушло в Германию, чтобы выкупить Бальтазара. Зачем? Все просто. Репутационный и брендовый ход. Вся Европа увидела богатство этой Итальянской семьи. Вся Европа увидела, что Медичи просто так не бросают своих партнеров. Естественно количество вкладчиков увеличится в разы, что принесет еще больше денег в казну Медичи, что даст им еще больше репутации и уважения. Еще один гениальный ход в копилку Джованни. Влияние семьи банкиров усиливалось и по факту они уже управляли Флоренцией, однако сами Медичи этого не признавали и старались сохранять репутацию "простого народа". После смерти Джованни ему на смену пришел его сын Козимо.

Джованни ди Медичи Джованни ди Медичи

В этот момент во Флоренции был сильный политический и экономический кризис из-за войны с Миланом. Естественно Медичи не могли просто так наращивать свое влияние в Европе и у них появлялись враги. В основном это аристократы Флоренции, которые не хотели, чтобы эта семья была во главенстве всего города.К тому же Медичи все так же показывали, что они выходцы из простого народа, что подрывало и авторитет, и доходы олигархии и аристократии того времени. В результате крупного заговора все отделения банка семейства Медичи во Флоренции были закрыты, а семью изгнали из города, однако выгонять из города один из самых богатых банков в Европе и одну из влиятельнейших семей Италии было плохой идеей. Во Флорентийской казне банально стало недостаточно денег, что вызвало весьма эмоциональную оценку народа в сторону олигархии и триумфальное возвращение семейства в свой город.

Козимо Медичи продолжил путь своего отца Джованни, который много инвестировал в искусство. Насколько вам известно церковь в те времена была сильно разрознена. Православная Греческая церковь, управляющаяся из Константинополя, и Католическая церковь в Риме. Тогда накопилось много противоречий, да и в целом такая система приносила больше вреда чем пользы и решили все это поменять. Как? Ну как всегда: собрав собор. Но была одна проблема у Евгения IV(папа Римский до 1447 года) постоянно не хватало денег, а мероприятие такого масштаба это вещь дорогостоящая. Тогда Козимо предпринял очень мудрый ход— взял на себя и на семейство Медичи организацию всего собора с одним условием: он будет проходить во Флоренции. Собор назывался Ферраро-Флорентийским и сам по себе он весьма неоднозначный. Были проблемы и с подписанием документов, и с подменой понятий, да и в принципе было очень сложно в те времена наладить контакт между двумя христианскими общинами. По возвращении в Константинополь результаты этого собора никто не принял и казалось бы он прошел зря и только усилил вражду между общинами. Однако не все так просто. Через 15 лет после собора Константинополь пал под армией Мехмеда Завоевателя. И куда же побежали все аристократы, ученые и деятели искусства. Правильно. Во Флоренцию с которой у них уже были налажены связи после того самого неоднозначного собора. Как итог Флоренция стала столицей Ренессанса в Италии.

Апеннинский полуостров всегда враждовал сам с собой, в особенности Милан и Флоренция. Однако вражде удалось положить конец, когда миланский герцог умер, а на его место встал Франческо Сфорца, который большую часть жизни провел получая средства от семьи Медичи. Такой союз взбудоражил и напряг Византию, однако Козимо Медичи убедил всех, что сейчас главной проблемой является Османская империя, которая сильно угрожала не только в военном, но и в торговом плане. Например, если вы вспомните, то в начале я говорил про квасцы красители на которых Медичи зарабатывали хорошие деньги. Эти красители производили в Малой Азии, а закупали у Византийской Империи, но в 1453 году пал Константинополь под натиском турков, а закупать красители у турков означало финансировать своего же врага. Медичи сыграли немаловажную роль в объединении всего полуострова. То, что города смогли договориться между собой об экономическом взаимодействии было настоящей победой, которую заслужил Козима Медичи.

Козимо Медичи портрет Аньоло Бронзино Козимо Медичи портрет Аньоло Бронзино

После смерти Козимо власть во Флоренции унаследовал Пьеро Ди Козимо де Медичи. Ничего знаменательного он не совершил ведь правил городом всего 5 лет, однако он смог не развалить старых союзов и не допустил войны между городами, что является немалым плюсом. Ему на смену пришел самый известный из Медичи, а именно- Лоренцо "Великолепный".

Лоренцо продолжил и даже усилил культорное воздействие Флоренции в ту эпоху. Огромные инвестиции и меценатская деятельность в именитых художников только укрепляла позиции города как культурной столицы Италии. Лоренцо— первый из Медичи, кто совершенно не скрывал, что является правителем города. Вел он себя как типичный аристократ. Деньги шли всюду: турниры, праздничные обеды и огромные траты на меценатство. Это все было присуще и предыдущим Медичи, но не в таких объемах. Скажем так— это не лучшая инвестиция в будущее.

Лоренцо Медичи, скажем правду, был не лучшим дипломатом. Множество его ошибок привели к большим потерям семьи. Например, он потерял сотрудничество с папской курией. Когда последняя запросила кредит Лоренцо замешкался и засомневался в его выдаче, что вывело понтифика из себя. Таким образом, священная верхушка Ватикана обратилась к главным конкурентам Медичи, а именно- к Пацци.

В это же время разорился крупный филиал банка Медичи в Англии, отрезав множество клиентов у семьи в Европе. Это был сильнейший удар по состоянию Медичи, который тоже записан на счет Лоренцо.

Занимаясь праздниками и турнирами Лоренцо упустил из вида появление Джироламо Савонаролы— самый популярный проповедник того времени. В основном он проповедовал аскетизм(образ жизни с отказом от простых удовольствий).

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 277 268
  • КНИГИ 654 078
  • СЕРИИ 25 022
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 392

САМЫЙ ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ИЗ МЕДИЧИ

«Казалось, ничто не предвещало. » Этот удачно придуманный кем-то зачин способен сразу приковать к себе внимание читателей, обещая им неожиданные повороты сюжета и сенсационные факты, поэтому авторы охотно пользуются им, быть может, слишком часто, превращая его в затертый штамп. И тем не менее: ничто не предвещало стремительного взлета клана Медичи к вершинам власти в середине XV века, ничто не указывало на то, что именно Медичи станут играть роль третейских судей и посредников, в которых в XV веке все больше нуждался флорентийский патрициат, перманентно пребывавший в состоянии раздора. Скорее наоборот, многое свидетельствовало не в их пользу: хотя Медичи и принадлежали к примерно тремстам купеческим и банкирским семействам, занимавшим, после исключения в конце XIII века родовой аристократии из политической жизни города, господствующее положение во Флорентийской республике, однако в более узкий круг олигархии они не входили.

Всемирная история знает немало примеров возвышения прежде заурядных родов и целых стран. Вспомним хотя бы, как обрел могущество Бранденбург, за сто с небольшим лет прошедший путь от ничем не примечательного курфюршества до великой европейской державы. При всем своеобразии каждого такого случая общей закономерностью для них является наличие волевой, целеустремленной личности, и, как правило, не одной, а нескольких. Прочный фундамент могущества Бранденбурга заложил Фридрих Вильгельм, прозванный Великим курфюрстом, а завершил создание великой державы Бранденбурга-Пруссии, или просто Пруссии, его правнук Фридрих II Великий. Так же и род Медичи величием обязан нескольким замечательным своим представителям, поэтому И. Клулас свою книгу о Лоренцо Великолепном начинает издалека, прослеживая историю возвышения этого славного семейства.

О Медичи не скажешь, что они были обречены на успех, — слишком извилист и тернист их путь к процветанию и власти. Оптимистические прогнозы относительно блестящего будущего рода Медичи представлялись маловероятными потому, что, во-первых, их состояние в конце XIV века было весьма скромным, а отсутствие достаточной материальной основы в условиях ожесточенной политической конкуренции, характерной для Флоренции того времени, рано или поздно привело бы к утрате высокого положения. Во-вторых, Медичи пользовались репутацией неуживчивых людей, даже с криминальными наклонностями, что имело своим следствием отстранение их от официальных должностей, а участие одного из них, Сальвестро, в восстании чомпи в 1378 году привело к утрате семейством остатков престижа и изгнанию из города. Однако спустя полвека семейство Медичи, двигаясь от этой, самой низкой точки в своей истории упадка, сумело подняться («выйти из тени», как образно выразился И. Клулас) на вершину власти, что объясняется их впечатляющими экономическими успехами и социально-политическими потрясениями во Флоренции того времени.

Стремительный взлет Медичи к вершинам власти стал возможен благодаря деньгам, точнее говоря, целенаправленному их применению, политическому манипулированию и изощренной пропаганде, прославлявшей это семейство. Деньги же появились благодаря банку Медичи, основанному первым из числа славных представителей этого семейного клана — Джованни ди Биччи (1360—1429). Большую часть дохода банк получал не во Флоренции, еще не оправившейся от страшной эпидемии чумы, а в Риме, где вел финансовые дела пап.

К середине XV века банк Медичи открыл свои филиалы в важнейших финансовых центрах Европы — Женеве, Авиньоне, Лондоне, Брюгге. Искусство успешного ведения банковских дел заключается не только в трезвой оценке кредитоспособности клиента, но и в умении разбираться в политических процессах. Джованни ди Биччи и его сын Козимо (1389—1464) владели этим искусством в совершенстве. Оба занимали должности, открытые для преуспевавших флорентийских патрициев, прежде всего в составе городского правительства — синьории. Медичи не могли довольствоваться второстепенными ролями в общественно-политической жизни Флоренции, поскольку экономическое процветание было неразрывно связано с политическим успехом: как и повсюду, во Флорентийской республике семейные кланы, находившиеся у кормила власти, действовали в собственных экономических интересах, давая налоговые послабления своим сторонникам и принуждая к займам противников. Чтобы их бизнес процветал и дальше, Медичи должны были инвестировать в политику.

Опираясь на собственную клиентелу среди широких слоев населения Флоренции, начиная с ближайших родственников и кончая ремесленниками родного квартала Сан-Лоренцо, Медичи в 1434 году пришли к власти, чему предшествовало одногодичное изгнание главы семейства Козимо. В этот критический период блестяще прошли испытание на прочность связи Медичи как внутри города, так и вне его, прежде всего в Венеции, Риме и среди городских правителей Романьи.

Триумфально возвратившись осенью 1434 года во Флоренцию, Козимо принялся укреплять свою власть, полученную благодаря своей клиентеле и воле случая. Начался великий политический эксперимент, заключавшийся в формировании правящей элиты города в интересах сторонников Медичи, продвижении надежных людей на ключевые посты, количество которых становилось меньше, благодаря чему их легче было контролировать. Если прежде девять членов синьории поочередно, раз в два месяца, избирались примерно из двух тысяч граждан, то теперь на эту должность могли претендовать лишь 70—80 человек. Разумеется, от участия в управлении Флоренцией были отстранены все противники Медичи, из которых около ста человек были отправлены в изгнание. Неудивительно, что в их глазах Флорентийская республика превратилась в своего рода тиранию.

Раздавались голоса протеста. Первый крупный кризис, вызванный недовольством оппозиции, разразился в 1458 году, и его удалось преодолеть лишь с помощью войск, присланных на подмогу Медичи правителем Милана Франческо Сфорцой, получавшим от них большие кредиты. Взрыв недовольства повторился спустя восемь лет, когда на смену умершему Козимо пришел его старший сын Пьеро по прозвищу Подагрик. Талантами своего отца, умевшего примирять различные, порой казавшиеся непримиримыми, интересы, он не обладал. Зато умело использовал собственный имидж почти недееспособного подагрика. Так, не имея возможности передвигаться на своих ногах, он во время кризиса 1466 года проводил совещания с политическим руководством города не в официальной резиденции, а в собственном дворце, что существенно повышало его возможности контролировать оппозицию. Своих противников он убаюкал, породив в них ложное ощущение полной безопасности, выиграл необходимое время, а потом расправился с ними при помощи миланцев. Передача власти его старшему сыну Лоренцо в 1469 году прошла без сучка и задоринки. Началась продолжавшаяся без малого четверть века блестящая эпоха Лоренцо Великолепного, которая, несмотря на беспримерный культурный расцвет, не могла скрыть главную проблему — неопределенность политического положения Медичи, пытавшихся подчинить республиканскую правительственную систему Флоренции собственным интересам. Эта проблема наиболее отчетливо проявилась в заговоре Пацци 1478 года — яркое событие, которое обычно подробно рассматривают все авторы, пишущие как о Флоренции вообще, так и о семействе Медичи в частности. Разумеется, не обошел его своим вниманием и И. Клулас.

Лоренцо сумел не только преодолеть этот тяжелый правительственный кризис, но еще и извлечь из него ценный политический капитал: во вновь созданном органе, Совете семидесяти, получившем ключевое значение в системе городского управления, были представлены преимущественно сторонники Медичи, благодаря чему стало еще легче контролировать все аспекты жизни Флорентийского государства. Верная Медичи правящая элита стала еще более сплоченной, что позволило им успешно выдержать разразившийся военный конфликт с Римом и Неаполем. Лоренцо стяжал себе репутацию человека, обеспечившего равновесие политических сил в Италии, тем не менее представление современников о нем было двояким: одни считали его гарантом мира и стабильности, творцом золотого века Флоренции, в другие — тираном, словно броней защищенным своей лейб-гвардией. Как подтверждение второй точки зрения можно истолковать тот факт, что спустя два года после смерти Лоренцо Великолепного Медичи были изгнаны из Флоренции.

История великой семьи и великой кухни


Гроза пришла во Флоренцию. Последние дни постоянно лил дождь, порой потоки воды сносили все на своем пути, не оставляя ни малейшего шанса торговцам с Меркато Веккьо — старого рынка.

Меховщики с виа Пелличаи давно закрыли свои лавки, и не ливень здесь виной: все реже покупали меха флорентийцы, напуганные проповедями неистового монаха Савонаролы, все чаще горели на кострах прекрасные картины и старинные книги.

— Долой бесполезные книги! Долой фальшивое красноречие, фальшивую красоту, фальшивую науку, которая питается лишь гордостью! Долой Рим, долой церковь! Долой веселье, всех, кто живет в веселье! Прекратите игры, прекратите балы, закройте трактиры! Пришло время рыданий, а не праздников. Грядут великие потрясения! Сильные мира скоро умрут, в Италию вторгнутся иноземцы. Будет страшное смятение, война после неурожая, чума после войны, все народы будут раздавлены, все люди потеряют рассудок! — кричал маленький монах с козлиным профилем, и из Флоренции, еще недавно прекрасной и цветущей, ушла радость жизни.

Словно околдованные, люди признавались в реальных и несуществующих грехах, как под гипнозом несли к кострам то, что недавно украшало их жизнь. Никто не вспоминал о веселых джострах — красочных турнирах, для которых поэт Полициано писал свои оды, о танцах девушек с зелеными ветками в руках на площади Санта-Тринита в честь прихода весны.

Даже любимец флорентийцев Сандро Филипепи по прозвищу Боттичелли (бочонок), чьи картины заставляли трепетать душу в созерцании прекрасного и несли свет, поддался всеобщему безумию и не сказал ни слова, когда бросали в огонь его творения те, для кого он создавал прекрасное, а по ночам, как шептались в округе, рисовал на пергаменте сцены из Чистилища.

Поэтому непогода не удивляла, казалось, что солнце и весенние ветры навсегда покинули предавший их город.

Огромный Старый рынок раскинулся возле храма Сан-Лоренцо, семейной церкви рода Медичи в окружении высоких башен. Но сегодня солнце не играло лучами в блеске куполов.

Вслед за меховщиками закрылись лавки продавцов масла на пьяцца дель Ольо, Масляной площади, корзинщиков на виа делле Честе — улочке Плетенщиков, и мало у кого хватало денег на прогулку по лавкам мясников у Лоджии Тавернаи.

Совсем недавно веселые кумушки с плетеными корзинами, купленными, конечно же, на виа делле Честе, выбирали лук на пьяцца делла Чиполла — Луковой площади. Лук привозили из самого центра Тосканы, из Чертальдо, и какой прекрасный соус из него получался! В соус макали хлеб и горячие лепешки, окунали куски аппетитного мяса.

А всего-то надо было две головки красного лука, двести граммов сахара, сто миллилитров красного винного уксуса, щепотку острого перца и пол-литра воды. А потом все смешивали, мелко нарезав лук, и целый час томили в печи до густоты. Лучшего соуса для воскресного обеда не найдешь!

Сегодня забыт и соус. И не только непогода пугает флорентийцев.

Они стараются обходить стороной серый дворец из резного камня, хотя дворец пуст, это в холмах на вилле Кареджи умирал самый могущественный человек во Флоренции, забытый и проклинаемый напуганными Савонаролой горожанами.

А может, не зря проклинал того, кого еще вчера звали Великолепным, неистовый монах? Что прячут стены дворца на виа Ларга, если сейчас, в последние дни его жизни, по Флоренции мечутся странные тени, стонут в пустоте непонятные голоса, а с холмов — чего не помнили даже старики — раздается волчий вой?

А еще люди говорят, что видели падающую звезду, она оставила за собой хвост и пропала в холмах за Фьезоле.

Но такой страшной грозы, 8 апреля 1492 года, не помнил никто.

Раскаты грома проникали за толстые стены дворцов, их хозяева вздрагивали, а благочестивые моны, поклонницы Савонаролы, кутались в покрывала и не могли дождаться утра, чтобы бежать к своему кумиру, каяться, и рыдать, и молить Небеса о прощении.

К раскату грома добавился еще один звук, глухой и от того еще более страшный, словно лавина покатилась с горы…

Утром, когда гроза стихла и люди нерешительно вышли на улицы, их взорам предстал большой кусок камня, упавший с флорентийского собора в направлении палаццо Медичи. Кто-то уверял, что видел своими глазами, как молния ударила в купол Дуомо.

И что бы ни происходило дальше, Флоренция никогда не будет прежней.

Ее Золотой век окончен.

Все события, которые описаны в этой книге, произошли на самом деле, ни одно из них не придумано. Я лишь старалась изложить исторические факты так, чтобы читалось легко, без нагромождения лишних имен, дат и описаний.

Кармен Рускаледа, одна из лучших испанских поваров, сказала однажды гениальную фразу: «История кулинарии — это история мира».

Юные мадонны с картин флорентийского живописца XV века фра Франческо Липпи удивительно современны, кажется, что переодень их в джинсы и футболки, и они смешаются с толпой на флорентийских улицах. Блюда эпохи Возрождения не менее современны, их до сих пор — конечно, с небольшими изменениями — подают в тосканских домах и тратториях, и даже мы с вами сможем без труда приготовить их у себя дома.

Однажды Катерина де Медичи привезла во Францию тосканские блюда, создав основу того, что мы сегодня называем французской кухней: Флоренция эпохи Возрождения изменила не только мир архитектуры и искусства, но и мир кулинарии.

В эпоху Ренессанса во Флоренцию со всего света стекались древние рукописи, среди которых были не только философские труды, но и рецепты.

Как и произведения искусства, многие рецепты были шедеврами и стали вечными, как некогда таинственный ликер «Алчермес», без которого до сих пор не обходятся лучшие итальянские десерты.

Все это происходило при дворе тех, кого не зря называют отцами эпохи Возрождения. И если верен лозунг «Мы то, что мы едим», то исторические события не могут быть рассказаны без истории современной им кухни.

В этой книге я хочу дать слово моим героям, позволить им самим рассказать о себе. Ведь они это уже сделали: в старых письмах, в дневниках, в стихах, которым более шестисот лет, но которые по-прежнему хранят мысли, чувства и секреты их владельцев. И никто лучше них самих не расскажет о давних временах.

Хотя почему давних?

Le Temps Revient — сверкали буквы личного девиза Лоренцо де Медичи, прозванного Великолепным, выходившего на турнир в тот день, когда закончилась его юность.

Le Temps Revient — время возвращается. И снова в окружении ярко разодетой стражи, в пурпурной мантии с белоснежным мехом на воротнике глава дома Медичи идет по древним плитам флорентийских тротуаров в палаццо Синьории. И это сегодняшняя реальность, а не кадр из исторического сериала.

Медичи вернулись. Потому что не может быть Флоренции без Медичи, как не может быть и Медичи без Флоренции…

Читайте также: