Этот царь добровольно примет постриг
Обновлено: 21.12.2024
Впрочем, роль самого патриарха Филарета в истории родины также нельзя умалять. Каким же был жизненный путь отца первого правителя из великой династии царей? Почему духовная стезя была выбрана Фёдором Никитичем против его воли?
Молодые годы Романова
Фёдор Никитич появился на свет приблизительно в 1553 или 1554 году (точных данных не сохранилось). С ранних лет он проявлял живость ума, интерес к различным наукам, светской жизни. В молодости Романов даже не помышлял о принятии духовного сана и постриге.
Напротив, Фёдор Никитич славился как известный щёголь. В своей книге, посвящённой Романовым, историк Николай Костомаров рассказал забавный момент. Когда в Москве известные портные шили кому-либо костюм, и тот смотрелся на заказчике превосходно, мастер делал комплимент: “Теперь вы совершенный Фёдор Никитич”.
Как видите, имя Романова использовалось даже в неком общем смысле, означая франта и красавца. Фёдор Никитич был одним из самых влиятельных и ярких московских бояр. В 1593 году он уже стал псковским наместником, позднее получил чин воеводы и стал одним из руководителей царской думы.
Репин Илья Ефимович «Портрет Федора Никитича Романова»
Противостояние Романова и Годунова
Казалось бы, путь Фёдора Никита был вполне очевиден, но судьба приготовила ему немало испытаний. Именно Романов стал главным соперником Бориса Годунова в борьбе за престол. Это и послужило причиной ссылки Фёдора Никитича и его жены после прихода Годунова к власти.
История сохранила сведения о происках Бориса Годунова и его соратников. С помощью казначея Бартенева и его людей соперник Романова подбросил в дом Фёдора Никитича отравленные коренья. Вскоре происходит штурм хоромов, где и обнаруживаются ядовитые растения. Такая находка расценивалась как попытка заговора против царя, а потому Романов попал в опалу.
Тютрюмов Никанор Леонтьевич «Филарет, патриарх Московский»
Разлука с супругой и детьми, долгие годы ссылки на севере в Сийском монастыре не надломили, а закалили дух патриарха. Его противники были уверены, что остаток своих дней Романов проведёт в служении Богу и молитвах, не доставляя неприятностей Годунову.
Правда, сам Фёдор поначалу не отличался любовью к словам из Евангелия, а к своим братьям-монахам относился весьма высокомерно. На мой взгляд, он просто не оставлял надежды на возвращение в мир.
Пристав Богдан Воейков в своих отчётах для Годунова пишет про патриарха Филарета:
«Не по монашескому чину, всегда смеется неведомо чему и говорит про мирское житье, про птицы ловчие и про собаки, как он в мире жил, и к старцам жесток».
Портрет Патриарха Филарета из царского титулярника
Возвращение патриарха Филарета
Но судьба подготовила немало неожиданностей даже для самого Фёдора Романова. Смутное время стало периодом резких перемен и взлётов для него. С окончанием правления Годунова на престол восходит Лжедмитрий I, который заявлял о своих добрых отношениях с царской семьёй. Он освобождает Романова и его супругу, делает Фёдора митрополитом Ростовским.
Патриарх Филарет был захвачен в Ростове тушинцами, но и тогда заявлял о себе как о пленнике, а не представителе духовенства. Однако слава о его деяниях на духовном поприще и доброе имя не пострадали благодаря самоотверженности и безукоризненной репутации даже после падения нового царя и прихода Лжедмитрия II.
Теперь на Фёдора Никитича была возложена дипломатическая миссия. Патриарх Филарет возглавил посольство, отправляющееся к королю Сигизмунду. Польский правитель требовал признать взятие Смоленска, однако Романов отстаивал интересы Руси, не уступая полякам. Почти девять лет ему пришлось провести в плену.
Автограф Патриарха Московского Филарета (17 век).
Освобождение Романова пришлось на 1619 год, когда он наконец смог увидеть своего повзрослевшего сына, ставшего русским царём. Поразительно, но немалую роль в избрании Михаила Фёдоровича на царствование сыграл авторитет его отца, который в то время ещё находился в плену у поляков.
Молодой царь был несказанно рад возвращению отца. Часть обязанностей правителя уже приняла на себя инокиня Марфа, мать Михаила. Теперь же на помощь пришёл и Фёдор Никитич.
Некоторые историки называют патриарха Филарета “русским Ришелье”. Пожилой Фёдор Романов зарекомендовал себя энергичным государственным деятелем, превосходящим в знаниях и опыте молодого царя. Казалось, патриарх Филарет оставил прежние амбиции и стал абсолютным соратником и поддержкой сына.
Скульптура патриарха Филарета, царя Михаила и его матери Марфы сделана для памятника по случаю 300-летия династии Романовых
Когда на Руси умирал воин, крестьянин, монах или ремесленник - иными словами, рядовой житель, согласно православному похоронному обряду его отпевали, чтобы помочь его душе держать ответ в ином мире за содеянные в течение жизни грехи. Однако последние дни представителя власти или аристократии были сопряжены также с еще одним ритуалом - пострижением в монашество. Таким образом, власть имущие представали перед Господом, обладая определёнными льготами. Это делалось не для того, чтобы и в смерти подчеркнуть их могущество, а чтобы смягчить тяжесть невольных грехов тех, кого называют вершителями судеб.
Фото: Русская семерка Русская семеркаПри принятии схимы человек получал иное имя – монашеское, и оно обычно начиналось на ту же букву, что и светское. Монашеским именем предка иногда называли новорождённых детей.
Видео дняПринятие схимы как заимствованный византийский обычай
Обычай принятия схимы на смертном одре пришёл на Русь из Византии. Постригались в монахи императоры и аристократия. Почивший в посмертном портрете представал в двух обликах: своём мирском образе и в виде монаха. Известно по меньшей мере 17 императоров, принявших постриг.
Однако пострижение в схиму практиковалось также при переворотах и свержении императоров, особенно у венецианцев и генуэзцев, которые жестоко враждовали между собой: каждая сторона старалась получить влияние на Византию, посадив на трон «своего» императора.
На Руси первой приняла предсмертный постриг в 1050 году жена Ярослава Мудрого Ингигерда (Ирина). Она была дочерью первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга. В отличие от византийских правил на Руси монашеское имя не исключало мирское, а добавлялось к нему.
Пример пострижения: святой благоверный князь Александр Невский
Великий князь Александр Ярославич правил в то сложное для Руси время, когда над страной, состоящей из уделов, периодически нависала опасность гражданских распрей, а также наседали татары с Востока и католические крестоносцы Ливонского ордена с Запада. Перед ним встала задача выбора пути для всего государства, и глубоко религиозный Александр избрал Восток, произнеся свою знаменитую фразу о том, что никто не приносит большей жертвы, чем положивший душу «за други своя». Это означало: князь понимает, что губит свою душу, но делает это во имя интересов Руси.
Александр неоднократно ездил в Орду. Он не просто подружился с татарами, он даже стал побратимом старшего сына Батыя, Сартака. Орда в те времена не была мусульманской: там доминировала Чингизова Яса на основе тенгрианства, а также распространено было христианство несторианского толка. Сартак был несторианином и оказывал побратиму военную помощь против крестоносцев.
Таковы были некоторые деяния Александра Невского, и это пример того, что власть неразрывно связана с нарушением христианских заповедей и те, кто правит, действительно нуждаются в дополнительной защите перед Богом.
Великий князь Александр Невский умер, когда возвращался из Орды. Ему было всего 42 года. Он успел принять схиму и был пострижен с именем Алексий. Почитать как святого его стали сразу после смерти, но канонизировали только в 1547 году во время Собора, созванного Иваном Грозным.
Тело Александра было доставлено во Владимир и похоронено в Рождественском монастыре. При советской власти монастырь переделали под отделение милиции, раку передали в местный музей, а мощи Александра были перенесены в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге.
Пострижение женщин из семей высшей знати
Многие княгини добровольно постригались в монахини после смерти мужа, но тем не менее продолжали участвовать в светской жизни. Вспомним хотя бы трагическую судьбу семьи князя Симеона Гордого, чьи дети умерли во время эпидемии чумы. Он тоже заразился, когда целовал их перед погребением. Симеон был пострижен с именем Созонтий, а его вдова Мария впоследствии приняла постриг с именем Фотиния. Однако Мария-Фотиния не заперлась в монастыре, а по просьбе митрополита Алексия помогала в восстановлении Москвы после пожаров и эпидемий и даже в организации строительства первого каменного Кремля.
Первым примером насильственного пострига на Руси стала история жены Василия III Соломонии Сабуровой, которую царственный муж сослал в монастырь за бездетность. Хотя кто из них страдал эти недугом - большой вопрос: во втором браке Василия с Еленой Глинской тоже четыре года не было детей, а об амурных похождениях Елены с князем Телепнёвым-Оболенским знала вся Москва.
Пострижение и власть
Иван Грозный отправлял надоевших жён в монастырь одну за другой. А в Смутное время в монастырь ссылали как в тюрьму, считая, что монах - не конкурент. Таким образом Шуйские избавились от родственника Рюриковичей - боярина, богача и щёголя Фёдора Романова. Его постригли с именем Филарет. Однако жизнь повернулась так, что этот человек именно в статусе монаха обрёл высшую власть на Руси. По окончании Смутного времени царём был избран его сын - 16-летний Михаил Романов. А Филарет стал при нём патриархом и вершителем судеб страны. Именно благодаря его политическому таланту страна сумела восстановиться после Смутного времени и обрести ещё большее величие.
Когда на Руси умирал воин, крестьянин, монах или ремесленник - иными словами, рядовой житель, согласно православному похоронному обряду его отпевали, чтобы помочь его душе держать ответ в ином мире за содеянные в течение жизни грехи. Однако последние дни представителя власти или аристократии были сопряжены также с еще одним ритуалом -пострижением в монашество. Таким образом, власть имущие представали перед Господом, обладая определёнными льготами. Это делалось не для того, чтобы и в смерти подчеркнуть их могущество, а чтобы смягчить тяжесть невольных грехов тех, кого называют вершителями судеб.
Фото: Русская семерка Русская семеркаПри принятии схимы человек получал иное имя – монашеское, и оно обычно начиналось на ту же букву, что и светское. Монашеским именем предка иногда называли новорождённых детей.
Видео дняПринятие схимы как заимствованный византийский обычай
Обычай принятия схимы на смертном одре пришёл на Русь из Византии. Постригались в монахи императоры и аристократия. Почивший в посмертном портрете представал в двух обликах: своём мирском образе и в виде монаха. Известно по меньшей мере 17 императоров, принявших постриг.
Однако пострижение в схиму практиковалось также при переворотах и свержении императоров, особенно у венецианцев и генуэзцев, которые жестоко враждовали между собой: каждая сторона старалась получить влияние на Византию, посадив на трон «своего» императора.
На Руси первой приняла предсмертный постриг в 1050 году жена Ярослава Мудрого Ингигерда (Ирина). Она была дочерью первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга. В отличие от византийских правил на Руси монашеское имя не исключало мирское, а добавлялось к нему.
Пример пострижения: святой благоверный князь Александр Невский
Великий князь Александр Ярославич правил в то сложное для Руси время, когда над страной, состоящей из уделов, периодически нависала опасность гражданских распрей, а также наседали татары с Востока и католические крестоносцы Ливонского ордена с Запада. Перед ним встала задача выбора пути для всего государства, и глубоко религиозный Александр избрал Восток, произнеся свою знаменитую фразу о том, что никто не приносит большей жертвы, чем положивший душу «за други своя». Это означало: князь понимает, что губит свою душу, но делает это во имя интересов Руси.
Александр неоднократно ездил в Орду. Он не просто подружился с татарами, он даже стал побратимом старшего сына Батыя, Сартака. Орда в те времена не была мусульманской: там доминировала Чингизова Яса на основе тенгрианства, а также распространено было христианство несторианского толка. Сартак был несторианином и оказывал побратиму военную помощь против крестоносцев.
Таковы были некоторые деяния Александра Невского, и это пример того, что власть неразрывно связана с нарушением христианских заповедей и те, кто правит, действительно нуждаются в дополнительной защите перед Богом.
Великий князь Александр Невский умер, когда возвращался из Орды. Ему было всего 42 года. Он успел принять схиму и был пострижен с именем Алексий. Почитать как святого его стали сразу после смерти, но канонизировали только в 1547 году во время Собора, созванного Иваном Грозным.
Тело Александра было доставлено во Владимир и похоронено в Рождественском монастыре. При советской власти монастырь переделали под отделение милиции, раку передали в местный музей, а мощи Александра были перенесены в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге.
Пострижение женщин из семей высшей знати
Многие княгини добровольно постригались в монахини после смерти мужа, но тем не менее продолжали участвовать в светской жизни. Вспомним хотя бы трагическую судьбу семьи князя Симеона Гордого, чьи дети умерли во время эпидемии чумы. Он тоже заразился, когда целовал их перед погребением. Симеон был пострижен с именем Созонтий, а его вдова Мария впоследствии приняла постриг с именем Фотиния. Однако Мария-Фотиния не заперлась в монастыре, а по просьбе митрополита Алексия помогала в восстановлении Москвы после пожаров и эпидемий и даже в организации строительства первого каменного Кремля.
Первым примером насильственного пострига на Руси стала история жены Василия III Соломонии Сабуровой, которую царственный муж сослал в монастырь за бездетность. Хотя кто из них страдал эти недугом - большой вопрос: во втором браке Василия с Еленой Глинской тоже четыре года не было детей, а об амурных похождениях Елены с князем Телепнёвым-Оболенским знала вся Москва.
Пострижение и власть
Иван Грозный отправлял надоевших жён в монастырь одну за другой. А в Смутное время в монастырь ссылали как в тюрьму, считая, что монах - не конкурент. Таким образом Шуйские избавились от родственника Рюриковичей - боярина, богача и щёголя Фёдора Романова. Его постригли с именем Филарет. Однако жизнь повернулась так, что этот человек именно в статусе монаха обрёл высшую власть на Руси. По окончании Смутного времени царём был избран его сын - 16-летний Михаил Романов. А Филарет стал при нём патриархом и вершителем судеб страны. Именно благодаря его политическому таланту страна сумела восстановиться после Смутного времени и обрести ещё большее величие.
Душа христианина — невеста Христова, и именно в этом плане в монашестве реализуется тот «брачный потенциал», который есть у каждого человека. Все то, что недостает человеку, индивидууму, чтобы стать личностью, персоной, чтобы осознать свое персональное бытие в единении и общении с другим, в монашестве обретается через общение с Богом.
Человек не должен принимать монашество только на том основании, что он не сумел вступить в брак. Нередко молодые люди, особенно выпускники духовных семинарий, оказываются перед дилеммой: они созрели для священнослужения, получили духовное образование, готовы начать самостоятельную взрослую жизнь, но по тем или иным обстоятельствам не сумели «решить семейный вопрос», найти себе спутницу жизни. И случается, что на такого человека начинают давить: раз ты не женат, значит, принимай монашество и рукополагайся. Это, конечно, совершенно недопустимо, потому что как для брака, так и для монашества человек должен созреть, и любая спешка, а тем более давление, здесь неуместны и недопустимы. Монашество можно принимать лишь в одном случае — если человек чувствует к этому горячее призвание. Монашеское призвание не может быть минутным порывом: оно должно вызревать в человеке на протяжении долгого времени, становиться все более явным, все более сильным. Если же человек не уверен в своем призвании, колеблется, то принимать монашество нельзя.
Монашество имеет разные внешние формы: есть монахи, живущие в монастырях, есть — живущие в миру. Есть монахи, выполняющие церковное послушание, например, преподающие в духовных школах, есть монахи, которые занимаются благотворительностью или социальным служением, заботятся о бедных. Есть монахи — священнослужители на приходах. Одним словом, внешняя картина монашеской жизни может быть самой разной. Но внутренняя суть от этого не меняется. А она заключается, как мне кажется, в двух вещах — в одиночестве и в непрестанном предстоянии Богу. Поэтому человек, который не чувствует призвания к одиночеству, к тому, чтобы всю свою жизнь без остатка отдать Богу, не должен становиться монахом.
Случается, что молодые люди принимают монашество, ориентируясь на те или иные возможности, которые, как они полагают, можно будет получить, приняв постриг.
Огромную и трагическую ошибку допускают люди, которые принимают постриг ради церковной карьеры. В современной практике Православной Церкви архиереем может стать только монашествующий. Это приводит к тому, что люди с карьерными устремлениями принимают монашество, чтобы достичь церковных высот. Но высот этих достигают очень немногие, потому что монахов много, а епископов мало. И нередко такие люди уже в зрелом возрасте оказываются перед ситуацией, когда понимают, что их желание недостижимо, что они «выпали из обоймы» или так и не вошли в ту «обойму», которая поставляет кадры для архиерейского служения. И наступает страшнейший кризис. Человек понимает, что он погубил свою жизнь, лишившись многого ради иллюзии. Монашество можно принимать только в том случае, если человек целиком ориентирован на Бога, готов отдать Богу свою жизнь, идти тесными вратами. Монашество — это максимальное выражение того «тесного» пути, о котором говорит Господь (Мф. 7, 13; Лк. 13, 24). Это путь достижения внутренних высот, путь внутренних обретений — при внешних потерях. Принятие же пострига ради каких-то внешних целей извращает самую суть монашества.
Монашеский постриг — такое же таинство, как и другие таинства Церкви. В каком случае можно говорить, что монашество не состоялось как таинство, что принятие пострига оказалось неудачей или ошибкой? В том случае, когда человек принял постриг либо против воли, по послушанию другому лицу, либо в слишком раннем возрасте, по собственному неразумию, либо под влиянием настроения или энтузиазма, которые потом прошли. Такой человек, уже будучи монахом, понимает, что он совершил ошибку, что для монашеской жизни он совершенно не предназначен. Из этой ситуации есть три исхода.
При первом исходе человеку удается себя переломить: он говорит себе, что коль скоро стал монахом, коль скоро Бог привел его к этому образу жизни, нужно сделать все, чтобы монашество стало действительно таинством единения с Богом. И человек старается с помощью Божией настроить свою жизнь на нужный аскетический лад.
Второй вариант: человек остается в монашестве, дабы не нарушить монашеские обеты, но при этом не испытывает ни радости, ни вдохновения от того, что он монах, а просто «тянет лямку», кляня свою судьбу. Третий вариант: монах покидает монастырь, «расстригается», как говорят в просторечии, становится мирянином.
Как и в браке, в монашестве существует своя динамика, и монах может развиваться либо в положительном, либо в отрицательном направлении. В монашестве человек не стоит на месте: он либо идет по пути к Богу, либо постепенно растрачивает тот небольшой первоначальный запас, который есть у всякого человека, принимающего монашество. Очень важно, чтобы человек с самого начала правильно себя настроил. Как и в браке, в монашестве возможна первоначальная эйфория и последующее разочарование. Бывает, что, приняв постриг, человек в первые дни или месяцы живет словно на небе, он счастлив, ему кажется, что сбылась его мечта, что монашеская жизнь — именно то, к чему он стремился. Но потом наступает отрезвление. Человек начинает видеть, что в монашеской жизни есть свои трудности и искушения, к которым он оказывается не готов. Очень важно суметь пережить этот критический момент. Если в браке супруги могут вдвоем преодолеть критические ситуации, то в монашестве человек оставлен наедине с собой. Конечно, он не один, если пребывает в Боге, но поддержки от людей монаху часто не хватает. Нередко ему недостает правильного духовного руководства, особенно в наше время, когда опытных духовников мало.
Святой Исаак Сирин говорит, что «мир» есть совокупность страстей. И монах уходит от такого «мира» — не от мира как творения Божия, но от падшего, греховного мира, погрязшего в пороках. Уходит не из ненависти к миру, не из гнушения миром, но потому, что вне мира он может накопить в себе тот духовный потенциал, который потом реализует в служении людям. Преподобный Силуан Афонский говорил: «Многие обвиняют монахов, что они даром едят хлеб, но молитва, которую они возносят за людей, ценнее многого из того, что люди совершают в миру для пользы ближних».
Принимая постриг, монах дает три основных обета: нестяжания, целомудрия и послушания.
Нестяжание можно понимать по-разному. Речь может идти о полной добровольной нищете, когда человек отказывается от всех земных благ, от всякой собственности. Но в большинстве случаев речь идет о том, что монах, обладая теми или иными материальными благами, относится ко всему, что имеет, так, будто это взято взаймы. Монах и к жизни должен относиться так, будто она дана ему взаймы.
Обет целомудрия не сводится только к безбрачию. «Целомудрие» — славянское слово, которое несет в себе очень глубокий смысл. Оно говорит о том, что человек должен «целостно мудрствовать», то есть во всех своих поступках и помыслах руководствоваться «мудростью, сходящей свыше», которая есть Сам Христос.
И наконец, послушание. Этот монашеский обет может быть исполнен по-разному: монах в монастыре находится в послушании у своего игумена, монах, служащий на приходе, — у своего епископа. Но каковы бы не были внешние обстоятельства жизни монаха, он всегда должен помнить, что его жизнь уже не принадлежит ему, она отдана Богу, Церкви и людям. В конечном итоге, послушание — это вслушивание в волю Божию, стремление человека максимально приблизить свою волю к воле Божией. И монах — это тот, кто добровольно отрекается от своей воли, передавая всю свою жизнь в руки Божии. Монах должен стремиться достичь столь полного слияния своей воли с волей Божией, чтобы уподобиться Иисусу Христу, Который в Гефсимании взывал к Своему Отцу: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39).
Монашество, в отличие от брака, является уделом избранных — избранных не в том смысле, что они лучше других, но в том смысле, что они чувствуют призвание и вкус к одиночеству. Если у человека нет потребности в пребывании в одиночестве, если ему скучно наедине с собой и с Богом, если ему постоянно требуется что-то внешнее для заполнения, если он не любит молитву, не способен раствориться в молитвенной стихии, углубиться в нее, приблизиться через молитву к Богу, — в таком случае он не должен принимать монашество.
Читайте также: