Есть ли девиз у современного российского герба

Обновлено: 14.11.2024

1. Как называется историческая дисциплина, изучающая историю гербов, правила их построения и использования называется?

2. Назовите составные части герба.

3. Почему именно при Иване III в России возникли потребности в государственных символах?

4. Что было изображено на печати Ивана III ?

5. Что символизировал орел в древнегреческой мифологии?

6. Что такое сфрагистика?

7. Как называется надпись на ленте, помещаемая обычно под щитом?

8. Когда отмечалось 500 лет государственного герба России?

9. Опишите современный герб России?

10. Назовите имя художника, выполнившего современный рисунок герба?

11. Почему Павел I ввел в российский герб крест и корону Мальтийского ордена?

12. Какие изменения были внесены в государственный герб при Павле I ?

13. Что символизирует двуглавый орел на нашем гербе сегодня?

14. Назовите девиз советского герба?

15. Есть ли девиз у современного российского герба?

16. В гербе каких стран, кроме России, присутствует двуглавый орел?

17. Когда был принят новый государственный флаг в Российской Федерации?

18. Опишите флаг Российской Федерации?

19. Как называется наука, изучающая знамена?

20. Как назывались знамена в Древней Руси?

21. Когда празднуется День государственного флага Российской Федерации?

22. Что такое хоругви?

23. Слово гимн греческого происхождения. Что оно означает?

24. Какой гимн пел, стоя на коленях, Петр Великий после заключения Ништадского мира со Швецией в 1721 г.?

25. Назовите авторов торжественного гимна – марша «Гром победы, раздавайся»?

26. Назовите оперу П.И. Чайковского, в которой звучит мелодия марша «Гром победы, раздавайся»?

27. Назовите авторов «Интернационала»?

28. Кто перевел текст «Интернационала» на русский язык?

29. До какого времени «Интернационал» оставался гимном СССР?

30. Во время каких событий был принят новый гимн СССР?

31. Кто написал музыку и слова современного гимна?

32. Каковы правила поведения граждан при исполнении государственного гимна?

Ответы викторины «Государственные символы России»

2. Щит и внешняя часть.

3. Время правления московского князя Ивана III была эпохой образования единого Российского государства. Единая держава требовала единых символов.

4. Двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змия.

5. В древнегреческой мифологии орел символизировал источник света, плодородия и бессмертия.

6. Вспомогательная историческая наука, которая изучает печати.

9. Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом поднявшим в вверх расправленные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем щите на серебряном коне. Поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

11. В конце 1790-х годов над Мальтийским орденом нависла угроза со стороны наполеоновских войск. Рыцари ордена обратились к Павлу I с просьбой взять орден под свое правление. Центром Мальтийского ордена стал Петербург. Павел I стал фактически главой ордена, 72-м его магистром приняв крест, меч.

12. Цепь ордена Андрея Первозванного исчезла, а щиток с Георгием расположился на фоне мальтийского креста. Над щитком красовалась мальтийская корона, а все это изображение помещалось на груди орла.

13. Двуглавый орел символизирует государственность Российской Федерации, ее суверенитет (независимость), единение народов европейской и азиатской частей современной России.

14. «Пролетарии всех стран соединяйтесь!»

16. Албания. Сербия.

17. 8 Декабря 2000 г.

18. Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего, и нижнего – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

22. Хоругви – церковное знамя, на котором обычно помещают изображения Христа, Богородицы, святых, креста, а также тексты Священного писания и молитвы.

23. Торжественная, хвалебная песнь.

24. «Тебя, Бога, хвалим».

25. Слова Г.Р. Державина, музыка О.А. Козловского.

26. «Пиковая дама».

27. Слова Э. Потье, музыка П. Дегейтер.

30. Великая Отечественная война.

31. Слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова.

32. Государственный гимн – один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения: все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.

Еще в конце 90-х или в двухтысячных годах приснопамятный Задорнов запустил в обиход шутеечку: "У нашего орла головы две, а короны - три. Своей-то головы нет". И действительно, современный герб России выглядит, если не знать его истории, довольно странно.

Современный герб России Современный герб России

Головы орла увенчаны двумя малыми коронами на лентах, над которыми находится одна большая корона (символически копирующая Большую императорскую). В современном гербе малые короны помещены прямо на головы орла, а большая как бы висит в воздухе, что вызывает логичный вопрос.

Если отсчитывать историю российского двуглавого орла со времени правления Иоанна Грозного (раньше - смысла нет, там все слишком путано), то. На его печатях, отражающих символику личной и государственной эмблемы (а тогда эти понятия не разделялись), корон у орла всего две. На каждой голове.

Лицевая сторона печати Грозного Лицевая сторона печати Грозного Оборотная сторона той же печати Оборотная сторона той же печати

Что означали короны в то время, сказать сложно, поскольку ни в каких документах эпохи Иоанна IV их смысл не отражен. Но, кстати сказать, это именно что короны, европейского образца, а не русские венцы в стиле "шапки Мономаха", которыми тогда венчались русские государи.

На главной, государственной, печати Грозного от 1578 и от 1583 года корона одна, зато большая, пятизубцовая, расположенная над головами орла, не касающаяся их.

Со времен Федора Иоанновича между головами орла, над двумя коронами, появился восьмиконечный православный "голгофский" крест. Такой же орел - с двумя коронами и крестом - есть на одной из печатей первого Романова, Михаила.

"Двухголовая" печать Михаила Романова, 1636 "Двухголовая" печать Михаила Романова, 1636

По некоторым сведениям, три короны были на личных печатях Лжедмитрия Первого и Бориса Годунова, но тогда их численность (почему три?) еще никак не объяснялась. Сам Годунов наверняка имел какое-то мнение по их поводу, но у него уже не спросишь. )

После же Смутного времени три короны появились на печати Михаила Романова, первого русского царя новой династии. Но официально их объяснение было дано только в 1667 году, после заключения с Речью Посполитой "Андрусовского перемирия". И относилось оно уже к печати Алексея Михайловича.

Указ «О титуле царском и о государственной печати» от 14 декабря 1667 года гласил:

«Орел двоеглавный есть герб державный Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, Его Царскаго Величества Российскаго Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покоряющияся Богом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милостивейшаго Государя державе и повелению.

Кстати, что интересно: именно в этом указе впервые появляется слово "герб" применительно к России. Раньше государственные главные эмблемы так не назывались. "Заменителем" государственного (и в то же время лично царского) герба служила печать.

Выглядела печать Алексея Михайловича (в версии 1672 года) так:

Печать Алексея Михайловича. Печать Алексея Михайловича.

Это первая русская эмблема, на которой изображен двуглавый орел с тремя коронами (кстати - одинаковыми), где их наличие логически обосновано. Дело в том, что в представлениях людей XVI-XVII века государства, управляемые потомками Чингис-хана, считались именно царствами и "котировались" выше княжеств. Это - одна из причин того, что Грозный в молодости, по словам некоторых современников, не очень-то и хотел титуловаться именно что царем - "царями" тогда воспринимали в первую очередь чингизидов. Фактически принятие Иваном Четвертым царского титула было полноценным вызовом татарским "царям" - ханам.

Кстати, одна из версий, объясняющих, почему до Алексея Михайловича корон у русского орла было только две, исходит из того, что покоренных татарских царств было - два: Казанское и Астраханское. Сибирское ханство, по тогдашним понятиям, полноценным царством не считалось, оно было далеким и менее развитым, чем первые два. В титуле Грозного относительно Сибири сказано: "Всея Сибирския земли повелитель. " Только Алексей Михайлович его "повысил", поскольку очень уж большие деньги приносила торговля сибирским соболем.

В дальнейшем, при Петре и последующих императорах, три короны истолковывались самыми разными способами. Например, в наше время, как гласит сайт "Государственная символика":

Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации.

Вам честно или правду? Как три короны могут символизировать три царства, лично я понимаю. Но как они же способны значить суверенитет и всей России, и отдельных ее субъектов, уже выходит за рамки моего понимания.

Россия сегодня полна секретов. И все является не тем, чем кажется. И никто уже ничего не знает. Вот простой пример. Как зовут всадника на гербе Российской Федерации?

Можно ли считать, как было принято до революции 1917 года, что всадник на гербе страны - это Георгий Победоносец?

Нет, ни в коем случае. И давайте уже признаем, что сегодня на гербе России нет никакого изображения Святого Георгия Победоносца.

Гербы России 1883 и 1993-2021 годов Гербы России 1883 и 1993-2021 годов

Во-первых, нет официального, государственного признания всадника Георгием Победоносцем. На гербах Москвы и Московской области есть изображение Святого Георгия. А на гербе страны – нет по закону. И в Федеральном конституционном законе «О Государственном гербе Российской Федерации» говорится так :

На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Сравните описание всадника на гербе Москвы:

Основного элемента герба - Святого Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем Змия.

Или с описанием на гербе Московской области:

В красном поле святой Георгий Победоносец в серебряном вооружении.

А вот имя всадника в общероссийском гербе сегодня законодательно никак не фиксируется.

Гербы России, Москвы и Московской области Гербы России, Москвы и Московской области

Во-вторых, изображение всадника на гербе России не соответствует визуальным канонам, принятым в геральдике для иконографии Святого Георгия. Не хватает нимба, движение должно быть направлено в другую сторону, доспехи отсутствуют на российском всаднике.

Впрочем, ошибки подобного рода есть даже у официально признанных Георгиев на гербах Москвы и Московской области. Всегда им чего-то не хватает до совершенства.

Если бы пришлось изображать Георгия Победоносца по всем правилам геральдики, то российский герб очень бы походил на грузинский.

Русский всадник и грузинский Святой Георгий. Разница очевидна Русский всадник и грузинский Святой Георгий. Разница очевидна

В-третьих, существуют большие проблемы с описанием собственно подвига Святого Георгия. Ведь в рамках православного канона считается, что Святой Георгий победил змия-дракона молитвой, а вовсе не в конном бою, поразив копьем.

Католический Святой Георгий устроил рыцарский турнир со змием и победил в импровизированной военно-спортивной схватке.

Витторе Карпаччо. Св. Георгий и Дракон, 1516. Витторе Карпаччо. Св. Георгий и Дракон, 1516.

Православный Георгий Победоносец совершил чудо другим образом:

Святой осенил себя крестным знамением и бросился навстречу чудовищу, сказав: «Господь Бог мой, погуби лютого змия, чтобы уверовали эти неверные». Лишь только он сказал это, с Божией помощью и по молитве мученика змий упал к ногам святого Георгия.

Образы «молитвенного» и «драчливого» Георгиев сами по себе уже вызывают богословские дискуссии. Но есть и другая традиция изображать Святого великомученика Георгия Победоносца. Не только в качестве «змееборца».

«Пешие» русские Святые великомученики Георгии Победоносцы. Иконы 12 и 16 веков. Почему Святого Георгия нельзя так изображать на гербах? Без змия? «Пешие» русские Святые великомученики Георгии Победоносцы. Иконы 12 и 16 веков. Почему Святого Георгия нельзя так изображать на гербах? Без змия?

И остаются вопросы о всаднике на гербе. Почему он не может быть Георгием Победоносцем? И кем является этот всадник?

Обычно говорят, что Россия - это страна многонациональная, многоконфессиональная и церковь отделена от государства. И поэтому нельзя использовать христианского святого в качестве общего символа для всего государства.

Но как быть тогда с наградной системой в Российской Федерации? Где высшие награды - это ордена Святого Андрея Первозванного, Святого Александра Невского и того же самого Святого Георгия, который вручается за высшие военные заслуги. Эту систему наград, получается, тоже надо менять? Нет ответа.

Все ордена - сплошные кресты Все ордена - сплошные кресты

Ученые предлагают нам называть всадника на гербе словом «ездец». Но так в старину всего лишь произносили слово «наездник», т.е. всадник. И получается, что всадника зовут всадником. Это тавтология, которая является фигурой умолчания.

Итак, в России высший символ государства - герб страны - сегодня имеет засекреченного всадника, имя которого никто не знает.

Кто изображен на гербе России? Это князь Иван Иванович Молодой. Сын и соправитель Ивана III, полководец на реке Угре в 1480 году, Иван-царевич из русских сказок. Его смерть в 30-летнем возрасте изменила историю страны. И получила свое отражение в государственном гербе.

Фразы, которая выражала бы идею большинства, фразу - национальную идею. А ведь у советских людей девиз был. «Пролетарии все стран, соединяйтесь!», помните? И до советских людей он был, короткий и емкий: «С нами Бог!» А какой девиз подошел бы России сегодня и так ли он нам всем нужен? - задумались журналисты «КП». Но прежде посмотрели, какие девизы у других стран.

Рис. Валентина ДРУЖИНИНА.

Без Бога никуда

Взять Францию, правительства которой приходят и уходят, а девиз остается неизменным со времен революции - «Свобода! Равенство! Братство!». Люксембург скромно желает «Остаться теми, кто мы есть». А вот глядя на девиз Бермудских островов, поневоле начинаешь думать, что в создании государства не обошлись без русского «авось»: «Куда кривая выведет». И правильно: что будет, то и будет, чего впустую расстраиваться? По части философского и оптимистичного созерцания жизни с этим девизом может посоревноваться разве что девиз Сейшельских островов: «Конец - делу венец». Правда, не уточняется, какое именно дело там непрерывно делают.

В засушливой Ботсване нашли объединяющую людей идею, начертав на гербе свою самую заветную мечту: «Дождя!» Оказалось, даже отсутствие воды может сплотить нацию. Нехватка осадков ощущается и в Лесото («Мир. Дождь. Процветание»). Свободные камерунцы живут с почти советским «Мир. Труд. Отечество»: май здесь справедливо недолюбливают - это один из самых жарких месяцев в году.

А вот на Кубе мириться с плавным ходом жизни не собираются, почти не оставляя народу выбора: «Родина или смерть!» Саудовская Аравия особо мудрить не стала, провозгласив, что «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед его пророк». Тем самым четко обозначив, кто хозяин в стране. Без Бога, кстати, не представляют свое процветание едва ли не половина стран, имеющих девизы: США - «На Бога уповаем», Великобритания - «Бог и мое право», Монако - «С Божьей помощью». Жители островного тихоокеанского Самоа уверены, что «Бог создал Самоа», а народ Каймановых островов - что «Бог основал страну на морях».

Может, и нам что-нибудь такое сочинить? Ведь даже большевики, едва объявив о создании СССР в декабре 1922 года, уже на следующий год утвердили знаменитый пролетарский девиз, начертав его на гербе. А ведь проблем в те годы было куда больше, чем сейчас.

«Восток и Запад объединяя»

Несколько лет назад попытку выявить девиз России сделали сотрудники столичного Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, объявив соответствующий конкурс на своем сайте. И даже сформулировали некие общие требования к девизу: он должен содержать «мобилизующий, психологический, патриотический, ценностный потенциал», отражать национальную ценностную специфику, быть интегрированным к российскому народонаселению, быть точным, глубоким, лаконичным, ярким и афористичным. Победителю даже была обещана денежная премия. Но жюри так и не пришло к единому мнению, какая из фраз наиболее достойна.

- Не сказать, чтобы особо много народу откликнулось, чуть более тысячи человек, все же идей было достаточно, какие-то показались нам имеющими потенциал, - вспомнила исполнительный директор центра Надежда Пак. - Тем не менее нам не удалось выбрать единственный вариант. Споров среди членов комиссии было немало, потому что выбрать довольно трудно. Хотя хороших было немало: «Моя страна должна быть, и должна быть всегда», «Священное прошлое, ответственное настоящее, великое будущее», «Восток и Запад объединяя». Наше общество пока еще разобщено. Часть людей пришли в себя, часть анемичны, часть мечутся в поисках, пытаясь найти что-то, объединяющее их с другими людьми. В стране должно что-то такое быть, которое объединяло бы всех людей. То, что делало бы из людей народ. Пожалуй, у нас лишь один такой настоящий символ остался - Победа. Но, наверное, этого мало. И его потенциал собирания уважения, ощущения себя потомками победителей как-то исчезает уже. Тем не менее у государства не может быть только одной идеи. Таких смысловых точек, где мы все вместе, должно быть гораздо больше. Помните, у Ельцина было: давайте мы тут ученых соберем, а они нам какую-нибудь национальную идею пропишут. Эти вещи так не рождаются.

«Не хотел бы, чтобы это поднималось. »

Попытки узнать у депутатов Госдумы, предлагал ли кто-нибудь утвердить некий девиз в качестве одного из атрибутов, ничего не дали: никто из опрошенных не смог вспомнить такой законодательной инициативы.

- Честно говоря, не вижу, насколько эта инициатива может иметь законодательную форму, - прокомментировал «КП» первый зампредседателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков. - Герб все-таки имеет свой алгоритм утверждения, а вот что касается некоего девиза, не очень уверен, что это законодательно вводится. К сожалению, сегодня у нас отсутствует национальная идея, а именно девиз и является ее квинтэссенцией. Этим и объясняется отсутствие девиза в стране. Но, может, для нас это и актуально. Вместо того чтобы долго говорить о патриотическом воспитании, может, нужна некая фраза, которая объяснит суть России. Хотя суть России сложно объяснить одной фразой.

- Нужно ли депутатам сесть за рассмотрение вариантов девиза? - задумалась директор Фонда исторической перспективы Наталия Нарочницкая. - Думаю, обвинят в том, что они не решают насущных проблем, а занимаются пустым словоблудием. Хотя единение и рождает какую-то совместную заботу, совместные национальные усилия, которые нам нужны, это движение вперед, и девиз этому помогает. С другой стороны, он должен появиться естественным путем, а не насаждаться сверху. Для того чтобы захотелось иметь девиз, да еще такой обобщенный, как «С нами Бог», нужно сначала ощутить вот это общенациональное, а это еще на повестке дня. Девиз «С нами Бог» неплохой вполне, я бы не возражала, если бы он был. Всех объединяет, потому что Бог есть у всех народов России. Это ориентация на то, что правильно, Бог же не может быть там, где неправда.

- А если какая-то группа граждан поднимет эту тему, как и кем это будет рассматриваться? - спросили мы напоследок у государственного герольдмейстера РФ Георгия Вилинбахова.

- Нет никаких законов о том, что девиз должен быть обязательным. Честно говоря, не хотел бы, чтобы это вообще поднималось. Потому что это будут фантазии на тему. Одни будут предлагать одно, другие - другое, бесконечные «К барьеру!» получатся. Девиз - это вещь, которая должна сложиться исторически, которая как вздох: ах, и все выдохнули дружно, а не один человек. Если начинается высасывание из пальца, то такой девиз не объединит нацию, а, наоборот, перессорит ее. Получится однажды, что всему обществу нужен будет девиз, тогда и будем об этом говорить. Вы помните «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»? Часто им пользовались? Нет. Это был чисто политический девиз. И во время войны никто с ним в атаку не ходил. «За Родину!» - это совсем другое.

В итоге мы так и не смогли понять, нужен России девиз или же мы до него еще не дозрели. С другой стороны, у Японии и Италии тоже нет девиза, и ничего - живут как-то.

ВОПРОС ДНЯ

У большинства стран мира есть свой девиз. А у современной России - нет. Вот мы и спросили: Какой девиз нужен нашей стране?

Алексей ЛЕОНОВ, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза:

Плакат М. Моора «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Фото: ТАСС

- Пусть это решают ученые и руководители страны. В школе у меня был свой девиз - «Судьба моя - я сам». И России нужен лозунг-маяк, которому бы верили люди, понимали, как строить страну для детей и внуков. Хороший девиз - «Все люди - братья». Но сегодня в это никто, к сожалению, не верит.

Дмитрий АЯЦКОВ, экс-губернатор Саратовской области:

- «Россия без потрясений!». Наши люди устали от всевозможных катаклизмов, катастроф, коллапсов. В том числе и политических. А нам всем нужна великая страна, это еще 100 лет назад сказал Столыпин.

Александр ДУГИН, философ:

- Серьезный вопрос. С ходу не придумать. Не знаю. Подумаю.

Зинэтула БИЛЯЛЕТДИНОВ, главный тренер сборной России по хоккею:

- Мой девиз - «Без булдырабыз!». В переводе с татарского это значит «Мы можем!». Может быть, и для России он подойдет?

Елена ПРЕСНЯКОВА, солистка группы «Самоцветы»:

- Мой муж (Владимир Пресняков-старший. - Ред.) - преданный фанат «Спартака». Я вижу, как объединяются мужчины, когда болеют за футбол. И жен в это дело втягивают. Так что идеальный девиз - «Оле-оле-оле-оле, Россия, вперед!».

Сергей ЯКИМОВ, кандидат исторических наук, Калининград:

- «Сохраним русский язык!». Нужно сберечь то, что мы забываем и теряем. В речи сплошной сленг. Всюду иностранные названия. Молодежь вообще разговаривает так, что страшно становится. А ведь язык тянет за собой государственность, культуру, экономику…

Юрий ЯКОВЛЕВ, глава облизбиркома, Омск:

- Могу предложить такой вариант: «Любите свою страну бескорыстно». Я считаю, что у нас сейчас совсем плохо с патриотизмом. Помню, 30 - 40 лет назад те же спортсмены бились не за деньги, а за Родину. Простые люди видели это и гордились своей страной. Сегодня мы об этом подзабыли.

Николай, слушатель радио «КП»:

- Так как мы со всеми бывшими советскими республиками размежевались, девиз СССР «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» не катит! Мне нравится «Мы верим в себя и в сильную Россию!».

- «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!»

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: