Достоевский о монархии афоризмы

Обновлено: 02.05.2024

Нужно быть действительно великим человеком, чтобы суметь устоять даже против здравого смысла.

Добавила LondonGirl 14.01.12
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Когда я вижу вокруг себя, как люди, не зная, куда девать свое свободное время, изыскивают самые жалкие занятия и развлечения, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь.

Добавила Aliya Art 26.07.11
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Мерило народа не то, каков он есть, а то, что он считает прекрасным и истинным.

Добавила Любимая 31.08.10
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Сарказм — последняя уловка стыдливых и целомудренных сердцем людей, которым грубо и навязчиво лезут в душу.

Добавила Fraility 28.05.10
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Если хотите, человек должен быть глубоко несчастен, ибо тогда он будет счастлив. Если же он будет постоянно счастлив, то он тотчас же сделается глубоко несчастлив.

Добавил T-34 07.05.08
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Нет такой идеи, такого факта, которого бы нельзя было опошлить и представить в смешном виде.

Добавил T-34 07.05.08
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Без идеалов никогда не может получиться никакой хорошей действительности.

Добавила Софи 22.06.12
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

. Будьте добры, и пусть ребенок Ваш поймет, что Вы добры (сам, без подсказывания), и пусть запомнит, что Вы были добры, то, поверьте. Вы исполните перед ним Вашу обязанность на всю его жизнь, потому что Вы непосредственно научите его тому, что добро хорошо. И при этом он всю жизнь будет вспоминать Ваш образ с большим почтением, а может быть, и с умилением. И если б Вы сделали много и дурного, т. е., по крайней мере, легкомысленного, болезненного и даже смешного, то он несомненно простит Вам, рано ли, поздно ли, в воспоминании о Вас все Ваше дурное ради хорошего, которое запомнит. Знайте тоже, что более Вы для него ничего и не можете сделать.

Уязвимость любой монархии в том, что вся власть сконцентрирована в одних руках. Гибель одного человека влекла за собой гибель всей системы.

Добавила Shwedochka 27.12.08
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

— Я — король лаборатории.
— Среди особ королевской крови зачастую встречаются дегенераты из-за межродственного скрещевания.
— . А мне все равно. КОРОЛЬ ЛАБОРАТОРИИ!

Добавила Хулиганка 04.01.10
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Я за монархию, ибо такова моя королевская воля.

Добавила Perfecta 15.11.08
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

У современной демократии есть только один опасный враг — добрый монарх.

Добавила Джаконда 15.12.11
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Думаешь, монархия умерла? Нет, она просто сменила индекс.

Добавила DaChuLek. 24.12.10
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Монархия — лучший из худших видов правления.

Добавила Nina 19.02.10
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Дурно то, что одному человеку дается право казнить и миловать. На такой ложной основе нельзя строить отношения между людьми.

Добавила Ne o_O n 03.02.11
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Человек не будет свободен до тех пор, пока последний король не будет повешен на кишках последнего священника.

Аналогичная цитата: Добавил Станислав Гетман 01.08.16
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Да, в Советском Союзе было много скверного, но ведь немало и хорошего. На счету у злодеев-большевиков по меньшей мере три великих свершения, оказавшиеся не по зубам монархии: накормили голодных, обучили неграмотных и победили германский империализм.

Добавил notestaff 19.04.13
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Монархия пала не потому, что были слишком сильны ее враги, а потому, что слишком слабы были ее защитники.

Добавила Софи 16.01.17
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Трудно агитировать короля за монархию.

Добавила Perfecta 15.11.08
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Закон самодержавия таков:
Чем царь добрей, тем больше льется крови.

Пояснение к цитате:

Правление Николая Второго (1894-1917)

Добавила corgiweiler 07.09.14
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

— А вы кто?!
Грех было не выступить перед таким благодарным слушателем.
— Две скромные послушницы из монастыря Святой Валины Смиренницы, пожранной драконом прямо у порога ее кельи, но через год и три дня явившейся своим сестрам для божественного откровения. Добровольно отрекшись от всего мирского, мы пять лет провели в монастырских стенах, молясь и в меру своих скромных сил помогая страждущим, а теперь паломничаем, понимаете ли, по дорогам, изыскивая любую возможность принестись в жертву, ибо в этом и состоит наша священная цель — добровольно скормиться драконам, василискам, кракенам и прочим гадам, из чьих желудков мы вознесемся прямиком на небеса. — Я благочинно сложила ладони перед лицом, возведя глаза к вожделенному приюту. Противоположное направление Вересового взгляда говорило о том, что он с куда большим удовольствием провалился бы к мракобесам, лишь бы не слышать, что я несу. — Итак, где гнусный ящер?


Один из самых неприятных фактов для нашей т.н. либеральной интеллигенции, это то, что такой гениальный русский писатель, такой глубоко русский человек и такой проникновенный и прозорливый мыслитель, как Ф. М. Достоевский, после некоторых заблуждений ранней молодости, стал убежденным монархистом и притом сторонником Монархии Самодержавной.

Особенно неприятно для этих господ то, что «пострадав» от «царского произвола», пережив у подножия эшафота мучительные предчувствия страшной казни и проведя несколько лет на каторге, этот великий человек, вместо того, чтобы превратиться в отъявленного революционера или, по крайней мере, в такого ядовитого клеветника на русскую действительность, как Салтыков-Щедрин, нашел в себе силу осознать всю ложь того духовного пути, на который толкнула его первоначальная политическая незрелость, и придти к непоколебимому убеждению, что Российская Самодержавная Монархия есть не только тот политический и социальный, но и религиозно-нравственный принцип, который неизмеримо лучше другого соответствует основам русского народного духа.

И не имея никакой возможности оклеветать такую духовную величину, как Достоевский, причислив ее к «мракобесам», «зубрам», «черносотенцам» и т. п., эти «либералы» принуждены тщательно замалчивать этот факт (как это делают и коммунистические историки литературы и так называемого «освободительного» движения), о котором мы, монархисты, напротив, должны всегда говорить во всеуслышание, выставляя его как исключительно веский аргумент проповеди идеи Монархии, как формы верховной власти, органически присущей всему историческому и духовному развитию нашего народа.

Вот почему не мешает каждому монархисту выписать для себя следующие глубокие по духовному содержанию строки из Дневника писателя Достоевского:

«С самого начала, во всех нациях и государствах никакое общество не могло устроиться и связать себя в целое без некоторого добровольного, т. е. любовного над собой насилия. Всякому обществу, чтобы держаться и жить, надо непременно кого-нибудь уважать. И главное, всем обществом, а не то, чтобы каждому, как он хочет, про себя. Итак, запомним, что общество здоровой жизнью жить не может, без того, чтобы любить кого-нибудь всем обществом сообща. Да, надобен такой авторитет, как солнце, освещающее ему путь. Это те люди, без которых не живет и не стоит никакое общество и никакая нация, даже при самом широком равенстве прав. Вот отсюда и происходит та самая великая нравственная мысль, которая и будет единить в крепчайший союз людей».

«Царь для народа не внешняя сила, не сила какого-нибудь победителя, а всенародная, соединяющая сила, которую сам народ восхотел, которую вырастил в сердцах своих, которую возлюбил, за которую претерпел, потому что он от нее одной ждал исхода своего из Египта. Для народа русского, колосса-мужика Царь есть воплощение его самого, всей его идеи, надежд и верований его».

«Да ведь это отношение народа к Царю, как к Отцу, и есть у нас то настоящее адамантово основание, на котором всякая реформа может у нас зиждиться и созиждиться. Если хотите, то у нас в России и нет никакой другой силы зиждущей, сохраняющей и ведущей нас, как органическая связь народа с Царем своим, из нее у нас все и исходит. Да, большинство мы, интеллигенты, горе-либералы и уже по этому одному не с народом и не можем принять его, что хоть и знаем и понимаем его отношение к Царю, но вместить не можем в себе во всей полноте самого главного и необходимого пункта в судьбах наших: что отношение всего русского народа, к Царю своему есть самый особливый пункт, отличающий народ от всех других народов Европы и всего мира; что это не временное только дело у нас, не преходящее, не признак лишь детства народного, например, его роста и проч., как заключил бы иной умник, но вековое, всегдашнее и никогда, по крайней мере, еще долго, очень долго не изменится. Так как же после этого, уже только по одному этому, народ наш не особлив от всех народов и не заключает в себе органический зачаток идеи, от всего света особливой?».

«И что же, где бы ни случилась беда революционная, то нужно всем народам, ясно знать: анархию нельзя ничем вылечить, кроме, как Монархией, естественным жребием нации. Лишь одна Монархия может навеки воскресить порядок среди народа, всякая другая система правления может годиться только на время, даже и в случае успеха. Лишь при Монархии только может каждый чувствовать себя совершенно свободно, точь-в-точь как всякий здоровый человек, живущий по законам своего темперамента».

«Не называйте нас надменными, недальновидными скороспелками. Нет, мы давно во все вглядываемся, все анализируем. А что все у нас основное, как нигде в Европе, то вот вам укажем тому первый пример: у нас свобода в будущем нашем, когда мы переживем период лже-европеизма нашего, это наверное так будет, у нас гражданская: свобода может водвориться самая полная, полнее, чем где-нибудь в мире, в Европе или даже в Сев. Америке, и именно на этом же адамантовом основании она и создается. Не письменным листом утвердится, а созиждится лишь на детской любви народа к Царю, как к отцу, ибо детям можно многое такое позволить, что и немыслимо у других, у договорных (с временными правителями) народов; детям можно столь многое доверить, столь многое разрешить, как нигде еще не было видано, ибо не изменят дети достойному отцу своему и как дети с любовью примут от него всякую поправку какой-нибудь ошибки, всякого заблуждения их. Да, вся масса народа инстинктивно, чутьем знает свое назначение — служения Христу, а Царя своего — хранение Христовой веры, защитника православной веры и всего Православия. Вот почему главное, излюбленное наименование Царя своего, которого народ твердо и неуклонно назвал „Царь Православный". Назвав так Царя своего, он как бы признал в наименовании этом назначение его, назначение хранителя, объединителя. А когда прогремит веление Божие, то осознает весь народ наш, что Царь наш есть Освободитель Православия и всего христианства от монгольского (антихристианского) варварства и западного еретичества. Религия и Царь Православный — одно цельное, нераздельное. Если у нас что особенно здорово и цело, то именно это основание, т. е., народ, на котором испокон века утверждалась и будет утверждаться Россия. Хотя народ остался один, без добрых советников, но есть у него Бог и Царь — вот этими двумя силами и двумя великими надеждами он и держится».

«Пусть интеллигенция именно здесь поучится у народа, как надо правду, основу русской жизни, знать и ее защищать. Пусть тут же поучится и смирению народа, и деловитости ума его, серьезности этого ума, и реальности ума его».

«В конце концов, еще раз особо я подчеркиваю, что в народе нашем вполне сохранилась такая твердая сердцевина, которая спасет его от излишеств и уклонений нашей культуры и выдержит все грядущее к народу без ущерба, и именно своей природной самостоятельностью. Вот на эту сторону нашей своеобразной культуры, которую и надо считать за драгоценность и на которую, напротив, все эти господа либералы до сих пор не обратили ни малейшего внимания, я и хочу сказать и разъяснить».

Увы, надежды Достоевского не сбылись: в десятилетия, последовавшие за писанием им этих строк, либеральные и революционные бесы и бесенята развили среди этого народа и среди интеллигенции такую бешеную разлагающую их дух работу, что монархическое сознание народа замутилось, ослабело, и в решительную минуту, когда силы Зла пошли в открытую атаку на его Царя-Отца, он не нашел в себе духовной силы, чтобы встать стеною на защиту Престола; большинство же интеллигенции окончательно ударилось в радикализм, в полнейшее непонимание духовных основ бытия своего собственного народа. Прав был поэтому другой великий русский мыслитель, И. А. Ильин, когда в 1927 г. в газете «Возрождение» писал: «Россия рухнула прежде всего от государственного невежества, царившего и в простом народе, и в радикальной интеллигенции. От общего невежества, от необразованности и темноты. Но еще больше от политического невежества; от политической бессмысленности в народе и от государственного невежества русской интеллигенции» — остатки которой, в своем подавляющем большинстве пребывают в состоянии этого политического и государственного невежества и поныне и по-прежнему усиленно работают на подготовку для нашего народа (после его освобождения от коммунистической власти) либо ярма «настоящего» социализма, к которому, по их собственному утверждению, Россия «приговорена», — либо фальшивки парламентаризма, вопреки его явному провалу и вырождению в политическое шулерство».

Мы, монархисты, непоколебимо верим, что народ наш лишь временно поддался силам Зла и что настанет момент, когда, согласно гениальной прозорливости Достоевского, народ наш «осознает, что Царь наш есть Освободитель», освободитель и от антихристианского коммунистического варварства, и от насквозь прогнивших доктрин западного материализма, а потому «сохранившаяся в народе нашем твердая сердцевина спасет его от излишеств и уклонений нашей культуры», и он вновь вступит на свой державный путь к Истине, Правде, Красоте и Справедливости под эгидой Народного Царя, которого он призовет в минуту своего просветления.

Fyodor Dostoevsky, in full Fyodor Mikhaylovich Dostoyevsky, Russian novelist and short-story writer whose psychological penetration into the darkest recesses of the human heart, together with his unsurpassed moments of illumination, had an immense influence on 20th-century fiction.

Род деятельности: писатель , философ Дата рождения: 11.11.1821 Дата смерти: 09.02.1881 (59) Книги: Фильмы (сценарий):

Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье.

Добавила Omikron 17.08.11
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Ты не понял всего. Будь счастлив с кем хочешь. Не могу же я требовать у твоего сердца больше, чем оно может мне дать.

Добавила Victory 92 21.07.10
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Я не был влюблен. я. был счастлив иначе.

Добавила Рашель 16.04.10
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

Пояснение к цитате:

Достоевский дает этот афоризм как турецкую пословицу

Добавил T-34 07.05.08
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Дура с сердцем и без ума такая же несчастная дура, как и дура с умом и без сердца.

Добавила Sakura 07.05.09
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

При неудаче всё кажется глупо!

Добавила Любимая 31.08.10
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Влюбиться — не значит любить: влюбиться можно и ненавидя.

Аналогичная цитата: Добавила Rufina 14.01.10
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить как с собой.

Добавила Shuldig 04.09.13
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.

Добавила Теплая 13.02.09
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

У всякого свои шаги.

Добавила Bastat 21.11.09
  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке

— Слишком понимаю, Иван: нутром и чревом хочется любить — прекрасно ты это сказал, и рад я ужасно за то, что тебе так жить хочется, – воскликнул Алеша. — Я думаю, что все должны прежде всего на свете жизнь полюбить. — Я думаю, что все должны прежде всего на свете жизнь полюбить.
— Жизнь полюбить больше, чем смысл ее?
— Непременно так, полюбить прежде логики, как ты говоришь, непременно чтобы прежде логики, и тогда только я и смысл пойму.

Читайте также: