Девизы по эстетическому воспитанию

Обновлено: 14.11.2024

1. Эстетическое воспитание в детском саду и семье.

2. Фридрих Шиллер, писал Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически”

Дети в самом раннем возрасте замечают красоту, окружающую их. Они слышат музыку и получают от неё наслаждение, им нравятся стихи и песенки, красивые картинки, явления природы. Сталкиваясь с красотой, ребятишки сами стремятся создать что-то своё — вылепить фигурку из пластилина, придумать песенку, станцевать танец. Встреча с прекрасным всегда побуждает к творчеству и развитию, настраивает на позитивное восприятие мира. Вот поэтому так важно

3. эстетическое воспитание — систематическое воздействие на малыша с целью воспитания способности видеть прекрасное и самому создавать его.

4. Эстетически воспитыватькроху нужно начинать с рождения: это простимулирует развитие творческих способностей, привьёт хороший эстетический вкус, выработает потребность в общении с искусством.

5. В основе эстетического воспитаниялежат такие принципы:

Принцип взаимодействия. Художественно-эстетическое воспитание ежедневно присутствует в жизни ребёнка (в общении с людьми и природой, знакомстве с образцами искусства, самостоятельном творчестве, быту и труде). Важно учить ребёнка стремиться в любом действии до эстетического совершенства.

Комплексный подход. Хороших результатов в воспитании можно добиться, соединяя разные виды искусства и предлагая ребёнку виды творческой деятельности, основанные на межпредметных связях.

Связь эстетическо-художественной деятельности с жизнью. Такое подход формирует адекватное отношение дошкольника к действительности и учит видеть красоту во всех проявлениях.

Единство эстетического и общего развития детей. Правильно организовывая эстетическое воспитание, у ребёнка гармонично будут развиваться все познавательные процессы, речь, эмоциональная сфера.

Самостоятельная творческая деятельность ребёнка. Эстетическое воспитание будет осуществляться самым эффективным способом, если ребёнок начнёт делать что-то творческое сам: танцевать, петь в хоре, рисовать, лепить, сочинять и т. д.

Эстетика всей жизни ребёнка. Дошкольник должен жить в красоте. Вся деятельность его и ближайшего окружения должна быть наполнена эстетикой и красотой. Это имеет особый воспитательный смысл. Малыш должен осознать, как важна аккуратность, воспитанность, вежливость, красота помещений, одежды и т. д. Всё это формирует правильное эстетическое развитие ребёнка.

Учёт возраста детей. Средства эстетического воспитания должны быть подобраны в соответствии с возрастом дошкольника. От того, насколько успешно сформируется правильное эстетическое восприятие действительности в самом раннем возрасте, зависит его становление как личности в более старшем возрасте.

Строя эстетическое воспитание на этих принципах, вы обеспечите правильный подход к воспитанию в целом.

Существует множество методов и способов эстетического воспитания дошкольников. Отметим, что все методы взаимосвязаны между собой, а с целью достижения наилучшего результата их можно сочетать и варьировать.

по способу передачи информации: наглядные методы (непосредственное знакомство с образцами искусства, словесные (рассказ и объяснение). Совет. Организовывая эстетическое воспитание дошкольника с помощью наглядных методов (прослушивание музыки, рассматривание картин и т. д., нужно постараться, чтобы знакомство с произведениями искусства было эмоционально выразительным, иначе первые встречи с искусством могут не произвести никакого впечатления на малыша».

по форме организации деятельности: когда воспитатель (или родитель) показывает способ действия и предлагает ребёнку повторить (выучить стихотворение, исполнить песенку).

когда ребёнку предлагают самому найти способ исполнения поставленной задачи (самому вылепить что-то, нарисовать, наклеить).

Отметим, что эстетическое воспитание дошкольников имеет отличие от эстетического воспитания школьников. Маленькие дети приобщаются к красоте и искусству с помощью зрительного восприятия, осознания важности порядка и чистоты. А школьники уже умеют выражать свои творческие способности (под руководством взрослых). Малыши учатся оценивать, а более старшие ребята могут уже создать продукт творческой деятельности, творчески подойти к оформлению пространства и т. д. Чем старше становится ребёнок — тем усложняются методы. А чередуя их и используя в комплексе, можно добиться того, что ребёнок научится видеть красоту, начнёт творчески относится к жизни и понимать прекрасное.

7. Чтобы успешно организовать эстетическое воспитание дошкольника,нужно обеспечить необходимые условия:

8. создать развивающую среду

организовать взаимодействие с природой и искусством

организовать творческую деятельность.

10. Учите ребёнка видеть красоту в повседневном

Важно знакомить малышей с лучшими образцами детской литературы, музыки, народного творчества и живописи. Так дети будут учиться узнавать и любить понятные им произведения искусства.

11.Детям дошкольного возраста по силу почти все виды творчества: они могут рисовать, вырезать, лепить, клеить, танцевать и петь, составлять рассказы и даже рифмовать. Если ребёнок проявляет интерес к музыке, движениям, изображениям, речи и ему хочется сделать что-нибудь подобное самому, — он готов к самостоятельно творческой деятельности. Поддерживая малыша, помогая ему творить, можно сформировать у ребёнка способность рождать идеи воплощать их.

12. В детском саду есть все возможности для того,чтобы прививать детям любовь к искусству:

занятия по развитию навыков изобразительной деятельности и речи

13. музыкальные занятия

14. театрализованные игры

15. тематические занятия

16. приглашение артистов театра, цирка и филармонии

18. Уметь понимать искусство – вовсе не врождённое качество, а воспитанное.

Внимание!Учить малыша пониманию классической музыки, танца, театра нужно постепенно, осторожно. Иначе можно вызвать отвращение к непонятным действиям артистов»!

Чтобы дошкольник легко воспринимал классику — нужно, чтобы он слышал её с раннего детства. Подбирать нужно классику для малышей и включать её нечасто. Когда малышу исполнится 3-4 года, уже можно пытаться обсуждать услышанное, рассказывать о музыке, музыкальных инструментах.

Знакомство с живописью лучше начать с просмотра репродукций в художественных альбомах. Картины должны быть подобраны с учётом возраста малыша: изображения понятных ему сюжетов сказок, животных, сказочных персонажей.

В театр можно повести даже 1,5-годовалого малыша. В кукольных театрах всегда есть представления для самых маленьких. Спектакли идут не больше 30 минут, и ребёнок не успевает устать.

Музеи лучше посещать с 4-5 лет. Лучше, если это будут детские тематические музеи или выставки. В детскую филармонию и на балет лучше начать ходить с 5 лет, выбирая детские представления и концерты.

Перед посещением театра или музея объясните ребёнку, что вы идёте в важное место, и как следует себя там вести. Покормите ребёнка перед походом в музей или театр, чтобы чувство голода не отвлекало малыша от интересного. Позаботьтесь о том, чтобы дорога к «обители муз» не была долгой и утомительной, оденьте малыша красиво – пусть он почувствует важность события. Обязательно расспросите кроху о его впечатлениях от увиденного и услышанного. Спросите, хотел бы он ещё раз увидеть нечто интересное. Если малыш не восторге – сделайте паузу и попробуйте снова организовать культурный досуг через какое-то время.

19. Эстетическое воспитание в семье

Эстетическое воспитание в семье происходит с помощью включения в систему воспитания средств искусства.

20. Советы родителям по эстетическому воспитанию:

Знакомьте кроху с музыкой и поэзией как можно раньше.

Упражняйтесь с ребёнком в лепке, рисовании, пении.

Ограничьте бессистемное прослушивание ребёнком радио и просмотр телевизора.

21. Выбирайте для просмотра лучшие образцы детских сказок и мультфильмов, а для прослушивания – хорошую детскую или классическую музыку. Помогайте осмысливать увиденное и услышанное.

Читайте ребёнку лучшее из детской литературы, учите его самого читать выразительно.

Осуществляя эстетическое воспитание дошкольника, формируя его хороший эстетический вкус, вы закладываете основы будущего духовного богатства человека.

22. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями — первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. (Сухомлинский).

Сценарий педсовета в форме деловой игры "Синтез искусств" поможет систематизировать знание педагогами методологических основ художественно-эстетического развития дошкольников.

ВложениеРазмер
stsenariy_pedsoveta.docx 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет – Деловая игра «Синтез искусств»

Тема: « Система работы с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию »

Цель: Совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетического воспитания дошкольников, способствовать сплочению педагогического коллектива.

  1. Выполнение решений предыдущего Совета педагогов.
  1. Вступительное слово «Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих способностей дошкольников».

отв: и.о.старшего воспитателя

  1. Итоги тематической проверки «Система работы с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию». (Справка)

отв: и.о. ст. воспитателя

  1. Деловая игра – «Синтез искусств» с использованием презентации. Цель: Систематизировать знания педагогов о средствах, методах и приемах художественно-эстетического воспитания детей.

отв: и.о. ст. воспитателя

Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художестенно-творческих способностей дошкольников» (приложение 1 – презентация).

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.

Что же такое художественно-эстетическое воспитание детей? Обратимся к уважаемым педагогам современности, а также к словарю по эстетике (слайд).

  • Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
  • Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности. (слайд)

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОУ - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность. (слайд).

Каковы же задачи художественно-эстетического воспитания в детском саду? (слайд)

  • Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

И, действительно, ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе художественно-эстетического воспитания у дошкольников происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, творчества ребенка.

  • Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, аппликации, пению, движениям под музыку.

Причем, хочется обратить ваше внимание на то, что цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

Что мы можем отнести к средствам художественно-эстетического воспитания? (ответы педагогов).

Основные средства художественно-эстетического воспитания – это (слайд):

Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична красива, если ребенок видит прекрасные взаимоотношения между людьми, слышит красивую речь, такой ребенок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.

Именно в ней можно увидеть основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков, в их сочетании. Сама по себе природа это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее воспитательные возможности и делает ее наглядной для ребенка.

(Изобразительное искусство, музыка, архитектура, литература, театр)

Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Без сомнения первый вид искусства, который воспринимает ребенок и реагирует на который - это музыка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, поэтому у детей необходимо знакомить с лучшими образцами народной и классической музыки. Не мене важны и другие виды искусства.

(как организованная воспитателем, так и самостоятельная)

Воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

Именно воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Творчество детей проявляется и в составлении рассказов, придумывании стихов, а также в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Мы сформулировали задачи художественно-эстетического воспитания детей, определили основные средства, с помощью которых мы будем решать эти задачи, но нельзя забывать и об условиях их реализации (слайд):

Условия реализации задач художественно-эстетического воспитания

  • Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

• Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.

• Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.

• Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.

• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

• Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.

• Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.

Ведущий: О том, как используют техники нетрадиционного рисования в своей деятельности, расскажет..ФИО педагога…. (приложение 3,4).

Ведущий: В настоящее время все чаще говорится о том, что необходимо использовать все имеющиеся ресурсы для эффективного развития ребенка. По мнению современных ученых, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства как мощного синтетического средства развития их творческих способностей. (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Д.В. Менджерицкая, Л.В. Артемова, Е.Л. Трусова и др.). Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, соединяет средства выразительности отдельных видов искусства и тем самым создает условия для воспитания творческой личности. Театр – это игра, чудо, волшебство, сказка! Каждый ребенок играет по-своему, но все дети копируют взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта.

Театрализованная деятельность способствует

  • формированию модели поведения в современном мире;
  • повышению общей культуры ребенка, его приобщению к духовным ценностям;
  • ознакомлению детей с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
  • совершенствованию навыка воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

О том, как развивать творческие способности детей через театрально-игровую деятельность расскажет ….ФИО педагога…. (приложение 5).

Ведущий: Итоги тематической проверки «Система работы с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию» , проводимой в рамках подготовки к педсовету, подведет старший воспитатель (выступление старшего воспитателя).

Предлагаю вам решить кроссворд по теме «Искусство» (слайд). Отгадав все позиции, мы узнаем, как называется образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе

Прекрасное. Оно везде - в окружающей нас природе, наших поступках, в творениях человека, в искусстве. Только всегда ли мы замечаем эту красоту? Особенно сейчас, когда цены на всё постоянно растут, жизнь дорожает. Людям не до красоты, не до эстетического наслаждения.

А что мы видим на экранах своих телевизоров? Иностранные и отечественные сериалы, боевики. Вся эта дешёвая продукция, потоком изливающаяся на наших детей по всем каналам телевидения, извратила их вкус, не дав ему полноценно сформироваться.

Эстетическому воспитанию детей средствами искусства, приобщению их к прекрасному придаётся лишь второстепенное значение. Как понятна в этом плане тревога художника и педагога Б. Неменского, смысл которой заключается в том, чтобы с раннего детства воспитывать у ребят невосприимчивость к художественным суррогатам, привить им против этого иммунитет, выработать художественный вкус, самостоятельность суждений, понимание подлинного искусства.

Д. Кабалевский в своей книге «Прекрасное пробуждает доброе» приводит такой пример. На объявленный в школе субботник несколько человек не явилось, так как учились в музыкальной школе. Завуч возмущалась: «Мы обязаны воспитывать в детях чувство долга, а без музыки-то они проживут». Подобное можно услышать во многих школах. Странные эти слова « без музыки проживут». Проживут без музыки – значит, проживут без литературы, живописи, театра - словом, без искусства. А ведь искусство- часть духовной культуры человека. Именно в общении с искусством, то есть с прекрасным, черпает человек духовную пищу. Формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создаёт в ребёнке особые эмоциональные состояния, возбуждает интерес к жизни, развивает мышление, память. Таким образом, проблема эстетического воспитания актуальна, и её надо решать.

ВложениеРазмер
krasota_rozhdaet_dobrotu_vospitanie_krasotoy.doc 91 КБ
dekorativno-prikladnoe_iskusstvo.pptx 1.09 МБ
dymkavskaya_igrushka.ppt 1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Звениговская санаторная школа-интернат»

(Республика Марий Эл, г. Звенигово)

(КРАСОТА РОЖДАЕТ ДОБРОТУ)

Иванова Лидия Васильевна

Проект «Красота рождает доброту» (воспитание красотой)

Цель : сохранение культурного многообразия России, повышение интереса детей к народным промыслам, формирование национальной культуры и нравственно-эстетического развития подрастающего поколения, воспитание нравственно здоровой, культурной личности, содействие всестороннему эстетическому воспитанию учащихся, развитие их общего эстетического кругозора.

Задачи : знакомить детей с народными промыслами,

учить понимать и ценить народное искусство,

воспитывать бережное отношение к народным традициям, уважение к искусству своего народа, своего края,

учить видеть прекрасное вокруг себя, создавать эту красоту своими руками,

раскрывать самобытность народных промыслов.

Прекрасное. Оно везде - в окружающей нас природе, наших поступках, в творениях человека, в искусстве. Только всегда ли мы замечаем эту красоту? Особенно сейчас, когда цены на всё постоянно растут, жизнь дорожает. Людям не до красоты, не до эстетического наслаждения.

А что мы видим на экранах своих телевизоров? Иностранные и отечественные сериалы, боевики. Вся эта дешёвая продукция, потоком изливающаяся на наших детей по всем каналам телевидения, извратила их вкус, не дав ему полноценно сформироваться.

Эстетическому воспитанию детей средствами искусства, приобщению их к прекрасному придаётся лишь второстепенное значение. Как понятна в этом плане тревога художника и педагога Б. Неменского, смысл которой заключается в том, чтобы с раннего детства воспитывать у ребят невосприимчивость к художественным суррогатам, привить им против этого иммунитет, выработать художественный вкус, самостоятельность суждений, понимание подлинного искусства.

Д. Кабалевский в своей книге «Прекрасное пробуждает доброе» приводит такой пример. На объявленный в школе субботник несколько человек не явилось, так как учились в музыкальной школе. Завуч возмущалась: «Мы обязаны воспитывать в детях чувство долга, а без музыки-то они проживут». Подобное можно услышать во многих школах. Странные эти слова « без музыки проживут». Проживут без музыки – значит, проживут без литературы, живописи, театра - словом, без искусства. А ведь искусство- часть духовной культуры человека. Именно в общении с искусством, то есть с прекрасным, черпает человек духовную пищу. Формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создаёт в ребёнке особые эмоциональные состояния, возбуждает интерес к жизни, развивает мышление, память. Таким образом, проблема эстетического воспитания актуальна, и её надо решать.

Как решается эта проблема в нашей школе

Звениговская школа-интернат санаторная. Здесь учатся тубинфицированные дети со всей Республики Марий Эл, некоторые родители детей больны туберкулёзом. Много неблагополучных, неполных семей. Большинство детей из сельской местности. Ученики младших классов плохо владеют русской речью. Возникает много проблем в эстетическом воспитании учащихся. Среди многих средств воспитания, может быть, самым важным является воспитание красотой. Я провожу эту работу через ознакомление детей с декоративно- прикладным искусством. У нас в школе работает 20 кружков. Я работаю воспитателем и являюсь руководителем кружка «Умелые руки». На занятиях кружка знакомлю детей с корнями народного искусства, с исконно русскими традиционными промыслами и, конечно же, с промыслами нашего марийского народа (традиционная вышивка по счёту нитей холста, изделия из бересты, резьба по дереву).

Именно общение детей с красотой окружающего мира, пониманием ее сути, сопереживание с ней делает ребенка духовно богаче, открывает его разум и сердце для восприятия слова педагога, а значит, и всего процесса воспитания.

Наша задача - научить детей понимать, искать, видеть подлинную красоту и создавать эту красоту своими руками.

Задачи: создать условия для воспитания у подростков уважения к общечеловеческим ценностям, друг к другу, соблюдение этикета.

Оборудование: цитаты с высказываниями известных людей, карточки с ситуациями.

Форма проведения: ситуативный практикум.

Ход мероприятия

1. Оргмомент. Воспитанники делятся на группы, настраиваются на беседу.

2. Основная часть.

Воспитатель: Проблема человека была всегда главной проблемой

философии. Сегодня поговорим о человеке и мы. Тема нашего занятия называется «Афоризмы и цитаты о прекрасном». Существует мнение, что в человеке должно быть всё прекрасно. Скажите, как вы это понимаете? (Ответы воспитанников).

Я хочу сказать вам, ребята, что каждый из вас неповторим, т.е. личность, но мы с вами также живём в обществе других людей, с которыми мы постоянно общаемся. Поэтому вы должны заниматься самовоспитанием, чтобы стать творцом самого себя и своих обстоятельств. Это значит, что вы должны научиться сложной науке - жить среди людей. Недаром люди издавна придумывали для себя правила жизни, моральные кодексы, нравственные заповеди, выполнение которых считали для себя делом чести. Поведение людей в самых различных ситуациях закрепляется в своде правил, который называется этикетом. Этикет - это своего рода соглашение между людьми о том, как принято вести себя и как не принято. Имеется в виду главным образом поведение людей в повседневной жизни. Многие правила этикета возникли в глубокой древности, но человечество пронесло их через века, они превратились в добрые традиции, которые воспитанный человек всегда соблюдает.

-А какие правила этикета вы знаете? (Обсуждают в группах. Затем отвечают).

-А теперь я предлагаю остановиться на некоторых важных правилах этикета, и для этого попробуем испить из чаши общечеловеческого опыта. Вот наша «чаша мудрости». Прочитав и осмыслив написанное, попытайтесь обосновать своё мнение. (Работа в группах.)

1. В Дагестане о человеке судили так: «Если ты не чувствуешь красоту цветов, если не можешь ценить дружбы, если на тебя не производит
никакого впечатления песня, если ты скуп и равнодушен к чужому горю, то
тебя надо лечить.

2. Несколько правил, закреплённых в пословицах на Руси:
-Гостю щей не жалей, а погуще налей.

-В чужом доме не будь приметливым, а будь приветливым. -Желанный гость зова не ждёт.

Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

Вам подарили вещь, которая у вас есть, или не нравится, или не нужна. Что вы скажете тому, кто её подарил?

Что надо помнить, сидя за столом, чтобы по усам не текло, а в рот попало?

Недаром говорят, встречают по одёжке, а провожают по уму. В человеке всё должно быть прекрасно. Мы должны в других людях искать и находить что-то хорошее, потому-то в любом человеке есть своя индивидуальность. Вот и мы сегодня может быть узнаем о своих одноклассниках то, что может быть до сих пор не знали.

игра» Волшебный стул».

Посмотрите, посредине холла стоит стул. Он волшебный. О том, кто садится на него, мы можем говорить только хорошее.

Читайте также: