Девиз нетрадиционного рисования чувствовать познавать творить
Обновлено: 14.11.2024
Тема: «Развитие творческих способностей у детей через рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов».
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)
Актуальность работы заключается в следующем:
- изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Я определила цели своей работы:
- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Передо мною были поставлены следующие задачи:
- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования пройдет успешно,если:
1). Теоретически обосновать эффективность применения техник нетрадиционного рисования в изобразительном творчестве дошкольников;
2). Выявить нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники и обосновать доступность дошкольникам средств выразительности;
3). Разработать методики ознакомления дошкольников с видами нетрадиционного рисования;
4). Обеспечить преемственность и последовательность в обучении детей приёмам нетрадиционного рисования, учёт возрастных и индивидуальных способностей;
5). Создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей.
Работу проводила поэтапно:
- на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
- на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
Были использованы следующие средства:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
-Предметно-развивающая среда.
Применяла такие методы:
Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы, придумывая, что-то неповторимое, экспериментирует.
Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного впечатления до создания оригинального образа.
Поэтому необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Поэтому было уделено внимание созданию развивающей среды.
Созданию уголка эстетического восприятия.
Созданию художественного фонда –коллекций жанров живописи:
Были изготовлены поделки из глины с дымковской росписью.
Приготовила для детей картотеку игр и упражнений на развитие воображения:
-«На что похожи облака»
-«Портрет заговорил»
-«Чудесные превращения»
упр. - «На что похожи наши ладошки»
упр. -«Три краски»
упр. -«Волшебные кляксы»
упр. –«Волшебная ниточка»
Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.
Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. ЭтоИ. А. Лыкова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова и других.
Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности,такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.
На основе изученного включили в тематический план по реализации нетрадиционные техники рисования.
Ср. гр. – Тема «Жар птица» - рисование ладошкой и пальчиками
Ср. гр. - Тема «Снежинки» - рисование манкой
Ср. гр – Тема «Бабочки порхают в небесах» - кляксография
С помощью нетрадиционных техник рисования возможно рисовать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Как говорил В. А.Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.
Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.
Мною были подготовлены консультации для родителей:
- «Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях»
-«Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей раннего возраста»
- «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми»
Также консультации для воспитателей:
-«Потенциал изобразительной деятельности в развитии творчества посредством нетрадиционных техник рисования»
-«Развитие воображения дошкольников посредством техник рисования»
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", - утверждал В.А. Сухомлинский.
Девиз нетрадиционного рисования: «Чувствовать – Познавать – Творить»
- Чувствовать: развивать у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.
- Познавать: способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
- Творить: побуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
Вложение | Размер |
---|---|
презентация мастер-класс | 891.57 КБ |
памятка для педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МДОУ «Детский сад № 223» Мастер-класс для педагогов г. Ярославля Тема: «Нетрадиционные техники изодеятельности с детьми дошкольного возраста» Старший воспитатель Борзова С.С. .
И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует всё, что его интересует. Всё вызывает интерес: далёкий космос, ближний лес, цветы, машины, сказки, пляски, всё нарисуем: были б краски, да лист бумаги на столе, да мир в семье и на земле. В. Берестов.
Девиз нетрадиционного рисования: « Чувствовать – Познавать – Творить»
Проведение НОД по нетрадиционному рисованию имеет большое значение как для физического, так и для психического развития.
Проведение НОД с использованием нетрадиционных техник: Способствует снятию детских страхов; Развивает уверенность в своих силах; Развивает пространственное мышление; Учит детей свободно выражать свой замысел; Побуждает детей к творческим поискам и решениям; Учит детей работать с разнообразным материалом; Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия ; чувство фактурности и объёмности; Развивает мелкую моторику рук; Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Использование методик нетрадиционного рисования имеет ряд преимуществ: Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей Развивается мышление, речь, воображение Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере. Такие условия, как: широкий подход к решению проблемы; проявление творчества в художественной деятельности; атмосфера творчества; единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка в взаимодействия между ними; комплексное и системное использование методов и приёмов; бережное отношение к процессу и результату детской деятельности; овладение детьми способами изображения обучение; индивидуальный подход к каждому ребёнку; использование нетрадиционных способов и приёмов изображения
Техники нетрадиционного рисования
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками; рисование ватными палочками тычок жесткой полусухой кистью рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; оттиск печатками из картофеля; рисование мятой бумагой; набрызг волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование зубочисткой рисование мыльными пузырями; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; рисование нитками пластилинография .
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее , смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Центр изо творчества Для изобразительной деятельности детей подбирается хорошо освещенное место в стороне от играющих детей, где воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Этот центр желательно оборудовать выставкой, на которую воспитанники могут самостоятельно прикреплять готовые работы.
1 слайд Описание слайда:
Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников Нетрадиционные техники рисования в младшей группе (рисование пальчиками и ладошками) Воспитатель Потапова Ольга Васильевна
2 слайд Описание слайда:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках его пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А. Сухомлинский. Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона. Девиз нетрадиционного рисования: «Чувствовать – Познавать – Творить» Задачи: Чувствовать: развивать у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках. Познавать: способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи. Творить: побуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
3 слайд Описание слайда:
Преимущества Индивидуальный подход к ребенку с учетом его желаний и интересов; Интеллектуальное развитие ребенка, коррекция психических процессов и личностной сферы дошкольников; Развитие точности и быстроты движение, усидчивости, терпения, мышления, воображения, памяти; Стимулирование положительной мотивации.
4 слайд Описание слайда:
Рисование ладошкой Возраст: от двух лет. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование пальчиками Возраст: от двух лет. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
5 слайд
У меня на занятиях на первые две ступени отведено совсем немного времени, поэтому основной процесс познания окружающего мира проходит в повседневной жизни детей под руководством воспитателей и родителей. Только взрослые, выводя детей на прогулку, читая книги, беседуя с детьми могут обратить внимание детей на красоту ясного голубого неба, удивиться его бездонности и необъятности, заметить, чем оно отличается от нависающих тёмных дождевых туч и т.д. Поэтому в первую очередь сам педагог должен владеть креативными способностями, исследовательскими действиями и стремиться к творческому саморазвитию, а потом уже развивать у детей желание придумывать, фантазировать и творить разными способами как традиционными, так и нетрадиционными.
Мой опыт работы показывает, что по-настоящему от природы творчески одарённых детей очень мало. Основной процент детей действует по образцу, подсказке воспитателя, лишь дополняя мелкие детали и внося небольшие изменения по своему усмотрению. Хотя творческий потенциал заложен в каждом ребёнке. В последнее время увеличилось количество детей абсолютно пассивно воспринимающих предложение педагога что- нибудь придумать, создать, дополнить и т. д. Я считаю, что причин у этого явления несколько. Прежде всего, детям покупают те игрушки, которые не заставляют ребёнка думать, фантазировать, воображать. Те компьютерные игры, которые любят дети, имеют подробную инструкцию (как действовать), а результат зависит только от быстроты реакции.
С другой стороны, сейчас гораздо больше возможностей для разнообразной творческой деятельности. И только от нас, взрослых, зависит, в каких условиях будут расти наши дети, и на сколько эти условия будут способствовать их творческому развитию.
Сегодня я хочу поделиться с вами своими скромными наработками, которые я использую на занятиях по рисованию. Думаю, что они будут вам интересны и полезны.
Выделим несколько главных направлений в организации изобразительной деятельности:
- выбор темы рисунка;
- выбор изобразительных средств (традиционных и нетрадиционных)
- выбор методов и приёмов объяснения материала и показа способов изображения;
- выбор видов анализа и оценки детских работ.
Подбирая тему для рисования, я всегда ориентируюсь на то, насколько она будет интересна и близка детям. Н-р, «Воздушные шары для грустного зайчика», «Нарисуем будку для бездомного щенка», «Вернём волшебную силу Жар- птице», «Грузовик везёт детям новогодние подарки» и т. д. Дети, принимая игровую ситуацию, начинают думать над её развитием и предлагают свои способы решения изобразительной задачи.
В своей работе я использую как традиционные изобразительные средства и техники, так и нетрадиционные. Н- р, при изображении обычного дерева в разной технике получается совершенно разный образ знакомого предмета.
Об использовании в работе с дошкольниками разнообразных нетрадиционных техник и средств можно говорить очень много. В последнее время издано большое количество методической литературы по данному вопросу. Есть более адаптированные дошкольному возрасту методики, есть сложные. Педагог должен сам попробывать с детьми разные виды и выбрать наиболее подходящие и к возрасту, и к уровню способностей данной группы. А дети всегда проявляют большой интерес ко всему новому, незнакомому.
При выборе методов и приёмов объяснения нового материала и показа способов изображения я руководствуюсь общепринятыми рекомендациями. Но особое внимание уделяю не рассматриванию готового образца, а прорисовке всей работы ( без мелких деталей) на глазах у детей, сопровождая показ способов рисования подробным и точным комментарием. Я думаю, что этот приём наиболее эффективен. Не зря говорят: « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В этом случае дети лучше представляют изобразительную задачу и наглядно запоминают последовательность её решения. Если перед детьми ставиться не очень сложная изобразительная задача, то здесь уместен и показ ребёнка с опорой на их графический опыт и знания.
Научить детей замечать красоту окружающего мира, разнообразие его красок невозможно без знакомства детей с основами цветоведения. Поэтому, начиная с 3-4 лет я знакомлю детей с такими разделами, как:
1) радуга и чудо её рождения;
2) деление цветов на:
-тёплые и холодные;
-бледные и яркие;
-близкие и контрастные;
-весёлые и грустные;
-звонкие и глухие
3) смешивание красок и получение новых цветов и их оттенков.
К концу дошкольного возраста дети умеют подбирать нужную палитру и получать для выполнения своей работы наиболее подходящие цвета и оттенки.
Существует целая система изобразительной грамоты. И без знания основ этой системы невозможно создать никакой продукт творческой деятельности. Овладение этой системой происходит поэтапно, начиная с раннего возраста вначале на интуитивном уровне, а потом ближе к старшему дошкольному возрасту уже на сознательном уровне. Постепенно накапливается необходимый художественно- изобразительный и эмоциональный опыт, появляется понимание зависимости между замыслом, своими возможностями, выразительными средствами и характером образа. Большая роль в качественной организации этого процесса отводиться нам, взрослым. Говорить о творческом проявлении у детей можно только тогда, когда сам педагог готов к эксперименту.
Читайте также: