Девиз звезда по имени солнце

Обновлено: 21.12.2024

30 лет прошло с трагической гибели легенды русского рока Виктора Цоя. Для многих он остался героем поколения, его голосом и душой. Феномен заключается ещё и в том, что песнями Цоя и группы «Кино» заслушиваются даже те, кто родился много лет спустя после смерти музыканта. Они находят в музыке и поэзии Цоя для себя что-то своё. Творчество «Кино» не нуждается в представлении. Вряд ли найдется тот, кто ни разу не слышал этих песен. Они, кажется, уже ушли в народ.

Хочу сегодня с вами поговорить о культовом альбоме «Кино» - «Звезда по имени Солнце». Это был седьмой альбом для группы. Над ним Виктор начал работать сразу после выхода альбома «Группа крови». Никто тогда и представить не мог, что он станет последним записанным и выпущенным при его жизни. Может, если только сам Цой что-то предчувствовал…

Запись пластинки проходила в Москве на студии Валерия Леонтьева. Группе всегда симпатизировало творчество этого исполнителя. По словам Алексея Рыбина (гитариста «Кино» с 1981 по 1983 год), группа ходила на его концерт в Ленинграде. Леонтьев так говорил в одном интервью о Викторе Цое: «Хороший был парень — доброжелательный, открытый и очень талантливый музыкант». Знакомы они были. Впрочем, к записи «Звезды по имени Солнце» певец отношения не имеет. Его не было в то время на студии.

Перед работой в группе записью группа сделала демо-запись. Тут произошёл досадный случай. Кассету с демо-записью украли у аранжировщика и барабанщика Георгия Гурьянова ! На той же самой кассете были и собственные наработки, что расстроило его ещё больше. Работа в студии группе тоже давалась тоже не просто. Рок-музыканты пишут на студии эстрадного певца. Вся профессиональная техника в новинку.

Альбом был записан ещё в конце 1988 года, но чтобы дать поклонникам расслушать «Группу крови», вышедшую в том же году, было принято решение отложить выход записи до следующего года. В итоге «Звезда по имени Солнце» вышла в свет 29 августа 1989 года.

На альбоме девять песен. Записывалось больше композиций, но они по какой-то причине не вошли в него. Изначальная заглавной песней должна была стать «Пачка сигарет» , но в последний день Виктор Цой сказал, что название альбому даст песня «Звезда по имени Солнце».

Пластинка написана в привычных для группы жанрах – новая волна и пост-панк. Больше всего интерес представляет лирика. С альбома «Группа крови» берет начало так называемый героический период творчества Цоя, пришедший на смену романтическому.

Смысл песен и альбома в целом

Первая песня - «Песня без слов» :

Песня без слов, ночь без сна, все в свое время - зима и весна,

Каждой звезде - свой неба кусок, каждому морю - дождя глоток.

Каждому яблоку - место упасть, каждому вору - возможность украсть,

Каждой собаке - палку и кость, и каждому волку - зубы и злость.

Виктор использует такой троп как анафора (единоначатие) для того, чтобы подчеркнуть стремление лирического к свободе. В данном случае свобода – это возможность, достаток того или иного. Песня – это то, в чем нуждается сам автор. Без вдохновения, без слов его труд потеряет смысл. Можно ещё трактовать это так: он хочет быть понятым, однако «весь мир идёт на него войной». Мир не понимает слов в песне, она для него «песня без слов». Во втором куплете есть ситуация выбора: изменить этот мир или принять как есть? Что делать? Быть или не быть?

Самая популярная песня с альбома – «Звезда по имени Солнце» . Гимн молодых героев-воинов, которые «способны дотянуться до звезд». Они живут «по законам другим». Это те, кто готов воевать, кто готов изменить этот мир. Однако часто судьба к ним не столь милостива. Он умирают молодыми. Солнце – очень философский образ. Дарящее жизнь на Земле Солнце, может её и забрать.

Красная, красная кровь - через час уже просто земля,

Через два на ней цветы и трава, через три она снова жива

И согрета лучами Звезды по имени Солнце.

Красной нитью, неким подтекстом идёт образ времени. Бой проходит - природа оживает. Кто-то помнит героев, кто-то забывает. Печально, что это не зависит от цены подвига.

«Невеселая песня» пересекается «Песней без слов» . В предыдущей песне пелось о стремлении к достатку, в этой уже поётся про его отсутствие:

«Наши реки бедны водой, в наших окнах не видно дня…»

Лирический герой уже готов отдать жертву:

«…я полцарства отдам за коня»

Однако во втором куплете мы понимаем, что всё не так просто. Герой опечален своей судьбой, также судьбой таких же, как и он:

«А когда мы разжигали огонь, наш огонь тушили дождем.

Мы сидим у разбитых корыт и гадаем на розе ветров,

А когда приходит время вставать, мы сидим, мы ждем»

Невольно приходит образ Обломова. И проблема «обломовщины» - это проблема народа. Народ бы мог многое изменить, если бы не сидел, не ждал. Все ли хотят изменить этот мир? Если да, то, сколько среди них тех героев, не сидящих, не ждущих? Большинство боится отдавать жертву, потому что может «упасть, опаленным звездой по имени Солнце».

Грустный мотив продолжается. Поддавшись этому грустному мотиву, лирический герой впадает в депрессию. Уходит вера в лучшее. В песне «Сказка» изображена некая антиутопия. Мир вокруг искусственный:

«Снова утро прожектором бьет из окна…»; «На экране окна сказка с несчастливым концом».

Образ Солнца Цой снова рисует, но на сей раз рисует через его отсутствие. «Снова солнца на небе нет…». Часто человек что-то начинает осознавать лучше, когда это потеряет. Солнце – это свет, жизнь. Оно с нами почти каждый день. Когда «стена из кирпичей облаков» его закрывает, всё вокруг ощущает его нехватку:

«И стучит пулеметом дождь, и по улицам осень идет;

И стена из кирпичей-облаков крепка.

А деревья заболели чумой, - заболели еще весной;

И вниз летят с ладони листья, махавшие нам свысока».

Времена года помимо времени действия предстают перед нами как условное деление жизни человека. В весне-детстве всё зарождается, но в её сути заложено понятие «старости». Без детства старость не имеет смысла, так же как и весна без осени.

Во втором же куплете «Сказки» появляется смерть. Она зовёт лирического героя с собой. Смерть заберет его тело. Жизнь обрывается часто внезапно, повергает в шок. Никто никогда не знает, где её конец:

«Ну, а тело не допело чуть-чуть.

Ну, а телу недодали любви. Странное дело».

Грусть со временем тоже уходит. На её место приходит надежда и уверенность в себе:

«У меня есть дом, только нет ключей, у меня есть солнце, но оно среди туч,

Есть голова, только нет плечей, но я вижу, как тучи режет солнечный луч ».

Солнце прорывается сквозь «стены из кирпичей-облаков». «Место для шага вперед» - это, пожалуй, самая жизнеутверждающая песня на всем альбоме. Для счастья герою песни нужно немного – слова и место. Посыл можно понимать по-разному. Несколько слов могут быть признанием в любви, а могут быть выражением свободы, попыткой воспользоваться гласностью.

Надежда мелькает и в песне « Пачка сигарет» . Её героя заносит в разные места, он проходит множество путей в поисках своего. Ему довольно трудно это сделать:

«Я ходил по всем дорогам и туда, и сюда,

Обернулся - и не смог разглядеть следы».

А что же тогда для героя надежда? Пачка сигарет. У курящего человека есть потребность в сигаретах. Она удовлетворена – он счастлив. Хотя мысль о потребности и счастье можно выразить разными образами.

« Но если есть в кармане пачка сигарет,

Значит все не так уж плохо на сегодняшний день ».

Размышляя о своем жизненном пути, человек задумается над смертью. Так ли он прожил, как хотел?

«А без музыки на миру смерть не красна,

А без музыки не хочется пропадать».

Вероятно, Цой пишет о себе. Музыка была для него делом всей жизни. Он пел на разрыв аорты, проживал на сцене все эмоции.

«Стук» - это песня об осознанном выборе пути. Если в « Пачке сигарет» лирический герой рассуждает, то в «Стуке» - уже действует. Иначе он не может : «…странный стук зовет в дорогу». Лирический герой песни всё для себя решил.

«И когда я обернусь на пороге,

Я скажу одно лишь слово: "Верь!"».

О каком же пороге речь? Вполне возможно порог жизни. За тем порогом только смерть. Символично то, что многие поклонники Виктора Цоя не верят в его трагическую гибель.

В песне «Печаль» видится тот же самый образ, что и в « Звезде по имени Солнце » - земля. Если раньше слушатель видел растрескавшуюся землю, согретую Солнцем, то теперь всё вот так:

«На холодной земле стоит город большой,

Там горят фонари, и машины гудят» .

Вместо солнца – фонари. Это свет искусственный, заменяющий солнце. Этот свет не греет землю. Земля стала холодной. Трава и цветы уже не вырастут.

«А над городом – ночь.

А над ночью – луна.

И сегодня луна каплей крови красна».

Солнца нет. Остается луна. Но и она сама не своя. Она – красная. Луна бывает такого цвета при лунном затмении. Красный – единственный свет, который она ловит с земли. О чем может говорить это? Солнца нет, луна в затмении. Весь привычный свет недоступен для земли. Красно-кровавый цвет – это напоминание о жертвах войны, тех самых героях. Вот ещё одна связь со « Звездой по имени Солнце» . Кому-то может прийти на ум и политическая трактовка. Красный – цвет коммунистов.

« Дом стоит, свет горит, из окна видна даль.

Так откуда взялась печаль?

И, вроде, жив и здоров, и, вроде, жить не тужить.

Так откуда взялась печаль?».

В доме горит свет. Свет от ламп тоже искусственный. В квартире уютно и тепло может быть и без солнца. Природа побеждена человеком. Лирический герой видит из окна даль. Что же там, вдали может быть? Такие же дома, в каком живет и он. Получается, что многое вокруг является самообманом. Это осознает и сам герой песни. Возможно, печаль вызвана именно этим.

Заканчивает альбом «Апрель» . Начинается он так:

Над землей - мороз, что не тронь - все лед, лишь во сне моем поет капель.

А снег идет стеной, а снег идет весь день, а за той стеной стоит апрель.

Без солнца земля превратилась в лёд. Снег, мороз. Цой описывает вечную мерзлоту. Весна лишь во сне, она за той стеной. Эту стену не пройти.

«А он придет и приведет за собой весну, и рассеет серых туч войска.

А когда мы все посмотрим в глаза его, на нас из глаз его посмотрит тоска».

Герой песни ждет апреля. Это снова надежда на лучшее. Апрель посмотрит с тоской на людей, на мир, потому что он знает, что весна тоже пройдет, как и прошла зима. Однако люди возрадуются появлению солнца:

И откроются двери домов, да ты садись, а то в ногах правды нет.

И когда мы все посмотрим в глаза его, то увидим в тех глазах Солнца свет.

Говоря о «Звезде по имени Солнце» нельзя не упомянуть, что заглавная песня, а за ней многие другие написаны Виктором во время съемок фильма «Игла» . Она же и звучит в его начале.

Отрывок фильма с песней "Звезда по имени Солнце"

Группа и с фильмом, и с альбомом продолжала завоевывать популярность. Стала фактически самой известной рок-группой в стране. «Звезда по имени Солнце» переиздавалась больше десятка раз. Это один из самых популярных альбомов в дискографии «Кино».

На фото запечатлена запись-автограф, оставленная на память в г. Жёлтые Во́ды (город в Днепропетровской области Украины) местному фоторепортеру:

Желтые воды.
Желтое солнце.
Желтые странные дни.
Я хотел бы увидеть желтую воду, но для этого я слишком поздно рожден,
Я хотел бы стать деревом странной породы, но мой город металлом и льдом осажден.

В другой своей песне В.Цой обращаясь к Солнцу:

Солнце мое, взгляни на меня

подразумевает Христа. Поэтому, все, что связано со Христом, у него все окрашено в желтые тона: Желтые странные дни - это время Его земной жизни. В.Цой сожалеет, что не родился тогда, чтобы увидеть Его воочию. Слово "странный" обозначает - "не от мира сего". Таким людям нет места в современном мире, так же, как и дерево странной породы не вписывается в архитектуру современного города.

Этот стих можно было бы применить как эпиграф к данной статье. Ведь, в нижеприведенном куплете опять фигурирует желтый цвет:

Белый снег, серый лед, на растрескавшейся земле.
Одеялом лоскутным на ней – город в дорожной петле.
А над городом плывут облака, закрывая небесный свет.
А над городом – желтый дым, городу две тысячи лет,
Прожитых под светом Звезды по имени Солнце…

Здесь он, так же, применяется для обозначения города, освященного Его присутствием когда-то две тысячи лет назад. Но, сейчас, он охладел к Нему, вот и облака - закрывают небесный свет.

С тех пор прошло две тысячи лет в постоянных войнах. Но привычные для всех войны, это только - оболочка. На самом деле, большей частью, В.Цой подразумевал подводную часть айсберга, невидимую войну - сил зла и добра. И эта война, так или иначе, аукается и на земную жизнь. И всем придется пройти через смерть, но и у всех есть надежда на воскрешение, чтобы быть согретыми Звездой по имени Солнце:

И две тысячи лет – война, война без особых причин.
Война – дело молодых, лекарство против морщин.
Красная, красная кровь – через час уже просто земля,
Через два на ней цветы и трава, через три она снова жива
И согрета лучами Звезды по имени Солнце…

Но есть такие люди, которые избрали себе особый жизненный путь, подвижнический (от слова подвиг), которые, уже здесь, на Земле пытаются снискать себе спасения, не дожидаясь гипотетического воскрешения, это - монахи, но, особенно - отшельники. Они, как бы, умерли для этого мира (многие смолоду), им нет необходимости подчинятся каким-то мирским властям, начальникам, там все по-другому. Но, навряд ли они смогут, даже при такой жизни, достичь подобия ангелам (дотянуться до звезд), если не научатся смирению, самоуничижению, только в этом состоянии их приветит Звезда по имени Солнце:

Напевая до боли знакомые строчки, мы не задумываемся об их сакральном смысле, а он есть. При внимательном изучении каждого словосочетания легко отыскать политическую, религиозную, социальную его подоплеку.

Разве не ассоциируется сюжет первого куплета с разбитой вдребезги некогда могучей державой СССР?! Для людей с тонкой душевной организацией, каковым и являлся поэт и музыкант Цой, столь сокрушительное событие не могло не оставить следа в сердце. На тот момент оно воспринималось началом глобальных изменений в обществе, веры в лучшее, что и вызывало в нем желание творить нетленные произведения. Главное, от чего иносказательно предостерегал Цой – это возможность потерять ощущение Божьего промысла в дрязгах, боях, суете и нестабильности. Это так называемые облака, которые закрывают свет.

Вера в Бога, хоть она не была актуальной среди молодежи на тот момент, для него занимала одно из ведущих мест в жизни и творчестве. И если педантично вчитываться и вслушиваться в его произведения, то это с легкостью можно почувствовать. Ведь та самая война, которая длится уже на протяжении 2000 лет – это бесконечная борьба Добра со Злом. Весь вопрос в том, кому из нас повезет жить именно в то время, когда побеждает Свет.

Тайшет24 в WhatsApp

Впрочем, Цой слишком рано, но сумел дотянуться до звезды по имени Солнце, только не упал, опаленный лучами, а навсегда остался на ее орбите. Возможно, в награду за то, что жил он по законам другим, ему было суждено умереть молодым…

Группа «Кино» образовалась в начале 80-ых годов. Ее лидером стал Виктор Цой. Музыкальная группа играла альтернативный рок, используя синтезатор вместо ударных инструментов. В начале своего творческого пути трио играло в полуподвалах, организовывались квартирники. Успех стал таким же внезапным, как и трагедия.

- Advertisement -

Выпущено множество кавер-версий хита. В настоящее время его исполняют как начинающие музыканты, так и профессионалы. «Звезда по имени Солнце» является одной из наиболее популярных песен группы, поэтому особенно интересен анализ данной музыкальной композиции.

Первые строки песни «Белый снег, серый лед на растрескавшейся земле» символизируют современный мир, напряженную ситуацию между людьми, предсказание распада Советского Союза. Если вы будете вникать в смысл этих строчек, то многое будет понятно. Есть и другие слова. Например, желтый дым и облака – символы лжи, в которой живет страна, то, что скрывает ее от «Солнца».

«И две тысячи лет война, война без особых причин война». Каждый знает продолжение этих строк. По мнению автора, идет война молодых людей, полных противоречий и страстей, идет духовная война человека с самим собой. Эти слова заставляют нас задуматься и сделать определенные выводы.

Следующие строки говорят о крови, ее свойствах и значении. Кровь – это жизнь человека, она способна как наполнить его, так и опустошить. Если жить не по законам толпы, то получаешь вечную жизнь. Также в песне прослеживается религиозный подтекст.

Также имеется трактовка, связанная с идеей фильма, к которому была создана эта бессмертная музыкальная композиция. Один из вариантов трактования песни – ее автобиографичность, поскольку она одна из последних в творчестве Цоя. Звезда – это сам Виктор, опаленный славой и погибший.

К сожалению, автор практически ничего не рассказал о своей песне. Существуют различные версии и толкования написанных строк, каждый понимает их по-своему. Хотя ради справедливости стоит отметить, что так и должно быть. Такие песни и создаются для того, чтобы люди задумывались о том, какой смыл несет произведение, могли задумываться о смысле, в том числе жизни.

Исполнитель легендарных хитов обрел бессмертие для своих фанатов. Пока жива его музыка – жив и Цой.

Читайте также: