Что такое присказка в сказке чудо чудное диво дивное
Обновлено: 14.11.2024
Жил-был в одном селе мужик бедный-пребедный, детишек у него было много, а хлеба мало. Вот раз съели они весь хлеб: ни корочки, ни крошки не осталось. Жена горюет, почернела вся от горя. Ребята с голодухи кричат, есть просят.
Что делать? Где хлеба взять?
Пошёл мужик на поклон к богатому соседу. Так и так сосед, помоги, я в беде, дай хлеба в долг.
— Как соберу урожай – немедля отдам.
— А то прикажи работать на тебя буду, в долгу не останусь.
А богач и слушать не хочет:
— Мало ли вас таких оборванцев голодных? Если всем помогать – сам таким же станешь. Не припасено у меня для твоих ребят. Ступай, куда хочешь. А ко мне дорогу позабудь!
Так и прогнал. Вернулся мужик домой с пустыми руками, сел на лавку, стал раздумывать, что делать. Дай, думает, пойду в лес, может быть зайца или тетерку подстрелю. Взял плохонькое своё ружьишко и пошел.
Целый день по ельнику, да по болотинам бродил, оборвался весь, уморился, а всё без толку, даже хвостика заячьего во весь день не увидел. Бродил он так-то, бродил по чаще, да и заблудился. Вышел на какую-то поляну и услышал шум да крики, подошел поближе, пригляделся и видит, на той поляне большое озеро, а на берегу дерутся черти с лешим.
Навалились все на него, того и гляди – задавят. Леший к земле пригибается, корни выдергивает, да от чертей отбивается. Да не тут-то было, черти так и наседают, так и наседают, и за ноги и за руки его хватают.
Посмотрел-посмотрел мужик и думает: “У нас так не полагается, чтобы все на одного”.
Прицелиться да как бабахнет в чертей из ружьишка-дробовика.
Черти испугались и о драке забыли, все разом бултых в озеро – только круги по воде пошли.
Подошел мужик к лешему и спрашивает:
— Ну как, жив остался?
Отдышался леший и говорит:
— Спасибо тебе мужик за подмогу, пропал бы я без тебя. Ты зачем, скажи, в такую чащу забрался?
— Думал хоть зайца или тетерку подстрелить, да только зря целый день проходил. Зря все заряды извел.
Леший и говорит:
— Ты мужик не горюй! Я тебе хороший подарок сделаю.
И повёл его в свою избушку. Привел и говорит:
— Видишь, возле моей избушки гусь бродит?
— Ну, так посмотри, что с ним будет. Эй, гусь, поди сюда!
Гусь тотчас в избушку вошел. Леший достал сковородку и говорит:
— Встряхнись, встрепенись, да на сковородку ложись.
Гусь встряхнулся, перышки скинул и улегся на сковородку. Леший ту сковородку в печь задвинул.
Как изжарился гусь красно да румяно, леший достал его из печки и говорит:
— Ну, теперь есть будем. Смотри только мясо ешь, а кости не ломай, не бросай, все в одну кучку собирай.
Вот они сели, да вдвоем целого гуся и съели. После того леший взял обглоданные гусиные косточки, бросил их на пол к перышкам и молвил:
— Эй, гусь, встряхнись, встрепенись!
Появился опять гусь. Живой и целый. Встряхнулся, встрепенулся, словно и в печке никогда не бывал.
— Эко диво дивное, эко чудо чудное – говорит мужик. – Никогда такого не видывал.
— Смотри, толи ещё увидишь! А теперь, получай это диво дивное в подарок. Будет у тебя всякий день жаркое не купленное.
Отдал гуся мужику и велел к себе на спину сесть. Мужик сел на спину к лешему, Тот его вмиг на опушку вынес. Вернулся мужик домой, сам веселый, довольный.
Ну, жена, ну, ребятишки, недаром я целый день в лесу бродил. Принёс я диво дивное, чудо чудное. Теперь всегда сыты будем. И показывает им гуся.
Взглянула жена на гуся, вздохнула и говорит:
— Ну, этого дива нам только на один ужин и хватит.
— А ты не печалься, может и на завтра останется. Давай-ка сюда сковородку!
Жена подала, а сама не знает, что и думать. Мужик и говорит:
— Эй, гусь, встряхнись, встрепенись, да на сковородку ложись!
Гусь встряхнулся, перышки скинул и улегся на сковородку. Ставь жена сковородку в печь!
Немного погодя мужик и говорит:
— Ну, жена, изжарился наш гусь. Вынимай, сейчас есть будем.
Уселись все за стол, стали гуся есть. Мужик косточки бросать не велит, велит в кучку складывать.
Как поели они да вышли из-за стола, бросил он косточки на пол к перьям и молвил:
Эй, гусь, встань встряхнись, встрепенись, да ступай во двор!
Гусь тотчас встал, встряхнулся, встрепенулся, как ни в чем не бывало, и пошел во двор.
— Эко диво дивное, эко чудо чудное, — говорит жена. И всегда у нас так-то будет?
И стали они с тех пор жить без горя. Как захотят есть, сейчас же: “Эй гусь, ложись на сковородку”. А наедятся досыта: “Эй, гусь, встряхнись, встрепенись, да ступай во двор!”.
Много ли мало ли времени прошло, узнал о том богатый сосед, охватила его зависть. Выбрал он время и пришел в самый обед к бедному соседу. А о чем говорить не придумает.
— Нет ли у тебя дегтя, телегу смазать надо, а свой-то весь вышел.
— Что ты сосед? У меня ни телеги ни лошади нету, сам небось знаешь.
Вот беда, — говорит богатый. А что это вы едите?
На базаре что ли купил?
Какое там, на базар? – отвечает мужик, да и рассказал без утайки, всё как было.
Выслушал сосед и говорит: — Вот что сосед, продай ты этого гуська мне. Я тебе две меры ржи дам, да целковый. Цена сам видишь хорошая.
— Нет, сосед, лучше и не проси. Не продам!
Ушел богатый ни с чем, а сам думает: ”Добром не продал, так возьму!”.
Выждал время, высмотрел, как сосед с женой да с ребятами в лес за хворостом ушли, да и утащил у них гуся.
Пришел домой, приказал жене печку истопить, да сковородку подать. А сам взял в руки сковородник, приготовился гуся в печку сажать.
— Эй, гусь, ложись на сковородку!
А гусь расхаживает по избе, будто и не слышит. Он опять:
— Эй, гусь, ложись на сковородку!
Гусь знай себе ходит из угла в угол. Осердился богач на гуся, да стук его сковородником.
Тут сковородник и прилип одним концом к богачу, а другим к гусю. Да так плотно прилип, что никак оторвать его нельзя. Богач и так и сяк, никак отлепиться от сковородника и от гуся не может. Закричал он своей жене:
— Чего же ты, дуреха, стоишь, смотришь? Оторви меня от этого проклятого гуся, видно он заколдованный. Стала жена отрывать его, да сама в тот же миг и прилипла к мужу.
Принялась она кричать, дочек на помощь звать. Потянула её старшая дочка и сама к ней прилипла, потянула старшую сестру – младшая и тоже прилипла к ней.
Тут гусь гакнул громко и потащил всех за собой во двор, а со двора на улицу. Идет гусь к базару, мимо лавок купеческих, сам гогочет во весь голос. Увидал его толстый купец из своей лавки, захотел богатею помочь, ухватился за младшую дочку и сам к ней прилип.
Ой, — кричит, беда, ой, караул!
Услыхал крик староста, бросился богатею да купцу на подмогу. Тут и они прилипли друг к другу. Шел мимо поп увидел это и кричит:
— Сейчас я вас отлеплю!
Цоп старосту и сам к нему прилип. Завопил поп не своим голосом:
Собрались на крик и старые и малые, смеются, пальцами показывают, а гусь знать всё дальше да дальше идет. Так через всё село и провел. А потом обратно поволок.
И богатей, и купец, и староста, и поп не знают, куда глаза от срама спрятать. Растрепались все, разлохматились. Привел гусь всех к мужиковой избе и давай гагакать, хозяина вызывать. Вышел мужик и говорит:
— Так вон, куда мой гусек запропал. Ну да хорошо, что не совсем потерялся.
Эй, гусь, встряхнись да ступай в избу!
Встряхнулся гусь, всех крыльями в стороны разбросал и пошел в избу.
А богатей с женой да дочками, купец, староста да поп поскорее по своим домам разбежались, попрятались, не смеют добрым людям на глаза показаться. Здесь и сказке конец.
1 слайд Описание слайда:
Сказка Чудо чудное, диво дивное Приобщение детей к истокам народного искусства
2 слайд Описание слайда:
Цели: Способствовать развитию национального самосознания учащихся. Формировать художественно-творческую активность. Воспитывать патриотизм.
3 слайд Описание слайда:
Задачи: Учебные: Формировать интерес к истокам русской культуры. Воспитательные: Развивать чувство гордости за свою национальную культуру. Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа. Развивающие: Способствовать развитию творческой фантазии. Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление).
4 слайд Описание слайда:
Русская народная сказка Жил-был в одном селе мужик бедный-пребедный, детишек у него было много, а хлеба мало. Вот раз съели они весь хлеб: ни корочки, ни крошки не осталось. Жена горюет, почернела вся от горя. Ребята с голодухи кричат, есть просят. Что делать? Где хлеба взять? Пошёл мужик на поклон к богатому соседу. Так и так сосед, помоги, я в беде, дай хлеба в долг. - Как соберу урожай – немедля отдам. - А то прикажи работать на тебя буду, в долгу не останусь. А богач и слушать не хочет: - Мало ли вас таких оборванцев голодных? Если всем помогать – сам таким же станешь. Не припасено у меня для твоих ребят. Ступай, куда хочешь. А ко мне дорогу позабудь!
5 слайд Описание слайда:
Так и прогнал. Вернулся мужик домой с пустыми руками, сел на лавку, стал раздумывать, что делать. Дай, думает, пойду в лес, может быть зайца или тетерку подстрелю. Взял плохонькое своё ружьишко и пошел. Целый день по ельнику, да по болотинам бродил, оборвался весь, уморился, а всё без толку, даже хвостика заячьего во весь день не увидел. Бродил он так-то, бродил по чаще, да и заблудился. Вышел на какую-то поляну и услышал шум да крики, подошел поближе, пригляделся и видит, на той поляне большое озеро, а на берегу дерутся черти с лешим. Навалились все на него, того и гляди – задавят. Леший к земле пригибается, корни выдергивает, да от чертей отбивается. Да не тут-то было, черти так и наседают, так и наседают, и за ноги и за руки его хватают. Посмотрел-посмотрел мужик и думает: “У нас так не полагается, чтобы все на одного”. Прицелиться да как бабахнет в чертей из ружьишка-дробовика. Черти испугались и о драке забыли, все разом бултых в озеро – только круги по воде пошли. Подошел мужик к лешему и спрашивает: - Ну как, жив остался?
6 слайд Описание слайда:
Отдышался леший и говорит: - Спасибо тебе мужик за подмогу, пропал бы я без тебя. Ты зачем, скажи, в такую чащу забрался? - Думал хоть зайца или тетерку подстрелить, да только зря целый день проходил. Зря все заряды извел. Леший и говорит: - Ты мужик не горюй! Я тебе хороший подарок сделаю. И повёл его в свою избушку. Привел и говорит: - Видишь, возле моей избушки гусь бродит? - Вижу - Ну, так посмотри, что с ним будет. Эй, гусь, поди сюда! Гусь тотчас в избушку вошел. Леший достал сковородку и говорит: - Встряхнись, встрепенись, да на сковородку ложись.
7 слайд Описание слайда:
Гусь встряхнулся, перышки скинул и улегся на сковородку. Леший ту сковородку в печь задвинул. Как изжарился гусь красно да румяно, леший достал его из печки и говорит: Ну, теперь есть будем. Смотри только мясо ешь, а кости не ломай, не бросай, все в одну кучку собирай. Вот они сели, да вдвоем целого гуся и съели. После того леший взял обглоданные гусиные косточки, бросил их на пол к перышкам и молвил: - Эй, гусь, встряхнись, встрепенись! Появился опять гусь. Живой и целый. Встряхнулся, встрепенулся, словно и в печке никогда не бывал. - Эко диво дивное, эко чудо чудное – говорит мужик. – Никогда такого не видывал. - Смотри, толи ещё увидишь! А теперь, получай это диво дивное в подарок. Будет у тебя всякий день жаркое не купленное. Отдал гуся мужику и велел к себе на спину сесть. Мужик сел на спину к лешему, Тот его вмиг на опушку вынес. Вернулся мужик домой, сам веселый, довольный.
8 слайд Описание слайда:
Ну, жена, ну, ребятишки, недаром я целый день в лесу бродил. Принёс я диво дивное, чудо чудное. Теперь всегда сыты будем. И показывает им гуся. Взглянула жена на гуся, вздохнула и говорит: - Ну, этого дива нам только на один ужин и хватит. Усмехнулся мужик. - А ты не печалься, может и на завтра останется. Давай-ка сюда сковородку! Жена подала, а сама не знает, что и думать. Мужик и говорит: - Эй, гусь, встряхнись, встрепенись, да на сковородку ложись! Гусь встряхнулся, перышки скинул и улегся на сковородку. Ставь жена сковородку в печь!
9 слайд Описание слайда:
Немного погодя мужик и говорит: - Ну, жена, изжарился наш гусь. Вынимай, сейчас есть будем. Уселись все за стол, стали гуся есть. Мужик косточки бросать не велит, велит в кучку складывать. Как поели они да вышли из-за стола, бросил он косточки на пол к перьям и молвил: Эй, гусь, встань встряхнись, встрепенись, да ступай во двор! Гусь тотчас встал, встряхнулся, встрепенулся, как ни в чем не бывало, и пошел во двор. - Эко диво дивное, эко чудо чудное, - говорит жена. И всегда у нас так-то будет? - Всегда. И стали они с тех пор жить без горя. Как захотят есть, сейчас же: “Эй гусь, ложись на сковородку”. А наедятся досыта: “Эй, гусь, встряхнись, встрепенись, да ступай во двор!”. Много ли мало ли времени прошло, узнал о том богатый сосед, охватила его зависть. Выбрал он время и пришел в самый обед к бедному соседу. А о чем говорить не придумает.
10 слайд Описание слайда:
- Здравствуй, сосед! - Здравствуй! - Нет ли у тебя дегтя, телегу смазать надо, а свой-то весь вышел. - Что ты сосед? У меня ни телеги ни лошади нету, сам небось знаешь. Вот беда, - говорит богатый. А что это вы едите? - Гуся едим. На базаре что ли купил? Какое там, на базар? – отвечает мужик, да и рассказал без утайки, всё как было. Выслушал сосед и говорит: - Вот что сосед, продай ты этого гуська мне. Я тебе две меры ржи дам, да целковый. Цена сам видишь хорошая. - Нет, сосед, лучше и не проси. Не продам! Ушел богатый ни с чем, а сам думает: ”Добром не продал, так возьму!”. Выждал время, высмотрел, как сосед с женой да с ребятами в лес за хворостом ушли, да и утащил у них гуся. Пришел домой, приказал жене печку истопить, да сковородку подать. А сам взял в руки сковородник, приготовился гуся в печку сажать. - Эй, гусь, ложись на сковородку!
11 слайд Описание слайда:
А гусь расхаживает по избе, будто и не слышит. Он опять: - Эй, гусь, ложись на сковородку! Гусь знай себе ходит из угла в угол. Осердился богач на гуся, да стук его сковородником. Тут сковородник и прилип одним концом к богачу, а другим к гусю. Да так плотно прилип, что никак оторвать его нельзя. Богач и так и сяк, никак отлепиться от сковородника и от гуся не может. Закричал он своей жене: - Чего же ты, дуреха, стоишь, смотришь? Оторви меня от этого проклятого гуся, видно он заколдованный. Стала жена отрывать его, да сама в тот же миг и прилипла к мужу. Принялась она кричать, дочек на помощь звать. Потянула её старшая дочка и сама к ней прилипла, потянула старшую сестру – младшая и тоже прилипла к ней. Тут гусь гакнул громко и потащил всех за собой во двор, а со двора на улицу. Идет гусь к базару, мимо лавок купеческих, сам гогочет во весь голос. Увидал его толстый купец из своей лавки, захотел богатею помочь, ухватился за младшую дочку и сам к ней прилип. Ой, - кричит, беда, ой, караул! Услыхал крик староста, бросился богатею да купцу на подмогу. Тут и они прилипли друг к другу. Шел мимо поп увидел это и кричит: - Сейчас я вас отлеплю!
12 слайд Описание слайда:
Цоп старосту и сам к нему прилип. Завопил поп не своим голосом: - Помогите, спасите! Собрались на крик и старые и малые, смеются, пальцами показывают, а гусь знать всё дальше да дальше идет. Так через всё село и провел. А потом обратно поволок. И богатей, и купец, и староста, и поп не знают, куда глаза от срама спрятать. Растрепались все, разлохматились. Привел гусь всех к мужиковой избе и давай гагакать, хозяина вызывать. Вышел мужик и говорит: - Так вон, куда мой гусек запропал. Ну да хорошо, что не совсем потерялся. Эй, гусь, встряхнись да ступай в избу! Встряхнулся гусь, всех крыльями в стороны разбросал и пошел в избу. А богатей с женой да дочками, купец, староста да поп поскорее по своим домам разбежались, попрятались, не смеют добрым людям на глаза показаться. Здесь и сказке конец.
13 слайд
Реализация содержания программы в образовательных областях : « Художественно-эстетическое развитие », « Познавательное развитие », « Речевое развитие ».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, изобразительная.
Цели : продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма; познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; продолжать знакомить с русской народной сказкой; учить осмысливать характеры персонажей; формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать творческие способности.
Целевые ориентиры дошкольного образования : имеет представление об истории возникновения хохломской росписи, особенностях техники ее выполнения; самостоятельно расписывает шаблоны посуды хохломскими узорами; формулирует ответы на вопросы педагога по содержанию сказки «Василиса Прекрасная»; сопереживает героям сказки; эмоционально реагирует на красоту изделий народных промыслов.
Материалы и оборудование : посуда с хохломской рос-писью.
Содержание
организованной деятельности детей
1. Вводное слово воспитателя.
– Сегодня мы будем в гостях у хозяйки Хохломы.
Алых ягод россыпь,
У красы точеной –
По волнам узоров
В этот несказанный
В сказочную песню
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
П. Синявский
2. Ознакомление с хохломской росписью.
– Давайте познакомимся с элементами росписи, соприкоснемся с искусством наших предков, с природой, овладеем приемами и способами хохломской росписи.
Село Хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки. В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.
Послушайте этапы работы :
1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины «вапы». Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.
2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3–4 раза.
3. Следующий этап – лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.
4. Затем за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома».
По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.
– Какие цвета предпочитают художники? (Помимо красного, черного, золотого цвета, используется зеленый, желтый цвет. Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.)
Теперь познакомимся с элементами росписи. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка». Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – вот тот же самый мотив заговорит по-новому. Давайте прорисуем в воздухе элементы травки. Назовите элементы хохломской росписи. (Травка, листочки, ягодки, цветы, птицы.)
Ребята, послушайте стихотворение и, возможно, оно поможет вам в работе.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
– А теперь с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем ее красочными узорами и подарим нашей хозяйке.
Дети расписывают шаблоны посуды.
3. Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная».
Катятся с гор салазки,
Конь горячий быстро скачет.
А я на передке еду с мешком в руке.
Завязан мешок завязками.
– С чем мешок-то? Да со сказками!
Я мешочек развязала
Сказку вам рассказывать стала!
– Послушайте сказку «Василиса Прекрасная». (Читает сказку.) Понравилась ли вам сказка? Кто герои сказки? Что сказала матушка Василисе? Кто был помощницей для Василисы? Что умела делать Василиса? Кто послал Василису к Бабе Яге за огнем? Что сказала Баба Яга Василисе? Что делала Василиса у Бабы Яги? Что дала Баба Яга Василисе, когда она уходила домой? Чем закончилась сказка?
4. Итог занятия.
– Вспомните сказку, героиню которой звали Василиса Премудрая.
– Что объединяет этих героинь? (Они были не только красивыми, но и трудолюбивыми.)
Сказка Диво дивное, чудо чудное – подтверждение тому, что каждый может обрести свое «диво дивное» в награду за доброе сердце и душевную щедрость. Пусть сказка поможет детям усвоить эту истину. Рекомендуем сказку для онлайн прочтения.
Сказка Диво дивное, чудо чудное читать
Краткое содержание сказки
Сказка о добром бедняке и жадном богаче. У бедного мужика детей в доме много, а хлеба не осталось ни куска. Попросил он в долг у богатого соседа, а тот посмеялся над бедняком. Пошел мужик с ружьишком в лес в надежде подстрелить зайца. Видит на берегу озера черти на лешего напали, тот из последних сил отбивается, вот-вот задавят. Сердобольный мужичок из ружья по чертям выстрелил, они и разбежались. Отблагодарил леший мужика, подарил ему диво дивное – волшебного гуся: сколько не ешь его, только косточки все собери – опять оживает. Детишки мужика с тех пор были сытыми всегда. Завистливый сосед узнал про волшебного гуся и захотел заполучить его. Не смог уговорить мужика продать гуся, украл его и велел зажарить. Но волшебный гусь проучил богача. Гусь прилип к рукам жадного соседа. Жена и дочка пытались освободить его от гуся, но тоже прилипли к нему, а потом и староста, и купец, решившие помочь богачу. Так и водил их гусь на потеху всей деревне, пока к дому мужика не притащил. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.
Анализ сказки Диво дивное, чудо чудное
Мораль сказки Диво дивное, чудо чудное
В сказке Диво дивное, чудо чудное наградой доброму и бескорыстному человеку стал волшебный гусь, который спас всю семью от голода. По законам сказочного жанра добрые поступки героев всегда вознаграждаются, плохие наказываются. В данном случае очень точно отображает мораль сказки мудрая пословица «Добро сеять – добро и пожинать».
Читайте также: