Что такое присказка в сказке чудо чудное диво дивное

Обновлено: 14.11.2024

Жил-был в одном селе мужик бедный-пребедный, детишек у него было много, а хлеба мало. Вот раз съели они весь хлеб: ни корочки, ни крошки не осталось. Жена горюет, почернела вся от горя. Ребята с голодухи кричат, есть просят.

Что делать? Где хлеба взять?

Пошёл мужик на поклон к богатому соседу. Так и так сосед, помоги, я в беде, дай хлеба в долг.

— Как соберу урожай – немедля отдам.

— А то прикажи работать на тебя буду, в долгу не останусь.

А богач и слушать не хочет:

— Мало ли вас таких оборванцев голодных? Если всем помогать – сам таким же станешь. Не припасено у меня для твоих ребят. Ступай, куда хочешь. А ко мне дорогу позабудь!

Так и прогнал. Вернулся мужик домой с пустыми руками, сел на лавку, стал раздумывать, что делать. Дай, думает, пойду в лес, может быть зайца или тетерку подстрелю. Взял плохонькое своё ружьишко и пошел.

Целый день по ельнику, да по болотинам бродил, оборвался весь, уморился, а всё без толку, даже хвостика заячьего во весь день не увидел. Бродил он так-то, бродил по чаще, да и заблудился. Вышел на какую-то поляну и услышал шум да крики, подошел поближе, пригляделся и видит, на той поляне большое озеро, а на берегу дерутся черти с лешим.

Навалились все на него, того и гляди – задавят. Леший к земле пригибается, корни выдергивает, да от чертей отбивается. Да не тут-то было, черти так и наседают, так и наседают, и за ноги и за руки его хватают.

Посмотрел-посмотрел мужик и думает: “У нас так не полагается, чтобы все на одного”.

Прицелиться да как бабахнет в чертей из ружьишка-дробовика.

Черти испугались и о драке забыли, все разом бултых в озеро – только круги по воде пошли.

Подошел мужик к лешему и спрашивает:

— Ну как, жив остался?

Отдышался леший и говорит:

— Спасибо тебе мужик за подмогу, пропал бы я без тебя. Ты зачем, скажи, в такую чащу забрался?

— Думал хоть зайца или тетерку подстрелить, да только зря целый день проходил. Зря все заряды извел.

Леший и говорит:

— Ты мужик не горюй! Я тебе хороший подарок сделаю.

И повёл его в свою избушку. Привел и говорит:

— Видишь, возле моей избушки гусь бродит?

— Ну, так посмотри, что с ним будет. Эй, гусь, поди сюда!

Гусь тотчас в избушку вошел. Леший достал сковородку и говорит:

— Встряхнись, встрепенись, да на сковородку ложись.

Гусь встряхнулся, перышки скинул и улегся на сковородку. Леший ту сковородку в печь задвинул.

Как изжарился гусь красно да румяно, леший достал его из печки и говорит:

— Ну, теперь есть будем. Смотри только мясо ешь, а кости не ломай, не бросай, все в одну кучку собирай.

Вот они сели, да вдвоем целого гуся и съели. После того леший взял обглоданные гусиные косточки, бросил их на пол к перышкам и молвил:

— Эй, гусь, встряхнись, встрепенись!

Появился опять гусь. Живой и целый. Встряхнулся, встрепенулся, словно и в печке никогда не бывал.

— Эко диво дивное, эко чудо чудное – говорит мужик. – Никогда такого не видывал.

— Смотри, толи ещё увидишь! А теперь, получай это диво дивное в подарок. Будет у тебя всякий день жаркое не купленное.

Отдал гуся мужику и велел к себе на спину сесть. Мужик сел на спину к лешему, Тот его вмиг на опушку вынес. Вернулся мужик домой, сам веселый, довольный.

Ну, жена, ну, ребятишки, недаром я целый день в лесу бродил. Принёс я диво дивное, чудо чудное. Теперь всегда сыты будем. И показывает им гуся.

Взглянула жена на гуся, вздохнула и говорит:

— Ну, этого дива нам только на один ужин и хватит.

— А ты не печалься, может и на завтра останется. Давай-ка сюда сковородку!

Жена подала, а сама не знает, что и думать. Мужик и говорит:

— Эй, гусь, встряхнись, встрепенись, да на сковородку ложись!

Гусь встряхнулся, перышки скинул и улегся на сковородку. Ставь жена сковородку в печь!

Немного погодя мужик и говорит:

— Ну, жена, изжарился наш гусь. Вынимай, сейчас есть будем.

Уселись все за стол, стали гуся есть. Мужик косточки бросать не велит, велит в кучку складывать.

Как поели они да вышли из-за стола, бросил он косточки на пол к перьям и молвил:

Эй, гусь, встань встряхнись, встрепенись, да ступай во двор!

Гусь тотчас встал, встряхнулся, встрепенулся, как ни в чем не бывало, и пошел во двор.

— Эко диво дивное, эко чудо чудное, — говорит жена. И всегда у нас так-то будет?

И стали они с тех пор жить без горя. Как захотят есть, сейчас же: “Эй гусь, ложись на сковородку”. А наедятся досыта: “Эй, гусь, встряхнись, встрепенись, да ступай во двор!”.

Много ли мало ли времени прошло, узнал о том богатый сосед, охватила его зависть. Выбрал он время и пришел в самый обед к бедному соседу. А о чем говорить не придумает.

— Нет ли у тебя дегтя, телегу смазать надо, а свой-то весь вышел.

— Что ты сосед? У меня ни телеги ни лошади нету, сам небось знаешь.

Вот беда, — говорит богатый. А что это вы едите?

На базаре что ли купил?

Какое там, на базар? – отвечает мужик, да и рассказал без утайки, всё как было.

Выслушал сосед и говорит: — Вот что сосед, продай ты этого гуська мне. Я тебе две меры ржи дам, да целковый. Цена сам видишь хорошая.

— Нет, сосед, лучше и не проси. Не продам!

Ушел богатый ни с чем, а сам думает: ”Добром не продал, так возьму!”.

Выждал время, высмотрел, как сосед с женой да с ребятами в лес за хворостом ушли, да и утащил у них гуся.

Пришел домой, приказал жене печку истопить, да сковородку подать. А сам взял в руки сковородник, приготовился гуся в печку сажать.

— Эй, гусь, ложись на сковородку!

А гусь расхаживает по избе, будто и не слышит. Он опять:

— Эй, гусь, ложись на сковородку!

Гусь знай себе ходит из угла в угол. Осердился богач на гуся, да стук его сковородником.

Тут сковородник и прилип одним концом к богачу, а другим к гусю. Да так плотно прилип, что никак оторвать его нельзя. Богач и так и сяк, никак отлепиться от сковородника и от гуся не может. Закричал он своей жене:

— Чего же ты, дуреха, стоишь, смотришь? Оторви меня от этого проклятого гуся, видно он заколдованный. Стала жена отрывать его, да сама в тот же миг и прилипла к мужу.

Принялась она кричать, дочек на помощь звать. Потянула её старшая дочка и сама к ней прилипла, потянула старшую сестру – младшая и тоже прилипла к ней.

Тут гусь гакнул громко и потащил всех за собой во двор, а со двора на улицу. Идет гусь к базару, мимо лавок купеческих, сам гогочет во весь голос. Увидал его толстый купец из своей лавки, захотел богатею помочь, ухватился за младшую дочку и сам к ней прилип.

Ой, — кричит, беда, ой, караул!

Услыхал крик староста, бросился богатею да купцу на подмогу. Тут и они прилипли друг к другу. Шел мимо поп увидел это и кричит:

— Сейчас я вас отлеплю!

Цоп старосту и сам к нему прилип. Завопил поп не своим голосом:

Собрались на крик и старые и малые, смеются, пальцами показывают, а гусь знать всё дальше да дальше идет. Так через всё село и провел. А потом обратно поволок.

И богатей, и купец, и староста, и поп не знают, куда глаза от срама спрятать. Растрепались все, разлохматились. Привел гусь всех к мужиковой избе и давай гагакать, хозяина вызывать. Вышел мужик и говорит:

— Так вон, куда мой гусек запропал. Ну да хорошо, что не совсем потерялся.

Эй, гусь, встряхнись да ступай в избу!

Встряхнулся гусь, всех крыльями в стороны разбросал и пошел в избу.

А богатей с женой да дочками, купец, староста да поп поскорее по своим домам разбежались, попрятались, не смеют добрым людям на глаза показаться. Здесь и сказке конец.

1 слайд Описание слайда:

Сказка Чудо чудное, диво дивное Приобщение детей к истокам народного искусства

2 слайд Описание слайда:

Цели: Способствовать развитию национального самосознания учащихся. Формировать художественно-творческую активность. Воспитывать патриотизм.

3 слайд Описание слайда:

Задачи: Учебные: Формировать интерес к истокам русской культуры. Воспитательные: Развивать чувство гордости за свою национальную культуру. Способствовать восприятию уважительного отношения к традициям русского народа. Развивающие: Способствовать развитию творческой фантазии. Развивать психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление).

4 слайд Описание слайда:

Русская народная сказка Жил-был в одном селе мужик бедный-пребедный, детишек у него было много, а хлеба мало. Вот раз съели они весь хлеб: ни корочки, ни крошки не осталось. Жена горюет, почернела вся от горя. Ребята с голодухи кричат, есть просят. Что делать? Где хлеба взять? Пошёл мужик на поклон к богатому соседу. Так и так сосед, помоги, я в беде, дай хлеба в долг. - Как соберу урожай – немедля отдам. - А то прикажи работать на тебя буду, в долгу не останусь. А богач и слушать не хочет: - Мало ли вас таких оборванцев голодных? Если всем помогать – сам таким же станешь. Не припасено у меня для твоих ребят. Ступай, куда хочешь. А ко мне дорогу позабудь!

5 слайд Описание слайда:

Так и прогнал. Вернулся мужик домой с пустыми руками, сел на лавку, стал раздумывать, что делать. Дай, думает, пойду в лес, может быть зайца или тетерку подстрелю. Взял плохонькое своё ружьишко и пошел. Целый день по ельнику, да по болотинам бродил, оборвался весь, уморился, а всё без толку, даже хвостика заячьего во весь день не увидел. Бродил он так-то, бродил по чаще, да и заблудился. Вышел на какую-то поляну и услышал шум да крики, подошел поближе, пригляделся и видит, на той поляне большое озеро, а на берегу дерутся черти с лешим. Навалились все на него, того и гляди – задавят. Леший к земле пригибается, корни выдергивает, да от чертей отбивается. Да не тут-то было, черти так и наседают, так и наседают, и за ноги и за руки его хватают. Посмотрел-посмотрел мужик и думает: “У нас так не полагается, чтобы все на одного”. Прицелиться да как бабахнет в чертей из ружьишка-дробовика. Черти испугались и о драке забыли, все разом бултых в озеро – только круги по воде пошли. Подошел мужик к лешему и спрашивает: - Ну как, жив остался?

6 слайд Описание слайда:

Отдышался леший и говорит: - Спасибо тебе мужик за подмогу, пропал бы я без тебя. Ты зачем, скажи, в такую чащу забрался? - Думал хоть зайца или тетерку подстрелить, да только зря целый день проходил. Зря все заряды извел. Леший и говорит: - Ты мужик не горюй! Я тебе хороший подарок сделаю. И повёл его в свою избушку. Привел и говорит: - Видишь, возле моей избушки гусь бродит? - Вижу - Ну, так посмотри, что с ним будет. Эй, гусь, поди сюда! Гусь тотчас в избушку вошел. Леший достал сковородку и говорит: - Встряхнись, встрепенись, да на сковородку ложись.

7 слайд Описание слайда:

Гусь встряхнулся, перышки скинул и улегся на сковородку. Леший ту сковородку в печь задвинул. Как изжарился гусь красно да румяно, леший достал его из печки и говорит: Ну, теперь есть будем. Смотри только мясо ешь, а кости не ломай, не бросай, все в одну кучку собирай. Вот они сели, да вдвоем целого гуся и съели. После того леший взял обглоданные гусиные косточки, бросил их на пол к перышкам и молвил: - Эй, гусь, встряхнись, встрепенись! Появился опять гусь. Живой и целый. Встряхнулся, встрепенулся, словно и в печке никогда не бывал. - Эко диво дивное, эко чудо чудное – говорит мужик. – Никогда такого не видывал. - Смотри, толи ещё увидишь! А теперь, получай это диво дивное в подарок. Будет у тебя всякий день жаркое не купленное. Отдал гуся мужику и велел к себе на спину сесть. Мужик сел на спину к лешему, Тот его вмиг на опушку вынес. Вернулся мужик домой, сам веселый, довольный.

8 слайд Описание слайда:

Ну, жена, ну, ребятишки, недаром я целый день в лесу бродил. Принёс я диво дивное, чудо чудное. Теперь всегда сыты будем. И показывает им гуся. Взглянула жена на гуся, вздохнула и говорит: - Ну, этого дива нам только на один ужин и хватит. Усмехнулся мужик. - А ты не печалься, может и на завтра останется. Давай-ка сюда сковородку! Жена подала, а сама не знает, что и думать. Мужик и говорит: - Эй, гусь, встряхнись, встрепенись, да на сковородку ложись! Гусь встряхнулся, перышки скинул и улегся на сковородку. Ставь жена сковородку в печь!

9 слайд Описание слайда:

Немного погодя мужик и говорит: - Ну, жена, изжарился наш гусь. Вынимай, сейчас есть будем. Уселись все за стол, стали гуся есть. Мужик косточки бросать не велит, велит в кучку складывать. Как поели они да вышли из-за стола, бросил он косточки на пол к перьям и молвил: Эй, гусь, встань встряхнись, встрепенись, да ступай во двор! Гусь тотчас встал, встряхнулся, встрепенулся, как ни в чем не бывало, и пошел во двор. - Эко диво дивное, эко чудо чудное, - говорит жена. И всегда у нас так-то будет? - Всегда. И стали они с тех пор жить без горя. Как захотят есть, сейчас же: “Эй гусь, ложись на сковородку”. А наедятся досыта: “Эй, гусь, встряхнись, встрепенись, да ступай во двор!”. Много ли мало ли времени прошло, узнал о том богатый сосед, охватила его зависть. Выбрал он время и пришел в самый обед к бедному соседу. А о чем говорить не придумает.

10 слайд Описание слайда:

- Здравствуй, сосед! - Здравствуй! - Нет ли у тебя дегтя, телегу смазать надо, а свой-то весь вышел. - Что ты сосед? У меня ни телеги ни лошади нету, сам небось знаешь. Вот беда, - говорит богатый. А что это вы едите? - Гуся едим. На базаре что ли купил? Какое там, на базар? – отвечает мужик, да и рассказал без утайки, всё как было. Выслушал сосед и говорит: - Вот что сосед, продай ты этого гуська мне. Я тебе две меры ржи дам, да целковый. Цена сам видишь хорошая. - Нет, сосед, лучше и не проси. Не продам! Ушел богатый ни с чем, а сам думает: ”Добром не продал, так возьму!”. Выждал время, высмотрел, как сосед с женой да с ребятами в лес за хворостом ушли, да и утащил у них гуся. Пришел домой, приказал жене печку истопить, да сковородку подать. А сам взял в руки сковородник, приготовился гуся в печку сажать. - Эй, гусь, ложись на сковородку!

11 слайд Описание слайда:

А гусь расхаживает по избе, будто и не слышит. Он опять: - Эй, гусь, ложись на сковородку! Гусь знай себе ходит из угла в угол. Осердился богач на гуся, да стук его сковородником. Тут сковородник и прилип одним концом к богачу, а другим к гусю. Да так плотно прилип, что никак оторвать его нельзя. Богач и так и сяк, никак отлепиться от сковородника и от гуся не может. Закричал он своей жене: - Чего же ты, дуреха, стоишь, смотришь? Оторви меня от этого проклятого гуся, видно он заколдованный. Стала жена отрывать его, да сама в тот же миг и прилипла к мужу. Принялась она кричать, дочек на помощь звать. Потянула её старшая дочка и сама к ней прилипла, потянула старшую сестру – младшая и тоже прилипла к ней. Тут гусь гакнул громко и потащил всех за собой во двор, а со двора на улицу. Идет гусь к базару, мимо лавок купеческих, сам гогочет во весь голос. Увидал его толстый купец из своей лавки, захотел богатею помочь, ухватился за младшую дочку и сам к ней прилип. Ой, - кричит, беда, ой, караул! Услыхал крик староста, бросился богатею да купцу на подмогу. Тут и они прилипли друг к другу. Шел мимо поп увидел это и кричит: - Сейчас я вас отлеплю!

12 слайд Описание слайда:

Цоп старосту и сам к нему прилип. Завопил поп не своим голосом: - Помогите, спасите! Собрались на крик и старые и малые, смеются, пальцами показывают, а гусь знать всё дальше да дальше идет. Так через всё село и провел. А потом обратно поволок. И богатей, и купец, и староста, и поп не знают, куда глаза от срама спрятать. Растрепались все, разлохматились. Привел гусь всех к мужиковой избе и давай гагакать, хозяина вызывать. Вышел мужик и говорит: - Так вон, куда мой гусек запропал. Ну да хорошо, что не совсем потерялся. Эй, гусь, встряхнись да ступай в избу! Встряхнулся гусь, всех крыльями в стороны разбросал и пошел в избу. А богатей с женой да дочками, купец, староста да поп поскорее по своим домам разбежались, попрятались, не смеют добрым людям на глаза показаться. Здесь и сказке конец.

13 слайд

Реализация содержания программы в образовательных областях : « Художественно-эстетическое развитие », « Познавательное развитие », « Речевое развитие ».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, изобразительная.

Цели : продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, чувство патриотизма; познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи; продолжать знакомить с русской народной сказкой; учить осмысливать характеры персонажей; формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать творческие способности.

Целевые ориентиры дошкольного образования : имеет представление об истории возникновения хохломской росписи, особенностях техники ее выполнения; самостоятельно расписывает шаблоны посуды хохломскими узорами; формулирует ответы на вопросы педагога по содержанию сказки «Василиса Прекрасная»; сопереживает героям сказки; эмоционально реагирует на красоту изделий народных промыслов.

Материалы и оборудование : посуда с хохломской рос-писью.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.

– Сегодня мы будем в гостях у хозяйки Хохломы.

Алых ягод россыпь,

У красы точеной –

По волнам узоров

В этот несказанный

В сказочную песню

И нигде на свете

Нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней

П. Синявский

2. Ознакомление с хохломской росписью.

– Давайте познакомимся с элементами росписи, соприкоснемся с искусством наших предков, с природой, овладеем приемами и способами хохломской росписи.

Село Хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки. В чем же секрет красочной хохломской посуды? Как ее делают? Оказывается это совсем непросто.

Послушайте этапы работы :

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины «вапы». Глина закрывает поры дерева, создает водонепроницаемый слой.

2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3–4 раза.

3. Следующий этап – лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.

4. Затем за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.

5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для «каления». Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома».

По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.

– Какие цвета предпочитают художники? (Помимо красного, черного, золотого цвета, используется зеленый, желтый цвет. Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.)

Теперь познакомимся с элементами росписи. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка». Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды – вот тот же самый мотив заговорит по-новому. Давайте прорисуем в воздухе элементы травки. Назовите элементы хохломской росписи. (Травка, листочки, ягодки, цветы, птицы.)

Ребята, послушайте стихотворение и, возможно, оно поможет вам в работе.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

– А теперь с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем ее красочными узорами и подарим нашей хозяйке.

Дети расписывают шаблоны посуды.

3. Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная».

Катятся с гор салазки,

Конь горячий быстро скачет.

А я на передке еду с мешком в руке.

Завязан мешок завязками.

– С чем мешок-то? Да со сказками!

Я мешочек развязала

Сказку вам рассказывать стала!

– Послушайте сказку «Василиса Прекрасная». (Читает сказку.) Понравилась ли вам сказка? Кто герои сказки? Что сказала матушка Василисе? Кто был помощницей для Василисы? Что умела делать Василиса? Кто послал Василису к Бабе Яге за огнем? Что сказала Баба Яга Василисе? Что делала Василиса у Бабы Яги? Что дала Баба Яга Василисе, когда она уходила домой? Чем закончилась сказка?

4. Итог занятия.

– Вспомните сказку, героиню которой звали Василиса Премудрая.

– Что объединяет этих героинь? (Они были не только красивыми, но и трудолюбивыми.)

Сказка Диво дивное, чудо чудное – подтверждение тому, что каждый может обрести свое «диво дивное» в награду за доброе сердце и душевную щедрость. Пусть сказка поможет детям усвоить эту истину. Рекомендуем сказку для онлайн прочтения.

Сказка Диво дивное, чудо чудное читать

Краткое содержание сказки

Сказка о добром бедняке и жадном богаче. У бедного мужика детей в доме много, а хлеба не осталось ни куска. Попросил он в долг у богатого соседа, а тот посмеялся над бедняком. Пошел мужик с ружьишком в лес в надежде подстрелить зайца. Видит на берегу озера черти на лешего напали, тот из последних сил отбивается, вот-вот задавят. Сердобольный мужичок из ружья по чертям выстрелил, они и разбежались. Отблагодарил леший мужика, подарил ему диво дивное – волшебного гуся: сколько не ешь его, только косточки все собери – опять оживает. Детишки мужика с тех пор были сытыми всегда. Завистливый сосед узнал про волшебного гуся и захотел заполучить его. Не смог уговорить мужика продать гуся, украл его и велел зажарить. Но волшебный гусь проучил богача. Гусь прилип к рукам жадного соседа. Жена и дочка пытались освободить его от гуся, но тоже прилипли к нему, а потом и староста, и купец, решившие помочь богачу. Так и водил их гусь на потеху всей деревне, пока к дому мужика не притащил. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Диво дивное, чудо чудное

Мораль сказки Диво дивное, чудо чудное

В сказке Диво дивное, чудо чудное наградой доброму и бескорыстному человеку стал волшебный гусь, который спас всю семью от голода. По законам сказочного жанра добрые поступки героев всегда вознаграждаются, плохие наказываются. В данном случае очень точно отображает мораль сказки мудрая пословица «Добро сеять – добро и пожинать».

Читайте также: