Девиз заместителя директора по воспитательной работе
Обновлено: 14.11.2024
1 Совершенствование системы работы школы, направленное на сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни;
2 Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания детей;
3 Усиление межличностной направленности образования;
4 Расширение социально-психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
Задачи:
1. Создание системы социально – педагогической, психологической, правовой защиты детей и подростков;
2. Совершенствование системы воспитательной работы в классных коллективах;
3. Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;
4. Формирование у детей гражданско-патриотического сознания;
5. Развитие инновационных форм профилактической работы с семьями и детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;
6. Усиление работы с учащимися по активизации ученического самоуправления.
Российское образование стало рассматриваться сейчас как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Данная тенденция отражает не только национальные приоритеты, но и общемировую направленность образовательных систем. Однако нельзя не признавать при этом также и возросшие запросы общества, родителей. Современное общество ожидает от школы создания условий для формирования у ребенка способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, обеспечить социальную мобильность и адаптацию к различным условиям жизни.
Поэтому считаю, что воспитание личности школьника является не менее важной приоритетной задачей в современном мире.
Новые условия деятельности побуждают весь педагогический коллектив на обновление содержания воспитания, поиск новых эффективных форм организации работы с учащимися.
Если воспитание сегодня выделяется как приоритетное направление, то и роль заместителя директора образовательного учреждения по воспитательной работе является, по моему мнению, очень значимой.
Мой общий педагогический стаж работы – 13 лет. В должности заместителя директора по ВР – 5 лет. За всё время педагогической практики накоплен определённый опыт работы. Свою деятельность заместителя директора по воспитательной работе я осуществляю с учётом специфики образовательного учреждения, особенностей социума и социального заказа; моя деятельность направлена на осуществление качественной воспитательной работы в школе и создание необходимых условий. Как заместитель директора стараюсь совершенствовать свою деятельность: своевременно прохожу курсы повышения квалификации, занимаюсь самоподготовкой. В 2011-2012 учебном году была отмечена грамотой Управления Образования Каргатского района.
Изучение документов, определяющих государственную политику в области образования (Закон РФ «Об образовании», и др.) даёт мне возможность чётко определять цели и задачи воспитания, определять приоритеты успешности воспитательной работы.
Цель : создание условий для развития, саморазвития, самореализации личности ученика — психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
Содействие формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей;
Привлечение классных руководителей и классов к участию во внутришкольных и районных мероприятиях.
Создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества.
Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
Реализация внеурочной деятельности ФГОС.
Наша школа имеет замечательное наследие. На протяжении всей её жизнедеятельности, школа добивалась хороших результатов, славилась спортивными достижениями, достижениями в учёбе и воспитании, компетентными педагогами.
В настоящее время школа отвечает всем современным требованиям: созданы все условия- кадровые и материальные для реализации урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Учебно-воспитательный процесс сопровождается социально-психологической службой. В наличии имеются все необходимые специалисты. Третий год успешно реализуются новые стандарты в начальной школе. Сложилась система занятости детей во внеурочное время.
Воспитательная система имеет свои традиции, которые я стараюсь поддерживать и вносить что-то новое.
Одной из приоритетных задач, которую я считаю наиболее актуальной и значимой – это сохранение здоровья ребёнка. Школа уже 3-й год успешно реализует региональный проект «Школа-центр физической культуры и здорового образа жизни». Исходя из потребности современного времени, образа современного ученика в рамках проекта реализуются следующие программы:
«Психологическое здоровье ребёнка», основная цель которой -сохранение психологического здоровья ребёнка и психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
Особое внимание в рамках подпрограммы уделяется коррекционно-развивающей работе с детьми-инвалидами, детьми, находящимися на индивидуальном обучении и детьми, обучающихся по спец. программам.
«Мы за здоровое будущее». Программа разработана для учащихся начальной школы и нацелена на создание условий, способствующих укреплению здоровья учеников первой ступени обучения, улучшению динамики показателей уровня здоровья, развития системы работы по совершенствованию ЗОЖ.
«Патриотическое воспитание школьников».
Основные задачи программы - это:
- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;
-разработка механизмов, обеспечивающих координацию деятельности урочной и внеурочной системы программных мероприятий;
-разработка научно-методических рекомендаций по проблемам патриотического воспитания;
Таким образом, реализация данных программ охватывает все стороны воспитательного процесса в целом.
За время реализации данного проекта в школе сложилась определённая система работы по здоровьесбережению, есть результаты реализации данного проекта (Приложение1).
В школе сформирована структура, ответственная за осуществление воспитательной деятельности и дополнительного образования; функционирует методическое объединение классных руководителей. В МО классных руководителей входит 15 педагогов. Руководство МО осуществляется следующим образом: в начальной школе функционирует МО классных руководителей (1-4 классы) и МО классных руководителей средней и старшей школы (5-11 классы).
Непосредственными воспитателями и наставниками учащихся являются классные руководители. Я координирую их работу, стараясь способствовать созданию благоприятного морально-психологического климата в школе, отношений сотрудничества и доброжелательности в педагогическом и ученическом коллективах. В работе с классными руководителями считаю эффективным использование индивидуального подхода к педагогам в зависимости от опыта и стажа работы.
Основными воспитательными формами , которые рекомендую классным руководителям, считаю:
классные собрания учащихся – как демократическую форму коллективной жизни класса
внутриклассные мероприятия (День матери, 23 февраля др.)
Необходимым условием успешной работы с классом является его активное участие во внутришкольных мероприятиях. Степень участия класса зависит от формы проведения. Традиционные мероприятия, к которым я привлекаю классные коллективы к участию, это- «Осенний бал», «Сладкая ярмарка», тематические выставки, «Новогодний калейдоскоп», 23 февраля, Неделя экологии и др.
В своей деятельности наиболее приемлемой считаю технологию КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела) . В настоящее время это эффективный метод воспитания и развития учащихся в классном коллективе, в школьном ученическом сообществе в целом, т.к. он основан на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. В текущем учебном году данная технология получила наибольшее развитие. С начала учебного года классными коллективами были проведены следующие мероприятия: «День учителя», «Осенний бал», «Сладкая ярмарка», «Новогодний бал», «Смотр патриотической песни».
Критерием эффективности воспитательной работы в школе служат показатели уровня воспитанности. С 2009-2010 учебного года
Для успешной работы школы в области воспитания является сотрудничество с другими организациями. На протяжении многих лет школа взаимодействует с Домом детского творчества - на базе школы действуют творческие объединения и кружки по интересам («Палитра», «Сказочный мир детства», «Ступени» и т.д.); с Детской юношеской спортивной школой –работают спортивные секции по волейболу и баскетболу; со Школой искусств г. Каргата. Учащиеся нашей школы не только обучаются там, но и посещают открытые мероприятия, концерты, организованные школой искусств. Не первый год школа сотрудничает с историко-краеведческим музеем г. Каргата. Сотрудники музея организовывают для наших учащихся экскурсии, часы общения, лектории к памятным датам.
Большое внимание уделяю безопасности жизнедеятельности обучающихся: в школе проводятся декады безопасности дорожного движения (сентябрь, март). Данные декады включены в общешкольный план воспитательной работы, в планы ВР классных руководителей. К проведению таких декад привлекаю социального педагога, работников полиции, оформляются агитационные стенды, конкурсы рисунков, плакатов, проводятся акции, ставшие традиционными в нашей школе – «Мы за безопасность дорожного движения», «Пешеход, будь внимателен!». Ежегодно участвуем в районном конкурсе агитбригад «Зелёная волна».
Большое внимание уделяю безопасности жизнедеятельности обучающихся: в школе проводятся декады безопасности дорожного движения (сентябрь, март). Данные декады включены в общешкольный план воспитательной работы, в планы ВР классных руководителей. К проведению таких декад привлекаю социального педагога, работников полиции, оформляются агитационные стенды, конкурсы рисунков, плакатов, проводятся акции, ставшие традиционными в нашей школе – «Мы за безопасность дорожного движения», «Пешеход, будь внимателен!». Ежегодно участвуем в районном конкурсе агитбригад «Зелёная волна».
Добиться положительных результатов в воспитании возможно только в тесном взаимодействии с родителями. Основными формами взаимодействия с родителями традиционно являются родительские собрания. Классные родительские собрания проводятся по плану классных руководителей: в начальной школе – не менее 1 раза в четверть, в средней и старшей школе – 1 раз в триместр.
Родители привлекаются классными руководителями к различным видам деятельности: помогают проводить родительские собрания, участвуют в классных праздниках, творческих делах: «Сладкая ярмарка», «День матери», «Новый год», «23 февраля», «8 марта» и др.
В каждом классе действует родительский комитет, члены которого оказывают помощь классному руководителю в организационных вопросах, привлекаются к работе с асоциальными семьями (например, присутствуют на школьном Совете профилактики).
Сформирован Совет школы, который уполномочен решать вопросы воспитания и обучения учащихся.
Кроме родительских собраний в школе проводятся индивидуальные консультации для родителей не только с администрацией школы, но и с учителями-предметниками.
В связи с внедрением Федерального государственного стандарта начального общего образования большое внимание уделяю организации занятий по направлениям внеурочной деятельности, которая является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Третий год мы работаем по новым стандартам, за данный период времени есть определённые результаты - внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружков, спортивных секций с различными видами деятельности, экскурсий, конкурсов, соревнований, поисковых исследований, общественно-полезной практики, позволяющими в полной мере реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Необходимо отметить, что увеличилось количество кружков по интересам в 2013-2014 г., разработано Положение о группе продлённого дня, привлечены педагоги Дома творчества к проведению кружковой работы, третий год ведётся кружок «Разговор о правильном питании».
Исходя из поставленных задач, можно сделать следующие выводы:
Активно ведётся работа по здоровьесбережению:
стабильное количество учащихся, посещающих спортивные секции; увеличилось количество учеников начальной школы, посещающих спортивные секции по общей физической подготовке;
стабильное и результативное участие в спортивных соревнованиях разного уровня;
увеличилось количество внутришкольных спортивных соревнований;
проведение общешкольных Дней здоровья;
согласно плану ВР школы проводятся тематические недели безопасности;
проводится ежедневная утренняя зарядка в 1-4 классах.
Ведётся мониторинг уровня воспитанности.
Достаточно хорошо развита система работы с родителями. Основные формы работы с родителями- родительские собрания, проведение мероприятий внутриклассных и школьных с участием родителей. В каждом классе действует родительский комитет, на уровне школы – Совет школы.
На хорошем уровне ведётся работа по вовлечению учащихся в кружковую работу. В текущем учебном году увеличилась фактическая занятость учащихся по сравнению с 2012-2013 учебным годом на 17%. Открыты новые объединения: кружок «Шахматы», «Кукольный театр», «Весёлая страна детства».
Успешно реализуется внеурочная деятельность в рамках ФГОС: разработано положение о ГПД, занятость учащихся во 2 половине дня осуществляется через кружковую работу и планы ВР классных руководителей. Каждый год составляется воспитательный план работы, в котором предусмотрена реализация всех направлений внеурочной деятельности учащихся. В 2013-2014 учебном году увеличилось количество объединений по всем направлениям внеурочной деятельности.
Считаю, что успешность воспитательной работы зависит, прежде всего, от сплочённой и слаженной работы всего педагогического коллектива в целом. Воспитательный процесс- процесс долгий, требующий постоянного внимания, контроля. Во многом его успешность зависит от контингента детей, социального уровня семьи, поэтому необходимо его «прогнозировать», ставить задачи, приемлемые именно в этом детском коллективе. Задачи, над которыми предстоит работать в следующем учебном году:
Усиление роли семьи в учебно-воспитательном процессе;
Совершенствование классного и школьного самоуправления;
Создание условий для самореализации личности каждого учащегося через дальнейшее совершенствование системы дополнительного образования;
Чтобы успешно реализовать в своей работе социальные технологии, необходимо раскрыть собственные личностные ресурсы. Соответственно у слушателей на нашем мастер-классе будет активная роль.
2. Упражнение «Зеркало».
Давайте посмотримся в зеркало.
Я представляю вам героев известной сказки «Про Федота стрельца – удалого молодца».
Баба Яга – «фольклорный элемент», хранительница народной мудрости, старающаяся любыми средствами (а средства колдовские да народные) добиться положительного результата, немного старомодна, но зато нет для неё невыполнимых задач);
Царевна – знает, чего хочет от жизни, изысканные манеры, привыкла, что любые её приказы должны выполняться, не то, чтобы не любит детей, не до самозабвения.
Нянька – та уж детей обожает, родители все хотят ей детей отдать, знают не оставит без глазу, всегда готова выслушать, понять и помочь, только вот усталость – хроническая, да и на себя все времени нет…
Маруся – хороша, обаятельна, всеобщая любимица, все у неё спорится, а как проблемы - неизвестно откуда помощь приходит, на жизнь не жалуется, всегда в хорошей форме.
Выберите героиню, которой вы являетесь сейчас, а затем тот образ, который для вас наиболее привлекателен. Эти два образа могут и совпадать.
Участники демонстрируют и поясняют свой выбор.
Данные герои являются яркой иллюстрацией к основным педагогическим компетенциям, необходимым в работе с детским коллективом.
Итак, те, кому по нраву Царевна, следует обратить внимание на следующую компетенцию:
Установлении субъект-субъектных отношений. Интерес к внутреннему миру обучающихся ;
То есть ваш девиз - «Я не Царевна!».
Кто чувствует себя нянькой по отношению к воспитанникам?
Ваша ключевая компетенция:
Вера в силы и возможности обучающихся. То есть «Я не Нянька!»
И, наконец, те, кому близка по духу Баба-Яга следует поработать над следующей компетенцией:
Общая культура Эмоциональная устойчивость.
А вот в образе Маруси пребывать хоть и сложно, но это наиболее ресурсное состояние педагога, когда педагог способен удерживать позитивную направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе .
Итак, представленные 4 компетенции помогут установить здоровый климат в детском коллективе.
3. Упражнение «Галерея».
А теперь давайте освободимся от привычной нам роли.
Итак, представьте, мы все знаменитые художники. Мы работаем в разных жанрах, например (слайд).
Попробуйте выполнить свой собственный портрет в одном из этих стилей. У вас в распоряжении лишь ручка? Значит, вы делаете лишь зарисовку к своей картине, которую затем раскрасите. Итак, нарисуйте себя таким, как чувствуете, не надо сходства внешнего, напишите портрет так, чтобы легче было понять вас.
Абстракционизм (от лат. abstractio - удаление, отвлечение) - направление искусства, отказавшееся от приближенного к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - достижение гармонии, создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Главными представителями абстракционизма были: Василий Кандинский (1866-1944), Пабло Пикассо (1881-1973).
Абстрактный импрессионизм - направление абстрактного искусства в котором свободные абстрактные композиции создаются крупным мазком. Смысл изображения заключался в отражение психологического состояния художника и его характера.
Мастера абстрактного экспрессионизма: Джексон Полок, Марк Ротко, Уиллем де Кунинг, Франц Клайн, Ли Краснер
Авангардизм (от фр. avant-garde - передовой отряд) - совокупность экспериментальных, модернистских, подчеркнуто необычных, поисковых начинаний в искусстве 20 века. Авангардными направлениями являются: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, акционизм, поп-арт, концептуальное искусство.
Академизм (от фр. academisme) - направление в европейской живописи XVI-XIX веков. Основывалось на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и эпохи Возрождения. Академизм восполнял в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты. В этом стиле писали Аннибале, Агостино и Лодовико Карраччи.
Чтобы выполнить это упражнение не нужно быть художником, нужно представить, что вы художники и создать свой портрет в любом художественном жанре, как вы понимаете, технические навыки, в данном случае, не важны.
Время на выполнение - 5 минут.
Следующий этап. Мы садимся в круг, либо делимся на пары. Обменяйтесь картинами либо по кругу, либо в парах. Посмотрите на произведение вашего коллеги, попробуйте понять, что он хотел сказать данной картиной, можете задать вопрос автору.
И заключительный этап:
вы должны представить произведение соседа, начиная представление со слов: «Это автопортрет известного художника (художницы), называем имя, глядя на это произведение (описываем картину как эксперты)».
Сам художник не поясняет никак свое произведение, задача художника - услышать и понять, как отозвалось его произведение для зрителей. Так же как наши поступки, действия, наши социально-значимые продукты производят впечатление на окружающих и каждый вправе их интерпретировать по-своему.
Теперь давайте проследим, на примере данного упражнения, как происходит самоидентификация личности:
Индивид создает продукт – портрет;
Индивид представляет, фиксирует свой продукт в социальном пространстве;
Индивид фиксирует отношение к собственному продукту извне.
Так вот, чтобы наши воспитанники добровольно и свободно создавали социально-значимые продукты, необходимы некоторые условия:
Социальное пространство, где можно удачно разместить свой продукт;
Социальный продукт должен стать поводом для обсуждения и оценки.
Обратиться к научной концепции:
"Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности".
По словам Льва Семеновича Выготского, научные труды которого стали основой многих передовых образовательных концепций
Специфика обучения в отличие от воспитания, в том, что:
первое связано преимущественно с орудийно безличным характером передачи и усвоения социального опыта,
второе— является трансляцией прежде всего субъектных качеств индивидов.
Что означает, что
первое — трансляция значений,
второе — личностных смыслов и переживаний.
Это подтверждает то, что любая социально-значимая деятельность позволяет реализовать ту деятельность, которая имеет значимость, как для самого учащегося, так и для определенного сообщества, которое с благодарностью принимает продукт его деятельности. Благодаря ему, пребывание в школе как в некоем развивающем институте сразу приобретает для ребенка смысл.
И напротив, то, что является механическим, бессмысленным, формализованным действием - в конечном итоге развращает личность.
Анатолий Николаевич Лутошкин – уникальный ученый, педагог, романтик, в своей книге «Как вести за собой» пишет:
В школе идет формирование характера человека, его интересов, увлечений, развитие способностей, ценностных ориентаций. Изменяются и взаимоотношения ребят в классе, появляются новые друзья, находят общие интересы вчерашние недруги. Жизнь не стоит на месте, и педегог своей работой должен помогать одноклассникам лучше понимать друг друга, помогать им «срабатываться». Это, во-первых. А во-вторых, нельзя строить взаимоотношения в классе только на уровне «нравится» или «не нравится». Если бы это было только так, то одноклассники все свое свободное время проводили бы в выяснении отношений.
Ещё одно имя, которое неразрывно связано с развитием детского самоуправления, это имя Александра Ароновича Либермана, основателя гимназии развивающего обучения и научного руководителя первого проекта «Городская дума», а так же руковоителя ДОО «Перспектива».
Получение детьми новых социальных навыков предъявляет более высокие требования к работающим с ними педагогам, поскольку возникает необходимость в новых средствах взаимодействия с подростком. Осваивая взрослое общество, подросток учится брать на себя ответственность за счет большей свободы, и педагогам необходимо быть готовыми к тому, что:
подросток ярче начнет проявлять свою индивидуальность;
связь свободы и ответственности ему (подростку) нужно будет постоянно проявлять, фиксируя ошибки в его деятельности и указывая пути их исправления;
придется заниматься оформлением постоянного места подростковой тусовки, с одной стороны, обеспечивая ее культуросообразность, с другой стороны, делая это ненавязчиво, без давления;
Итак, для того, чтобы подросток ярче проявлял себя необходимо:
Получить больше полномочий и социальную значимость той структуры, в которой он находится, а так же получить возможность удовлетворять свои потребности в межличностном общении.
Для этого собственно говоря и существовали
Клубы по интересам (кружки); детские общественные организации, где формировалась и поддерживалась детская инициатива.
Принципы.
Мы подошли к тому, что для совершения с детьми каких-либо смысловых значимых действий необходима глубокая работа с детским коллективом.
Поэтому наше дальнейшее обучение в прежнем виде бессмысленно, будем создавать коллективы.
(Разбиваемся на группы)
Любые педагогические постулаты, а мы помним, что мы художники, можно представить в стихах и песнях, как делали это лидеры пионерского движения. Такие как Анатолий Лутошкин, о котором я очень много буду говорить. Люди, которые по-настоящему умеют работать с детским коллективом, любят детей и очень экологично относятся к детству, как феномену становления личности, все они романтики и почти все собирали стихи и песни, отражающие их убеждения и впечатления от работы с детьми.
Я предлагаю каждой группе стихотворение из блокнота Анатолия Николаевича Лутошкина, наверняка оно было выбрано им не случайно, поэтому ваша задача этот стих
Во-первых - красиво продекламировать;
Во-вторых – представить главную мысль данного произведения в виде современной педагогической формулировки. Просьба использовать именно педагогическую терминология, современную, в свете ФГОС.
(Представление стихов)
Спасибо, коллеги, сейчас вы на самом деле продемонстрировали свою готовность сочувствовать, сопереживать и по-настоящему с душой относиться к своей работе. А это стоит многого.
Обратимся к ещё одному труду Анатолия Лутошкина «Эмоциональный потенциал детского коллектива», конечно, не все, на мой взгляд, в этой книге бесспорно, не все сегодня актуально, но ему удалось блестяще представить этапы развития детского коллектива.
Возможно, вы знакомы с данной концепцией развития детского коллектива, но она действительно помогает увидеть правильно процессы в детском коллективе и понять, что нет плохого коллектива, существует определенная стадия его развития, и если вы не возьмете развитие коллектива в свои руки, это сделает кто-то ещё, и вы потеряете свое влияние.
Конечно, такие этапы, как алые паруса, мерцающий маяк, может и не требуют особых вмешательств педагога, но на первых порах, важная правильная стратегия, чтобы коллектив развивался, а не деградировал.
Попробуй группой разработать действия педагога в той или иной ситуации развития детского коллектива, а затем мы сравним с тем, что предлагал Анатолий Николаевич в своей книге – эти два взгляда помогут разобраться с ситуацией.
Мы уже почти готовы, чтобы вести за собой группу, остался небольшой нюанс – посмотримся в зеркало.
Я представляю вам героев известной сказки «Про Федота стрельца – удалого молодца».
Баба Яга – «фольклорный элемент», хранительница народной мудрости, старающаяся любыми средствами (а средства колдовские да народные) добиться положительного результата, немного старомодна, но зато нет для неё невыполнимых задач);
Царевна – знает, чего хочет от жизни, изысканные манеры, привыкла, что любые её приказы должны выполняться, не то, чтобы не любит детей, не до самозабвения.
Нянька – та уж детей обожает, родители все хотят ей детей отдать, знают не оставит без глазу, всегда готова выслушать, понять и помочь, только вот усталость – хроническая, да и на себя все времени нет…
Маруся – хороша, обаятельна, всеобщая любимица, все у неё спорится, а как проблемы - неизвестно откуда помощь приходит, на жизнь не жалуется, всегда в хорошей форме.
Выберите героиню, которой вы являетесь сейчас, а затем то образ, который для вас наиболее привлекателен. Эти два образа могут и совпадать.
Упражнение «Зеркало»
Хорошо, представив себя в самом на ваш взгляд ресерсном образе приступим к следующемы этапу нашей работы. Собственно к проектированию.
Здесь, я хотела бы вам представить свою брошюру, которую писала для детей – лидеров школьного самоуправления.
«Практические рекомендации по социальному проектированию».
Я пройду лишь коротко.
Зачем это нужно учащимся:
В каких терминах они должны разбираться
Что такое идея проекта. Мечта – это осознанное желание, там, где есть мечта есть напряжение и вдохновение. Поэтому идею лучше представлять как некую коллективную мечту.
Фазы разработки социального проекта мы взяли из методики бизнес планирования, добавив свои педагогические задачи. У нас получилось:
Подготовительная фаза – она покажет стоит ли двигаться дальше в результате должно родиться:
- Реально разобраться с тем, какое ваше исходное состояние, понять, где вы находитесь и с чем
- Детально представить, чего хотите добиться
- Собрать необходимые средства и ресурсы
Для эффективной деятельности вам необходимо:
1. Реально разобраться с тем, какое ваше исходное состояние, понять, где вы находитесь и с чем
2. Детально представлять, чего вы хотите добиться
3. Собрать необходимые средства и ресурсы.
На каждом из этих трех шагов можно допустить 2 ошибки: пропустить его (недоделать) или застрять (зациклиться). Таким образом, существует 6 ошибок, способных снизить эффективность деятельности до нуля.
По окончании этой фазы мы готовы к защите проекта.
Это событие должно случиться: перед родителями, перед администрацией, неважно, но, прежде чем осуществить проект дети должны почувствовать поддержку. Не мы взрослые говорим, что сделайте нам кормушки, а дети представляют план наблюдений, таблицы для определения птиц, чертежи кормушек – эти вопросы они уже изучили, значит уже 50% проекта сделано. Остается все самое интересное.
Фаза реализации – Лестница успеха. Это нужно показать на примере.
Упражнение «Лестница успеха».
Фаза контроля. Эти критерии мы разработали для конкурса, каждая школа оценивала сначала себя сама, а затем уже получала внешнюю оценку, таким образом, дети учились адекватно себя оценивать.
Я предлагаю вам оценить один из проектов представленных на конкурс в далеком 2004 году, «Школьное радиовещание».
Раздаю критерии по группам, проект. Идет оценка проекта
Вот мы и подошли к проектированию, к тому, ради чего мы здесь собрались.
Каждая группа сейчас пройдет подготовительную стадию проектирования.
Напоминаю: формулируем проблему, мечту, идею осуществления.
Через 10 минут вы должны представить:
Каждая команда готовит не менее 3-х вопросов к выступающим, которые помогут им в дальнейших этапах.
Защита проектов.
Ну и напоследок давайте здесь и сейчас реализуем небольшой социальный проект. Напишите на сердечках свое имя, а теперь передайте сердце по кругу и пусть каждый кому попадется в руки ваше сердце продолжит эту фразу. А вы в свою очередь сделаете это на чужих сердечках.
Вот теперь мы изменили ситуацию, мы сделал для вас очевидным то, за что любят вас окружающие. Культивируйте свои сильные качества – это источник вашей энергии. А ещё домашнее задание – вспомните прямо запишите, что вас больше всего раздражает в вашей работе – в этом есть источник ваших новых ресурсов.
Читайте также: