Девиз средневековой романской культуры
Обновлено: 21.12.2024
Открытый урок по истории искусств для 2 класса художественного отделения.
Тема: «Художественная культура Средневековья. Романский и готический стили».
Урок составлен преподавателем теоретических дисциплин Куриловой К.С.
Цель : формирование у учащихся представлений о художественной культуре Средневековья.
Ознакомить учащихся и истоками и характером романского и готического стилей;
Выявить отличительные особенности романского и готического стилей; развить познавательную активность;
Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира искусства, интерес к искусству и его истории.
Презентация, которая наглядно отражает все особенности архитектуры Средневековья.
Альбомный лист для выполнения практической работы, масляные (или другие) карандаши.
В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю средневековым.
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах.
Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывают мне…
И погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величие рыцарства и блеск Средневековья.
Этот романтический образ средневекового замка создал французский писатель и поэт XIX века Теофиль Готье.
И не случайно в словах поэта слились противоположности: «острый взлет» и «угрюмые зубцы», «глубокие рвы» и «сводчатые залы», «величие рыцарства» и «блеск».
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с художественной культурой эпохи Средневековья.
Изучение нового материала.
Ведущим видом искусства эпохи Средневековья является архитектура. С ней органично связаны и другие виды искусства – музыка, изобразительное, прикладное и другие. Сегодня на уроке мы познакомимся с архитектурными стилями Средневековья. Попытаемся понять их и различить между собой. Но как? – Спросите вы. С помощью языка.
Язык, он дает нам возможность высказывать свои чувства и мысли. Искусство тоже обладает даром говорить на своем особенном художественном языке о духовных ценностях человека в разные эпохи. Этот язык в искусстве называется стилем.
Вглядимся в образцы архитектурных памятников и попытаемся понять, из чьих уст звучат «слова» о прошлом?
На экране образцы романского и готического стиля. Учащиеся рассматривают образцы и пытаются определить, для кого, для чего с какой целью построено то или иное здание.
Образец Романского стиля – замок, крепость, здание достаточно массивное. Кто же говорит с нами из прошлого?
Учитель: Для чего, по вашему мнению, служило это сооружение?
Учащиеся: Это здание создано для защиты от врага, напоминает эпоху рыцарей.
Образец Готического стиля – церковь, здание воздушное и устремленное вверх.
Учитель: Кто говорит с нами в данном случае? Для чего создано это здание?
Учащиеся : Это церковь, она создана для верующих, монахов.
И действительно архитектура эпохи Средневековья имеет два лица – это так называемые Романский и Готический стили. Но прежде чем приготовиться к детальному рассмотрению, нам необходимо знать значение терминов, которые определяют эти стили.
У нас работали две поисковые группы учащихся, которые подготовили информацию по данным стилям.
Термин «романское искусство» появился в начале XIX столетия. Так обозначали европейское искусство X – XII веков. Ученые полагают, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого «романского» зодчества (от лат. romanus – римский). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название «романское искусство» сохранилось.
Становление романского искусства в различных странах и областях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Франции период завершился в конце XII века, то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.
Работа в тетради. Термин «романское искусство» возник в XIX веке, так обозначают стиль Европейского искусства X- XII веков.
Главными и наиболее значимыми сооружениями романского стиля были монастырь-крепость, храм-крепость, замок-крепость. Может быть, оттуда и пошло выражение «Мой дом – моя крепость».
Но прошли времена рыцарских войн и сегодня мы вполне можем совершить путешествие по Романскому собору. Но прежде чем войти, рассмотрим его снаружи.
Храм кажется строгим и массивным. В романских храмах делали прочные каменные перекрытия. Огромная тяжесть каменных сводов потребовала мощных, толстых стен, способных выдержать большую нагрузку. Окна в храмах небольшие и узкие, чтобы стены не потеряли надежности. Поэтому в романских соборах чаще всего господствовал полумрак.
Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон . Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм – кубов, цилиндров.
Важнейшим признаком романской архитектуры является наличие каменного свода.
Свод - тип перекрытия, которое образуется выпуклой криволинейной поверхностью. Единственную опору для свода архитектура находит в стене.
Важным элементом романской архитектуры является колонна с украшенной скульптурным орнаментом капителью.
Стены храма гладкие. Ребята, каким способом можно украсить гладкую стену?
Учащиеся: Роспись, мозаика, фрески.
Учитель: Это действительно так, стены романских храмов были украшены фресками и мозаиками. К сожалению, живопись романского периода практически не сохранилась.
В романский период впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались, как правило, на порталах (архитектурно оформленных входах).
Скульптура романского храма особенна. Здесь все для того, чтобы верующий задумался о своих грехах. Сюжеты Страшного суда, библейские сцены, нашлось даже место чудовищу, пожирающему грешника.
Если храм представлялся крепостью бога, то замок – крепостью рыцаря. Романские каменные замки с мощными оборонительными стенами были неприступными крепостями. Возводились замки у реки на холме, окруженном рвом с водой, через ров перекидывался подъемный мост.
Собор в Вормсе (1171 – 1234 гг.) Стоит лишь взглянуть на этот храм в Вормсе, чувствуешь его особый дух. Он подобен кораблю, рассекающему волны. Четыре узкие башни сторожат храм с востока и запада. В его архитектуре нет ничего лишнего, отделка очень сдержанна, лишь арки подчеркивают основные линии. Скульптура храма – необычные, дикие, иногда чудовищные звери. Они как каменная книга – созданы для размышления верующего о Боге и его законах.
Именно в романской архитектуре впервые появились огромные здания, целиком выстроенные из камня. Своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты романской церкви.
Продолжим знакомство с архитектурой Средневековья. И следующий стиль готический.
Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico – «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. «Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому»: готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям, а значит, не представляло интереса для современников.
Представления о том, что готическое искусство бесформенно и не заслуживает внимания, изменились лишь в XIX веке, когда эпоху Средневековья перестали считать «темными веками» в истории человечества. Однако название «готическое» сохранилось за европейским искусством позднего Средневековья. В различных европейских странах готика имела свои характерные особенности и хронологические рамки, но её расцвет приходится на XIII – XIV века.
Работа в тетради. Термин «готическое искусство» возник в эпоху Возрождения. Так обозначают стиль Европейского искусства XII – XV веков.
Само слово «готика» более позднего происхождения, оно происходит от слова «готы». Готы – это варварские племена, разрушившие Рим и уничтожившие античное искусство. Но взглянув на эти прекрасные, воздушные готические соборы мы не найдем ничего общего с варварами. В готическом стиле чувствуется единая художественная идея, и она последовательно проводится во всех видах искусства: в архитектуре, скульптуре, музыке, прикладном искусстве и даже в письменном шрифте. В готических соборах камень превращается в кружева, а вместо тяжелых каменных стен посетитель собора видит сверкающий через витраж свет. Преодоление материальности – вот, пожалуй, главная идея готического стиля. Дух преображает материю, изменяет ее.
Готический храм – это воплощённый в камне духовный символ эпохи. Как же прочитать этот символ? В храме воплощен образ мироздания. Каменные стены теряют свою мощь и начинают просвечивать. И вместо толстых стен мы видим хрупкие, пронизанные светом витражи. Оставляя земное, готический храм устремляется вверх к небесам, побеждая всю тяжесть камня.
Именно архитекторам средневековья удалось создать такое чудо, где хрупкие стены, состоящие почти целиком из витражей – окон, не рушатся под тяжелыми каменными сводами с помощью каркасной системы с наклонными дугами. Именно эта система позволила воплотить внутри готического храма парящий свод.
Скульптуры готического собора полны смысла. Здесь изображены сцены из Библии, образы Христа и Богоматери, святых и пророков, царей древности и современности и даже средневековый календарь – знаки Зодиака и сцены сельскохозяйственных работ.
Отличительная деталь средневековой готики в архитектуре – это центральное окно-витраж «готическая роза» . На первый взгляд это лишь набор разнообразных разноцветных стеклышек – глаз теряется в этой бесконечности. Но если присмотреться, то можно увидеть, что здесь вовсе нет хаоса. Все на своих местах. Мало того, готическая роза изображает не что иное, как порядок мироздания. В центре – Бог, вокруг него – ангелы, потом – апостолы, далее святые, епископы, короли и так далее.
Совершим с Вами небольшое путешествие по Европейским средневековым готическим соборам. А нашими экскурсоводами будут учащиеся экспертной группы, которые занимались исследованием соборов готического стиля.
Кёльнский собор — римско-католический готический собор в Кёльне (Германия), который занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и входит в число памятников всемирного культурного наследия. Строительство главного храма Кёльнской архиепископии велось за два приёма — в 1248—1437 годах и в 1842—1880 годах. По окончании строительства 157-метровый собор на 4 года стал самым высоким зданием мира.
Собор в Реймсе был построен в XIII веке, то есть позже собора Парижской Богоматери и собора в Шартре. Собор в Реймсе является одним из самых известных образцов готического искусства во Франции благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям он входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Начиная с периода Средневековья и до XIX века, собор был местом коронации практически всех французских монархов.
Собор в Шартре — католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр. Находится недалеко от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. Например, собор в Шартре имеет длину 130 метров. Чтобы его обойти, нужно преодолеть путь в полкилометра. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) — христианский собор в центре Парижа, географическое и духовное «сердце» французской столицы, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана.
Величественный Нотр-Дам-де-Пари был заложен в 1163 году (первый камень будущего собора заложил папа Александр III), но его строительство продолжалось в течение нескольких столетий – до XIV века. В храм ведут три входа – портала, обрамленных уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями – так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей.
Много лет собор стоял полуразрушенным, пока в 1831 году не появился знаменитый роман Виктора Гюго, ознаменовавший собой возрождение интереса к историческому наследию, и готическому искусству в частности, и привлекший внимание к плачевному состоянию великого памятника архитектуры. Король своим указом поручил восстановить храм. С тех пор постоянной заботой властей является сохранение собора в его подлинном виде.
Нотр-Дам-де-Пари известен своими колоколами. Самый большой колокол – Мария, назван в честь Богоматери и покровительницы этого собора, его вес 6 023 кг. Колокол повешен на Южной Башне. На нем выгравирована его история.
В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.
Обобщение по готическому стилю.
Готический собор – это бесконечно сложная, изменчивая игра ажурных форм. Арки, галереи, башни, громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшим переплетом рам. Собор внутри и снаружи населен массой скульптур (например, в Шартрском соборе около 9 тысяч одних только статуй). Словом готический собор – это целый мир.
Обобщение и закрепление полученных знаний.
Слово учителя. Каждому из вас я раздаю таблицу с характеристиками стилей Средневековья, ваша задача, с помощью полученных знаний и таблицы, выявить к какому стилю относятся предложенные изображения на экране (на экране 3 слайда с изображениями сопоставлений Романского и Готического стиля) .
Работа по изображениям.
(данная таблица раздается каждому учащемуся для вклейки в тетрадь)
Особенности стилей средневекового искусства
Здания соборов тяжеловесны и приземисты, это были огромные сооружения – т.к. их главной задачей было вместить большое кол-во людей во время богослужений. Характерные черты: толстые стены, крупные опоры, гладкие поверхности.
Готический собор имеет легкую конструкцию, устремлен ввысь. Новшество архитектуры готического периода – система арок. Стены перестали выполнять несущую роль, а значит, их не нужно было делать толстыми и массивными.
Как правило, на сводах и стенках храма изображали библейские сюжеты, которые нужно было рассматривать, передвигаясь по храму. Росписи романского периода имели назидательный характер.
В готическом соборе стеная роспись, уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой стекол, которое помещали в проем окна.
В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались на порталах церквей. Рельефы обычно раскрашивали – это придавало им большую выразительность и убедительность.
Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и представлений, которыми должны были руководствоваться в своей повседневной жизни люди Средневековья.
Учитель: Для закрепления знаний о Готическом стиле, предлагаю вам изобразить на листе бумаги один из элементов орнамента витражного окна – «трилистник». Трилистник – символ христианской веры, символизировал Святую троицу: Бог-Отец, Сын и Святой дух.
Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с художественной культурой Средних веков и на основе сравнительно-сопоставительного анализа архитектуры того времени получили представление о двух основных стилях средневековой архитектуры: Романского и Готического.
Домашнее задание: Для закрепления знаний о Романском стиле предлагается нарисовать эскиз замка с характерными особенностями.
Рома́нским иску́сством, рома́нским сти́лем или рома́никой (от лат. Roma — Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона.
Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры — оборона. Девиз романского стиля, «Мой дом — моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени.
Тем не менее, в этот период в Европе наблюдался неуклонный рост по пути к благополучию и процветанию, и искусство высочайшего качества уже не испытывало ограничений, имевших место в периоды, когда искусство развивалось лишь в окрестностях королевского двора и в небольшом кругу монастырей.
Романский стиль стал первым направлением в искусстве, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии.
Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками, в первую очередь — для романской архитектуры, которые сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля — круглые арки, а также бочкообразные своды и орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей.
Характеристика стиля
Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость.
После 1100 года, когда свое место в романском стиле нашла скульптура, постройки стали немного более «легкими» и привлекательными.
Тем не менее, не зависимо от времени, в романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол — мрамор, плитка с рисунком. Зеркала — шифоновая бронза. Стены — венецианская штукатурка. Роспись — религиозные мотивы.
Пизанский собор, Италия
В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.
Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых сводов. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки. В целом просматривается рациональная простота конструкций.
Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд, Франция
Живопись
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры.
Каталонская фреска
Три волхва из псалтыря Св. Олбана, Англия, XII век.
Также, для Романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста, не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.
Во всех видах романского искусства существенную роль играли узоры: геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны.
Роспись крипты базилики Святого Исидора в Леоне, Испания.
«Замковая архитектура»
Архитектура романики не знала точного математического расчета. Но толщина стен вызвана не только конструктивными соображениями. Толстые стены, узкие окна, башни — все эти стилевые признаки архитектурных сооружений выполняли одновременно оборонительную функцию.
Аббатство Мария Лаах, Германия
Крепостной характер церквей, соборов, монастырей позволял мирному населению укрыться в них во время феодальных междоусобиц. Внутренняя планировка и размеры романского храма отвечали культурным и социальным потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий: мирян и духовенство, простолюдинов и знать, многочисленных паломников.
Становлению романского стиля способствовала большая роль монастырей как центров паломничества и очагов культуры, распространяющих единые художественные формы. При монастырях возникают первые мастерские со специалистами разного профиля, необходимыми при строительстве храма или собора. Первые строительные артели были монашескими. Их обмирщение началось к концу романского периода, когда по всей Европе началось строительство городов.
Приорат Серрабоны, Франция
Основным типом светских архитектурных сооружений можно считать феодальный замок, в котором доминирующее положение занимал донжон — дом-башня прямоугольной или многогранной формы. На первом этаже донжона располагались хозяйственные помещения, на втором — парадные комнаты, на третьем — жилые комнаты владельцев замка, на четвертом — жилище охраны и слуг. Внизу обычно находились подземелье и тюрьма, на крыше—сторожевая площадка.
Капелла кающихся грешников, Больё-сюр-Дордонь.
Для обеспечения максимальной обороны замки строились на вершине горы, в излучинах рек, на острове и в других малодоступных местах. Замок был окружен высокими каменными (зубчатыми) стенами, с башнями, рвом, заполненным водой. Подъемный мост был единственной связующей нитью с внешним миром.
Либмургский собор, Германия
Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня. Планировка замка обусловливалась рельефом, и при строительстве главной задачей была функциональность. Менее всего преследовались художественно-эстетические цели. Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура, и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота.
Если вы хотите получать больше статей, подобно этой, то кликните Recommend ниже.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
1. Откройте доступ ко всем видеоурокам комплекта.
2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.
3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками. Получить доступ
Конспект урока "Романская культура"
Во многих культурах встречается миф о «чудесном ребёнка» и его спасении. Есть такой сюжет и в христианской культуре. Он описан в Евангелии от Матфея и называется «Избиение младенцев».
Согласно евангельскому рассказу, в Вифлееме в семье Марии и Иосифа родился младенец Иисус, которому суждено было стать Спасителем и «Царём Иудейским». К нему на поклон пришли с дарами три мага-мудреца (в старорусском переводе – волхвы).
После поклонения, они должны были вернуться в Иерусалим и сказать о местонахождении Иисуса иудейскому царю Ироду, который тоже якобы хотел прийти и поклониться младенцу.
Волхвы принесли новорождённому Христу свои дары, но получили во сне откровение не возвращаться к Ироду и идти в родные земли другой дорогой (это можно рассматривать как символ обретения ими другой, истинной веры).
Обманутый волхвами Ирод, пришёл в ярость и приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет, надеясь, что в их числе окажется и загадочный «будущий царь», который может лишить его власти. Однако Иисусу удалось спастись благодаря бегству его семьи в Египет.
В христианской культуре младенцев почитают как святых и первых пострадавших ради Христа. А сам сюжет «Избиение младенцев» получил широкое отражение в искусстве и стал применяться в том числе и в оформлении романских храмов. Подобнее об этом вы узнаете далее.
Вопросы занятия. Суть романской культуры. Романская монастырская базилика. Декор романских храмов.
В середине IX века империя Каролингов распалась, не выдержав междоусобных войн наследников Карла Великого. Последующий X век вошёл в историю Европы как эпоха невиданных бедствий – войн, голода, разрухи, страшных эпидемий, унёсших миллионы жизней. Но все же народы, обитавшие на землях будущих Франции, Южной и Западной Германии, Бельгии, Голландии, Средней и Северной Италии, а также Северной Испании смогли выстоять в испытаниях и сформировать самостоятельную государственность. Вместе с ней родилась новая художественная культура, существовавшая в Европе в XI–XII веках и получившая название «романской».
Сам термин «романский стиль» появился в начале XIX века применительно к романской архитектуре. Именно тогда была установлена связь архитектуры XI–XII веков с древнеримской архитектурой, за счёт использования полуциркульных арок, а также бочкообразных сводов, апсид, орнаментов в виде листьев.
Романское искусство возникло на христианской идее греховности видимого мира, который наполнен злом и соблазном.
Его главной чертой стало превосходство духовного (возвышенного и чистого) над телесным (низменным и греховным). В культуре Западной Европы возник этический и эстетический идеал, который противопоставлял себя античному миру.
Но несмотря на отрицание предыдущих достижений искусства, романская культура развивалась под их сильным воздействием. Она сочетает в себе многочисленные элементы раннехристианского и меровингского искусства, культуры «каролингского Возрождения». Также в зависимости от местности, в ней есть черты античного, византийского и арабского искусств.
Романский художественный стиль отражает идею развития нового общества. Это общество состоит из сильных и независимых людей, которые стали богаты не в результате войн и грабежей, а благодаря собственному труду.
Церковь восприняла труд как лучший способ спасения души. Об этом свидетельствует девиз монахов-бенедиктинцев «Ora et labora», который с латыни переводится как «Молись и трудись». Богатство начали расценивать как божественное воздаяние, которое человек получает на земле за труд, в то время пока ожидает божественного воздаяния на небе за праведную жизнь.
Несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ, романская культура стала первым направлением в искусстве, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии.
Популяризации романской культуры способствовало христианство, утвердившееся на обломках Римской империи. Католические монахи разошлись по всем уголкам Европы, где стали возводить церкви и монастыри. Среди монахов также были художники и ремесленники, которые своим трудом разнесли романский стиль по всей Европе.
Новое направление в искусстве средневековой Европы развивалось в основном в храмовой культуре: зодчестве, скульптуре, живописи, музыке. Но наиболее полно романский стиль воплотился в архитектуре, которая бурно развивалась в пору образования новых феодальных государств.
Романский стиль отличают массивные формы, мощные стены, подавляющие величием объёмы зданий. Храм в этом случае предстаёт не столько обиталищем Бога, сколько вместилищем прихожан. В период междоусобиц романские церкви могли выдерживать осаду и служить убежищем во время войны.
Так как развитие романского стиля было напрямую связано с деятельностью монастырей, его называют также монастырским стилем. Одним из видов романских храмов была базилика.
Уже в византийской базилике сочетание купола с длинным залом стало важным шагом к архитектурному выражению христианской идеи стремления к небу. В романской базилике это стремление души стало ещё выразительнее благодаря замене горизонтального потолка на полукруглые крестообразные своды. Так сформировалась романская ячейка, состоящая из четырёх опорных столбов и шести арок – четырёх боковых и двух диагональных.
Чтобы уравновесить несомые и несущие части храма, над опорными столбами высокого центрального нефа возвели второй ярус, опирающийся на крестовые своды боковых нефов. Таким образом, вертикальный разрез романского храма благодаря крестовым сводам получил очертания полуциркульной арки. Она стала основным элементом романского архитектурного стиля и повторяется в очертаниях портала, оконных проёмах, в аркаде центрального нефа.
В результате таких архитектурных решений романская монастырская базилика стала воплощением идеи спасения через искупление. За счёт освещения и конструкции её посетители продвигаются от затемнённого пространства у входа к хорошо освещённому пространству алтарной зоны, что символизирует как крестный путь Иисуса Христа, так и земной путь любого человека, который своим трудом и страданиями может заслужить искупления грехов и спасения.
То есть можно говорить о том, что архитектура романской базилики воспроизводит модель жизни человека средневековой Европы.
А скульптура, рельефы, фрески и витражи, вписанные в пространство храма, воссоздают среду его бытования, символизируя преобладание духа над телесностью.
По представлениям средневекового человека зримый мир служил лишь видимым воплощением мира незримого, и был к тому же населён невидимыми существами, которые постоянно боролись за душу человека и вторгались в его жизнь. То есть необычные персонажи и всевозможные существа воспринимались как обыденные явления.
Эта особенность мировоззрения средневекового человека нашла отражение в барельефах романских капителей.
Их сюжеты черпались в основном из Библии. Однако кроме канонических сцен мастера использовали и фольклорные мотивы, изображая фантастических чудовищ, диковинных животных, растения, птиц. Например, среди барельефов романских храмов можно встретить карликов с птичьими головами, птиц с лягушачьими лапками, насекомых с кошачьими мордами.
Популярными были и образы различных монстров – посланников ада, напоминающих о греховности всего земного.
Широко воспроизводились христианские символы. Например, пеликан, кормящий птенцов собственной кровью и плотью. В христианском искусстве этот древний образ – устойчивый символ Христа, отдавшего свою плоть и кровь для спасения людей.
Основным средоточием скульптуры в романских храмах были порталы. Скульптура порталов несла в себе очень важную функцию, являясь своеобразной Библией для бедняков.
Для того, чтобы человек стремился к спасению своей души и всегда помнил, как страшно он будет наказан, если станет грешить, над входом в собор помещались скульптурные композиции с устрашающим или наставляющим сюжетом.
Центральная композиция романского портала обычно располагается в тимпане – полукруглом пространстве между аркой портала и горизонталью дверного проёма.
Ключевой фигурой в тимпанах представлен Христос. Он обычно сближается своим обликом и характером с образом Бога-отца, страшного судьи мира, который выносит человечеству неумолимый приговор.
В рельефах разрабатывается тема борьбы добра и зла, выраженная в аллегорических образах сражающихся добродетелей и пороков.
В сплошном каменном скульптурном ковре часто причудливо уживаются библейские сюжеты, назидательные притчи, жуткие видения конца света, сцены страданий и Страшного суда с мифологическими образами древних народных поверий, то в виде уродов, то в виде карнавальных масок с их насмешливыми гримасами.
Однако стремление отражать духовный мир повлекло за собой деформацию пропорций и воспроизведение определённого типажа, принятого церковью. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались (ноги, руки, головы в скульптурах повёрнуты в разные стороны, как будто они вывихнуты), складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела.
Романские рельефы настолько эмоциональны и динамичны, что их называют «застывшими»в камне ураганом страстей и криков». Все части скульптуры раскрашены, что придаёт им яркость и живость.
Подобные композиции в изобилии представлены в скульптурном декоре перспективного портала церкви Сен-Пьер в Муассаке. Так, боковые барельефы портала представлены библейскими сюжетами «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет», «Избиение младенцев».
Тимпан портала занимает сцена Страшного суда, который описан евангелистом Иоанном в последней книге Нового Завета, называемой Откровение Иоанна Богослова, также известной как «Апокалиписис».
В центре этого «Апокалиптического видения» находится неподвижная фигура Христа-Судьи, которую окружают ангелы, апостолы, символы евангелистов. Горизонтальную балку над дверным проёмом украшают фигуры старцев – судий Страшного суда.
Экспрессию и красочность скульптурного декора романского храма усиливала живопись на стенах. Но если романская скульптура характеризуется, по большей части, реалистичными работами, то романская живопись лишена натурализма, достаточно условна и аллегорична.
Сюжеты росписей, изображавших в основном библейские события Ветхого и Нового Завета, носили поучительный характер. Как и скульпторы, художники создавали всевозможных чудовищ и ужасных, не существующих в реальности животных.
Нечистая сила в образе чертей, свиней и сирен глядела на прихожан со стен церквей.
Примером монументальной романской живописи может служит фреска со сценой избиения святого Стефана камнями, выполненная уже в романский период поверх существующих росписей в церкви Санкт-Иоханн в Мюстере. Несмотря на искажение форм, в этой фреске художнику удалось достоверно передать эмоциональное состояние всех участников драмы.
Мировосприятие средневекового человека отражено в романских витражах – своеобразной мозаике из кусочков цветного стекла, скреплённых свинцовыми перемычками.
В церкви Санкт-Апостельн в Кёльне можно увидеть образец романского витража с евхаристическим сюжетом. Витраж содержит изображение «мистической мельницы», на жернова которой евангелисты насыпают облатки, символизирующие тело Христа.
Облатка – круглый хлебец из пшеничной муки, употребляемый в католическом храме во время причащения.
В целом все элементы полихромного, яркого романского искусства отражают тягу средневекового человека к небесной, райской красоте. Это стремление получило дальнейшее развитие и достигло наиболее яркого выражения в готике.
Давайте подведём итоги. Романский художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в XI–XII веках – один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Изобразительное искусство романского периода было почти целиком подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический характер, условность приёмов и стилизация форм. В архитектуре и декоре романских храмов отображалось мировосприятие средневекового человека.
Читайте также: