Девиз современного образования 2020

Обновлено: 14.11.2024

С каждым годом требования к образованию меняются, появляются новые инструменты и методики, а старые принципы перестают работать.

Что интересного произойдет в 2020 году? Появится ли технологичная замена партам, доскам и учителям? Эксперты компании STAR Academy на примере зарубежного обучения рассмотрели, какие направления будут развиваться в новом году.

Видео дня

Обучение навыкам осознанности с детства

Поведенческие и эмоциональные расстройства стали эпидемическими в разных странах. Тревога, депрессия или синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируются у школьников чаще, чем когда-либо.

Каждый день дети и подростки изо всех сил пытаются понять, как вписаться в этот сложный и быстро меняющийся мир, одновременно борясь с такими вещами, как сильное давление в школе, буллинг или проблемы дома. И это на фоне социальных сетей, которые транслируют яркую и успешную жизнь сверстников.

Исследование, проведенное по заказу британской Национальной службы здравоохранения в 2017 году, показало, что каждый восьмой ребенок в Англии 5-19 лет страдал по крайней мере от одного психического расстройства.

В итоге в начале 2019 года британское правительство объявило о старте нового экспериментального проекта.

В 370 английских школах ученики начали практиковать уроки осознанности, участвуя в исследовании по улучшению психического здоровья молодежи.

Они работают с экспертами и изучают медитацию, техники релаксации и дыхательные упражнения, чтобы научиться самостоятельно регулировать свои эмоции.

Осознанность повышает спокойствие, уменьшает депрессию и помогает бороться с беспокойством. По словам доктора Джессики Дейтон из University College London, которая возглавляет государственные испытания, такие уроки помогут не просто чувствовать себя лучше в краткосрочной перспективе, но и подготовят детей к сложностям дальнейшей жизни.

Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR) на уроках

Технологии виртуальной и дополненной реальности находятся сейчас на пике развития. По прогнозам аналитической компании IDC, рынок достигнет 5,5 млрд долларов в 2023 году.

Многие из наработок успешно применяются в сфере образования. Преподаватели и студенты изучают различные дисциплины с помощью устройств с поддержкой AR и VR.

Благодаря образам, звукам и эффекту погружения усвоение информации только ускоряется.

Уже реализовано много идей. В американском городе Данверсе есть пять небольших начальных школ, а переход в среднюю школу в новое огромное здание — стресс для юного ученика.

Чтобы школьники изучили место заранее, в обстановке с низким уровнем стресса, для них создали виртуальную экскурсию: тур по классным комнатам и коридорам.

Школа St. John’s School в Бостоне использует виртуальную реальность для создания впечатлений. Ученики катаются на американских горках, гуляют в парке развлечений, водят машину — и это из стен школьной библиотеки.

Ребята из Mendel Grammar School в Чехии, используя контроллеры VR, проводят биологические и химические эксперименты. К примеру, проникают внутрь человеческого глаза и манипулируют его частями, чтобы понять, как они работают.

Ирландская школа Gaelscoil Eoghain Ui Thuairisc school воссоздает исторические места с помощью программного обеспечения для трехмерного моделирования.

А британский вуз University of Westminster создает виртуальное пространство для студентов-криминалистов, в котором они охотятся за уликами, чтобы раскрыть преступление.

Противоположный путь — отказ от гаджетов

Пока одни учебные заведения вводят все больше технологий в повседневную школьную жизнь, другие стараются поддерживать цифровой детокс.

В 2018 году языковой провайдер ILAC запустил в своих центрах в Торонто и Ванкувере пилотный проект Zero-Tech. Следуя по стопам цифровых гигантов, таких как Apple и Facebook, которые признают опасность чрезмерного зависания в экранах, ILAC просит студентов и преподавателей отключиться от сети. И речь идет не только о мобильных телефонах — никаких умных досок и ноутбуков.

Использование гаджетов в классе отвлекало от учебы и эмоционального развития, снижало успеваемость и удовлетворение учащихся от занятий.

По словам Джонатана Колбера, соучредителя ILAC, студенты приезжают в Канаду, чтобы познакомиться с языком и культурой через погружение в среду носителей.

Запуск проекта преследовал две четкие цели — улучшить результаты в освоении английского языка и укрепить человеческие связи.

Учителя были активными сторонниками пилотного проекта и сразу заметили, что отказ от телефонов привел к улучшению внимания и повышению общения с другими учениками. Учащиеся рассказали, что чувствуют себя более энергичными, и описали свой опыт уроков без технологий, как «расслабленный», «крутой», «хороший», «сфокусированный», «серьезный», «веселый», «счастливый».

Большее углубление в проектное обучение

Прошли те времена, когда ученики пассивно сидели за партами, а учителя бесконечно читали лекции, ожидая, что дети впитают в себя теоретическую информацию.

Метод проектного обучения появился еще в прошлом столетии, но, пожалуй, именно сейчас приобретает глобальные формы.

В России он применяется в отдельных школах и более широко в частных учреждениях дополнительного образования.

Проектное обучение (PBL — Project Based Learning) позволяет учителям познакомить школьников с новой информацией и развить навыки, необходимые в XXI веке, а учащимся — взаимодействовать с программой увлекательным и аутентичным способом.

Закодировать робота с помощью собственного телефона, помочь местным предпринимателям повысить экологическую устойчивость и сократить отходы, написать и выпустить собственную книгу — для каждой дисциплины в зарубежной школе предусмотрена активная проектная работа.

Например, в американской The Athenian School студенты для предмета «Инженерный дизайн» вручную собирают действующий самолет, где все, от заклепок до оформления кабины двигателя, дети делают под руководством преподавателя. После завершения проекта самолет продают населению.

Ребенок находит практическое применение своих теоретических знаний математики и физики и остается вовлеченным в процесс на протяжении всего времени.

Появление роботов-учителей в классах

Роботы все чаще используются за рубежом для обучения студентов в классе, особенно по естественным наукам, математике и языкам. Пока они больше применяются в качестве инструментов, а не самостоятельных единиц.

Человекоподобный робот Робин — часть европейского исследовательского проекта, целью которого было научить маленьких детей второму языку (английскому) с помощью социальных роботов. За два года в исследовании участвовали 208 говорящих на голландском языке дошкольников 4-6 лет.

За 7 занятий они выучили 34 английских слова и продемонстрировали, что роботы могут эффективно и в игровой форме обучать новым словам.

А некоторые — и работать с детьми с особыми потребностями. Например, робот Каспар, похожий на куклу, помогает учителям и родителям поддерживать ребят, страдающих аутизмом или другими проблемами в общении. Хотя его призрачный внешний вид может показаться жутким, Каспар был намеренно разработан с минимально выразительным лицом, потому что у детей-аутистов часто возникают проблемы с чтением мимики и интерпретацией тонов голоса.

Перечисленные выше тренды в образовании — лишь одни из немногих. Технологии — в руках несовершеннолетних. Они используют их с раннего детства и быстро адаптируют свой образ жизни под них. Поэтому учебные заведения и образовательные подходы тоже должны быстро реагировать на меняющиеся условия мира.

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook , «В Контакте» и «Одноклассниках» !

Учебный год начался в непривычных условиях. Нам, как и всему миру, пришлось столкнуться с пандемией. Изменилось представление о том, что такое современная школа. Изменились и требования, которые ей предъявляет общество. Но фундаментальная и базовая ценность для нас неизменна - это успех каждого ребенка. Ее невозможно достичь без качественного образования. И это не просто красивые и правильные слова. Это результат ежедневного труда педагогов.

Уметь и умнеть

Дети должны понимать: то, что они узнают на уроках, - это и про них тоже. Законы физики, знания о частях света и континентах, об устройстве общества, о своих правах и обязанностях, об экономике, о безопасности жизнедеятельности - все это поможет ребенку выстроить жизнь в современном техногенном мире. То есть в системе образования не должно быть "параграфов", "страниц" и "пунктов" - там должны быть умения для жизни, для будущей профессии.

Сейчас уже невозможно из года в год открывать один план урока и по нему вести занятия. Каждый урок проводится для конкретных детей и должен быть интересен и полезен им. Ребенок должен не просто заучить формулу, правило, теорему, а понимать, для чего они предназначены, как взаимосвязаны, как знания можно применять. Как конкретная физическая формула может помочь в расчете для запуска спутника, например.

Каждый год, более того, каждый месяц в мире совершаются научные открытия, порой меняющие наши представления о планете, мире и жизни. Для нас принципиально, чтобы самые важные из этих открытий были отражены и в школьной программе. Говорить надо и об ученых как примерах для детей.

Мы уже пересматриваем программы и методики по естественно-научным и техническим предметам, переоснащаем школьные лаборатории, усиливаем подготовку учителей по предметам естественного цикла.

Будем выстраивать единую систему технических и естественно-научных знаний для учеников 7-9-х классов, которые сейчас находятся вне зоны пристального внимания: от технических кружков в 3-6-х классах - через профильные кружки и классы - к предпрофессиональному образованию в 10-11-х классах. Подключим лучших педагогов, интернет-ресурсы, возможности учреждений дополнительного образования. Благодаря использованию дистанционных технологий дети и педагоги получат возможность общаться и создавать проекты со сверстниками и коллегами из других регионов. Будем выстраивать индивидуальные программы развития. Такие же программы будут создаваться и для детей с особыми образовательными потребностями. И конечно, акцент надо сделать на повышении объективности Основного государственного экзамена (ОГЭ) в девятых классах.

Гражданин растет за партой

Принципиальная задача для нас - сделать все возможное, чтобы каждый ребенок, где бы он ни жил, мог получать качественное образование и развивать таланты. Сформировать современного человека, ответственного за свои действия, уважающего государство, обладающего базовыми знаниями, стремящегося к развитию, умеющего работать в команде, честного, порядочного, трудолюбивого.

Это возможно только в условиях гармоничного соединения воспитания и обучения, когда одно "пропитано" другим. Программы воспитания должны быть интересны детям. Это не просто классные часы или уроки в расписании. Воспитывает все - фильмы, книги, беседы, встречи с интересными людьми. Нашими помощниками в воспитании детей должны стать выставочные залы, театры и кинотеатры, спортивные, молодежные, волонтерские и добровольческие, кадетские организации. Надо показать детям, какой разнообразной может быть жизнь, общение и работа с другими людьми, сверстниками и взрослыми.

Воспитание - совместное дело педагогов и родителей. Важно, чтобы ребенок в школе и дома слышал тождественную информацию о базовых вещах, чтобы взрослые поддерживали интерес ребенка к знаниям, мотивировали, помогали ему разобраться в себе и мире. Будем формировать такую среду через классных руководителей и психологов. Для семей с детьми от трех лет будет организовано психолого-педагогическое сопровождение.

Конечно, предстоит оказать большую методическую поддержку учителям, организовать их переподготовку, провести курсы и обеспечить ресурсами, с помощью которых можно улучшить воспитательный процесс.

Герои идут в школы

Нам необходимо применять инновационные подходы и вместе с тем - сохранить и использовать богатейший опыт российской системы образования. С российской педагогикой связаны великие имена Макаренко, Ушинского, Выготского. Так что не все в прошлом - плохое и устаревшее, и не все новое - хорошее и нужное. Поэтому важно делать каждый шаг обдуманно, опираясь на экспертное и педагогическое сообщество, ученых, родителей и, конечно, детей. В российских регионах образовательные форматы осваиваются по-разному, и адаптировать опыт надо с большой осторожностью.

Все это диктует необходимость развития учительской профессии, повышения ее престижа, переосмысления существующей системы педагогического образования, уменьшения нагрузки учителей в части работы с документами, чтобы освободить их время для творческой работы с детьми. Мы будем делать все, чтобы создать педагогам условия для комфортной работы. Вложим новые смыслы в повышение квалификации и конкурсы профессионального мастерства.

Учитель так же, как любой другой специалист, стремится делать карьеру, повышая профессионализм и квалификацию, и это желание мы должны поддерживать. Считаю, что учитель должен быть амбициозен. И дело не в количестве учебных часов или уроков, которые он ведет, а в их качестве.

В это понятие сегодня нужно "вдохнуть новую жизнь". А для этого - обдумать и перезапустить ряд процессов: как воспитывать детей, как их учить, как развивать таланты и как "учить" учителей.

Убежден, что делать это надо вместе с педагогическим сообществом, открыто разговаривая обо всех сложностях. Здесь как никогда важно уйти от формальности, отчетов или "резолюций". Мы приняли решение о создании Экспертного всероссийского педагогического совета при министерстве просвещения.

Шире круг

Необходимо усилить интеграцию основного и дополнительного образования. Более того, к основному образованию в школе стоит подключать возможности наших партнеров - колледжей, техникумов, организаций, которые могут быть полезны для детей, увлеченных техническим творчеством.

Школа должна быть открыта для студентов, а вузы - открыты для школьников. Мы планируем выстроить работу так, чтобы наши педагогические вузы участвовали в просветительских программах и программах дополнительного образования. Помощь вузов важна и для повышения квалификации школьных учителей. Здесь может сложиться система наставничества и долговременной профессиональной поддержки.

Что вселяет надежду? В этом году средний балл поступающих в педагогические вузы увеличился. При поступлении на бюджетное место очной формы бакалавриата он составил 68 баллов. Это на один балл выше относительно прошлого года. А специальностями-лидерами по востребованности в этом году стали "логопед", "дефектолог" и "психолог".

Когда мы говорим о подготовке школьных учителей, важно обеспечить студентам первого курса возможность больше узнавать о профессии на практике. Понимать, что сейчас нужно современным детям, какая у них психология, какие форматы учебы больше подойдут для разных тем. В помощь студентам мы будем проводить предпрофессиональные экзамены, олимпиады, конкурсы, участие в которых развивает педагогическое чутье, объективно показывает студенту его сильные и слабые стороны.
Кого вызовут к доске?

Сегодня результаты национальных и международных исследований показывают пока что недостаточный уровень качества подготовки школьников, профессиональных компетенций педагогов, систем управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях.

Совершенствовать систему образования мы будем, используя современный инструмент управления.

Первое его направление - внедрение механизмов управления качеством образовательных результатов: систем оценки качества подготовки учеников, работы со школами с низкими результатами и школами, работающими в неблагоприятных социальных условиях. Плюс - системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, системы работы по профессиональной ориентации школьников. Все вместе это даст нам полную картину того, что происходит в школах, на что стоит обратить особое внимание.

Второе направление - использование механизмов управления качеством образовательной деятельности: системы объективности ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и других процедур оценки, олимпиад школьников, системы мониторинга эффективности руководителей школ и всех других образовательных организаций региона, качества дополнительного профессионального образования педагогов, системы методической работы, системы организации воспитания и социализации школьников.

По результатам полученных данных будет сформирована единая система управления качеством образования. Также будет формироваться кадровый резерв руководителей органов управления образования регионального и муниципального уровня.
Цифрой и словом

Ведется работа по созданию цифровой образовательной среды (ЦОС) - единой информационной системы, в которой можно выделить три составляющие.

Во-первых, это инфраструктура: все, что касается интернета в школе, компьютерного оснащения, программного обеспечения. Но это не только подключение школ к интернету. Такое техническое оснащение даст возможность детям, проживающим в сельских местностях или на отдаленных территориях, где есть объективная нехватка учителей, обучаться у лучших педагогов страны, иметь доступ к качественным проверенным образовательным ресурсам. Быть всегда на связи с классом и учителем, не выпадать из учебного процесса и не пропускать занятия даже во время болезни.

Во-вторых, содержание. Переход на обучение на дому наглядно показал, что сегодня образовательного контента много, но встроить его в образовательный процесс непросто. Цифровая образовательная среда объединит в себе необходимые для обучения и воспитания интернет-ресурсы и сервисы, поможет педагогам быстро находить информацию из надежных источников, а ученикам - обращаться при выполнении школьных заданий к проверенным базам информации.

Наконец, это коммуникация. В этой информационной среде есть российские аналоги Skype, Zoom, видеозвонков, мессенджеры и чаты для общения, своя социальная сеть. Все то, к чему уже привыкли дети, но собранное в одном месте. Учителя и школьники просят сделать общую коммуникационную среду для школьного общения. Над этим будем работать.

Также система ЦОС сделает видимыми и измеримыми все успехи и неудачи школьника: прогресс будет фиксироваться в так называемой цифровой биографии, которая будет объективно показывать, в чем школьник успевает, а в чем ему нужна помощь.

Работа по использованию в школах цифровой образовательной среды стартовала в первых 15 регионах. По итогам проведем анализ результатов, чтобы распространять опыт на оставшиеся субъекты.

3D-реальность для райцентра

Мы продолжим строить школы и детские сады, применяя современные решения. Например, в новых зданиях будут запланированы трансформируемые пространства, многофункциональные помещения, высокотехнологичное оснащение.

В рамках национального проекта "Образование" продолжим оснащать сельские школы. Более 5 тысяч из них в этом году откроют для школьников "Точки роста" - аудитории, оснащенные самыми современными технологиями и оборудованием. В течение следующих трех лет мы оборудуем аудитории в 27 тысячах таких школ.

Мы запускаем проект "500+", в рамках которого сформируем методики помощи в развитии школ с низкими образовательными результатами. У нас есть опытные научно-исследовательские коллективы, которые работали над созданием этой программы и будут сопровождать ее внедрение. Есть механизмы подключения к этой программе молодых талантов - будущих педагогов, студентов старших курсов. Девиз проекта "500+" - "Важен каждый ученик".

На первом этапе проект охватит порядка 250 школ более чем в 20 регионах страны.

Мастер покажет класс

Поможем выпускникам учреждений среднего профессионального образования находить работу по специальности после обучения. Для этого необходимо точно знать, какие профессии и когда нужны в конкретном регионе. Какие предприятия там работают и какие - откроются в перспективе. Плотно с ними сотрудничать: договариваться, чтобы руководители принимали участие в составлении программы подготовки, принимали студентов на практику и давали им наставников, были заинтересованы принять выпускников на работу.

Трудоустройство выпускников колледжей напрямую зависит от качества образования. Поэтому мы продолжим работу над его повышением. Сотрудничаем с Корпорацией малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП) по корректировке системы СПО. В рамках федерального проекта "Молодые профессионалы" ведем системную работу по обновлению материально-технической базы колледжей. Уже в этом году будет создано 1574 мастерские, оснащенные по современным требованиям.

Также при министерстве просвещения сформирован партнерский совет, куда вошли представители крупнейших российских компаний-работодателей. Планируем, что совместно нам удастся выстроить качественную систему подготовки кадров, опираясь на запросы и потребности современного рынка рабочих профессий.

Эта работа требует изменения программ обучения, переобучения мастеров и педагогов, дооснащения мастерских. Еще раз подчеркну: мы должны давать ребенку максимально практичные знания, которые принесут ему пользу в будущем. Студентам СПО практика особенно необходима. Проведение промежуточной и итоговой аттестации должно проходить в формате демонстрационного экзамена по профессии и стандартам Worldskills.

В этом году российская система профессионального технического образования отмечает 80-летие. И что особенно важно - все больше школьников выбирают профессию мастера и поступают в техникумы и колледжи. Получить востребованную рабочую специальность вновь становится престижно.

Попасть в десятку

К 2030 году мы должны войти в десятку ведущих стран мира не только по качеству общего образования, но также по объему научных исследований и разработок.

Российская педагогическая наука - одна из авторитетных и признанных в мире. Важно, чтобы научное сообщество обратилось к проблеме анализа и экспертизы современного банка педагогических практик, чтобы были найдены ответы на вопросы: на каких площадках представлены лучшие образовательные практики, как идет их интеграция в образовательный процесс, как их масштабировать и распространить?

В помощь нам - национальный проект "Образование" и входящие в него проекты: "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Поддержка семей, имеющих детей", "Цифровая образовательная среда", "Учитель будущего", "Молодые профессионалы", "Социальные лифты для каждого".

Я уверен, что все вместе мы сможем достичь главной цели - сделать систему российского образования одной из лучших в мире.

Как изменится школьная программа по истории

Один из важных вопросов, который надо решить в ближайшее время, связан с принятием нового историко-культурного стандарта. Основные его положения нашли отражение в учебниках истории, но юридически он пока не утвержден.

В феврале нынешнего года был разработан проект концепции преподавания в школах учебного курса "История России". В ней принципиально сохранены прежние наработки - основные методологические и содержательные принципы, предложены варианты для завершения перехода на линейную систему изучения истории с 6-го по 11-й класс с увеличением учебных часов на изучение истории XX-XXI веков в 10-11-х классах, что представляется важным: современный человек, выпускник должен знать и понимать те социально-культурные процессы, участником которых он является. В Год памяти и славы в Историко-культурный стандарт внесены соответствующие дополнения, в частности усилен раздел о массовом сопротивлении врагу на оккупированных территориях, восстаниях в нацистских лагерях, развертывании партизанского движения.

Текст: Сергей Кравцов (Министр просвещения РФ)
Российская газета - Федеральный выпуск № 221(8275)

Итоги прошедшего учебного года и основные направления работы на новый учебный год обсудили на совещании в режиме ВКС с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования. Совещание прошло под председательством Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова.

Пресс-служба Минпросвещения России

Министр напомнил, что 21 июля 2020 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О национальных целях развития на период до 2030 года». В зону ответственности Министерства просвещения входит сфера самореализации и развития талантов.

Министр подчеркнул важность стратегических задач, одной из которых является вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования.

«Нам нужно навести порядок в сфере повышения квалификации и переподготовки кадров и учителей: это и унификация программ, и использование результатов оценочных процедур в повышении квалификации учителей», – информировал Сергей Кравцов.

Следующим моментом, связанным с вхождением в десятку, Министр назвал максимально объективное проведение оценочных процедур – ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Ещё одной из стратегических задач, обозначенных Президентом России, названо воспитание. 21 мая Президент предложил внести поправки в закон об образовании в части организации воспитательной системы.

«Речь не идёт о какой-то дополнительной бюрократической нагрузке, речь идёт о систематизации той большой работы по воспитанию наших школьников. В этой части мы сегодня готовим новый нацпроект, он финансово обеспечит реализацию данного закона», – сказал Сергей Кравцов.

Говоря о Цифровой образовательной среде, Министр ещё раз сообщил, что переход на дистанционный формат был вынужденной мерой и «речь идёт не о замене традиционного классического обучения на дистанционное обучение, а о том, чтобы в рамках ЦОС помогать школе в организации традиционного обучения и решении имеющихся проблем».

Министр информировал также о возвращении в традиционный школьный формат с 1 сентября.

«Пока ситуация позволяет говорить, что мы проведём и линейки с учётом определённых требований и начнём учебный год», – пояснил он.

О грядущих изменениях в развитии системы среднего профессионального образования рассказал первый заместитель Министра просвещения Дмитрий Глушко.

«Одним из ключевых вопросов федеральной повестки является синхронизация региональных систем СПО и кадровых потребностей экономики субъектов Российской Федерации. Акцент будет сделан на гибкости подходов, позволяющих оперативно реагировать на изменения структуры и содержания экономики, рынка труда с учётом специфики каждого из регионов Российской Федерации», – пояснил он.

По его словам, успешность нововведений в СПО, перехода на новые формы оценки, введения образовательных инноваций во многом зависит от педагогических и управленческих кадров, от их уровня профессиональных компетенций, возможностей для непрерывного и планомерного повышения квалификации.

«В этом году повышение квалификации должны пройти не менее 5 000 человек по 120 компетенциям. До 2024 года повышение квалификации должны пройти не менее 35 000 человек, при этом не менее 10 000 из них будут сертифицированы в качестве экспертов WorldSkills», – сообщил он.

Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева в рамках совещания обозначила цифровую образовательную среду как инструмент для предстоящей работы.

О стратегии развития высшего педагогического образования рассказал заместитель Министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк.

«Одно из важнейших направлений – формирование целостного образовательного пространства регионов, координация взаимодействия государственных органов управления образованием и педагогических образовательных организаций разного уровня: это и педагогические университеты, и колледжи, и институты повышения квалификации. Мы разработали карту взаимодействия педвузов с регионами», – сказал он.

Замминистра просвещения информировал, что в рамках исполнения поручения Президента с 1 сентября начинают осуществляться выплаты за классное руководство, также начнёт работать горячая линия по вопросам выплат.

Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Денис Грибов разъяснил моменты, связанные с разработкой программ воспитания с нового учебного года.

«С сентября 2020 года образовательные организации должны будут постепенно организовывать работу по разработке и внедрению рабочих программ воспитания. А с 1 сентября 2021 года внедрение рабочих программ станет обязательным для всех образовательных организаций», – сказал он.

В рамках развития инклюзивного образования и поддержки коррекционных школ и детских садов стоит задача обновления инфраструктуры.

«В рамках федерального проекта «Современная школа» предусмотрено материально-техническое обеспечение и реализация предмета «Технология» и проведение коррекционных занятий, а также реализация дополнительного образования. В 2020 году в проект включены 130 школ из 81 региона», – информировал Денис Грибов.

Подводя итоги совещания, Министр просвещения Сергей Кравцов особо подчеркнул, что именно благодаря труду педагогов российская система образования достойно выдержала сложный период вынужденного перехода на дистанционное обучение и получила высокую оценку зарубежных коллег. Он добавил, что и в новом учебном году все усилия будут направлены на поддержку педагогов.

В преддверии нового учебного года все большую актуальность приобретают вопросы совершенствования системы образования. Как заметил Министр просвещения РФ Сергей Кравцов, система образования – включая дошкольное, школьное, средне-профессиональное и дополнительное – охватывает около 80 млн граждан России. Таким образом, в улучшении образования потенциально заинтересовано большинство граждан страны. К наиболее волнующим темам относятся вопросы проведения государственных экзаменов, содержания образовательных программ, использования информационных технологий при организации образовательного процесса. Эксперты из разных областей, а также представители госорганов и население на мероприятии Общественной палаты РФ обсудили планируемые законодательные нововведения и инициативные предложения, поступившие от заинтересованных граждан.

Цифровые технологии в образовании

Одним из наиболее обсуждаемых нововведений последнего года является цифровизация образовательного процесса. Как заметил заслуженный учитель РФ, д. пед. н. Евгений Ямбург, она в наибольшей степени вызывает обеспокоенность у граждан, причастных к образовательному процессу. Причина заключается в недоверии родителей к внедрению и применению цифровых технологий при обучении школьников.

Напомним, что значимым нововведением прошлого года стало внедрение цифровой образовательной среды (ЦОС) в систему образования. Постановление Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2020 № 2040 регламентировало сроки проведения эксперимента по внедрению ЦОС – он пройдет с 10 декабря 2020 года по 31 декабря 2022 года. В соответствии с документом, цифровая образовательная среда представляет собой совокупность условий для реализации образовательных программ школьного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Сама электронная информационно-образовательная среда включает в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии и технологические средства. Предполагается, что цифровая образовательная среда позволит обеспечивать освоение учащимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их проживания. Ранее ГАРАНТ.РУ писал об информационно-коммуникационной образовательной платформы "Сферум", которая была запущена в рамках эксперимента.

В настоящий момент тенденция такая, что значительная часть родительского сообщества относится крайне негативно к нововведениям, затрагивающим внедрение информационных технологий в учебный процесс. Недоверие вызвано рядом факторов, которые по мнению родителей отрицательно влияют на учебный процесс. Представитель общественного движения "Родители Москвы" Алексей Плохов отметил опасение в отношении безопасности ЦОС для детей, а именно возможное нарушение опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и психики. Также родительское сообщество беспокоит качество предоставляемого для платформы цифрового образовательного контента, а также безопасность персональных данных, предоставляемых учащимися при пользовании ЦОС. По мнению представителя родительского сообщества, социальный запрос на цифровизацию образовательного процесса отсутствует. Более того, негативно был воспринят родителями вынужденный переход на дистанционный режим учебы в острый период эпидемии. По мнению Алексея Плохова, сам переход на удаленный формат учебы следовало согласовать с родителями, так как аномального уровня заболеваемости среди детей не было, а сам формат очно-заочной формы не помогает в борьбе с вирусом.

Обеспокоенность со стороны родителей также вызвана применению добровольно-принудительного порядка использования цифровой образовательной среды учащимися – соответствующий вывод родительское сообщество делает на основании положений Приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 18 ноября 2020 г. № 600. Он содержит положение, согласно которому планируется, что доля учащихся, по которым осуществляется ведение цифрового профиля, к 2030 году составит 100%.

Одна из ключевых причин, по которой складывается негативное отношение родительского сообщества к цифровизации, заключается в путанице в понятиях "дистанционное образование" и использование цифровых технологий, заметил Евгений Ямбург. Действительно, так, например, Алексей Плохов отметил, что, несмотря на заявления со стороны органов государственной власти о временном порядке дистанционного обучения, ряд документов содержит противоречивые положения. Представитель родительского сообщества привел в пример Паспорт стратегии "Цифровая трансформация образования" (утв. Министерством просвещения РФ 15 июля 2021 г.). Документ регламентирует результаты проекта, в числе которых, например, планируется достижение следующих показателей до 2024 г.:

  • 33% уроков будет проводиться с использованием современного цифрового образовательного контента;
  • осуществляется автоматизированная проверка домашних заданий, которые возможно проверить с использованием интеллектуальных алгоритмов;
  • сформированы реестры данных для анализа, прогноза и выработки управленческих решений.

При этом среди нововведений, запланированных к реализации до 2030 года, эксперт выделил положение, согласно которому 50% домашних заданий проверяется автоматически с использованием экспертных систем искусственного интеллекта.

В действительности, данные положения не относятся к дистанционному формату ведения уроков, а являются примером цифровизации и автоматизации однообразных образовательных процессов. Использование технологий подразумевается и при очном формате проведения уроков, что в перспективе в значительной степени способствует разгрузке работы учителей, рутинные обязанности которых могут быть автоматизированы.

Эксперты сходятся во мнении, что соответствующие опасения и предубеждения со стороны родителей в сторону развития цифровизации образовательного процесса возникают в первую очередь из-за незнания. Именно отсутствие знаний по соответствующему вопросу создает недоверие к информационным технологиям. Для решения соответствующей проблемы директор Автономной некоммерческой организации "Центр развития школьной журналистики "Школьный пресс-центр" и главный редактор "Учительской газеты" Арслан Хасавов предложил создать единую площадку, на которой родители смогли бы получить достоверную информацию, например, о функционировании ЦОС. Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Павел Пожигайло отметил, что проблема недоверия со стороны родителей также вызвана отсутствием четко регламентированных норм о возможности использования цифровых технологий без причинения вреда ребенку – эксперт предлагает решить соответствующий вопрос совместно со стороны Минздрава РФ и Минобразования РФ.

При этом следует учитывать, что дистанционное образование не обязательно может подразумевать полностью заочный формат: можно использовать очно-заочную форму, например, когда ученик, который не смог присутствовать на уроке очно, может подключиться по видеосвязи, заметил Сергей Кравцов. Министр просвещения особенно выделил, что основная задача состоит в том, чтобы на первое место поставить образовательный процесс, а не информационные технологии, которые представляют собой дополнительный механизм реализации образовательной деятельности. Соответствующее положение закреплено также в Постановлении Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040. По заявлению Сергея Кравцова, информационные технологии не смогут заменить традиционного формата очного обучения – это принципиальная позиция Минпросвещения РФ, которой ведомство руководствуется. Министр просвещения отметил, что именно по этой причине во время сложной эпидемиологической ситуации при первой возможности был произведен возврат учащихся с дистанционного обучения.

Еще одна проблема использования ЦОС заключается в наличии низкокачественных с точки зрения образовательного стандарта цифрового контента, используемого платформой. Соответствующие случаи предоставления контента низкого качества приводилась в качестве примера несколькими представителями родительского сообщества. Необходимость контроля за цифровым образовательным контентом поддерживает Сергей Кравцов. Он уверен, что содержание такого контента требует экспертизы по аналогии с проверкой учебников на содержание и соответствия образовательным стандартам. Именно соответствующий контроль за качеством предоставляемых в ЦОС материалов позволит повысить качество цифрового образовательного контента.

К плюсам внедрения цифровой онлайн-среды также относится предоставление возможности больным детям из разных регионов России получать доступное получение при отсутствии возможности присутствовать очно, отметил Евгений Ямбург. Также дистанционный формат взаимодействия учителей с учениками позволял учитывать индивидуальные пожелания вторых по выбору государственных экзаменов для сдачи. Это актуально, например, для детей, которые испытывали трудности при обращении за помощью педагогов очно, в то время как онлайн-общение позволяло установить контакт.

Евгений Ямбург считает, что для современного образования следует соблюдать баланс онлайн и офлайн форматов обучения – не отрицать информационные технологии, но и не отказываться от традиционного формата очного обучения. Технологии искусственного интеллекта, например, можно использовать для проверки шаблонных заданий, но в то же время сохранять за учителем право проверять более сложные варианты работ. Процесс образования меняется, в связи с чем его цифровая реформа представляется закономерным следствием. По мнению главного редактора газеты "Вести образования", канд. пед. наук Александра Адамского, цифровизация – это практически единственный способ устранения неравенства в образовании.

Государственные экзамены

Накануне нового учебного года в очередной раз поднимается вопрос реформы системы единого государственного экзамена. Как отметил ответственный секретарь Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев, предложения об отмене ЕГЭ поступают постоянно.

Алексей Гусев , ответственный секретарь Национальной родительской ассоциации:

Если мы говорим о том, что образование – это общественное благо, то ЕГЭ – это инструментарий, позволяющий достичь этого блага. Главное предназначение ЕГЭ – обеспечить социальную справедливость в части поступления абитуриентов в вузы. В связи с этим говорить об отмене экзамена представляется неправильным"

Эксперт считает, что следует наладить уже настроенную систему и позволять ей эволюционировать, а не предпринимать попытки ее реформации. Выражая общее мнение членов Национальной родительской ассоциации, Алексей Гусев предложил оставить ЕГЭ как форму вступительного экзамена в вузы, который может быть по желанию засчитан как итоговая аттестация в школе. Такая система позволит в том числе сдавать ЕГЭ людям в любом возрасте. Также поступают предложения об отмене обязательного ЕГЭ для всех. Так, например, Любовь Плужникова, директор школы в Челябинской области, предлагает сделать экзамен обязательным только для тех выпускников, которые поступают в высшие учебные заявления. Проблема заключается в том, что учащиеся, не уверенные в своих силах для сдачи ЕГЭ, уходят из школы после 9 класса, не получая тем самым полное школьное образование.

Представляя позицию Минпросвещения РФ, Сергей Кравцов отметил, что ЕГЭ в первую очередь представляет собой единый экзамен – требования и задания публикуются в открытом доступе, они соответствуют стандартам программы, при этом к учащимся предъявляются равные требования на территории всей страны. Такая система позволяет исключить коррупционную составляющую, когда абитуриенту следует нанимать репетитора из того вуза, в который он планирует поступать – если бы у каждого вуза были свои экзамены, такая ситуация была бы весьма вероятной, считает чиновник.

При этом в Минпросвещения РФ рассматривали предложения по альтернативным вариантам сдачи итоговых экзаменов – по словам министра, такие эксперименты проводились во время сложной эпидемиологической обстановки прошлым летом. Сам ЕГЭ эволюционировал на протяжении всего периода его применения – так, например, была удалена тестовая часть государственного экзамена, которая подвергалась наибольшей критике. Также был добавлен устный экзамен по русскому языку, добавлено сочинение, задания стали более творческими. Таким образом, система ЕГЭ совершенствуется с каждым годом.

Проблемы с увольнением директоров школ

Одной из наиболее насущных проблем является увольнение директоров на основании положений п. 2 ст. 278 Трудового кодекса, рассказал Евгений Ямбург. Согласно данной статье, директора школы можно уволить на основании решения уполномоченного органа. Фактически, учредитель имеет право уволить директора любой школы без объяснения причин. При этом Верховный суд еще в 2004 году дал разъяснение, согласно которому работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду (п. 53 ст. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"). Однако на практике директора безосновательно подвергаются увольнению – так, например, недавно уволили с поста директора школы в Нижнем Новгороде, так как она не предоставила списки школьников, участвующих в митинге. При этом проверка прокуратуры и МЧС соответствующих нарушений со стороны директора школы не выявила.

Как разъяснил Евгений Ямбург, увольнение по данной статье касается большого числа директоров по всей России, если судить о количестве направленных жалоб. Ситуация обостряется в связи с предстоящими выборами [имеются в виду выборы депутатов Государственной думы РФ VIII созыва, которые пройдут 19 сентября – прим. ГАРАНТ.РУ]. Эксперт отметил следующее нарушение: требование госорганов проконтролировать со стороны директоров, как будут голосовать учителя. Само такое требование носит антиконституционный характер и нарушает принцип прозрачности выборов, что является недопустимым, подчеркнул эксперт. Наиболее разумным решением сложившейся проблемы будет являться внесение изменений в ст. 278 ТК РФ, которая не будет давать права увольнять директора общеобразовательного учреждения без объяснения причин, так как на данный момент данная статья применима к школам.

Читайте также: