Девиз правления китайских императоров

Обновлено: 18.05.2024

Девиз используется как средство летосчисления; с начала года вступления монарха на престол считается первый год эры (元年), название которой совпадает с названием девиза.

Нередко императоры из разных соображений (обычно неблагоприятных событий) меняли девиз. В Китае девизы стали постоянными с установлением династии Мин в 1368 году. В Японии смена девизов на протяжении одного царствования была частой практикой до вступления на престол императора Мэйдзи, начиная с которого (1868) на одно правление используется только один девиз. Ныне при вступлении на престол нового императора Кабинет министров объявляет его девиз официальным; первый год эры называется ганнэн (元年).

См. также

  • Виды имён
  • История Азии
  • Китайский календарь
  • История Китая
  • История Кореи
  • Императоры Вьетнама
  • Императоры Японии
  • Монархия

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Девиз правления" в других словарях:

Сева (период правления япон. имп. Хирохито) — Хирохито 裕仁 Император Хирохито в 1926 году … Википедия

Список императоров Китая — История Китая Доисторическая эпоха Три властителя и пять императоров … Википедия

Династии Китая — История Китая Эпоха неолита Три властителя и пять императоров Династия Ся Династия Шан … Википедия

Император Китая — История Китая Эпоха неолита Три властителя и пять императоров Династия Ся Династия Шан … Википедия

Китайские императоры — История Китая Эпоха неолита Три властителя и пять императоров Династия Ся Династия Шан … Википедия

Китайский император — История Китая Эпоха неолита Три властителя и пять императоров Династия Ся Династия Шан … Википедия

Юань (династия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Юань. Великая Юань 大元 Империя ← … Википедия

Хронология истории Китая

XVI – XI вв. до н.э.

XI в. до н.э. – 771 до н.э.

период Весен и Осеней

период Борющихся царств


770 – 476 до н.э.
475 – 221 до н.э.

206 до н.э. – 8 н.э.

Южные и Северные царства

Пять династий и десять государств

Согласно китайской традиции, усвоенной маньчжурами, при воцарении новой династии основатель принимал девиз, под которым династия входила в историю. После восшествия на престол каждый император также вводил свой девиз правления, соответствующий избранной политической стратегии. По девизу велось летосчисление, именовался сам император. Эпохи правлений китайских императоров, называвшиеся по соответствующим девизам, воспринимались как календарные периоды, а потому почти всегда начинались с нового года по лунному календарю, то есть в январе или феврале. После смерти императора ему присваивалось посмертное имя, которое заносилось на поминальную табличку в храме предков. Не имели посмертного имени только императоры, ставшие жертвами переворотов, и последние в династии (в их числе – цинский Пуи, правивший под девизом Сюаньтун). Цинские императоры носили маньчжурскую фамилию Айсинь Гиоро. Родоначальник маньчжурской династии Нурхаци, создавая государство Поздняя Цзинь, ориентировался на китайскую политическую модель. В 1626 Сын Нурхаци – Хуантайцзи принял девиз Тяньцун («Чуткость [к воле] Неба»). К 1636 маньчжурское государство сумело превратить в своих вассалов Корею и Южную Монголию, что позволило Хуантайцзи объявить его империей под названием Цин («Чистое»), и принять новый девиз Чундэ («Почитание Добродетели»).

В ноябре 2008 года авторы получили от кыргызского нумизмата А.М. Камышева известие об обнаружении поблизости от городища Ак-Бешим довольно необычной монеты китайского типа (рис. 1а: Монета сюй-син юань-бао с городища Ак-Бешим). Монета сюй-син юань-бао с городища Ак-Бешим Монета сюй-син юань-бао с городища Ак-Бешим К юго-востоку от Ак-Бешима (древний Суяб) было расположено поселение, в прошлом населённое киданями. Обычными находками на этом месте являются китайские монеты династий Тан (618–907) и Северная Сун (960–1127). Здесь же была найдена и указанная монета. Три иероглифа легенды читались уверенно, в то время как чтение первого знака вызвало определённые затруднения, в итоге в качестве рабочей версии мы остановились на варианте цзи-син юань-бао 績興元寳. Небрежный стиль начертания знаков указывал на среднеазиатское, а не китайское происхождение монеты. С учётом того факта, что девиз правления цзи-син в китайской историографии не известен, при определении данного артефакта было выдвинуто предположение, что это монетовидный амулет местного производства.

Топография находок монет сюй-син юань-бао Сравнение трёх найденных образцов (табл. 1) показало, что мы имеем дело не с монетовидными амулетами, а с монетами, размер которых вполне соответствует размеру литых китайских монет достоинства сяо-пин и чжэ-эр [1] . Достаточно узкий ареал находок в пределах Чуйской долины (см. карту, рис. 2: Топография находок монет сюй-син юань-бао), полное отсутствие упоминаний о подобных монетах в китайских источниках и нумизматической литературе, а также ненормативное графическое исполнение легенды позволили сделать предварительный вывод о местном происхождении данных монет.

1. Монеты-подражания изготавливались с отклонениями от принятых в Китае стандартов. Это касается зачастую уменьшенного диаметра и веса, грубой отливки, проявляющейся в оплывших легендах и отсутствия обработки гурта и краёв отверстия монеты.

2. Монеты-подражания отливались исключительно с танских прототипов, к содержанию монетных легенд на китайском языке местные монетчики, видимо, были индифферентны. С одной стороны это подтверждается тем, что подражания китайским монетам продолжали изготавливаться и после ухода китайцев из региона, а с другой стороны – тем, что на многих монетах легенда практически не читается и лишь узнаётся по контурам иероглифов.

Здесь важно отметить, что случаи использования местными монетчиками оригинальных легенд не зафиксированы.

Причина, очевидно, кроется не только в отмеченном выше безразличии монетчиков к китаеязычным легендам, но и в том, что акт принятия девиза правления [4] есть непременный атрибут императорского Китая и, таким образом, «сгенерировать» новую легенду могла только китайская династия или синизированная некитайская.

Обнаруженные монеты с легендой сюй-син юань-бао, несмотря на ненормативную каллиграфию, показывают качественную обработку на монетном дворе, их метрологические параметры не вызывают вопросов и, как было показано выше, соответствуют стандартам для монет одинарного и двойного достоинства. Совершенно очевидно, что они не вписываются в данную группу местных подражаний и, таким образом, вопрос о датировке монет сюй-син периодом династии Тан снимается сам собой.

С другой стороны, в рассматриваемом регионе другие выпуски монет с китайской легендой не фиксируются. Есть информация о нескольких монетах-подражаниях монетам X в. чжоу-юань тун-бао [5] , однако, это, скорее, исключение из правила.

Интересной деталью для атрибуции монет сюй-син юань-бао является монетная формула юань-бао в их легенде. Данная формула впервые появляется в 759 г. на монетах с легендами дэ-и юань-бао 得壹元寳 и шунь-тянь юань-бао 順天元寳, выпускавшихся танским повстанцем Ши Сымином. Монет этого типа, насколько известно авторам, на территории Семиречья [6] обнаружено не было, что неудивительно, поскольку они являются довольно редкими и в самом Китае.

После этого юань-бао кратковременно появляется в легендах монет да-ли юань-бао 大曆元寳 (766–780, четвёртый девиз правления танского императора Дай Цзуна 代宗), которые выпускались китайскими гарнизонами, находившимися на территории Восточного Туркестана [3, c. 45–48]. Здесь же локализуются и основные находки монет этого типа. Кроме того, их в некотором количестве находят и в Семиречье [11, с. 88–89], но вопрос о выпуске местных подражаний этим монетам пока остаётся открытым. Точная дата начала выпуска монет с легендой да-ли юань-бао неизвестна, но даже если предположить, что их отливка в Восточном Туркестане началась в первый год эпохи правления да-ли, то знакомство монетчиков Семиречья с формулой юань-бао произошло terminus a quo в 766 г. Однако, как было показано выше, это не послужило поводом для «изобретения» в Семиречье новой монетной легенды, содержащей юань-бао.

Словосочетание юань-бао регулярно появляется в монетных легендах, начиная с периода Пяти династий, достигнув апогея в период династии Северная Сун. Среди нумизматов есть мнение, что его использовали в первом выпуске монет, отливавшихся под конкретным девизом правления. Здесь также уместно отметить, что монеты чжэ-эр начинают принимать заметное участие в денежном обращении в Китае со второй половины правления династии Северная Сун. Оба указанных выше факта являются дополнительными аргументами для предварительной датировки найденных монет не ранее второй половины XI в.

С конца X в. в Семиречье устанавливается власть караханидов, провозгласивших ислам официальной религией. Денежное обращение того периода составляли монеты мусульманского типа, поэтому мы не будем останавливаться на их рассмотрении.

В следующий и последний раз Семиречье попадает в зависимость от Китая (точнее, от политического образования «китайского круга») лишь в годы существования киданьской династии Западное Ляо [7] . Мы приходим к тому, что монеты сюй-син юань-бао могли выпускаться кем-то из правителей этой династии. Об этом же говорит и очень компактный ареал находок всех известных экземпляров на основной территории государства [8] ], в радиусе 50 км от бывшей столицы империи кара-китаев – Баласагуна [9] .

Двойственная [10] – китайская и центрально-азиатская – природа государства кара-китаев является хорошо известным фактом [18]. Эта двойственность проявлялась во всех сторонах жизни общества – политической, экономической, социальной, культурной и т.д. Не является исключением и нумизматический аспект, хотя само существование собственного денежного обращения кара-китаев оставалось под вопросом.

Дуализм денежного обращения проявляется в том, что исследователи сообщают как о монетах исламского облика [13, с. 223‑229], так и о монетах китайского типа, выпускавшихся кара‑китаями [20, c. 664]. Исламских монет, которые можно связать с кара-китайским государством, относительно немного, при этом практически нет выпусков, на которых прямо указывались бы имя или титул гурхана – императора Западного Ляо [11] . Связь других монет исламского чекана с кара-китаями устанавливается только на основании топографии находок или на основании сведений источников о том, что в определённые годы те или иные города находились под властью Западного Ляо. Что касается литых монет китайского типа, то здесь интрига совсем другого рода.

Виттфогель и Фэн, опираясь на сведения в нумизматических трудах китайских авторов периода династии Цин, сообщают о выпуске монет Западного Ляо с легендами гань-тянь юань-бао и кан-го тун-бао [20, с. 664]. Эта информация воспроизводится почти всеми авторами, как западными, так и восточными, затрагивающими тему литых монет кара-китаев. Что касается монеты гань-тянь юань-бао, то на поверку оказывается, что это миф, уходящий корнями в XII в. [12] Монеты же с девизом кан-го тун-бао, определяемые как выпуски основателя династии Елюй Даши в период правления кан-го (康國, второй девиз правления императора Елюй Даши) в 1134–1144 гг., на самом деле являются фантазией, потому что до настоящего времени в нумизматической литературе не появилось надежных сведений о подлинных монетах этого типа – их нет ни в музейных, ни в частных собраниях. Можно смело утверждать, что до настоящего времени подлинных литых монет кара-китаев известно не было [13] .

Итак, с одной стороны, монеты с легендой сюй-син юань-бао по всем признакам датируются не ранее XI в., с другой – сведения об этих монетах в Китае отсутствуют; с одной стороны, девиз правления сюй-син не зафиксирован в историографии Китая; с другой – принять девиз правления могла только китайская династия или синизированная некитайская, а из таких династий в рассматриваемое время в данном регионе могла быть только династия Западное Ляо. Принимая во внимание вышесказанное с учётом топографии находок в окрестностях Баласагуна, мы однозначно датируем монеты сюй-син юань-бао временем существования государства кара-китаев. Остается выяснить, какое отношение к Западному Ляо может иметь эра правления сюй-син из монетной легенды.

Обращает на себя внимание девиз шао-син императора Елюй Или [15] – такой же девиз правления был принят ранее Гао Цзуном, императором династии Южная Сун [16] . В истории китайских династий можно найти не один пример, когда один и тот же девиз правления выбирался разными правителями [17] , однако общепринятым было соблюдение уникальности этого символа императорской власти. В сунском источнике описан пример того, как правители избегали повторения формул, уже бывших в употреблении:

«На шестой год [под девизом правления] Цзянь-лун [18] [сунского] Тай-цзу зашла речь о смене девиза, и [император] наказал цзайсяну не обращаться к девизам, бывшим в прежние времена, – оттого девиз сменили на Цянь-дэ. [Однако] после этого [Владыка], увидев у одной наложницы из внутренних покоев зеркало, на обратной стороне которого было [выгравировано] „Цянь-дэ“, обратился за разъяснениями к сюэши Тао Гу, и Гу сказал: „Это девиз правления самозваного Шу“ [19] .

Тогда спросили наложницу – оказалось, она из подданных шуского вана. После этого [случая] Тай-цзу с ещё большим почтением стал относиться к конфуцианским учёным мужам, сожалея, что цзайсян столь беден знаниями». Оуян Сю. Гуй тянь Лу («Записи вернувшегося к полям»). Пер. И.А. Алимова [9, c. 270].

Представляется маловероятным, чтобы император Западного Ляо выбрал для себя название эры правления, которое к 1151 г. уже 20 лет использовалось императором династии, отношения с которой всегда были далеки от дружественных [18].

Известно, что история династии Ляо составлялась в спешке и содержит много ошибок [21, с. 22]. Усугубляет картину также и практически полное отсутствие сколько-нибудь значимых эпиграфических памятников, найденных на территории, заселённой кара-китаями. В этой связи обнаружение на данной территории трёх монет с девизом правления сюй-син, которые по всем признакам могли быть выпущены только правителем династии Западное Ляо, является серьёзным поводом для пристальной проверки сведений средневекового источника. Опираясь на изложенные выше факты, мы можем предложить только два возможных объяснения – либо в источник на каком-то этапе вкралась ошибка, либо девиз правления был умышленно изменён. Принимая во внимание, что основное значение обоих иероглифов шао и сюй – «продолжать» [20] , наиболее вероятной версией представляется сознательная замена иероглифа, которая могла иметь место, например, вследствие следования существовавшему в древнем Китае правилу табуирования иероглифов из личных имён действующих императоров и их предков, членов знатных семей и известных праведников [8].

Примеры подобных замен известны, один из них, применительно к Ляо ши, описан Виттфогелем и Фэном:

«В династийной истории Ляо пятый девиз правления Дао-цзуна упоминается как шоу-лун 壽隆, с единственным исключением в гл. 43, 9b, где девиз упомянут как шоу-чан 壽昌. Поскольку китайское имя Шэн-цзуна звучало как Лун-сюй 隆緒, Дао-цзун не мог, в соответствии с правилами табу, использовать первую часть имени своего деда в девизе правления. Мы убедились в том, что обсуждаемый девиз правления записывался как шоу-чан не только в эпиграфических памятниках Ляо, но и на монетах. Этот факт подтверждает, что Дао-цзун не принял словосочетание шоу-лун, а использовал в качестве своего девиза правления шоу-чан. В то же время в Истории Ляо используется шоу-лун вместо шоу-чан, по-видимому, вследствие того, что во времена Цзинь и Юань иероглиф чан находился под запретом из-за того, что входил в имя кого-то из членов правящих домов. Поэтому исходный девиз правления звучал как шоу-чан вследствие табу на иероглиф лун в период династии Ляо, но позднее был заменён в династийной истории на шоу-лун, поскольку действовало табу на иероглиф чан» [20, с. 182].

Составители Ляо ши заменили иероглиф чан на близкий по значению знак лун [21] 21 . Похожая ситуация, по нашему мнению, могла иметь место для названия эры правления императора Елюй Или, когда в исторические хроники вместо сюй-син было вписано семантически близкое словосочетание шао-син. Сейчас невозможно сказать, когда такая замена была произведена, но в своде Ляо ши, составленном в середине XIV в., девиз правления уже записан как шао-син. Самые ранние из сохранившихся списков Ляо ши датируются периодом конца династии Юань – начала династии Мин. Подробное выяснение деталей, касающихся данной замены иероглифов, может вылиться в отдельное исследование и выходит за рамки настоящей статьи. Нам важно то, что указанная замена в названии периода правления всё это время оставалась неизвестной, и лишь недавнее обнаружение монет с легендой сюй-син юань-бао позволило взглянуть на сведения источника под другим углом. В результате мы пришли к следующим выводам:

1. Монеты с легендой сюй-син юань-бао являются на сегодняшний день первыми обнаруженными экземплярами монет китайского типа, которые можно с уверенностью отнести к выпускам династии Западное Ляо. Эти монеты могли отливаться только во время правления императора Елюй Или.

2. Указанное в источниках название эры правления шао-син данного императора должно быть исправлено на сюй-син.

Монета сюй-син юань-бао с городища Бурана Монета сюй-син юань-бао с городища Бурана Буквально за несколько дней до срока представления статьи редактору сборника, мы получили сведения об очередной находке монеты с легендой сюй-син юань-бао. Принципиальная важность находки заключается в том, что она была сделана на городище Бурана: во-первых, это городище уверенно отождествляется с Баласагуном, столицей Западного Ляо; во-вторых, по словам А.М. Камышева «в отличие от Краснореченского и Ак-Бешимского городищ, здесь нет материалов раннего средневековья. Буранинские развалины дают материал X–XIV вв….» [11, с. 66], что служит ещё одним аргументом в пользу предлагаемой авторами датировки. Почерк легенды этого экземпляра весом 4,5 г и диаметром 24,0 мм (рис. 5) полностью совпадает с почерком на монете № 2, найденной в Кара-Джигаче. Таким образом, на данный момент мы знаем о находках на месте столицы кара-китайского государства и близлежащих городов четырёх экземпляров монет Западной Ляо сюй-син юань-бао, одинарного и двойного достоинства, с тремя вариантами начертания легенды.

Источники
1. Оуян Сю. Синь Тан Шу (Новая хроника [династии] Тан) / Электронная версия.
2. Хун Цзунь. Цюань Чжи – 1149 г. Факсимильное воспроизведение издания 1603 г. в Чжунго гу цяньби тупу каоши цунбянь, 2 т. Пекин, 1992. Т. 1, с. 1–194.

Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLII научная конференция: Часть. 1 / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2012. - 395 стр. - Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 6. С. 267-278.

Девиз используется как средство летосчисления; с начала года вступления монарха на престол считается первый год эры (元年), название которой совпадает с названием девиза.

Нередко императоры из разных соображений (обычно неблагоприятных событий) меняли девиз. В Китае девизы стали постоянными с установлением династии Мин в 1368 году. В Японии смена девизов на протяжении одного царствования была частой практикой до вступления на престол императора Мэйдзи, начиная с которого (1868) на одно правление используется только один девиз. Ныне при вступлении на престол нового императора Кабинет министров объявляет его девиз официальным; первый год эры называется ганнэн (元年).

См. также

  • Виды имён
  • История Азии
  • Китайский календарь
  • История Китая
  • История Кореи
  • Императоры Вьетнама
  • Императоры Японии
  • Монархия

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Девиз правления" в других словарях:

Сева (период правления япон. имп. Хирохито) — Хирохито 裕仁 Император Хирохито в 1926 году … Википедия

Список императоров Китая — История Китая Доисторическая эпоха Три властителя и пять императоров … Википедия

Династии Китая — История Китая Эпоха неолита Три властителя и пять императоров Династия Ся Династия Шан … Википедия

Император Китая — История Китая Эпоха неолита Три властителя и пять императоров Династия Ся Династия Шан … Википедия

Китайские императоры — История Китая Эпоха неолита Три властителя и пять императоров Династия Ся Династия Шан … Википедия

Китайский император — История Китая Эпоха неолита Три властителя и пять императоров Династия Ся Династия Шан … Википедия

Юань (династия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Юань. Великая Юань 大元 Империя ← … Википедия

Читайте также: