Девиз организации оста общества станковистов
Обновлено: 27.11.2024
ОСТ (Общество станковистов). Москва. 1925–1931
Общество станковистов создано в начале 1925 года молодыми художниками – выпускниками Вхутемаса, объединившимися под лозунгом борьбы против традиционного реализма ахрровского толка, за новую реалистическую форму, за создание современной станковой картины.Творческая платформа ОСТ базировалась на достижениях левого искусства. Показательно, что почти все будущие остовцы в 1918–1924 были увлечены в живописи отвлечённо-формальными задачами в духе абстрактного искусства и конструктивизма. В ГСХМ–Вхутемасе учителями будущих членов ОСта, оказавшими сильное влияние на их художественное мировоззрение, были представители разных направлений левого искусства: В. В. Кандинский, П. П. Кончаловский, И. В. Клюн, П. В. Кузнецов, А. В. Лентулов, К. С. Малевич, И. И. Машков, А. М. Родченко, В. Е. Татлин и другие. Важную роль в формировании молодых художников сыграл МЖК, здесь студенты могли видеть и изучать работы Кандинского, Малевича, Татлина, Родченко и других. В начале 1920-х заведующими МЖК были будущие остовцы П. В. Вильямс и Л. Я. Вайнер. Музей живописной культуры, ставший именно в этот период (1922–1923) «почти составной частью Вхутемаса и местом, где особенно часто встречались будущие члены ОСТа <. > явился одним из важных факторов первоначального объединения всего основного состава общества» (В. И. Костин. 1976). Вильямс, А. Г. Тышлер, А. А. Лабас и С. Б. Никритин входили в Художественный совет музея, и неслучайно три из четырёх выставок ОСта прошли в стенах МЖК.
Возникновению Общества станковистов предшествовали в начале 1920-х попытки создания объединений с близкими задачами: «Метод» («Проекционисты»), «Конкретивисты» и «Объединение трёх». В возникшую в 1922 группу «Метод» вошли С. Б. Никритин, С. А. Лучишкин, М. М. Плаксин, К. Н. Редько, А. А. Лабас, Н. А. Тряскин, А. Г. Тышлер и другие. Рассматривая творчество как художественное изобретение, они отводили художнику роль создателя концепций, согласно которым должен организовываться окружающий предметный мир. Объединение «Конкретивисты» было создано в начале 1924 группой старшекурсников Вхутемаса – П. В. Вильямсом, Б. И. Волковым, К. А. Вяловым, В. И. Люшиным и Ю. А. Меркуловым. Конкретивисты стремились к созданию современной тематической картины, соединявшей в себе некоторые принципы конструктивизма и производственного искусства. Тогда же, в начале 1924 года, вхутемасовцами А. А. Дейнекой, Ю. И. Пименовым и А. Д. Гончаровым было организовано «Объединение трёх». Эти три группировки, в которые входили будущие учредители и члены ОСТ, экспонировали в 1924 году на «Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства» произведения, предвосхищавшие остовскую стилистику. «Это – возрождение станковой живописи после недавнего её бойкота», – писал о выставке Я. А. Тугендхольд.
Стремление молодых художников перейти от формальных лабораторных исканий к созданию новой реалистической картины привело их к конфронтации как с конструктивистами, так и с беспредметниками. Это также стало одной из побудительных причин создания ОСТ.
Членами-учредителями ОСТа стали: Л. Я. Вайнер, В. А. Васильев, П. В. Вильямс, К. А. Вялов, А. А. Дейнека, Н. Ф. Денисовский, С. Н. Костин, А. А. Лабас, Ю. А. Меркулов и Г. И. Пименов. Кроме молодых художников, среди учредителей общества были такие известные и сложившиеся мастера, как Ю. П. Анненков (эмигрировал в 1924 году, участвовал только во второй выставке ОСТ) и Д. П. Штеренберг, последний был избран председателем правления ОСТ.
В уставе общества была сформулирована идейная платформа объединения: «В эпоху строительства социализма активные силы искусства должны быть участниками этого строительства и одним из факторов культурной революции в области переустройства и оформления нового быта и создания новой социалистической культуры. <. > Линии, по которым должна идти работа:
а) Отказ от отвлечённости и передвижничества в сюжете.
б) Отказ от эскизности как явления замаскированного дилетантизма.
в) Отказ от псевдосезаннизма как явления, разлагающего дисциплину рисунка и цвета.
г) Революционная современность и ясность в выборе сюжета.
д) Стремление к абсолютному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры, в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет.
е) Стремление к законченной картине.
ж) Ориентация на художественную молодёжь.
За время своего существования Общество станковистов провело четыре выставки в Москве (1925–1928).
На всех четырёх выставках ОСТа живопись, театральные работы, станковая и производственная графика экспонировались вместе. Члены нового объединения активно занимались плакатом, книжной иллюстрацией, журнальной графикой. Тематические предпочтения остовцев во многом определялись урбанизмом и индустриализмом, художники увлечённо изображали летящие дирижабли, машины, поезда, производственные механизмы, проявляли исключительный интерес к техническим достижениям и открытиям.
Выставки вызывали активные отклики и бурную полемику в прессе. В статье о второй выставке А. М. Эфрос так охарактеризовал новое общество: «ОСТ пока единственная из наших групп, которая сумела переработать, очистить и ввести в дальнейший художественный обиход то, что было отточенного и общезначительного в кубизме, супрематизме, конструктивизме и прочих «измах» последних лет. <. > Художники ОСТ – неореалисты, или, может быть, правильнее сказать, «формальные реалисты». <. > ОСТ делает дело художественного авангарда».
Современная критика связывала стилистику остовцев не в последнюю очередь с немецким экспрессионизмом. «Первая всеобщая германская художественная выставка» (1924, Москва), на которой были широко представлены немецкие экспрессионисты, действительно произвела сильное впечатление на будущих членов ОСта. «Живопись остовцев в значительной части обнаруживает влияние немецкой культуры», – писал И. Э. Грабарь (И. Грабарь. Выставка ОСТ в Москве). Эту близость подтверждает и участие ряда остовцев в 1928 году, по приглашению немецкого общества «Жюри фрай», в выставке немецких художников (Г. С. Берендгоф, П. В. Вильямс, К. А. Вялов, А. Д. Гончаров, Н. Ф. Денисовский, А. Н. Козлов, Н. Н. Купреянов, А. А. Лабас, С. А. Лучишкин, Е. К. Мельникова, Г. И. Пименов, А. Г. Тышлер, Н. А. Шифрин, Д. П. Штеренберг).
Стилистически произведения художников ОСТа не были едиными. Основной была стилистика, близкая к конструктивизму и отчасти к экспрессионизму. Её выразительные приёмы в большой степени основаны на графических принципах (монтажная манера, острые ракурсные построения, силуэтная выразительность форм, плакатность). В 1928 году в ОСТ наметился конфликт двух групп художников, резко разошедшихся в понимании стиля и содержания современного искусства. В группу, тяготевшую к современным темам (техника, спорт, индустриальный пейзаж), решённым в остро динамическом ключе, и придерживавшуюся «графической» манеры в живописи, входили С. А. Лучишкин, П. В. Вильямс, Ю. И. Пименов, В. П. Тягунов, К. А. Вялов, В. И. Люшин, Н. Ф. Денисовский, К. А. Козлова, М. Л. Гуревич, А. А. Шахов, А. И. Игумнов, Ф. В. Антонов, Е. К. Мельникова, Е. С. Зернова, И. А. Кудряшов. В противоположность этой группе у другой части ОСта, объединившейся вокруг Штеренберга (Гончаров, Тышлер, Лабас, Купреянов, Шифрин, Козлов, а также многие молодые члены ОСТа – И. В. Ивановский, Л. Я. Зевин, М. М. Аксельрод, М. Х. Горшман, Л. П. Зусман, Т. А. Лебедева и В. С. Алфеевский), преобладало «живописное» начало, лирико-романтическое восприятие современности. С этого времени начался раскол объединения, закончившийся через несколько лет его распадом. В 1928 году один из лидеров ОСТ, Александр Дейнека, вышел из общества из-за несогласия с «гипертрофией станковизма» и недооценкой роли производственных искусств, в том числе плаката и журнального рисунка. В том же году он стал членом художественного объединения «Октябрь», куда вслед за ним вступил и другой член ОСТа, М. В. Доброковский. В начале 1930-х несколько молодых участников ОСТа (М. Гуревич, В. Тягунов, И. Ивановский, А. Игумнов) основали группу «ТИГИ», в составе которой они совершили несколько творческих поездок.
В 1928–1931 размежевание двух групп внутри общества усиливалось, и ОСТ окончательно утратил единую платформу. Руководство ФОСХ, АХРР и ОМАХР – основных противников ОСТа поддерживали его раскол, настаивая на необходимости его «классового расслоения», причём в резолюции ФОСХ группа Штеренберга (А. Гончаров, А. Лабас, А. Тышлер, Н. Шифрин и другие) называлась «правопопутнической» и «скатывающейся на позиции буржуазного искусства».
31 января 1931 года на экстренном собрании ОСТа произошёл окончательный раскол объединения. Вильямс, Вялов, Лучишкин, Люшин, Пименов и Тягунов потребовали смены руководства. Ими был предложен новый состав правления (Пименов, Вильямс, Лучишкин и Тягунов). При голосовании эта группа оказалась в меньшинстве (14 голосов против 19), однако собрание пришло к выводу о необходимости размежевания двух групп. Вначале выйти из ОСТа предполагали сторонники Штеренберга, но уже после собрания группа, возглавляемая Вильямсом, Пименовым, Лучишкиным и Тягуновым (Вялов, Люшин, Козлова, Гуревич, Шахов, Игумнов, Антонов, Мельникова, Зернова, Кудряшов и другие), заявила о создании самостоятельного общества под названием «Изобригада».
Председателем нового объединения стал молодой художник Виктор Тягунов, членами правления – С. Я. Адливанкин, П. В. Вильямс, С. А. Лучишкин, В. И. Люшин. Основные положения идеологической и художественной платформы «Изобригады» были сформулированы Адливанкиным и Никритиным: «Наша прежняя практика, протекавшая в условиях старого ОСТа, носила в себе элементы мелкобуржуазного и буржуазного влияния. Это выразилось в замкнутой кастовости группы, в эстетствующем формализме, в оторванности от задач социалистического строительства» (Цит. по: Золотой век художественных объединений в России и СССР. 1820–1932. СПб., 1992. С.70). «Изобригада» к началу 1932 года объединяла 20 художников, среди которых были Адливанкин, Вильямс, Вялов, Кудряшев, Лучишкин, Люшин, Никритин, Пименов и другие. Группа Штеренберга сохранила прежнее название – ОСТ. Общество насчитывало 27 художников, председатель – Штеренберг, члены правления – Лабас, Тышлер, Козлов. Последним общим выступлением членов ОСта и «Изобригады» стала «Антиимпериалистическая выставка, посвящённая Международному Красному дню», состоявшаяся в Москве (1931).
Члены ОСТ участвовали в ряде программных выставок тех лет: «Русский рисунок за десять лет Октябрьской революции» в Государственной Третьяковской галерее (1927, Москва); Х выставка АХРР (к десятилетию Рабоче-крестьянской Красной армии) (1928, Москва); Выставка приобретений государственной комиссии по приобретениям произведений изобразительных искусств за 1927–1928 (1928, Москва); «Выставка художественных произведений к десятилетнему юбилею Октябрьской революции» (1928, Москва); «Графика и книжное искусство в СССР» (1929. Амстердам); XVII Международная выставка искусств (1930, Венеция) и другие.
Деятельность Общества станковистов стала одним из самых ярких явлений советской художественной жизни 1920-х – начала 1930-х. Сформировавшись, по выражению В. И. Костина, «в лоне левого искусства», остовцы провозгласили своей программной установкой изображение современности новым современным формальным языком. «ОСТ был первой художественной организацией в СССР, выдвинувшей машину и индустриальную форму как форму стиля. <. > Это – серьёзный фундамент стиля, стиля новой вещи, новой индустрии, чистой и ясной формы. Мы думаем, что это может быть началом пролетарского искусства».
Ведущие художники ОСТ сыграли важную роль в развитии советской станковой, а также монументальной живописи, книжной графики, плаката, театрально-декорационного искусства.
Содержание
Характеристика ОСТ
Создание объединения
В 1924 году состоялась Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства (Москва, Тверская ул., 54) [1] , где принимали участники студенты ВХУТЕМАСа в составе следующих группировок:
- «проекционисты» (С.Лучишкин, С.Никритин, К.Редько, Н.Тряскин. А. Тышлер; группа сформировалась 1922 году).
- «конкретивисты» (П.Вильямс, К.Вялов, В.Люшин, Ю.Меркулов; выделились из группы «проекционистов» в 1924 году).
- «группa трех» (Александр Дейнека вместе с Ю. Пименовым и А. Гончаровым)
Членами-учредителями ОСТа были Ю. Анненков, Д. Штеренберг, Л. Вайнер, В. Васильев, П. Вильямс, К. Вялов, А. Дейнека, Н. Денисовский, С. Костин, А. Лабас, Ю.Меркулов, Ю.Пименов. Устав ОСТа принят в сентябре 1929 года.
Идеология
Название группировки — Общество художников-станковистов — было связано с бурными дискуссиями о судьбах и назначении искусства. Группа современных остовцам живописцев принципиально отвергла станковые формы творчества ради задач художественно-производственных, что членам будущего ОСТа пришлось не по нраву. Собственно Штеренберг, ещё на своем посту в отделе ИЗО как преподаватель способствовал развитию данного производственного искусства, но как живописец и член ОСТа уже стал отстаивать плодотворность станковизма [2] . «Антистанковисты-производственники», а затем АХРР, стали основными противниками ОСТа.
. в эпоху строительства социализма активные силы искусства должны быть участниками этого строительства и одним из факторов культурной революции в области переустройства и оформления нового быта и создания новой социалистической культуры (Устав ОСТа) [3] |
ОСТ не бралось за революционные темы Гражданской войны (лучшие образцы которой представили ахровцы), а предпочитали мирные, светлые темы, «приметы XX столетия», типические явления современной им мирной действительности: жизнь индустриального города, промышленное производство, занятия спортом и др. В воспитательном плане определялась «ориентация на художественную молодежь». Они стремились отразить в отдельных фактах новые качества современной им эпохи. Основные темы:
- индустриализация России, недавно ещё аграрной и отсталой, стремление показать динамику взаимоотношений современного производства и человека
- жизнь города и городского человека XX века
- массовый спорт (футбол, теннис, спортивные соревнования и кроссы, гимнастика), который также стал характерной особенностью жизни советского общества.
Характеристика живописи
А.Дейнека. «На стройке новых цехов», 1926, ГТГ
из Устава ОСТ: [6]
Считая, что только искусство высокого качества может себе ставить такие задачи, необходимо в условиях современного развития искусства выдвинуть основные линии, по которым должна идти работа (. )
а) отказ от отвлеченности и передвижничества в сюжете;
б) отказ от эскизности как явления замаскированного дилетантизма;
в) отказ от псевдосезаннизма как разлагающего дисциплину формы, рисунка и цвета;
г) революционная современность и ясность в выборе сюжета; д/ стремление к абсолютному мастерству (. );
e) стремление к законченной картине;
ж) ориентация на художественную молодежь.
Художники стремились выработать новый изобразительный язык, лаконичный по форме и динамичный по композиции. Для произведений характерны обострённая лаконичность формы, её нередкая примитивизация, динамика композиции, графическая чёткость рисунка.
«В поисках языка, адекватного их образно-тематическим устремлениям, „остовцы“ обратились уже не к передвижничеству, а к традициям европейского экспрессионизма с его динамизмом, остротой, выразительностью, к современным традициям плаката и кино, обладающих свободным и точным чувством пространства, способностью острого, экспрессивного воздействия на зрителя (в особенности, стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму)» [7] . «Им нужен был громкий и четкий голос, лаконичный и экспрессивный художественный язык, они смело вводили в картины приемы графики, плаката, фрески». «Стилистика была весьма передовой, включая элементы конструктивистского монтажа, равно как и приемы образного остранения и деконструкции, свойственные экспрессионизму и сюрреализму» [8]
«Все эти новые задачи определили и новые методы. Одним из принципов композиционного построения картины становится фрагментарность пространства. Сюжет, которому посвящено изображение, перестает быть замкнутым, становится органической частью бесконечного мира. Укрупняются и выдвигаются на первый план силуэты людей. Изображая их контрастно и цветом, и размером по отношению ко всему остальному, художники подчеркивают их динамическую мощь. Остовский станковизм, таким образом, вбирает в себя элементы монументальной живописи, надолго предоставляя этому виду искусства жизненное пространство внутри себя. Это тем более важно отметить и подчеркнуть, что советская эпоха испытывала насущную необходимость в монументальном пафосе своего образного воплощения, но при этом Советское государство не имело в те годы достаточных средств для развития градостроения и сопутствующего ему синтеза архитектуры с монументальным искусством» [7] .
«Сплав современной сюжетики с современными формальными средствами—таков (. ) курс, взятый ОСТом. Курс — принципиально совершенно правильный, от которого можно было ожидать плодотворных результатов», — писал критик Я.Тугендхольд [5] .
Конец объединения
Бушинский С. Н. «Рождественский бульвар», 1928. Картина одного из мелких членов объединения тем не менее демонстрирует отрыв от принципов реалистического, тщательно выписанного пейзажа
Как с критикой отмечали исследователи Дейнеки, «после удачных выступлений в жанре тематической картины Штеренберг и примыкавшая к нему группа художников [9] , стали отходить на позиции камерного станковизма с подчеркнутой условной интерпретацией окружающего мира. Их формально-стилистические эксперименты зачастую принимали лабораторный характер, облекались в чрезмерно искусственную форму. Дейнека и его единомышленники по ОСТ же стремились и к новаторству в идейно-тематической сфере искусства».
Между членами ОСТ существовали немалые расхождения в оценке значения отдельных видов и жанров искусства. «Наиболее последовательные станковисты отстаивали приоритет чисто живописных методов работы над журнальным рисунком, плакатом, монументальным панно, приверженцы интимно-лирической живописи выражали претензии к тем, кого увлекали поиски большого стиля эпохи. Скорее всего, Дейнеку не устраивало внутрицеховое размежевание художников, желание некоторых членов объединения утвердить приоритет чистых формальных новаций над поисками конкретной содержательной образности» [10]
- Одна из групп (в нее входили Вильямс, Дейнека, Лучишкин, Пименов и др.) тяготела к изображению городской жизни, новой техники, индустриального пейзажа, спорта, молодых, физически развитых людей. Их работы отличала динамичность, четкость композиции, графичность в передаче форм.
- Другая группа, объединявшаяся вокруг Штеренберга (Гончаров, Лабас, Тышлер, Шифрин и др.), работала в более свободной манере предпочтя лиричность и живописность рациональной организации произведений.
В конце концов, собственно ОСТ и его наследники, наряду со всеми другими художественными объединениями, оказалась распущена в 1932 году постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля «О перестройке литературно-художественных организаций». Его остатки влились в Московское отделение Союза советских художников.
Выставки
- П.Вильямс, «Автопробег» (1930), «Гамбургское восстание»
- Д.Штеренберг, «Старик (Старое)» (1925), «Аниська» (1926)
- А.Дейнека, «На стройке новых цехов» (1926), «Перед спуском в шахту» (1924), «Футболисты» (1924), «Текстильщицы» (1926), «Оборона Петрограда» (1928).
- А.Лабас, «Первый советский дирижабль» (1931), «Первый паровоз на Турксибе» (1931)
- С.Лучишкин, «Шар улетел» (1926), «Я люблю жизнь»
- Ю.Пименов «Тяжелая индустрия». Картины после роспуска объединения:
- «Новая Москва» (1937); «Свадьба на завтрашней улице» (1962).
Общество организовало 4 выставки [1] :
- 1925 (Москва, Музей живописной культуры, Рождественка, 11, в правом крыле здания Вхутемаса)
- апрель-май 1926 (Москва, Государственный Исторический музей)
- апрель 1927 (Москва. Музей живописной культуры)
- апрель 1928 (Москва, Музей живописной культуры)
Кроме того, в 1929 и 1930 годах ОСТ участвовал в двух передвижных выставках, в «10 лет Октября», 1927; «10 лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1928), в «Выставке живописи, рисунка, кино-фото, полиграфии и скульптуры» на тему «Жизнь и быт детей Советского Союза» (1929, Москва) и в других тематических выставках, в том числе в выставке советского изобразительного искусства в Нью-Йорке (1929). В 1928 по приглашению немецкого обцества «Жюри фрай» («Juryfrei») в выставке немецких художников участвовали советские мастера, входящие в ОСТ (Берлин, 1928) [1] .
ОСТ, ОХСТ, Общество художников-станковистов — художественная группировка, основанная в 1925 году в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа во главе с Давидом Штеренбергом. Характерной чертой творчества ОСТа является воспевание советской действительности (индустриализации, спорта, проч.) с использованием приемов современного европейского экспрессионизма. Существовало до 1931 года.
Ведущие художники ОСТ сыграли важную роль в развитии советской станковой, а также монументальной живописи, книжной графики, плаката, театрально-декорационного искусства.
Содержание
Характеристика ОСТ
Создание объединения
В 1924 году состоялась Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства (Москва, Тверская ул., 54) [1] , где принимали участники студенты ВХУТЕМАСа в составе следующих группировок:
- «проекционисты» (С.Лучишкин, С.Никритин, К.Редько, Н.Тряскин. А. Тышлер; группа сформировалась 1922 году).
- «конкретивисты» (П.Вильямс, К.Вялов, В.Люшин, Ю.Меркулов; выделились из группы «проекционистов» в 1924 году).
- «группa трех» (Александр Дейнека вместе с Ю. Пименовым и А. Гончаровым)
На следующий 1925 год они, вместе с присоединившимися к ним другими выпускниками, основали ОСТ, председателем которого, как наиболее почтенный и «старшина», был выбран Штеренберг, преподаватель ВХУТЕМАСа, учениками которого (а также В. А. Фаворского) были большинство участников объединения.
Членами-учредителями ОСТа были Ю. Анненков, Д. Штеренберг, Л. Вайнер, В. Васильев, П. Вильямс, К. Вялов, А. Дейнека, Н. Денисовский, С. Костин, А. Лабас, Ю.Меркулов, Ю.Пименов. Устав ОСТа принят в сентябре 1929 года.
- Председатель общества — Д. П. Штеренберг.
- Состав правления в 1925—1926 гг. — Л.Вайнер, П.Вильямс, Н.Денисовский, Ю.Пименов;
- 1927 год — П.Вильямс, Ю.Пименов, Л.Вайнер, Н.Шифрин[1] .
Идеология
Название группировки — Общество художников-станковистов — было связано с бурными дискуссиями о судьбах и назначении искусства. Группа современных остовцам живописцев принципиально отвергла станковые формы творчества ради задач художественно-производственных, что членам будущего ОСТа пришлось не по нраву. Собственно Штеренберг, еще на своем посту в отделе ИЗО как преподаватель способствовал развитию данного производственного искусства, но как живописец и член ОСТа уже стал отстаивать плодотворность станковизма [2] . «Антистанковисты-производственники», а затем АХРР, стали основными противниками ОСТа.
П.Вильямс. «Автопробег», 1930, ГТГ. Одна из самых знаменитых картин ОСТа соединяет экспрессивность, лёгкость мазка, а также современную тему — автомобили
После образования в 1922 году АХХРа — Ассоциации революционных художников России и её борьбы с «формализмом» (русским авангардом) закономерным стало появление ОСТа — объединения художников, которое также, как и АХРР, предпочитало советскую тематику, но не отвергало инструменты художественного языка, изобретённого в ХХ веке. В отличие от ахровцев, ориентировавшихся на весьма натуроподобный реализм передвижников, остовцы считали своим эстетическим идеалом новейшие европейские течения, в особенности экспрессионизм. Отчасти это было связано с тем, что большинство членов объединения были выпусками ВХУТЕМАСа — молодежью, стремившейся «выразить энергию и бодрость молодой страны». Представителем более старшего поколения был лишь Штеренберг. ОСТ стали называть «самой левой среди правых группировок».
Исследователи отмечают, что на первых порах в программе и практике ОСТа было много чисто умозрительного экспериментаторского пыла и озорства, но важно другое — в этом Обществе царила творческая атмосфера, в нем господствовал жадный интерес к революционной новизне современной действительности, к новым формам жизни, а не только к новым формам живописи и графики ради них самих [4] .
ОСТ не бралось за революционные темы Гражданской войны (лучшие образцы которой представили ахровцы), а предпочитали мирные, светлые темы, «приметы XX столетия», типические явления современной им мирной действительности: жизнь индустриального города, промышленное производство, занятия спортом и др. В воспитательном плане определялась «ориентация на художественную молодежь». Они стремились отразить в отдельных фактах новые качества современной им эпохи. Основные темы:
- индустриализация России, недавно ещё аграрной и отсталой, стремление показать динамику взаимоотношений современного производства и человека
- жизнь города и городского человека XX века
- массовый спорт (футбол, теннис, спортивные соревнования и кроссы, гимнастика), который также стал характерной особенностью жизни советского общества.
Характеристика живописи
А.Дейнека. «На стройке новых цехов», 1926, ГТГ
Члены ОСТа выступали за реалистическую живопись в обновленной форме, противопоставляя её беспредметному искусству и конструктивизму. ОСТ утверждало значение и жизнеспособность станковых форм искусства. Основной своей задачей остовцы, как и «ахровцы», считали борьбу за возрождение и дальнейшее развитие станковой картины на современную тему или с современным содержанием — в чем они полностью отличались от ЛЕФа. «Строгую реальность 1920-х годов ОСТ склонен был видеть поэтически и реализовать в профессионально и логично построенной картине, вступая, таким образом, в полемику и с документализмом АХРР, и с более отвлеченными исканиями авангарда» [5] .
из Устава ОСТ: [6]
Считая, что только искусство высокого качества может себе ставить такие задачи, необходимо в условиях современного развития искусства выдвинуть основные линии, по которым должна идти работа (. )
а) отказ от отвлеченности и передвижничества в сюжете;
б) отказ от эскизности как явления замаскированного дилетантизма;
в) отказ от псевдосезаннизма как разлагающего дисциплину формы, рисунка и цвета;
г) революционная современность и ясность в выборе сюжета; д/ стремление к абсолютному мастерству (. );
e) стремление к законченной картине;
ж) ориентация на художественную молодежь.Художники стремились выработать новый изобразительный язык, лаконичный по форме и динамичный по композиции. Для произведений характерны обострённая лаконичность формы, её нередкая примитивизация, динамика композиции, графическая чёткость рисунка.
«В поисках языка, адекватного их образно-тематическим устремлениям, „остовцы“ обратились уже не к передвижничеству, а к традициям европейского экспрессионизма с его динамизмом, остротой, выразительностью, к современным традициям плаката и кино, обладающих свободным и точным чувством пространства, способностью острого, экспрессивного воздействия на зрителя (в особенности, стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму)» [7] . «Им нужен был громкий и четкий голос, лаконичный и экспрессивный художественный язык, они смело вводили в картины приемы графики, плаката, фрески». «Стилистика была весьма передовой, включая элементы конструктивистского монтажа, равно как и приемы образного остранения и деконструкции, свойственные экспрессионизму и сюрреализму» [8]
«Все эти новые задачи определили и новые методы. Одним из принципов композиционного построения картины становится фрагментарность пространства. Сюжет, которому посвящено изображение, перестает быть замкнутым, становится органической частью бесконечного мира. Укрупняются и выдвигаются на первый план силуэты людей. Изображая их контрастно и цветом, и размером по отношению ко всему остальному, художники подчеркивают их динамическую мощь. Остовский станковизм, таким образом, вбирает в себя элементы монументальной живописи, надолго предоставляя этому виду искусства жизненное пространство внутри себя. Это тем более важно отметить и подчеркнуть, что советская эпоха испытывала насущную необходимость в монументальном пафосе своего образного воплощения, но при этом Советское государство не имело в те годы достаточных средств для развития градостроения и сопутствующего ему синтеза архитектуры с монументальным искусством» [7] .
«Сплав современной сюжетики с современными формальными средствами—таков (. ) курс, взятый ОСТом. Курс — принципиально совершенно правильный, от которого можно было ожидать плодотворных результатов», — писал критик Я.Тугендхольд [5] .
«Соответствующая же традиция давала о себе знать долгие годы, активно влияя как на официальное, так и на неофициальное российское изо-искусство (именно ОСТ — даже в еще большей степени, чем Бубновый валет, — стал стилистической базой для сурового стиля 1960-х годов)» [8] .
Конец объединения
Дейнека уходит из ОСТ еще 1928 году по соображениям принципиального характера. Одной из причин ухода было его несогласие с руководством общества, прежде всего с Штеренбергом, которым не нравилось, что молодёжь не ограничивается поисками живописной формы, а вторгается в смежные виды искусства — плакат, журнальный рисунок, театральную декорацию, пробует свои силы в создании монументальных тематических композиций.
Бушинский С. Н. «Рождественский бульвар», 1928. Картина одного из мелких членов объединения тем не менее демонстрирует отрыв от принципов реалистического, тщательно выписанного пейзажа
Как с критикой отмечали исследователи Дейнеки, «после удачных выступлений в жанре тематической картины Штеренберг и примыкавшая к нему группа художников [9] , стали отходить на позиции камерного станковизма с подчеркнутой условной интерпретацией окружающего мира. Их формально-стилистические эксперименты зачастую принимали лабораторный характер, облекались в чрезмерно искусственную форму. Дейнека и его единомышленники по ОСТ же стремились и к новаторству в идейно-тематической сфере искусства».
Между членами ОСТ существовали немалые расхождения в оценке значения отдельных видов и жанров искусства. «Наиболее последовательные станковисты отстаивали приоритет чисто живописных методов работы над журнальным рисунком, плакатом, монументальным панно, приверженцы интимно-лирической живописи выражали претензии к тем, кого увлекали поиски большого стиля эпохи. Скорее всего, Дейнеку не устраивало внутрицеховое размежевание художников, желание некоторых членов объединения утвердить приоритет чистых формальных новаций над поисками конкретной содержательной образности» [10]
Само же объединение в первоначальном составе просуществовало недолго. Уже в 1928 г. внутри него четко определились две группы художников, отличающиеся своими творческими позициями [3] :
- Одна из групп (в нее входили Вильямс, Дейнека, Лучишкин, Пименов и др.) тяготела к изображению городской жизни, новой техники, индустриального пейзажа, спорта, молодых, физически развитых людей. Их работы отличала динамичность, четкость композиции, графичность в передаче форм.
- Другая группа, объединявшаяся вокруг Штеренберга (Гончаров, Лабас, Тышлер, Шифрин и др.), работала в более свободной манере предпочтя лиричность и живописность рациональной организации произведений.
Первоначально профессиональные дебаты и полемика между членами обеих групп вскоре приобрели политическую окраску. Испытывая усиление идеологической цензуры и политические атаки со стороны АХРРа, а позднее и РАПХа, общество претерпело раскол (его обвиняли в формализме, буржуазном индивидуализме и т. п.). В начале 1931 года остовцы пришли к решению, что одна из групп должна выйти из Общества. Этой группой стали художники во главе со Штеренбергом, за которыми сохранилось старое название [3] . Оставшиеся художники вскоре отказались от названия ОСТ и заявили о себе как о новом объединении — «Изобригада» («Бригада художников»). (Некоторая часть участников также перешла в организованный в 1930 году «Октябрь», куда вошел Дейнека).
Правление оставшейся части ОСТа: Д.Штеренберг (председатель), А.Лабас, А.Тышлер и А.Козлов [1] . «Изобригада» (Ю.Пименов, П.Вильямс и др.) выступила с обвинениями в адрес своих недавних товарищей и заверениями в том, что отныне они будут «за публицистику в искусстве как средство обострения образного языка искусства в борьбе за боевые задачи рабочего класса»" [11] . Правление Изобригады: В.П.Тягунов — председатель; Адливанкин, Вильямс, Лучишкин, Пименов).
В конце концов, собственно ОСТ и его наследники, наряду со всеми другими художественными объединениями, оказалась распущена в 1932 году постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля «О перестройке литературно-художественных организаций». Его остатки влились в Московское отделение Союза советских художников.
Выставки
- П.Вильямс, «Автопробег» (1930), «Гамбургское восстание»
- Д.Штеренберг, «Старик (Старое)» (1925), «Аниська» (1926)
- А.Дейнека, «На стройке новых цехов» (1926), «Перед спуском в шахту» (1924), «Футболисты» (1924), «Текстильщицы» (1926), «Оборона Петрограда» (1928).
- А.Лабас, «Первый советский дирижабль» (1931), «Первый паровоз на Турксибе» (1931)
- С.Лучишкин, «Шар улетел» (1926), «Я люблю жизнь»
- Ю.Пименов «Тяжелая индустрия». Картины после роспуска объединения:
- «Новая Москва» (1937); «Свадьба на завтрашней улице» (1962).
Общество организовало 4 выставки [1] :
- 1925 (Москва, Музей живописной культуры, Рождественка, 11, в правом крыле здания Вхутемаса)
- апрель-май 1926 (Москва, Государственный Исторический музей)
- апрель 1927 (Москва. Музей живописной культуры)
- апрель 1928 (Москва, Музей живописной культуры)
Кроме того, в 1929 и 1930 годах ОСТ участвовал в двух передвижных выставках, в «10 лет Октября», 1927; «10 лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1928), в «Выставке живописи, рисунка, кино-фото, полиграфии и скульптуры» на тему «Жизнь и быт детей Советского Союза» (1929, Москва) и в других тематических выставках, в том числе в выставке советского изобразительного искусства в Нью-Йорке (1929). В 1928 по приглашению немецкого обцества «Жюри фрай» («Juryfrei») в выставке немецких художников участвовали советские мастера, входящие в ОСТ (Берлин, 1928) [1] .
Официально ОСТ просуществовал до 1932 года — но после 1928 г. не было проведено ни одной выставки.
Члены ОСТ
Всего ОСТ объединял более 30 художников.
- Аксельрод, Меер (Марк) Моисеевич
- Алфеевский, Валерий Сергеевич
- Антонов, Федор Васильевич
- Барто, Ростислав Николаевич
- Барщ, Александр Осипович
- Берендгоф, Георгий Сергеевич
- Булгаков, Борис Петрович
- Бушинский, Сергей Николаевич (с 1928)
- Вайнер, Лазарь Яковлевич
- Васильев В.
- Вялов, Константин Александрович
- Горшман, Мендель Хаимович
- Денисовский, Николай Федорович
- Доброковский, Мечислав Васильевич
- Зернова, Екатерина Сергеевна
- Кищенков (Лик) Л. И.
- Клюн, (Клюнков) Иван Васильевич
- Козлова, Клавдия Афанасьевна
- Костин, Сергей Николаевич
- Кудряшев, Иван Алексеевич
- Игумнов, Андрей Иванович (с 1929)
- Люшин, Владимир Иванович
- Мельникова, Елена Константиновна
- Нисский, Георгий Григорьевич
- Пархоменко К. К.
- Перуцкий, Михаил Семенович
- Побережская А. И.
- Попков, Иван Георгиевич
- Прусаков, Николай Петрович
- Тряскин, Николай А.
- Тягунов, Владимир Петрович
- Щипицын, Александр Васильевич
- Эллонен, Виктор Вильгельмович
Литература
- Общество художников-станковистов (ОСТ), в сборнике: Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. Материалы, документы, воспоминания, М., 1962, с. 208—22;
- Лучишкин С., Общество станковистов, «Творчество», 1966, № 1.
- Костин В., ОСТ (Общество станковистов), Л., 1976.
- Е.Деготь. Русское искусство XX века
Ссылки
Примечания
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Общество станковистов" в других словарях:
Общество станковистов — см … Москва (энциклопедия)
Общество художников-станковистов — Ю.Пименов. «Даешь тяжелую индустрию!», 1927, ГТГ ОСТ, ОХСТ, Общество художников станковистов художественная группировка, основанная в 1925 году в Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа во главе с Давидом Штеренбергом. Характерной чертой творчества … Википедия
ОБЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ-СТАНКОВИСТОВ — см. ОСТ … Большой Энциклопедический словарь
Общество художников-станковистов — см. ОСТ. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство Советская энциклопедия , 1986.) … Художественная энциклопедия
Общество художников-станковистов — см. ОСТ. * * * ОБЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ СТАНКОВИСТОВ ОБЩЕСТВО ХУДОЖНИКОВ СТАНКОВИСТОВ, см. ОСТ (см. ОСТ (общество)) … Энциклопедический словарь
Читайте также:
- Старый году1 царя было 3 сына отметь свой вариант ответа это развязка эпитеты присказка зачин
- Кричалки про красоту и стройность
- Девиз вышки на латыни
- Смс с 50 летием женщине
- Что будет если мужчина примет эстроген